Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Августин: биография.
Аврелий Августин (354 - 430) родился в Тагасте около Карфагена, на территории нынешнего Алжира. Его мать, Моника, исповедовала христианство, а отец,Патриций, был язычником. Получил риторическое образование в Карфагене. Обучение велось по-латыни, и вся греческая классика читалась в переводах. Августин так никогда и не выучил греческий язык, зато его профессиональная подготовка в области риторики приобрела для него некое духовное измерение. Для него язык как средство общения был искусством, требующим совершенства из соображений любви к ближнему. В 19лет Августин знакомится с манихейским учением и становится его приверженцем на 10 лет. Манихейство - учение Мани о вечной борьбе добра и зла- тогда пользовалось популярностью. Вопрос о происхождении зла решался манихеями в плане существования злого бога, равносильного Творцу. Манихейское влияние навсегда оставило след в мысли блаженного Августина. Закончив образование, Августин начал преподавать риторику. В это время он сожительствовал с женщиной, которая была его подругой в течение многих лет. Она родила ему сына, которого Августин назвал Адеодатус, по-гречески Феодор. Это был его единственный ребенок.В 383 г. переехал в Рим, но в Риме не задержался,и в следующем году В 384 г. он получил должность придворного преподавателя риторики в Милане. К тому времени его вера в манихейство пошатнулась, но он склонялся скорее к академическому скептицизму, чем к христианству. В Медиолане знакомится с неоплатонической мыслью. Встреча с епископом Амвросием, проповеди которого потрясли Августина, да и весь образ святого миланца произвели неизгладимое впечатление на него, изменили его жизнь. В интеллектуальном плане обращению Августина в христианство способствовал неоплатонизм; изучая латинские переводы Плотина, он впервые познакомился с пониманием Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Здесь его привлекало именно опровержение всякого дуализма: Бог един, и все, что с Ним связано, добро. Зла не существует, оно лишь отклонение от добра, нечто вроде болезни. Постепенно Августин сделался убежденным христианином, и от крещения его удерживало лишь сознание того, как крепко он привязан к соблазнам этого мира. Он не сомневался, что крещение должно повлечь за собой перемену образа жизни, и продолжал откладывать его, мучаясь невозможностью принять окончательное решение. В 387 г. он принимает крещение и уже в 390 г., после недолгого пребывания в Риме и Тагасте, перебирается в Гиппон (на севере Африки), где строит небольшой монастырь. С 395 г. Августин - епископ Гиппона. Он тяжело пережил весть о падении Рима в 410 г. под натиском вестготов. Следствие этого - замысел трактата "О граде Божием", работа над которым продолжалась последние годы его жизни: он умер в 430 г. во время осады Гиппона вандалами. Среди его главных работ - "Против академиков", "О бессмертии души", "О свободном решении", "О пользе веры", "О христианском учении", "Исповедь", различные проповеди против еретиков, "О благодати и свободном решении".
«Исповедь» Августина.
