Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Детский сад общеразвивающего вида 17 Радуга Сокольского муниципального района Вологодской области

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №17 «Радуга»

Сокольского  муниципального района

Вологодской области

Развитие творческих способностей старших дошкольников

через игры-драматизации

 автор: Груздева Мальвина Александровна

«Высшее выражение творчества доступно немногим, избранным гением человечества, но в каждодневной, окружающей нас жизни, творчество - необходимое существование.».

А.С.Выгодский

Основным направлением образования в настоящее время является гуманизация учебного процесса развития познавательной активности творческих возможностей. Требования гуманизации педагогического процесса, формирование творческой личности, создание благоприятной обстановки для каждого ребенка предполагает усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, его личностных качеств.

Развивая способности детей мы способствуем развитию их общей музыкальности, нравственных качеств, личности, инициативы, самостоятельности.

Одним из главных условий развития детского творчества является приоритетное внимание к игровой, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности.

Ведущие специалисты Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Б.Д.Теплов и др. постоянно подчеркивали значение и потенциальные возможности этих видов деятельности в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста (в области детского художественного творчества).

Музыкальное воспитание, музыкальная театральность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки и спецификой детского возраста.

В концепции дошкольного воспитания записано: «Музыку называют зеркалом души человеческой». Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем отражены: «определены человеческие эмоции».

Благодаря этому свойству, она дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы ребенка.

Высокая вариантность музыкально-художественного образа, особенности музыкального языка позволяют широко использовать музыкальную импровизацию, как путь формирования у детей музыкально-творческих способностей. Большую помощь в решении проблемы творческих возможностей детей дошкольного возраста оказала группа специалистов     под    руководством     доктора         психологических     наук


К.В.Тарасовой,   которая   в   1992   году   предложила   новую   музыкальную программу «Гармония».

Она направлена на развитие, прежде всего, творческого мышления, воображения, памяти, коммуникативных способностей.

Наряду с традиционными видами деятельности _ пением, восприятием музыкальных движений и игрой на музыкальных инструментах авторы вводят новый раздел - музыкальную игру- драматизацию.

Игра-драматизация - это маленький спектакль, переходная форма от игры к искусству.

Как известно, игра является основным видом деятельности ребенка, ей принадлежит формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация имеет свои специфические особенности, она представляет собой синтез всего, что умеет ребенок, чему научился в каждом виде музыкальной деятельности, что приобрел в общем психическом развитии (интеллект, речь, эмоции, умение общаться). Не смотря на сложность этот раздел является наиболее любимым детьми, благодаря близости к игре и характеру для игры, перевоплощению в образ того или иного персонажа.

Чем младше возраст детей, тем легче они входят в образ, включаются в игру. Музыкальная игра-драматизация обладает не только большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средствам коррекции личности. Я заметила, что многие занятые, малоактивные дети в отдельных видах деятельности, свободно проявляют себя в музыкальной игре-драматизации, используя роль, как средство психологической защиты.

Предложенный авторами к этому разделу музыкальный материал предполагает участие всех детей одновременно в творческом процессе, что доставляет радость общения друг с другом в игре, и дает стимул для творческих проявлений.

Коллективное, совместное со взрослыми действие очень важно для детей, ведь в младшем возрасте малыши не любят действовать в одиночку.

Проанализировав отношение детей к музыкальной игре-драматизации,
я    пришла    к    выводу:    музыкальная    игра-драматизация способна

раскрепостить ребенка, вызвать глубокие, положительные эмоции, улучшить взаимоотношения с детьми и окружающей средой (миром).

Таким образом, углубленно работая над игрой-драматизацией, я развиваю личность ребенка. Наш детский сад №17 «Радуга», в котором я работаю, углубленно работает над эстетическим воспитанием. Одной из задач, стоящих перед детским садом, является задача - развитие творческих способностей.

Исходя из всего вышесказанного, я поставила целью своей работы: «Развитие творческих способностей, через игры-драматизации» и наметила следующие задачи:

1. Развивать музыкальные способности через все виды музыкальной деятельности.


  1.  Учить   детей   передавать  эмоциональные   настроения  посредством
    мимики, жестов, пантомимы.
  2.  Совершенствовать исполнительские способности детей.
  3.  Развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности,
    поддерживать желание детей участвовать в творческих концертах.
  4.  Развивать память, речь, воображение, фантазию.
  5.  Формировать творческую личность.

Таким образом, все вышеизложенные задачи, предполагают развитие творческих способностей театрально-игровой деятельности и ставят проблему поиска таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действие, желание «фантазировать».

