У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

I Введение

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

План:

I. Введение……………………………………………………………..2-3стр.

II. Формирование философских взглядов и история Сократа……...4-7стр.

III. Добродетель Сократа………………………………………………8-8стр.

IV. Самопознания в понимании Сократа……………………………..10 стр.

V. Концепция знания и познания………………………………………11стр.

VI. Бытие в философии Сократа…………………………………....12-13стр.

VII. Политико-правовые взгляды Сократа…………………………14-15стр.

VIII. Философский метод Сократа………………………………….16-17стр.

IX. Заключение…………………………………………………….....18-19стр.

X. Список использованной литературы………………………….…….20стр.

Введение

«О лучший из мужей, гражданин города Афины – величайшего из городов и более всех прославленного за мудрость и силу. Не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтоб у тебя их было больше всего, а о славе и о почестях, о разумности, истине и о душе своей - чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь.»

Апология Сократа.

Сократ – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

До Сократа жизнь Афинян была наполнена нравственностью, они жили на основах обычаев и обстоятельств. Сократ же открыл Афинам – мораль. «Высшая мудрость — различать добро и зло» говорил Сократ, утверждая, что добро существует как таковое. Именно он поставил знак равенства между человеком, его добродетелью и знанием. О Сократе можно говорить вечно, ведь личность этого человека, мудреца, философа настолько завораживает и интригует, что создается ощущение полного погружения в мир Сократа, в его жизнь. Истинность мышления, сила духа, острота суждений, добродушие, трезвость ума – пример лишь нескольких качеств из сотен качеств моего героя. Одним же из важнейших или даже наиболее удивительных и редких качеств в Сократе было то, что его философия была его жизнью (именно жизнью, а не частью его жизни.). «Сократ – это, может быть, самая волнующая, самая беспокойная личность из всей истории античной философии.»2

Цель написание данного реферата является изучение жизни великого мудреца, описание истории его жизни, рассмотрение основных философских взглядов Сократа, его философского метода (майевтики - целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины).А также личное понимание и осмысление жизни и философии этого необыкновенного человека.

В реферате будут затронуты религиозные взгляды Сократа, понятие о добродетели, рассматриваются понятие самопознание в понимании философа, а также вопрос бытия в его философии. Приведены концепции знания и познания, политические и правовые взгляды Сократа.                    Также будут выяснены и разобраны основные части  «Сократовского метода» такие как диалектика, ирония и майевтика.

Философские темы Сократа затрагивали проблемы его времени, актуальные и по сегодняшний день. Такие темы как: любовь, вера, счастье, честность, добро, зло и т.д.

Обращение к Сократу во все времена рассматривалось, как попытка понять себя и свое время.

 «Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам»3

Формирование философских взглядов и история Сократа.

Сократ – великий мудрец античности, основатель своей собственной школы, по своей натуре он был скептиком, но не заставлял и не вынуждал других принимать его точку зрения. Он особым способ, задавал вопросы, заставляя каждого человека «вытащить из себя», выразить свою собственную философию. Центром внимания Сократа был человек, его представления и понятия о себе самом и о своем я. «Познай самого себя» перефразированная цитата, принадлежащая Сократу, но сказанная впервые дельфийским оракулом, которой Сократ предавал свой собственный смысл свое трактование. Познать себя означало не узнать информацию об устройстве своего тела или даже о своей психологии. Это значило узнать то что ты есть единственная точка на земле, именно ты и твоё я, которое может от своего имени, через себя  что либо делать и делать добро. Когда ты делаешь добро ты сам за него отвечаешь, а значит это делаешь ты, вот это и значило осознать самого себя.

