Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лабораторная работа № 2
Основы языка С/C++. Линейные программы
Цель работы: изучить алфавит языка С, простые типы данных, научиться объявлять переменные и константы; изучить структуру программы на С; освоить функции ввода данных и вывода результата.
Основы теории
1. Элементы языка С
К основным элементам языка С можно отнести:
символы
переменные
константы
идентификаторы
ключевые слова
комментарии
1.1 Символы
Язык С был создан уже после внедрения стандарта ASCII, поэтому использует почти все его графические символы (нет только $ @ `).
Множество символов используемых в языке С можно разделить на несколько групп.
I группа символов символы, используемые для образования ключевых слов и идентификаторов. Это прописные и строчные буквы английского алфавита, а также символ подчеркивания (_); прописные и строчные буквы русского алфавита и арабские цифры.
II группа символов знаки нумерации и специальные символы (табл. 1). Эти символы используются с одной стороны для организации процесса вычислений, а с другой для передачи компилятору определенного набора инструкций.
Таблица 1 Допустимые символы языка
Символ |
Наименование |
Символ |
Наименование |
Символ |
Наименование |
, |
Запятая |
\ |
обратная черта |
] |
закрывающаяся квадратная скобка |
. |
Точка |
~ |
тильда |
< |
меньше |
; |
точка с запятой |
* |
звездочка |
> |
больше |
: |
Двоеточие |
+ |
плюс |
# |
номер |
? |
вопросительный знак |
- |
минус |
% |
процент |
' |
Апостроф |
( ) |
круглые скобки |
& |
амперсанд |
! |
восклицательный знак |
{ |
открывающаяся фигурная скобка |
^ |
логическое не |
| |
вертикальная черта |
} |
закрывающаяся фигурная скобка |
= |
равно |
/ |
дробная черта |
[ |
открывающаяся квадратная скобка |
" |
кавычки |
III группа символов управляющие и разделительные символы (пробел, символы табуляции и др.).
IV группа символов управляющие последовательности. Это специальные символьные комбинации, используемые в функциях ввода и вывода информации.
Управляющая последовательность строится на основе использования обратной дробной черты (\) (обязательный первый символ) и комбинации латинских букв и цифр (табл. 2).
Таблица 2 Управляющие последовательности
Управляющие последовательности |
Назначение |
\a |
Звуковой сигнал |
\b |
Возврат на шаг |
\t |
Горизонтальная табуляция |
\n |
Переход на новую строку |
\v |
Вертикальная табуляция |
\r |
Возврат каретки |
\f |
Перевод формата |
Кроме определения управляющей последовательности, символ обратной дробной черты (\) используется также как символ продолжения. Если за (\) следует (\n), то оба символа игнорируются, а следующая строка является продолжением предыдущей. Это свойство может быть использовано для записи длинных строк.
1.2 Переменная представляет собой величину, значение которой во время выполнения программы может изменяться.
1.3 Константа представляют собой величину, значение которой во время выполнения программы не изменяется.
1.4 Идентификатор (имя) последовательность цифр и букв, а также специальных символов, которая используется для символического обозначения величин (переменных и констант), функций и т.п.
Совет
для улучшения читаемости программы следует давать объектам осмысленные имена;
слова, составляющие имя, разделяйте знаками подчеркивания: max_length.
Внимание
для образования идентификаторов могут быть использованы строчные или прописные буквы латинского алфавита, в качестве специального символа может использоваться символ подчеркивание (_);
первой в идентификаторе стоит буква или специальный символ;
одинаковые прописные и строчные буквы считаются различными символами, так как имеют различные коды;
идентификаторы, составленные из строчных и прописных букв различны (например, abc и ABC);
компилятор допускает любое количество символов в идентификаторе, хотя значимыми являются первые 31 символ;
идентификатор создается на этапе объявления переменной, функции, структуры и т.п. и только после этого его можно использовать в последующих операторах программы;
идентификатор не должен совпадать с ключевыми словами, с зарезервированными словами и именами функций библиотеки компилятора языка С/С++.
1.5 Ключевые слова это зарезервированные идентификаторы, которые наделены определенным смыслом. Их можно использовать только в соответствии со значением известным компилятору языка С/С++. Это double, int, struct, break, else, long, switch, char, extern, return, void, case, float, default, for, do, if, continue, while и др.
Ключевые слова не могут быть использованы в качестве идентификаторов.
