Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

бытописателем Шукшин однажды заметил-

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

А.И. Куляпин

Символика времен года в прозе В.М. Шукшина

.Полемизируя с критиками, считающими его "бытописателем", Шукшин однажды заметил: "У меня в рассказе порой непонятно: зимой это происходит или летом" [1, с. 164]. Поскольку это действительно так, то можно предположить, что акцентирование любых календарных примет будет обладать в его текстах повышенной семиотичностью.

Согласно общепринятой символике времен года, "они соответствуют... четырем стадиям человеческой жизни" [2, с. 127]. "Отождествление частей дня и времен года с возрастами человеческой жизни, вероятно... можно считать универсалией, причем представление года как человека рождающегося, растущего, старящегося и умирающего относится к самым устойчивым" [3, с. 614]. Шукшин, как и многие другие писатели, широко пользуется "условностью, согласно которой природа должна, как аккомпанемент, вторить действиям и эмоциональным состояниям персонажей" [4, с. 135]. Однако не менее широко в его текстах представлен и прием контраста.

"Весна - любимое время года Шукшина" [5, с. 160]. Для писателя и для его героев "весна - начало всех начал" [6, с. 75]. Наиболее очевидно весна соотносится с началом жизни, с юностью в рассказе "Рыжий": "Это было давно и прекрасно. Весна была - вот что стоит в памяти, как будто это было вчера" [6, с. 529]. "Ждет весны" для начала похода "за волей" Степан Разин ("Я пришел дать вам волю"). Именно весной выходит из тюрьмы и пытается начать новую жизнь Егор Прокудин ("Калина красная"). Киноповесть вообще во многом построена на параллелизме между процессом весеннего пробуждения природы и духовным воскрешением героя. Символика "весны-возрождения" появляется, например, в авторской ремарке к сцене пляски Егора и Люсьен в "малине": "На них хотелось без конца смотреть, и молодые люди смотрели, с какой-то тревогой смотрели, жадно, как будто тут заколачивалась в гроб отвратительная часть и их жизни тоже - можно потом выйти на белый свет, а там - весна" [7, с. 216].

Впрочем, нередко "воскресение" героя Шукшина оказывается мнимым, и тогда весна становится контрастным фоном для изображения его духовной эволюции. Так, ощутимое приближение примет весны в финале рассказа "Охота жить": "Тайга просыпалась. Весенний густой запах леса чуть дурманил и кружил голову" [8, с. 244] - драматически оттеняет процесс окончательной духовной гибели героя. Другой пример псевдовозрождения души на фоне весны можно найти в рассказе "Шире шаг, маэстро!". Приближающаяся весна для героя - "притворяшки Солодовникова" - знак нового мироощущения: "предчувствие чего-то хорошего охватило его... Всего двадцать четыре года, впереди целая жизнь, надо что-то такое решить теперь же, когда и сила есть, много, и радостно. И весна. Надо начать жить крупно" [6, с. 74]. Герой настолько явно семиотизирует календарь, что в его записной книжке слово "весна" даже пишется с прописной буквы: "А на земле была Весна". Поэтому контраст между миром природы и эмоциональным состоянием героя в финале рассказа становится символом окончательного краха его грандиозных планов: "Стал безразличен хороший солнечный день, даль неоглядная, где распахнулась во всю красу мокрая весна, - стали безразличны все эти запахи, звуки, пятна... Ну, весна, ну, что же теперь - козлом, что ли, прыгать?" [6, с. 83].

"Весна" и "любовь" - два понятия, неразрывно между собой связанные в сознании каждого", - справедливо заметил С.А. Токарев [9, с. 99]. Этот тезис сохраняет значимость и в отношении творчества Шукшина. "Весной, в апреле" влюбляется Степан Емельянов ("Степкина любовь"), "в начале сева", когда "весна исходила соком", разыгрывается история любви Пашки Холманского ("Классный водитель"). Встречается в произведениях Шукшина и противоположное решение. Атмосфера весны только усугубляет горе Ивана Петина, от которого ушла жена: "Стояла весна, и от этого еще хуже было на душе: холодно и горько... Он любил весну, когда она только-только подступала, но уже вовсю чувствовалась даже утрами, сердце сладко поднывало - чего-то ждалось. Весны и ждалось. И вот она наступила, та самая - нагая, раздрызганная и ласковая, обещающая земле скорое тепло, солнце... Наступила... А тут - глаза бы ни на что не глядели" ("Раскас") [8, с. 326].

В ряде рассказов Шукшина трагическую напряженность конфликта обостряет соединение таких контрастных понятий, как "весна" и "смерть". "Вот, думаю, весна, хорошо, солнышко светит. Да-а... А помирать все одно надо", - размышляет герой рассказа "Дождь на заре" [8, с. 207]. "Глухой весенней ночью" умирает Саня Неверов ("Залетный"). Образ смерти на фоне весеннего пейзажа создается писателем также в рассказах "Охота жить", "В профиль и анфас", "Сураз".

