Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 5
Федеральное агентство по здравоохранению
и социальному развитию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего професиональногог образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Кафедра истории, философии, социологии и политологии
Философия
Учебно-методическое пособие
для студентов очной и заочной форм обучения
Казань 2008
ББК 87
УДК 101
Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета.
Составители:
к.филос.н., доцент Нагуманова С.Ф., к.филос.н., старший преподаватель Леонтьева Т.И., к.филос.н., старший преподаватель Соловьянова М.Е.
Рецензент:
д. филос. н., профессор кафедры философии КГУ Щелкунов М.Д.
Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008. - 50 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данное пособие содержит рабочую программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля и задания по первоисточникам, список тем эссе, методические рекомендации по их написанию и вопросы к экзамену.
Программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих философию в качестве общеобразовательной дисциплины.
Казанский государственный медицинский университет, 2008
Содержание
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
1. Цели и задачи дисциплины
1) Курс философии ставит своей целью сформировать следующие компетенции:
- категориальное видение мира, умение различать конкретно-научные, общефилософские и религиозные формы его освоения;
- приверженность канонам научной рациональности;
- творческое мышление, способность к генерации новых идей;
- системный взгляд на явления общественной жизни и цели собственной профессиональной деятельности;
- сценарное видение будущего;
- межкультурная компетентность и толерантность;
- индивидуально-ответственное поведение;
- культура моральной оценки, чувство справедливости;
- ориентация в мире ценностей;
- разносторонность интеллектуально-духовных интересов;
- способность к этической экспертизе новых технологий;
- экологическая ориентированность профессионального мышления.
2) Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Факультет |
Семестр |
Аудит. часы |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекции |
Семи-нары |
Самост. раб |
||||
Лечебный |
3-4 |
112 |
58 |
54 |
36 |
Экзамен |
Педиатрический |
3-4 |
112 |
58 |
54 |
36 |
Экзамен |
Мед.-проф. |
3-4 |
112 |
58 |
54 |
36 |
Экзамен |
Стоматологический |
3-4 |
86 |
44 |
42 |
28 |
Экзамен |
ФСР |
2-3 |
72 |
36 |
36 |
- |
Экзамен |
МВСО |
1-2 |
72 |
36 |
36 |
- |
Экзамен |
Фармацевтический |
4-5 |
54 |
48 |
48 |
34 |
Экзамен |
3. Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов по факультетам |
|||||||||
I |
II |
III |
IV |
Vo |
Vз |
VIIIo |
VIIIз |
IХо |
VIз |
||
Раздел 1. Философия, ее предмет и значение |
|||||||||||
|
Философия, ее предмет и значение |
4/4* |
4/4 |
4/4 |
2/2 |
4/4 |
2/2 |
4/4 |
2/2 |
4/4 |
1/1 |
Раздел 2. Онтология |
|||||||||||
|
Концепции бытия в античной философии |
4/4 |
4/4 |
4/4 |
2/2 |
2/2 |
1/- |
2/2 |
1/- |
2/2 |
1/1 |
|
Концепции бытия в средневековой философии |
1/1 |
1/1 |
1/1 |
2/2 |
2/1 |
-/1 |
1/1 |
1/- |
1/1 |
- |
|
Концепции бытия в философии Нового времени |
3/3 |
3/3 |
3/3 |
2/2 |
2/1 |
-/1 |
1/1 |
1/- |
1/1 |
- |
|
Концепции бытия в философии XIX в. |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/1 |
1/1 |
-/1 |
1/1 |
- |
|
Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
1/- |
1/1 |
1/1 |
1/1 |
- |
|
Жизнь и сознание |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/1 |
2/2 |
- |
2/2 |
- |
Раздел 3. Теория познания |
|||||||||||
|
Проблема обоснования знания |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/1 |
2/2 |
2/- |
1/1 |
1/- |
1/1 |
1/1 |
|
Скептицизм и агностицизм |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/1 |
2/2 |
-/1 |
1/1 |
-/1 |
1/1 |
- |
|
Знание и реальность |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/2 |
1/1 |
1/- |
1/1 |
- |
|
Проблема истины |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/1 |
1/1 |
-/1 |
1/1 |
- |
Раздел 4. Философия науки |
|||||||||||
|
Структура научного познания и его формы |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/- |
1/1 |
- |
1/1 |
- |
|
Методология научного познания |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/2 |
1/1 |
- |
1/1 |
- |
|
Рост научного знания |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
- |
2/2 |
-/2 |
- |
- |
- |
- |
Раздел 5. Философская антропология |
|||||||||||
|
Концепции человека в истории философии |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/2 |
2/- |
1/1 |
1/- |
1/1 |
1/1 |
|
Биологическое и социальное в природе человека |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/1 |
1/1 |
-/1 |
1/1 |
- |
|
Психоанализ о природе человека |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/1 |
2/2 |
1/- |
2/2 |
- |
|
Экзистенциальная концепция человека |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
-/1 |
2/2 |
-/1 |
2/2 |
- |
|
Категории человеческого существования |
2/- |
2/- |
2/- |
- |
-/2 |
-/1 |
2/2 |
- |
2/2 |
- |
Раздел 6. Этика |
|||||||||||
|
Понятие морали и основные этические теории |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
0/4 |
1/1 |
1/1 |
- |
1/1 |
-/1 |
|
Основные этические теории и проблема морального выбора |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
- |
2/4 |
1/1 |
1/1 |
- |
1/1 |
- |
Раздел 7. Социальная философия |
|||||||||||
|
Общество как предмет философского анализа |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/- |
2/2 |
1/- |
2/2 |
-/1 |
|
Философия истории |
4/2 |
4/2 |
4/2 |
2/2 |
2/2 |
1/2 |
1/1 |
1/- |
1/1 |
- |
|
Глобальные проблемы современности |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
- |
2/2 |
1/2 |
1/1 |
- |
1/1 |
- |
Раздел 8. Философия религии |
|||||||||||
|
Философия религии |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/1 |
-/2 |
2/2 |
- |
2/2 |
- |
Раздел 9. Философия искусства |
|||||||||||
|
Философия искусства |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/1 |
-/2 |
2/2 |
- |
2/2 |
- |
Всего часов: |
58/ 54 |
58/ 54 |
58/ 54 |
44/ 42 |
48/ 54 |
16/28 |
36/ 36 |
12/ 8 |
36/ 36 |
4/ 6 |
* лекция / семинар
4. Программа курса
Раздел 1. Философия, ее предмет и значение
Предмет и функции философии (мировоззренческая, эвристическая, методологическая, аксиологическая, критическая функции). Философия как теоретически обоснованное мировоззрение. Мировоззрение и личность. Соотношение философии с наукой и религией.
