Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
2. Государственный строй в странах Древнего Востока.
3. Общественный строй в странах Древнего Востока.
В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало
В процессе разложения родоплеменного строя и образования социально-классового общества в Египте возникают 40 номов (общин) во главе с номархами (правителями).
В 3200 г. до н.э. номы объединились в два самостоятельных государства - Верхний и Нижний Египет. В IV тысячелетии до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое. Древнеегипетское государство неоднократно распадалось и восстанавливалось вновь. Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их "рабами храма".
Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номы в Верхний Египет.
Историю Древнего Египта принято делить на несколько периодов: Раннее, Старое (Древнее), Среднее и Позднее (Новое) царство..
Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей. Царя окружал многолюдный двор, состоявший из большого числа придворных чинов: вельмож, жрецов, чиновников. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца. Царский престол могла занимать женщина, эта традиция утвердилась еще при Iой династии.
Главной задачей государственной власти являлась организация оросительного дела в Нильской долине, для чего был создан разветвленный аппарат управления.
Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти, правителю стали приписывать все победы.
Итогом правления фараонов Раннего царства считается создание единого государства.
Старое (Древнее) царство большая часть 3 тыс. до н.э.
Период с 2700 г. по 2400 г. до нашей эры (3-я и 4-я династии) принято называть Древним царством.
Эпоха Раннего царства - несколько столетий в 3 тысячелетии до н.э. В период т.н. Раннего царства произошло насильственное объединение всего Египта (предположительно в 3200 г. до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом). Столицей объединенного Египта стал г. Теннис. С 3200 г по 2800 г. до нашей эры страной правили цари первых двух династий (1-я и 2-я династии- 48 царей). Но только к началу правления 3-й династии объединение севера и юга приобрело реальный характер
Период с 2700 г. по 2400 г. до нашей эры (3-я и 4-я династии) принято называть Древним царством. На протяжении периода Раннего царства Египет еще не представлял единого централизованного государства. Он состоял из нескольких десятков областей (номов). Номархи обладали почти неограниченной властью в своем номе, имели обширные владения и свой аппарат управления
В этот период сложилась централизованная бюрократическая монархия, которая вела войны с соседними странами.
Создается всеегипетская ирригационная система, воздвигаются пирамиды и храмы. После 6-ой-1-ой династии начинается распад Египта
Древнее царство характеризуется формированием централизованной рабовладельческой деспотии с фараоном во главе. В это время велись масштабные захватнические войны: с Сирией, Палестиной, Ливией, Нубией (современный Судан) и др. государствами и племенными союзами. В результате появилось большое количество рабов. Рабовладение в Египте Древнего царства значительно распространилось не только в верхах общества, но и в средних слоях населения. В эпоху Старого царства достигло невиданных масштабов строительство гробниц.
Строительство гробниц затрачивало огромные материальные и людские ресурсы, что не могло не повлиять на положение в стране. Постепенно наметился упадок государства, который выразился в ослаблении власти фараона, уменьшении централизации государства. Власть стала сосредотачиваться на местах в номах у местной знати, породнившейся с царствующей династией.
Итогом Древнего царства стало вновь распадение государства на отдельные номы. Как ни старались некоторые фараоны вырождающихся династий подавить сопротивление сепаратистски настроенных местных правителей, достичь успеха они не могли.
Египет Среднего царства IX-XVII династии (2160-1750 гг. до нашей эры)..
С фиванской династии начинается период Среднего царства (2160-1750 гг. до нашей эры). Египет снова стал централизованным государством.
В середине 17 века до нашей эры Египет потрясло восстание крестьян и рабов, в результате которого царская власть и его управление было ликвидировано.
Около 1730 г. до нашей эры Египет завоевали гиксоны - воинственные племена с севера, владычество которых продолжалось около 150 лет.
