Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Биоэтика- новый этап развития теории морали

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

Биоэтика – новый этап развития теории морали (2 часа)

Занятие 1.

  1.  Сущность этических проблем в медицине
  2.  Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль. Религиозные и философские истоки биомедицинской этики.
  3.   Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики. Проблема научного статуса профессиональной этики.

Мораль — древнейший регулятор поведения людей в обществе. Ее существование обусловлено наличием системы общественно признанных ценностей, без которых люди не могут прожить. У каждого человека существует три взаимосвязанных системы моральных ценностей:

  1.  Ценности общества, в котором он живет.
  2.  Ценности социальной группы, к которой он принадлежит;
  3.  Ценности, связанные с его личным жизненным опытом.

 Наиболее устойчиво человек чувствует себя тогда, когда в его сознании и поведении все эти три системы совпадают. В истории же совпадение этих систем необходимо для стабильного развития социума.

Существуют две основные концепции морали по их влиянию на формирование биоэтики.

1-я натуралистическо-прагматическая (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, И. Бентам, Дж. Ст. Милль, З. Фрейд, Ф. Ницше, О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм)

Этот тип определил развитие либерального направления в биоэтике

2-я идеалистически-деонтологическая (Гераклит, Сократ, Платон, И. Кант, И. Фихте, Р. Лотце, В.  Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер, Э. Гуссерль)

Этот тип определил развитие консервативного направления в биоэтике

Теоретические установки натуралистическо-прагматической этики являются основаниями для современного либерального обоснования морально-этической “правомерности” эвтаназии, экономической и демографической целесообразности “прогностического” контроля медицинской генетики за “здоровьем населения”, правомерности уничтожения жизни на эмбриональном уровне, просчитывания “цены” трансплантологического продления и завершения жизни по критериям “смерти мозга” и т.п

Теоретические установки идеалистически-деонтологической этики направлены на установление единства деонтологии (учения о должном) и аксиологии (учения о ценностях)

Когда и почему необходимо обращение к принципам биоэтики? Само появление понятия "биоэтика" свидетельствует об углублении наших знаний о человеке, усложнении его отношений с миром. Это в полной мере касается и медицины. Необходимость обращения к принципам биоэтики становится очевидной для медиков тогда, когда внутри самой медицины отсутствуют объяснительные процедуры для решения возникающих проблем.

Весь комплекс этических проблем связаны с социальными изменениями:

  1.  Произошла смена нравственных парадигм в медицине
  2.  Внедрение в медицинскую практику новейших технологий, открывающих возможность манипулировать жизнью»
  3.  Медикализация культуры - процесс, в течение которого социальное состояние или поведение начинает определяться как медицинская проблема, требующая медицинского разрешения.

Вопрос об  «этическом» в медицине (т.е. ее нравственных основаниях) имеет несколько вариантов решения:

  1.  Первый тип  понимания «этического»  условно можно назвать  «этический имморализм».

Представители этой позиции исходят из идеи необходимости максимальной изоляции профессиональной этики от общей этической теории, ограничения которой «нависают над наукой и специалистами». Они предлагают освободиться не только от общей этической  традиции, но и от абстрактной гиппократовской  формулы «не навреди».

  1.  Профанирование понятий этики.

«Этюды этики больного», «Этика анамнеза», по смысловой нагрузке бессмысленны Нелепое употребление слов становится серьезной преградой на пути к истинному положению дел в области медицины.

  1.  Чрезвычайно распространена в медицинской литературе подмена этики этикетом. Данная традиция исходит от медицинской деонтологии. «Врач должен быть…» и далее следуют рекомендации, опрятности, хороших манер, (в том числе отзывчивости, учтивости, соблюдение субординации). В работах медиков отождествление, смешение и подмена этики этикетом касающиеся весьма распространены.
  2.  Четвертый тип можно отнести к одному из проявлений нравственного  субъективизма, для которого характерно понимание совести как самодостаточного регулятора нравственного  поведения профессионала. Девизом первого конгресса по биоэтики в Киеве (2001 г.), была фраза – «Наука без совести опустошает душу».
  3.  Пятый тип можно назвать «этическим», поскольку  именно он представляет в неискаженном виде собственно этическую позицию.

