Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Дружба и
непричастность
в Исламе
(аль-Уаля уаль-бара филь-Ислям)
Шейх
Салих бин Фаузан аль-Фаузан
Предисловие шейха Салиха аль-Фаузана
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем тем, кто последовал по его пути!
А затем:
Поистине, после любви к Аллаху и его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), человек должен любить приближенных Аллаха и испытывать чувство вражды по отношению к Его врагам.
К основам исламского вероучения также относится и то, что каждый мусульманин, исповедующий эту религию, должен испытывать дружеские чувства и любовь по отношению к другим мусульманам и враждовать с врагами этой религии. То есть любить приверженцев чистого единобожия, проявляя к ним дружеские чувства, и ненавидеть приверженцев многобожия и враждовать с ними. Это и есть религия пророка Ибрахима (мир ему) и тех, кто был с ним, с кого нам было велено брать пример, ибо Всевышний Аллах сказал: «Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: “Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Одного Аллаха”» (аль-Мумтахана 60: 4).
И это так же из религии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями себе, ибо они друзья одни другим. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!» (аль-Маида 5: 51).
Это что касается запрета на любовь и дружбу с обладателями Писания (христианами и иудеями). Что же касается запрета на дружбу с неверными в общем, то Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите Моего и вашего врага своими покровителями и помощниками. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (аль-Мумтахана 60: 1).
Более того, Всевышний Аллах запретил верующему любить и дружить с неверными, даже если они относятся к числу самых близких его родственников. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев друзьями, если они полюбили неверие больше веры. А кто из вас берет их в друзья, те несправедливы» (ат-Тауба 9: 23).
Всевышний Аллах также сказал: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (аль-Муджадаля 58: 22).
Многие люди не знают об этой великой основе (дружбе и непричастности в Исламе), и есть даже те, кто приписывает себя к знанию и занимается призывом, однако заявляет при этом, что христиане являются нашими братьями. О как же опасны эти слова!
Подобно тому, как Аллах Всевышний, Свят Он, запретил дружить с неверными, которые являются врагами исламского вероучения, Он вменил в обязанность дружить и любить мусульман. Всевышний Аллах сказал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву, выплачивают закят и преклоняются. Если они считают Аллаха, Его посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь сторонники Аллаха непременно окажутся победителями. О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверных своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими» (аль-Маида 5: 55-57).
Всевышний Аллах также сказал: «Мухаммад посланник Аллаха, а те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (аль-Фатх 48: 29).
Всевышний Аллах также сказал: «Поистине, верующие братья» (аль-Худжурат 49: 10).
Верующие являются братьями по религии, даже если они не состоят в родстве друг с другом, живут в разных странах или даже в разное время, ведь Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господь наш! Ведь Ты Кроткий, Милостивый!» (аль-Хащр 59: 10)
Таким образом, верующие, начиная с первого человека и заканчивая последним из числа мусульман, являются братьями независимо от того, где и когда они жили. Те из них, кто пришел позже, берут пример со своих праведных предшественников (саляфу-ссалих) и просят у Аллаха блага и прощения друг для друга.
Что же касается дружбы и непричастности, то для них характерны внешние проявления, которые указывают на это.
Что относится к внешним проявлениям почитания и любви неверных
Уподобление кому-либо в одежде, словах и во всем прочем указывает на любовь к тому, кому уподобляется человек, поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».
Запретным является уподобление неверным в том, что является их отличительной чертой из обычаев, поклонения, облика и нравов, как бритье бороды, отращивание усов, использование их языка, кроме как при необходимости, ношение такой же одежды, какую носят они, употребление в пищу их блюд и напитков, и т.п.
Само слово “хиджра” (переселение) имеет именно такое значение, и для этой цели является обязательной для мусульманина. Если же мусульманин продолжает жить в стране неверных, то это указывает на его дружеские связи с ними, и поэтому Аллах запретил мусульманам жить среди неверных, если они в состоянии сделать переселение (хиджра). Всевышний Аллах сказал: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: “В каком положении вы находились?” Они скажут: “Мы были слабыми на земле”. Они скажут: “Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?” Их обителью станет Ад. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят пути выхода. Таких Аллах может простить, ведь Аллах Снисходительный, Прощающий!» (ан-Ниса 4: 97-99).
Аллах не примет оправдания тех, кто проживал в странах неверных, кроме тех, кто не был в состоянии сделать хиджру, а также тех, чье пребывание там приносит пользу религии, как например, призыв людей к Аллаху и распространение Ислама среди неверных.