Хотелось бы сказать несколько слов о времени, в котором жил Сократ. В то время Афины переполнены грабительскими войнами, демократия постепенно стала вырождаться. В самой гуще народа Сократ вел беседы о проблемах своего народа о проблемах своего времени, и с виду простыми вопросами ставил в тупик демагогического режима, тем самым нажив себе не мало врагов. Аристократы считали его простолюдином, который слишком много себе позволял, демократы боялись его разоблачения. Не трудно представить сколько ненависти испытывал какой либо аристократ, которого Сократ не навязчивыми вопросами публично приводил к тому чего он не знает, и вполне естественен тот факт что после такого высокопочитаемый афинян считал себя униженным. Так или иначе Сократ имел большую популярность среди жителей. Его бесконечные споры до поры до времени терпели, в какой то период времени даже прекращали (Время правления 30-ти тиранов). Но в 399 г. до н.э. власти судили философа и вынесли вопиющий судебный приговор – первый в Афинах смертельный приговор за отвлеченные идейные разногласия.

Сократу принадлежит выдающиеся место в истории моральной философии а также этики, логики, диалектики, в политических и правовых учениях. Сам философ письменных источников после себя не оставил, считая что записи ослабляют память. О жизни и деятельности Сократа можно узнать лишь из произведений его учеников и современников, а также различных писателей, поэтов, комедиантов. В первую очередь это рукописи Платона и Ксенофонта, которые в некоторых смыслах имели различие, в череду разности окружавших событий Сократа и его учеников. Так  о разных отношениях в к врагу трактуют нам Ксенофонт и Платон, в результате того что первый пишет о врагах на войне, а второй дает понятия «враг» в мирное время.

В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.4 Сократовские беседы являются поучительным примером того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Связанный с именем Сократа переход от натурфилософии к моральной философии произошел не сразу. Дело в том что изначально молодой Сократ был страстно охвачен интересом к познанию природы и исследованию земных и небесных явлений.

Сократ действительно являлся тем мыслителем, который в беспорядочной путанице софистики смог отделить истинное от не истинного, как свет от темноты. Основа от которой исходит у него с софистами общая. Но Сократ смог доказать то что он, как и любой человек на земле способен мыслить, и достигать истинности мышления, доставать эту истину из своего нутра, потому как был уверен что вся истинна была заложена в нем при возникновении. В отличии от своих соратников софистов, которые считали что истинно мыслить могут лишь существа свыше. Идеология софистов основывалась на законах преуспевания в обществе, в то время как Сократ настаивает на познании самого себя.

По мнению Сократа, софисты, вместо того чтобы учить своих учеников действительному знанию вещей, лишь потешаются над людьми. Они, например, в разговоре употребляли какое-нибудь слово то в одном, то в другом смысле, запутывали таким образом человека, ставили его в глупое положение и находили в этом для себя забаву.

Сомнение – «я знаю то, что ничего не знаю», – должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию – «познай самого себя». Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.5

Сократ видел, что человек наполнен знаниями изнутри. Отсюда и его знаменитое « Познай самого себя». Сократ говорил: «глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь.»

Закон которому подчиняется человек, отличается от законов природы, этот закон снимает ограниченность с человека, наделяя его мыслями, поступками, свободой. "Сам Бог обязал человека жить, занимаясь философией". Философия - вот истинный путь к Богу.6

Сократ не оставил сочинений, он не брал денег со своих учеников, не заботился о семье. Своей главной задачей он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. Как говорил Сократ выступая на суде: «В самом деле, если вы меня убьете, вам нелегко будет найти еще такого человека который… смешно сказать – Приставлен к городу как овод к лошади. Большой и благородной но обленившейся от тучности и нуждающейся в том чтобы ее подгоняли.»

Главная задача мудрости в том чтобы различать добро и зло. «Высшая мудрость — различать добро и зло» - говорил Сократ. Так и мы не безгрешные люди, должны говорить об умении различать пороки, так как без этого невозможно отличить добродетельного человека от злодея.

Добродетель Сократа.

Сократ ставил вопросы о нравственных добродетелях и о моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа – это философия морали, этика.

