Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
программа дисциплины
(Стандарт ОПД)
Екатеринбург
2010
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
____________ С. А. Рогожин
(подпись)
__________
(дата)
Программа дисциплины «История отечественной культуры (конец X конец XIX вв.)» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» № 030401 (020700), бакалавра по направлению «История» № 030400 (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр IV, VI
Общая трудоемкость дисциплины 38 часов, в том числе
лекций 38
семинаров
консультаций
Контрольные мероприятия:
рефераты
контрольные работы
экзамен
Составитель:
СЕМЕНОВ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ
к. и. н., доцент кафедры Истории России
Уральского государственного университета им. А. М. Горького
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией
исторического факультета. Протокол заседания № 5 от 3 декабря 2010 г.
© Уральский государственный университет, 2010
© Семенов О. В., 2010
I. Введение
Цель дисциплины
Изучение процесса становления и развития русской культуры в конце X конце XIX столетий.
Задачи дисциплины
1. Выделить и дать характеристику основным этапам развития отечественной культуры в конце X конце XIX вв.
2. Привить учащимся способность понимать специфический язык русской культуры, видеть ее уникальность, несмотря на наличие схожих черт с культурными процессами, протекавшими на Западе и Востоке.
3. Познакомить студентов с основными памятниками материальной и духовной культуры (литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, музыки), системой образования и воспитания, бытом и нравами наших предков. Попытаться рассмотреть их в контексте важнейших исторических событий.
Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс «История отечественной культуры (конец X конец XIX вв.)» читается одновременно с такой дисциплиной как «История России». Он может послужить серьезным подспорьем в деле изучения не только культурного прошлого, но также социально-политической и экономической жизни нашей страны в эпоху Средневековья и Нового времени.
Требования к уровню освоения содержания курса
В ходе изучения курса студенты должны получить общее представление о культурном наследии наших предков. Без понимания культурных процессов, без знакомства хотя бы с основным перечнем памятников литературы, живописи, архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, системой обучения и воспитания, бытом и нравами полученное ими историческое образование не сможет считаться полноценным.
Методическая новизна курса
Курс «История отечественной культуры (конец X конец XIX вв.)» во многом основан на личных авторских разработках, благодаря которым культура России предстает в качестве единого и непрерывного процесса. Это позволяет освещать многие неизученные или слабоизученные вопросы, отслеживать ход культурной эволюции русских земель на протяжении эпохи Средневековья и Нового времени.
II. Содержание курса
ТЕМЫ КУРСА, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Предмет, цель и задачи курса. Краткая характеристика историографии. Периодизация истории отечественной культуры эпохи Средневековья и Нового времени.
Тема 2. Культура домонгольской Руси
Культура Киевского государства. Источники, направленность и специфические черты русской средневековой культуры. Ее общая интонация и уровень развития в домонгольский период.
Литература XI первой трети XII в.: характерные особенности. Роль языка. Монументальный историзм как господствующий стиль эпохи. Жанры. «Слово о Законе и Благодати» как первый политический трактат. Агиография. «Сказание об убиении Бориса и Глеба». Становление летописания.
Зарождение каменного зодчества. Типология, устройство и символика православных храмов. Десятинная церковь в Киеве и традиции византийской архитектуры Македонского периода. Строительство эпохи Ярослава Мудрого. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Софийский собор в Киеве, особенности его композиции. Крепостные сооружения города: Золотые ворота. Софийский собор Новгорода: своеобразие плана, пропорций, значение для последующего развития новгородского зодчества.
Роль христианства в становлении и развитии русской живописи. Ее национальное своеобразие и стили. Особенности иконописного изображения. Древнейшие иконы Софийского собора в Новгороде «Спас Златая риза», «Св. Георгий». Идейная насыщенность иконографических программ ранних русских икон. Монументальная живопись: фрески и мозаика Десятинной церкви, Софийского собора в Киеве, церкви архангела Михаила Златоверхого монастыря. Искусство книжной миниатюры: Остромирово Евангелие.
Культура эпохи феодальной раздробленности. Оформление новых культурных центров, опора на византийско-киевское наследие.
Развитие литературы. Тоска об утраченном политическом единстве как основной мотив большинства произведений. «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника».
