Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu «вершина», в том числе «вершина горы») многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Архитектура и предназначении
Зиккурат памятник шумерского происхождения. В поздней Ассирии воздвигавшиеся при храмах зиккураты были посвящены какому-нибудь одному из богов; двойной храм Ану-Адада в Ашмре имел два зиккурата. Лучше других сохранился зиккурат в Дур-Шаррукине, нижний квадратный ярус которого занимал площадь около 1760 кв. м. Сохранившиеся 4 этажа имели около 24 м высоты. Если предположить, что зиккурат должен был, как в Вавилонии, иметь 7 этажей по числу планет, то общая высота Дур-Шаррукинского зиккурата должна была достигать 42 м. На верхние ярусы вел пандус, опоясывающий зиккурат со всех четырех сторон. Назначение ассирийских зиккуратов, очевидно, совпадало с вавилоно-шумерским. Они служили для целей культа и связанных с ним астрологических наблюдений, которые велись жрецами
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.
Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов
В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.
Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.
Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами[1].
Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).
Дворцы. В Ассирии было широко развито строительство дворцов, в планировке, конструкции и убранстве которых ассирийская архитектура достигла своего высшего расцвета. Наиболее сохранившийся дворец в Дур-Шаррукине занимал площадь около 10 гектаров. Поставленный на огромной террасе дворец доминировал над городом, как крепость. Во дворце было более 200 помещений.
Как ранние (в Ашуре, Калахе), так и более поздние (в Ниневии) ассирийские дворцы, при больших различиях в качестве выполнения, в масштабе построек и роскоши убранства», имели одинаковое плановое расположение и устройство.
Основными формами и приемами своей дворцовой архитектура ассирийцы обязаны искусству Южного Двуречья.
Вместе с тем в состав художественных и конструктивных принципов своего строительства ассирийцы включили много заимствованного с запада, из Северной Сирии и от хеттов. Ярким примером может служить заимствование Ассирией хеттского «бит-хилани».
Характерные черты бит-хилани развертывание всей композиции в поперечном направлении и вход по оси длинной стороны зданий, оформленный двумя башнями, симметрично стоящими по бокам открытой террасы с колоннами.
Массивная глинобитная архитектура Южного Двуречья редко применяла отдельно стоящие опоры. Колонна и столб взяты архитектурой Ассирии с запада. В рельефах Дур-Шаррукина можно найти изображения таких бит-хилани, непохожих по типу на остальные здания дворца Саргона II.