Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Заочный факультет экономики и права
Раздаточный материал заочного факультета для направления подготовки «Юриспруденция» - 080200 квалификации «Бакалавр»
ФИЛОСОФИЯ
К.ф.н., доцент Щукин Николай Николаевич
Москва 2013
Изучение дисциплины «Философия» является составной частью общей системы подготовки специалистов с высшим образованием и является фундаментом гуманитарного образования студента, что имеет важное значение для успешного изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом направления подготовки «Юриспруденция».
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривает формирование у студентов в ходе образовательного процесса определенных общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), чему не в малой степени опосредованно должно способствовать изучение дисциплины «Философия», что будет показано далее.
Понятие «общекультурные и профессиональные компетенции» пришло на смену традиционному понятию «профессиональная квалификация». Компетенции предполагают развитие у студентов способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.
Компетентностный подход в образовании противопоставляется подходу, основанному на накоплении обучающимся и трансляции преподавателем готового знания (информации), породившему типичную ситуацию, когда завершившие образование специалисты, хорошо овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Овладение определенными компетенциями, т.е. способность использовать приобретенные в процессе обучения знания и умения при решении практических жизненных и профессиональных задач, становится основным критерием успешности обучения.
Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной на наиболее древних частей общей духовной культуры человечества. Философствование, т.е. осмысление основополагающих, коренных, принципиально важных проблем природы, общества и мышления, вопросов существования человека и смысла его жизни, предназначения и цели развития общества и каждого отдельного человека во все времена было присуще людям. Ответы на эти вопросы, полученные за тысячи лет существования философии можно оценивать по-разному. Объясняется это тем, что в истории человечества неоднократно изменялись приоритеты этих вопросов. Одни из них становились центральными и их исследование привлекало большинство философов, другие вопросы уходили на задний план или совсем переставали интересовать философию. Наконец, в философии всегда возникали новые проблемы, ставились новые вопросы.
Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмысливать индивидуальное и общественное бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем.
Человек не живет только сиюминутными интересами и повседневными заботами. Он стремится подчинить их каким-то целям, а последним придать определенный смысл. Задача эта не из простых, и на пути ее решения ему в немалой степени может помочь философия учение, рассматривающее мир в целом, сущность человека и его место в этом мире.
Представление об истории философии повышает культуру человека, знание ответов на ее вечные вопросы и проблемы способствует формированию мировоззрения специалиста в любой области. Но самым значимым результатом изучения философии в вузе является выработка умения использовать полученные знания в качестве метода для грамотного решения профессиональных, повседневных и мировоззренческих проблем.
Объектом научной дисциплины «Философии» является проблема отношения мышления к Бытию, сознания к Материи.
Предметом - всеобщие свойства и законы Природы, человека и общества, а также основные ценности человеческого существования.
Культура изложения любой отрасли философии (онтология, гносеология, аксиология; натурфилософия, социальная философия, философская антропология) постоянно развивающегося знания предполагает обзор истории возникновения проблем и развития базовых понятий.
Специфика же философии, являющейся квинтэссенцией мировой культуры, требует еще более основательного изучения истории развития философского знания, возникновения и столкновения различных исторических и социокультурных подходов, изменения трактовки ее основных понятий по мере развития самого общества. Поэтому содержание курса философии включает в себя следующие основные разделы: «История философии», «Философия бытия», «Философия человека» и «Философия общества».
Цель курса дисциплины «Философия»:
Изучение философии по программе настоящего раздаточного материала предполагает не только формирование определенного объема знаний, но, главным образом, формирование конструктивного мышления. Мышление, опирающееся на выработанные в европейской философской традиции принципы, условно может быть названо «философским», однако по своей сути оно является конструктивно-логическим.
Задачи дисциплины «Философия». Очевидно, что формирование мышления невозможно «на пустом месте», т.е. без содержательного усвоения определенных философских представлений. Сформулированная выше цель и определяет частные задачи дисциплины - обеспечить:
понимание предмета философии и специфики философского знания;
осознание роли философии в формировании конструктивного типа мышления;
создание общего представления об отраслях философского знания (онтология, гносеология, аксиология; натурфилософия, социальная философия, философская антропология);
знакомство с основными философскими традициями (индийской, китайской и средиземноморской) и важнейшими этапами развития европейской философии (основными философско-историческими концепциями).
Задача курса - ознакомить студентов со следующими блоками вопросов:
история философии;
философия бытия;
философия человека;
философия общества.
изучение фрагментов классических философских текстов.
Методика изучения курса:
получение знаний и выработка у студента навыков креативного мышления по дисциплине «Философия» основано на лекционном курсе, выполнении контрольных заданий, самостоятельной работе студентов. В совокупности с ответственным и заинтересованным отношением к изучаемой дисциплине со стороны студента эти формы обучения являются основой как для получения требуемых учебным курсом знаний, так и для выработки необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков эффективного мышления.
Лекции проводятся с использованием технических средств обучения (компьютеров, калькуляторов, плакатов, слайдов) раздаточного материала, учебных и методических пособий.
На лекциях преподаватель излагает основные понятия и категории дисциплины, проводит обзор литературы, рассматривает содержание основных проблем и тем курса «Философия».
Лекции является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов. Лекции для студентов заочной формы обучения носят установочный и обзорный характер. Это означает, что они охватывают не все вопросы учебной программы по дисциплине, а лишь наиболее фундаментальные, узловые темы. Относительно других, специально не рассмотренных тем, на лекциях даются методические рекомендации по их самостоятельному изучению.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней сильные стороны и кажущиеся Вам слабости. Возникающие в процессе лекции вопросы нужно обязательно сформулировать на полях тетради и задать их преподавателю в конце лекции. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, не нарушать его логики, но можно сделать и устно.
Лекцию необходимо конспектировать в отдельной тетради. К текстуальной записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней. Для облегчения процесса конспектирования лекции целесообразно использовать различные сокращения слов, в том числе как общепринятые, так и индивидуальные, то есть привычные для конкретного студента. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой и со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событием. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы Государственного образовательного стандарта, которые вызывают затруднения у студентов. Хороший конспект лекции окажет большую пользу при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Изучение курса не ограничивается только аудиторными лекционными занятиями. Немалое значение имеют консультации, а ещё большее внимание уделяется индивидуальной и самостоятельной работам студентов с материалами теории, упражнений и задач.
Консультации одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену, а также при необходимости перед семинарами и практическими занятиями.
