Тип
|
Задание
|
A1
|
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
|
- кУхонный
- влилАсь
- надОлго
- пАртер
|
|
A2
|
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
|
- БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ акция направлена на помощь пострадавшим от наводнения.
- И нет вины автора пьесы, если зритель теряет ДОВЕРИЕ к спектаклю.
- Ваше заявление настолько БЕЗОТВЕТНОЕ, что нет смысла на него отвечать.
- Месяц светил в окно, луч его играл на ЗЕМЛЯНОМ полу хаты.
|
|
A3
|
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
|
- несколько ампер
- выправь текст
- двадцать три юноши
- старые профессора
|
|
A4
|
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изобразив ряд разных по мимике и настроению детских лиц,
|
- получился необычный медальон.
- на века сохранился семейный портрет.
- создаётся произведение «педагогической» скульп туры.
- скульптор проявил себя как умелый физиономист.
|
|
A5
|
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
|
- Одним из замечательных достижений республиканского римского искусства стал портрет.
- Бунин считал своей лучшей книгой сборник «Тёмные аллеи», куда входят тридцать восемь рассказов-новелл.
- Даже те, кто не интересуется спортом, знают имя основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.
- По окончанию пансиона М. Глинка решил посвятить себя музыке.
|
|
A6
|
В каком предложении придаточную часть сложно подчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
|
- В театральном коридоре, который подковой охватывал партер, стояли регистрационные столики.
- В основе любой творческой профессии лежит природный дар, отсутствие которого восполнимо только трудом.
- Комната, которая именовалась залом заседаний, была переполнена.
- Без косы, которая обрамляла голову, я маму просто ни разу в жизни не видела.
|
|
A7
|
(1)... (2)В трудах историка Геродота мы находим упоминание об оловянных покрытиях, предохраняющих железо от ржавчины в древнегреческих городах. (3)В Индии уже полтора тысячелетия существует общество по борьбе с коррозией. (4)В XIII веке оно принимало участие в постройке на побережье Бенгальского залива Храма Солнца. (б)Сооружение, веками подвергавшееся действию солёных ветров и морской влаги, уже превратилось в руины, но его железная арматура сохранилась в хорошем состоянии. (6)... уже в те далёкие времена индийские мастера знали, как противостоять коррозии.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
|
- Железная колонна достопримечательность индийс кой столицы была изготовлена в 415 году.
- В Древней Индии добились, очевидно, больших успехов в обработке железа.
- Проблемой защиты железа от коррозии люди заинтересовались ещё в древние века.
- Колонна ставит в тупик современных учёных: они не могут определить способ её изготовления, предохраня ющий железо от окисления.
|
|
A8
|
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
|
- Для того чтобы
- Наоборот,
- Не случайно
- Стало быть,
|
|
A9
|
Какое слово или сочетание слов не является грамма тической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
|
- мы находим (предложение 2)
- оно принимало участие (предложение 4)
- сооружение превратилось в руины (предложение 5)
- противостоять (предложение 6)
|
|
A10
|
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
|
- сложное бессоюзное
- сложноподчинённое
- сложносочинённое
- сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
|
|
A11
|
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛТОРА из третьего (3) предложения текста.
|
- числительное
- наречие
- существительное
- частица
|
|
A12
|
Укажите значение слова ТРУДАХ в предложении 2.
|
- усилие, направленное к достижению чего-либо
- результат деятельности, произведение
- целенаправленная деятельность человека на создание материальных и духовных ценностей
- занятие, работа
|
|
A13
|
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Доподли(1)о известно, что в благоприятных условиях возможно соединение в определё(2)ом порядке многих тысяч атомов, при этом образуются такие сложные образова ния, как молекулы наследстве(3)ости ДНК.
|
- 1,2,3
- 2
- 3
- 2,3
|
|
A14
|
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
|
- зат..иться, сем..нарское, оз..рённый
- уст..реть, к..лючий, ум..лять (заслуги)
- пл..вучесть, сат..рический, осм..леть
- вд..хновение, скл..нение, тр..ва
|
|
A15
|
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
|
- пр..стыдить, пр..вередливый, беспр..рывно
- от..ехать, раз..яснить, без..аварийный
- и..колесить, сни..хождение, ра..фасованный
- об..грать, от..екать, за..нтересовать
|
|
A16
|
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
|
- родители хлопоч..т, хлещ..щие брызги
- ребята хохоч..т, тяжело дыш..щий
- солдаты служ..т, ищ..щий истину
- слуги топч..тся, тащ..щий бревно
|
|
A17
|
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? А. потч..вать Б. растаявший В. одноклассница Г. доходч..во
|
- А, Б, В, Г
- Б, Г
- В, Г
- А, Б, В
|
|
A18
|
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е? Как н(1) старались танкисты, они н(2) смогли н(3) выта щить танк из рва, н(4) сообщить об аварии.