1.6 Комментарий это набор символов, который игнорируется компилятором, заключенный в скобки /* … */ или начинающийся с // (в С++):
/* комментарии к программе */
// комментарий
Комментарии в программе выделяются зеленым цветом.
Комментарии помогают человеку читать текст программы; писать их грамотно считается правилом хорошего тона. Комментарии могут характеризовать используемый алгоритм, пояснять назначение тех или иных переменных, разъяснять непонятные места. При компиляции комментарии выкидываются из текста программы поэтому размер получающегося исполняемого модуля не увеличивается.
Совет
Для пояснений используйте //-комментарии, а скобки /* … */ применяйте для временного исключения блоков кода при отладке.
2. Простые типы данных
Язык С является строго типизированным языком. Любая величина, используемая в программе, принадлежит к тому или иному типу. При любом использовании переменных в программе проверяется, применимо ли выражение или операция к типу переменной.
Для обозначения типа используются ключевые слова, которые определяют диапазон значений и размер области памяти, выделяемой под переменные.
Простые базовые типы:
Целочисленные типы char (символьный), int (числовой)
Вещественные типы float (числовой), double (числовой)
Таблица 3 Базовые типы данных в С/С++ для 32-разрядной среды
Базовые целочисленные типы |
Базовые вещественные типы |
||||
Тип |
Размер памяти в байтах |
Диапазон значений |
Тип |
Размер памяти в байтах |
Диапазон значений |
char (символьный) |
1 |
от -128 до 127 |
float (вещественный) |
4 |
±(3.4Е-38...3.4Е38) |
int (целый) |
4 |
от -2 147 483 648 до 2 147 483 647 |
double (вещественный с двойной точностью) |
8 |
±(1.7Е-308...1.7Е308) |
Диапазон значений вещественных типов данных представлен в формате числа с плавающей точкой. После буквы Е указывается направление сдвига относительно десятичной точки: вправо, если после Е плюс, и влево, если минус.
Пример 1 Формат числа с плавающей точкой
2.437Е+02=2.437*102=243.7
Для образования типов, производных от простых, имеются модификаторы типа, которые (для числовых типов) бывают двух видов:
модификаторы знака signed (знаковый), usingned (безнаковый);
модификаторы размера short (короткий), long (длинный);
Внимание
модификатор записывается перед названием типа;
если не указан модификатор знаков, то по умолчанию подразумевается signed;
с базовым типом float модификаторы не употребляются;
модификатор short применим только к базовому типу int.
Некоторые синтаксически допустимые комбинации типов и модификаторов:
целые типы с модификаторами
unsigned сhar (1 бит, oт 0 до 255)
unsigned int (4 бита, от 0 до 4 294 967 295)
short int (2 бита, от -32 768 до 32 767)
unsigned short int (2 бита, от 0 до 65 535)
вещественные типы
long double (10 бит, ±(3.4Е-4932...1.1Е+4932))
Задание 1
Расположите целые (long, int, char, short) и вещественные (long double, float) типы по старшинству типов по следующему принципу: старший тип включает в себя все значения младшего типа как подмножество.
3. Операции над числовыми данными
Над числовыми данными определены следующие группы операций (рисунок 1).
Рисунок 1 Операции над числовыми данными
3.1 Арифметические операции определены как над данными целочисленных типов, так и вещественных (таблица 4).
Таблица 4 Арифметические операции
Арифметические операции над данными целочисленных типов |
Арифметические операции над данными вещественных типов |
+ (сумма) - (разность) * (произведение) / (целочисленное деление) % (взятие остатка) ++ (инкремент) -- (декремент) |
+(сумма) - (разность) *(произведение) / (деление) % (взятие остатка) ++ (инкремент) -- (декремент) |
Операции ++ и -- применяются только к переменным и, соответственно, увеличивают или уменьшают значение переменной на 1.
Примечание
Наличие в С/С++ операций ++ и -- связано с тем, что в системе команд микропроцессора имеются специальные операции для увеличения и уменьшения значения (обычно в регистре) именно на 1. Поэтому запись а++; предпочтительнее записи а=а+1; поскольку в большинстве случаев операции инкремента выполняются быстрее.
Операции ++ и -- могут быть префексными и постфиксными. Постфиксные операции выполняются после того, как значение переменной было использовано в выражении. А префиксные до того.