Самостоятельная работа главная специфическая особенность заочной формы обучения, является основным видом учебного процесса, что предполагает:
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с одного из основных рекомендованных в соответствующем разделе настоящего раздаточного материала учебников и учебных пособий (литература из разделов «основная» и «дополнительная» имеется в библиотеке факультета, причем, первая - в большóм количестве, а вторая в незначительном, литература из раздела «дополнительная рекомендуемая» в библиотеке факультета отсутствует). При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений;
Целью проведения семинарских занятий является повторение, проработка, углубление и закрепление пройденного на лекциях материала, а также формирование современного мышления, необходимого для самостоятельного анализа важнейших проблем, тенденций, процессов и явлений правовой жизни общества. Методика проведения семинаров включает обсуждение основных вопросов пройденных тем, а также вопросов, не вошедших в лекционный материал, групповые дискуссии по наиболее проблемным вопросам, опрос, тестирование, проверка конспектов. Семинарские занятия могут проходить в форме практических занятий, круглых столов, конференций. Участие в семинаре студента предполагает выполнением им активной внеаудиторной работы. Вместе с тем оно формирует у студента навыки самостоятельного анализа различных источников информации и публичного выступления, что в совокупности с повышением степени усвоения материала обусловливает практическую значимость проведения семинарских занятий. По результатам семестра, преподаватель, в отношении студентов, проявивших наибольшую активность в работе на семинарских занятиях, может принять решение о принятия у них зачёта автоматическим образом.
На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать. Для достижения этой цели предварительно необходимо:
Каждое семинарское занятие может включать в себя следующие этапы:
Преподаватель на семинаре может сделать вступительное сообщение. Последовательность, время и тематику выступлений студентов определяет преподаватель во время проведения семинара, исходя из принципа - выступление каждого студента на каждом семинаре.
Ответ на практических занятиях и семинарах оценивается по системе «рецензирования»:
- точность определения;
- логичность и свобода изложения;
- наличие примеров, демонстрирующих понимание материала;
- наличие вывода;
- наличие обоснованной собственной точки зрения по данному вопросу.
Подготовка сообщений, докладов, обсуждение вопросов на семинарских занятиях решают задачу проведения текущего контроля освоения материала программы, оценивается по 5 бальной шкале и учитывается при выставлении текущей оценки. При защите доклада студент должен: владеть выносимым на защиту материалом; чётко формулировать проблему; показать пути и способы её решения; отразить практическую значимость проблемы.
Данные формы текущей аттестации позволяют оценить работу в семестре каждого студента.
Студенты, получившие положительные оценки по результатам текущей аттестации допускаются к итоговой аттестации. Если студент не проходил текущую аттестацию или получил по ней отрицательный результат, его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Студент допускается к итоговой аттестации, при этом после ответа по билету он обязательно отвечает на дополнительные вопросы по темам учебного плана. При письменной итоговой аттестации или аттестации с использованием тестов дополнительные вопросы ему задаются в письменном виде при выдаче билета или теста на зачёте.
В заключительном сообщении преподаватель информирует участников семинара о студентах, выступление (невыступление) которых не зачтено;
индивидуальная работа преподавателя со студентами по темам по нижеприведенной методике, о сути которой преподаватель сообщает на первом занятии:
- раздать всем студентам по одному вопросу по пройденному материалу, чтобы они ответили на него письменно. На следующем занятии огласить оценки;
- дать задание студентам приготовить доклады на запланированном практическом занятии по наиболее важным вопросам по указанию преподавателя;
- на занятиях дать задание повторить необходимые разделы из ранее изученных дисциплин, которые важны для усвоения нового материала;
- дать всем студентам задание для письменного ответа по материалам предприятий, на которых работают студенты. Отрецензировать представленные работы;
- проведение блиц-опросов на занятиях путем раздачи тестовых проверочных заданий либо написания контрольных работ;
В результате изучения дисциплины «Философия» студенты должны:
знать:
владеть:
Дисциплина «Философия» входит в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла Б 1 ООП бакалавриата ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция».
Программа настоящего раздаточного материала разработана для расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин по направлению подготовки «Юриспруденция» - 030900 профиля «Гражданское право» квалификации «Бакалавр» и обеспечивает практическую реализацию ФГОС ВПО в рамках образовательного процесса.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающегося по данной дисциплине.
Программа разработана исходя из объема из объема 108 часа, из которых 14 часов - лекции, 94 часов - самостоятельная работа.
Курс изучается в течение одного семестра.
В процессе обучения осуществляются оценки успеваемости студентов - текущая (методика указана ранее) и итоговая (методика указана ниже).
Форма контроля:
При выполнении работы в инициативном порядке заполненная рабочая тетрадь представляется преподавателю для проверки на экзамене для решения вопроса, как о высшей оценки, так и просто положительной. При письменном или тестовом экзамене выполненная в инициативном порядке контрольная работа просто прикладывается к экзаменационному ответу.
Во всех случаях, кроме последнего, работа подлежит защите у преподавателя. Порядок защиты устанавливает преподаватель;
- итоговая оценка экзамен. Экзамен имеет целью проверить и оценить уровень полученных студентами знаний в объеме требований учебной программы.
Экзамен может проводиться по решению преподавателя как по билетам устно или письменно, так и в форме тестового контроля.
Студент может выбрать традиционную форму экзамена по билетам устно;
по результатам обучения выборочно проводится комиссионное тестирование по программе Министерства образования и науки Российской Федерации.
Критерии оценки знаний студентов на устном экзамене:
«Отлично» - дан полный ответ на основной вопрос в объеме программы настоящего раздаточного материала с привлечением дополнительной литературы, полные грамотные ответы на дополнительные вопросы. Грамотно и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, регулярная подготовка творческих заданий, выступление с докладами, активное обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо».
При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 85%;
«Хорошо» - даны достаточно полные для понимания ответы на основной вопрос в объеме программы, частичные ответы на дополнительные вопросы. Хорошо и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, периодическое выполнение творческих заданий и докладов, обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо» и «удовлетворительно».
При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 75%;
«Удовлетворительно» - дан ответ на основные вопросы в объеме программы, частичные ответы на дополнительные вопросы. Слабо выполненные контрольные и самостоятельные работы, отсутствие творческих работ и докладов, итоговые тесты по разделам оценены на «удовлетворительно» и ниже.
При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 60%;
«Неудовлетворительно» - незнание основных вопросов в объеме программы (слабый ответ на вопрос и затруднения с ответами на дополнительные вопросы). Невыполненные текущие задания и работы
При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты менее 60%.
Порядок проведения устного экзамена:
В аудитории, как правило, должны одновременно находиться не более пяти опрашиваемых. Опрашиваемый до начала ответа может уточнить содержание билета, задать вопросы преподавателю, а также имеет право отказаться от выбранного билета и взять другой, оценка в этом случае может быть снижена на один балл. При подготовке к ответу разрешается пользоваться раздаточным материалом по дисциплине. На подготовку к ответу по билету, как правило, отводится до 30 минут. Преподаватель, в целях установления истинного уровня знаний вправе задать дополнительные вопросы. Экзамен принимается индивидуально. Опрашиваемым помогающим друг другу, использующим неразрешенные пособия и записи, а также другие средства, могут быть даны дополнительные вопросы или предложено аттестоваться без билета в целях установления действительного уровня их подготовленности.