|
- 1,2
- 2
- 3,4
- 1,3,4
|
|
A19
|
В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?
|
- (В)ТЕЧЕНИЕ недели произошли события, перевернувшие всё (В)ВЕРХ дном.
- Дедушка чувствовал ответственность за поведение внука и в ТО(ЖЕ) время был готов спорить (В)ВИДУ не такой уж значительности проступка.
- Жёлтая «Волга» ушла далеко (В)ПЕРЁД. Толик опасливо покосился на неё и ТО(ЖЕ) побежал.
- Женщина повернулась и пошла (В)ГЛУБЬ квартиры (ОТ)ТУДА был слышен шёпот телевизора.
|
|
A20
|
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: На кораблях уже зажигали фонари () и от их света вечер казался неприветливым.
|
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
|
|
A21
|
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Расположив (1) сжавшиеся в комок (2) фигуры (3) сидящих рядом (4) мужчины и женщины (5) мастер наполнил пластику скульптуры драматической эмоциональной силой.
|
- 1,2,3,5
- 2,3,4
- 3,4
- 5
|
|
A22
|
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Первые христианские колокола появились на Западе (1) вероятно (2) в конце IV начале V века. По преданию (3) первый колокол отлил для католической церкви епископ Павлин из города Нола, находящегося в Южной Италии в древней области Кампаньи, которая (4) издавна (5) славилась хорошим качеством меди.
|
- 1,2,3
- 3,4,5
- 3
- 1,2,5
|
|
A23
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
|
- С Македонской династии в Византии начинается практика широкой раздачи знати и боевым командирам больших угодий и пустующих земель.
- У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
- Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской архитектуре.
- Белый мохнатый щенок с чёрными ушами лаял на лодку с берега и рыл задними лапами песок.
|
|
A24
|
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? На ледник опустились сумерки, и пойти куда глаза глядят я не осмелился: в темноте угодишь в трещину и будешь аукать до конца жизни...
|
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
|
|
A25
|
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Основной чертой художественной программы поколения (1) становление (2) которого (3) происходило во время Первой мировой войны (4) стало следование традициям французского импрессионизма.
|
- 1
- 2
- 1,4
- 3,4
|
|
A26
|
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мастерская стояла в самом конце улицы (1) и (2) чтобы попасть к жестянщику (3) надо пересечь пустырь (4) который хорошо просматривался из окон мастерской.
|
- 1,2,3,4
- 2,3
- 1,3,4
- 2,4
|
|
A27
|
Прочитайте текст.
Хотя социально-культурная основа восприятия образа Форда в СССР и США была разной, в обоих случаях речь шла о заметном феномене массовой культуры. В Советском Союзе Форда-капиталиста затмил Форд индустриальный гений, организатор-практик, человек действия. У Генри Форда необходимо было научиться самым передовым приёмам производства, чтобы, соединив их с «преимуществами системы социализма», подняться выше капитализма.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
|
- СССР и США по-разному относились к Г. Форду: американцы ценили «деловую хватку» Форда-бизнесмена, советские люди считали его гением индустрии.
- В Советском Союзе Г. Форда воспринимали как талантливого организатора, у которого можно было на учиться самым передовым приёмам производства, что бы победить капитализм.
- Социалистическая промышленность перенимала передовой опыт капиталистического производства.