Философия как форма познания. Предмет и метод философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом познавательного значения философии. Роль философии по отношению к науке.
Место и роль философии в культуре. Философия как обоснование высших целей и ценностей. Философия как рационализация и критика разнообразных форм человеческого опыта (политики, права, морали, религии, искусства, медицины и т.д.).
Структура философского знания. Основные разделы: онтология, гносеология, логика, антропология, аксиология. этика, эстетика, социальная философия. Специальные разделы: философия языка, философия медицины, философия права, философия религии, философия культуры, философия науки (философия математики, философия физики, философия биологии и т.п.).
Основные этапы исторического развития западной философии. Возникновение философии. Античная философия: ранняя греческая (досократовская) философия, классика (Сократ, Платон, Аристотель), эллинизм (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), неоплатонизм. Средневековая философия: патристика (Августин Блаженный), схоластика (Фома Аквинский, Уильям Оккам). Философия Возрождения. Движение гуманизма. Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц), эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм). Философия XIX в. Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Неклассические философские направления: философия жизни (Шопенгауэр, Ницше), марксизм (Маркс, Энгельс), позитивизм (Конт, Спенсер, Мах), прагматизм (Пирс, Джеймс). Современная философия (XX в.): аналитическая философия (Рассел, Поппер, Витгенштейн), феноменология и экзистенциализм (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр, Ясперс), постмодернизм и другие.
Отечественная философия. Русская религиозная философия (Соловьев, Бердяев).
Раздел 2. Онтология
Тема 1. Концепции бытия в античной философии
Онтология как концепция бытия. Проблема предельного основания всего сущего и основные варианты ее решения. Материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм.
Концепции бытия в истории философии. Поиск первоначала в ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа (Парменид и Зенон). Атомисты Левкипп и Демокрит.
Онтология Платона. Учение об идеях. Идеи и вещи. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры. Метафизика Аристотеля. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.
Тема 2. Концепции бытия в средневековой философии
Бог как высшее бытие. Креационизм. Сущность и существование. Спор о природе универсалий. Реализм и номинализм.
Тема 3. Концепции бытия в философии Нового времени
Научная революция XVII в. Декарт основатель философии Нового времени. Дуализм Декарта. Механистическое понимание природы. Проблема взаимосвязи души и тела. Механистический материализм Т.Гоббса.
Идеализм Лейбница. Критика Лейбницем механицизма с позиций идеализма. Учение о монадах. Предустановленная гармония. Пантеизм Спинозы. Дуализм Локка. Локк о первичных и вторичных качествах. Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Отрицание материи. Проблема солипсизма.
Тема 4. Концепции бытия в философии XIX в.
Немецкая классическая философия. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.
Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Синтез диалектики и материализма. Критика метафизического способа мышления. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Иррациональная философия. Учение А. Шопенгауэра о мировой воле. «Воля к власти» основной принцип философии Ф. Ницше. Концепция творческой эволюции А. Бергсона.
Тема 5. Современная материалистическая
концепция бытия и ее принципы
Принцип материализма. Понятие материи. Уровни организации материи. Физикализм и эмерджентизм. Материя и движение. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.
Принцип детерминизма. Причина и следствие. Закон. Необходимость и случайность. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Возможность и действительность. Вероятность. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке.
Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание.
Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи.
Тема 6. Жизнь и сознание
Сущность и происхождение жизни.
Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм). Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.
Раздел 3. Теория познания
Тема 1. Проблема обоснования знания
Знание и мнение. Проблема обоснования знания и фундаментализм. Рационализм (Платон, Декарт, Лейбниц) и эмпиризм (Бэкон, Локк) об источнике и методе достижения достоверного знания. Теория врожденных идей и ее критика Локком.
Тема 2. Скептицизм и агностицизм
Скептицизм (софисты Горгий и Протагор, Пиррон и его школа).
Эмпиризм и скептицизм Д.Юма. Юм о духовной субстанции и причинности.
Теория познания И. Канта. Синтез рационализма и эмпиризма. Априорные формы чувственности и рассудка и их роль в познании. Обоснование научного знания. Понятие вещи-в-себе. Агностицизм.
Отказ от фундаментализма в неклассической философии.
Тема 3. Знание и реальность
Понятие наивного реализма. Активная роль субъекта в процессе познания. Отражение и конструирование. Познание, творчество и практика.
Структура процесса познания. Чувственное познание и его формы. Соотношение субъективного и объективного в чувственном образе. Рациональное познание и его формы. Мышление, логика, язык и действительность. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Интуиция и ее роль в познании.
Тема 4. Проблема истины
Классическая концепция истины и ее проблемы. Когерентная теория истины. Логический критерий истины. Понятие истины с точки зрения прагматизма. Конвенциональная концепция истины. Марксистская концепция истины. Понятия абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм. Объективность истины. Конкретность истины. Практика как критерий истины.
Социально-историческая обусловленность познания.
Раздел 4. Философия науки
Тема 1. Структура научного познания и его формы
Специфика научного познания (объективность, системность, обоснованность, предметность). Эмпирический и теоретический уровни, их различие. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона. Научная теория и ее функции. Взаимосвязь эмпирии и теории.
Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения. Объяснение и понимание.
Философские основания науки.
Тема 2. Методология научного познания
Понятие метода научного познания. Поиск универсального метода познания в истории философии (Бэкон, Декарт, Лейбниц).
Методы научного познания. Специальные, общенаучные и универсальные методы. Методы эмпирического уровня (наблюдение и эксперимент) и теоретического уровня (гипотетико-дедуктивный метод, формализация, аксиоматический метод). Общелогические приемы научного исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и идеализация, аналогия, моделирование).
Научное, вненаучное и антинаучное знания. Критерии научности. Логический позитивизм о верифицируемости как критерии научности. К. Поппер о фальсифируемости как критерии научности.
Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
Тема 3. Рост научного знания
Интернализм и экстернализм в понимании роста научного знания. Концепция развития науки К. Поппера. Концепция развития науки Т. Куна. Понятие парадигмы, нормальной науки и научной революции. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Научные революции и смена типов рациональности. Этика науки.
Раздел 5. Философская антропология
Тема 1. Концепции человека в истории философии
Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека. Подходы «извне» и «изнутри».
Различные философские концепции человека в истории. Образ человека разумного в античной философии. Образ человека духовного в средневековой философии. Гуманизм эпохи Возрождения. Просветители XVIII в. о природе человека. Концепция человека К. Маркса.