Пример 2 Операция ++ в постфиксной и префексной формах
1) int a=3, b=2;
c=a++*b++;
В результате получим с=6, а=4, b=3
2) int a=3, b=2;
c=++a*++b;
В результате получим с=12, а=4, b=3
Задание 2
Определите значение переменной d:
int a=5, b=1, c=4, d;
d=++a*b++-++c;
Над данными целочисленных типов определены также битовые (поразрядные) операции, которые применяются только к двоичному представлению числа. Это
>> (сдвиг влево)
<< (сдвиг вправо)
3.2 Операция присваивания = это операция, вырабатывающая значение, которое может использоваться в выражениях. Например, a=a+b; или a+=b;
Множественное присваивание присваивание одного и того же значения нескольким переменным. Например, a=b=c=1; или a=1; b=1; c=1;
Выражения это переменные, функции и константы объединенные знаками операций. Переменные, функции и константы в записи выражения называются операндами. Например, в записи y=cos(x)+x выражением является cos(x)+x, где функция cos(x) первый операнд, переменная x второй операнд.
3.3 Операции отношения будут рассмотрены в следующей лабораторной работе.
3.4 Логические операции будут рассмотрены в следующей лабораторной работе.
3.5 Операция запятая (,) или операция последовательного вычисления используется для связывания нескольких выражений в одно. Применение будет рассмотрено при изучении управляющих конструкций.
По количеству операндов, участвующих в операции, операции подразделяются на унарные, бинарные и тернарные.
Унарные операции (один операнд) выполняются справа налево.
Некоторые унарные операции приведены в таблице 5.
Таблица 5 Унарные операции
Знак операции |
Операция |
- |
арифметическое отрицание |
~ |
побитовое логическое отрицание |
! |
логическое отрицание |
+ |
Унарный плюс |
++ |
увеличение (инкремент) |
-- |
уменьшение (декремент) |
В отличие от унарных, бинарные операции (два операнда), список которых приведен в таблице 6, выполняются слева направо.
Таблица 6 Бинарные операции
Знак операции |
Операция |
Группа операций |
* |
Умножение |
Арифметические мультипликативные |
/ |
Деление |
|
% |
Остаток от деления |
|
+ |
Сложение |
Арифметические аддитивные |
- |
Вычитание |
|
<< |
Сдвиг влево |
Операции сдвига |
>> |
Сдвиг вправо |
|
< |
Меньше |
Операции отношения |
<= |
Меньше или равно |
|
>= |
Больше или равно |
|
= = |
Равно |
|
!= |
Не равно |
|
& |
Битовая операция И |
Битовые (поразрядные) операции |
| |
Поразрядное ИЛИ |
|
^ |
Поразрядное исключающее ИЛИ |
|
&& |
Логическое И |
Логические операции |
|| |
Логическое ИЛИ |
|
, |
Последовательное вычисление |
Последовательного вычисления |
= |
Присваивание |
Операции присваивания |
*= |
Умножение с присваиванием |
|
/= |
Деление с присваиванием |
|
%= |
Остаток от деления с присваиванием |
|
-= |
Вычитание с присваиванием |
|
+= |
Сложение с присваиванием |
|
<<= |
Сдвиг влево с присваиванием |
|
>>= |
Сдвиг вправо присваиванием |
|
&= |
Поразрядное И с присваиванием |
|
|= |
Поразрядное ИЛИ с присваиванием |
|
^= |
Поразрядное исключающее ИЛИ с присваиванием |
Тернарной операцией (три операнда) является операция «условие ?», которая реализует алгоритмическую структуру ветвления.
4. Объявление переменных
В С все переменные, используемые в программе должны быть объявлены вместе с указанием соответствующих им типов.
Объявление переменной имеет следующий формат:
Тип_переменной <список переменных через запятую>;
Переменные можно инициализировать при описании.
Инициализация задание начального значения или списка начальных значений переменной (переменным) при объявлении.
Переменная любого типа может быть объявлена как немодифицируемая. Это достигается добавлением ключевого слова const. Объекты с типом const представляют собой данные используемые только для чтения, т.е. этой переменной не может быть присвоено новое значение. Отметим, что если после слова const отсутствует спецификатор-типа, то подразумевается спецификатор типа int.
Пример 3 Объявление и инициализация переменных и констант
int a, b, c;
float f, a, b;
int a=1, b, c=2;
const double A=2.128E-2;
const B=286; //подразумевается const int B=286
Задание 3
Определите идентификаторы и типы всех переменных, констант для вычисления площади окружности. Запишите операцию присваивания.