Распад Египта на отдельные номы усугубил экономический кризис в отдельных частях страны. Сложный комплекс осушительно-оросительных каналов мог функционировать лишь при условии централизованного координирования усилий по поддержанию всей сети в рабочем состоянии, нужен был централизованный механизм перераспределения ресурсов для восстановления каналов в наиболее пострадавших от наводнения и неурожая районах.
Кроме экономической заинтересованности, немаловажную роль в объединении Египта сыграли внешнеполитические факторы, так как внутренним упадком воспользовались соседние племена. Египет в этот период часто подвергался набегам соседних племен (ливийцев, нубийцев).
Для реконструкции ирригационных сетей требовалось огромное количество рабочей силы, поэтому крайне резко встал вопрос об увеличении количества рабов. Войны и захватнические походы вновь стали для Египта важной составной частью внешней политики. В период Среднего царства усилилось влияние профессиональных военных, которые до этого играли второстепенные роли в государстве.
Таким образом, характерным для Среднего царства становится резкое увеличение роли среднего и мелкого рабовладения, что требовало централизованных усилий для поддержания покорности рабов и обеспечения закономерности перехода их от одного хозяина к другому.
Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.) XVIII-XII династии
После изгнания гиксонов сложилось Новое царство (18-20 династии), просуществовавшее с 1580 г. по 1100 г. до нашей эры, была восстановлена былая мощь Египта.
Но внутриусобица привела к тому, что в 523 г. Египетское государство было завоевано Персией. В 322 г. до нашей эры он был включен в состав Монархии А. Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен к Риму в качестве одной из провинций. Иногда этот период 322 г. до нашей эры называют Греко-Римским. С X династии царствование становится наследственным
После периода упадка начался самый блестящий период древнеегипетской истории. В это время была создана наиболее крупная по территории и экономически мощная египетская держава. Египет Нового царства первая в мировой истории империя, полиэтническая монархия. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие территории. Египет состоял из 42 номов во главе с наместниками, назначаемыми фараоном
Вопрос 2.
Общественный строй
Господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется 3-мя условиями:
* древностью рода;
* величиной землевладения;
* и занимаемой должностью.
В период Древнего царства светская (комовая) аристократия занимает независимое положение.
В период Среднего царства она упрочивает свои "отцовские" (т.е. наследственные, независимые от правителя) привилегии.
В период Нового царства положение светской аристократии меняется, она вынуждена, с одой стороны, примириться с деспотизмом фараона и его правительства, и выдвижением жречества- с другой.
Бюрократия в Древнем Египте была огромной силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной.
Основная масса сельского населения сохраняет личную свободу, жила в деревнях (сельских общинах).
Возрастает значение рабского труда. Источниками рабов были военнопленные, кабальные договоры.
Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии. Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т. е. царь, монарх, "сын бога". Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона, необходимо было для обеспечения проведения гигантских ирригационных работ во все египетском масштабе, осуществления завоевательной политики, эксплуатации общины, сбора податей, даней и повинностей.
Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер. Древний Египет в период единства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самой централизованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованной бюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх, обладавший абсолютной, ничем неограниченной властью, его персона обожествлялась. Ему принадлежали законодательные, исполнительные и судебные полномочия
Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном.. Его назначение осуществлялось фараоном и сопровождалось изданием специального указа
Функции визиря сложны и многочисленны::
• надзор за состоянием военных крепостей, ирригационных сооружений,
• надзор за сбором налогов,
• разбор территориальных споров, контроль над судебными органами,
• руководство всеми ведомствами (казной, домом оружия и т.д.), назначение на многие должности
• он глава финансового ведомства и руководитель публичных работ.
• визирь выполнял функции государственного канцлера и хранителя государственной печати.
• он был градоправителем царской столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.
• визирь имел широкие полномочия и в области отправления правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны - шесть судебных палат ("шесть великих домов").
Вместе с тем компетенции визиря еще более усложняются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей.
Во главе военного ведомства стоял начальник - представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. В его распоряжении находился аппарат чиновников и писцов. В обязанности руководителя военного ведомства и всего подчиненного ему аппарата входили формирование и вооружение царской армии, постройка крепостей и военных судов, управление интендантскими складами, снабжение войска продовольствием.
Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.
В Египте не существовало еще строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками, стоящими во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений.
Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. Центральный суд (кенбет) состоял из 30 судей, которые подбирались из знатных граждан разных городов. Были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить решение остальных судов. Все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании..
В структуре управления особое место занимало финансовое, налоговое ведомства, а также ведомство по организации общественных работ (рытье каналов, строительство дамб и т.д.).
На местах власть принадлежала намархам. Каждый ном сохранял некоторую самостоятельность, имел свой религиозный культ, знамя, герб.
Полномочия номарха:
• возглавлял административный аппарат,
• ведал судом и ополчением,
• наблюдал за местной системой орошения.
Таким образом, управление в Древнем Египте строилось на принципах бюрократического централизма с четким определением функциональных обязанностей чиновников и строжайшим подчинением по вертикали.
Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.
Само название «Месопотамия» по-гречески означает Междуречье. Через территорию Месопотамии действительно протекает почти параллельно две реки: Тигр и Евфрат. Южную часть Месопотамии, где течения рек сближаются (южнее современного Багдада столицы Ирака), принято называть Двуречьем.
В V-IV тыс. до н.э. там поселяются племена шумеров, которые стояли на стадии зарождения государственности. В начале III тыс. до н.э. соседско-родовые общины объединялись вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную работу. Возникла надобщинная администрация главный жрец и совет старейшин. Ее возвышению способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали округ из 3-4 поселений ном.
На территории Двуречья в начале III тыс. до н.э. возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов и рядовых общинников в подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, ее господствующего положения в обществе.
Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.
В это время Двуречье еще не было политически объединено и на его территории находилось около 20 небольших городов-государств. Наибольшую роль в истории Шумера сыграли города Ур, Урук, Лагаш, Киш Ларса, Ниппур, Сиппар и др.
В Шумере встречается два различных титула: лугаль и энси. Лугаль царь какого-нибудь шумерского города-государства ни от кого независимого. Энси (патеси) правитель города, признававший над собой власть другого политического центра, то есть какого-то лугаля. Должность энси была выборной, что дает основание называть древние города-государства Шумера некоторым исследователям аристократическими республиками. Энси имели культовые и военные функции, постепенно стали разбирать судебные дела, возглавлять работу по ирригации, сооружению храмовых, культовых сооружений, городского хозяйства.
В середине 3-го тысячелетия до н.э. в Двуречье стали переселяться племена семитов выходцев из Сирии, образовавших сильное государство Аккад на севере Месопотамии (за южными территориями сохранилось название Шумер).
Месопотамия в эпоху ранней древности, как и Древний Египет, пережила многовековую конкуренцию, борьбу номов, территориальных объединений, княжеств за политическое господство. Только в 24 в. до н.э. удалось создать что-то вроде конфедерации государств Месопотамии. Вслед за этим первый из аккадских правителей Саргон сумел объединить страну, при нем действовала единая система водоснабжения, номовая знать потеряла былое могущество и влияние.
Образованное в 24 в. до н.э. Саргоном централизованное государство имело признаки ранней монархии с сильной, почти деспотической властью правителя. Однако его империя была непрочной, она вновь распалась на отдельные царства.
Возобновление монархии начинается с возвышения города Ура и его правителя Шульги.
Политическая система династии Ура носила все признаки древневосточной деспотии, основанной на эксплуатации общинников и рабов. Правители имели большие земельные наделы, штаты чиновников, жрецов. Династия Ура существовала около двух веков и распалась на мелкие царства, между которыми шли бесконечные войны за главенство. Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии
Вопрос 4.
Наиболее значительная роль в истории Месопотамии выпала на долю самого молодого из этих городов Вавилона. Из-за политического и культурного значения Вавилона в течение многих веков греки стали называть все Двуречье Вавилонией. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Месопотамии. В целом общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.
