Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
7. Лексика РЯ. Лексика РЯ с т зр ее происхождения. Формирование лексики РЯ рассм-ся с 2-х т зр: ее употребления и ее происхождения. С т зр пр-я в РЯ можно выд-ть 2 пласта исконно русскую лексику и заимствованную. С т зр употребления общеупотребит и ограниченную в употр-и. Происх-е: древнейшим пластом в составе исконно рус яз индоевропейские слова (индоевр яз-е семьи). Общеславянская лексика это слова, возникшие в период языкового единства славян. К общеслав лексике относ-ся названия орудий с/х «грабли», продукты «крупа, мука», термины родства «внук» и др. В этот период появл большое кол ИП, обозн разные признаки. Восточнославянская лекс. Собственно русская лекс момент обр-я великорус народности с 14 века. Заимствованная лекс: появ в рез-те развития связей м/у госуд-ми. Общенародная лексика сост основу РЯ. Профессиональная, диалектная, жаргонная, арго- ограничена в употр-и тер-й, профессией,группами, находящимися за пределами ЛЯ. Активная не имеет ни оттенка новизны, ни оттенка устарелости. Пассивная имеет и тот и др оттенок: историзмы слова устаревшие. Т к исчезли предметы и явл, котор имели эти понятия. Архаизмы их вытеснили новые слова «перст палец». Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». В годы, когда Г. писал «Г. от ума», нач-ся разрыв м/у властью и мыслящей частью общества. Г. мучила проблема судьба умного ч-ка в России. Сюжет как бы «раздвоен». Во-первых, любовный треуг-к (Чацк/Молч/Софья), во-вторых история противост-я героя целому обществу. Г. по традиции назвал пьесу комедией, но это был новый жанр, в кот присутств трагизм. Сюжетную основу составил конфликт умного, свободол-го ч-ка с окр средой. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомысл-го ч-ка». Г. гов о столкновении века нынешнего и века минувшего. Пьеса нач-ся с любви, затем переходит в политич комедию. Г. показал в пьесе показал многообразие проявл-й ч-го хар-ра. Н-р: Фамусов с одной стороны крепостник, против просвещения, пресмык перед высшими чинами, фигура не бытового идеологич-го хар-ра. Молчалин: подхалим, нет своего сужд-я, но это ч-к за кот будущее, он умен. Софья соткана из противоречий. Статья Гончарова «Мильон терзаний». О комедии: «Эта ком-я картина нравов, и галерея живых типов… В группе ее лиц отразилась вся Москва. Здесь нет ни одного бледного пятна, ни лишнего штриха и звука. И общее и детали, все это не сочинено, а целиком взято из моск-х гостиных и перенесено нас сцену». О фамусовск об-ве: «Этот муж (Горич) недавно еще бодрый и живой, теперь опустившийся, облекшийся как в халат, московк жизнь. Эта Хлестова, остаток стар века, с моськой, с арапкой-девочкой. Загорецкий явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных. О Чацком: он не только умнее всех прочих, но и положительно умен. Речь кипит умом, остроумием, он безукоризненно честен… м/у тем ему досталось до дна выпить горькую чашу… и уехать, увозя за собой «мильон терз». О Софье: смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием идей и убеждений, путаница понятий, к ней трудно отнестись не симпатично в ней задатки живого ума. Она загублена в духоте, куда не проникал не один луч света. И ей достается свой «мильон терзаний». |
8. Русская лексикография. Это раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей. Составление словарей связано с большими трудностями, т к лексика самый неустойчивый уровень яз стр-ры, смысловая стр-ра многозначных слов постоянно обновляется. В лексике важно понятие полисемии и омонимии. Не всегда легко определить, когда различн зн-я многозначного слова расходятся, образуя нов слова. Толков словари РЯ решают нормативные задачи. Принцип нормативности охватывает все стороны словаря. В словаре обозначены правила, привод-ся осн граммат формы толкуемого слова. Различают 2 типа словарей: 1. Энциклопедический (сод важн сведения о совр состоянии той или иной отрасли чел знаний, в нем раскрывается не слово, а понятие, вмещается наиболее важная информация). 2. Лингвистический (подразделяется на толковые и переводные, раскрыв знач слова, дается необходимая стилист-я и граммат х-ка. Толков словари по охвату лексики, подлежащей разъяснению м б полные и аспектные. Словари: Толковый словарь Ожегова, Толк сл В.