Добродетель как говорит Сократ – это божественный разум. Обычно люди говорят что знают, но их мнения зачастую мало чем различаются от так называемого незнания. Но Сократ считал что есть, истинные мнения, которые находятся где то дальше знания и не знания. Истинное мнение ведет к правильным действиям и доброжелательным поступкам. Мнение, так же как и знание, руководит человеком и направляет его, если оно истинно, к верной цели и держит в границах добра и добродетели. Такое, а именно истинное, мнение также как и добродетель доступны человеку и при необходимых условиях он может достигнуть их.

По Сократу, нравственно-эстетический смысл человеческих поисков истины и овладения знанием предопределяется тем что истоки этих знаний и нравственности исходят от Богов.

Познание же, особенно посредствам понятий – истинное понятие, доступно далеко не всем, мудрецам, философам. Но и они не обладают полным доступом к истинному познанию и обладают лишь частью их. Мудроcть есть знание, но человеку не в силах знать все. «Человеку, невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр» - говорил Сократ. Человеческая мудрость стоит совсем немного по сравнению с Божественной мудростью, с тем состоянием когда человек в силу своей концентрации и истинности мышления способен постичь ее.

Сократ различил четыре вида добродетели:

  1.  Благоразумие
  2.  Праведность
  3.  Стойкость
  4.  Воздержание

Некоторые все же называют благоразумие скорее основой т.е. началом добродетелей. Благоразумие, из трактата по этике, есть самопознание нравов которое называется знанием добра и зла, то есть это само по себе различение добра и зла, знание того что можно называть благо и зло.

Мы часто слышим такие слова как справедливость,  мужество, благородство. Но что же это такое, как представляются нам эти слова? И что мы о них знаем? Сократ обнаружил, что люди употребляют некоторые понятия, считая их к тому же самыми важными, но не могут дать себе в них отчета. Эти понятия, получили впоследствии название нравственных. Но и сам Сократ даже при самом тщательном исследовании этих понятии не смог найти ничего в мире, что могло бы олицетворить эти понятия.

Самопознание в понимании Сократа

Хотя стремление к самопознанию было свойственно ранней греческой философии, лишь Сократ сделал формулу мудрости – "Познай самого себя", основной частью своего учения. Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Человек, знающий себя, знает и то, что для него будет хорошо, и различает то, что может сделать и чего не может.

Сократ был убежден, что лишь на пути проникновения в свое "Я", в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, правильный выбор ценностей, соответствующий им благой образ мышления и действия.

Итак, для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

«Ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности.»7

Концепция знания и познания

Сократ считал, что знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Он также считал что большинство людей отрекаются от знаний и руководствуются случайными порывами и переменчивыми чувствами. Сократ основывался на принципе всеобщего господства разума – в природе, как отдельно в человеке, так и в человеческом обществе в целом.  Господство в природе проявляется – гармония и целесообразность во всем мироздании, в человеке – это господство разумной души над природным и неразумным телом,  в обществе же господство разумных и истинных законов и постановлений, а также правление знающих.  Игнорирование этого, отклонение от гармонии и от правильного пути являются, по Сократу, следствием незнания. Высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. Таковы условия и границы возможной и допустимой автономии человеческого познания. Четко было обозначено Сократом и единственно верное, по его мнению, направление усилий человека – познание и действование на основе знания. Истинный путь человеческого познания состоит, по Сократу, в том, что бы уразуметь божественную мудрость, управляющую всеми делами.8

Сократовская концепция знания и познания существенно отличалась от широко распространенной в те временна традиционной мифологической веры. Она отвергала любое суетное мудрствование о Богах. Так же Сократовская концепция отличалась и от модной позиции софистов – их скептическое отношение к богам и субъективизации истины, в их отрицание познаний человека и социально-политического поведения.