Лишь жесткая и ловкая политика 6-го царя аморейской династии Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в 18 в. в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.
Хаммурапи был величайшим правителем древней Месопотамии. Он был прекрасным политиком. Его методами были: ведение дружбы, уговоры, угрозы, увещевания, обещания. Хаммурапи консолидировал страну, уделял большое значение строительству ирригационных и мелиоративных систем, развитию торговли.
При Хаммурапи и его династии в Вавилонском государстве сложилась законченная самостоятельная административная система.
Царю Хаммурапи подчинялся весь бюрократический аппарат, он ограничил независимость жречества, что не удавалось сделать ни одному правителю до него. Жречество всегда было самостоятельно, имело автономную от государства власть, обширные земельные наделы, рабов. Хаммурапи теперь сам назначал и контролировал деятельность служителей культа.
Власть вавилонского царя стала наследственной, хотя особого порядка наследования не было. Возможным было наследование престола женщиной царского или жреческих родов. Царь одновременно был военачальником.
Помощником царя был нубанда главный чиновник, который имел свой аппарат. Он направлял и контролировал работы всех ведомств империи по организации общественных работ, мобилизации населения на очистку каналов, строительству дамб, сооружению храмов, по управлению войском, сбору налогов, организации охраны общественного порядка.
За каждое направление отвечал отдельный чиновник.
Основные обязанности чиновников
- вели записи доходов и расходов,
- давали справки о рождении и смерти,
- вели учет трудоспособных и обязанных платить налоги граждан, а также мужчин, годных к военной службе и многое другое.
Введенная Хаммурапи новая номенклатура должностных лиц на местах резко ограничила полномочия энси, лугалей, игравших в царствах Шумера и Аккада значительную роль.
В царских и храмовых владениях и землях функции управления осуществляли царские чиновники различных рангов. Однако органы общинного управления еще не утратили всех полномочий в пределах своих поселений. Во главе общины стоял совет старейшин из глав состоятельных семей. В особо важных случаях созывались народные собрания.
Таким образом, на верхней ступеньке социальной лестницы стоял царь со своими придворными, высшими чиновниками и жречеством. Важные позиции в государстве, которое постоянно вело войны, занимали военные. На нижних ступенях стояли крестьяне, ремесленники, в среде которых также наметилось расслоение: от богатых ремесленников и торговцев, до крестьян и мелких ремесленников. Труд ремесленников, особенно квалифицированных, ценился выше, и они занимали более высокое положение в обществе, чем крестьянин или торговец. В законах Хаммурапи утверждалось, что царская власть исходит от верховных божеств, которые сделали Вавилон "могущественнейшим среди четырех частей света, утвердили царскую власть, чье основание прочно, подобно небесам и земле", а земля и люди страны отданы царю в управление верховными богами. Царь был верховным руководителем религиозного культа. Его власть переходила по наследству.
Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.
Управление государственными делами осуществлялось через сложный централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней. Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансовыми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый нубанда. Под его руководством находился огромный штат чиновников. Водным хозяйством ведал чиновник, называвшийся "управителем реки". Ему подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя. В огромном царском хозяйстве был многочисленный штат различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и др.
Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены цар-ские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.
Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.
В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка
В вавилонском государстве процветало рабство. Первые рабы являлись, по-видимому, пленниками, которых не убивали, а заставляли работать. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.
Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176 З. Х.)
Источником рабства являлась долговая кабала свободных крестьян, когда за ссуду в залог или за долги крестьяне, ремесленники отдавали членов семьи или себя кредитору. Хаммурапи ограничил пребывание в таком рабстве 3 годами, вне зависимости от суммы долга.
Еще могли быть обращены в рабство лица, совершившие преступления. В наказание преступник должен был рабским трудом искупить свой грех перед потерпевшим.
Большой группе бесправных рабов противостояли свободные граждане, которые также были на разных социальных ступенях.
Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние. другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.