Концепции человека в ХХ в.: натуралистическая, психоаналитическая, культурологическая и экзистенциальная. Разнообразие современных концепций человека. Проблема синтеза знаний о человеке.
Тема 2. Биологическое и социальное в природе человека
Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы.
Наследственность и среда. Деятельностный подход о формировании высших психических функций человека. Социобиология о генетической обусловленности социального поведения человека.
Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека (труд, общение, язык, культура).
Тема 3. Психоанализ о природе человека
Бессознательное и его роль в жизни человека. Фрейд, Юнг и Адлер о структуре и динамике психики.
Теория З.Фрейда. Структура психики. Понятии либидо. Внутренний конфликт как главная проблема душевной жизни человека. Способы решения конфликта. Понятие сублимации.
Теория К.Г.Юнга. Коллективное бессознательное. Понятие индивидуации.
Теория А.Адлера. Понятие комплекса неполноценности. Принцип компенсации.
Тема 4. Экзистенциальная концепция человека
Отрицание универсальной человеческой природы. Человек как собственный проект. Личность и свобода. Подлинное и неподлинное бытие. Пограничная ситуация. Смысл жизни и ценности.
Тема 5. Категории человеческого существования
Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии. Счастье. Любовь. Творчество. Судьба.
Раздел 6. Этика
Тема 1. Понятие морали и основные этические теории
Понятия «этика», «мораль», «нравственность», их происхождение и смысл. Мораль как особая форма регуляции общественных отношений и поведения человека. Нравственное поведение и нравственное сознание.
Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии. Учение Сократа. Критика софистов. Взаимосвязь познания и добродетели. Этическая концепция Платона. Учение о добродетелях. Этическая теория Аристотеля. Учение Эпикура. Эвдемонизм. Счастье как безмятежность. Этика стоиков. Апатия как этический идеал.
Тема 2. Основные этические теории и проблема морального выбора
Этическая система И. Канта. Принцип автономии морали. Понятие категорического императива. Утилитаристская этика. Этические концепции И. Бентама и Дж.С. Милля. Общий и частный интерес. Позиция разумного эгоизма. Соотношение пользы и добродетели.
Моральный нигилизм Ф. Ницше. Отрицание моральных ценностей.
Ситуация морального выбора, ее характеристики. Критерии морального поведения и моральной оценки. Автономность и ответственность личности.
Раздел 7. Социальная философия
Тема 1. Общество как предмет философского анализа
Общество как социальный способ бытия человека. Природное и социальное, их отличия и взаимодействие. Основные философские подходы к пониманию общества. Религиозно-идеалистический подход (Платон, Гегель), натуралистические теории общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, географический детерминизм Монтескье, биологический детерминизм Г. Спенсера), материалистический подход (К. Маркс).
Общество как целостная система. Материальное и духовное производство, их взаимосвязь и развитие. Понятие общественного сознания, его структура. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология, общественная психология и массовое сознание. Политическое, правовое, нравственное, эстетическое и религиозное сознание.
Общество и личность. Общественные и личные интересы. Соотношение исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Роль личности в истории. Свобода и ответственность.
Проблема общественного идеала. Понятие гражданского общества. Признаки гражданского общества. Права человека.
Тема 2. Философия истории
Проблема смысла и направленности истории. Особенности христианского понимания истории. Идея прогрессивного развития истории (Кондорсе, Гердер).
Теории исторического прогресса. Философия истории Гегеля. Особенности формационного подхода к истории. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса. Критика теорий исторического прогресса (К. Поппер).
Концепции локальных культур и цикличности развития (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Соотношение формационного и цивилизационного подхода к истории.
Тема 3. Глобальные проблемы современности
Мировая ситуация начала XXI столетия. Современное общество в перспективе развития техники и технологии. Концепция постиндустриального общества. Глобальные проблемы современности: экологические, энергетические, продовольственные, военные демографические, национальные, здоровье человека и человечества. Поиск возможных путей выхода из глобального кризиса. Роль науки в преодолении глобальных кризисов. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.
Тенденции и перспективы развития современного общества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Раздел 8. Философия религии
Религия как предмет философии (взаимоотношения европейской философии и христианского вероучения). Философские концепции Бога: политеизм, пантеизм, деизм, монотеизм. Атрибуты Бога в монотеизме. Доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, телеологическое, антропологическое. Религиозный опыт. Кризис западной теологии и религиозной философии.
Раздел 9. Философия искусства
Предмет эстетики. Понятие художественного сознания. Разработка основных эстетических категорий: критика искусства Платоном и теория катарсиса Аристотеля. Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания в Средние века. Ф. Аквинский о природе прекрасного. Источники рационализма и наукообразия художественных теорий Возрождения. Эстетика Просвещения о соотношении спонтанных и разумных начал в художественном творчестве. Самоценный статус искусства в эстетике романтиков. Неклассическая эстетика: Шопенгауэр, Ницше. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Антитопичность постмодерна. Ирония, игровое начало, цитатность. Культ аутентичности в искусстве постмодерна.
5. Планы семинарских занятий
Раздел 1. Философия, ее предмет и значение
(4 часа)
Слово "философия" в переводе с греческого означает "любовь к мудрости".
Целостное представление о мире и о месте в нем человека, а также отношение человека к миру и к самому себе называется мировоззрением.
Философия - это теоретически обоснованное мировоззрение.
Религия это мировоззрение, которое основывается на вере в существование бога, в существование сверхъестественного мира.
В отличие от религии философия ничего не принимает на веру, подвергает сомнению любые идеи. Философия, как и наука, рациональна. Предлагая определенное понимание мира, она обращается прежде всего к разуму человека. Философия стремится обосновывать, логически доказывать выдвигаемые положения.
Предмет философии менялся в ходе истории, особенно сильно под воздействием развития науки. В древности философия как бы сливается с имеющимися знаниями людей о мире. По мере нарастания массы человеческих знаний отдельные области знания стали оформляться в самостоятельные науки. Они занимались наблюдением и описанием фактов. Функцию теоретического обобщения этого эмпирического, т.е. опытного, знания брала на себя философия. В ХIХ веке в конкретных науках начинается формирование теоретических разделов. Теперь науки самостоятельно вырабатывают собственные теории. Если раньше философию считали наукой наук, королевой наук, имея в виду тогдашнее расхождение между философией и наукой по уровню теоретической зрелости, то теперь оценка философии меняется. В 40-е годы XIX в. возникает философское течение, позитивизм, который отрицает познавательные возможности философии. Основоположник позитивизма О. Конт полагал, что позитивное знание добывают частные науки, а философия не познает, она лишь обобщает те знания, которые получены частными науками.