И.Даля, Словарь Синонимов Александровой. БАС, МАС. Стилист пометы: в виде стилист помет в словарях фиксир функционально- стилевое расслоение лексики. В словаре Ожегова есть след стилист пометы: бранное, высокое, ироническое, книжное, недоброжелательное, официальное, просторечное, разговорное и др... В толковом словаре под ред Ушакова стил пометы разнообразнее: газетное, канцелярское, поэтическое. В отдельн случаях эти пометы устарели, т к в яз постоянно пр-ят изменения Идейно-худ. своеобразие лирики АСП. «Евгений Онегин» как реалистический роман. ВГБ о романе. (17991837). «Е.О»9.05.18238.10.1831. Центр. произв.рус.литры., аккумулирующее в себе опыт предшествующей литры, в нем заложены основы рус.классич.романа. Первый в мировой литре реалистический ром. В ром. АСП освоил новый принцип изображения действительностиреализм. 1. Частные судьбы людей связаны с проблемами ист.жизни России. Впервые воссоздана ист.эпоха 20гг.XIXв. Отражена жизнь всех слоев рус.об-ва: столица, провинция. Различные вещи, одежда, блюда, танцы, мода, рецепты. Этот фон нужен, чтобы раскрыть хар-ры, вывести их из среды. Хар-ры объясняются воспитанием, образованием, всей атмосферой эпохи. Ок-сь возможным создание образа современника: скука Он., его равнодушие к жизни связаны с конкрет.условиями рус.жизни. Скука рождена воспитанием, существованием, образованием, праздностью героя. Хар-р объяснен во времени. 2. Шекспировское многообразие хар-ов. Хар-ры изобр. многопланово, они сложны. АСП показ., что человексложное создание. Его геройчел. противоречивого хар-ра, есть и привлекат. и отталк. черты. Это умный чел., остро понимающий людей. Он выше всех, кто его окружает: Ленского, соседей. В его образе АСП обобщил черты лучших людей св.времени, лишних людей, кот. не вписывались в действительность. С одной стор., Е.О. противостоит об-ву, с др.стор., подчиняется его законам, живет жизнью этой среды(убийство Ленского).3. Саморазвитие хар-ра. АСП избежал статичного изображения хар-ов. Сознание героев, их поведение меняются по ходу развития действия. Хар-р Е.О.: с 16гл.умный, резкий на язык, скучающий, страдающий эгоист. С конца 6гл.: удары(смерть Ленского«содрагание»; Татьяна отказыает)появляются новые черты. Что случилось с Е.О. дальше, не известно. Но в дух.перерождение Е.О. не верили. ВГБ: силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца».4. АСП сумел найти идеал в совр.действительности. Романтики, декабристы искали идеал в прошлом, совр.действительность не давала героя. АСП идеалТатьяна. Она воплощенный идеал, нравственное совершенство. У нее рус.склад души, близость к народу. Единственно цельная героиня в романе. В неймудрость, тайные знания, как жить. Татьяна не совершает ничего недолжного. Это апофеоз рус.женщине: никакие страдания не ломают духовного склада, ее внутр.мира, она живет в гармонии с миром, людьми, совестью. В финале она сидит спокойная и вольная. Покой означает верховное сост. духа, высшую его гармонию, духовный предел, к кот. стремится чел., но кот. не каждый достигает. Его достигла Татьяна. В любви Татьяны и Е.О. АСП показал трагизм жизни: в начале ром. Е.О. не понял Т., в конце ром. она не поверила ему. Она уже пожила в высшем свете, видела науку страсти нежной. Даже вдовой она не вышла бы замуж за Е.О. До «Е.О.» гл.героями были в основном мужчины, АСП открыл глубину женского хар-ра. «Е.О.»ром. о поисках смысла жизни. Жизнь, как она показана на страницах романа, сложна, таинственна, трагична. Самодовольные люди счастливы: соседи, Ольга. Люди с высокими требованиями обычно несчастны. Они погибают рано(Ленский), или живут с опустошенной душой(Е.О.), или раной сердца(Таттьяна). Заканчивается ром. словами, в кот. АСП завидует людям, рано покинувшим жизнь: Блажен, кто праздник жизни рано/ Оставил, не допив до дна/ Бокала полного вина/ Кто не дочел ее романа/ И вдруг сумел расстаться с ним. Жизнь сравнивается с бокалом винажизнь дает очарование, дает ощущение крыльев, но на днегоречь, разочарование. С одной стор. жизньпраздник жизни, с др.блажен, кто рано ушел. Счастье и трагедия в «Е.О.» сост. единое ядро. ВГБ: «АСП взял эту, какова она есть…»реалистич.представления о жизни. |
