Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

концепция занимает не очень ясное место в теории познания

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЕКРЕАЛОГИИ: ОТЛИЧИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.

Понятие «концепция» занимает не очень ясное место в теории познания. Оно обычно характеризуется как руководящая идея, ведущий замысел, основная точка зрения, способ понимания, трактовка какого-либо явления. Для этого она должна содержать некую сйво-купность представлений науки и практики о сущности объекта изучения, целях и формах общения с ним, путях его дальнейшего познания и практического освоения. Концепция, как правило, занимает определенное место в эволюционном ряду «концепция — учение — наука». Можно полагать, что каждый последующий этап включает в себя предыдущие. Стоит задуматься и о том, что в рассматриваемых нами случаях концепцией располагает и каждый отдыхающий (концепция на уровне обыденного сознания). Более того, редкость в отечественной литературе составляют публикации, претендующие на освещение той или иной целостной концепции. Такое состояние можно объяснить стремлением отечественной науки «служить практике» — сосредоточиться на разработке рекомендаций, программ, предложений . . . Это не означает, что во всех случаях мы встречаемся с работами «безыдейными», «бездумными»; чаще всего концептуальные соображения, положенные в их основу, оказываются скрытыми от читателя или изложены скороговоркой, «между прочим», в нескольких строках.

И все же в ряде выступлений можно видеть наличие некоторой установки. Однако фрагментарность концептуальных представлений затрудняет их систематизацию.

В первом приближении выявляются три группы концепций, которые условно можно обозначить как гуманоцентрированную, экономоцентрированную и натуроцентрированную. Более сложной задачей выступает дальнейшее деление этих групп.

Условность деления подчеркивается еще и тем, что в реальных высказываниях представителей разных отраслей знания, общественных деятелей, организаторов отдыха обычно формируются представления, предложения или стратегии, включающие сочетания различных по своей ориентировке концепций.

ГУМАНОЦЕНТРИРОВАННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Эту группу составляют довольно разнообразные концепции, которые объединяет ориентировка на потребности человека. Человека во всех ипостасях, на всех уровнях организации, от индивида, малой группы, социального слоя, класса, этноса, конфессии до человечества включительно. Соответственно, сюда входят медико-биологические, социологические, социопсихологические и культурологические концепции. Мы не беремся сейчас осуществить полную их систематизацию, но, чтобы не быть голословными, постараемся привести некоторые примеры.

Одной из наиболее ранних и устойчиво сложившихся выступает подгруппа медико-биологических концепций. Яркое выражение она находит в курортологии, рассматривающей механизмы лечения заболеваний с помощью лечебных природных факторов (П. Мезерницкий, 1932, П. Царфис, 1979), контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее время.

Важнейшим стимулом развития этой подгруппы концепций стали также представления о третьем состоянии («не болезнь — не здоровье») и учение о стрессах; одна из важнейших задач свободного времени стала усматриваться в предупреждении формирования третьего состояния, перехода его в болезнь, ослаблении адаптационного напряжения.

Вкладом в рекреалогию являются и концепции «управления здоровьем», «производства здоровья». Нельзя пройти также мимо общего влияния установки на примат производства — даже вопросы здоровья трактуются, как мы видим, в производственных терминах: «Оздоровление здорового человека». В качестве примера приведем взгляды Л. Панасюка и В. Ермакова (1989 г., доклад на заседании Ученого Совета ВНИЛТЭ). По их мнению, в терминологии гомеостатических представлений «оздоровление — это превентивное расширенное саморазвитие иерархической системы регуляции жизнедеятельности индивида, при котором приобретаются все более универсальные способы адаптации к неизвестным условиям природной и социальной среды», а управление ими должно «исходить из представления о целостной иерархической системе, содружественной работе нервной, нейроэндокринной, эндокринной и других систем». Исходя из этого, авторы считают, что «мишенью» для факторов активного отдыха является система регуляторных механизмов деятельности индивида.

Обширную подгруппу составляют социологические и социально-культурные концепции.

Ядро их формирует деятельностная концепция, в которой рассматриваются занятия в свободное от работы и непреложных дел время. Таким образом, рекреационная деятельность осознанно или неосознанно сопоставляется с трудовой деятельностью, рассматривается как особый вид социальной деятельности, неотъемлемая часть образа жизни.