Философия действительно отличается от науки. Научное знание зиждется на прочной основе фактов. Даже самые смелые научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, прошедшее проверку опытом, считается в науке истинным. Но философские идеи нельзя проверить в эксперименте, нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-либо совокупностью фактов, так как философские идеи выходят за пределы нашего опыта.
И все же философия является наряду с наукой особым способом познания мира. Если раньше ее познавательные возможности преувеличивались, что было вызвано тогдашне теоретической незрелостью наук, то неверно теперь совершенно отвергать философский способ познания.
У философии есть свой предмет. Философия это учение об наиболее общих принципах устройства мира, познания и отношений человека и мира.
Материалом для философских обобщений служит не только опыт научного познания природы, но и все другие разнообразные формы человеческого опыта (политики, права, морали, религии, искусства, медицины и т.д.).
Философия не просто исследует мир как таковой, а пытается постичь смысл бытия человека в этом мире. Центральная задача философии дать знание о том, какими принципами, идеалами, ценностями должны руководствоваться люди в своей жизни и деятельности. Задача философии обосновать высшие ценности.
Критически осмысливая мышление, философия стремится освободить ум от скрытых в нем самом препятствий к адекватному восприятию мира и правильному действию. Философия выявляет принципы, на которые опирается мышление во всех областях жизни, чтобы привести структуру мышления в соответствии с реальностью и высшими ценностями, тем самым расширить границы сознания и понимания.
В философии выделяют следующие основные разделы:
Онтология - это учение о бытии. Здесь рассматриваются вопросы о взаимоотношении материи и духа, о формах бытия и т.п.
Гносеология (эпистемология) - учение о познании. В этом разделе рассматриваются вопросы о природе знания, об истине, о границах познания.
Логика - учение о формах и законах правильного мышления.
Антропология - учение о природе человека и его предназначении.
Этика - это учение о природе морали.
Эстетика - это учение о красоте и о природе искусства.
Аксиология философское учение о ценностях
Философия как форма духовной культуры возникла практически одновременно примерно в VI вв. до н.э.- в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Философия формируется как критическое преодоление мифологического мировоззрения.
В истории западной философии можно выделить следующие основные периоды:
1) античная философия (VI в. до н.э. -VI в. н.э.) В ней выделяют следующие периоды: досократовская философия, классика (Сократ, Платон, Аристотель), эллинизм (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), неоплатонизм.
2) средневековая философия (IV в. - XVI в.) и философия Возрождения (XIV-XVI вв.) В средневековой философии выделяют следующие периоды: патристика (Августин), схоластика (Фома Аквинский, Уильям Оккам, Николай Кузанский).
3) философия Нового времени (XVII XVIII вв.) По вопросу о природе познания философы разделяются на два направления - рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и эмпирики (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
4) В философии XIX в. противопоставляют школу немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах) разным неклассическим философским направлениям. К ним относятся философия жизни (Шопенгауэр, Ницше), марксизм (Маркс, Энгельс), позитивизм (Конт, Спенсер, Мах), прагматизм (Пирс, Джеймс)
5) современная философия (XX в.) В ней различают следующие направления: аналитическая философия (Рассел, Поппер, Витгенштейн), феноменология и экзистенциализм (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр, Ясперс), постмодернизм и другие.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
1. Рассел Б. История западной философии. М.: Академический проект, 2000. Введение. С. 9-10.
2. Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1991. С. 57-65.
Вопросы по первоисточникам:
Раздел 2. Онтология
Тема 1. Концепции бытия в античной философии
Занятие 1.
а) Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)
б) Пифагорейская школа
в) Гераклит
г) Элейская школа (Парменид и Зенон)
д) атомисты Левкипп и Демокрит
Онтология - это учение о бытии, она отвечает на вопрос: Что есть бытие? Или: Что есть "истинно сущее"? Этот вопрос подразумевает, что у всех вещей, которые существуют в мире, при всем их многообразии есть нечто общее - то, что позволяет им существовать, быть.
В истории философии создано немало разных теорий реальности. Они отличаются друг от друга, прежде всего тем, что берется за первооснову. Здесь существует два крайних варианта если за основу всего принимается материя, то такое учение является материалистическим, если дух, то идеалистическим. Философские учения, которые полагают, что существует только одно начало, называются монистическими, два начала дуализм, множество начал плюрализм. Различают материалистический и идеалистический монизм. Материалисты утверждают, что существует только одно начало - материя. Идеалисты считают, что существует одно начало - дух. Философские учения, которые утверждают, что существует два начала - материя и дух - называют дуалистическими.
С мифологической точки зрения мир устроен так, что все события, которые в нем происходят, - это результат вмешательства многочисленных богов, капризных личностей, похожих на людей. Каждый из них управляет какой-то частью мира, а законов природы нет. С возникновением философии происходит поворот «от мифа к логосу». Объяснение действительности, связанное со ссылкой на антропоморфных богов, сменяется поисками естественных рациональных принципов, способных истолковать миропорядок и место в нем человека.
Рассматривая окружающую природу, отдельные предметы и явления, древнегреческие мыслители видели их изменчивость, непостоянство, но они полагали, что за этой изменчивостью скрывается некая единая, постоянная основа или первоначало, которое их объединяет и которое является первой причиной всех многообразных явлений.
Философия, собственно, началась с постановки онтологического вопроса. Первым философом считают Фалеса Милетского (624-546 до н.э.) , он впервые задумался над вопросом, существует ли нечто такое, из чего все состоит. Фалес первым осознал принцип объяснения множества явлений с помощью единого принципа. Фалес решил, что таким первоначалом бытия является вода. Его ученик Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.) определяет первоначало более абстрактно - как апейрон, т.е. бесконечное, безграничное, неопределенное. Из него возникают все вещи и в него же возвращаются. Анаксимен (585-525 гг. до н.э.) полагает, что первоначало есть воздух.
Если милетцы делают основной упор на материальное начало всех вещей, то пифагорейцы на форму, упорядочивающее начало. Согласно их учению, в основе всего сущего лежат числа. Вещи суть отражения чисел, их подлинная природа заключена в их математической структуре.
Гераклит из Эфеса (535-475 до н.э.) утверждал, что все изменяется, в природе нет ничего постоянного. Он признает только вечный процесс, который похож на течение реки. Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Сам процесс изменения он рассматривает как взаимопереход противоположностей.