9. Русская фразеология. Ф-я это раздел лингвистики, в котор изуч семантические, морфологические, синтаксические и стилист особ-ти фразеологизмов. Фр-м оборот .котор воспроизвод в речи, построенный по образцу сочинит и подчинит СС, обладающий целостным значением и сочетающийся со словом. Имеет ряд признаков: устойчивость (неразложимость компонентов), воспроизводимость, целостность значения общее значение фр-ма, Семантическую клас-ю рус фраз разработал Виноградов. Разделил все фр на 3 группы: сращения, единства, сочетания. Сращения семантически неделимые обороты «валять дурака». Единства фр, общее значение которых вытекает из семантического взаимод-я компонентов «белая ворона». Сочетания воспроизводимые СС, состоящие из 2 х знаменательных слов, одно из котор свободн, а другое связанное «закадычный друг». Значение отдельных слов здесь установить трудно, компоненты лишены внутр формы, имеют связ значение. Не все слова РЯ могут участвовать в образовани фр-в, с т зр лексики все фр-мы можно разделить на 2 группы: фр одинакового состава (в их состав входят наиболее употребляемые слова «вариться в собственном соку»), фр-мы с историзмами и архаизмами «встать на дыбы». Фр-мы с т зр стилист св-в: в стилист-м отношении фр резко отл-ся от слов. Фр делятся на 3 стилист группы: фр разговорной речи , фр просторечного хар-ра употр в обиходно-бытовой речи и имеют сниженный стилист оттенок. Межстилевые активно уп-ся в уст и письм речи, не им сниженной или возвышенной стилист окраски «от всей души», книжные фр св-ны письмен речи, прид ей оттенок торжественности «во веки веков» Воспитывающая ф-я обучения и ее реализация на уроке. Ф-я назначение какого-либо процесса. Обучение как образоват процесс объединяет 2 взаимосвяз деят-ти: преподавание и учение, имеет свое назначение, выраженное в 3-х ф-ях: образовательная, развивающая, воспитывающая. Воспит ф-я впервые была научно обоснована в трудах зар педагогов 19 в (Иоганн Гербарт, Адольф Дестервейг), кот-е счит, что в процессе обучения д осуществлятся воспитание его учебно-познавательных качеств: Гербарт добросовестность, ответствен, внимательность, организованность, исполнит-ть; Дестервейг самостоят-ть инициативность, самодеятельность, воспитание культурных привычек на основе нар традиций. В пед-ке советск периода 70-80 гг (Лихачев, Щукина) в воспит ф-ю вклад след смысл нужно воспит кач-ва необх для общества: активность, ответственность, бережливость. В наст время особый акцент делается на усвоение норм общения, поведения, взаимод-я, коммуникабельности, толерантности. Реализ воспит ф-я ч/з 3 канала: 1. через постановку воспит задач и содержание образования, 2. ч/з организацию самого процесса обучения (методы, ср-ва, приемы), 3. ч/з личность самого педагога. Воспит задачи могут быть: результативные (воспитание доброты, формирование бережного отношения к книге как источнику знаний), процессуальные ( использовать воспит возм-ти нар праздников, обрядов, УНТ для приобщения уч-ся к ценностям рус кул-ры). В процессе обучения формируются эстетич идеалы и ценности. Драматургия Пушкина. «Борис Годунов» - первая реалисич трагедия в рус лит-ре.Написана (1824-25) в селе Михайловсое. В «БГ» размышл-е над вопросами: что развивается в трагедии, какова ее цель; и отвечает: ч-к и народ и судьба народная. П обращается к смутному времени: борьба за трон, за власть: убийство Павла 1. Замысел развив-ся под влиянием книжных источников: «История гос-ва Российского», ДРЛ, Шекспира. Идея: история имеет нравственный смысл, любое преступл истории несет за собой кару. Новаторство: герой-народ.. П не разделил трагедию на акты, а сделал сис-му быстрых сцен. Отказался от 3-х единств. Выведен царь-убийца. Отказался от Александровских стихов, ввел пятистопный ямб. Совместил стихи и прозу. Ник 1 велел почистить пьесу: передел в комедию или повесть. «Маленькие трагедии» 1830 г. Болдино. П опирается на опыт «БГ», но «МТ» различ-ся. В центре лич-ть ч-ка с ее взлетами и падениями. Утверждение личности не бывает абсолютным, т.к. есть препятствие смерть. «Скупой рыцарь». Чуковский: «рыцарь м б грубым, храбрым, но не скупым». Белинск писал: «Барон лицо истинное, заставляющее содрагаться за чел-ю природу. «Ужасный век, ужасные сердца». «Моцарт и Сольери». Здесь страсть зависть. «Каменный гость», «Пир во время чумы». |