С некоторой долей условности можно выделить подгруппу социокультурологических концепций. Их особенностью является восприятие свободного времени как сферы образования, формирования, воспитания, личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств. С блоком этих концепций сопряжена своего рода культурологическая, мессианская или патерналистская установка ряда общественных (в том числе и религиозных) движений и государственных институтов — установка на преодоление отделения аттрактивности от гуманистических ценностей, от знания (В. Квартальнов, 1990) на содержательное наполнение досуга (А. Баранов, 1990). При этом в рамках этого блока с особой остротой проявляются элементы идеологической борьбы, поскольку наполнение свободного времени может быть ориентировано и на формирование индивида-потребителя, личности-гражданина, личности-творца, законопослушного обывателя. В число этих «концепций наполнения» входят, например: концепции «досуг должен быть образовательным» (А. Баранов, 1990), «только познав свою родину, можно горячо ее любить и продуктивно для нее работать» (Лозунг Польского туристско-краеведческого товарищества), предвоенная отечественная концепция туризма как части комплекса «Готов к труду и обороне». В. Квартальнов (1990) отмечает следующие концепции, влияющие на ориентировку туризма: расширение культурного кругозора с помощью особых (предметных) форм познания; межнациональный обмен духовными ценностями как средство осознания единства человечества, единства его целей; пропаганда культурно-исторического наследия.

Приведенные выше концепции в основном ориентированы на удовлетворение интересов «популяционного уровня», когда даже развитие и возвышение духовных потребностей личности рассматривается с позиций ценности их для общества в целом.

Патерналистские и мессианские установки легко трансформируются в манипуляцию общественным сознанием и поведением.

Реально отмечена, например, ориентация на массовость, конформизм потребления, на социальную вседозволенность, на систему запланированного расточительства, вырождение свободы обмена людьми как средства обмена духовными и культурными ценностями, в свободу «передвижения» (В. Квартальнов, 1990).

Стоит подчеркнуть, что часть социокультурных концепций циркулирует как бы на бытовом уровне. В. Квартальнов называет в их числе, например, «погоню за имиджем личностного успеха», следование за элитарными, групповыми ценностями и стереотипами, что ведет к своего рода рекреационному конформизму.

Тенденции манипуляции рекреационным поведением и формирование рекреационного конформизма вызвали в последние десятилетия во всем мире как бы ответную реакцию — активный выход на арену социокультурных, гуманистических концепций, основу которых составляют представления о самоценности личности и ее самоответственности за свою жизнь. Их объединяет также то, что деятельность в свободное время рассматривается как часть жизни, особенно высоко ценимая за более свободный выбор и возможности реализации целей, направлений и форм занятий и поведения, которыми и обуславливается состояние наиболее полного физического, духовного и социального благополучия. Нельзя не отметить участия в формировании этих концепций активного обращения современной философии к гуманистическим установкам, влияния экзистенциализма. Отсюда — движение за свободу и активность выбора форм и направлений досуга.

Блок этих концепций тесно связан с изучением широчайшего круга личностных ценностей, выступающих связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, с изучением связей человека со средой. Это особенно отчетливо проявляется в концепциях: ролевых, например, концепции игры, праздника (А. Баранов, 1990), преодоления отчуждения (Э. Фромм, 1990).

Ниже в качестве примеров приводятся концепция рекреационной деятельности и антропоэкологическая концепция, в которых в наибольшей мере аккумулированы медико-биологические, социологические, социокультурные и гуманистические представления.

Антропоэкологическая концепция. Основу концепции составляет представление о важной, порою определяющей роли окружающей среды в жизни человека, в создании условий для наиболее полного физического, духовного и социального благополучия. С учетом традиционного сопоставления и противопоставления трудовой и рекреационной деятельности особое место в нашей тематике занимает смена сред.

Очевидно, что разные рекреационные потребности, смена направлений деятельности вызывают необходимость в разных качествах среды. При этом речь идет не только о природной, но и техногенной, социокультурной, социопсихологической средах. Практически даже при анализе рекреационной среды одного занятия ни от одной из них нельзя полностью абстрагироваться. Особенно важен учет целостности, интегральности среды при рассмотрении тех циклов занятий, которые имеют синкретический характер. Так как окружающая человека среда по самой сути своей выражает субъектно-объектные отношения, то и понятие о рекреационной среде, о ее достоинствах и недостатках зависит не только от физических свойств, но и от восприятия различными группами отдыхающих. Более того, рассмотрение рекреационной деятельности требует кроме понятия «окружающая среда» введения понятия «внутренняя среда личности», которая даже в нарушенных условиях природной, социокультурной и технической среды способна изменяться под влиянием смены потребностей, смены личностной установки, настроения.