Парменид (540-470 гг. до н.э.) одним уроженец Элеи (Южная Италия) занимает противоположную позицию. Согласно Пармениду бытие вечно, неподвижно и неизменно, едино и неделимо. И понять это можно только умом, а не с помощью органов чувств. Парменид отвергает существование небытия. Существует лишь то, что мыслимо, а то, что немыслимо, не существует. Небытие нельзя мыслить, следовательно, его нет. Из отрицания небытия вытекает, что движения нет. Зенон Элейский (489-430 до н.э.) знаменитый ученик Парменида придумал серию аргументов в поддержку теории Парменида. Главная цель его продемонстрировать, что признание движения как перемены места во времени ведет к противоречиям.
Левкипп (Vв. до н.э.) и Демокрит (460-370 до н.э.) предложили атомистическую модель мира. Все сущее состоит из неделимых (а-томос) частиц, полностью тождественных друг другу вещественно и различающихся лишь по форме и положению в пространстве. Атомы движутся в пустоте. Соединяясь в разных комбинациях, они порождают все наблюдаемые вещи.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Занятие 2.
Классический период древнегреческой философии начинается с Сократа (470-399 до н.э.). Сократ был величайшим софистом, так как он решительно отвергал господство внешнего авторитета, традиции. Но он был и противником софистов, потому что для него истина была важнее личного мнения. Личность тогда будет достойной, когда будет жить по идее, общей и обязательной для всех и каждого. Воля личности должна быть направлена к цели высшего блага.
Сократ не создал своей онтологической теории. Однако он является одним из самых влиятельных мыслителей в истории западной философии, потому что он дал философии метод. С помощью своих вопросов, Сократ помогает собеседнику продвигаться к правильному определению, которое схватывает общее и существенное в явлении.
Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) убежден, что любая вещь является тем, что она есть, благодаря свой идее, которая является ее причиной, ее сущностью. Не надо путать эти идеи с идеями в наших головах - платоновские идеи существуют объективно, т.е. независимо от нашего сознания и воли.
Идеи вечны, не подвержены движению или изменению. Идеи бестелесны, существуют в особом трансцендентном мире вне физического мира, вне пространства и времени. Они являются прообразами для вещей. Одна и та же идея воплощается во многих отдельных вещах.
Платон постулирует два мира: 1) невидимый мир идей, который постигается только разумом (Бытие), 2) феноменальный, видимый мир, мир чувственно воспринимаемых вещей (Становление). Мир идей является подлинным бытием, мир видимых вещей подчинен миру идей.
Идеи образуют иерархию, частные идеи подчинены более общим, вплоть до идеи Блага на вершине иерархии. От Блага идеи, а вместе с ними и весь мир, получают свое бытие и свою ценность. Оно придает всему сущему порядок, меру и единство.
Свою модель бытия Платон изображает графически: линия, поделенная пополам, символизирует разделение бытия на видимый и невидимый мир. Полученные отрезки в свою очередь, делятся, символизируя степени бытия и подлинности. Тех, кто отрицает существование высшей реальности, недоступной зрению, слуху и осязанию, Платон сравнивает с пленниками в пещере.
Аристотель (384-322 до н.э.) был учеником Платона. В своем труде «Метафизика» он критикует теорию идей своего учителя. Главная проблема, по мнению Аристотеля, это проблема разделения идеи и вещи. Платон поместил причины вещей (идеи) в умопостигаемом мире и таким образом отделил их от вещей, причинами которых они якобы являются.
Аристотель, развивая учение Платона, преодолевает разрыв между миром идей и миром вещей. Сущность вещи находится в самой вещи. Познание должно быть обращено на чувственно воспринимаемые вещи. Аристотель представляет мир природы, данный нам в чувственном опыте, как подлинно реальный. Мир природы может быть объяснен без обращения к потустороннему миру.
Сущность вещи - это устойчивое в ней, носитель всех ее свойств. Вещь может находиться в разных состояниях, в разных отношениях с другими вещами, но сущность ее от этого не меняется. Сущность - это индивидуум, носитель свойств данной отдельной вещи. Раскрывая сущность вещи, мы даем ей определение через род и вид. Роды и виды - это сущности во вторичном смысле.
С понятием сущности у Аристотеля связаны определенные трудности. Единичное не может быть предметом науки, поскольку предметом науки является общее. В таком случае сущность это скорее род или вид. Общее является предметом науки, однако оно не имеет самостоятельного существования (ведь Аристотель отверг учение Платона, согласно которому общее (идея) реально существует).
Аристотелю не удалось согласовать между собой эти две трактовки сущности. В средние века из этой двойственности аристотелевского учения возникло два направления в онтологии: номинализм и реализм.
Вместо дуализма идеи и вещи Аристотель вводит дуализм материи и формы. В материи заложена лишь возможность. Чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма. Каждая вещь стремится принять определенную форму, которая является его назначением или целью. Процесс становления вещи из материи и формы Аристотель называет энтелехией. Аристотель считал, что существует четыре причины становления:
1) материальная причина (causa materialis). Всякая вещь состоит из материи.
2) формальная причина (causa formalis) Вещь получает свою определенность благодаря своей форме.
3) действующая причина (causa efficiens) Это то, что приводит вещь в движение.
4) целевая причина (causa finalis) Ни одно изменение вещи не происходит без цели.
Телеологией ( от греческого слова telos - конец, цель) называется представление, что все в мире движется к конечной цели, к совершенству.
Каждый объект стремится к достижению конечной цели. Любые изменения объекта можно понять, только зная его цель. Конечной целью всех изменений всех объектов является Бог. Бог как совершенная сущность не содержит материи и потому не подвержен изменениям, вместе с тем он является причиной движения всего остального во вселенной.
Термин «метафизика» возник случайно: в 1 в. до н.э. Андроник Родосский в своем издании сочинений Аристотеля книги, посвященные первым принципам, расположил после «Физики» и он дал им простое наименование: "то, что следует за физикой". Сам Аристотель, который жил двумя веками раньше, не использовал слово "метафизика". Он называл дисциплину, которой был посвящен трактат, первой философией, или мудростью. Термин «метафизика» иногда используют как синоним «онтологии».
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
1. Платон. Государство // Платон. Собрание соч.: в 4 т. Т.3. С. 292-298.
Вопросы по первоисточнику:
Тема 3. Концепции бытия в философии Нового времени
Занятие 1.
Западная средневековая философия это философия христианская по своей направленности и представителям. В ее истории выделяют два больших периода: 1) патристика (II-VIII вв.) и 2) схоластика (IX-XIV вв.)