По окончании опроса студента объявляется оценка. Оценки заносятся в экзаменационную ведомость и выставляются в зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется.
Порядок ликвидации академических задолженностей определен федеральными, ведомственными нормативными правовыми актами и руководящими документами института.
Возможен другой регламент изучения настоящего курса, который может быть определен преподавателем. Это найдет свое отражение в расписании установочных занятий и сессии.
Настоящий раздаточный материал составлен на основе Учебно-методического комплекса «Философия», разработанного при информационной поддержке компании «Консультант Плюс» кандидатом философских наук, доцентом Николаем Николаевичем Щукиным.
Учебно-тематический план курса "ФИЛОСОФИЯ"
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Часы |
||
Всего |
Лекции и семинарские занятия1 |
Самостоятельная работа |
||
История философии |
||||
1 |
Философия, ее предмет и место в культуре человечества |
5 |
1 |
4 |
2 |
Философия Древнего мира |
6 |
1 |
5 |
3 |
Немецкая философия 18-19в. |
6 |
1 |
5 |
4 |
Русская философия 19-20в. |
6 |
1 |
5 |
Философия бытия |
||||
5 |
Бытие и материя. Атрибуты материи |
6 |
1 |
5 |
6 |
Сознание |
6 |
1 |
5 |
7 |
Диалектика и ее законы |
6 |
1 |
5 |
8 |
Категории диалектики |
6 |
1 |
5 |
Философия человека |
||||
9 |
Философская антропология |
6 |
1 |
5 |
10 |
Основные ценности человеческого существования |
6 |
1 |
5 |
11 |
Познание |
6 |
1 |
5 |
Философия общества |
||||
12 |
Социальная философия |
6 |
1 |
5 |
13 |
Строение общества |
11 |
1 |
10 |
14 |
Развитие общества |
9 |
1 |
8 |
15 |
Глобальные проблемы современности |
9 |
9 |
|
ИТОГО |
108 |
14 |
94 |
Программа курса «ФИЛОСОФИЯ»
с рекомендациями к изучению всего курса и тем
Рекомендации ко всему курсу: по мере изучения программы курса рекомендуется:
прорабатывать понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «Философия» и отмечать термины и понятия (повторно), формулирование которых не вызывает затруднений. Конечная цель данной методики иметь проработанными (отмеченными дважды) все понятия и термины перечня;
в рабочей тетради прорабатывать тесты по соответствующей теме для подготовки к её заполнению.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Мировоззрение, его специфика и роль в жизни людей. Типы мировоззрения. Философия как теоретическое ядро мировоззрения и самосознание культуры. Особенности философского знания в его соотношении с наукой и религией.
Специфика философского мировоззрения: проблема соотношения сознания и материального мира. Основные философские направления: идеализм и материализм. Идеализм и религия. Объективный и субъективный идеализм.
Функции философии. Структура философского знания.
Место философии в культуре, особенности связи философии с социальной практикой.
Мифология и возникновение философии. Плюрализм философских учений. Изменение философии в ходе исторического процесса.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 2. Философия Древнего мира
Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, альтруизм.
Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Даосизм, конфуцианство.
Возникновение европейской философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап: постановка и решение проблемы первоосновы мира милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит и Демокрит.
Поворот к человеку: Сократ о природе добродетелей и Благе. Классический период: открытие идеальной реальности Платоном, соотнесение ее с познающим человеком и проектом совершенного государства. Аристотель как критик Платона и систематизатор философского знания.
Эллинско-римский период: эпикурейцы, стоики, скептики.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 3. Немецкая философия 18-19в.
И.Кант: эволюция его творчества. Критические учения о теоретическом разуме, практическом разуме и способности суждения - три главных раздела философии И. Канта. Этика. Эстетика.
Г.В.Ф.Гегель - создатель системы объективно-диалектического идеализма. Диалектический метод. Противоречие между системой и методом. Г. В. Ф. Гегель о всемирной истории как прогрессе в сознании свободы.
"Антропологический материализм" Л.Фейербаха. Л.Фейербах о религии как отчуждении человеческой сущности. Этика Фейербаха.
Социальные основания и теоретические источники возникновения марксистской философии. Материалистическое понимание истории. Проблема человека, гуманизма и социальной справедливости в марксизме. Современный мир и марксизм.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 4. Русская философия 19-20в.
Особенности русской философии (влияние византийства, античности, просветительских идей европейской культуры, русского менталитета), её религиозно-нравственная и художественно-образная ориентации.
Славянофильство и западничество как основные направления. Русская религиозная философия (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Со-ловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский).
Русский космизм уникальное явление в европейской философии. Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, П. А.Флоренский, А.Л.Чижевский.
Советский этап в развитии отечественной философии.
Рекомендации к изучению темы:
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Тема 5. Бытие и его атрибуты
Бытие как философская категория. Возникновение и развитие представлений о бытии в истории философии. Бытие как существование универсума и бытие как существование отдельного. Бытие и небытие. Основные формы бытия: бытие природы, общества, человека, духовного.
Формирование философского понятия материи. Современные научные представления об основных формах организации материального мира: природа, живая материя, общественное бытие, человек.
Вещество, физические поля и возбужденный вакуум как проявления физической реальности, не сводимой к материи.
Атрибутивные свойства материи. Движение и покой как способы существования материи. Формы движения и покоя. Низшие и высшие формы движения, их соотношение.
Пространство и время как формы существования материи. Субстанциональный и атрибутивный подходы к пониманию пространства и времени. Взаимосвязь пространства-времени с движущейся материей.
Основные формы пространства. Проблема мерности пространства. Социальное пространство. Психологическое пространство.
Основные формы времени. Направленность времени. Психологическое время.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 6. Сознание
Сознание как отражение действительности и средство управления деятельностью человека. Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического в мозге. Материальное и идеальное. Идеальность сознания.
Структура сознания: рассудочные, эмоционально-чувственные и волюнтативные процессы. Отражение, воображение и выражение.
Сознание и язык. Языковое мышление.
Происхождение сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения в природе. Общество как фактор возникновения сознания. Сознание и проблема искусственного интеллекта.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 7. Диалектика и ее законы
Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Формирование и развитие идей диалектики. Исторические формы диалектики. Основные принципы, категории и законы диалектики.
Понятие связи. Философский принцип всеобщей связи. Виды связей. Понятие взаимодействия. Универсальные связи бытия.