Складывание местных архитектурных школ. Изменение черт храмового зодчества в новых политических реалиях. Южные и юго-западные русские земли (Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове, церковь целителя Пантелеймона в Галиче). Техника белокаменного строительства и ее происхождение. Оформление новой «башнеобразной» композиции как явления чисто национального характера (церкви Чуда архангела Михаила в Смоленске, Параскевы Пятницы в Чернигове). Архитектура Новгорода и Пскова. Киевские и местные традиции, своеобразие архитектурного решения. Никольская церковь на Ярославовом Дворище, Георгиевский собор Юрьева монастыря. Строительство епископа Нифонта: Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Архитектура Ростово(Владимиро)-Суздальской земли, ее княжеский характер и особый поэтический настрой. Сочетание византийско-киевской типологии с романскими мотивами в постройках времени Юрия Долгорукого (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском), Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо (церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире). Актуальность темы покровительства Богородицы. Особенности скульптурного декора фасадов зданий: триумфальные сюжеты из античной мифологии, прославление княжеской власти.
Формирование региональных художественных школ. Монументальная живопись Новгородской земли. Ее связь со столичными и провинциальными течениями комниновского искусства при наличии повышенной суровости, напряженности и аскетизме образов, героической интонации. Фресковые росписи Софийского собора, Никольской церкви на Ярославовом Дворище, Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, церкви Спаса Преображения на Нередице. Монументальная живопись Ростово(Владимиро)-Суздальской земли, ее тяготение к столичному (константинопольскому) искусству, преобладание поэтического стиля. Исключительное значение владимиро-суздальского наследия для становления русской национальной культуры. Фресковые фрагменты Дмитриевского собора во Владимире, собора Рождества Богородицы в Суздале.
Иконопись русских земель. Ориентация на классические образцы: «Устюжское Благовещение», «Св. Георгий» из Георгиевского собора Юрьева монастыря, «Богоматерь Боголюбская», «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые власы», «Ярославская Оранта», «Св. Дмитрий Солунский». Книжная миниатюра: «Мстиславово Евангелие».
Декоративно-прикладное искусство конца X первой трети XIII вв. Содержание понятия. Литургические сосуды. Малый и Большой сионы Софии Новгородской: их функции и символика образа Гроба Господня. Софийские кратиры. «Потир Юрия Долгорукого». Типология и традиция, одухотворенность образов гравированных изображений. Древнейшие оклады русских икон, их символическое и эстетическое значение. Храмовые врата. Памятники русского шитья. Произведения светского назначения: княжеские диадемы, ожерелья, подвески. Славянские и византийские традиции.
Система образования и воспитание в конце X первой трети XIII вв. Высокий уровень грамотности при общей приверженности ветхозаветному воспитательному идеалу.
Развитие фольклора: оформление его важнейших жанров, в первую очередь, былинного эпоса. Музыка, использование заимствованной из Византии системы знаменной нотации. Быт и нравы.
Тема 3. Русская культура второй трети XIIIXV вв.
Общая характеристика развития отечественной культуры. Упадок в период монгольского нашествия и в первые десятилетия после установления ордынской зависимости. Процесс постепенного восстановления с конца XIII в. Общий подъем культуры, в связи с успехами политической централизации и укреплением экономики. Эпоха Предвозрождения: хронологические рамки, предпосылки и черты. Ситуация духовного одиночества, в которой оказались русские земли после падения Византии в 1453 г., ее последствия.
Литература второй трети XIII первой половины XIV в.: замедление темпов развития, обращение к наследию домонгольского времени. Популярность трагической тематики. Упадок летописания. Воинская повесть как ведущий жанр литературы. «Слово о погибели Русской земли». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Агиография: «Житие Александра Невского», его особенности.
Литература второй половины XIVXV вв.: общий подъем. Роль внутри- и внешнеполитических факторов. Феномен «второго южнославянского влияния». Возрождение летописания. Развитие основных литературных жанров (воинская повесть, жития, хождения). Идея национальной независимости и возвышения Москвы в памятниках Куликовского цикла: «Задонщина». Утверждение риторико-панегирического (эмоционально-экспрессивного) стиля в литературе. Творчество Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Постепенное изменение жанровых канонов русской литературной системы в середине второй половине XV в.: «Сказание о путешествии Иоанна Новгородского в Иерусалим», «Повесть о Дракуле».