Естественно, что удовлетворение разнообразных рекреационных потребностей населения порождает необходимость проведения мероприятий по организации интегральной рекреационной среды с тесным переплетением природных и социально-культурных составляющих на основе познания законов природы и рекреационной деятельности.

В качестве примера можно назвать создание парковых ландшафтов Крыма, парка в безлесном Кисловодске. Сегодня процесс адаптирования природных условий к человеку проявляется и в создании многочисленных природно-технических геосистем рекреационного назначения — искусственных пляжей, рекреационных водохранилищ и т. д. Судьба многих районов, богатых рекреационными ресурсами, зависит от адаптирующих возможностей общества. С другой стороны, нарастающая урбанизация многих курортов, загрязнение прибрежной части морей, многолюдье, невыразительная архитектурная застройка, обилие автомашин, загрязнение атмосферы, сокращение удельного веса зеленых площадей заставляют ставить вопрос об улучшении качества рекреационной среды. Даже целенаправленное формирование или совершенствование природно-технической рекреационной среды не только дорогостоящая, но и с биоэкологических позиций очень деликатная операция: меняя условия развития естественных процессов, мы нередко вызываем комплекс цепных реакций, сопровождающихся неожиданно остро негативными результатами.

ЭКОНОМЦЕНТРИРОВАННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Политэкономическая концепция

Жизнедеятельность человека имеет две полярные формы. Одна из них связана с затратами производительных сил (сфера производственной деятельности, производство благ, рабочее время), другая — с их восстановлением и развитием (сфера быта, потребление благ, нерабочее время). Диалектическое единство этих двух полярных форм жизнедеятельности заключается в том, что без восстановления и развития сил (рекреации) не может быть и их затрат.

Это взаимодействие носит исторический характер. Иначе говоря, изменения в сфере производственной объективно приводит к необходимости изменений в сфере бытовой. Взаимодействие, естественно, имеет и обратную связь.

Сфера быта охватывает все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности; материальную и культурную среду, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д. Глобальная функция сферы быта — рекреация имеет конечной целью восстановление и развитие производительных сил индивидов.

Рекреация характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных), и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на восстановление. Строго говоря, величина этого времени находится в зависимости от производительности общественного труда, а величина рабочего времени находится в зависимости от «производительности» рекреационной деятельности, от эффективности использования нерабочего времени, т. е. от того, насколько полно реализуется глобальная функция сферы быта. Однако сфера быта из-за структурной сложности и множества факторов, определяющих ее, не всегда и не в полной мере выполняет рекреационную функцию; в результате не все нерабочее время, покрывающее эту сферу, можно считать рекреационным. По нашей оценке, доля рекреационного времени в нерабочем на текущий момент составляет не более половины.

По функции в процессе воспроизводства живых сил человека, рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил).

На сферу быта влияют прежде всего уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, а также традиции народов, классовые различия, различия между городом и деревней, положение женщины в обществе, национальные особенности, идеология общества и его культура, привычные способы поведения людей, т. е. общественные привычки, нравы и пр., вплоть до природно-климатических условий обитания.

В реальной жизни выделяются четыре формы рекреации:

  •  в течение рабочего дня (I), инклюзивная, т. е. включенная в рабочее время;
  •  в конце рабочего дня (II), ежедневная;
  •  в конце недели (III), еженедельная;
  •  в конце рабочего года (IV); отпускная.

Рекреационное время измеряется соответственно: минутами, часами, днями, неделями. Функции этих четырех форм различны:

I — компенсаторная, II — компенсаторно-расширенная, III — рас-ширенно-компенсаторная, IV — расширенная.

Если в течение дня компенсаторная функция в полной мере не реализуется, то она должна быть реализована в конце дня. Если восстановление сил не обеспечивается и в выходные дни, то оно неизбежно переносится на отпуск, который проводится пассивно, — сон, регулярное питание, неспешные прогулки.

Взаимосвязь четырех форм рекреации очевидна, они составляют единое целое — жизненный цикл рекреационной деятельности, для реализации которого необходимы соответствующие каждой форме массивы рекреационного времени (минуты, часы, дни, недели) и особым образом организованная среда.

Рост производительности общественного труда, с одной стороны, позволяет увеличить нерабочее время, с другой  - требует его увеличения, ибо в рамках этого времени и происходит восстановление и умножение производительных сил человека.