Эти задачи стала решать через работу над играми-драматизациями. Разработала перспективный план, в который включила игры-драматизации по всем возрастам (младший, средний, старший), учитывая возможности детей (приложение).

Как и предполагает программа «Гармония», работу над играми-драматизациями осуществляла по следующим направлениям:

  1.  Изобразительные жесты и движения.
  2.  Овладение основными движениями.
  3.  Ориентировка в пространстве.
  4.  Танцевальные движения.

1. Изобразительные движения и жесты.

В это направление я включала так называемую «гимнастику жестов» -специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов - жест ласки, плача, просьбы, клича «АУ», прислушивания, испуга, отказа и др. Это основные часто используемые жесты в музыкальной игре-драматизации.

Учила детей показывать как движения животных, так и людей.

Этюд «мишка» - учит детей передавать образ раздраженного медвежонка у которого болит живот. Этюд «петушки» помогает передать образ задиристых петушков.

2. Достаточное внимание уделяется работе над основными движениями,
особенно в младшем возрасте. Дети овладевали различными вида ходьбы,
бега и прыжков. Работала над движениями рук. Обращала внимание не
легкость выполнения, точность, ловкость.

З. Важным является направление, связанное с развитием ориентировки в пространстве. Детей учила строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и снова находить свое место в кругу или шеренге.

4. Основной единицей программы «Гармония» по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.


Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.

Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение пьесы. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.

Если дети научились слушать музык, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.

Например: «Игра в лесу» муз.Ломовой по теме «Осень».

Дети слушают музыку, вместе со мной составляют образный рассказ. Дальше даю детям творческое задание: погулять по лесу, понаблюдать за деревьями, поискать ягоды, грибы, но при этом держаться друг друга. Дети воображаемыми движениями передают поиск ягод, грибов, и, незаметно, отходят друг от друга. Неожиданно в музыке звучит тревога, дети должны ее передать жестом «испуга». Каждый выражает это по своему. Одни спрятались, закрыв лицо руками, другие отвернулись. Обнаружив, что нет подруги, выполняют жест клича «ау» и «прислушиваются». И тут я объяснила: для того, чтобы услышать «эхо» нужно выразительно и эмоционально выполнить жесты. С заданием справились все дети. А закончился этюд веселым танцем, где дети весело танцевали и передавали радость в движениях.

В младшей группе на занятии по теме «Мои игрушки» («Путешествие в Кукляндию») дети танцевали этюд с воображаемыми куклами. Они старались во всем подражать взрослому, легко бегать, кружиться, качать куклу из стороны в сторону, жалеть.

В старшей группе , по теме «Шутка в музыке» с детьми шутливый танец «Знаю-знаю, не признаюсь» муз Назаровой - Метнер.

Послушав песню дети должны были определить в чем ее необычность и где спрятана шутка. Все дети догадались правильно. В этом этюде детям нужно было передать хвастовство, хитрый взгляд (глаза в глаза), общение друг с другом, удивление, недоумение и саму шутку. С заданием дети справились. У одних лучше получались жесты: «удивление», «хвастовство», «хитрость», у других «недоумение», «общение», «ну» а сама шутка, которая вызвала «смех и юмор» получилась у всех.

Также уделяю внимание выразительности движений. Этому помогают этюды на заданную тему. Например: предлагаю детям послушать музыку «Появление волка» и подумать, как можно изобразить героя под эту музыку.


Затем дети (2-3) осуществляют этот замысел. Лучшие варианты, оригинальные находки (особый жест, мимика, пластика движений) мы используем

Основным форматом музыкального воспитания в детском саду являются музыкальные занятия, как фронтальные, так и индивидуальные.

Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Игрушки», «Моя семья», «Времена года», «Кто с нами живет» и др.

Такие занятия вызывают особый интерес у детей. Дети заинтересованы, эмоционально раскрепощены на этих занятиях и получают положительную оценку своим действиям, что способствует объединению воспитателя с детьми. На одном из занятий по теме «Времена года» в средней группе -детям я предложила отправиться на весеннюю полянку и посмотреть проталинки из которых выглядывают первые цветы «Подснежники».

Детям понравилось мое предложение. Тогда я спросила:»Как мы пойдем? Парами, друг с другом или взявшись за руки?» Дети подумав, ответили по-разному, большинство решили идти парами. Я согласилась с их мнением.

Оказавшись на полянке, увидели множество цветов, у детей на лицах была радость. Зазвучала музыка Чайковского «Подснежник» и тогда я детям ала другое задание: придумать свой танец с цветами, чтобы движения товарища не повторялись. Музыка продолжала звучать, дети с увлечением танцевали, проявляли свою фантазию и творчество. В старшей группе проведены занятия по теме «Шутка в музыке» (приложение).

