Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

1Резьба по дереву из глубины веков до наших дней

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................1

1 Плоскорельефная резьба по дереву.

1.1.Резьба по дереву - из глубины веков до наших дней……………………....2 1.2. Плоскорельефная резьба в народном творчестве…………………………..5

2. Волки в религии и мифах разных стран.

2.1. Волк у славян………………………………………………..........................15 2.2. Волк в Европе…………………….................................................................162.3. Волк в Азии.....................................................................................................172.4. Волк у коренных жителей Северной и Южной Америки..........................19 2.5.Легенда о белом волке……………………………………………………...20

3. Панно «Белый Волк».

3.1.Технологические операции по изготовлению изделия…………………...223.2. Виды применяемых материалов при изготовлении изделия…………….243.3.Правила техники безопасности при выполнении работ………………......28 3.4. Рабочее место и инструмент резчика по дереву…………………..………30

Заключение……………………………………………………………………..35

Литература………………………………………………………………………37

ВВЕДЕНИЕ.

Белый волк (волк-альбинос) издавна считался магическим существом. Его называли "Белый царик" и приписывали ему власть над остальными волками. В одном из повествований Смоленской губернии говорилось так: "Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить".

Промысловики Сибири наделяли сверхъестественными­ свойствами черных и белых волков, так называемых «князьков» являвшихся исключением на фоне преобладающей серой масти. Крестьянин, убивший такого волка, старался никому не говорить об этом. Некоторые тайком сохраняли у себя шкуры таких волков — князьков или выродков, так как считалось, что это приносит счастье (человек, хранящий шкуру, становится как бы совладель-цем магической силы, которой обладал волк). Белый волк, Белый царик — волк, наделенный особой магической силой; царь над волками; леший, принимающий вид волка; лесной «хозяин» , царь; оборотень. Волк в поверьях — лесной властитель, «хозяин» зверей. Белый цвет выделяет такого волка как высшее, наделенное сверхъестественными­ способностями существо: это «старший» волк или лесной царь, «хозяин» , оборотень.

  Тотем-волк не менее актуален и внаши дни. Так его часто изображают на предметах одежды, татуировках, картинах. По мотивам легенд о волках-оборотнях снимают фентезийные фильмы. Так же всем известен волк-хулиган из м/ф «Ну погоди!».

Цель данной дипломной работы изобразить тотем волка в технике рельефной резьбы.

1 ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ.

1.1 Резьба по дереву - из глубины веков до наших дней.

Своими корнями резьба по дереву уходит в глубь веков. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись. Отголоски тех времен сохранились и сегодня. Прекрасно сделанные резные сувениры из дерева в изобилии имеются на рынке. Особенное распространение имеют они в туристическом бизнесе.

Да и в домашнем обиходе резные изделия пользуются большим спросом. Если же коснуться деревянного домостроения, то здесь можно говорить о целой индустрии деревянного зодчества, благодаря чему каждый дом приобретает индивидуальный архитектурный облик. Это отчетливо прослеживается, если коснуться истории деревянного домостроения русского Севера, Урала, Сибири. Некоторые дома могут служить классическими образцами, шедеврами на все времена. При этом изготавливались такие шедевры с помощью простейших инструментов - топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков по дереву совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, которые смогли воплотить в дереве самые сложные узоры. Но как и раньше, ручная работа резчика представляет собой ни с чем не сравнимые поделки, аналога которым нет ни по стилю, ни по манере исполнения.

Иногда резные поделки достигают такой утонченности, что сравнимы с кружевными изделиями. Это особенно относится к многослойной прорезной резьбе, особенно если она включает в себя рельефные фрагменты. Все, что мы говорили до сих пор, напрямую связано с домовой резьбой. Сюда относятся предметы обихода, резная мебель, внутреннее убранство дома и его внешнее оформление. Но такие же глубокие корни имеет и художественная резьба, в частности такое ее направление, как скульптурная резьба. Как не вспомнить былинные ладьи с обязательным изображением головы мифологической птицы или дракона, а то и целой статуи, чаще всего женской. Это были те же талисманы мореплавателей в их трудных и опасных походах. Изготавливались такие, довольно большие по размеру мифические существа из цельного отрезка ствола дерева. Голова, как правило, была составной. Все перечисленные признаки говорят нам об изделиях скульптурной резьбы.

Считается, что биография скульптурной резьбы имеет ярко выраженное "морское" происхождение. Это уж потом скульптурная резьба перекочевала на сушу. Может возникнуть вопрос, а почему не принимаются во внимание древнейшие изделия богов и идолов, которые также изготавливались из цельного отрезка ствола дерева на суше. Но дело в том, что такие изделия нельзя было назвать в полном смысле слова скульптурной резьбой из-за примитивности их исполнения. Корабельные же изделия со временем приобретали все более и более художественные формы, обогащались "заморскими" нововведениями и становились настоящими произведениями искусства.

К концу XIX - началу XX века преобладающим направлением становится такой ее вид, как прорезная резьба. Именно она делала внешнее оформление дома наиболее выразительным и в какой-то мере "воздушным". Именно она позволяла достичь той степени утонченности, которая позволяет сравнение с кружевными изделиями, о чем мы упоминали ранее. Применительно же к предметам обихода наиболее практичным оказалось точение изделий (в том числе и кухонных), которые украшаются геометрической, рельефной или контурной резьбой. Применявшиеся сначала примитивные токарные станки сейчас превратились в компактные высокопроизводительные изделия, которые дают резчику возможность получать прекрасную заготовку для ее художественного оформления. Таким образом, традиционная русская токарная посуда не только не ушла в прошлое, но и возродилась в более высоком качестве и разнообразии стилей.

3аманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направлениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в своей многоликости материалом, созданным природой. Темы и сюжеты для воплощения в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.

Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красота и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь своих близких, приятно удивить окружающих.

  1.  Плоскорельефная резьба в народном творчестве.

О резном убранстве древнерусских деревянных построек прямых указаний в письменных источниках не сохранилось, но едва ли можно сомневаться, что "в дивно украшенных, всякой лепоты исполненных церквах и хоромах", о постройке которых говорится в русских летописях, резьба по дереву находила самое широкое применение.

Уже в XI-XII веках различные виды деревообработки носили характер ремесленного производства. В летописях встречается ряд упоминаний об артелях древо-делей (плотников), теслей (столяров), городников (специалистов по крупному строительству). В примерном перечне профессий, существовавших в крупных русских городах XI-XIII веков отмечены и резчики по дереву.

Доказательством применения рельефной резьбы в древнерусском зодчестве стали находки, сделанные во время археологических раскопок в Новгороде. Среди этих находок есть несколько украшенных резным декором архитектурных деталей. Интерес, в частности, представляет фрагмент деревянной колонны одной из построек, датированной началом XI века. Ствол колонны сплошь покрыт резьбой невысокого рельефа в виде ремневидных полос с желобком посредине, которые переплетаются между собой, создавая простые по форме, но нигде не повторяющиеся узоры.

Между переплетающимися полосками видны изображения кентавров и грифонов. Изображения эти имеют характерный для "звериного" стиля чисто декоративный характер с орнаментальной разделкой всех деталей - мускулов и шерсти зверей, складок одежды кентавров, крыльев грифонов. Резной декор новгородской колонны не может считаться единичным, случайным явлением. Он органически связан со всем русским декоративным искусством того времени, во многих областях которого основными элементами узора служили те же мотивы "звериного" стиля и переплетающихся полос (плетенки). Так, например, подобные изображения украшают заставки рукописей, а также серебряные браслеты, кольца и серьги. Особенно заметна взаимосвязь и преемственность художественных традиций между декоративной резьбой по дереву и "белокаменной" резьбой, покрывающей стены русских соборов XI-XIII веков.

Высокий художественный уровень находок, выполненных руками древних мастеров, несомненно, определяется более ранним периодом развития монументально-декоративной резьбы у древних славян.

В нем виден сплав христианских и языческих мотивов. Шестикрылые серафимы, фигуры святых и тут же фантастические изображения львов с "проросшими" хвостами, сирины, древа жизни.

Повторяющиеся волютообразные завитки, напоминающие скатные узоры, порезки, насечки, приемы скобчатой резьбы использовались резчиками для украшения (отделки) поверхностей монументальной резьбы в XI веке.

В период с XI до XVI веков резчики использовали такие приемы, как профильное наложение тела зверей, при котором очертания фигур образуют сложный, причудливый силуэт. Сюжеты взяты большей частью из апокрифических источников.

В изображении фигур святых с большими головами, крупными чертами лица, расчесанными на прямой пробор волосами присутствовал народный характер барельефов.

Происходила более тщательная проработка известных приемов, орнамента, обогащение заданных форм, так, например, путем введения в общую декоративную композицию деревянной скульптуры. Черты реализма сочетались с очень обобщенной и лаконичной трактовкой в барельефе. Все чаще резчики обращались к ажурной прорезной, в основном позолоченной резьбе, в орнаменте стали появляться объемно выполненные цветы.

Резьба XVI столетия, сохраняя творческие достижения предыдущего периода, развивается в направлении все большего усложнения и обогащения орнаментальных мотивов. Простую плетенку покрывали многочисленными ответвлениями, и весь узор превращался в фантастический растительный орнамент, в основе которого лежали изгибы стебля. Движения стеблей становились не причудливо случайны, как раньше, а были построены по закону зеркальной симметрии с рядом ритмических повторов. Этот растительный орнамент носил название "травы разметные", что весьма точно передавало характер его композиционного решения, в основе которого обычно лежали широко раскинутые симметричные завитки.

Выполняли такую резьбу чаще всего на маленьких липовых дощечках толщиной в 1-2 см; их плотно соединяли друг с другом, так что их рисунки в дальнейшем совпадали.

О деревянном резном убранстве гражданских построек четырехсотлетней давности можно судить по аналогии с памятниками церковной резьбы или на основе письменных источников, в которых говорится, что "над вратами крестьян поставлялись воображаемые звери и змеи и неверные храбрые мужи" (кентавры).

Благодаря объединению в XVI столетии русских земель вокруг Москвы характерные местные особенности крупной рельефной резьбы по дереву постепенно стирались. На работу в Московские дворцовые мастерские привлекали искусных резчиков из других городов, они привносили своеобразные художественные традиции и производственные навыки, сложившиеся в различных княжествах, но вместе с тем, и сами знакомились с творческими достижениями московских мастеров и, возвращаясь на родину, использовали их опыт в своих работах. Кроме этого образцы резного декора, выполненные в Москве, посылались в дар монастырям и храмам, порой в весьма отдаленные части России, и тем самым оказывали влияние на развитие местной деревянной резьбы.

Влияние на русское зодчество оказали и работавшие в Москве в конце XV - начале XVI века итальянские архитекторы. В резьбе XVII века появился мотив виноградной лозы, который получил широкое распространение; в растительный узор вплетали изображения птиц, сиринов и других сказочных существ, а также реальных: голубей, попугаев, орлов.

Необходимо отметить, что в церковной резьбе XVIII века были полностью исключены изображения фантастических единорогов, грифонов, сирин и "неясыти"; их присутствие оставалось только в убранстве светских зданий.

