Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Преобразование звуковых колебаний в электрические и электрических в звуковые

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 5.6.2024

§ 101. Преобразование звуковых колебаний в электрические

и электрических в звуковые. Электрозапись и воспроизведение звука

Приборы, предназначенные для преобразования звуковых колебаний в электрические, называют микрофонами. С электроакустической точки зрения работа микрофона характеризуется коэффициентом преобразования, который представляет собой отношение развиваемых микрофоном колебаний напряжения к избыточному звуковому давлению в доходящей до микрофона звуковой волне:

kM=V/p.

Чтобы микрофон не вносил в передачу искажений, его коэффициент преобразования должен оставаться постоянным в широком диапазоне звуковых частот (практически в пределах от 50 до 10000 герц) и, кроме того, коэффициент преобразования должен быть одинаковым для всех амплитуд звука. Важна также абсолютная величина этого коэффициента: очевидно, что чем эта величина больше, тем микрофон чувствительнее.

Широкое практическое применение имеют микрофоны трёх основных типов:

  1.  угольные, в которых под действием давления в звуковой волне меняется сопротивление угольного порошка, а следовательно, и величина протекающего через микрофон от батареи тока;
  2.   конденсаторные, в которых меняется ёмкость микрофона, а стало быть, и потенциал;
  3.  электродинамические, в которых звуковая волна колеблет подвешенный в магнитном поле проводник, создавая на его зажимах переменную электродвижущую силу.

Типичным представителем угольных микрофонов является обычный телефонный микрофон (рис. 515), в котором приёмным органом является угольная мембрана, зажатая по краям в капсюле.

Рис. 515. Схема устройства телефонного микрофона.

Против мембраны (позади неё) расположена угольная колодка, а промежуток между мембраной и колодкой заполнен угольным порошком. Микрофон включается в цепь источника тока (местного или центрального), причём колебания мембраны в звуковом поле подвергают порошок периодически меняющемуся давлению; вследствие этого меняются сопротивление микрофона и величина протекающего через микрофон тока. Для высококачественной передачи обычный телефонный микрофон непригоден: во-первых, резонансные свойства мембраны делают частотную характеристику такого микрофона очень неровной (рис. 516), вследствие чего микрофон искажает тембр звуков; во-вторых, такой микрофон вносит довольно значительные так называемые нелинейные искажения, заключающиеся в возникновении новых — «комбинационных колебаний», что делает звук хриплым и (при сильных искажениях) дребезжащим.

В радиопередаче применяют гораздо более совершенный микрофон Рейсса, в котором мембрана отсутствует и звуковые волны непосредственно действуют на угольный порошок, защищённый от высыпания лишь тонкой резиновой плёнкой.   Частотная   характеристика   микрофона   Рейсса   изображена   на рис. 516 пунктирной кривой1).

Рис.   516. Изменение с  частотой   коэффициента   преобразования   телефонного микрофона   (сплошная кривая)   и   микрофона   Рейсса (пунктирная кривая).

Конденсаторный микрофон представляет собой тонкую дюралюминовую мембрану, туго натянутую против металлической пластинки.

Мембрана и пластинка образуют воздушный конденсатор, ёмкость которого меняется при колебаниях мембраны в звуковом поле. Как видно из схемы включения (рис. 517), в микрофонной цепи течёт при этом переменный (зарядный и разрядный) ток, форма которого соответствует кривой колебаний давления в звуковой волне.

Рис.   517.    Схема   включения конденсаторного   микрофона.

Переменное напряжение на зажимах высокоомного   сопротивления, последовательно  включённого с батареей и микрофоном, подаётся для усиления на сетку первой лампы усилителя, первые каскады которого монтируются вместе с микрофоном. Влияние резонанса мембраны устраняется большим натяжением её, благодаря которому частота её собственных колебаний доводится до значения, превышающего 10000 герц, т. е. выводится за пределы рабочего диапазона частот.

Частотная характеристика подобного микрофона представлена на рис. 518.

Рис. 518. Коэффициент преобразования конденсаторного микрофона как функция частоты.