Для рассказа о своей жизни автор выбирает жанр обращения. Августин отрекается от своего риторского прошлого.В первой части (1-9 книги), порядок подачи материала хронологический, во второй (10-13 книги) - тематический, эти четыре книги, написанные позднее, содержат рассуждения о памяти, времени, вечности, о творении и первоэлементах космоса - и все это в единстве с большим богословским комментарием на начало книги Бытия.Объект исследования в Исповеди - внутренний мир.Соединение автобиографии, с интересом к событиям реальной жизни, и комментарий, с пристальным вниманием лишь к толкуемому слову. При этом Августин не отождествляет себя в полной мере ни с образом кающегося, ни с ролью толкователя-эксегета и выступает на протяжении всего текста по меньшей мере в трех различных «ипостасях":сын язычника и христианки, с типичным для того времени образом жизни до тридцати лет, который, осознав свою греховность, обращается в правоверного христианина; Августин-теолог, силой веры и мысли утверждающий собственное понимание труднейших вопросов христианского богословия; Августин-епископ церкви, гневно обличающий неправедность мирской жизни.Речи героев диалогически направлены. Исповедь начинается с хвалы, со стремления облечь в слова то трудновыразимое чувство, которое горит внутри него и принуждает к речи, с зова к Богу. После - поругание себя.В 1й книге Августин рассказывает о своем детстве. Начинает он с младенчества, вспоминая, как ему, малютке, хотелось научиться говорить. 2я книга - груши, рассуждение о мотивах преступления, о природе всякого греха - своеволии. 3я книга - речь о годах ученичества в риторской школе, где он постигал тайны словесного искусства. Книга 4 - начало самостоятельной жизни. Августин уже учитель риторики, у него есть возлюбленная, сын, друзья, он знакомится с Гиерием, который кажется ему идеальным оратором, постигает премудрости философии и астрологии. Создается впечатление, что он живет полной жизнью, но он пишет, что "был несчастен...как всякая душа, скованная любовью к тому, что смертно...". 8я книга - обращение Августина, обретение истинной веры и смысла жизни. Сначала - смятение, внутренняя борьба, психологическое напряжение, после - кульминация ("Возьми, читай!") Поиск подступов к пониманию Библии - тема последующих книг. Почти сразу после обращения Августина умирают его мать и сын. С их смертью рвутся все нити, связывающие его с материальным миром.9я книга - разговор с умирающей матерью, тут же - возможность непосредственного постижения. 10я: феномен памяти (Память как гигантская энциклопедия жизни, совокупность образов как своего идей вещей, но с неповторимым своеобразием каждого явления или вещи, начало, синтезирующее материальный и духовный мир, здесь хранится смысл слов, образ Бога, источника материальных образов). Рассуждение о счастливой жизни (первый шаг должен быть связан с появлением у чел-ка внутреннего чувства Бога). 11я книга - рассмотрение понятий "время" и "вечность". Время - только субъективное переживание, вызванное телесными изменениями, атрибут грешного. «...ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен...» До обращения Августин последовательно рассказывал о своем детстве, юности, зрелости. Став христианином, он начинает смотреть на себя как на существо вечное. Время - задержание внимания. 12я книга - рассуждения о ветхозаветных словах: «В начале сотворил Бог небо и землю», на основе которых - размышления о времени. Постижение природы и сущности сотворенной материи, "ничто", из которого сотворён мир. Способы понимания библейского слова - «обозначающее» и «обозначаемое» здесь не всегда тождественны, смысл оказывается больше, рациональным способом можно воспринять только часть смысла. Бессилие мысли. Доприродная материя - это такое «ничто», которое есть «нечто». Необходимость особого состояния души для понимания текстов. 13я книга - итоги, обобщение, славословие. Рассуждение о Троице: «Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они - все три, - конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль... Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу, и я хочу быть и знать. Эти три свойства и составляют нераздельное единство - жизнь, и, однако, каждое из них - нечто особое и единственное; они нераздельны и все-таки различны»
Когда Августин говорил о плотском периоде жизни-внимание на личной воле, подчеркивалось, что осознание воли возможно уже на низком уровне бытия(младенцу Августину слова нужны, чтобы выразить свои желания). Существование же духовного мира -через слово, слово затем становится для Августина мерилом духовности (Фавст, Амвросий), даже людей он описывает через речь и манеру говорить. Важный этап в жизни Августина - осознание действия плотской воли как силы зла.
Соотношение знака и вещи у Августина.
Августина очень интересовала проблема понимания и он излагал ее в учении, направленном от учителя к ученику. Его целью было понимание смысла Писания, для чего он пользовался определёнными методами и правилами, описанными в трактате "О христианском учении". “Есть две вещи, на которых зиждется всякое толкование Писания: способ находить то, что нужно понимать, и способ выражения того, что было понято”.“Найти то, что нужно понимать”- найти некую вещь в процессе понимания для себя, а найти “способ выражения” - найти значение вещи, выраженное знаком, которое способствовало бы постижению ее другим. Сам процесс исследования предполагает процесс познания, исследование через знаки тождественно познанию. Августин называет его знанием имени вещи, ведущим к знанию вещи. Цель здесь - получить понятие о вещи, содержащееся уже в знаке. Но что такое вещь и знак?