3. Путешествие в страны неверных с целью развлечений
Поездка в страны неверных является запретной, если только это не вызвано необходимостью, как например, лечение, торговля или обучение определенной полезной специальности, которую можно получить только в их странах. Иначе говоря, посещать эти страны можно только если это является необходимым, а когда необходимость спадает, обязательным становится возвращение в мусульманскую страну.
Также условием допустимости подобной поездки является возможность открыто придерживаться своей религии, гордиться Исламом, держаться вдали от мест распространения всего дурного и остерегаться происков и козней врагов мусульман. А также допускается и даже является обязательным совершение поездок в страны неверных с целью призыва людей к Аллаху и распространения Ислама.
Совершение подобных действий противоречит приверженности Исламу и является причиной вероотступничества. Мы прибегаем к помощи Аллаха от этого.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками и друзьями тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: “Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди”. Если с вами случается доброе, это огорчает их, если же вас постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (Али Имран 3: 118-120).
Эти Священные аяты поясняют, что скрыто в душах неверных, какую ненависть они таят по отношению к мусульманам, какие уловки вероломно применяют против них и как хотят любыми средствами причинить им вред и подвергнуть мучениям. При этом они, пользуясь тем, что мусульмане доверяют им, желают нанести им ущерб и одержать над ними победу.
Имам Ахмад передал, что Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я сказал Умару, да будет доволен им Аллах, что у меня есть писарь-христианин”. В ответ он воскликнул: “Что с тобой, да разразит тебя Аллах?! Неужели ты не слышал слов Всевышнего: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан в друзья, ибо они друзья одни другим» (аль-Маида 5: 51). Неужели ты не мог подобрать себе того, кто верует в Одного Аллаха?” Я возразил ему: “О, повелитель правоверных, мне он нужен только как писарь, а его вера остается с ним!” Тогда он сказал: “Не стал бы я оказывать им почет, если Аллах отозвался о них с презрением, и не стал бы возвышать их, если Аллах их унизил, и не стал бы приближать этих людей, если Аллах их удалил!”
Кроме того, имам Ахмад и Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) выступил из Медины по направлению к Бадру, за ним последовал один из многобожников, который присоединился к нему неподалеку от аль-Харры, сказав: “Поистине, я хочу последовать за тобой и добиться успеха вместе с тобой”. Услышав его слова, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Веруешь ли ты в Аллаха и в Его посланника?» Тот ответил: “Нет”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда возвращайся, ибо я не прибегаю к помощи многобожника!»
Данные тексты Корана и Сунны ясно указывают нам на то, что запрещено поручать неверным дела мусульман, занимаясь которыми, они могут узнать об их положении, тайнах и, прибегнув к хитрости, нанести им вред.
Подобное наблюдается в наше время в связи с привлечением неверных в мусульманские страны, в том числе и в два заповедных города (Мекку и Медину). Использование их в качестве рабочих, водителей, служащих и воспитателей в частных домах неизбежно приводит к общению их с домочадцами и с мусульманами в целом.
Речь идет об упоминании рождения пророка Исы (мир ему), что христиане привнесли сами, так как это не имеет отношения к его религии. Использование же этой даты как некой точки отсчета свидетельствует об участии в возрождении их призыва.
Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), пожелавшие установить свое летоисчисление для мусульман, отказались от летоисчисления неверных во время правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах) и стали вести отсчет от времени переселения (хиджры) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медину. Это указывает на необходимость отличия от неверных в этом и в подобных вещах, которые являются их отличительной чертой.
И к Аллаху следует обращаться за помощью.
В одном из толкований слов Всевышнего Аллаха: «И те, которые не посещают ложного» (аль-Фуркъан 25: 72) имамы говорили, что из качеств рабов Милостивого то, что они не посещают праздников неверных.
Всевышний Аллах сказал: «Не взирай на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверных), чтобы подвергнуть их тем самым искушению. Это блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее!» (Та-ха 20: 131).
Однако это не означает, что мусульмане не должны прилагать усилий в том, что может их усилить, обучаясь методам промышленного производства, дозволенным способам ведения хозяйства или военному искусству, напротив, это является необходимым, так как Аллах Всевышний сказал: «И приготовьте против них сколько можете силы» (аль-Анфаль 8: 60).