Электродинамические микрофоны основаны, как уже сказано, на индуцировании электродвижущей силы в проводнике, перемещающемся в магнитном поле. Движущимся проводником в микрофонах электродинамического типа является или тонкая рифлёная ленточка (ленточный микрофон), или цилиндрическая катушка, жёстко скреплённая с подвижной мембраной.

Конденсаторные и электродинамические микрофоны являются в настоящее время наиболее совершенными и широко применяются в радиотехнике, в технике звукового кино, в лабораторных исследованиях и т. д.

Приборы, преобразующие электрические колебания в звуковые, носят название репродукторов, или громкоговорителей. Во всех этих приборах имеется звукоизлучающая поверхность, приводимая в колебание электрическим путём. В зависимости от природы силы, заставляющей излучающую поверхность колебаться, различают электродинамические, электромагнитные и электростатические громкоговорители. В зависимости от способа звукоотдачи громкоговорители подразделяют на диффузорные, в которых излучатель (диффузор) отдаёт звуковую энергию непосредственно в открытое пространство, и рупорные, в которых излучение звуковых волн происходит через посредство рупора, обычно экспоненциального.

С точки зрения отсутствия искажений к громкоговорителю должны быть предъявлены следующие требования: 1) линейная зависимость между силой, действующей на излучающую поверхность, и подводимым к громкоговорителю током или напряжением; 2) ровность частотной характеристики, т. е. независимость отдачи громкоговорителя от частоты воспроизводимых колебаний в достаточно широком диапазоне звуковых частот.

Из диффузорных громкоговорителей наибольшее распространение имеют в настоящее время электродинамические громкоговорители («динамики»). Устройство их таково (рис. 519): с излучающей поверхностью жёстко связывают проводник (чаще всего в форме многовитковой «звуковой» катушки), помещённый в поле мощного электромагнита; при пропускании через «звуковую» катушку переменного тока I звуковой частоты на «звуковую» катушку действует периодическая сила, пропорциональная току:

 FBlI

Рис.   519. Схема устройства      громкоговорителя электродинамического типа.

(где В — магнитная индукция, l — длина проводника). Под действием этой силы катушка и связанная с нею излучающая поверхность (диффузор) совершают вынужденные колебания с частотой пропускаемого тока.

Применение сплавов с большой остаточной индукцией (§ 63) позволило создать высококачественные динамики с постоянными магнитами, не требующими тока на подмагничивание.

Звуковая катушка динамика имеет активное сопротивление, обычно в несколько омов, и индуктивное сопротивление для токов звуковой частоты, порядка десятков и сотен омов. Колебания звуковой частоты подводят к звуковой катушке динамика через «выходной» трансформатор. Первичная обмотка выходного трансформатора, через которую проходит анодный ток выходной лампы усилителя (рис. 506), состоит из нескольких тысяч витков (n1 витков); вторичная обмотка, замыкающаяся через звуковую катушку динамика, имеет в несколько раз меньшее число витков (n2 витков). Поэтому выходной трансформатор в — раз понижает колебания напряжения и во столько же раз увеличивает колебания величины тока. Мощность, потребляемая звуковой катушкой динамика, пропорциональна произведению квадрата тока через неё на её сопротивление Rзв току звуковой частоты. Эта мощность I22Rзв берётся из первичной цепи трансформатора. Стало быть, когда вторичная обмотка выходного трансформатора подключена к динамику, то первичная обмотка трансформатора создаёт для выходной лампы нагрузку Z, которая определяется указанным равенством мощностей (мощности, потребляемой динамиком, и мощности, отдаваемой лампой):

I21Z=I22Rзв,

т. е. Z = (n1/n2)2Rзв. (20)

Обычно при расчёте выходного трансформатора нагрузку Z выбирают так, чтобы она примерно в два раза превышала внутреннее сопротивление выходного триода (для выходных пентодов нагрузку Z берут равной от 1/i0 до 1/5 внутреннего сопротивления пентода).