Средневековая вещь не выделена из мира объектов, она мыслится только в связи с другими. "что не есть вещь, то есть совершенное ничто”.Вещь субъектна, наипервейшей вещью является Бог.Вещь вещает о себе, она сама - слово. Истинно единственная вещь у Августина не та вещь, которая существует в пространстве-времени, не любое нечто, которое может быть названо и может быть объектом мысли. Эта вещь если и может быть названа, то только “Богом".вещь -“единость=равенство=в-согласии”, человек это тождество выражает только частично.
О «ничто» ничего нельзя сказать, как нельзя его и познать, хотя слово “ничто” можно произнести. Знаки этого слова не указывают на вещь. Ничто и молчание, отделяющие слова друг от друга и являясь проводником слова от говорящего к слушателю, искажают мысль.И сотворенная вещь, которая также может быть понята через согласие равенства и единости, несет на себе печать ничто, из которого творился мир, поэтому она сложна, ее можно определить относительно задачи, которую ставит в каждом отдельном случае исследователь и она невыразима полностью, поскольку несет в себе след Творца. Она может не употребляться для обозначения чего-либо, и служить знаком другой вещи.Знаки - вещи, которые употребляются для обозначения чего-либо, включая и себя.Августин дает разные классификации знаков: естественные и условные, интенциональные и неинтенциональные, означающие и означаемые, собственные и переносные. Собственные обозначают вещи сами по себе, а переносных обозначают вещи, которые хотя и обозначаются собственными словами, но могут обозначать и что-то другое, что для этого необходимо знать и изучать язык, историю, свободные искусства, диалектику.
Августин - однозначны лишь те, сотворенные, вещи, которыми мы наслаждаемся вместо того, чтобы только пользоваться. Именно такие вещи обладают значением, а не смыслом. Наслаждаться по Августину -прильнуть с любовью к некоей вещи ради нее самой. В диалоге “Об учителе” все знаки подразделяются на собственно знаки, на слова и на имена, то есть на то, что может быть 1) бессловесным и безымянным (язык глухонемых), 2) словесным и наделенным именем и 3) только наделенным именем. Слово отличается от имени тем, что оно относится к слуху, а имя слово, связанное с душой и ассоциацией вещи, оно больше связано с Логосом. знак это уже собственно знак, слово и имя, представленные звуком, который сравнивается с телом имени, и значением как “душой звука”. Слушатель получает от говорящего одно вполне определенное значение, которое улавливает слух. При этом понятие, которое само по себе имеет огромную величину, в мысли, которую потом услышит другой, не будет содержать этой величины. Вместе с произнесением названия значение слова передается другому. Значение слова едино, в то время как имя может разделяться на буквы, каждая из которых теряет “то значение, какое имеет составленное из них название”. Августин собственно вещью называл вещающего, то есть личного Бога, а остальное сотворенными вещами, или вещезнаками.
Слово “ничто” может означать “состояние нашего духа, когда он вещи не видит, и в то же время находит, что его нет”.Значение образуется при познании предмета и зависит не столько от природы вещи, сколько “от значения, принятого по произволу и взаимному условию... ".Придание слову значения -первый подступ к познанию, но не само познание, которое связано с внутренним постижением, то есть с Богом. Без знания любое имя пустой звук, знание позволяет соотнести имя и предмет и придать ему значение. Постижение, кроме рационального знания, происходит и с помощью веры. главное в познании - внутренние отклики на узнанные знаки и значения. Понимание - не переход от знака к значению, и не должно даваться с помощью объяснения, это встреча с непосредственно самой вещью (когда умолкнут язык, знак, сны и образы...), оно связано скорее со смыслом. Смысл - мысль, касание истины, чувство ума и сердца, душа ума.