- В Советском Союзе Г. Форд не зарабатывал деньги, а помогал организовать промышленное производство.
|
|
A28
|
(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. (З)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове Эзеле в Балтийском море. (4)Война застала на острове несколько советских актёров мужчин и женщин. (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. (6)А но чью, если не было боя, актёры устраивали концерты на маленьких полянах в лесу. (7)Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актёры? (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители? (9)Война диктует свои правила и создаёт новые традиции. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводи ли на актёров узкие лучи карманных электрических фона риков. (11)Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое. (12)Но чаще все го лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нём, хотя Елагина и молчала. (13)В её тёплой улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берёг в самом надёжном уголке сердца. (14)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фона риков. (15)Всегда он играл в темноте, и единственной точ кой света, которую он часто видел перед собой, была боль шая звезда. (16)Её не могли погасить залпы тяжёлых батарей, не мог задушить жёлтый дым разрывов. (17)Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, будущем покое. (18)Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть. (19)Он сказал об этом невидимым зрителям. (20)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил: (21)А Паганини играл и на одной струне... (22)Паганини! (23)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом! (24)Егоров медленно прижал скрипку к плечу. (25)Большая звезда спокойно горела на краю залива. (26)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (27)3везда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. (28)Егоров поднял смычок. (29)И неожиданно одна струна запела с та кой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны. (ЗО)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (31)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (32)Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. (ЗЗ)Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного на пева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.
(По К. Паустовскому*) * Константин Георгиевич Паустовский (18921968) русский писатель.
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
|
- Даже на войне актёры играют с полной отдачей.
- Молодая актриса напоминала солдатам об их возлюбленных.
- Во время концерта ночная звезда вдохновляла скрипача Егорова.
- Несмотря на бои, актёры каждую ночь устраивали концерты.
|
|
A29
|
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
|
- В предложениях 79 представлено рассуждение.
- 13 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 12 предложении.
- 32 предложение текста поясняет, конкретизирует то, о чём говорится в 30 и 31 предложениях.
- В предложениях 46 представлено повествование.
|
|
A30
|
В каком предложении все слова употреблены в прямом лексическом значении?
|
- 6
- 16
- 25
- 31
|
|
B1
|
Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Ответ:
|
|
B2
|
Из предложений 1213 выпишите прилагательное в форме превосходной степени сравнения. Ответ:
|
|
B3
|
Из предложения 6 выпишите подчинительное слово сочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Ответ:
|
|
B4
|
Среди предложений 1318 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения. Ответ:
|
|
B5
|
Среди предложений 17 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения. Ответ:
|
|
B6
|
П
Среди предложений 1217 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ:
|
|
B7
|
Среди предложений 29 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения. Ответ:
|
|
B8
|
«К. Паустовский практически в каждом своём произ ведении создаёт яркие образы, его проза всегда поэтична. И даже рассказывая о войне, писатель остаётся верен себе и использует такие тропы, как ____(«антракт войны», «уголок сердца» и др.), ____(«тёплая улыбка», «томительный напев»), и синтаксические средства выразительности ____(предложения 11,17), ____(предложение 23)».
Список терминов: 1) риторический вопрос 2) лексический повтор 3) эмоционально-оценочные слова 4) гипербола 5) эпитеты 6) метафора 7) вопросно-ответная форма изложения 8) сравнительный оборот 9) риторическое восклицание Ответ:
|
|
C1
|
(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. (З)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове Эзеле в Балтийском море. (4)Война застала на острове несколько советских актёров мужчин и женщин. (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. (6)А но чью, если не было боя, актёры устраивали концерты на маленьких полянах в лесу. (7)Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актёры? (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители? (9)Война диктует свои правила и создаёт новые традиции. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводи ли на актёров узкие лучи карманных электрических фона риков. (11)Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое. (12)Но чаще все го лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нём, хотя Елагина и молчала. (13)В её тёплой улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берёг в самом надёжном уголке сердца. (14)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фона риков. (15)Всегда он играл в темноте, и единственной точ кой света, которую он часто видел перед собой, была боль шая звезда. (16)Её не могли погасить залпы тяжёлых батарей, не мог задушить жёлтый дым разрывов. (17)Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, будущем покое. (18)Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть. (19)Он сказал об этом невидимым зрителям. (20)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил: (21)А Паганини играл и на одной струне... (22)Паганини! (23)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом! (24)Егоров медленно прижал скрипку к плечу. (25)Большая звезда спокойно горела на краю залива. (26)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (27)3везда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. (28)Егоров поднял смычок. (29)И неожиданно одна струна запела с та кой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны. (ЗО)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (31)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (32)Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. (ЗЗ)Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного на пева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.
(По К. Паустовскому*) * Константин Георгиевич Паустовский (18921968) русский писатель.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напиши те, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
|
|