Общее направление развития русского искусства второй половины XVII века, в котором все сильнее начинали сказываться реалистические тенденции, стремление к более объемной передаче форм и многоплановому построению композиции, нашло яркое отражение в трактовке резного декора кораблей. Наряду с плоской, решенной в двух планах резьбой, главное очарование которой заключалось в ритме линий и красоте коврового узора с заоваленной поверхностью, например, в традиционной кудринской резьбе, получила развитие так называемая флёмская резьба высокого рельефа, где художественная выразительность была основана на сложных и разнообразных соотношениях объемных форм, образующих богатую игру светотени. В Россию формы этой резьбы проникали благодаря работавшим у нас иностранным резчикам и очень распространенным тогда иллюстрированным изданиям, чаще - Библии или отдельным гравюрам — "фряжским листам", по терминологии того времени. В этих изданиях сюжетные изображения окружали обычно рамой, украшенной богатой орнаментикой, которую резчики охотно использовали в своих работах.

Искусные мастера, такие как старцы Арсений, Ипполит, Клим Михайлов, Герасим Окулов и другие внесли большой вклад в развитие этой резьбы, принимали участие в декоративном оформлении большинства крупных построек того времени в Москве, Коломенском, Новом Иерусалиме и Валдайско-Иверском монастыре. Основным художественным центром декоративной резьбы по дереву во второй половине XVII века стала одна из мастерских Московской Оружейной Палаты, носившая название "Палата резных и столярных дел". Здесь в творческом сотрудничестве искусных резчиков с крупнейшими иконописцами создавались своеобразные формы флёмской резьбы. Ее выполняли в высоком рельефе, решенном в разных планах и в отдельных деталях почти переходящем в круглую скульптуру. Основным мотивом флёмской резьбы служил растительный орнамент, покрывавший почти всю украшаемую поверхность. Он состоял из пышных гирлянд и разнообразных переплетений, плодов, цветов и листьев.

Широкое распространение в русской деревянной резьбе второй половины XVII века получили также различные архитектурные мотивы в виде прямых и витых колонок, кронштейнов, раскрепованных карнизов.

В это время всю резьбу покрывали великолепной позолотой, в выполнении которой русские мастера достигли необычайного искусства, делая поверхность либо матовой, либо блестящей. При этом сама позолота имела разнообразные оттенки красноватых, зеленоватых и желтоватых тоноа В отдельных местах резьбу выполняли на цветных или расписных "под аспид" фонах (иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, сделанный в 1683-1685 годах резчиками Оружейной Палаты со Степаном Зиновьевым, Климом Михайловым и Осипом Андреевым во главе).

Иконостасная резьба конца XVII и начала XVIII веков имела большое влияние на развитие корабельной резьбы, внося в нее самобытные черты народного творчества. Плоскорельефную и рельефную виды резьбы, которые называли глухими или корабельными, с давних пор широко применяли на военных и торговых кораблях еще во времена Ивана Грозного.

Начиная с XVIII века в русском искусстве особенно ясным стало разделение на два направления: народное и светское. Хотя это разделение было весьма условным, так как в обоих случаях основой являлись традиции древнерусского искусства, а сами направления постоянно соприкасались и соответственно оказывали влияние друг на друга. Искусство народных мастеров было тесно связано с крестьянским бытом, поэтому в городских условиях, где отмечалось стремительное изменение уклада жизни, в частности, приближение его к западноевропейскому, происходило и изменение характера искусства резьбы по дереву.

В начале XVIII века были изменены и сами формы организации работ по выполнению резного декора. Согласно указу Петра 1 в 1711 году были закрыты мастерские Оружейной Палаты, среди них Палата резных и столярных дел - наиболее крупный центр русской декоративной резьбы XVII века. После закрытия "мастеровые люди разных художеств" были переведены в Петербург, где были созданы новые учреждения, объединившие все работы по строительству и декоративному убранству зданий. Сначала таким центром являлась Канцелярия городовых дел, а с 1721 года - Канцелярия от строения дворцов и парков.

Другим крупным центром декоративной резьбы по дереву в начале XVIII века стало Адмиралтейство, куда перешли многие резчики Оружейной палаты. Однако строительство флота в этот период приняло настолько широкие масштабы и потребовало такого количества работников, что на Охте, близ Петербурга, было создано целое новое поселение плотников, столяров и резчиков. Собранные приказом Петра I в 1721-1722 годах из разных районов России, по преимуществу тех, где были особенно развиты деревообрабатывающие промыслы, они являлись носителями не только определенных технических навыков, но и сложившихся в этих районах художественных традиций.

Безусловно, большое влияние на все русское искусство и, в частности, на резьбу по дереву, оказали приглашенные Петром I иностранные мастера, в том числе резчики, такие как Кондрад Оснер, Николай Пино, Конрад Гаи и другие. Многие из них долгие годы прожили в России. Каждый из этих резчиков имел русских учеников, которых обязан был обучать приемам своего мастерства.

Сохранились также сведения о том, что среди заграничных пансионеров Петра I в Западную Европу для усовершенствования в декоративной резьбе по дереву были посланы П. Жиряков и К. Воронов. В Голландию для обучения "кабинетному делу" были отправлены Михайло Нерыцкий и Яков Арсентьев. Также много других талантливых русских мастеров было послано за границу для обучения и усовершенствования. Своеобразное отражение получило в резьбе петровского времени и являлось характерным для всего европейского искусства XVIII столетия увлечение "китайщиной" (дворец Монплезир).