Бытие в философии Сократа

В вопросах исследования и понимания бытия Сократ пошел дальше традиционного на тот период времени эмпирического пути. Он перешел к философскому рассмотрению истинности бытия. С его точки зрения основным критерием бытия является соответствие того, что познается, своему понятию. Так же, Сократ рассматривал бытие как , тесный союз человека и космоса. Опираясь на это единство, он смог провести аналогию между человеком и миром, и получил возможность судить о мире по аналогии с человеком. Так, из наличия у человека тела и души он делал вывод о том, что мир в целом состоит не только из материальных вещей, но также из всеобщего разума-души. В соответствии с этим, существование ограниченного и несовершенного разума человека с его столь же ограниченным и несовершенным телом было в глазах Сократа свидетельством существования совершенного вселенского разума и прекраснейшего космического тела.9

Но чувствуя то, что аналогия ограниченности человека и окружающего его беспредельно разумного мира не настолько утвердительна, Сократ, в поисках довода в пользу вселенского разума ссылался на целесообразность окружающего мира, на единый и стройный миропорядок с огромным количеством гармонических противоположностей и считал что все это есть дело единого и всеобщего разума – Бога, но не как не слепой случайности или нелепого случая образования всего вокруг.

Так же Сократ считал что Бог не спроста наделил человека данными ему качествами. «Неужели тебе не ясно, что в сравнении с другими существами люди живут как боги, уже благодаря своему природному устройству далеко превосходя их и телом, и душой? Если бы у человека было, например, тело быка, а разум человека, он не мог бы делать, что хочет; точно так же животные, имеющие руки, но лишенные разума, в лучшем положении от этого не находятся»10

Политико-правовые взгляды Сократа

Политико-правовые взгляды Сократа представляют собой составную часть всей его моральной философии, в рамках которой этическое и политическое тесно переплетены. Этика в понимании Сократа политична, политика этична. Важней и выше добродетели в его понимании, являлась добродетель политическая, в которую он включал искусства управления полисом. Он считал что именно при помощи искусства правления люди могут стать начальниками, правителями да и вообще просто полезными для общества, для себя и близких гражданами государства. Он именовал эту высшую добродетель – «Царской», утверждая что она имеет одинаковое значение как в частной так и в публичной жизни человека. В обоих случаях мы говорим о делах управленческих, и в обоих случаях по Сократу они базируются на знаниях. Он считал что «умение хорошего хозяина, управителя дома сходно с умением хорошего начальника, и первый легко может заняться делами второго»11

И однажды в одном из разговоров с простым слугой Сократ сказал:

«Потому ты не смотри с таким пренебрежением на хозяина, - говорил сократ некоему Никомахиду.- Забота о собственном только количественно разнится от заботы об общественном. В других отношениях она совершенно одинакова»12

Сократ отмечал что невозможно руководствовать чем либо, без знаний основ определенной деятельности. Невозможно построить десять тысяч домов, не зная как строиться один. Так и в правлении без наличия соответствующих знаний, а также без навыков обращения и общения с людьми, а тем более с народом, невозможно стать хорошим правителем или же начальником. И это не зависит от масштабности твоего руководства, будь то обычный дом или же многотысячное войско без знаний ты никто.

Поэтому основной принцип Сократовской моральной философии, согласно которому добродетель – это знание, в политико-правовой сфере формулируется следующим образом: "Править должны знающие". Это требование резюмирует философские представления Сократа о разумных и справедливых началах государства и права и критически адресуется им ко всем формам политического устройства.

Крайне отрицательно Сократ относился к тирании, называя ее режимом произвола, насилия, беспредела и беззакония. Он утверждал, что тирания есть процесс утопии, недолговечности, и то, что тиран – казнящий и карающий вех неугодных ему здравомыслящих и идейных граждан, в первую очередь наносит непоправимый ущерб себе и в скором времени будет наказан и сам.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая   определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ   предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.

К слову о последнем, это не означало, что Сократ крайне критически относился к демократии и хотел каким либо насильственным путем, как в случае тирании - истории Сократовских саботажей,  заменить демократию на иную форму политического правления. Речь же в данной ситуации шла о постепенном совершенствовании демократии, о необходимости перехода к компетентному правлению. Таковы были политические взгляды философа, который не раз влиял на политические мировоззрения своего города.

Философский метод Сократа

«…Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания»13

Действительно именно Сократу принадлежит его собственная методика называемая майевтикой – приведение человека к истине за счет использования встречных, зачастую ироничных вопросов.