Развитие и движение. Развитие, прогресс, регресс. Всеобщность развития.
Понятие закона. Частные, общие и всеобщие законы. Законы диалектики.
Качество и количество. Свойство. Состояние. Мера. Переход в новое качество. Скачки, их виды. Эволюция и революция. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно как закон в гегелевско-марксистской диалектике.
Противоречия и гармония, их роль в развитии. Тождество, различие, противоположность, противоречие. Специфика социальных противоречий. Противоречия и конфликты. Формы разрешения противоречий и конфликтов, возможность управления ими. Единство и "борьба" противоположностей как закон в гегелевско-марксистской диалектике.
Отрицание как закономерный момент развития. Метафизическое понимание отрицания. Диалектическое отрицание, его основные черты. Отрицание отрицания, многообразие его проявлений. Отрицание отрицания как закон в гегелевско-марксистской диалектике.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 8. Категории диалектики
Категории диалектики, научные и общенаучные понятия.
Сущность и явление, их взаимосвязь. Многоуровневость сущности в процессе познания. Сущность и существенность, явление и видимость.
Единичное и общее. Постановка проблемы в средневековой схоластике: номинализм и реализм. Диалектика единичного и общего.
Часть и целое. Типы целостности. Система как тип целостности. Система, элемент, структура. Структура и функции. Классификация систем. Принцип системности.
Содержание и форма. Форма и структура. Форма внешняя и форма внутренняя. Диалектика содержания и формы, особенности ее проявления в обществе. Идеалистическая трактовка формы.
Причина и следствие, их взаимосвязь. Соотношение причины и следствия во времени. Концепция детерминизма и индетерминизма.
Необходимость и случайность. Фатализм и волюнтаризм. Взаимосвязь необходимости и случайности. Случайность и причинность.
Возможность и действительность, их взаимосвязь, возможность и вероятность. Виды возможности: абстрактная, формальная, реальная.
Диалектический и недиалектический (метафизический) методы мышления. Мировоззренческая и методологическая функции диалектики.
Рекомендации к изучению темы:
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 9. Философия человека
Специфика философского подхода к изучению человека. Человек как универсальное и уникальное существо. Основные типы философских антропологий (натуралистическая антропология, экзистенциальный антропоцентризм, религиозная антропология, социальная антропология).
Деятельность как универсальный способ бытия человека. Антропосоциогенез: труд как его важнейший фактор. Роль языка в формировании предметно-практической деятельности и сознания.
Биологическое и социальное в человеке, их взаимодействие. Понятия "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность".
Рекомендации к изучению темы:
Тема 10. Основные ценности человеческого существования
Идеалы и ценности. Индивидуально-личностные и групповые ценности. Жизнь и смерть, право на жизнь и право на смерть. Счастье, удача и заслуженное счастье. Социальные, психологические и биологические условия ощущения счастья. Любовь и влюбленность, лики любви, ее исторические разновидности и перспективы. Свобода, свобода и деятельность, свобода и необходимость, свобода и познание, свобода и воля. Свобода, волюнтаризм и фатализм. Творчество как родовая черта человека и как осознанная жизненная установка. Жизненные цели и смысл человеческого существования.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 11. Познание
Познание как философская проблема. Агностицизм, скептицизм, "познавательный оптимизм". Субъект и объект познания. Активность познания. Познание и практика. Виды практики. Роль практики для процесса познания.
Чувственное познание, его формы. Рациональное познание. Формы мышления.
Абсолютизация рациональности или чувственного познания: "сенсуализм" и "рационализм" в истории философии. Единство чувственного и рационального в познании.
Проблема истины и заблуждения в философии и науке. Объективность истины, абсолютное и относительное в ней. Ее конкретность. Критерии истины: практика как основной критерий истины.
Рекомендации к изучению темы:
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
Тема 12. Социальная философия
Понимание общества в социальной философии. Общество как система взаимосвязанных видов коллективной деятельности. Общество как целостность органического типа. Социальная деятельность и общественные отношения. Общество как система общественных отношений. Общественные отношения и общественное бытие. Природные предпосылки и социальная специфика общественного бытия. Значение географической среды и демографического фактора для существования и развития общества. Натурализм и социологизм в трактовке взаимосвязи природы и общества.
Специфика общественных закономерностей, их единство и отличие от законов природы. Развитие общества как естественноисторический процесс. Историческая необходимость и сознательная, свободная деятельность человека.
Общественное сознание как надындивидуальное духовное образование. Взаимосвязь общественного сознания и общественного бытия.
Структурный, функциональный и динамический подходы при анализе общества.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 13. Строение общества
Деятельностный, структурно-групповой и культурно-исторический подходы при рассмотрении структуры общества.
Общественное разделение труда как источник существования взаимосвязанных сфер общественной жизни. Материальная жизнь общества как сфера производства вещественно-энергетической основы жизни общества.
Духовная жизнь общества как сфера производства и потребления духовных ценностей. Наука, искусство, религия и их роль в функционировании и развитии общества.
Социальная жизнь общества как сфера производства и воспроизводства непосредственного бытия индивида. Материальная (социальное обеспечение, здравоохранение и т.д.) и духовная (факторы социализации) стороны социальной сферы. Семейно-бытовая сфера.
Организационно-управленческая сфера как средство консолидации деятельности людей в направлении достижения стоящих перед людьми целей.
Определяющая роль материальной сферы в отношении остальных сфер жизни общества.
Социальные группы и классы в обществе: основания их существования. Исторический характер возникновения и существования конкретных социальных структур. Теория стратификации и социальной мобильности.
Основные исторические типы общностей людей: роды, племена, народности, нации. Формирование наднациональных образований.
Рекомендации к изучению темы:
Тема 14. Развитие общества
Потребности человека как источник развития общества. Виды потребностей: первичные и социальные, материальные и духовные. Закон возвышения человеческих потребностей.
Общественное производство как средство существования и развития общества. Материальное и духовное производство. Способ производства и его строение: производительные силы и производственные отношения; динамический характер соответствия между ними.
Противоречия как механизм развития общества. Виды противоречий (между старым и новым, интересами социальных групп, ценностями, идеалами и т.д.). Способы разрешения противоречий: войны, революции, реформы. Возможность сознательного управления противоречиями.
Деятельность народных масс как движущая сила развития общества. Население страны и народ. Роль личности в истории. Выдающаяся и историческая личность.
Проблема типологии исторического процесса в истории социально-философской мысли: поиск основания членения.
Формационный подход к типологии истории. Учение Маркса об общественно-экономических формациях как ступенях истории. "Азиатский способ производства" и его место в истории.
Цивилизационный подход к типологии общества. Энгельс о цивилизации. Современные представления о цивилизации и ее типах. Концепция локальных цивилизаций (А.А.Тойнби).