Поскольку существует общественно необходимое рабочее время, то существует и общественно необходимое время для восстановление затраченных сил, т.е. рекреационное время. Под общественно необходимым рекреационным временем мы понимаем время, необходимое для простого воспроизводства сил человека, затраченных на изготовление какого-либо продукта при общественно нормальных условиях производства, т.е. при среднем уровне техники, средней интенсивности, труда и квалификации работника на предприятиях, выпускающих основную продукцию данного вида, а также время, необходимое на расширенное воспроизводство, обеспечивающее дальнейших рост производительности труда.

Очевидно, что на каждом этапе развития общества рекреационное время так или иначе должно достигать общественно необходимой величины. В противном случае прогресс в развитии производительных сил общества не может быть обеспечен. Человечество никогда бы не смогло достигнуть нынешнего уровня развития, если бы не увеличивалась доля рекреационного времени, в рамках которого происходит умножение производительных сил человека — главной движущей силы прогресса.

Поскольку затраты сил и восстановление затраченных сил находятся в диалектическом единстве, то изменение характера затрат должно вести к изменению характера восстановления.

Научно-техническая революция резко повысила энерговооруженность человека не только в сфере производства, но и в быту, чем резко изменила характер затрат, т. е. сократила физические нагрузки. Сто лет тому назад 94—99% всей механической работы выполнялось за счет мышечных усилий человека, ныне 99% механического труда осуществляется с помощью машин и только 1% за счет физических усилий человека. Энергетический баланс (поступление калорий — расход калорий), который в прошлом уравновешивался главным образом трудовыми затратами в рабочее время, требует теперь активной физической деятельности в рекреационное время. Если это требование не выполняется, человеку грозят патологические изменения, приводящие к необходимости врачебного вмешательства.

Одновременно с резким падением доли физических нагрузок резко возрастает доля интеллектуальных и эмоциональных. Углубляющаяся специализация, конвейеризация, поточное производство с разделением производственных операций на малые элементы приводят к монотонности, вызывающей довольно быстрое психологическое утомление, снять которое гораздо сложнее, чем утомление, вызванное физическими усилиями.

На протяжении всей биологической эволюции человек развивался как физически высокоактивный организм и поэтому он не мог не «научиться» быстро и эффектно восполнять израсходованную энергию; относительно кратковременный покой (менее 30% от времени суток) и небольшое количество пищи (0,75% к собственному весу — суточный рацион) полностью восстанавливают физические силы человека. Нервное напряжение не снимается так же быстро, как физическое, и обладает большой накопительной способностью.

Интеллектуализация труда и повышение психоэмоциональных нагрузок в рабочее время диктуют свои требования к рекреации, которая должна .обеспечить эмоциональную и психофизическую «надежность», «устойчивость» человека в процессе труда. Последнее наиболее ЭФФКТИВНО достигается не отключением от окружающей обстановки, а сменой ее, не изоляцией от источников информации, а сменой характера информации, не эмоциональной и интеллектуальной «спячкой», а сменой впечатлений. Механизмы этого кроются в особенности центральной нервной системы человека. Несмотря на резкое изменение характера затрат сил, характер восстановления их практически не изменился: отдых по-прежнему у абсолютного большинства населения ассоциируется с физическим покоем и обильным питанием, т. е. реализуются потребности, прямо противоположные действительным рекреационным потребностям современного человека. Кроме того, нервное напряжение, в отличие от физического, сопровождает человека не только в сфере производства, но и в быту, где зачастую оно бывает выше производственного (В. Кривошеев, И. Зорин, 1979).

Человек всегда стремился к экономному расходованию своей физической энергии, чего нельзя сказать о расходовании им нервных сил. Нерациональный расход нервных ресурсов — это неоправданные психические напряжения, эмоциональные «бури» по пустякам, длительное переживание уже минувших событий, перенос служебных забот в семью, и наоборот, неумение освободиться от семейно-бытовых дел во время работы. Нарушения душевного равновесия людей обусловливаются, в частности, несовершенством обслуживающих отраслей (опоздания транспорта, нечеткая работа магазинов, мастерских и т. п.), общением, основанным на неблагожелательности, подозрительности, когда «ранит слово». Можно назвать еще десятки других причин «непроизводительной» траты нервных сил.

Исследования показывают, что физическое утомление снимается в течение первых 4—б дней пребывания в доме отдыха, а нервное напряжение не снимается и за 12 дней.