Свое искусство Сократ часто сравнивал с искусством повивальной бабки утверждая то что он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что Сократ помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не физическое дитя, а знание. Себе он отводит в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст, и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.14

Второй немало важной частью сократовского метода является так называемая «сократовская ирония». Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.15

Сократ никогда не переставал иронизировать не только над своими собеседниками, но и над самим собой. Можно ли сказать что диалектика Сократа являлась отрицательной диалектикой, т.е. той которая имела не конструктивную цель, а напротив, ставила перед собой задачу подавления человеческого мышления и показа тщетности человеческой истины. Как свидетельствуют диалоги Платона, среди Сократовских бесед нет почти ни одной, в которой он не иронизировал и не выражал тонкой насмешки. Выходит так что ирония Сократа – есть некая скрытая насмешка над самоуверенность, тех кто мнит себя «всезнающими». Эта вопиющая ирония Сократа нередко вызывала раздражения тех кто противился его философии. Так Фразимах о методике Сократа говорит: «Вот она, обычная ирония Сократа!» ; «Я уж и здесь всем заранее говорил, что ты не пожелаешь отвечать, прикинешься простачком и станешь делать все, что угодно, только бы увернуться от ответа, если кто тебя спросит».16

Как бы ни казалось ирония Сократа была направлена против духа псевдосерьезности, против слепого преклонения перед традициями и ложными авторитетами. Сократ был догматиком – именно это поясняет его суждения, несмотря на свое внешнее спокойствие, внутри него сидел бунтарь, бунтарь обескураживающий этот мир своим собственным мировоззрением. Сократ пытался подарить всему человечеству чувство свободы мышления, сам он никогда не признавал ничего окончательного, и если же он и сомневался в истинности мышления окружающих людей, и истинности своего мышления то только потому что по его концепции бытия он был уверен что нет никакой человеческой мудрости, которая могла бы стать окончательной.

Сократовская ирония проистекает из любви к мудрости и обращена на возбуждение этой любви. О сократовской иронии нельзя судить только по ее форме, как и о сущности самого Сократа — по его внешнему облику17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что же можно сказать об этом великом философе, мудреце, храбреце и просто хорошем и добром человеке. Жизнь его была наполнена множеством интересных событий, мудрость же его складывалась из его жизни, или же нужно сказать обратное. Так или иначе, одно мы знаем точно, что Сократ был одним из немногих философов, чья жизнь напрямую соответствовала его философии.

Из истории его жизни можно убедиться, что он был полностью отдан своему делу, а делом своим на земле считал он творение добра и это самое добро он делал, просветляя народ Афин, считая, что обязанность каждого гражданина быть добродетелям, творить добро на земле, ибо такова задумка Бога. А добро происходило от чистоты и истинности знаний. И знания эти при рождении заложены где то глубоко в нас, где то между «знанием и не знанием», неким высшим разумом, некой вселенской мудростью – или же просто Богом. Как мне кажется опорой методик Сократа служила именно вот эта вроде бы совсем простая ирония нашей жизни, но ирония в которой мы и по сей день часто не можем разобраться, и за маской тенденций нашего времени часто прячем в себе ту истину которая должна была бы переполнять нас. Однозначного утверждения я дать не могу, знаю только одно что Сократ прожил свою жизнь опираясь именно на истинные понятия. Уже после его смерти, которая отнюдь была простой, представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом. Многие и по сей день говорят что Сократ был христианином «от мозга до кости». И его слова «Познай самого себя» часто связывают с библейским «Покайся!».

Для меня же лично Сократ стал фигурой, на которую можно  с уверенностью «опираться». Его идеология вдохновила меня своей простотой, истинностью, его философия настолько же сильно поразила меня, как и его одновременно простая и в то же время не спокойная жизнь. От огромного количества интересных истории связанных с Сократом может вскружиться голова. И я полностью уверен, что те познания которые я впитал в себя изучая эту фантастическую, во всех смыслах этого слова, личность, я буду познавать еще долгий период времени. Но обязательно найдется место их применения в моей жизни.