Младшая группа «Путешествие в Кукляндию».

«Солнышко в дождик», «Кто живет в лесу», «Приди весна» и др. Но не все занятия проходят в едином сюжете. На одних занятиях мы работаем без музыки, т.к. идет подготовка, работа к разучиванию музыкальных этюдов, упражнений, музыкальных игр, образов.

В начале занятия провожу с детьми подготовительную работу в виде упражнения: поиграем пальчиками, покажите, как летают маленькие птички, а большие? Дети с помощью рук показывают жесткие и мягкие ручки. А вот и пальчики побежали, ножки застучали - дети с большим удовольствием выполняют эти задания.

В старшем возрасте задания усложняются, вводим «Гимнастику жестов» и «Ритмичное эхо». Прошу детей показать мимикой, пластикой, характер движения: «Образ угрюмого медведя», «Хитрой лисы», «Жесты удивления», «Испуг», «Приглашение», «Отказ» и др. (приложение-альбом).

Образы и жесты у детей получаются разными. У одних - злыми, у других - добрыми. Дети легко входят в тот или иной образ и с интересом передают сказочных героев.

Так, в сказке «Курочка Ряба» муз.Машденко нужно было передать образ хлопотливой курочки, ковыляющего деда, веселую бабушку, озорных мышек.


Разучивали эти образы на музыкальных занятиях. Мальчики передавали образы деда, девочки - удивленной бабушки, вслед бежащей за дедом. Сами дети оценивали свои действия и выбирали на роль деда и бабы лучших, которые были эмоциональны, выразительны. Остальные дети передавали образ мышек и показывали ловкость, хитрость в музыкальном этюде.

Когда движения были выучены, соединили их с музыкой. На итоговом занятии сыграли всю сказку и подключили группу музыкантов, которая озвучивала оркестр.

Для меня важно, чтобы детские лица излучали радость, а глаза горели. Как показывает опыт, добиться этого помогают разнообразие и вариантность работы.

Наибольшего эффекта я достигла в индивидуальной работе с детьми. Работая с одним или несколькими детьми, я смогла достичь тесного контакта с каждым, донести до сознания образ и характер того или иного героя.

В каждой возрастной группе, как и предполагает программа «Гармония» - спланировала 2-3 игры-драматизации (приложение -перспективный план) по играм-драматизациям в каждой возрастной группе.

Младшая группа- игры: «Петушок», «Цыпленок», «Перчатки».

Средняя группа- «Курочка Ряба», «Аленушка и лиса», «Гуси-лебеди».

Старшая группа - «Репка», «Волк и пятеро козлят на новый лад», «Гуси-лебеди».

В работе над игрой-драматизацией я выделяю следующие этапы:

  1.  Чтение текста, прослушивание музыкального произведения, беседа по
    созерцанию.
  2.  Деление сказки по видам деятельности. Работа над двигательными
    образами (коллективные действия).

Индивидуальная работа. Определение детей на ведущие роли.

Соединение отдаленных сцен.

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.

Прежде, чем приступить к работе над той или иной игрой-драматизацией, обязательно даю детям прослушать с начала до конца. Первое впечатление от услышанного играет большую роль в дальнейшей работе над сказкой.

Чем больше фантазии проявят взрослые, знакомя детей с произведением, тем выше интерес и желание играть в сказку.

Чтобы вызвать интерес и облегчить восприятие музыкально-художественного произведения я использую красочные иллюстрации по сюжету сказки («Цыпленок» на музыку Кузнецова или фланелеграф с картинками «Гуси-лебеди», «Петушок», «Курочка Ряба»).

Дети - маленькие деревца, взрослые - яблонька, воспитатель - речка, дети - ее волны.


Дети передавали два образа яблоньки: спокойной и взволнованной, и 2 образа речки: бурной, выплескивающей волны на берег и спокойно струящейся.

Здесь была проведена большая работа по ориентировке в пространстве. Дети учились вставать врассыпную в круг спиной к центру, полукругом и одновременно выполняли жест «Уходи». Ставилась задача: работать над пластикой - мягкие ручки-веточки.

Ведущие роли в сказке выполняли дети в старшей группе, а дети средней группы подключились в этюды. Много ушло времени на индивидуальную работу, соединение диалогов. Общие хороводы, музыкальные этюды выполняли на коллективных занятиях. При подготовке к сказке обращали внимание на распределение «артистов» в зале до их выхода на сцену.