5. Структура программы на С
Общая структура программы на С следующая:
директивы_препроцессора
int main()
{
тело программы
}
Директива препроцессора это инструкция, которая включает в текст программы файл, содержащий описание множества функций, что позволяет правильно компилировать программу. Смысл препроцессор в том, что директива выполняется до того, как текст программы поступает на вход компилятора.
Внимание
все директивы препроцессора начинаются со знака #;
после директивы препроцессора точка с запятой не ставится.
Запустим Visual C++ и создадим новое консольное приложение. В результате на экране получим:
#include "stdafx.h"
using namespace System;
int main(array<System::String ^> ^args)
{
Console::WriteLine(L"Hello World");
return 0;
}
Эта простая программа печатает сообщение «Hello World!» на стандартном устройстве вывода (которым, как правило, является монитор (дисплей).
Рассмотрим структуру программы.
В первой строке программы расположен комментарий, далее следует директива препроцессора #include, встретив которую, компилятор заменяет её на полный текст файла, на который она ссылается. В данном случае эта строка будет заменена стандартным заголовочным файлом stdafx.h (h от header, заголовок).
Строка программы
using namespace System;
означает, что компилятор должен использовать пространство имен System. Пространство имен (namespace) создает декларативную область, в которой могут размещаться различные элементы программы. Ключевое слово using информирует компилятор об использовании заявленного пространства имен (в данном случае System).
Функция с именем main является особенной, так как выполняется первой при запуске программы, то есть служит так называемой точкой входа в программу. Фигурные скобки после функции main обозначают её определение. Слово int говорит, что функция main возвращает (вычисляет) целое число.
В фигурных скобках формируется тело программы.
Тело программы программный блок, содержащий операторы описания, присваивания, управляющих конструкций, функции и др.
В примере 4 тело программы содержит два оператора оператор WriteLine и return.
Инструкция return обеспечивает механизм завершения работы функции main.
Последняя фигурная скобка обозначает конец определения функции main.
Для запуска программы на выполнение необходимо нажать сочетание клавиш Ctrl+F5:
6. Категории операторов в С/С++. Консольный ввод/вывод
Оператор действие, которое должен выполнить компьютер.
Все операторы языка С/С++ могут быть условно разделены на следующие категории:
оператор объявления;
операторы ввода/вывода;
оператор-выражение;
операторы управления: условные операторы, к которым относятся оператор условия if и оператор выбора switch; операторы цикла (for, while, do while); операторы перехода (break, continue, return, goto); оператор возврата return;
другие операторы.
Ввод/вывод информации в программировании процесс обмена информацией между оперативной памятью и внешними устройствами: клавиатурой, дисплеем, внешней памятью и т.п. Ввод это занесение информации с внешних устройств в оперативную память, а вывод извлечение информации из оперативной памяти на внешние устройства.
Существует несколько способов консольного ввода и вывода.
Первый способ это использование функции ввода printf() и функции вывода scanf() (унаследована в С++ от С).
Второй способ это использование оператора ввода Cin >> и оператора вывода Cout <<.
Назначение операторов ввода и вывода легче запомнить, если считать, что >> указывает в сторону перемещения данных. Например,
>> x перемещает данные в x, а << x перемещает данные из x.
Внимание
Для работы с функциями printf();и scanf() необходимо подключить библиотеку базовых функций <stdio.h> директивой #include<stdio.h>
Для работы с операторами Cin и Cout необходимо подключить библиотеку <iostream> директивой #include<iostream> (таблица 7).
Таблица 7 Функции и операторы ввода/вывода информации
Библиотека stdio.h |
Библиотека iostream |
|
Вывод |
Функция printf(); |
Оператор Cout |
Ввод |
Функция scanf(); |
Оператор Cin |
Примечание
Угловые скобки в записи <stdio.h> указывают компилятору искать файл stdio.h в каталоге стандартных заголовочных файлов. Если посмотреть содержимое текстового файла stdio.h, то можно увидеть большое количество строк, являющихся объявлениями функций.
В дальнейшем будем также подключать библиотеку <conio.h> (директивой #include<conio.h>). Библиотека conio.h содержит функции для работы с терминалом в текстовом режиме, в частности getch();которая выполняет задержку выполнения программы до нажатия клавиши и обеспечивает закрытие приложения по нажатию на клавишу.
Формат функции вывода:
printf("строка_формата", список_переменных);
Формат функции ввода:
scanf("строка_формата", &список_переменных);
Символы в строке формата делятся на три категории:
обычные символы;
управляющие символы (см. табл. 2);
спецификатор формата.