Патристикой называют совокупность доктрин христианских мыслителей послеапостольской эпохи (т.н.отцов церкви). Они стремятся разработать христианское учение с помощью античной философии, укрепить ее и защитить от язычества и ересей. Наиболее влиятельный представитель Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430).
С IX в. начинается период схоластики. Схоластика это тип религиозной философии, в котором подчинение христианской догме соединяется с рационалистическим методом и интересом к формальной логике.
Ранняя схоластика (XI-XII вв.) разгорается спор об универсалиях, который продолжается и в последующие столетия.
Высокая схоластика (XII-XIII вв.) - В Европу вернулись произведения греков в арабских переводах, в частности все сочинения Аристотеля. Фома Аквинский (1225-1274) предпринял попытку связать христианское учение с учением Аристотеля.
Поздняя схоластика (XIV в.) прежде всего в лице Уильяма Оккама (1280-1348) критикует метафизические системы старых школ, он кладет начало новому направлению («новый путь»), которое подготовило базу для научного мышления Нового времени.
В западной средневековой философии понимание бытия определялось влиянием двух культурных традиций: 1) христианским откровением (Священным писанием); 2) античной философией (прежде всего Платоном и Аристотелем).
Согласно христианскому догмату Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли и продолжает каждый миг поддерживать бытие мира. Такой взгляд на мир называется креационизм (от лат. слова creatio - творение, создание).
Бог есть высшее бытие, высшее благо, все остальное есть его творение. Строго говоря, подлинным бытием обладает только бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Сотворенные вещи только причастны бытию, или имеют бытие, но сами не суть бытие.
В XI в. в схоластической философии развернулась борьба между номинализмом и реализмом, которая длилась на протяжении нескольких веков. Конфликт был связан с догматом христианской религии о троичной сущности Бога. Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. Полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в обсуждение природы универсалий. Универсалии это общие понятия, родовые понятия (например, живое существо, человек) в отличие от конкретных единичных вещей.
Существуют ли универсалии реально? Или реально существуют только конкретные вещи? Для реалистов подлинной реальностью обладают только универсалии, общие понятия, а не единичные предметы. Номиналисты утверждали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия существуют только в нашем мышлении, это только имена, которые мы даем группам вещей. Согласно концептуализму общие понятия не имеют самостоятельного существования, однако в единичных вещах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом.
Между средневековой философией и философией Нового времени был переходный период эпоха Возрождения (XIV-XVI). Изменения в обществе в этот период сопровождались изменениями в мировоззрении. Во всех областях культурной и общественной жизни происходил процесс секуляризации (освобождения от власти религии и церковных институтов). Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и философия, наука и искусство.
В XVII в. благодаря открытиям 4 великих мыслителей: Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона - происходит научная революция. Возникает новое естествознание, наука в современном понимании. Её отличает соединение теории, сформулированной с помощью математики (т.е. на языке алгебры и геометрии) с заранее спланированным экспериментом.
Научную революцию характеризуют следующие идеи: (1) важно понимать как устроен мир, (2) для этого надо исследовать сам мир, а не читать Аристотеля или Священное писание; (3) самый плодотворный путь изучения мира - эксперимент (эти идеи была наиболее ясно выражены английским философом Ф.Бэконом (1561-1626), (4) мир есть механическая система, которая может быть объяснена математически эта идея была наиболее ясно выражена французским философом Р. Декартом.
В центре внимания новой философии теория познания, поиск истинного научного метода. По вопросу о природе познания философы разделяются на два направления - рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм). Эмпирики считали, что единственный источник знаний это чувственный опыт. Рационалисты считали, что источником знаний являются идеи разума. (см. раздел «Теория познания»)
Рене Декарт (1596-1650) считается родоначальником философии Нового времени. Декарт был разочарован предшествующей философией, поскольку она была противоречивой и запутанной. Для поиска надежных оснований своей философии Декарт использует метод сомнения. Подвергнув сомнению все свои знания, Декарт приходит к выводу, что он может сомневаться во всем, кроме одного: Я мыслю, следовательно, я существую. Cogito ergo sum. Таким образом, в качестве исходной реальности он принимает свои мысли, а не объекты внешнего мира. В этом проявился субъективизм и индивидуализм философии Нового времени.
Сотворенный Богом мир Декарт делит на две субстанции: материю и дух. Основным атрибутом материи является протяженность. Основным атрибутом духовной субстанции является мышление.
Протяженную материю Декарт отождествляет с природой. Декарт предлагает радикально новую онтологию, т.е. радикально новое понятие того, что реально существует. Средневековые схоласты, следуя за Аристотелем, потратили немало энергии, чтобы классифицировать природные явления на роды и объяснить поведение той или иной вещи в терминах существенных признаков натурального рода, к которому относится эта вещь.
Выражая дух научной революции XVII в. Декарт утверждает, что для понимания природного явления мы должны вместо этого принять новый подход. Для научного объяснения имеет значение не различия в родах, а количественный анализ, который может быть выражен в терминах строгих математических законов. Отсюда вместо традиционного множества индивидуальных субстанций, принадлежащих к различным натуральным родам, мы находим у Декарта только один род: вся вселенная состоит из единственного протяженного материала, все явления должны быть объяснены количественно, в терминах размера, очертаний и движения их частей.
В резком противоречии со средневековой физикой Декарт пытается свести все качественное разнообразие природных явлений к материи (тождественной с пространством) и ее механическому движению. Такой взгляд называется механистическим. Все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки механики. Из природы Декарт полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась вся аристотелевская физика.
Движение возникает в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Механическое движение передается от одного тела к другому и не исчезает из Вселенной. Природа - это гигантская механическая система. Первоначальный толчок ей придал Бог. Бог сотворил мир и сохраняет в материи то самое количество движения и покоя, какое вложил при его творении.
Законы механики Декарт распространил и на объяснение живых объектов. Организм животного - это сложный механизм, машина, все что в нем происходит сводится к механическому взаимодействию составных частей.
Согласно Декарту, человек - разумное живое существо, в котором соединяются две субстанции. Тело принадлежит материальной субстанции. Разум же есть свойство другой субстанции - духовной. Субстанции по определению не могут воздействовать друг на друга. Декарт все же допускает взаимодействие души и тела. При этом возникает проблема: как нематериальный ум может приводить движение тело, которое полностью подчинено физическим законам? Декарт не смог решить эту проблему. Некоторые последователи Декарта предложили решение проблемы, которое называется параллелизм. Ум в действительности не вызывает движения тела. Когда я хочу поднять руку, мое желание только кажется причиной того, что рука движется. На самом же деле имеются две серии событий, одна серия психических событий, другая серия событий материальных. Мое желание поднять руку и движение руки совпадают. Поэтому кажется, что мое желание вызвало движение руки. Почему эти два события совпадают? Потому что Бог координирует психические и материальные события.