Электромагнитный громкоговоритель представляет собой, как это схематически показано на рис. 520, постоянный магнит, притягивающий к себе связанный с излучающей системой якорь; при пропускании через катушку громкоговорителя тока звуковой частоты создаваемый током магнитный поток либо складывается с потоком постоянного магнита, либо вычитается из него (в зависимости от направления тока), причём действующая на якорь сила соответственно увеличивается или уменьшается, заставляя якорь, а значит, и связанный с ним излучатель совершать колебания.

Рис. 520.  Схема устройства громкоговорителя     электромагнитного типа.

Так как при приближении якоря к магниту действующая на него сила возрастает, то во избежание «прилипания» якоря к полюсу приходится вводить большую возвращающую силу, например выполняя якорь в виде заделанной одним концом жёсткой пластинки. (Собственная частота такого якоря попадает в рабочий диапазон звуковых частот и обусловливает возникновение искажений— громкоговоритель передаёт резонансные частоты с преувеличенно большой амплитудой.)

По тому же принципу устроены электромагнитные телефоны: изменение тока в катушках телефона, насаженных на полюсные наконечники, вызывает колебания жестяной мембраны. Телефон позволяет регистрировать колебания тока (микроамперы) и колебания напряжения, измеряемые милливольтами, но для нормальной громкости требуются колебания напряжения порядка вольта. Сопротивление обычных телефонов составляет несколько сотен омов, а телефонов, изготовляемых для радиоприёма,—несколько тысяч омов.

Существуют также пьезоэлектрические телефоны; в них движение мембраны вызывается вынужденными механическими колебаниями пьезокристалла (сегнетовой соли), к электродным поверхностям пьезокристалла подводятся колебания напряжения звуковой частоты.

В конденсаторных громкоговорителях излучающая поверхность выполнена в виде мембраны, являющейся одной из пластин воздушного конденсатора; на пластины конденсатора подаётся переменное напряжение звуковой частоты и, кроме того, для уменьшения нелинейных искажений подаётся ещё и большое постоянное напряжение. Чтобы передвинуть резонанс мембраны в сторону надзвуковых частот, мембрану устраивают туго натянутой, подобно тому как это делается в конденсаторных микрофонах.

Для разнообразных технических целей и для лабораторных исследований часто требуются мощные источники звуковых и ультразвуковых колебаний той или иной частоты. В этих случаях особенно удобными, а иногда и единственно пригодными являются ламповые генераторы, звуковых колебаний. Последним, выходным звеном такого генератора является обычно динамик или (при генерировании ультразвуков) резонаторное устройство, заменяющее динамик (пьезокварцевая пластина и т. п.). Этому звену предшествует обычный ламповый усилитель электрических колебаний звуковой частоты. Для генерации колебаний звуковой частоты можно использовать обычный ламповый генератор с колебательными контурами (LC-генератор); но для самовозбуждения такого генератора на звуковой частоте самоиндукция и ёмкость колебательного контура должны быть большими, а это затрудняет настройку генератора на нужную частоту.

Обычно для возбуждения электрических колебаний звуковой частоты применяют гетеродинные генераторы и RС-генераторы. Гетеродинный генератор колебаний звуковой частоты состоит из двух гетеродинов (§ 100) и смесителя созданных ими колебаний. Один из этих гетеродинов имеет неизменяемые параметры колебательного контура и генерирует колебания высокой и постоянной частоты 1 (обычно около 200 кгц). Второй гетеродин посредством конденсатора переменной ёмкости настраивают так, чтобы он генерировал колебания такой частоты 2 (обычно в интервале 180—200 кгц), которая отличается от частоты колебаний, создаваемых первым гетеродином, на частоту нужных звуковых колебаний. Тогда получаемые в смесителе колебания промежуточной частоты 1-2 и будут колебаниями звуковой частоты.

Схема RC-генератора колебаний звуковой частоты показана  на рис. 521.

Рис. 521.   Схема   RС-генератора   колебаний звуковой частоты.