Все мирские блага в своей основе созданы для мусульман. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?” Скажи: “В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскрешения они будут предназначены исключительно для них”» (аль-Араф 7: 32).
Всевышний Аллах также сказал: «И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него» (аль-Джасия 45: 13).
Всевышний Аллах также сказал: «Он Тот, который сотворил для вас все, что на земле» (аль-Бакъара 2: 29).
Таким образом, кому надлежит пользоваться этими благами и возможностями в первую очередь, так это мусульманам, а не довольствоваться перениманием этого у неверных, и мы должны владеть заводами и современной техникой.
Некоторые мусульмане дают своим сыновьям и дочерям иностранные имена, отказываясь от имен своих отцов и матерей, дедушек и бабушек, иначе говоря, от имен, принятых в их обществе, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшими именами являются имена Абдуллах и Абдур-Рахман».
И в результате изменения имен появилось целое поколение людей, носящих западные имена, что привело к нарушению связей между этим и предыдущими поколениями.
Всевышний Аллах запретил подобное, сказав: «Не следует пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожников, хотя бы они и были их родственниками, после того, как стало ясно для них, что они обитатели Огня» (ат-Тауба 9: 113).
Это запрещено, поскольку подобное подразумевает собой любовь к ним и попытку улучшить их положение.
Что относится к проявлению дружбы и любви к верующим
Переселение (хиджра) это переезд из страны неверных в мусульманскую страну ради сохранения своей религии. С этой целью хиджра является обязательной и останется таковой до тех пор, пока солнце не взойдет с места его заката перед наступлением дня Воскрешения. Что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он отрекся от каждого мусульманина, проживающего среди многобожников. Поэтому проживание мусульманина в стране неверных является запретным, за исключением тех случаев, когда он не может уехать оттуда, или же если он живет там, принося пользу религии, осуществляя призыв людей к Аллаху и способствуя распространению Ислама.
Всевышний Аллах сказал: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: “В каком положении вы находились?” Они скажут: “Мы были слабыми на земле”. Они скажут: “Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?” Их обителью станет Ад. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах Снисходительный, Прощающий!» (ан-Ниса 4: 97-99).
Всевышний Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах Могущественный, Мудрый» (ат-Тауба 9: 71).
Всевышний Аллах также сказал: «Если они (мусульмане) попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете!» (аль-Анфаль 8: 72).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». аль-Бухари 6011, Муслим 2586.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего он переплел между собой пальцы своих рук. аль-Бухари 6026, Муслим 2585.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует из вас никто (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». аль-Бухари 13, Муслим 45.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Один мусульманин брат другому, и поэтому он не должен презирать его, оставлять без помощи и предавать, а если человек станет презирать своего брата в Исламе, это будет означать, что он творит зло. И каждый мусульманин должен помнить о том, что кровь, имущество и честь другого мусульманина являются для него неприкосновенными». аль-Бухари 2442, Муслим 2580.
Он также сказал: «Не следует вам ненавидеть друг друга, враждовать между собой и набивать цену, перебивая друг другу торговые сделки. Будьте же рабами Аллаха и братьями друг другу». Муслим 2563.
Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Пусть одни мужчины не насмехаются над другими, ведь может быть, они лучше их! И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте друг друга и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не каются, являются несправедливыми! О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не выслеживайте друг друга и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего умершего брата? И вы чувствуете к этому отвращение. Так бойтесь же Аллаха! Воистину, Аллах Принимающий покаяния, Милосердный!» (аль-Худжурат 49: 11-12).
В этом состоит отличие от лицемеров, которые остаются с мусульманами в облегчении и благоденствии и покидают их во время трудностей. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах соберет всех лицемеров и неверных в Аду! Тех, которые выжидают, что будет с вами, - если вам будет победа от Аллаха, они скажут: “Разве мы не были с вами?” А если будет удел неверным, они скажут: “Разве мы не старались помочь вам и не защищали вас от верующих?”» (ан-Ниса 4: 141).
В Священном хадисе (аль-Къудсий) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Я сделал для Себя обязательной любовь по отношению к тем, кто посещает друг друга ради Меня”».
В другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как-то раз один человек захотел навестить своего брата, (которого полюбил) ради Аллаха, и Аллах послал ангела, который встал на его пути и спросил: “Куда ты идешь?” Тот ответил: “Я хочу навестить брата своего, (которого я полюбил) ради Аллаха”. Ангел спросил: “Может быть, ты рассчитываешь на то, что он окажет тебе какое-нибудь благодеяние?” Этот человек ответил: “Нет, я просто полюбил его ради Аллаха”. Тогда ангел сказал: “Поистине, я послан Аллахом к тебе, чтобы сообщить, что и Он полюбил тебя подобно тому, как ты полюбил брата своего!”» Муслим 2567.
Это означает, что не следует перебивать им торговлю, предлагать свою цену после того, как она уже назначена, свататься после их сватовства, и вообще препятствовать кому бы то ни было из них в том, в чем тот опередил его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует человеку перебивать торговлю своему брату, а также вмешиваться в его сватовство». аль-Бухари 2140, Муслим 1412.
В другой версии этого хадиса говорится: «и не предлагать свою цену после того, как она уже была оговорена до этого другими». Муслим 1408.
Как сказал об этом пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Не относится к нам тот, кто не почитает старших среди нас и не проявляет милосердия к младшим среди нас».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Разве не благодаря одним только слабым из вас вам оказывается помощь и даруются средства к существованию?» аль-Бухари 2896.
Всевышний Аллах сказал: «Проявляй терпение с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира» (аль-Кахф 18: 28).
Всевышний Аллах сказал: «И проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и женщин» (Мухаммад 47: 19).
Аллах, слава Ему Великому, также сказал: «Те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере!» (аль-Хащр 59: 10).
Примечание
Всевышний Аллах сказал: «Не запрещает вам Аллах оказывать благодеяния и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов, ведь Аллах любит справедливых!» (аль-Мумтахана 60: 8).
Это означает, что если кто-нибудь из неверных отказался от причинения мусульманам вреда, не сражался с ними и не изгонял их из жилищ, то мусульманам следует проявлять справедливость и благочестие по отношению к таким людям в мирских делах. Однако это не означает, что мусульмане должны любить их своими сердцами, так как Всевышний Аллах сказал: «оказывать благодеяния и быть справедливыми», но не сказал «дружить с ними и любить их».
Подобное Аллах Всевышний сказал о неверных родителях: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» (Лукман 31: 15).
Сообщается, что однажды, к одной из совершивших переселение сподвижниц по имени Асма (да будет доволен ею Аллах), приехала мать, которая была неверной. Она желала навестить свою дочь и поддержать с ней теплые отношения. Асма же отказалась общаться с тем, кто не исповедовал Ислам, и отправилась спросить разрешения на это у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Поддерживай родственную связь со своей матерью». аль-Бухари 2620, Муслим 1003.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (аль-Муджадиля 58: 22).
Поддержание родственных связей и соблюдение справедливости в мирских делах одно, а любовь это совсем другое. Поистине, поддержание связей и хороших взаимоотношений может расположить неверного к Исламу, и это является частью исламского призыва. Иное дело любовь и дружба, ибо они могут быть оценены как одобрение того неверия, с которым живет этот неверный, и вызвать его самодовольство, тем самым исключив возможность призыва его к Исламу.
Также запрет на дружбу с неверными не означает запрета на взаимоотношения с ними в сфере дозволенной торговли, импорта их товаров, промышленных изделий и использования их опыта и различных изобретений. Так, например, известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) нанял Ибн Урайкъита аль-Лейси, являвшегося неверным, в качестве проводника, и также известно, что он (мир ему и благословение Аллаха) занимал деньги у некоторых иудеев.
Мусульмане и сейчас импортируют товары и промышленную продукцию неверных, и это относится к разделу торговли. Они не оказывают нам тем самым благодеяние или милость, ведь мы платим им за это деньги. И все это никак не связано с проявлением по отношению к ним любви или дружбы.
Поистине, Аллах вменил мусульманам в обязанность любовь и дружбу по отношению к верующим и обязал их проявлять ненависть и вражду по отношению к неверным. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали им помощь, являются помощниками и друзьями друг другу... А те, которые не уверовали, являются помощниками и друзьями друг другу. Если и вы не будете поступать таким же образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие» (аль-Анфаль 8: 72-73).
Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) относительно слов: «Если и вы не будете поступать таким же образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие», сказал: “Это означает, что если вы не будете отдаляться от многобожников и не будете дружить с верующими, то среди людей произойдет смута, которая будет выражаться в неясности положения и смешении верующих с неверными, и среди людей повсеместно и надолго распространится нечестие”.