В вавилонском обществе мушкенумы состояли на службе у государства, царя. Это были полусвободные люди, занимавшиеся ремеслом, обязанные платить оброк дворцу. Мушкенумы также должны были участвовать в военных походах. С одной стороны, они сами могли владеть рабами, с другой они были зависимы от своих начальников, занимая промежуточное положение между свободными гражданами и рабами.
Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.
Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.
Во времена правления преемников Хаммурапи Вавилон неуклонно стал терять лидирующее положение в Месопотамии. В XVI веке до н.э. Вавилония ослабла и надолго попала в зависимость от различных государств
И только в VI в. до н.э. при Навуходоносоре последнем значительном правителе Вавилона - Вавилон переживает новый подъем. Границы вавилонского государства охватывали теперь области от Палестины и Сирии до Персидского залива.
Но потомки Навуходоносора, так же как и Хаммурапи не смогли удержать государство от упадка, кроме того, к востоку от Вавилона окрепла Персия, проводившая агрессивную завоевательную политику. В 539 г. до н.э. персидский царь Кир завоевал Вавилон. Сама Вавилония после падения столицы еще некоторое время просуществовала, однако уже не оказывала больше никакого самостоятельного влияния на политику в Междуречье.
Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства.
Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.
Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.
Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.
Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.
В Древнем Вавилоне не получило развития крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Поэтому частное рабовладение носило патриархальный, домашний характер. Даже царские земли обрабатывались главным образом не рабами, а свободными крестьянами.
По форме государственного устройства древневавилонское государство являлось относительно централизованным государством, а по форме правления - древневосточной деспотией.
Власть вавилонских царей была абсолютной. Им приходилось считаться с богатой торговой знатью.
В период раздробленности Двуречья основным видом Вооруженных Сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением.
Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316-2261 гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30-36). Это имущество было изъято из гражданского оборота.
Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту.
В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3 участка отдавалась матери для воспитания сына.
В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину.
Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату "выкупа".
Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю.
В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников.
Первые государственные образования в Индии возникли в северной части огромного полуострова, носящего название Индостан, в долинах рек Инда и Ганга, где существовали наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием.
С середины второго тысячелетия до н.э. с северо-запада на территорию Индостана вторглись кочевые племена ариев. В длительной борьбе с местным населением они покорили Индию.
Основными периодами в истории государства Древней Индии можно считать следующие: 1) разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческих государств (вторая половина II тысячелетия до н.э.); 2) рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (II тысячелетие до н.э. - IV в. до н.э.); 3) централизованное государство Маурьев (IV-II вв. до н.э.); 4) кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н.э. - IV в. н.э.).
Территорию Древней Индии можно условно разделить на 2 периода: доарийский (до середины 2-го тыс. до н.э.) и арийский (с середины 2-го тыс. до н.э.).
В III- нач. II-го тыс. до н.э. в долине Инда возникли первые в Индии очаги цивилизации (Хараппской), стоявшие на пути формирования надобщинных структур и социального расслоения. Эти политические объединения имели сильную централизованную власть и прочную общинную систему.
Верховным органом власти в общине (гане) было общее собрание взрослых членов племени - сабха. Глава общины ганапати выбирался сабхой. Ганапати также исполнял религиозную функцию. Племя состояло из нескольких общин. Общее собрание племени называлось самити, оно избирало главу племени и племенного ополчения раджу, то есть изначально главной функцией раджи была военная.
Новый период в истории Древней Индии связан с вторжением в середине 2-го тыс. до н.э. древнеиранских племен (индроариев), племен белой расы. Арии воинственный народ, подчинили аборигенов Индии дравидов, называли себя расой господ, а аборигенов «дасы», что означало раб, слуга, превратив их в неравноправных. В дальнейшем все важные посты в государстве занимали потомки ариев.
После расселения ариев в долине Ганга, здесь создаются предпосылки для возникновения классического индийского рабовладельческого государства.