Она выражается:

- человек не должен быть средством для достижения цели другого человека;

- моральная ценность поступка заключается не в той цели, которая может быть посредством его достигнута, но в той максиме, согласно которой решено было его совершить

- моральная ценность поступка заключается не в результате, который от него ожидается;

- долг есть необходимость совершения поступка из уважения к нравственному закону;

- необходимо моральное соответствие цели и средств человеческого поведения.

2. Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика,

этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль

Этика — это философское учение о морали. Слово «мораль» в переводе с латинского означает «нравственность». Мораль, или нравственность, обычно рассматривают как один из способов регулирования отношений людей в человеческом сообществе

В отличие от правового регулирования, где за соблюдением законов надзирают специальные государственные органы, санкционирующие наказание .за нарушение законодательства, контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Однако заметим, что правила и нормы этикета носят формализованный характер и не вынуждают человека выбирать между добром и злом, правдой и ложью, как этого требуют моральные заповеди. Предписания этикета в основном диктуют требования общечеловеческой культуры, вежливости, обходительности, учтивости, приветливости, но при этом они регламентируют иерархию возрастных, статусных, половых различий людей. В правилах этикета заранее предусматриваются ситуации и даются готовые модели конкретных действий.

Тради́ция - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений

3.Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики. Проблема научного статуса профессиональной этики.

Термин биоэтика предложил американский биолог, онколог- исследователь В. Поттер. В книге «Биоэтика, мост в будущее» (1971) он определил эту науку как науку выживания, как новую дисциплину, как  мост между биологией и этикой, отсюда и термин – биоэтика. В определенном смысле биоэтика – это современная трактовка понятия медицинской профессиональной этики.

Международная ассоциация биоэтиков, созданная в 1991 г., определяет биоэтику как учение о социальных, правовых и этических последствиях новой биомедицинской технологии. Иногда биоэтику относят к «новой культуре», «новому мировоззрению» медицинских работников.

Моральные черты врача часто называют деонтологическими. Термин «деонтология» был предложен английским философом, социологом и юристом И. Бентамом и во врачебной практике означает совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнения своих профессиональных обязанностей. Термин «биоэтика», «медицинская этика», «деонтология» отражает свод моральных правил врача, принципов врача, которых он должен придерживаться в своей работе.

«Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых  медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого-медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему нас миру, заставляя испытывать невольной «благоговение перед Жизнью».




1. Источники инвестирования на предприятии
2. Кабот Cебастьян
3. Тема- Цветы для Госпожи Кисточки
4. Методы оценки бизнеса в условиях слияния и поглощения
5. Методические рекомендации педагогам- Игра как средство патриотического воспитания детей
6. большие цыганские платки 2 шт
7. Занимательная политология
8. Синтез этилового эфира 4-бромбенозойной кислоты
9. Вступление Деятельность любой организации сопровождается расходами различного вида и относительной знач1
10. Проектирование ИС бакалавриат 3 курс Понятие информационной системы
11. схемы Примечание знаком обозначена операция присваивания
12. ТВОРЧІСТЬ ЯК ФУНДАМЕНТАЛЬНА ОСНОВА ДІЯЛЬНОСТІ ЛЮДИНИ XX СТОЛІТТЯ
13. спеціаліст ЗАОЧНА ФОРМА НАВЧАННЯ СОЦІАЛЬНА РОБОТА СОЦІОЛОГІЯ
14. Методы интеграции информатики с другими дисциплинами в школьном курсе
15. связный граф Определение
16. Понятие об эволюции и история эволюционной теории
17. Сибирский филиал А
18. показать на деле участие слова в образовании последовательного ряда систем обнимающих отношение личности.
19. СанктПетербургский научноисследовательский и маркетинговый центр НИМЦ
20. Роль медсестры руководителя в организации лечения и ухода за больными с психическими расстройствами