Публицистика второй половины XV в., причины ее возникновения. Иосифляне и нестяжатели: различия в понимании христианского идеала.
Русское религиозное вольнодумство XIVXV вв. Стригольники и жидовствующие.
Значительное усиление национальных особенностей и ослабление византийского влияния в русском искусстве в первые десятилетия ордынского ига. Возрождение каменного строительства с 80-х гг. XIII в. Новгородская архитектура конца XIIIXV вв.: домонгольское наследие и новые черты. Церковь Св. Николы на Липне. Первая половина середина XIV в. как время разнообразия и экспериментов в новгородском храмовом зодчестве: церкви Св. Николы Белого, Успения Богоматери на Волотовом поле. Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. высшая точка эволюции новгородского зодчества. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, особенности ее фасадного декора и интерьера. Упрощение новгородской архитектуры в XV в. Распространение миниатюрных храмов с восьмискатным покрытием: церковь Симеона Богоприимца в Зверине монастыре.
Московская архитектура XIVXV вв. Первые каменные постройки, ориентация на домонгольские (владимиро-суздальские) образцы. Белокаменные стены Московского кремля. Церковь Рождества Богородицы в Московском кремле. Ее конструктивное и плановое решение, определенный разрыв с домонгольской традицией. Строительство Юрия Звенигородско-Галицкого: Успенский собор на Городке в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Конструктивные новшества, динамичный характер архитектурного образа, вертикализм пропорций, особенности декора. Собор Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря в Москве. Строительство Московского кремля при Иване III и в первые годы правления Василия III как отражение изменяющихся внешне- и внутриполитических условий. Деятельность итальянских мастеров. Кремлевские Успенский и Архангельский соборы. Определенный разрыв с крестово-купольной типологией, внесение в отечественную архитектуру классических (античных) традиций и духа рационализма. Грановитая палата. Колокольня Ивана Великого как один из первых образчиков башнеобразных (столпообразных) колоколен в русских землях. Постройки отечественных мастеров в Московском кремле: Благовещенский собор. Его дворцовый характер.
Резкое усиление национальных черт в русской живописи XIII в., формирование героического, монументального образа. Преобладание иконописи и книжной миниатюры в изобразительном искусстве первых послемонгольских десятилетий: иконы «Богоматерь Печерская», «Святитель Николай», «Богоматерь Толгская Первая», миниатюры «Симоновского Евангелия».
Русская живопись первой половины XIV в. Восстановление связей с Византией. Интерпретация палеологовского искусства и роль местных традиций. Развитие региональных художественных школ. Ростовская школа живописи: икона «Спас Нерукотворный» из Введенской церкви Ростова, миниатюры «Федоровского Евангелия». Новгородская школа живописи: икона «Чудо Георгия о змие», миниатюры «Хлудовского Евангелия». Московская школа живописи как ведущая в рамках всех северо-восточных русских земель. Ее черты и особенности. Икона «Троица Ветхозаветная», миниатюры «Сийского Евангелия».
Живопись второй половины XIV в. Идеи исихазма, их глубокое восприятие в русских землях. Новгородская станковая и монументальная живопись: преобладание экспрессивного стиля. Волотовские фрески. Творчество Феофана Грека. Росписи церкви Спаса на Ковалеве как образец поэтического стиля на новгородской почве. Икона «Борис и Глеб». Московская школа живописи: господство поэтического стиля и классических форм. Деисусный чин Благовещенского собора. Вопрос о его авторстве и происхождении. Двусторонняя икона «Богоматерь Донская».
Московское изобразительное искусство первой половины XV в. как интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени. Тематика нравственного совершенствования и райского блаженства, внутренние умиротворенность и гармония. Творчество Андрея Рублева и его круга. Книжная миниатюра: «Евангелие Хитрово».
Московская школа живописи середины второй половины XV в. Преемственность художественной эволюции и новые качества в условиях падения Византии. Дионисий и его сыновья.