Процесс образования государства в Древней Индии был длительным. К середине первого тысячелетия до н.э. в долине Ганга завершился процесс превращения органов племенного самоуправления в государственные, однако родоплеменные пережитки были еще сильны. Царь, хотя и являлся повелителем народа, не мог править без его согласия. Сабха и самити еще имели определенную законодательную и исполнительную власть, решали вопрос об избрании царя.
Со временем царская власть становится наследственной. С усилением власти царя, сабха и самити заменяют паришады советы знати при царе.
При царе большое значение обретает царский жрец пурохита.
Первая половина первого тыс. время постоянных войн между отдельными государствами за лидерство и объединение. В результате ожесточенных войн в 4 в. до н.э. возвышается государство Магадхи, правители которого из династии Маурьев создали первое в истории Индии рабовладельческую державу общеиндийского масштаба.
Вопрос 2..
Оформление сословного разделения в древнеиндийском государстве. Варны, кастыДля общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны ("Варна" - в буквальном переводе означает "цвет" и "качество").
Варны - это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В одной из священных книг индейцев "Рикведы" (2-е тыс. до нашей эры) говорится о том, что воплощение Брахмы- человека Пурушу разделили на несколько частей: "Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи - это его бедра, а из ног родились шудры". Принадлежность к варне определялось рождением, и переход в другую варну в принципе был невозможен.
Первая варна брахманы занимали верховное положение. Сюда входили представители жречества и царских родов. Им было предоставлено право знакомить людей со священными писаниями, им была доверена духовная жизнь народа. Все должны были считаться с ними, даже цари должны были внимать их советам. Они требовали преклонения, пытались ограничить власть правителя.
Правители из кшатриев не ладили с брахманами, между ними постоянно шла конкуренция за власть и влияние
Таким образом, варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.
Кшатрии - вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность "охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.Во вторую варну кшатриев входила военная знать. В руках кшатриев была реальная власть, военная сила, богатство, материальные ресурсы. Почти все цари были их кшатриев. Цари- брахманы преследовали кшатриев и наоборот, хотя шастры предписывали им сотрудничество.
Третья варна вайшьи занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей. Это основная масса налогоплательщиков. Вайшьи имели право, хотя и ограниченное, участвовать в управлении государством. Некоторые занимали высокое положение в обществе.
Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшьев преписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги. Первые три варны считались дважды рожденными, так как вторым рождением считалось посвящение в форме обряда в члены общины уже возмужавшего соплеменника. Они имели право изучать священные книги.
Четвертая варна шудры (из ступней) должны были служить дважды рожденным. Они не участвовали в управлении государством, были лишены многих прав, не могли изучать веды, должны были питаться со стола хозяина, носить его старую одежду. Он не мог иметь богатство.
Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.
На самой низшей ступени среди свободных людей были "неприкасаемые" (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.
В памятниках древнеиндийского права - Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:
o а) обращение в рабов военнопленных;
o б) естественное воспроизводство;
o в) продажа свободных в рабство;
o г) долевое рабство;
o д) рабство вследствие совершения преступления.
Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства.
К концу 1-го тыс. до н.э. древняя система варн видоизменилась, они стали еще более дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы - со своими правилами поведения, интересами. Таких наследственных замкнутых групп - каст - стало насчитываться несколько сот.
Основателем империи Маурьев является Чандрагупта, знаменитый полководец, сумевший силой оружия подчинить многие мелкие государств.
Главным советником и помощником Чандрагупты был ученый брахман Каутилья, которому приписывают авторство Артхашастр - свода рекомендаций по управлению государством, вопросам внутренней и внешней политики, финансам, судебной деятельности и др.
Индийская государственность продвинулась по пути усиления монархии. Правитель стал рассматриваться как главный элемент в государстве: «Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники («Артхашастра»)».
Царская власть происходила от арийских военных вождей. Среди населения всячески поддерживался культ царя, и распространялось учение о божественном происхождении царской власти. В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:
* финансовое ведомство;
* военное ведомство;
* ведомство публичных работ.
Как учили брахманы - государственная власть имеет божественное значение. В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.