Обратная связь анодной и сеточной цепи здесь реализуется  тремя одинаковыми конденсаторами (ёмкостью каждый порядка сотен сантиметров) и тремя сопротивлениями, из которых одно делают переменным, чтобы регулировать частоту возбуждаемых колебаний R=R1=1/2R0

порядка сотен тысяч омов). Анодное сопротивление должно быть небольшим, а катодное, напротив, весьма значительным. При использовании триода (типа 6С5) Ra=1000 омов и Rk~=0,5 мгом (Ck1 мкф и переходный конденсатор C1104 см).

Взаимопревращаемость электрических и акустических колебаний позволяет осуществлять весьма точную запись звуков и воспроизведение записанных звуков.

Имеется ряд способов, с помощью которых звук, воспринятый микрофоном и преобразованный им в электрические колебания, может быть записан и затем воспроизведён. Все эти способы могут быть сведены в три группы, которые различаются выбором носителя звуковой записи — фонограммы:

1) механическая запись звука, гравируемая на вращающемся восковом диске с помощью колеблющегося со звуковой частотой резца;

2) магнитная запись звука, получаемая на ферромагнитной проволоке или ленте, протягиваемой в переменном магнитном поле;

3) фотографическая запись звука, получаемая в результате воздействия на светочувствительный слой киноплёнки света, проходящего предварительно через специальное «управляющее» устройство, называемое в общем виде модулятором.

Запись звука на восковом диске или валике является старейшим способом звуковой записи (этот способ записи звука впервые был применён Эдисоном в 1877 г.). Первоначально гравирующий фонограмму резец скреплялся с приёмной мембраной; такое непосредственное использование энергии звуковых волн в настоящее время уже не применяется, так как мощность, отдаваемая мембране звуковым полем, ничтожна. После изобретения электронной лампы быстрое развитие усилительной техники дало возможность перейти к гораздо более совершенной электрозаписи. Функции звукоприёмного устройства перешли к высококачественному микрофону. Работающий от микрофонного усилителя звукозаписывающий аппарат—рекордер — представляет собой магнитную систему, якорь которой жёстко скреплён с резцом. Колебания якоря и резца вынуждаются действием переменного магнитного потока. Фабрики граммофонных пластинок снимают матрицы с записи, произведённой на восковом диске, и делают оттиски этой записи на мастике граммофонных пластинок.

Воспроизведение записи на пластинках может производиться с помощью обычного патефона, устройство которого общеизвестно. Более совершенное воспроизведение и наряду с этим гораздо большая акустическая мощность могут быть получены с помощью электрического звуковоспроизводящего устройства. Начальным звеном процесса воспроизведения является так называемый адаптер: игла, скользящая по борозде фонограммы, жёстко связана с якорем магнитной системы; колебания якоря индуцируют в неподвижной катушке электродвижущую силу звуковой частоты. Конечным звеном служит громкоговоритель, работающий от усилителя, на входе которого включён адаптер.

Ещё лучшее воспроизведение звука дают пьезоэлектрические адаптеры. В них колебания патефонной иглы передаются пьезоэлектрической пластинке и вызывают вследствие пьезоэлектрического эффекта (§ 25) появление зарядов на гранях этой пластинки, служащих электродами; электроды пластинки замкнуты на большое сопротивление, падение напряжения на части этого сопротивления подаётся на усилитель.

Магнитная запись звука основана на чрезвычайно простом принципе: если в переменном магнитном поле, которое создано токами звуковой частоты, протягивать с постоянной скоростью стальную проволоку или ленту, то она будет намагничиваться; при этом остаточное намагничение будет меняться от участка к участку, и таким образом звук будет записан на ленте в виде магнитной фонограммы.

Магнитная запись воспроизводится путём протягивания ленты с записанным на ней звуком возле неподвижной катушки, в которой при этом индуцируется электродвижущая сила звуковой частоты. Конструкция звуковоспроизводящего аппарата принципиально не отличается от конструкции аппарата для записи.