«Мой Сократ, ты – лучший в узком кругу, но не пригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?»18

Список использованной литературы:

  1. Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и  Сократа. – М.: Вузовская книга, 2005. – 548 с.
  2.  Аристотель. Метафизика. –М.: Эксмо, 2006.
  3. Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
  4. Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с.
  5.  Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк. -М: URSS : ЛИБРОКОМ, 2009. — 192 с. — (Из наследия мировой философской мысли: великие философы).
  6.  Кессиди Ф.ХСократ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 352 с.
  7.  Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. –М.: Наука, 1993. -384 с.
  8.  Лосев А.Ф. История античной эстетики. –СПб.: Фолио. 2000. -960с.
  9.  Нерсесянц В.С. Сократ. –М.: Наука, 1984. -192с.
  10.   Платон. Теэтет. –М-Ленинград.: Гос. соц-эк.изд. 1936. -192с.
  11.   Платон. Государство. –М.: Либроком, 2012. -538с.
  12.   Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. –М.: АСТ; СЛОВО, 2000. — 672 с.
  13. Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие – М.: РИО СГА, 2006. – 214 с.
  14.   Томан Й., Томанова М. Сократ –М.: Радуга, 1983.
  15.   Фомичев Н. Во имя истины и добродетели : Сократ. -М.: Мол. гвардия, 1984. — 191 с.

2 Лосев А.Ф. История античной эстетики (Ч.1 «Сократ» §5. Конец)

3 Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе» (ист. http://ru.wikipedia.org)

4 Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – С. 267 с.

5 "История философии" Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. Том I - Философия античного и феодального общества.

6  Кириленко Г., Шевцов Е. «Философия», §2 с.46

7 «Сократ» Ф.Х. Кессиди (Гл.5 стр.192)

8 Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский   

  центр ВЛАДОС, 2002. – С. 219.

9 «Сократ» Ф.Х. Кессиди (Гл.5 стр.265)

10 «Воспоминания о Сократе» Ксенофонт (книга I Гл.4 (14))

11 В.С. Нерсесянц «Сократ» (Гл.Полис и Законы)

12 Ксенофонт «Воспоминания о Сократе» (Книга III, Гл4 (11))

13 Аристотель «Метафизика» (Гл XIII, 4)

14 Диалог Платона «Теэтет»

15 Горбачев В.Г. Указ. соч. – С. 221.

16 Платон «Государство» (Т.1, 837а)

17 «Сократ» Ф.Х. Кессиди (Гл.5 стр.185)

18 Амейпсий трагедия «Кони»




1. 1 Роль и место интеллектуальной собственности в развитии общества 6 1
2. 310 Отчёт по лабораторной работе 24
3. Малые предприятия и их развитие в современных условиях
4. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов
5. Формы специализации сельскохозяйственных предприятийВ общественном производстве в том числе в сельском х
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ ~ Дис
7. Пояснительная записка Данный курс по выбору предназначен для формирования знаний студентов в области те
8. а теперь в Сочи Мы предлагаем Вам посетить уникальный workshop от Ведущего ТОРвизажиста школы макияжа ~KEUP PROJEC
9. Секреты долголетия
10. И дело было не только в том что плакаты с его изображением развешанные по всему Нижнему миру в Перу были сто
11. тема 111 к какой группе относится валидол 1
12. Теорія електричних та магнітних кіл Електрична енергія її властивості і застосування
13. Организация обучения работающих безопасности труда1
14. Лекция 7. Организации- сущность и виды 7
15. ЛИСТ Профессиональные косметические средства ldquo;Klyonrdquo; для комплексного ухода за ногтями и кутикулой
16. варианту задания.
17. Создания анимированных изображений в программе Adobe ImageRead
18. Тема 4 Организация производства и организационная структура фирмы Общая и производственная структура
19. доклад Исполнительного комитета касающийся этических критериев продвижения лекарственных средств на рыно
20. ТЕМА- ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ОТРАВЛЕНИЙ Учебнометодическая разработка для студенто