Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Проблема культуры общения -- одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» -- те понятия,без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель -- ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны -- критически относиться к своим собственным взглядам.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Выделяется два аспекта толерантности:
внешняя толерантность (к другим) убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;
внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.
Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия.
Педагогика толерантности предполагает:
· Развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию;
· Формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;
· Развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, классе, группе, коллективе;
· Осуществление коррекции самооценки;
· Формирование профессионально значимых качеств: эмпатии и рефлексии, способствующих толерантному общению;
· Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;
· Освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость.
Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Педагог должен понимать, что формирование толерантности в наши дни происходит в условиях сложных этнических процессов.
Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира .
Эмпатия это способность педагога отождествить себя с ребенком, встать на его позицию, разделить его интересы и заботы, увидеть глазами ребенка волнующие его проблемы, взаимоотношения с другими ребятами.
Помимо личностно значимых для ребенка и профессионально необходимых качеств личности, педагог должен обладать специальными умениями взаимодействия с детьми разных национальностей, т.е. обладать толерантностью
Веотерпимость
Принятая год назад десятилетняя федеральная программа воспитания толерантности с новой остротой ставит вопрос о преподавании религии в государственной школе. Эта острота обусловлена тем, что веротерпимость, без всякого сомнения, представляет одну из важнейших сторон толерантности. По данным комиссии по правам человека при ООН, преобладающая часть мировых конфликтов до сих пор возникает не на этнической или политической, но на религиозной почве. В то же время религия на сегодня остается одним из важнейших факторов формирования идентичности. Из трехсот этнических меньшинств Европы около ста образовались на религиозной основе, и во всех ста наблюдаются конфликты. Религия, таким образом, остается как основным фактором культурно-этнического самоопределения, так и важнейшим источником нестабильности в современном мире.
Религия - неотъемлемая часть культуры. Миллионы людей испытывают потребность в религиозных чувствах, в религиозной жизни. Никакими средствами невозможно и не нужно истреблять веру людей в Бога, хотя такие попытки в истории человечества были.
Воспитание веротерпимости и культуры межконфессиональных отношений в современном российском обществе теснейшим образом связано с принципом открытости самого общества и государственной системы образования. Но освоение ценностей религиозной культуры учащимися современной российской общеобразовательной школы не является самоцелью. В школе не ставится специфическая задача воспитания религиозно ориентированной молодежи. Здесь преследуются другие цели: процесс изучения религиозной культуры рассматривается как одно из средств решения актуальных воспитательных задач, значимых для всего общества, проблем развития и укрепления среди учащихся важных для личности, семьи, общества и государства социально ценных стереотипов отношения и поведения. Воспитательные возможности ценностей религиозной культуры в светской школе состоят в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, включающего и формирование культуры межконфессиональных отношений в современном российском обществе, в межличностных и социальных отношениях. Это, в частности, такие аспекты воспитания:
" воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества, от уровня местных общин до общенационального;
" воспитание патриотического сознания, любви к Родине - России на основе знания исторического прошлого и культуры;
" воспитание уважения прав и свобод граждан в области отношения к религии и нерелигиозным формам мировоззрения, прав личности в духовной сфере в целом;
" развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;
" развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в обществе;
" семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в семейных отношениях, будущей семейной жизни;
" половое воспитание на основе выработки целомудренного и ответственного поведения в области отношений с противоположным полом, знания и уважения народных традиций сексуальных отношений;
" актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма, асоциальности и приспособленчества.
о, что изучение религиозной культуры в современной школе обусловлено и научно-педагогической целесообразностью, связано с вопросами обновления, модернизации и развития современного образования, оптимизации его содержания, уровня и качества в соответствии с новыми потребностями общества, обеспечением учебно-воспитательных функций школы в новых социальных условиях.