Декоративная резьба по дереву занимала значительное место во внутренней отделке дворцовых зданий первой четверти XVIII века, во многом определяя характер их общего художественного решения. Долгое время считалось, что резьба выполнялась в основном жившими в России иностранными мастерами. Однако изучение архивных документов показывает, что иностранцы чаще всего являлись только авторами проектов и моделей, а иногда и просто подрядчиками, саму же резьбу в материале выполняли русские резчики Оружейной Палаты, Адмиралтейства, Канцелярии от строения. Охтинских поселений и другие.

Наряду с резчиками большая роль в истории развития резного декора принадлежит и корабельным мастерам. Наряду с чертежами и рисунками корабельные мастера делали нередко и модели судов. "Когда такой корабль отстроят, то надлежит приказать тому мастеру сделать половинчатую модель на доске. И оную, купно с чертежом, по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую".

В Адмиралтействе хранились также чертежи и модели собственных трудов Петра I. Нос судна делали в виде скульптурного изображения - иногда человеческой фигуры, но чаще всего стоящего на задних лапах льва с разинутой пастью и развевающейся гривой. Огромная голова зверя не соответствовала по своим размерам его небольшому туловищу, зато прекрасно сочеталась с масштабами всей носовой части корабля. Резной декор на корме был связан с изображением мифологических божеств, олицетворяющих водную стихию: Нептуна, нереид и сирен, окруженных дельфинами и тритонами. Орнаментика корабельной резьбы состояла из характерных для декоративного искусства XVIII века мотивов - картушей, валют, раковин, пальметок, листьев аканта, гирлянд из тюльпанчиков. Корму менее крупных судов (пинки, яхты, боты и т. д.) нередко украшали только одной декоративной композицией, обычно имевшей геральдическое построение. Сами суда окрашивали в различные цвета: желтые, черные, зеленые, а резьбу покрывали богатой позолотой.

Резное убранство судов, выполняемое русскими умельцами, работавшими чаще всего совершенно самостоятельно на верфях, расположенных вдали от центра, было по всему образному и декоративному складу особенно близко народному творчеству и выражалось в лаконичной выразительности форм, контрастном сочетании ярких локальных цветов, а также в технике выполнения резных работ прямо в дереве без восковых моделей.

  1.  ВОЛКИ В РЕЛИГИИ И МИФАХ РАЗНЫХ СТРАН И ВРЕМЁН.

2.1. Волк у славян.

Во многих мифах и сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, «взявши — отдай сполна».

Также, несмотря на натуру, волк в древних мифах и легендах никогда не выступает в роли отрицательного персонажа, как минимум - нейтральный.

Как правило (простейший пример: "Сказка про Ивана-царевича и серого волка") волк выступает в роли магического персонажа, связанного, в том числе и с воинским искусством.

Волк в славянской мифологии был связан с плодородием и с жреческим сословием Руси (волхвами); его считали посредником между людьми и богами, "тем" и "этим миром.

  1.  Волк в Европе

В античности волка считали зверем-призраком, один взгляд которого лишает дара речи.

В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде — он бросает ее двум волкам, которые вместо псов лежат у его ног. Их имена — Гери и Фреки — «Жадный» и «Прожорливый». Эти волки были чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины.

Волчица вскормила братьев-близнецов Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, которые заложили город в том месте, где она их нашла.

  1.  Волк в Азии

У многих евразийских народов волк фигурирует как их прародитель и покровитель, выступает в роли тотемного животного.

Анубис - египетский бог, проводник умерших в загробный мир, изображался с головой шакала и телом человека.

В Древнем Китае волк воплощал алчность и жестокость; «волчий взгляд» означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем.

В мифах чувашей волчица представляется не только как прародительница,но и как кормилица и воспитательница их первопредка.

Древнеперсидская легенда рассказываето волчице, воспитавшей Кира.

Кир Великий (558 — 529 гг. до н. э.), завоевал половину древневосточного мира, в том числе и Лидию, Мидию и Вавилон

Племена, считавшие своим прародителем волка, были и у древних монголов. Начало рода, к которому принадлежал Чингис-хан, положили Борте-чино ("сивый волк") и Хо Марал ("каурая лань"). В хрониках пишут что Чингисхан был очень горд тем, что он - сын волка.

Согласно татарской легенде в древности, когда татарский народ кочевал по горам и лесам , он заблудился, попал в окружение врагов и был обречен на гибель. Вдруг перед татарами появился белый волк, который вывел их из гор и лесов лишь ему известными тропами и спас их от гибели. Часто встречающийся в турецких сказках волк предстает в образе животного, указывающего заблудившемуся человеку путь в заснеженной степи.

Аналогичные мотивы отразились и в сказочном фольклоре. В сказках алтайцев, хакасов, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, нанайцев, коряков, китайцев и других народов встретившийся в пути волк оказывает героям бескорыстную помощь и содействие во всех их свершениях и подвигах.

Пережитки культа волка наблюдаются в некоторых обрядах и обычаях башкир. Из-за частой смерти детей в раннем возрасте у башкир новорожденным детям, для охраны их жизни, давали "волчьи" имена: Буребай, Байбуре, Акбуре, Бурехан или Кашкар. В настоящее время такие имена почти не встречаются, но широко распространены производные от них фамилии: Бурибаев, Байбурин, Кашкаров и др.

  1.  Волк у коренных жителей Северной и Южной Америки.

В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени.

Некоторые племена коренных жителей Америки приняли волка в качестве своего тотема и продолжают считать его таковым и по сей день.

«Волки – это люди, выбравшие свободу. Общество не простило им этого смелого шага и начало активное истребление отступников». Слова, сказанные несколько лет назад старым шаманом, жившим в горах Алтая, очень точно характеризуют взаимоотношения между серым хищником и человеком.

  1.  Легенда о белом волке.