Спецификатор формата запись, которая начинается со знака % и которая определяет форму внешнего представления выводимой величины.
Спецификаторы:
%d целое число;
%u целое число без знака (для типа unsigned);
%c символ;
%s строка;
%f вещественное число c фиксированной точкой;
%e вещественное число с плавающей точкой (с мантиссой и порядком)
Внимание
Спецификатор должен соответствовать типу выводимой переменной.
Пример 4 Ввод/вывод данных с использованием функций
Напишем программу, запрашивающую длины трех сторон треугольника.
#include "stdafx.h"
#include<stdio.h>
#include<conio.h>
using namespace System;
int main(array<System::String ^> ^args)
{
int a,b,c;
printf("введите длины трех сторон треугольника\n");
scanf("%d %d %d",&a,&b,&c);
printf("ввод выполнен\n");
getch();
return 0;
}
Тестирование:
В данном примере оператор ввода scanf("%d %d %d",&a,&b,&c); в строке формата содержит три спецификатора %d, т.к. вводятся три целочисленных числа a,b,c , соответствующих сторонам треугольника.
Задание 4
Измените текст программы примера 4 так, чтобы можно было выполнить ввод вещественных значений переменных a,b,c.
Совет
При написании кода для повышения читабельности программы используйте отступы.
Примечание
При использовании оператора вывода Cout и оператора ввода Cin в пространстве имен System
using namespace System;
с библиотекой iostream необходимо писать:
std::cout и
std::cin
т.к. в iostream все классы объявлены в пространстве std (в iostream.h все классы объявлены в глобальном пространстве имен).
Пример 5 Ввод/вывод данных с использованием операторов
Рассмотрим две программы с пространством имен std и System.
Программа 1 |
Программа 2 |
#include "stdafx.h" #include<iostream> #include<conio.h> using namespace std; int main(array<System::String ^> ^args) { int a,b,c; cout << "введите длины трех сторон треугольника\n"; cin >> a >> b >>c; cout << "ввод выполнен\n"; getch(); return 0; } |
#include "stdafx.h" #include<iostream> #include<conio.h> using namespace System; int main(array<System::String ^> ^args) { int a,b,c; std::cout << "введите длины трех сторон треугольника\n"; std::cin >> a >> b >>c; std::cout << "ввод выполнен\n"; getch(); return 0; } |
Задание 5
На основе примера 5 разработайте программу-запрос на ввод (по вариантам):
1) текущего года, номера месяца и дня;
2) возраста, роста и веса пользователя;
3) года поступления пользователя в Вуз, группы и номера по списку;
4) года, номера месяца рождения и числа полных лет пользователя;
5) года, номера месяца и дня рождения пользователя;
6) номера домашнего, рабочего и сотового телефона пользователя и др.
Завершите программу сообщением «Ввод данных закончен».
Составьте две программы с использованием функций printf(); scanf(); и операторов Cout и Cin.
Примечание
При вводе и выводе информации следует обратить внимание на то, что консольное приложение создается в Windows, а выполняется как программа DOS. В DOS используется кодировка OEM (866), а в Windows ANSI (1251), буквы русского алфавита в них имеют разные коды. Первые 128 символов совпадают это ASCII, стандарт английских символов (плюс служебные). Следовательно, для работы с русскими буквами (кириллицей) необходимо в Visual C++ обеспечить преобразование символьной информации между этими двумя кодировками.
7. Директива #define
Если в программе возникает необходимость часто печатать или выводить на экран дисплея значение какой-либо переменной (или выполнять другие действия), то целесообразно ввести сокращенное обозначение с использование директивы #define, например
#define V printf("выполните ввод\n");
#define Pi 3.14
После этих директив в программе можно использовать операторы V и Pi.
8. Библиотека математических функций
Для выполнения более сложных расчетов необходимо подключение библиотеки математических функций:
#include<math.h>
В таблице 8 даны описания некоторых наиболее часто используемых функций математической библиотеки С.