Фотографическая запись звука, применяемая в звуковом кино, разработана в настоящее время в двух модификациях: в одной из них фонограмма получается в результате периодического изменения освещения, получаемого светочувствительным слоем движущейся киноплёнки от падающего на неё светового луча; в другой — в результате периодического изменения ширины участка слоя, подвергаемого действию постоянного освещения. При записи по первому способу (способ переменной плотности) фонограмма представляет собой узкую полоску, фотографическая плотность которой меняется от участка к участку; при записи по второму способу (способ переменной ширины) фонограмма делится в продольном направлении на освещённую и неосвещённую части, граница между которыми представляет собой кривую записанных звуковых колебаний.

Для звукового кино первый промышленно пригодный способ записи  звука   был   разработан   в   1922   г.   По   этому   способу   запись  звука

.    производится следующим образом. Током звуковой частоты от мощного усилителя   питают  небольшую   газосветную  лампу,   в   которой  под действием   электрического   разряда   светится   газ   (аргон   или   азот), заполняющий под небольшим давлением баллон лампы.

В газосветных лампах происходит тлеющий разряд (§ 54); электродам аппаратурных газосветных ламп придают такую форму, чтобы использовать свечение околокатодного слоя (рис. 522).

Рис. 522.   Газосветная лампочка.

Развитие электронных лавин, поддерживающих тлеющий разряд в газосветной лампе, происходит с такой быстротой, что газосветная лампочка при небольшом (в несколько миллиметров) расстоянии между электродами является одним из наименее инерционных приборов. Яркость свечения газосветной лампочки пропорциональна величине тока, поэтому колебания яркости имеют тот же ход во времени, что и колебания тока

При использовании газосветной лампочки для записи звука свет лампочки с помощью оптических линз собирают на заслонке, в которой прорезана узкая щель; изображение этой щели отбрасывается объективом на киноплёнку в виде яркого штриха шириной в 15—20 , и длиной около 2,5 мм. Поскольку яркость штриха меняется с частотой принимаемого микрофоном звука, постольку таким же образом меняется и получаемое светочувствительным слоем освещение, в результате чего на киноплёнке после проявления получается запись типа переменной плотности.

На рис. 523 представлена схема записи звука по способу, разработанному в СССР П. Г. Тагером (1926). Свет от мощной низковольтной лампы накаливания сосредоточивают линзами на системе, состоящей из двух поляризационных призм Николя (т. III) и помещённого   между ними конденсатора,   пластины которого,   образующие узкую щель, погружены в прозрачную кюветку с нитробензолом С6Н5NO2.

Рис. 523. Схема записи звука по способу Тагера.

Этот конденсатор известен под названием конденсатора Керра; к его пластинам и подводят переменное напряжение звуковой частоты. В электростатическом поле нитробензол становится двоякопреломляющей средой (керр-эффект); при этом плоско-поляризованный луч света, входящий после прохождения через поляризующую призму в промежуток между пластинами конденсатора, расщепляется на два луча, поляризованных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и распространяющихся с различной скоростью. По выходе из конденсатора эти два луча имеют некоторую разность фаз; по наблюдениям Керра разность фаз меняется с изменением напряжённости поля в конденсаторе:

здесь l—длина пути света в электростатическом поле с напряжённостью Е, К—константа. Два луча с разностью фаз , будучи приведены второй призмой Николя к одной плоскости, интерферируют друг с другом, и, поскольку зависит от напряжения, приложенного к конденсатору, яркость отбрасываемого на плёнку изображения щели (между пластинами конденсатора) меняется в ритме записываемых звуковых колебаний. В результате после проявления на плёнке получается фонограмма типа переменной плотности.

Внешний вид электрооптического конденсатора показан на рис. 524.

Рис.   524.   Внешний  вид электрооптического    конденсатора.

Устройства, дающие запись звука по способу переменной ширины, представляют собой разновидность осциллографа (шлейфового или струнного), приспособленного для записи звуковых колебаний на киноплёнке.