Как раз это и наблюдается в наше время. А за помощью следует обращаться к Аллаху.
Категории людей, с которыми следует дружить
и от которых следует отстраняться
Люди, в отношении которых следует проявлять дружбу, и те, к которым следует проявлять непричастность (аль-уаля уаль-бара), делятся на три группы:
Это истинно верующие, к которым относятся пророки, правдивые, павшие на пути Аллаха (шахиды) и праведники. Во главе их всех посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которого каждый мусульманин обязан любить больше, чем он любит самого себя, своих детей, своих родителей и всех остальных людей. За ним следуют его жены матери правоверных, члены его семьи и благородные сподвижники, в частности, четыре праведных халифа, а также остальные шестеро из тех десяти, которым еще при их жизни был обещан Рай. Затем мухаджиры и ансары, участники битвы при Бадре и те, кто принес присягу, угодную Аллаху. А также все остальные сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах. Затем их последователи (табиун), праведные предшественники (ас-саляфу-ссалих) этой общины и ее имамы, как например, четыре имама.
Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господь наш! Ведь Ты Кроткий, Милостивый!» (аль-Хащр 59: 10)
Тот, у кого в сердце есть иман, не испытывает ненависти к сподвижникам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и саляфам этой общины. И поистине, ненавидят их только заблудшие, лицемеры и враги Ислама, как рафидиты и хариджиты. Мы же просим у Аллаха благополучия.
Речь идет об неверных, к числу которых относятся многобожники, лицемеры, вероотступники и безбожники во всем их разнообразии, как сказал Всевышний Аллах: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (аль-Муджадаля 58: 22).
Всевышний Аллах также сказал, порицая сынов Исраиля: «Ты видишь, что многие из них дружат с неверными. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучиться вечно. Если бы они уверовали в Аллаха, пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами!» (аль-Маида 5: 79-80).
Люди, к которым следует проявлять любовь с одной стороны и враждебность с другой это верующие, совершающие грехи. Их любят за веру, которую они в себе хранят, и ненавидят за их грехи, которые меньше неверия и многобожия. Любовь по отношению к ним требует обращений к ним с добрыми советами и выражением порицания. Нельзя замалчивать их грехи, необходимо выражать им осуждение за них, повелевать одобряемое и запрещать порицаемое, наказывать их в соответствии с шариатом и продолжать осуждать их до тех пор, пока они не перестанут грешить и не раскаются в своих дурных поступках.
Однако это не означает, что их необходимо полностью ненавидеть и отречься от них, как это делают хариджиты по отношению к мусульманам, совершающим большие грехи, которые меньше многобожия. Вместе с тем они не заслуживают одних только чувств любви и дружбы, как об этом говорят мурджииты. Отношение к таким людям должно быть средним между тем и этим, как мы уже упоминали об этом. Это и есть мазхаб (путь) ахлю-Сунна уаль-джамаа.
Любовь и ненависть ради Аллаха крепче всего связывает человека с верой, и человек в День Воскрешения окажется с теми, кого он любил, как сказано об этом в хадисе.
Однако сейчас положение изменилось, и люди стали любить и ненавидеть ради денег, они дружат с теми, кто обладает благами этого мира, даже если их обладатели являются врагами Аллаха, Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и религии мусульман.
Если же человек этими благами не располагает, то они враждуют с ним по малейшему поводу, притесняют и презирают его, даже если он является близким к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас говорил: “Тот, кто будет любить ради Аллаха и ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, получит в награду дружбу Аллаха. Однако сейчас люди стали поддерживать братские отношения в основном ради мирских благ, и это не принесет им ничего!” ат-Табари.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Всякому, кто станет враждовать с кем бы то ни было из Моих близких, Я объявляю войну!”» аль-Бухари 6502.
И самыми ярыми врагами Аллаха являются те, кто проявляет вражду к сподвижникам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поносит их и умаляет их достоинства. Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллаха побойтесь в том, что касается моих сподвижников, ибо тот, кто станет обижать их, обидит и меня, обидевший меня, обидит и Аллаха Всевышнего, а тому, кто обидит Аллаха, Он не замедлит отомстить!» ат-Тирмизи и др.
Несмотря на все это, вражда к праведным сподвижникам и их поношение стали религией и вероучением для некоторых заблудших течений!
Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от Его гнева и Его мучительного наказания,
просим Его о прощении и благополучии.
И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада,
членов его семьи и его сподвижников!