Таблица 8 Математические функции (файл math.h)
Запись |
Значение |
abs(x) |
Возвращает абсолютное значение комплексного числа. |
acos(x) |
Вычисляет арккосинус (радианы). |
asin(x) |
Вычисляет арксинус (радианы). |
atan(x) |
Вычисляет арктангенс (радианы). |
ceil(x) |
ближайшее целое, не меньшее x |
cos(x) |
Вычисляет значение косинуса. |
cosh(x) |
Вычисляет значение гиперкосинуса. |
exp(х) |
Вычисляет экспоненциальное значение e в степени х. |
floor(x) |
Наибольшее целое, не превышающее х |
fmod(x, y) |
Остаток от деления нацело х на у. |
log(х) |
Вычисляет натуральный логарифм аргумента. |
log10(х) |
Вычисляет десятичный логарифм аргумента. |
norm(х) |
Вычисляет квадрат абсолютного значения аргумента. |
pow(х, y) |
|
sin(х) |
Вычисляет синус (х в радианах). |
sinh(х) |
Вычисляет гиперсинус. |
sqrt(х) |
Вычисляет положительный квадратный корень. |
tan(х) |
Вычисляет тригонометрический тангенс (х в радианах). |
tanh(х) |
Вычисляет гиберболический тангенс. |
Задание 6
Написать программу вычисления площади треугольника по формуле Герона:
где a, b, c длины сторон треугольника, p полупериметр.
Ввод длин трех сторон треугольника в диалоге. Протестируйте программу при входных значениях сторон треугольника 3, 4 и 5. При любых ли значениях сторон треугольника программа будет выполнена? Протестируйте программу при значениях 1, 2, 4.
3. Оборудование
ПЭВМ IBM PC, SVGA монитор с разрешением не менее 800*600 пикселей, клавиатура, мышь, среда Visual Studio C++.
4. Задание на работу
Ознакомиться с теоретическими положениями лабораторной работы. Выполнить задания, сформулированные в теоретическом материале. Составить алгоритм, написать и отладить программу согласно варианта задания
5. Программа работы
5.1 Составить программы для каждого из заданий, сформулированных в теоретическом материале.
5.2 Отладить программы в среде Visual Studio C++.
5.3 Составить алгоритм для индивидуального задания
5.4 Написать программу для реализации индивидуального задания
5.5 Отладить программу на контрольном примере
5.6. Оформить отчет
6. Контрольные вопросы
6.1 Что можно отнести к основным элементам языка С/С++?
6.2 Что такое управляющие символьные последовательности? Приведите примеры.
6.3 Что такое ключевые слова? Приведите примеры.
6.4 Что такое комментарии?
6.5 Необходимо ли переменную объявлять до ее использования?
6.6 Покажите, как переменной min присвоить значение 0.
6.7 Можно ли в одной инструкции объявить сразу несколько переменных?
6.8 Какие существуют в С/С++ простые базовые типы данных? Почему тип char (символьный) отнесен к целым? Почему нет логического типа данных, как, например тип Boolean в Pascal?
6.9 Что такое модификатор типа? Приведите примеры комбинаций базовых типов данных и модификаторов.
6.10 Расположите целые (long, int, char, shot) и вещественные (long double, float) типы по старшинству типов по следующему принципу: старший тип включает в себя все значения младшего типа как подмножество.
6.11 Как осуществляется объявление переменной?
6.12 Опишите структуру программы на С.
6.13 Что такое директива препроцессора. В чем смысл приставки пре?
6.14 С чего начинается выполнение C-программы?
6.15 Опишите формат функции вывода.
6.16 Что такое спецификатор формата? Приведите примеры.
6.17 Опишите формат функции ввода данных.
6.18 Какие группы операций определены над числовыми данными?
6.19 Объясните смысл операций инкремента и декремента. Приведите примеры. В чем заключается преимущество их использования?
6.20 Объясните смысл операции присваивания.
6.21 В программе объявлена переменная float x=10. Какое значение получит переменная х в результате вычисления следующих выражений?
x+=2
x/=10
x+=x+=1
Напишите соответствующие программы для расчета.
Задания к лабораторной работе №2
Вариант |
Задания |
1 |
Написать программу вычисления площади круга и длины окружности. |
2 |
Написать программу вычисления площади боковой поверхности и объема цилиндра. |
3 |
Написать программу вычисления полной площади поверхности и объема цилиндра. |
4 |
Написать программу вычисления площади боковой поверхности и объема конуса. |
5 |
Написать программу вычисления полной площади поверхности и объема конуса. |
6 |
Написать программу вычисления площади боковой поверхности и объема параллелепипеда. |
7 |
Написать программу вычисления полной площади и объема параллелепипеда. |
8 |
Написать программу вычисления площади боковой поверхности и объема правильной пирамиды (в основании квадрат) |
9 |
Написать программу вычисления полной площади поверхности и объема правильной пирамиды (в основании квадрат) |
0 |
Написать программу вычисления площади поверхности и объема сферы. |