Главными фигурами царской администрации были министры, назначаемые раджой по пригодности делу, а не знатности. Министры выполняли волю царя.
Второй уровень администрации составляли различные чиновники, деятельность которых строго специализировалась.
Должностные лица:
• управляющий царской администрации,
• командующий войсками,
• главный жрец,
• главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкованию законов и др
Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.
При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.
Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.
Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.
Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.
Важная роль отводилась паришаду, в который входила военная и жреческая знать. От прежней эпохи сохранилась сабха собрание представителей знати, сельского и городского населения. Оно созывалось теперь по воле царя. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители.
Царские чиновники получали за службу жалованье или оплату в натуре.
Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, на исключением столицы, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или доверенные царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями (инспекторами), так как государство Маурьев сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчиненных государств и племен оставалась автономной. Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанность:
o а) сохранение общественного порядка;
o б) борьба с преступлениями.
Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:
* ремесленно-промышленным производством;
* торговлей иностранцев;
* учетом населения города;
* регулированием торговли и порядком на торговых местах;
* торговлей текстильными изделиями;
* сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).
В обязанности инспекторов входил контроль над организацией общественных работ, сбором налогов, судебный надзор и др.
Важной особенностью древнеиндийской государственности является сохранение на протяжении длительного периода общинного уклада. Община была автономным самоуправляющимся органом, сама себя экономически обслуживала. Являлась собственником земли, воды, рабов, иного имущества. Государство почти не вмешивалось во внутреннюю жизнь общины. В общине существовало самоуправление, то есть свои выборные органы старосты.
На фоне раннее рассмотренных стран государство в Индии имело следующие особенности: а) кастовая структура общества; б) наличие в государственном строе заметных следов военной демократии и республиканских форм правления.
Формы правления в Индии эпохи рабовладения были разнообразными. Наряду с монархическими формами правления в ряде индийских государств существовали республики. Своеобразие рабовладельческих государств в Древней Индии состояло в том, что в них продолжали сохраняться некоторые институты и элементы военной демократии (народные собрания, советы старейшин и т.д.) Царь (раджа или магараджа), хотя и считался представителем бога на земле, но его власть не была безграничной. Брахманы-жрецы влияли на его деятельность.
У царя в Индии эпохи Маурьев были широкие полномочия: назначение и увольнение высших и низших должностных лиц, строительство крепостей, оросительных систем, дорог, портов и др. Царям принадлежали и законодательные функции, но они были ограничены. Правовые акты и распоряжения царей должны были быть согласованы с религиозными предписаниями. Цари осуществляли судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками.
Важным органом и в эпоху Маурьев был паришад, состоявший из брахманов и рабовладельческой аристократии, который давал советы царю по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики.
Чиновники четко делились на две группы - чиновников центрального и местного управления. Среди высших чиновников особое положение занимали: главный советник и жрец царя, командующий армией, высший сановник по судебным делам и др.
Таким обрзом, местное управление в Индии было очень сложным, так как наряду с чиновниками, назначаемыми центральными ведомствами, действовали и выборные чиновники в общинах. В государстве Маурьев выделялись области, находившиеся под управлением и контролем царя, и провинции, обладавшие некоторой автономией, в которых управление принадлежало представителям рабовладельческой аристократии или родственникам царя. Провинции, как правило, делились на округа, а округа - на районы. Низшей территориальной единицей была община.
В период империи Маурьев армией руководил военный совет, разделенный на шесть коллегий, ведавших четырьмя родами индийских войск: пехотой, кавалерией, слонами и колесницами, а также военным флотом и транспортом армии.
Большую роль во время войны и в мирное время в Древней Индии играли осведомители и шпионы, которые выполняли тайные поручения царя или его высших чиновников.
Для содержания огромного аппарата управления и армии в Индии была тщательно разработана налоговая система. Налоги с крестьян, торговцев, а также раз-личные государственные монополии, например соляная, и различного рода пошлины обеспечивали поступление средств для государственных нужд. Кроме того, определенное число дней в году свободные общинники обязаны были отработать на строительстве дорог, мостов и на других общественных работах.