Почитание предками татар животных, считавшихся основателями рода, племени, уходит в древнетюркскую эпоху. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались «волками», на их знамени изображалась волчья голова. Понятия «тюркский хан» и «волк» выражались одним словом. С распадом древнетюркской общности распался и всеобщий тотем тюрков. Тотемом стали отдельные части тела зверя или его необычайная масть. Так появился тотем Белый волк.

Он стал главным тотемом огузов-кыпчаков в X–XII веках. В одной доныне бытующей татарской легенде говорится о кочевом племени, заблудившемся в лесах и окруженном врагами. Белый волк-покровитель племени вывел людей из окружения и спас от гибели. Величина и сила волка были таковы, что его сравнивали с легендарным общетюркским героем – исполином Алыпом.

Отзвуки почтительного отношения к волку-покровителю дошли до наших дней в виде примет и поговорок. Так, татары считали завывание волка хорошей приметой – предвестием мирных, спокойных лет. А о человеке, достигшем больших успехов, и сейчас говорят – буресе улый (его волк воет).

Один из мифов, говорится, что род из дома Хунну (Сунну) по прозванию Ашина был разбит в сражении и совершенно истреблен. В живых остался один десятилетний мальчик. Отрубив у него руку и ногу, враги бросили его в болото. Там его и подобрала волчица, которая вырастила мальчика. Через десять лет волчица родила десять сыновей, ставших родоначальниками десяти тюркских племен. В других версиях вместо мальчика фигурирует девочка, а спасает ее волк или же другие животные.

Почитание предками татар животных, считавшихся основателями рода, племени, уходит в древнетюркскую эпоху. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались «волками», на их знамени изображалась волчья голова. Понятия «тюркский хан» и «волк» выражались одним словом. С распадом древнетюркской общности распался и всеобщий тотем тюрков. Тотемом стали отдельные части тела зверя или его необычайная масть. Так появился тотем Белый волк.

3. ПАННО «БЕЛЫЙ ВОЛК».

3.1. Технологические операции по изготовлению изделия.

Для изготовления панно «Белый волк» мне понадобились следующие материалы и инструменты:

  •  Доска липовая необрезная (3000×150×45)
  •  Клей столярный «Момент-Henkel»
  •  Лак «НЦ»
  •  Растворитель №646
  •  Лак глянцевый, паркетный «ПФ»
  •  Растворитель «Уайт-спирит»
  •  Рейсмус
  •  Пила торцово-усовочная
  •  Пила циркулярная
  •  Машина фрезеровальная, ручная
  •  Машина шлифовальная
  •  Стамески, ножи
  •  Наждачная бумага.

  Распилив доску торцово-усовочной пилой на детали я обрезал кромки циркулярной пилой и выровнял их по плоскостям на рейсмусе. Простроганные доски я склеил в единый щит предварительно обработав склеивыемые края фрезеровальной машиной с прямой фрезой с опорным подшипником.

  Готовый щит был отшлифован ручной электро-шлифовалной машиной, после чего я нанес предварительно разработанный мной под руководством мастера п/о эскиз панно. Доработав мелкие детали карандашом я удалил лишние линии и приступил к выборке фона ручной фрезеровальной машиной. Затем я приступил непосредственно к подрезке, округлению и приданию формы элементам панно. Срезая слой за слоем я дорисовывал некоторые детали снова, и так до тех пор, пока окончательно не завершил подрезку.

  Вырезанное панно было зашкуренно мелкозернистой наждачной бумагой, после чего, проработав более тщательно все мелкие детали я приступил к тонированию и лакировке изделия.

  Затонировав панно и затем осветлив некоторые участки, я нанес первый слой «НЦ» лака, чтобы создать благоприятный слой для дальнейшего нанесения паркетного лака.

  Через 30 мин., когда первый слой высох, я нанес еще несколько слоем паркетного лака с попеременной сушкой по 24 часа каждый.

  Окончив лакировку я аккуратно удалил потеки на обратной стороне панно воспользовавшись прямой широкой стамеской.

3.2. Виды применяемых материалов при изготовлении изделия.

Для резьбы по дереву ис­пользуют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от на­значения и формы украшаемого изделия и вида резьбы. Из мягких лиственных по­род наиболее часто применяют липу, на которой особенно хорошо выполняется плоско­выемчатая и плоскорельеф­ная резьба. Из-за низкой твердости липу используют только для изготовления мел­ких бытовых изделий — шка­тулок, рамок, полочек, а так­же резных игрушек и посуды. Древесина ольхи пригодна для разных видов работ, од­нако из-за небольших разме­ров стволов, часто встречаю­щегося наклона волокон и гнили в ядре, а также ввиду незначительных запасов ее применяют реже липы и лишь для изготовления мелких изделий. Из древесины осины и тополя делают посуду, сувениры также украшенные резьбой. Ограничивает применение этих пород часто встречающаяся в растущем дереве ядровая гниль.

ядровая гниль.

Прекрасный материал для резьбы — древесина березы. Она тверже липовой и ольховой и режется труднее, но качество резьбы лучше — рельеф получается более четким и чистым. Из березы можно делать накладные резные украшения и небольшие детали Из твердых лиственных пород для резьбы применяют древесину дуба, бука, ореха, карагача, груши, клена.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка, но очень выразительна и декоративна. Буковая древесина по твер­дости близка к дубовой, но больше скалывается при резьбе. Ее применяют в основном для мелких резных работ, накладной резьбы.

Древесина ореха — наилучший материал для резных работ. Ее используют при выполнении высокохудожественных резных изделий малых форм, станковой скульптуры, а также в мебели.