Местные школы живописи XV в. Постепенная утрата региональных черт и общая тенденция подчинения московской линии. Живопись Новгорода: преобладание экспрессивного стиля, тема духовного подвига, триумфа святых мучеников. Своеобразие иконографических решений и изводов. Иконы «Илья Пророк», «Осада Новгорода суздальцами». Ростовская школа живописи: икона «Богоматерь Игоревская с избранными святыми».
Декоративно-прикладное искусство второй половины XIIIXV вв.: утонченность форм, усложнение символической интерпретации, повышенная эмоциональность. Ковчег-мощевик Дионисия Суздальского, его историческое и художественное значение. Храмовые врата. Использование техники золотой наводки. Искусство церковного шитья. Пластика и резьба.
Система образования и воспитание в XIVXV вв. Падение общего уровня грамотности по сравнению с домонгольским временем. Распространение естественно-научных знаний.
Быт и нравы.
Тема 4. Русская культура XVI в.
Завершение процесса оформления общерусской культуры. Нарастание догматизма, стандартизации, пропаганда государственного начала, тенденции к духовному изоляционизму и национальной исключительности. Подавление свободомыслия. Кризисные явления в русской культуре второй половины XVI столетия.
Развитие литературы. Идеализирующий биографизм («второе издание» монументализма) как господствующий стиль, его черты. «Золотой век» публицистики. «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, «Сказание о князьях Владимирских», произведения старца Филофея, их роль и значение в формировании официальной идеологии. Взгляды Ф. Карпова и Ермолая-Еразма. Творчество И. Пересветова. Полемика между А. Курбским и Иваном Грозным. Распространение обобщающих по своему характеру произведений, попытка установления мелочной регламентации над всеми сторонами жизни общества. «Стоглав». «Великие Четьи-Минеи» (агиография). «Домострой». «Степенная книга» (исторические произведения). Официальное летописание. Книгописные центры.
Завершение процесса оформления общерусской школы живописи. Окончательная утрата эллинистического наследия. Снижение роли художественного образа как посредника в молитвенном общении с первообразом, рост повествовательного начала. Одновременно усиление роли народных традиций. Разнообразие и изобретательность художественных решений. Изменение колорита, образной характеристики произведений.
Живопись первых десятилетий XVI в.: иконы «Владимир, Борис и Глеб с житийными клеймами», «Св. Георгий» из г. Дмитрова, «Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия Соловецких», «Премудрость созда себе дом». Появление первых парсун: «Великий князь Василий III инок Варлаам и св. Василий в молении».
Живопись середины второй половины XVI в. Создание сложных иконных композиций на богословские темы. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора, ее символика и художественные особенности. Иконы «Благословенно воинство Небесного Царя» и «Достойно есть». Нарастание драматизма в живописи конца 50-х 70-х гг. XVI в.: «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Миниатюры Лицевого летописного свода.
Изобразительное искусство конца XVI в.: кризисные черты. «Строгановская» школа живописи.
Архитектура XVI в. Завершение процесса складывания общерусской архитектурной школы. Разнообразие типологии построек. Шатровое зодчество: происхождение и особенности. Церковь Вознесения в Коломенском. Ее объемно-пространственное решение, интерьер. Георгиевская церковь в Коломенском: сочетание национальной и итальянской традиций. Покровский собор на рву: мемориальный характер сооружения, объединение шатровых и столпообразных построек. Бесстолпные храмы с крещатыми сводами: церкви мученика Трифона в Напрудном, Рождества Христова в Юркино. «Годуновское» зодчество конца XVI столетия.
Декоративно-прикладное искусство XVI в. Усиление повествовательного начала. Значение традиций народного творчества. Храмовые врата. Церковное шитье. Литургические сосуды. Оклады икон и богослужебных книг. Искусство деревянной скульптуры.
Система образования и воспитание в XVI в. Мероприятия правительства, направленные на распространение грамотности среди населения. Начало книгопечатания и монополизация печатного дела государством и церковью.
Быт и нравы.
Тема 5. Русская культура XVII в.
Общая характеристика развития культуры в последний век Московского царства. Усиление западного влияния, проникновение светских элементов. Феномен «обмирщения» и неправомерность его использования, применительно к указанному времени. Обострение религиозных настроений в обществе. Значение традиции.
