Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Русская культура 19 века
XIX век это особый период в развитии России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, пауку, искусство. В XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.
Философия и интеллигенция. В сфере философии и общественной мысли в середине XIX века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корням и к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России. Западники [П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, AM. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.) считали историю России частью общемирового исторического процесса. Они сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник». Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский и др.) выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Близки к славянофилам были В.И. Даль, А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский и др. Основу нового порядка составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Великая русская культура, которая явила миру Фонвизина и Державина, Радищева и Пушкина, Лермонтова и Чаадаева, Толстого и Тютчева, были, как известно, дворянской. Неотъемлемым элементом этой культуры был дворянский этикет. При Петре I наблюдались только его зачатки, при Елизавете проросли первые ростки, во времена Екатерины II он становится обязательной нормой, в XIX веке он превращается в нечто само собой разумеющееся, в то, без чего не может обойтись ни один считающий себя воспитанным человек. Его распространение диктовалось тем, что со старым укладом и полуварварскими привычками нельзя было рассчитывать на вхождение в общеевропейское сообщество.
Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. Уже в начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени: церковно-приходские одноклассные школы для низших слоев, уездные двухклассные училища для горожан, купцов, мещан; губернские четырехклассные гимназии для дворян; университеты и другие высшие учебные заведения. Наряду с Московским университетом открыли Харьковский, Казанский, Петербургский университеты и др. После реформы 1861 г. отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. В пореформенное время грамотность России повысилась с 7 до 22% населения. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Благодаря реформе средней школы за 20 лет (18641885) число учащихся гимназий увеличилось втрое с 28 000 до 93 000.
Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет. В XIX в. Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий и достижений выглядит весьма внушительно.
В области математики прославились прежде всего Николай Иванович Лобачевский и Александр Андреевич Марков. Первый создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей.
В астрономии мировое признание получили труды Василия Яковлевича Струве, который произвел первое определение звездного параллакса (смешения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире.
Русские ученые внесли огромный вклад в развитие физики. Василий Владимирович Петров открыл электрическую дугу. Ученый Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), определяющее направление индукционного тока. Борис Семенович Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с Павлом Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат, действовавший на линии Петербург Царское село.
Прогресс химии также многим обязан русским ученым. Д.М. Менделеев установил Периодический закон химических элементов. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации. В области медицины, Русские врачи первыми начали использовать обезболивающие средства наркоз. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях. Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях. К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов. В области музыки можно выделить двух самых знаменитых людей. Это М.И. Глинка и Г.И. Чайковский.
В первой XIX века русская архитектура и скульптура, особенно монументальная, формируется под знаком классицизма: А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), К.И. Росси (Александрийский театр), Д. Жилярди (Московский университет, И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому), П.К. Клодт (4 кон-ныхгруппы наАничковом мосту). Крупнейшим скульптором второй половины XIX в. был М. М. Антокольский.
Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О.А. Кипренский и С.Ф. Щедрин. Первый известен главным образом как портретист, написавший «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто». Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов и И.И. Шишкин.