Из древесины груши и клена изготовляют х мелкие сувенирные изделия, украшенные резьбой, накладные резные украшения для мебели, миниатюрную деревянную скульптуру.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников окон, карнизов, простенков домов, ворот (домовая резьба). Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности и окраске слоев ранней и поздней древесины сосны не затрудняет выполнения и восприятия резьбы. Смолистость сосны обеспечивает долговечность резных украшений домов.

Ель мягче сосны и режется легче, но у нее больше сучков и часто встречаются очень твердые сучки, вызывающие поломку ин­струмента. Кроме того, ель малосмолиста и менее долговечна, чем сосна, поэтому ее реже применяют для резьбы.

Очень хорошо режется, обладает красивой текстурой и цветом древесина кедра, ее применяют в мебельной промышленности. Из него можно делать прекрасные изделия, украшенные резьбой. Еще ценнее древесина тиса. Она обладает большой однородностью, красивым цветом, долговечна, прекрасно поддается резьбе, точению, хорошо отделывается. Ограниченные запасы этой древесины позво­ляют использовать ее только для изготовления небольших художе­ственных изделий.

Из иноземных пород для резьбы используют разновидности красного дерева: махагони и макоре. По твердости они близки к ореху, но режутся хуже, давая сколы. Эти породы применяют для изго­товления накладной резьбы и моделей для производства пластмас­совых накладных украшений, имитирующих резьбу.

Для резьбы необходимо отбирать высококачественную древесину, не имеющую таких пороков, как наклон волокон, свилеватость, прорость, сучки, трещины, червоточина и гниль. Лишь в крупной домовой резьбе допускаются на сосне мелкие здоровые сросшиеся сучки.

Заготовку древесины для резных работ производят с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибами и насекомыми.

  Кряжи, предназначенные для объемной резьбы (игрушки, скуль­птуры малых форм), очищают от коры и раскалывают на заготовки по радиусу. Заготовки высушивают до влажности 8—10%.

Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влаж­ности (8 + 2) %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления. Более влажная древесина режется легче, но чистота поверхности резьбы хуже. Кроме того, в дальнейшем такая древесина может дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина режется с трудом, на ней чаще получаются сколы.

Большое значение имеет срез доски — тангенциальный или радиальный. На тангенциальном срезе резать труднее, но резьба получается более выразительной и красивой. Доска радиального распила легче режется и меньше подвержена короблению, поэтому при изготовлении крупных деталей таким доскам надо отдавать предпочтение.

Доки, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных бру­сков или дощечек. При этом необходимо подбирать делянки древе­сины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями может дать разный тон по брускам. Склеенную заго­товку строгают по пласти на рейсмусовом станке или хорошо вы­веряют и зачищают вручную двойным рубанком.

3.3.Правила техники безопасности при выполнении работ.

Техника безопасности при работе с острыми режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не стоит думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы – дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать и после выздоровления опасается резать, долго не приспосабливается. Конечно, тут уж нечего и думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы.

Инструмент резчика очень острый, поэтому нужно придерживаться следующих правил:

  •  Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться. Категорически запрещается работать в нетрезвом состоянии.
  •  Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе резчика. Его нужно всегда класть в определенное место, располагая лезвием от себя. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие.
  •  Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху, а лампа – находиться на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы свет лампы не отсвечивал от доски в глаза, а также позволял бы выделить рельеф и получить светотень.
  •  Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках. Лучше, если инструмент при хранении находится в деревянной коробочке. Держать инструмент и, тем более, транспортировать его в мягких чехлах очень опасно: при случайном падении, столкновении или ударе он легко протыкает материал и может поранить.
  •  Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. Металлическое покрытие у стамески должно быть матовым, отшлифованным, без острых краев и заусениц. Ручка инструмента должна быть плотно и надежно закреплена. Ее поверхность лучше всего покрыть лаком. Такую ручку удобно держать в руке, и к тому же она довольно эстетична.
  •  Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками – отступления от этого правила нет! Если не выполняется это условие, то при сосредоточении внимания на резьбе одной рукой человек забывается и оставляет без контроля другую руку, которая все равно участвует в работе, поддерживая предмет, и рано или поздно неизбежно окажется на пути стамески. Срывы же стамески при работе только одной рукой обычны и часты, а травмы неминуемы. При работе двумя руками фактически порезаться невозможно, и, уже не опасаясь пореза, резчик работает так же свободно, как художник пишет кистью.
  •  Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или на коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. Но есть работы, которые выполняются только так, поэтому необходимо делать резьбу очень внимательно, соблюдая технику безопасности. Способы выполнения таких работ будут описываться конкретно для каждого изделия.
  •  Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.

3.4. Рабочее место и инструмент резчика по дереву

Для работы резчиков необходимо сухое светлое помещение с температурой воздуха 18—20° С и влажностью 60%. Стены и по­толок помещения должны быть выкрашены в светлые тона.

Оснащение рабочего места резчика зависит от характера выпол­няемых резных работ. При изготовлении мелких изделий — шка­тулок, ложек, небольших резных панно, мелкой декоративной скуль­птуры и игрушек — резьбу можно выполнять на обычном столе сидя на стуле. Изделия большого размера — скульптуру, детали мебели с резьбой, крупные панно выполняют на верстаке для ре­зчиков. Верстаки бывают на одно или два рабочих места. Крышку вер­стака шириной 700—900 мм и длиной в расчете на одного резчика 1000—1300 мм обычно изготовляют из сосновых досок толщиной 60—70 мм. Высота верстака рассчитана для работы стоя и должна быть на уровне локтей резчика, т. е. 1100—1200 мм. Для работы сидя используют табурет высотой 650—750 мм. Проножки табурета должны быть на высоте 200—300 мм, чтобы на них удобно было ставить ноги.