Три направления в общественно-политической мысли XVII в.: «западники» (Ф. Ртищев, С. Полоцкий, С. Медведев и др.), «почвенники» (И. Неронов, С. Вонифатьев, протопоп Аввакум и др.), «грекофилы» (патриарх Никон и его сподвижники).
Новые черты в литературе. Утрата стилем идеализирующего биографизма своего значения. Усиление авторского начала и занимательности, окончательное «открытие» человеческого характера, признание ценности человека, независимо от его положения в обществе. Публицистика первых десятилетий XVII в. как ведущий литературный жанр, обращение к событиям Смутного времени. «Временник» И. Тимофеева. «Сказание» А. Палицына. «Повесть» И. Катырева-Ростовского. Публицистика второй половины XVII в., ее основные темы утверждение в стране самодержавных форм правления и церковный Раскол. «О России в царствование Алексея Михайловича» Г. Котошихина. Идея славянского всеединства во взглядах Ю. Крижанича. Творчество «огнеопального» протопопа Аввакума.
Бытовая реалистическая повесть как еще один шаг на пути к оформлению светской литературы, ее особенности. «Повесть о Горе-Злосчастии».
Возникновение демократической сатиры. Постепенный отход от традиционных представлений о смехе. «Повесть о Шемякином суде». «Калязинская челобитная». «Служба кабаку».
Первые опыты книжного стихотворчества. И. Хворостинин. Вирши С. Полоцкого, окончательное утверждение на русской почве силлабической системы стихосложения. Проникновение в литературу стиля барокко. С. Медведев.
Широкая популярность переводных рыцарских романов.
Зарождение национального театра. Драматургия.
Архитектура первой трети XVII в. Ориентация на образцы досмутного времени. Некоторое огрубение и упрощение форм. Разнообразие типологии построек. Храмы Покрова Богородицы в Рубцово и в Медведково.
Архитектура 1640-х 1670-х гг. Тяга к «узорочью», религиозный подтекст этого явления. Церкви Рождества Богородицы в Путинках, Ильи Пророка в Ярославле. Строительство патриарха Никона. Вознесенский собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, его особенности.
Архитектура конца XVII в. «Нарышкинское барокко» как органичное соединение национальной традиции с элементами западноевропейского зодчества. Его основные черты. Церковь Покрова в Филях.
Живопись первой половины XVII в. Ее необычайная разноплановость. Продолжение традиций предшествующего времени при дальнейшем композиционном усложнении, нарастание повествовательности и орнаментальности, усиление реалистических мотивов. Мажорность и красочность художественного образа как отражение благодати Небесного мира. Работы мастеров «строгановской» школы. Фрески Успенских соборов Кирилло-Белозерского и Княгинина монастырей.
Живопись второй половины XVII столетия. Иконописцы Оружейной палаты. Творчество С. Ушакова и его последователей. Использование отдельных приемов европейской живописи, их противоречие сути иконного образа.
Дальнейшее развитие парсунного письма.
Декоративно-прикладное искусство XVII в. Усиление повествовательного начала. Повышенная роль традиций народного творчества. Храмовые врата. Церковное шитье. Литургические сосуды. Оклады богослужебных книг. Постепенное изменение отношения к округлой скульптуре.
Церковный раскол середины XVII в.: причины, ход, последствия.
Система образования и воспитание в XVII в. Начало поворота в сторону европейской образованности. Педагогическая деятельность С. Полоцкого. Основание Славяно-греко-латинской академии. Книгоиздание (Московский печатный двор, «Верхняя типография» С. Полоцкого). Библиотечное дело.
Накопление практических знаний. Вклад России в мировую географическую науку (в первую очередь, в связи с освоением Сибири землепроходцами И. Ребровым, М. Перфильевым, М. Стадухиным, В. Поярковым, С. Дежневым, Е. Хабаровым).
Быт и нравы.
Тема 6. Отечественная культура XVIII в.
Петровская эпоха как переломный этап в культурном развитии страны. Соотношение между национальными традициями и иноземными заимствованиями. Победа светского направления. Проблема социокультурного раскола, его последствия.
Общественно-политическая мысль первой половины XVIII в.: отказ от средневековой идеологии, наивный рационализм, утилитарное просветительство. Поддержка петровских начинаний и отношение к старине в трудах И. Посошкова и Ф. Прокоповича.
Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в. Русское просветительство, его основные идеи. Теория «просвещенного абсолютизма». Формирование антикрепостнической идеологии. Либеральное (Н. И. Новиков), консервативное (М. М. Щербатов) и радикальное (А. Н. Радищев) направления.
Литература первой половины XVIII в. Развитие тенденций предшествующего времени и новые черты. Утверждение классицизма. Реформа стихосложения 1730-х гг. Творчество М. В. Ломоносова. А. Д. Кантемир основоположник сатирического направления в русской литературе.
Литература второй половины XVIII в. «Открытие» человеческой личности в поэзии Г. Р. Державина. Элементы сентиментализма в произведениях М. М. Хераскова. Черты стиля. Творчество Н. М. Карамзина.
Театральное искусство. Драматургия (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин).
Отечественная периодика. «Ведомости» первая печатная газета в России. Расцвет журналистики во второй половине XVIII в. («Живописец», «Трутень», «Пустомеля» и т. д.). Журнальная полемика.
Оформление светского искусства. Архитектура первой четверти XVIII в. Барокко как господствующий стиль. Его черты и особенности на русской почве. «Петровское барокко». Строительство в Петербурге и его окрестностях. Петропавловский собор. Здание 12-ти коллегий. Летний дворец Петра I в Летнем саду. Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове. Дворец Монплезир в Петергофе.
Архитектура второй четверти середины XVIII в. Расцвет стиля барокко («русское барокко»). Творчество Растрелли-сына (Зимний дворец, перестройка Большого дворца в Петергофе). Постройки М. Г. Земцова (церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы).
Архитектура второй половины XVIII в.: выход на общеевропейский уровень. Господство классицизма. Существование других стилей. Петербургская и московская архитектурные школы, характерные черты. Творчество А. Ринальди (дворец Петра III в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге), Ю. М. Фельтена (ограда Летнего сада, Чесменская церковь), В. И. Баженова (дом Пашкова в Москве), М. Ф. Казакова (здание Сената в Московском кремле, Голицынская больница), И. Е. Старова (Таврический дворец). Представители «зрелого» классицизма: Ч. Камерон (Большой Павловский дворец), Д. Кваренги (здание Академии наук в Петербурге). Эксперименты Н. А. Львова (Невские ворота Петропавловской крепости, Приоратский дворец, «Кулич и Пасха»).
Искусство ваяния в первой половине XVIII в. Барокко как ведущий стиль. Расцвет жанра скульптурного портрета. Работы Растрелли-отца, их художественная значимость и наполнение.
Расцвет искусства скульптуры во второй половине XVIII в. Классицизм. Творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса. «Медный всадник» Э. Фальконе.
Возникновение светской живописи. Портрет как ведущий жанр изобразительного искусства первой четверти XVIII в. Деятельность И. Никитина и А. Матвеева.
Живопись второй четверти середины XVIII в.: И. Я. Вишняков, А. П. Антропов.
Расцвет русской живописи во второй половине XVIII в. Окончательное складывание национальной художественной школы. Классицизм как ведущий стиль эпохи. Жанр исторической живописи: А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов. Жанр портрета: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Жанр городского пейзажа: Ф. Я. Алексеев.
Музыка. Начало формирования в последней трети XVIII в. национальной композиторской школы. Опера как ведущий жанр (Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский и др.).
Просвещение. Этапы становления и развития светской школы. Утилитарный характер системы образования петровского времени. Подготовка специалистов через сеть школ (цифирные, горнозаводские и т. д.). Создание собственных учебников («Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого и т. д.). Направление дворян для обучения за границу. Усиление сословного характера образования со второй четверти XVIII в. Московский университет как первое высшее светское учебное заведение (1755 г.). Оформление системы воспитательно-образовательных учреждений закрытого характера в эпоху Екатерины II (Смольный институт и т. д.). Школьная реформа 1782 1786 гг.: ее задачи и результаты. Книгоиздательство и библиотечное дело. Дискуссия по вопросу о времени зарождения науки в России. Учреждение Академии наук в 1724 г. Географические открытия (Первая и Вторая Камчатские экспедиции, академические экспедиции 1768 1774 гг.). Развитие исторических знаний (В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов и др.). Основание Российской академии в 1783 г. Небывалый взлет технической мысли (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин и др.). Музейное дело.