Вольно или невольно, но современный человек оказывается в состоянии значительного нервного напряжения в течение всего периода бодрствования. Это неизбежно. И бессмысленно пытаться свести трату нервных сил до современного уровня траты физических, но вместе с тем снижение нерациональных затрат до возможного минимума имеет большой социальный и экономический смысл. Для этого надо провести прежде всего целенаправленные мероприятия в сфере быта, которая, по нашей оценке, является самым крупным источником нерациональных нервных напряжений и скорее областью приложения сил человека, чем их восстановления. Именно это обстоятельство приводит многих социологов к мысли, что в структуре нерабочего времени должно сокращаться время «непреложных занятий» и за счет этого возрастать «свободное» время, т. е. «чистое» время отдыха и развития человека.

Однако резкого сокращения времени на непреложные занятия произойти не может. Причины этого заключаются в следующем.

Время, затрачиваемое на дорогу к месту работы и обратно, не может заметно уменьшаться, более того, в некоторых случаях оно будет увеличиваться, так как процесс специализации в общественном производстве будет расширяться и углубляться, а это неизбежно приведет к дальнейшей территориальной дифференциации. Темп совершенствования организации городского транспорта, рост скоростей городских транспортных средств едва ли будут способны поспевать за темпом территориальной специализации (Г. Гольц, 1983).

Затраты времени на уборку и содержание жилищ скорее всего будут расти, а не сокращаться. Причина — увеличение полезной площади, приходящейся в расчете на 1 человека; «мир вещей» человека расширяется и требует возрастающих затрат времени на «управление» им.

Затраты времени на покупки не могут ощутимо сократиться более того, свобода выбора товара (отсутствие очередей, широкий ассортимент) не сокращает времени «торговой акции», а увеличивает его. Абсурдно ставить задачу сокращения затрат времени на личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, на сон, питание. Таким образом, время непреложных занятий в ближайшей перспективе не есть резерв заметного, качественно ощутимого увеличения рекреационного времени. Очевидно, что наряду с непродуктивными или малоэффективными затратами рабочего времени существуют и непродуктивные или малоэффективные затраты рекреационного времени.

Поэтому главную ставку нужно делать не столько ^ увеличение свободного времени, которое ныне понимается как некий остаток после вычета из нерабочего времени непреложных занятий, сколько на увеличение доли рекреационного времени, повышая или выявляя рекреационную функцию всей сферы быта.

Актуальна задача формирования социального института охраны быта (по аналогии с охраной труда), включающего широкий комплекс мероприятий, направленных на совершенствование сферы быта с точки зрения требований рациональных затрат, охраны, восстановления и развития главной производительной силы — живых сил человека. Иными словами, целесообразно поставить целью превращение в рекреационное время всего массива нерабочего времени.

Техноэкономическая концепция

Согласно концепции, которую условно можно обозначать как техноэкономическую (или экономократическую), наличие рекреационных потребностей населения рассматривается как побуждение для организации одной из отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства. Эта отрасль, по аналогии со многими другими, рассматривается как отрасль рекреационного обслуживания. Продуктом ее «производства» считается «услуга». В ряде решений и установок проблемы организации туризма рассматриваются в планах экономического и социального развития как «производство товаров народного потребления и услуг».

Основные характеристики этой системы: потребность порождает спрос, появляется «потребитель», формируется рынок спроса, создается необходимость формирования хозяйства, удовлетворяющего спрос и имеющего целью изъять у потребителя максимальное количество денег: «потребитель получил услугу, предприятие (отрасль) — доход».

В результате происходит своего рода инверсия, трансформация рекреационной системы — на входе у нее, под знаком «потребности», фигурирует «изъятие денежной массы», на выходе («эффективность») — полученная «прибыль». Группа отдыхающих приобретает характер одного из технологических компонентов системы, своего рода «деньгонесущего», или «финансосодержащего» ресурса системы. Соответственно формируется стремление системы завладеть наиболее «высококачественным», наиболее технологичным ресурсом — высокооплачиваемыми категориями.

При экстенсивном развитии и ограниченности рынка предложения рекреационных услуг (при монополизме) проявления этой тенденции сопровождаются отторжением ряда социальных групп (потребителей) от услуг (пример — путешествия на речных судах и морские круизы).

Следует отметить особую опасность десоциологизации и дегуманизации, вносимой этой концепцией, в условиях монополизма (особенно на фоне дефицита услуг рекреационных предприятий) усугубляет административное вмешательство, что в условиях рыночных отношений совершенно недопустимо.

Этот подход, видимо, стоит рассматривать не столько как общий, универсальный, вневременной, а как техноэкономический механизм, способствующий реализации в системе товарно-денежных отношений основных социальных функций: экономических и демоэкологических.