  Верстаки ставят так, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее освещение — естественное без прямых солнечных лучей. При искус­ственном освещении свет должен исходить из двух-трех точек так, чтобы на обрабатываемом изделии (резьбе) не было резких теней.

Для закрепления на верстаке деталей или изделия служит вин­товая коробка верстака, струбцины, а также деревянные брусочки-державки изготовленные из мягкой древе­сины, например липы, в виде брусков или скоб различной формы, которые позволяют закреплять заготовку с торцов или с углов в любом месте крышки верстака и быстро менять положение заготовки.

В мастерской должен быть один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по дереву применяют долота и различной формы стамески. Прямые стамески с шириной полотна 3—30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда в контурной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3—25 мм в зависи­мости от радиуса кривизны делятся на отлогие — с большим радиусом кривизны (рис. средние и крутые с малым радиусом кривизны. Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти ста­мески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

  Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2—15 мм и длинной изогнутой около полотна шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы для резания в труднодоступных местах.

Стамески-уголки с шириной полотна 5—15 мм применяют при выборке узких линий — канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50—70°. Они могут быть выполнены в форме клюкарзы или с прямой шейкой.

  Стамески-церазики с шириной полотна 2—3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок.

  Стамески-косячки, называемые также резаками, бывают двух видов. Длинные косячки получают из прямых стамесок, обрезанных под углом 60—70°. Короткие косячки (длина полотна 40—50 мм) делают несколько шире. Косячок — основной инструмент для выполнения геометрической резьбы.

Качество режущего инструмента зависит прежде всего от мате­риала, из которого он изготовлен, и от правильной закалки инст­румента. Качественно изготовленная стамеска должна легко и быстро затачиваться. Лезвие стамески должно быть стойким, не должно быстро тупиться, загибаться и выкрошиваться под ударами киянки.

Немаловажное значение имеют форма и размер ручки (черенка) стамески. Наиболее удобными являются ручки, имеющие в сечении овальную или овально-граненую форму. Стамеска с такой ручкой ус­тойчива в руке и не перекатывается по крышке стола или верстака. Конец ручки заовален для удобства нажима на него ладонью руки. Длина ручек стамесок 105—130 мм, диаметр 22—28 мм.

Новую или бывшую в употреблении стамеску сначала затачивают на заточном станке для получения угла заострения около 20° и ровной плоской фаски. Правой рукой держат ручку стамески (конец ручки упирается в ладонь), а пальцами левой руки недалеко от лезвия прижимают стамеску к точильному кругу. Чтобы убедиться, что угол наклона стамески к поверхности круга соответствует тре­буемому, нужно прове­рить ширину получаю­щейся фаски: она должна быть примерно в 2,5 раза больше толщины полот­на. Чтобы угол наклона стамески не менялся и фаска получилась пло­ской, локоть правой руки прижимают к себе. Для равномерного износа круга полотно стамески слегка передвигают справа налево и обратно. получена пра­вильная фаска и появи­лась тонкая полоска за­усенца по всему лезвию, заточку на точиле пре­кращают и затачивают стамеску на мелкозерни­стом бруске.

Стамеску берут правой рукой за черенок, а пальцами ле­вой руки ближе к лезвию прижимают ее к бруску так, чтобы фаска плотно прилегала к поверхности бруска. Точат стамеску плавными движениями вперед и назад по всей длине бруска, стараясь держать правую руку на одной высоте, иначе фаска получится не плоской, а овальной.

Стамеску точат со стороны фаски до тех пор, пока заусенец не станет совсем тонким. Тогда стамеску переворачивают, плотно при­жимают к бруску и двумя-тремя движениями затачивают с лицевой стороны. Затем опять точат в первом положении, пока заусенец не отпадет.

После заточки на мелкозернистом бруске стамеску правят (доводят) на оселке теми же приемами, только чаще переворачивают стамеску и правят одинаково долго как в первом положении, так и во втором.

Узкие прямые стамески при заточке на бруске двигают в разных направлениях, чтобы на поверхности бруска не образовалось ка­навки. Правят эти стамески оселком на весу.

  Режущая часть косячк состоит из двух фасок: первых 6 пологих и широких и вторых 5 узких. Угол заострения 7, образуемый вторыми фасками, должен быть равен 20°. Угол заострения 1 лезвия должен составлять 60—70°.

Косячок затачивают на точиле так же, как и прямую стамеску, до тех пор, пока не появятся первые фаски и заусенец. После получения первых фасок переходят к заточке косячка на мелко­зернистом бруске.

Косячок берут за ребра, а указательный палец кладут на фаску. Прикладывают косячок к бруску под углом около 10° от горизонтальной плоскости и точат его с очень легким нажимом, перевора­чивая через два-три движения, пока заусенец не слетит и не появятся вторые фаски. Затем правят косячок на оселке теми же приемами, только переворачивают чаще.

Полукруглые стамески обрабатывают на точиле, затачивают на бруске и правят на оселке, Во время заточки на точиле полукруглую стамеску медленно поворачивают с боку на бок и передвигают по точилу слева направо и обратно. Так же поступают при заточке ее на бруске. В бруске постепенно образуется канавка, соответствующая профилю стамески, что обеспечивает получение правильной фаски. С внутренней стороны стамески затачивают закругленными бруска­ми на столе или на весу. Правят полукруглые стамески только на весу.

Заточка и правка других видов стамесок принципиально не отличается от заточки и правки полукруглых стамесок, но требует большего внимания и аккуратности. Мелкие стамески (церазики, уголки, клюкарзы) затачивают только на мелкозернистых брусках. Для каждого профиля стамески нужно иметь соответствующей фор­мы бруски и оселки.