С помощью армии и бюрократического аппарата индийское рабовладельческое государство поддерживало угодный господствующим классам порядок в стране и удерживало в повиновении угнетенные массы населения. Индия являлась государством, где не совсем прочные экономические связи между отдельными ее частями компенсировались строгой централизацией управления.
Все земли Китая объединились в единое государство империю Цинь, преемником которой станет империя Хань, история которой переходит в раннее средневековье.
В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Он стал носить титул хуанди, что означало новые полномочия и исключительный статус в государстве. Он сосредоточил всю полноту военной и законодательной власти, был высшим судьей, назначал всех высших чиновников центрального и местных аппаратов. Власть императора стала практически неограниченной и обожествляемой.
Важнейшим было военное ведомство (возглавлял тайвэй), которое подразделялось на специализированные департаменты со своими полномочиями. Среди других можно выделить финансовое, государственного хозяйства, обрядовое, ведомство наказаний, цензорские органы.
Империя была разделена на 36 областей, области на округа и т.д. Во главе каждого административного звена стояли гос. чиновники. Вводилась строгая система рангов-чинов,
На первое место в Древнем Китае с течением времени выдвигается новая знать -имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Государство в эпоху Чжоу было уже более оформленной монархией. Во главе стаял ван. Более развитой уже была центральная административная система, которая опиралась на 14 расположенных по всей стране армий. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правитель которого получал от ванна всю полноту власти над территорией и обязывался верно служить царю.
Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.
Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей) Таким образом, правящая знать жила не только за счет эксплуатации рабов, но и свободных общинников.
1. в высшую группу входили правители (ваны)
2. вторая группа состояла из представителей аристократии, крупных землевладельцев,
3. главы родоплеменных групп, главы больших семей.
4. самая многочисленная группа населения простолюдины.
5. Рабы стояли вне иерархии социальных групп, поскольку являлись не людьми, а считались вещами.
Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.
Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.
Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать - каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность- каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.
Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.
Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.
Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.
Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные пред-ставители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии - император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.
С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы .
В целом рабовладельческое государство Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.) в начале сохраняло еще пережитки родоплеменной военной демократии, так как еще существовали советы старейшин. Впоследствии царь монополизировал всю власть, стал самым крупным рабовладельцем, номинальным собственником всей земли в государстве.
Царь (ван) располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, который возглавлял сам. В аппарат также входили высшие советники из числа знати, исполнители поручений, специалисты.
Среди основных задач государственного аппарата были:
- организация общественных работ,
- сбор налогов,
- защита государства.
В иньский период уже существовали такие атрибуты государства, как армия и тюрьма, применялись уже различные наказания к нарушителям (смертная казнь, членовредительство отрезание носа, ушей, отрубание рук и ног, выкалывание глаз и т.д.).
Общественный строй
Древнекитайское общество эпохи Шан состояло из:
- рабовладельцев из числа светских и жреческих аристократов,
- землевладельцев-общинников,
- рабов.
Светская аристократия формировалась из окружения царя: родственников, подчиненных. Свободные общинники-землевладельцы являлись значительной частью населения, играли важную роль в государстве, с которой даже царю приходилось считаться.
Рабы находились в тяжелом положении. Их могли продать, дарить, лишать жизни, обменивать на вещи, принести в жертву богам (было очень распространено). Рабы были из пленных, осужденных, переданных в качестве дани.
Государство Шан постоянно вело войны с соседними китайскими племенами. Из-за внутренних противоречий государство ослабло, на его территорию стали вторгаться иные племена, среди которых было племя чжоу, основавшее в 11-м в. на территории царство Чжоу, имевшее черты монархии.
В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.
Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.
Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.
К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка..
К 5 в. до н.э. образуется 7 наиболее сильных царств, одно из которых Цинь стало лидером и в начале 3 в. до н.э. закончило борьбу за объединение страны, образовав сильное Цинское государство.