Важнейшей чертой гуманизации этой концепции выступает расширение разнообразия на рынке предложений и контроль, прежде всего, профсоюзных, а также государственных органов, за сокращением процессов вымывания сравнительно дешевых рекреационных услуг (говорить об этом приходится, так как, например, рост стоимости современных морских и речных судов, усложнение их обслуживания и возрастающие стандарты комфортности привели к весьма существенному и постоянно прогрессирующему росту цен на водные путешествия).

Итак, техноэкономическая концепция ставит в центр внимания систему как закрытую, работающую на свой собственный интерес. «Человек» или «группа отдыхающих» становится не целью, а лишь «ресурсом» системы, оценивающей свой успех по прибыли. Любопытно, что на возможность подобной трансформации еще в 1972 г. указал С. Лещицкий (выступление по нашему докладу в Болгарии). В частности он отметил, что в ряде стран (Болгария, Румыния) в центре модели, по которой работают организаторы туризма, реально стоят доходы, прибыль.

НАТУРОЦЕНТРИРОВАННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Основу этой группы концепций, получившей некоторое развитие в нашей стране в 50—60 годы, характеризует представление о рекреационной деятельности катодном из средств охраны природы. Это дает основание рассматривать ее одновременно в рамках концепций, имеющих социокультурную ориентацию. Ее создатели исходили из того, что рекреационная деятельность предъявляет наиболее высокие требования к сохранению качества природной среды, является наиболее природощадящим видом деятельности. И поэтому рекреационное освоение территории, изъятие земель и акваторий из других сфер использования может служить гарантией максимального сохранения живой природы. Это представление, бесспорно, имело под собою рациональную основу. Особенно справедливо оно было для территорий кратковременного отдыха с размещением отдыхающих, не использующих моторные средства передвижения.

Однако абсолютизация правильного тезиса о тесной связи требований рекреационной и природоохранной деятельности переросла у некоторых авторов в представление о полном их совпадении.

Было даже сформулировано предложение о том, что земли курортов, рекреационные зоны, места массового отдыха и такие гибридные образования, как национальные парки и природно-культурные и историко-природные комплексы, следует рассматривать как часть заповедного фонда.

Такая крайняя точка зрения была вызвана к жизни искренним заблуждением. Ее представители не учитывали того, что, как и любой другой вид деятельности, рекреационная деятельность сопровождается теми или иными изменениями природы, рекреационной дигрессией, интродукцией ряда видов декоративных растений, изменением режима, широким развитием в рамках рекреационной деятельности ее урбанизированных форм.

Фактически игнорировалось то, что рекреационная деятельность в своем современном виде приобрела все черты хозяйственной деятельности и стала оказывать существенное воздействие на природу.

По типу своего режима рекреационные территории ближе всего стоят к заказникам — землям и водам, где могут быть запрещены те виды использования, которые способны ухудшать условия сохранения основных природных ценностей, в рассматриваемом случае — способности воспроизводить лечебные и оздоровительные свойства природных комплексов. А это значит, что на рекреационную деятельность должна распространяться вся природоохранительная логика, все требования к сохранению природы.




1. С добрым утром моя любимая говорит Люси и медленно подходя к ней снимает одежду
2. Менеджмент организации и Менеджмент организации специализация Менеджмент туризма направления 080500.
3. экономическая академия Х И М И Я Методические указания и контрольные задания
4. choose the nswer А В С or D which you think fits best ccording to the text
5. . Определение электрической машины
6. ~ЛЕ~ГЕ ТО~ТАМАЙДЫ ШАЛ ДЕГЕНI~
7. Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики которые
8. Дом где разбиваются сердца
9.  РОЗРАХУНКОВІ Й КАСОВІ ОПЕРАЦІЇ 2
10. . Длительность беседы.
11. Экология 2Экология и инженерная охрана природы 3
12. Корпоративные стандарты ресторанных сетей в России
13. гуманитарное познание специфика и важнейшие проблемы
14. Культурно-национальная специфика сравнений и описаний человека1
15. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения Познавательная деятельность дет
16. Рейтинг надежности банковских вкладов
17. Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса контроля
18. Лабораторная работа 8 по курсу ldquo;Компьютерный практикумrdquo; ldquo;Delphi- 2мерные массивыrdquo;
19. Слегка приоткрыв один глаз он увидел как все убежище заросло кристалликами льда которые отливались всем с
20. Праздник активизирует и интенсифицирует культурную жизнь потому что в это время свободное от будничных об