Согласно материалисту Томасу Гоббсу (1588-1679), все вещи состоят из материальных частиц, и все изменения сводятся к движению. Отсюда главный принцип метафизики Гоббса: всё есть тела в движении. Движение есть переход из одного места в другое. Согласно Гоббсу существует два главных типа тел: физические тела и политические тела. Отсюда два раздела философии: философия природы и политическая философия.
Рационалист Барух Спиноза (1632-1677) пытается преодолеть противоречия, которые возникли в метафизике Декарта. Спиноза соединяет две субстанции в одну: существует только одна субстанция - Бог. «Бог» в понимании Спинозы не является личностью как в иудаизме и христианстве. Бог это сумма всего, что существует. Это реальность, природа. Не случайно Спинозу считали атеистом. Но Спиноза не был атеистом, он был пантеистом. Бог есть всё.
Поскольку существует только одна субстанция, то мышление и протяжение являются атрибутами не двух разных субстанций, как думал Декарт, а одной субстанции. Спинозу называют нейтральным монистом, поскольку он пытается создать философию на основе субстанции, которая не является ни материей, ни духом.
Все, что происходит, с необходимостью вытекает из природы Бога. Все было, есть и будет именно таким, каким должно быть. Свобода воли согласно Спинозе является иллюзией.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
Вопросы по первоисточникам:
Занятие 2.
Оригинальную идеалистическую метафизику предложил немецкий философ XVII в. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). В противовес Декарту он утверждает, что протяженность не объясняет всех свойств тел, она не объясняет инерции и того, что само движение можно вызвать лишь какой- то "силой". Источником этой силы, согласно Лейбницу, являются нематериальные точки, духовные единицы - монады (от греч. слова monas - единица). Монады - это простые неделимые нематериальные субстанции, лежащие в основе всего существующего.
Движение и протяженность являются по Лейбницу лишь внешними определениями реальности, которые идут не дальше видимости, за ними скрывается подлинная реальность - монады. Пространство - это не самостоятельная реальность, а феномен, производный от расположения вещей относительно друг друга. Аналогично дело обстоит и со временем. Время - это не онтологическая река с реальным однородным течением, это тоже производный феномен. Время - это последовательность вещей.
По мнению Лейбница логически возможно существование множества миров (с другими физическими законами). Почему же существует именно этот мир, а не какой-либо другой из возможных? Этот факт имеет достаточное основание. Таким основанием, по мнению Лейбница, является оптимальность, совершенство этого мира. Из высочайшего совершенства Бога следует, что при творении универсума он выбрал план наилучший. Этот мир - лучший из возможных миров. Вещи и явления являются такими, а не иными, потому что способ их бытия - наилучший из возможных способов существования.
Лейбниц трактует монады по аналогии с нашей внутренней психической жизнью, т.е. жизнью человеческой души. Каждая монада отражает весь универсум со своей точки зрения. В зависимости от степени ясности своих представлений монады воспринимают мир либо смутно и неотчетливо, либо более ясно, и наконец, при свете сознания, как человеческая разумная душа.
Каждая монада - замкнутый в себе мир, монады не взаимодействуют. Но как объяснить, что все состояния монад согласованы друг с другом? Лейбниц объясняет это божественной предустановленной гармонией. Он приводит пример с парой часов. Чтобы синхронизировать их, надо либо связать их друг с другом, либо всякий раз сверять их, либо сконструировать настолько совершенную пару часов, чтобы потом они всегда могли самостоятельно показывать одинаковое время (предустановленная гармония).
Согласно Джону Локку (1632-1704) все наши идеи происходят из опыта. При рождении ум человека подобен чистой доске tabula rasa. На этой доске опыт оставляет свои следы. Внешние объекты отпечатываются в наших ощущениях.
Джон Локк различает первичные и вторичные качества вещей. Первичные качества - это качества, которые присущи самим вещам и существует независимо от того, кто их воспринимает. Сюда относятся такие качества как протяженность, фигура, плотность, движение. Вторичные качества - это качества, существование которых зависит от наблюдателя, иначе говоря, этих качеств не существует, если никто не воспринимает вещь. Сюда относятся цвет, звук, фактура, вкус, запах. Первичные качества объективны (они в действительности существуют в самой вещи), вторичные качества - субъективны (они существуют в воспринимающем субъекте), зависят от наших органов чувств и образуются на основе различных сочетаний первичных качеств.
Согласно теории Локка мы воспринимаем объекты не прямо, а с помощью репрезентаций этих объектов в виде идей (ощущений). Одни ощущения являются отображениями материальных вещей внешнего мира и их качеств, а другие нет.
Джордж Беркли(1685-1753) утверждает, что между первичными и вторичными качествами нет различия: не только вторичные, но и первичные качества субъективны. Как он это доказывает?
1) первичные и вторичные качества неотделимы друг от друга, первичные качества нельзя помыслить вне связи со вторичными, значит они так же субъективны.2) не только вторичные, но и первичные качества относительны, меняются от одного наблюдателя к другому.
Отсюда следует вывод, что все качества субъективны. Вещь - это устойчивая комбинация наших ощущений. Рассматривая яблоко, мы видим округлый предмет зеленоватого цвета с одного бока и красного - с другого бока. Мы ощущаем его кисло-сладкий вкус, приятный запах, тяжесть и пр. Все это - различные ощущения. Если имеется определенная комбинация подобных ощущений, мы говорим: это яблоко. Все эти ощущения существуют только в сознании ощущающего. Отсюда становится понятным выражение Беркли "существовать - значит быть воспринимаемым".
По мнению Беркли, нет нужды признавать материю в качестве источника ощущений. Понятие материи заключает в себе противоречие. Утверждается, что материя есть независимая от ума субстанция, обладающая размером, формой и движением. Но размеры, форма и движения это качества, существующие в нашем уме. Кроме того, как всякое абстрактное понятие, понятие материи является иллюзией. Беркли рассуждает как номиналист: в языке имеются слова с обобщающим смыслом, но им ничто не соответствует в действительности.
Существуют лишь ощущения и воспринимающий их ум. Такой взгляд называется субъективный идеализм. Если субъективный идеалист достаточно последователен, то он должен прийти к солипсизму. Солипсизм ( от лат. solus -единственный, ipse - сам) - это философская точка зрения, согласно которой существует только одна вещь - Я. Все остальное, включая других людей, существует только в моем сознании.