Социокультурный подход к типологии истории. Понятие культуры. Учения о культурно-исторических типах (П.Я.Данилевский), об обособленных культурах (О.Шпенглер), социокультурных суперсистемах (П.Сорокин).
Рекомендации к изучению темы:
Тема 15. Глобальные проблемы современности
Понятие "глобальная проблема", его критерии. Современный научно-технический прогресс и его последствия в различных сферах общества. Возникновение глобальных проблем: технологические и социальные причины. Содержание глобальных проблем - предотвращения ядерной войны, экологической, демографической, энергетической, продовольственной, ресурсной и др. Проблема человекоопасных технологий. Механизмы совместных действий человечества по разрешению проблем глобального масштаба.
Гуманистический потенциал научно-технического прогресса, необходимость и возможность его реализации. Гуманизация общественных отношений и международной политики, отказ от силовых методов решения как веление времени. Принципы приоритета общечеловеческих интересов над национальными и региональными.
Идея общественного прогресса в отдельных областях и в обществе в целом.
Рекомендации к изучению темы:
Абсолютная идея
Абсолютная истина
Абстракция
Автономная воля
Агностицизм
Адекватный
Аксиология
Антиномии
Антиномия
Антропогенный
Антропологическая философия
Антропоцентризм
Апейрон
Апостериорный
Апория
Априори
Априоризм
Априорный
Архэ
Атом
Атомизм
Атрибут
Биологическое в человеке
Богословие
Бытие
Вещество
Вещь
«Вещь в себе»
«Вещь для нас»
Видимость
Возбужденный вакуум,
Возвышение потребностей,
Волюнтаризм
Воля
Воображение
Восприятие
Время
Всеединство
Выдающаяся личность
Выражение
Герменевтика
Гилозоизм
Гносеология
Движение
Движущая сила истории
Деизм
Демиург
Детерминизм
Деятельность
Диалектика
Диалектический
Диалектическое отрицание
Добродетель
Догматизм
Дуализм
Дух
Духовная культура
Духовное
Душа
Евразийство
Единичное
Жизненные цели
Заблуждение
Закон
Закон диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон отрицания отрицания
Закон перехода количественных изменений в качественные
Законы диалектики
Западники
Западничество
Идеал
Идеализм
Идеализм объективный
Идеализм субъективный
Идеальное
Идеальное воспроизведение
Идея
Императив
Индивид
Индивидуализм
«Индивидуальность»
Интересы
Интуиция
Информация
Иррационализм
Иррационализм
Истина
Историческая личность
Историческая необходимость
Историческая общность людей
Исторический материализм
Категории
Категорический императив
Категория
Каузальность
Качество
Качество как философская категория
Киники
Классы
Количество
Коллективизм
Конкретность истины
Концепция
Корреляция
Космос
Космоцентризм
Креационизм
Личность
Логос
Материализм
Материальное
Материя
Мера
Мера
Мессианизм
Метафизика
Метафизика
Метод
Методология
Механицизм
Мир идей Платона
Мировоззрение
Миф
Мифологическая картина мира
Модус
Монизм
Мотивация
Мудрость
Народ
Натурфилософия
Небытие
Нематериальное
Необходимость
Неопозитивизм
Неотомизм
Неофрейдизм
Непосредственная связь
Номинализм
Обмен деятельностью
Образ
Образ сознания
Общее
Общественное бытие
Общественное производство
Общественное сознание
Общественно-экономическая формация
Общественные отношения
Общество
Общинность
Общность
Объективная реальность
Объективность истины
Объективный
Объективный идеализм
Онтология
Опосредованная связь
Опосредствование
Опредмечивание
Органическая система
Относительная истина
Отношения
Отражение
Отрицание
Отчуждение
Ощущение
Панлогизм
Пантеизм
Патристика
Плюрализм
Позитивизм
Познавательный образ
Познание
Полевое состояние материи
Польза
Понятие
Потребности
Правда
Православие
Прагматизм
Практика
Представление
Принципы
Причина
Прогресс
Производительные силы
Производственные отношения
Произвол
Промысел Божий
Пространство
Противоположности
Противоречие
Психика
Развитие
Различие
Распредмечивание
Рассудок и разум
Рационализм
Рациональное познание
Реализм
Революция
Регресс
Редукционизм
Религия
Релятивизм
Релятивистский
Рефлексия
Русская идея
Русский космизм
Сакральный
Самосознание
Свобода
Секуляризация
Сенсуализм
Синкретизм
Система
Скачок
Скептицизм
Славянофилы
Следствие
Случайность
Смысл жизни
Соборность
Содержание
Сознание
Сознание и бессознательное
Софисты
Социализация
Социальная группа
Социальная философия
Социально-групповая структура
Социальное в человеке
Социальные связи
Способ производства
Становление
Структура
Субстанциальный
Субстанция
Субъект
Субъективный
Суждение
Существование
Сущность
Сфера общества
Схоластика
Сциентизм
Счастье
Теизм
Телеология
Теодицея
Теология
Теория
Теоцентризм
Технократический
Типы и виды деятельности
Тождество
Толерантность
Толпа
Томизм
Трансцендентальное
Труд
Удача
Удовольствие
Умозаключение
Умозрение
Универсум
Уровень
Уровень познания
Фатализм
Феномен
Феномен
Феноменология
Философия
Философия жизни
Форма
Форма движения
Фрейдизм
Целое
Цель
Ценностные ориентации
Ценность
Цивилизация
Часть
Часть и целое
Человек
Чувственное познание
Эволюция
Экзистенциализм
Экзистенциализм
Экономическая эксплуатация
Элемент
Эмпиризм
Эмпирический
Эпистемология
Эпистемология
Явление
Язык как знаковая система
Основная:
Дополнительная:
Дополнительная рекомендуемая:
Основные термины и понятия
Абсолют понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого.
Абсолютная идея основная категория гегелевской философии, это мыслящая субстанция, которая составляет сущность и первооснову мира, творческое, вечное, неизменное начало бытия.
Абстракция мысленное отвлечение от каких-нибудь свойств предметов и отношений между ними и выделение, вычленение каких-либо свойств и отношений.
Автономная воля категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций и ценностей.
Агностицизм учение, отрицающее частично или полностью возможность познания мира.
Адекватный соответствующий, согласующийся, соразмерный.
Аксиология исследование природы ценностей.
Антиномия- появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений.
Антропогенный связанный с деятельностью человека.
Антропологическая философия философское учение о человеке в отличие от частнонаучных подходов к нему в биологии, антропологии, социологии и т.д.
Антропоцентризм философская позиция, отдающая приоритетное положение человеку в познании мира.