Тема 7. Отечественная культура XIX в.
Общественно-политическая мысль первой половины XIX в. Всплеск национального самосознания в результате Отечественной войны 1812 г. Декабризм и причины его поражения. Охранительный политический курс: «Теория официальной народности». Спор «западников» и «славянофилов».
Общественно-политическая мысль второй половины XIX в. Консерватизм (К. П. Победоносцев). Окончательное размежевание между либеральным и радикально-демократическим направлениями. Причины слабости российского либерализма. Эволюция славянофильства в пореформенные годы. Революционное народничество: сущность, основные вехи развития. Переход радикалов от пропаганды к практике террора. Расширение поиска социалистической перспективы в последних десятилетиях XIX в. Две социалистические идеологии: народничество и марксизм: проблема их взаимоотношений.
Архитектура первой трети XIX в. Русский ампир. Творчество А. Н. Воронихина (Казанский собор в Петербурге). Постройки К. И. Росси (здание Главного штаба и др.).
Архитектура 1830-х 50-х гг. Кризис классицизма. Эклектика. О. Монферран (Александровская колонна на Дворцовой площади, Исаакиевский собор). «Псевдорусский стиль» К. А. Тона (храм Христа Спасителя в Москве).
Архитектура второй половины XIX в. Господство эклектики. Черты определенного упадка и регрессии в развитии национального зодчества.
Искусство скульптуры первой половины XIX в. Поздний классицизм как ведущее стилистическое направление. Мастера монументально-декоративной скульптуры: Б. И. Орловский, П. И. Клодт.
Скульптура второй половины XIX в. Утверждение реализма. Преобладание станковой скульптуры. М. М. Антокольский.
Живопись первой половины XIX в. Разнообразие стилистических направлений: поздний классицизм, сентиментализм, романтизм. Реалистические тенденции. Развитие жанров исторической живописи (К. П. Брюллов, А. А. Иванов), портрета (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин), пейзажа (И. К. Айвазовский). Бытовой жанр (А. Г. Венецианов).
Живопись второй половины XIX в. Критический реализм. В. Г. Перов. Передвижники: И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков и др.
Поэзия как ведущий жанр литературы первой половины XIX в. Развитие сентиментализма и романтизма. Творчество В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева. Нарастание реалистических черт. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь. Позднеромантическая традиция в творчестве Ф. И. Тютчева.
Господство реализма в литературе второй половины XIX в. Произведения Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и др. Их идейная насыщенность.
Развитие театра. Принципы организации. Известные актеры и драматурги.
Музыка. Всемирная известность русских композиторов. Обращение к национальным традициям. М. И. Глинка. Деятельность «Могучей кучки». Выдающиеся произведения П. И. Чайковского.
Развитие системы просвещения. Совершенствование профессионально-технического образования. Общий уровень грамотности. Книгоиздательское и журнально-газетное дело. Распространение научных знаний. Достижения в области истории, химии, физики, математики, техники и т. д. Географические открытия.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Общая характеристика русской средневековой культуры.
2. Литература эпохи Киевской Руси.
3. Литература периода феодальной раздробленности.
4. Система образования и воспитание в XIXVII вв.
5. Архитектура Киевской Руси.
6. Архитектура эпохи феодальной раздробленности: южно- и западнорусские земли.
7. Архитектура эпохи феодальной раздробленности: Новгородская земля.
8. Архитектура эпохи феодальной раздробленности: Ростово(Владимиро)-Суздальское княжество.
9. Живопись Киевской Руси (станковая, монументальная, книжная миниатюра).
10. Монументальная живопись периода феодальной раздробленности.
11. Иконопись и книжная миниатюра периода феодальной раздробленности.
12. Литература второй трети XIII первой половины XIV в.
13. Литература второй половины XIV конца XV в.
14. Новгородская архитектура конца XIIIXV вв.
15. Московская архитектура XIVXV вв.
16. Русская живопись середины второй половины XIII в.
17. Отечественная живопись первой половины XIV в.
18. Русская живопись второй половины XIV в.
19. Живопись XV начала XVI в.
20. Литература XVI в.
21. Живопись XVI в.
22. Архитектура XVI в.