Стараюсь усадить детей так, чтобы они видели развитие событий и одновременно были не только артистами, но и зрителями. Декорации занимали немного места, у центральной стены распределили Дом Бабы-Яги, справа - дом родителей, оставшееся пространство было свободным, по которому перемещались «Гуси-лебеди», «Речка», «Яблонька», «Печка», «Машенька и Ванечка». Самое сложное в работе над игрой-драматизацией -сведение сцен в одно целое. От детей я не добиваюсь четкости, заученности движений, а наоборот поощряю если ребенок вносит свои творческие проявления, мимику и жесты. Это помогает поддерживать ощущение новизны.

Выбрав на главные роли выразительных исполнителей, мы обыгрываем музыкальные сказки на праздничных утренниках, родительских собраниях, перед детьми других групп. Родители оказывают большую помощь по изготовлению костюмов. Выступая перед родителями, дети становятся настоящими артистами. Они эмоциональны, раскрепощены, непосредственны, с интересом передают образ того или иного героя сказки, радуются вместе с ним и грустят.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

  1.  Поддерживать проявления творчества, сочувствия к неудачам.
  2.  Дать детям самостоятельно думать, решать, придумывать те или иные
    движения в музыкальных танцах, играх, этюдах.
  3.  Находить   слова      поддержки   творческих   начинаний,   пусть   даже
    неудачным, относиться к ним с теплотой, избегать критики.

Придерживаясь взглядов Б.М.Теплова и основываясь на опыте личной работы с детьми, я сделала вывод, что раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность, очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и отвечает его потребностям и возможностям.

Для того, чтобы поддерживать развитие творческих способностей в музыкальной игре-драматизации, я выбрала наиболее важные показатели диагностики общего музыкального развития: эмоциональные проявления при восприятии музыки, умение различать разнохарактерные произведения, умение передавать в движениях характер и ритм музыки.


При проведении диагностики я обращала внимание не только на уровень музыкальности детей, но и на то на сколько ярко выражены эмоции у того или иного ребенка, на сколько живо он откликается на музыкальны произведения различного характера, его артистизм, творческий потенциал.

Диагностика помогла мне выявить недостатки в работе, наметить пути их преодоления, а также показала, что дети стали более восприимчивы к музыке, свободны в эмоциональных проявлениях при восприятии произведений, научились различать ярко-контрастные музыкальные фрагменты, а также двигаться под музыку спокойного, бодрого и оживленного характера, передавать игровые образы, воспроизводить в движениях ритм музыки, менять его в зависимости от смены характера произведения.

Учитывая интерес детей к музыкальной игре-драматизации, ее значительную формирующую и воспитательную роль в развитии личности дошкольника, я планирую продолжать работу с детьми над театрально-игровой деятельностью, дополняя программный репертуар новыми постановками.

В последующей работе я определила для себя следующие задачи:

  1.  Продолжать   начатую  работу  по  развитию  творчества  театрально-
    игровой деятельности.
  2.  Поощрять творчество во всех его проявлениях, через музыкальные
    игры, этюды, танцевальные композиции.
  3.  Закреплять полученные навыки и умения в последующих занятиях и
    самостоятельной деятельности.

Чтобы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть открытым для творчества.

Литература:

  1.  Г.П. Новикова «Музыкальное воспитание дошколников»
  2.  Ю.Б. Алиев «Методика музыкального воспитания»
  3.  В.Г. Горшкова «Учимся танцевать. Путь к творчеству»




1. в ощущениях процессы памяти в воспроизведенных образах представления
2. Недостатність лютеїнової фази- клініка, діагностування, лікування
3. Інтелектуальна власність при управлінні інноваційними проектами
4. индивидуальный подход
5. зробити тобто виконати певні дії або утриматися від здійснення певних дій; prestre надати річ у тимчасове
6. варианта пересечения кривых D и S в зависимости от рассматриваемого участка кривой совокупного предложения-.html
7. ХМАРА Життєвий і творчий шлях 1889 1939 учня 10А класу середньої школи 16 Візерсь
8. 12 22. Теплоотдача при вынужденном движении жидкости Приближенный метод расчета теплоотдачи на плоско
9. а реберномедиастинальными пазухами и передними краями легких.
10. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Центральный филиал Кафедра государственноправовых дисциплин
11. Вариант 1. Определить полную себестоимость электроэнергии для ДЭС
12. . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
13. Л Это необходимо для дальнейшего совершенства а также достаточно для уменьшения вагинального объема и д
14. Лабораторна робота 1 Обробка отворів та розробка управляючих програм для вертикальносвердлувального ве
15. Можно Я спешно натянула одеяло повыше и затравленным взглядом посмотрела на гостя
16. Цент РуСлан С
17. Вопросы к экзамену по философии
18. Реферат- Операции с недвижимостью
19. Реферат- Основы трудового законодательства
20. Политический режим