Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Понятия и типология цилизаций
Цивилизации это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.).
Тип цивилизации методологическое понятие, используемое для наиболее крупного культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.
типы цивилизаций
Название цивилизации |
Характерные черты |
сообщество. - тип непрогрессивной формы существования, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. |
1. Народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни.
|
2.Восточный тип Цивилизации исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте |
Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм культура 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни - деспотия,где осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни- являются корпоративная и грсударственная формы собственности 8. Методом управления - принуждение. |
3. Западный тип цивилизации (западная цивилизация) особый тип цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. |
Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. |
4. Техногенная цивилизация особый тип западного цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XVXVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. |
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря применению в производстве научных знаний; 2) НТР, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) Возрастание социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества индустриальное и постиндустриальное общество. |
5. Глобальная цивилизация современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. |
Глобализация связана прежде всего:
Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием. Исследователи считаеют, что на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ. |
6. Россия в системе мировых цивилизаций. |
На рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем сказоно - об особом пути России, отличном от западных и восточных стран. Это было учение «Москва Третий Рим». Согласно этому учению Россия,должна сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру. В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. В 30-40-х гг. XIX века появились течения «западников» сторонников всемирно-исторической теории и «славянофилов» сторонников локально-исторической теории. Западники - исходили из концепции единства человеческого мира и считали: - что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. - задача России как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью. в середине и второй половине XIX века. Локально-историческая теория - славянофилы и народники: - что не существует единой общечеловеческой общности, единого пути развития для всех народов. - каждый народ живет своей «самобытною» жизнью, в основе которой лежит идейное начало, «народный дух». - для России основой являются православная вера, принципы внутренней правды и духовной свободы; крестьянский мир, община как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки. -, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь. На рубеже XIX-XX веков - марксизская всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историческую. В 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории - материалистическая - стала официальной. Была разработана схема развития общества, дана новая трактовка места России во всемирной истории. Где Октябрьская революция 1917 г. - социалистическая, а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превращалась из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего социализма», в страну, «указывающую путь развития всему человечеству». |