Апейрон это первоначало, бесконечно малое, невидимое глазом, бессмертное, божественное, безграничное: всем управляющее и все поддерживающее
Апория трудноразрешимое или безвыходное положение, возникшее в результате противоречия в рассуждениях. Противоположный термин апостериори означает знание, полученное из опыта, при помощи чувственных восприятий.
Апостериорный существующий после опыта, за его пределами.
Априори термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.
Априорный существующий до всякого опыта, врождённый.
Архэ - первоначало, то, что лежит в основании всего сущего.
Атом первооснова мира, материальная бесконечно малая, далее неделимая частица, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).
Атрибут 1) неотъемлемое свойство предмета, без которого последний не может существовать в качестве данного предмета; 2) необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Бытие все существующее, как материальное, так и духовное
Вещь общенаучное понятие для обозначения любого объекта, ставшего предметом размышления со стороны познающего его человека и обладающего присущими ему свойствами
«Вещь в себе» и «вещь для нас» - философские термины, введенные И.Кантом и означающие: первый вещи, как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего сознания; второй вещи, как они раскрываются человеку в процессе познания.
Волюнтаризм мировоззренческая и поведенческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы всего сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия.
Воля центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве Субъекта, двигателя социального и духовного развития.
Время всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире.
Герменевтика искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма язык рассматривается как основа миропонимания, достаточно изучать его, чтобы понять мир.
Гилозоизм учение, по которому жизнь и, следовательно, способность ощущать присущи всем вещам в природе.
Гносеология (или эпистемология) теория познания, то есть раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности.
Движение способ существования материи, её всеобщий атрибут. Движение - это устойчивое, постоянное изменение (взаимодействие), ставшее процессом, течение которого не имеет определённой направленности.
Деизм признание существования бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по каким - то своим собственным законам.
Демиург в философии Платона творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.
Детерминизм учение о всеобщей причинной связи и обусловленности всех явлений. Противоположное учение индетерминизм, отрицающее всеобщий характер причинности и исходящее из того, что существуют явления, для которых причина не может быть указана или вовсе не существует.
Диалектика учение о всеобщих законах развития природы, общества и человека (первоначально, в античной философии, способность вести спор посредством вопросов и ответов).
Диалектический находящийся в развитии, в универсальной связи со всем.
Добродетель - по-гречески «агеtе», что означало то, что делает нечто благим и совершенным. Добродетелью можно назвать некую активность, или способ бытия, который ведет к совершенству любого человека.
Догматизм некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, не учитывающего специфические условия места, времени, жизненных обстоятельств.
Дуализм направление в философии, считающее, в противоположность монизму, духовную и материальную субстанции равноправными началами бытия.
Дух - это образ абсолютного единства людей, как мыслящих и нравственных существ. Дух един для всех, тогда как душа индивидуальна.
Духовная культура - это совокупность идей, образов, научных и художественных ценностей, созданных в процессе духовного производства.
Духовное это способ восхождения души, в её индивидуальности и исключительности, к духу, как всеобщему и универсальному.
Душа - это сущностная природа человека. Сократ понимал под душой наш разум и нравственное сознание, говоря современным языком, нравственно ориентированное поведение (эмоции и воля). Душа включает в себя как чисто природные параметры жизненных сил организма (психика), так и личностные качества, обеспечивающие самореализацию человека в его движении к высшему, вечному, совершенному. Душа это внутренний мир человека в его самоценности, индивидуальности и уникальности.
Закон необходимая и существенная, устойчивая и повторяющаяся связь явлений в природе и обществе.
Законы диалектики всеобщие законы, характеризующие любое развитие, но с разных сторон со стороны источника развития, его механизма и, наконец, направленности
Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития через взаимоотношение внутренних противоположных сторон и тенденций любой вещи, явления, процесса их одновременное единство и противоборство
Закон перехода количественных изменений в качественные характеризует механизм развития как скачок от одного качества к другому, прерывающего меру (интервал) постепенных количественных изменений.
Закон отрицания отрицания свидетельствует о направленности развития и характеризуется необходимостью цикличности и преемственности изменений, возвратом как бы к старому качеству, но на новой основе
Западники - сторонники повторения Россией западного пути развития, вовлечённости России в западную культуру.
Идеализм одно из главных направлений в философии; исходит из того, что сознание, дух предшествует материи, творит материю и ее законы.
Идеализм объективный одна из двух разновидностей идеализма, согласно которой духовное первоначало мира существует вне и независимо от человека и его сознания
Идеализм субъективный одна из двух разновидностей идеализма, которая ставит в центр мира Я человека, индивидуальное сознание. Последнее рассматривается как единственный источник ощущений и представлений человека о вещах, о мире.
Идеальное 1) нематериальное; 2) субъективный образ объективной реальности, возникающий в голове человека в процессе его взаимодействия с объективным миром.
Императив - правило, которым руководствуются в поведении, которое побуждает к поступку.
Индивид- это единичный представитель человеческого рода, способный к самостоятельной жизни, причем специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия «индивид» не входят.
«Индивидуальность» - это, то особенное, специфическое, что отличает данного человека от всех других, включая природные и социальные, телесные, соматические и психические, унаследованные и благоприобретенные свойства.
Интуиция способность непосредственного постижения истины, понимания познаваемой вещи без предварительного логического рассуждения.
Информация - это сообщение, несущее новое знание и меняющее поведение лица или группы, принимающих это знание.
Иррационализм учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основным родом познания интуицию, чувство.
Категории наиболее общие понятия, которые выражают главные, существенные свойства, стороны, отношения действительности. Категории вырабатываются во всяком теоретическом познании (например: сила, стоимость, санкция).
Категория это зафиксированная в языке форма познания универсальных связей.
Категорический императив правило, требующее обязательного исполнения.
Каузальность причинность, закономерная связь причины и следствия.
Качество совокупность необходимых для данной вещи свойств, достаточных для отличения ее от всех остальных вещей.
Киники одна их так называемых сократических школ в Древней Греции, стремившаяся к экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни (Антисфен, Диоген Синопский и др.). Основой счастья и добродетели - является отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий ради достижения внутренней свободы. Софисты проповедовали стремление к независимости, отсюда пренебрежение к общественным нормам.
Количество характеристика интенсивности, степени развитости свойства вещи, его, так сказать, величины. Следует отличать от количества математического как перечисления вещей какого-нибудь множества.
Коммуникация это вид духовного общения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками.
Концепция - основополагающая мысль, концентрация содержания, точка зрения. Концепция это обобщенное изложение основных идей, целей и принципов какого-либо направления деятельности.
Космос вселенная, мир в целом и как целое. В древнегреческой философии это понятие выражало глубокую внутреннюю упорядоченность и единство всего сущего (в противоположность хаосу).