Шлейфовый осциллограф, как уже упоминалось в § 68, представляет собой тонкую металлическую ленту, согнутую в виде петли (шлейфа) и расположенную в сильном магнитном поле так, чтобы направление поля было параллельно плоскости шлейфа. К средней части шлейфа прикреплено маленькое зеркальце, отражающее на щель тонкий пучок света, излучаемого лампой накаливания. Шлейф и магнитная система располагаются таким образом, чтобы при отсутствии тока через шлейф световой зайчик закрывал ровно половину щели; другая половина остаётся тёмной. При пропускании через шлейф тока звуковой частоты шлейф вместе с зеркальцем совершает вынужденные колебания; световой зайчик при этом перемещается по щели, изображение которой отбрасывается на плёнку. После проявления на плёнке получается зубчикообразная фонограмма типа переменной ширины.

При использовании струнного осциллографа для записи звука (рис. 525) ток звуковой частоты пропускают через бронзовую нить, имеющую вид плоской ленточки; нить натянута в магнитном поле, причём взаимодействие тока с полем вынуждает колебания нити.

Рис. 525. Схема записи звука струнным осциллографом.

Световой пучок направляется оптической системой линз на нить и освещает щель, на которую объектив отбрасывает увеличенное теневое изображение нити, закрывающей при отсутствии тока половину щели. Уменьшенное до требуемых размеров изображение затенённой щели отбрасывается  на   движущуюся  киноплёнку с помощью цилиндрической линзы.

Воспроизведение фотографической фонограммы любого типа (как переменной   плотности,   так  и  переменной   ширины)  осуществляется следующим образом. Оптическая система линз (рис. 526) собирает свет лампы накаливания на щели, изображение которой отбрасывается объективом на движущуюся в проекционном аппарате фонограмму в виде яркого штриха толщиной в 15—20 ..

Рис. 526. Схема воспроизведения звуков по их световой записи.

Световой поток, приходящийся на изображение щели, просвечивает фонограмму и падает затем на катодный слой фотоэлемента (§ 96), освобождая с поверхности слоя тем большее число электронов, чем ярче падающий на фотоэлемент луч. Проходя через движущуюся фонограмму, световой поток периодически изменяется (либо вследствие переменной фотографической плотности фонограммы, либо в результате перекрывания штриха зубчиками фонограммы типа переменной ширины), поэтому соответственно изменяется и ток в контуре фотоэлемента. Переменное напряжение на зажимах нагружающего фотоэлемент сопротивления подаётся через конденсатор на сетку первой лампы усилителя. Ток конечного каскада усилителя питает громкоговоритель, воспроизводящий записанные на фильме звуки.

1) От лат. phone — звук и gramma — запись.

1) От лат. re — вновь и producere — производить.

1) Следует заметить, что при построении характеристики, изображённой на рис. 516, взят другой масштаб оси ординат (другое значение константы пропорциональности); микрофон Рейсса гораздо менее чувствителен, нежели телефонный, и работает всегда с усилителем.




1. Наследственное право
2. тематизации объективных знаний о действительности
3. Сочетание убеждения и принуждения в административном управлении
4. .Дитині 7 р. батьки відзначають блідість шкіри і біль в поперековій ділянці головний біль.
5. Цінності людини за даними анкетних опитувань і тестів
6. Формуваня ринку, контроль якості та асортимент твердих сичугових сирів в роздрібній торгівлі
7. Теоретичні засади проблеми духовно морального виховання і його роль у формуванні особистості дитини
8. Эволюция человека
9. Вариант 7 Для представленной схемы представить временную диаграмму на выходе и записать логическую ф
10. Тематика комплексной курсовой работы по МДК
11. Теория процентов
12. В эволюционной теории любое изменение структуры и поведения необходимое для выживания; 2
13. Тема курсовой работы- определение производственного цикла изготовления партии отливок Пояснительная за
14. rdquo; Guru Nnk Sikh Missionry C
15. варіант ІІ варіант Дисципліна Викладач
16. Медичне страхування
17. тема и ее информационная среда [5] 1
18. на тему урока с фиксацией этапов в виде понятий схем рисунков и т
19. кап вложения Основу инвестиционной деятельности предприятий различных форм собственности составл
20. БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики финансов и бизнеса Кафедра Финансы и на