Остроту инструмента проверяют при резании мягкой древесины по слою. Если срез получается гладким и блестящим и на нем не видно следов от зазубрин или заусенцев, инструмент считается готовым к работе.

При заточке стамесок на заточном станке необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Хранят стамески в ящике верстака, где должно быть сделано гнездо для каждого инструмента, или в шкафу в специальных гнездах на рейках, прикрепленных к стенке. Удобно хранить ста­мески в свертке из толстого холста, уложив их черенками поочередно в разные стороны. На случай длительного хранения полотна стамесок смазывают тонким слоем машинного масла.

Кроме основного режущего инструмента резчик должен иметь и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для свер­ления, выпиливания.

В некоторых случаях для обработки фона применяют пуансоны (чеканы), представляющие собой металлические стержни, на одном конце которых сделаны насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме того, резчику может понадобиться столярный инструмент при -подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Резьба по дереву всегда была непременным элементом русской деревянной архитектуры. Развитию этого де­коративно-прикладного искусства способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров и богатые традиции. Самыми знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской, Владимирской и других областей.

Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и художественного творчества оставили нам предки! Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного декора.

Строительство новых городов и сел, церквей и монастырей, крепостных оборонительных сооружений, развитие судоходства требовали большого числа специалистов по обработке дерева. Целые артели плотников, столяров, рез­чиков ходили из города в город, из деревни в деревню, создавая своим трудом и талантом удивительные произве­дения зодчества, украшая жилье и быт оригинальными резными изделиями. И поныне, как сказочные терема, стоят в резном узорочье древние храмы, княжеские пала­ты и простые избы.

Талант русского народа, присущие ему чувства пре­красного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.

В последние годы растет спрос на высокохудожественную мебель и расширяется ее производство. В проектировании и производстве такой мебели можно отметить три основных направления. Первое направление — создание мебели в народном, крестьянском стиле из массивной древесины преимущественно хвойных пород с применением резных и точеных элементов. Второе направление — мебель в так называемом стиле ретро, в формах и декоре которой проявляются черты классических стилей (барокко, классицизма и др.). Третье — дизайнерское направление, когда мебель решается нетрадиционно, часто остро, необычно, с применением новых форм и конструкций (адресована преимущественно молодежи).

Спрос на художественные изделия из дерева, особенно мебель, постоянно растет и полностью пока не удовлетворяется. Отдельными предприятиями освоен серийный выпуск наборов мебели с развитыми архитектурно-художественными формами, с декоративными элемен­тами в виде накладной резьбы, точеных деталей, мозаики. Для их выполнения привлекаются высококвалифицированные специалисты.

Некоторые предприятия народных промыслов, выпускающие в основном мелкие сувенирные изделия, осваивают изготовление не­больших предметов художественной мебели. Расширяется сеть ко­оперативных мастерских, специализирующихся на выпуске отдель­ных образцов или наборов мебели, в том числе и в народном стиле или в стиле прошлых эпох.

Сегодня необходимо уделять максимум внимания на сохранение этого вида ремесла, организовывать внеклассные кружки в школе или отдельные клубы по резьбы по дереву, где мастера своего дела передадут будущим поколениям свои знания и секреты.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Работы по дереву. Иллюстрированная энциклопедия; пер. с англ. Е. Полянской. – М.: Эксмо, 2013. -272 с.  

2. Осипенко В. Резьба по дереву. – М.: Профиздат, 2010. – 112 с.: ил.

3. Материаловедение (деревообработка): учеб. пособие / Б. А. Степанов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 80 с.

4. Деревообработка: технологии и оборудование: учебн. пособие / С. В. Фокин, О. Н. Шпортько. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 348 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).

5.  Охрана труда (деревообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В. Н. Обливин, Н. В. Гренц. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.

6. https://ru.wikipedia.org/

7. Столяр-плотник: учебн. пособие / И. К. Рахманов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 278 с.: ил. – (Начальное профессиональное образование).

8. Технология деревообработки: учебник для нач. проф. образования / С. Н. Рыкунин, Л. Н. Кандалина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

А так же интернет ресурсы:

  1.  http://www.wolfnight.ru/
  2.  http://www.lobzik.info/
  3.  http://www.bibliofond.ru/

тр. 32




1. Дінтану кафедрасы 1 ЕМТИХАН БИЛЕТІ Араб м~сылман м~дениеті п~ні 5В020600 ~ дінтану маманды~
2. Стимулирование экономического развития региона.html
3.  Sets nd opertions over them 1
4. Вступление ~ Rude wkening ~ Нелестное Откровение Начиная просматривать личные письма Шрилы Прабхупады здесь и да
5. Кредитное бюро в РК
6. доки. При перевірці умови в кінці кожного повторення цикл називається до
7. Франция от революции 1848 года ко второй империи
8. Основание А. Азимова.html
9. защитнику и Шону А
10. Formation and development of political parties in the Republic of Belarus
11. на тему- Доходы организации и пути их роста в современных условиях на примере ОАО Гомельский мотороремонтн
12. Реферат на тему- Віктор Ющенко ~ українська надія чи міф Представник молодшої генерації українс
13. ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Факультет мировой экономики и международной торговли
14. доклада Nucler Security Culture- The Cse of Russi выпущенного Центром международной торговли и безопасности Университет
15. Дипломная работа- Безработица в России и задачи Государственной службы занятости.html
16. Вальцовый станок
17. Применение препарата Дюфастон в период после переноса эмбрионов в программе экстракорпорального оплодотворения
18. Аудит оплаты труд
19. Шаги Раскольникова к преступлению
20. Статья Узловое соглашение в системе транспортных организационных договоровМорозов С