Лето, вполне естественно, воспринимается всеми как период полного расцвета природы, всех проявлений жизни. Характерный образ появляется в рассказе "Нечаянный выстрел": "Августовский полдень вызванивал за окнами светлую тихую музыку жизни" [8, с. 205]. Но для шукшинских героев лето чаще всего парадоксально ассоциируется с мыслями о смерти. Показательно начало рассказа "На кладбище": "Ах, славная, славная пора!.. Теплынь. Ясно. Июль месяц... Макушка лета... Есть за людьми, я заметил, одна странность: любят в такую вот милую сердцу пору зайти на кладбище и посидеть час-другой. Не в дождь, не в хмарь, а когда на земле вот так - тепло и покойно" [6, с. 493]. Те же мотивы присутствуют в рассказах "Нечаянный выстрел", "Горе", "Земляки". В последнем рассказе Шукшин косвенно раскрывает значение отмеченного парадокса. В начале рассказа, сразу после лаконичной пейзажной зарисовки, следует такое высказывание: "Стариковское дело - спокойно думать о смерти. И тогда-то и открывается человеку вся сокрытая, изумительная вечная красота Жизни. Кто-то хочет, чтобы человек напоследок с болью насытился ею. И ушел" [8, с. 344]. Таким образом, почти оксюморонное сочетание "летние мысли о смерти" оказывается частным случаем важнейшей для Шукшина оппозиции "Жизнь: Смерть".

Раскрыть символику осени в текстах Шукшина не представляет большой трудности, поскольку писатель регулярно и несколько даже прямолинейно ассоциирует это время года со старостью, порой увядания жизни. В рассказе "Осенью" символика времени года в силу принципиальной значимости вынесена в заглавие. Параллелизм природных процессов и человеческой жизни особенно акцентирован в финале рассказа, где после итоговой фразы Филиппа Тюрина - "Теперь ничего. Надо как-нибудь дожить... Да собираться - следом. Ничего теперь не воротишь" - возникает осенний пейзаж: "Ветер заметно поослаб, небо очистилось, солнце осветило, а холодно было. Голо как-то кругом и холодно. Да и то - осень, с чего теплу-то быть?" [6, с. 438]. Столь же очевиден смысл монтажа пейзажного фрагмента с размышлениями героя об "осени" своей жизни в рассказе "Билетик на второй сеанс": "Была осень после дождей. Несильно дул сырой ветер, морщил лужи. А небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце. Окна в избах загорелись холодным желтым огнем. Холодно, тоскливо. И как-то противно ясно... Тимофей думал: "Вот - жил, подошел к концу... Этот остаток в десять-двенадцать лет, это уже не жизнь, а так - обглоданный мосол под крыльцом - лежит, а к чему? Да и вся-то жизнь, как раздумаешься, - тьфу!" [6, с. 184]. Тот же круг ассоциаций в рассказах "Племянник главбуха", "Одни", "Вянет, пропадает".

Хотя "аналогия зимы со смертью... общеизвестна" [9, с. 47], Шукшин непосредственно обращается к ней только в рассказе "Как помирал старик". Однако более обобщенное представление о зиме как о царстве холода, хаоса, голода используется писателем довольно часто. Например, в рассказах "Далекие зимние вечера", "Капроновая елочка", "Из детских лет Ивана Попова" и других.

Литература

Шукшин В.М. Вопросы к самому себе. М., 1981.

Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 1. М., 1991.

Жолковский А.К. Блуждающие сны. М., 1992.

Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1984.

Шукшин В.М. Рассказы. Барнаул, 1989.

Шукшин В.М. Киноповести. Повести. Барнаул, 1986.

Шукшин В.М. Любавины: Роман. Книга вторая. Рассказы. Барнаул, 1988.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М., 1983.




1. методические рекомендации для студентов педагогических вузов Волгоград ~ 2010 г Мет
2. NEWSLETTERS VOLUME ONE by Dr
3. тематизировать и закрепить знания и практические навыки по уходу за больными терапевтического профиля
4. Реферат- История болезни - Оториноларингология (острый левосторонний гайморит)
5. На тему- Банки и их роли в рыночной экономики
6. Теремок г Железногорска Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям которые обн
7. ВВЕДЕНИЕ Создание и продвижение бренда или брендинг нужны для получения дополнительной выгоды от опред
8. методический проект Электронные физические диктанты как форма текущего контроля знаний
9. Мы по достоинству еще не оценили Карла Черни писал И
10. Литература - Патофизиология (АЛЛЕРГИЯ 2)
11. грандиозная возможность языка JvScript
12. Ветеринарное дело
13. Искусственные сооружения на автомобильных дорогах
14. Рыбников Алексей Львович
15. Тематический модуль 4 Работа 2 Определение значимости влияния процессов на критические факторы успешн
16. Если человек задумался о смысле жизни значит он серьезно болен
17. Функции операционных систем персонального компьютера
18. Беринг Витус Ионассен
19. Только наука непосредственно связанная с жизнью является настоящей наукой
20. Люцифергнозис в 1905 г