Космоцентризм - это такой способ философствования и тип мировоззрения, в котором природа, «космос» играет ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с человеком и богов с природой.
Креационизм религиозная концепция, в соответствии с которой все сущее появилось в результате божественного творения.
Культура система исторически развивающихся программ человеческой деятельности, поведения, общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни. Культура специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, служащих возвышению человека, превращению им своей жизнедеятельности в бытие.
Личность - это духовно- социальное начало человека. Личность - это постоянное движение человека к зрелой форме своего существования, когда духовность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, и обретённые свойства и качества человек реализует в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми.
Логос (буквально слово, повествование, мысль, закон) понятие, обозначающее некий всеобщий закон, основу мира, вселенский порядок и гармонию.
Материализм одно из главных направлений в философии; признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, продукт деятельности мозга. Материализм противоположен идеализму.
Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отражаемая им.
Мера диапазон изменения количественной характеристики свойства вещи, при котором качество этой вещи остается тем же самым.
Мессианизм черта русской философии, показывающая её пророческий характер, её способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над нею и управления процессами социальной жизни.
Метафизика 1). примерно то же самое, что онтология; 2). способ мышления, противоположный диалектике, когда вещи и явления рассматриваются как неизменные и независимые друг от друга, лишенные внутренних противоречий как источника своего развития.
Метод способ деятельности человека.
Методология учение о методе, выработка принципов создания новых методов познания или преобразования действительности.
Механицизм мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные.
Мир идей Платона это реальность сверхчувственная, реальность надфизического пространства. Идеи существуют реально и являются истинной причиной всего сущего, сущностью и смыслом вещей. Земной мир - это «копия» мира идей.
Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир в целом, место человека в мире, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества.
Миф это синкретичное образование, в котором причудливо переплетены мысли и эмоции, знания и художественные образы, идеальное и вещественное.
Модус философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута.
Мудрость - это особое состояние сознания, в котором знания соотнесены с высшими ценностями и смыслами.
Монизм характеристика философского учения, мировоззренческой позиции, когда за основу всего сущего принимается одно начало либо духовное, мыслительное, либо материя.
Натурфилософия философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Неопозитивизм - направление в философии, претендующее на анализ и решение актуальных для 20 века философско-методологических проблем: роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теории и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания.
Неотомизм философия современного католицизма, провозглашающая гармонию веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практичности. Представители Н.полагают, что развиваемая ими доктрина обладает универсальными возможностями и поднимается над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Ориентируется на рассмотрение вечных проблем философии через призму человеческого существования.
Неофрейдизм философская концепция, соединяющая классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями. В отличие от учения Фрейда, неофрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.
Номинализм учение, утверждающее, что реально существует лишь единичное, а общие понятие лишь имена, абстракции, существующие в нашем уме.
Образ чувственное или рациональное представление, сформировавшееся в процессе познания человеком мира.
Образ сознания - это субъективный идеальный образ предмета, процесса или явления, возникший в результате предметно-практической и мыслительной деятельности, своего рода «единица» сознания.
Общественное бытие материальная сторона жизнедеятельности людей в обществе, представляющая собой совокупность общественных отношений производственных, политических, правовых, национальных, классовых и т.д.
Общественное сознание это совокупность общественно значимых идей, представлений, идеалов, принципов, ценностей и настроений людей.
Общество это особая надприродная реальность, включающая человека, целесообразную деятельность людей, её результаты и складывающиеся между ними отношения.
Объективный принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему.
Онтология учение о бытии вообще, существовании как таковом, независимом от его частных видов.
Отрицание - философская категория для обозначения определённого типа отношения между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта. Во-первых, отрицание понимается как процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, конец его развития, деструкция. Во-вторых, - это диалектическое отрицание, которое понимается как «снятие» прежнего качества с удержанием всего ценного и положительного, что создано на предыдущих этапах развития.
Опосредствование существование или определение вещи, явления через их отношение к другой вещи.
Отчуждение объективный процесс, характеризующийся превращением созданных трудом человека материальных и духовных благ в независящие от его воли и противостоящие ему силы.
Панлогизм объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением деятельности мирового разума, абсолютной идеи.
Пантеизм учение, согласно которому бог и природа тождественны, полностью совпадают друг с другом, составляют единое, неразрывное целое.
Патристика совокупность философских и теологических учений христианских мыслителей 2- 8 вв., имевших целью защиту и идейное обоснование догматов христианской религии.
Плюрализм - множественность несводимых друг к другу концепций.
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Познание - целенаправленное движение сознания с целью получения истинных знаний.
Понятие - это отражение в мысли и фиксация в языке наиболее существенных связей и свойств предметов и явлений.
Правда - это этическая истина, продуманная и прочувствованная личностью ценность, принятая человеком не только разумом, через доказательства, но и сердцем, всем существом.
Прагматизм - философское учение, рассматривающее философию как общий метод решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него успех, польза, материальная выгода.
Принципы это фундаментальные теоретические положения, отражающие наиболее существенные характеристики действительности и одновременно являющиеся системой методологических требований (правил, норм, предписаний), определяющих деятельность людей. В материалистической диалектике есть два основных принципа - всеобщей связи и развития.
Прогресс в самом общем виде определяют как переход сложных систем от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным.
Промысел Божий идея управления миром божественной волей по определённому плану.
Пространство всеобщая форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах.
Противоположности стороны (свойства, черты) единого (вещи, системы, явления), предполагающие и отрицающие друг друга одновременно и в одном и том же отношении.
Противоречие отношение между противоположностями, их единство и взаимоотрицание.
Развитие - это взаимодействие различных форм движения и покоя; это становление, связанное с усложнением внутренней структуры и функций объекта: это процесс, которому присуща определённая направленность, необратимость, непрерывное возникновение новых форм, структур, законов.
Распредмечивание перевод предметов культуры в модельно-аналоговые, образно-символические формы индивидуального сознания.
Рассудок и разум ступени или способы мышления. Под рассудком чаще всего понимают способность правильно рассуждать, умозаключать, последовательно излагать мысли. Под разумом способность находить причины и сущность вещей, рассматривать их всесторонне; с разумом связывают активный, творческий характер мышления.
Рационализм положение теории познания, согласно которому достоверное знание не может быть выведено из опыта, но может быть почерпнуто только из самого ума.
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Редукционизм концепция, утверждающая возможность полного сведения высших явлений к низшим, основополагающим.
Реализм учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.
Революция перерыв постепенности, ломка основного качества вещи, явления, скачкообразный переход к новому качеству.
Регресс переход от высшего к низшему. Содержанием регресса являются процессы деградации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам.