23. Литература XVII в.: публицистика.
24. Литература XVII в.: бытовая реалистическая повесть, демократическая сатира, стихотворчество.
25. Архитектура XVII в.
26. Живопись XVII в.
27. Общая характеристика отечественной культуры первой четверти XVIII в.
28. Общественно-политическая мысль в XVIII в.
29. Система образования, воспитание и наука в XVIII в.
30. Архитектура XVIII в.: барокко.
31. Архитектура XVIII в.: классицизм.
32. Скульптура в XVIII в.
33. Живопись XVIII в.
34. Литература XVIII в.
35. Общественно-политическая мысль в XIX в.
36. Система образования, воспитание и наука в XIX в.
37. Литература XIX в.
38. Архитектура XIX в.
39. Скульптура XIX в.
40. Живопись XIX в.
41. Музыка XVIIIXIX вв.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Основная
История и культура Отечества. М., 2007.
Бузин В.С. Этнография русских. СПб., 2009.
Рапацкая Л.А. История художественной культуры России от древнейших времен до конца XX века. М., 2008
Российская повседневность: от истоков до середины XIX века. М., 2009.
Культурология. М., 2008
Дополнительная
Алпатов М. Русская историческая мысль и Западная Европа XIIXVII вв. М., 1979.
Алпатов М. Древнерусская иконопись. М., 1974.
Асеев Б. Русский драматический театр XVIIXVIII вв. М., 1958.
Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси, XI XIV вв. М., 1960.
Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947.
Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII столетия. М., 2008.
Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII в. М., 1978.
Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958.
История русской литературы: в 4-х т. Л., 1980 1983. Т. 1 4.
Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси (XIV начало XVI в.). М.; Л., 1955.
Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X начала XII в. М., 1987.
Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII в. М., 1962.
Культура Древней Руси. Л., 1967.
Культура и искусство петровского времени. Л., 1977.
Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.
Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973.
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.). СПб., 1994.
Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV начала XVI в. М.; Л., 1960.
Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974.
Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IXXVII вв. М., 1984.
Очерки культуры славян. М., 1996.
Панченко А. М. Русская культура кануна петровских реформ. Л., 1984.
Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973.
Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV: Работы в Московском кремле 40-х 70-х гг. XVI в. М., 1972.
Приселков М. Д. История русского летописания XIXV вв. СПб., 1996.
Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.
Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М., 1984.
Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство XXIII вв. Л., 1971.
Рыбаков Б. А. Стригольники (русские гуманисты XIV столетия). М., 1993.
Рязанцев И. В. Скульптура в России. XVIII начало XIX в. М., 2003.
Сарабьянов В. Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюции русской средневековой концепции (XVXVI вв.). М., 1998.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 13.
Слуховский М. И. Библиотечное дело в России до XVIII в.: Из истории книжного просвещения. М., 1968.
Тихомиров М. Н. Русская культура XXVIII вв. М., 1968.
Белкин А. А. Русские скоморохи. М., 1975.
Буганов В. И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991.
Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984.
Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. М., 1964.
Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.
Воронин Н. Н. Древнерусское искусство. М., 1962.
Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. М., 1989.
Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.
Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988.
Жуков Д. А., Пушкарев Л. Н. Русские писатели XVII в. М., 1972.
Истоки русской беллетристики. Л., 1970.
Карев А. А. Классицизм в русской живописи. М., 2003.
Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М., 1977.
Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV первой половине XVI в. М., 1960.
Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
Косточкин В. В. Крепостное зодчество Древней Руси. М., 1969.
Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIIIXIX вв. М., 1987.
Кузаков В. К. Очерки развития естественно-научных и технических представлений на Руси в X XVII вв. М., 1976.
Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999.
Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1962.
Лихачев Д. С. Человек в Литературе Древней Руси. М., 1970.
Лихачев Д. С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971.
Музыкальная эстетика России XIXVIII вв. М., 1973.
Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965.
Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII начала XVIII в. М., 1989.
Райнов Т. И. Наука в России XIXVII веков: Очерки по истории донаучных и естественно-научных воззрений на природу. М.; Л., 1940.
Розов Н. Н. Книга в Древней Руси XIXIV вв. М., 1977.
Розов Н. Н. Книга в России в XV в. М., 1981.
Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М., 2007.
PAGE 11