Беркли пытается избежать солипсизма. Все вещи существуют в уме. Это не значит, что все вещи существуют в нашем уме. Существует более могущественный ум - Бог. Только Бог как бесконечный ум способен воспринимать вещи непрерывно. Только в этом случае мы можем поверить, что все вещи есть идеи, существующие в уме. И что вещи продолжают существовать, когда мы их не воспринимаем.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
Вопросы по первоисточникам:
Тема 4. Концепции бытия в философии XIX в.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
Вопросы по первоисточникам:
Тема 5. Современная материалистическая
концепция бытия и ее принципы
Занятие 1.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы по первоисточнику:
Занятие 2.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Дополнительная:
Первоисточник к семинару
Вопросы к первоисточнику:
Тема 6. Проблема сознания
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы к первоисточнику:
Раздел 3. Теория познания
Тема 1. Проблема обоснования знания: эмпиризм и рационализм
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
Вопросы по первоисточникам:
Тема 2. Скептицизм и агностицизм
Вопросы для самоконтроля
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы к первоисточнику:
Тема 3. Структура процесса познания
а) чувственное познание и его формы. Соотношение субъективного и объективного в чувственном образе.
б) рациональное познание и его формы. Мышление, язык и действительность.
в) интуиция и ее роль в познании.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы к первоисточнику:
Тема 4. Проблема истины в философии
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы по первоисточнику:
Раздел 4. Философия науки
Тема 1. Структура науки
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы к первоисточнику:
Тема 2. Философия науки: методология науки
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы к первоисточнику:
Тема 3. Рост научного знания
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Раздел 5. Философская антропология
Тема 1. Концепции человека в истории философии
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Биосоциальная природа человека
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
1. Майкл Рьюз (Канада), Эдуард О., Уилсон (США) // Вопросы философии. 1987 № 1. С. 97-100.
2. Гальперин П.Я. Инстинкт и мораль // Экология и жизнь. 2002. № 5.
Вопросы по первоисточникам:
Тема 3. Психоанализ о природе человека
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
1. Фрейд З. О психоанализе // З. Фрейд. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - С. 346-381.
Вопросы к первоисточнику:
Тема 4. Экзистенциальная концепция человека
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы к первоисточнику:
Раздел 6. Этика
Тема 1.Понятие морали и основные этические теории
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы по первоисточнику:
Тема 2. Основные этические теории и проблема морального выбора
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
Вопросы по первоисточникам:
Раздел 7. Социальная философия
Тема 1. Общество как предмет философского анализа
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточники к семинару
Вопросы по первоисточникам:
Занятие 2. Философия истории.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы к первоисточнику:
Занятие 3. Глобальные проблемы современности
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Глобальные проблемы современности
Вопросы по первоисточнику:
Раздел 8. Философия религии
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы по первоисточнику:
Раздел 9. Философия искусства
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
Первоисточник к семинару
Вопросы по первоисточнику:
6. Самостоятельная работа
(36 часов)
Самостоятельная работа предполагает написание одного эссе (10 часов) и выполнение контрольных работ (26 часов) по источникам.
Контрольные работы выполняются письменно в виде ответов на вопросы к первоисточникам, предложенных к каждому семинарскому занятию.
Список тем эссе
Методические рекомендации к написанию эссе
С помощью этих рекомендаций вы получите представление о том, что такое эссе, а также некоторые советы, как написать эссе.
Эссе - это форма самостоятельной работы студента объемом 3-5 тетрадных страниц. Эссе по философии отличается от школьного сочинения по литературе и от рефератов по другим дисциплинам. Эссе не является формой выражения личных впечатлений и эмоций. Эссе не является кратким изложением одной или нескольких публикаций (книг, журнальных статей) по определенной теме. Эссе - это обоснование тезиса. Это значит, что в эссе должно быть утверждение, в правильности которого вы постараетесь убедить читателя, а также аргументы (доводы) в пользу этого утверждения.
Цель написания эссе - научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновывать.
Тему эссе вы можете выбрать из предложенного преподавателем списка. Вы также можете самостоятельно сформулировать вопрос, ответом на который будет ваш тезис. Но в этом случае обязательно получите одобрение преподавателя.
Приступая к написанию эссе, изложите в одном предложении, что именно вы будете утверждать и доказывать (свой тезис). Если вы не можете это сделать, то переходить к следующей задаче рано. Наиболее распространенная ошибка: студенты не формулируют тезис вообще или формулируют его так расплывчато, то читатель не может понять, что же утверждает автор.
Следующая задача: определить, каким образом убедить читателя в правильности тезиса, какие аргументы вы приведете в своем эссе. Студентам часто кажется, что поскольку им самим ясно, что тезис верен, то приведенных аргументов в пользу тезиса вполне достаточно. Поэтому лучше исходить из того, что читатель хорошо знает предмет, о котором идет речь, и при этом с вами не согласен. Постарайтесь предусмотреть возможные возражения и ответить на них.
Наконец, очень важная задача - редактирование текста, который вы написали. Важно иметь в виду, что читатель не может заглянуть в ваши мысли иначе как через то, что фактически написано, он не может догадаться, что вы на самом деле имели в виду, когда писали. Ваш текст должен говорить сам за себя. Ответственность за точность передачи мысли лежит на авторе. Вы должны ясно выражать свои мысли, чтобы избежать неверного понимания. Кроме того, хорошее эссе несовместимо с грамматическими ошибками.
Еще несколько типичных ошибок, которых следует избегать
Если преподаватель не согласен с вашим тезисом, то это не значит, что ваша оценка будет низкой.
Критерии оценки эссе
Эссе оценивается по следующим критериям:
1) Тезис.
- тезис оригинальный и сформулирован ясно 3 балла
- тезис неоригинальный, ясно сформулирован 2 балла
- тезис сформулирован расплывчато 1 балл
2) Обоснование.
- обоснование всестороннее и глубокое 4 балла
- обоснование есть, но не всестороннее 3 балла
- обоснование есть, но аргументы противоречат тезису 2 балла
- обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы - 1 балл
3) Использование литературы.
- использована дополнительная литература и даны ссылки на нее 2 балла
- использованы первоисточники и даны ссылки 1 балл
4) Оформление.
- эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют 1 балл
Работа над эссе потребует от вас серьезного, вдумчивого отношения.
Успеха!
7. Вопросы к экзамену