Религия это мировоззрение и мироощущение, которое выражается в соответствующем поведении, основывается на вере в одного или нескольких богов. Религия представляет собой способ самонахождения и самовоспитания человеком самого себя.
Релятивизм концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания.
Рефлексия размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний.
Сакральный священный.
Самосознание- это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального. Самосознание это, с одной стороны, есть выделение субъекта, отделение себя от других людей, но, с другой стороны, и соотнесение себя с ними, с их жизненной позицией и оценкой.
Секуляризация освобождение образования и общественного мнения от влияния религиозных догматов и церкви.
Сенсуализм положение теории познания, признающее ощущение единственным источником познания.
Синкретизм нерасчлененность, смешение разнородных элементов, обусловленное неразвитым состоянием какого-либо явления.
Скачок это форма перехода количественных изменений в качественные, которые начинаются при достижении изменяющимся объектом границы меры.
Скептицизм философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Начало этого направления было положено Пирроном и Секстом Эмпириком в конце 4 века до н.э.
Славянофилы сторонники особого пути России в истории, который обусловлен исповедыванием православия, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям.
Соборность - ключевое понятие русской философии истории. Свобода и единство на основе любви в таком аспекте соборность выступает как явление русского духа. Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, и постоянную возможность такого соединения на основе общности духовных идеалов и принципов, но и внутреннюю готовность личности к нравственному подвигу во имя любви.
Сознание высшая, свойственная лишь человеку форма идеального отражения и духовного освоения объективной действительности, общественная по своей природе (то есть осуществляемая с помощью выработанных обществом, культурой форм).
Софисты - так называли древнегреческих мыслителей середины 5 первой половины 4 века до нашей эры (Протагор, Горгий, Гиппий), выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «красноречия». В центре их внимания стояли вопросы познания, причём некоторые приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.
Социальная философия - это учение о наиболее общих закономерностях и ценностях общественного бытия.
Социальные связи - это устойчивые, многократно повторяющиеся отношения между людьми, вещами и символами, складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп, объединяющие отдельных индивидов и социальные группы в одно целое: общество, государство.
Становление спонтанная изменчивость вещей и явлений, их превращение в нечто другое.
Субъект человек (в материалистической философии) или дух (в идеалистической) как источник деятельности, производящей изменения в окружающей реальности.
Субъективный принадлежащий субъекту, зависящий от его намерений, интересов, вкусов.
Схоластика «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение.
Сциентизм абсолютизация роли науки в системе культуры, в жизни общества.
Теизм религиозно-философская позиция, признающая существование личного бога как сверхестественного существа, обладающего разумом и волей, и таинственным образом воздействующего на все существующее.
Телеология религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.
Теодицея оправдание Бога, стремление доказать, что зло на земле проистекает из свободы воли данной человеку.
Теология, или богословие систематизация вероучения данной религии.
Теоцентризм - тип мировоззрения, характерный для философии и культуры средневековья, исходящий из того, что Бог - творческое начало видимого природного мира, Творец человека, как высшего разумного существа.
Технократический придающий технике первостепенное значение.
Тождество равенство, одинаковость предмета (явления) с другими предметами (явлениями) или с самим собой в ходе происходящих с ним изменений.
Толерантность - терпимость к чужим мнениям убеждениям, верованиям, законам.
Томизм учение Фомы Аквинского и его последователей.
Трансцендентальное всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, которые познаются интуитивно, до всякого опыта.
Умозрение способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с фактами наблюдения и эксперимента.
Универсум единая Вселенная, мир как целое.
Феномен явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи органов чувств.
Феноменология - философское направление, стремящееся достигнуть собственной области философского знания рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.
Философия 1) Учение о предельных основаниях бытия, о всеобщих свойствах и закономерностях Природы, Общества и Человека, об основных ценностях его существования; 2) (буквально любовь к мудрости, любомудрие ) форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нём человека. В толковом словаре В.И.Даля философия определяется как «наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра».
Философия жизни иррациональное философское течение, центральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу.
Фрейдизм общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для обозначения явлений культуры, общества, творчества.
Цель - это один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Она представляет собой способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
Ценностные ориентации важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие для данного человека значимое, существенное от несущественного.
Ценность - это то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а вовлеченностью предмета или явления в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в роли критерия установления значимости различных явлений для человека.
Цивилизация (от лат.civilis гражданский) социальная система, способная к саморегуляции и самосовершенствованию, предпринимающая постоянные усилия по блокированию существующих опасностей деструкции и хаоса. Цивилизация это внешняя, технико-организационная оболочка культуры. Культура - внутреннее содержание цивилизации.
Человек - это живое существо, обладающее сознанием.
Эволюция - это такое изменение, при котором основное качество вещей сохраняется.
Экзистенциализм философское направление, в центре внимания которого проблемы смысла жизни, свободы и ответственности человека.
Эмпирический происходящий из опыта.
Эпистемология (греч.episteme знание и logos учение, слов теория познания, гносеология.
Явление - понятие в философии Канта, подчёркивающее то, что как открывается, «является» вещь нашему сознанию отличается от вещи, как она существует.
Содержание
Введение.........……..............................…………………….…....2
Учебно-тематический план курса «Философия»…………13
Программа курса «Философия»
с рекомендациями к изучению тем……………..………......13
Понятия и термины понятийного аппарата,
рекомендуемые для изучении по курсу «Философия»…...26
Контрольные вопросы по курсу «Философия»…………...33
Рекомендуемая литература по курсу «Философия»……...35
Основные термины и понятия ……………………………...37
.Рекомендовано к изданию
Редакционно-издательским советом
Национального института бизнеса
© Национальный институт бизнеса 2013
© Щукин Н.Н. 2013
В качестве заставок на титульных листах ис
пользованы материалы из источников: Вечные
истины на вечной латыни. De verbo in verbum.
/Латинские изречения. Сост. С.Б.Барсов. М.,
2006; Еврейские афоризмы. Лишь прошлое бес
смертно. /Сост. С.Б.Барсов. М., 2008.
Философы в своей борьбе против религии разрушили язычество, но тогда возникла новая религия христианство. С последнею тоже будет покончено, но тогда, верно, явится еще новая, и философам будет задана новая работа, и опять-таки она окажется бесплодной; мир огромный скотный двор, очистить который вовсе не так легко, как конюшни Авгия, ибо, пока его метут, быки остаются в нем и наваливают новые кучи навоза.
Поэт-романтик Генрих Гейне
(1797- 1856)
На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума.
Иммануил Кант
(1724 -1804
1 Семинарские, практические занятия и круглый стол при форме обучении в субботу проводятся в объеме лекционных занятий согласно расписанию и планам занятий выдаваемых особо
2 Значение понятий и терминов, выделенных жирным шрифтом, приводится в разделе «Основные термины и понятия»