Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Что подразумевает многозначность политики как общественного явления?
Многозначность п. отражена в 3 ее трактовках: 1) социолог.: 1.1. экономич. п. как надстройка над экон. базисом; 1.2. стратификац. п. как соперн-во опр. обществ. групп за реализ-ю своих интересов; 1.3. правовая п. и гос-во явл-ся производными от естест. прав человека; 1.4. этич. п. как дет-ть, направл-я на достиж-е общего блага. 2) субстанцион-я - п., деят-ть кот-й направл. на завоев-е власти: 2.1. институц-я п. как деят-ть п. институтов по приобр-ю, удерж-ю и испол-ю власти; 2.2. антрополог. п. как форма цивилизов. общения людей на осн. права; 2.3. конкурентно-консепсусная п. как деят-ть по насил. и/или мир. разрешению конф-в. 3) научно-структуриров.: 3.1. деятельная - п. как процесс подготовки и практич. реализ-и реш-я обязательно для всех; 3.2. телеологич. п. как деят-ть по эффект. достиж-ю коллект. целей; 3.3. системная п. как особый вид самост. системы.
Что подразумевает многоаспектность политики как предмета изучения
Политика как многоаспектное явление предст. собой 3 элемента: 1) polity форма пол. орг-ции об-ва, гос-ва в широком смысле слова; 2) poliсy содерж-е и образ действий власти, технология принятия реш-й; 3) politics процесс осущ-ния деят-ти в сфере властных отн-й, разреш-я конфл-в. Политика рассм-ся либо как наука, исслед-я пол. институты, либо как наука о п. явл-ях, изучаемых с пом. эмпирич. методов, либо как комплек. знание о политике вообще.
Проанализируйте взаимосвязь политики и морали
Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функционал. автономия делает их отношения несимметричными. Политика орган-ет совмест. жизнь людей и их деят-ть, регулирует и контролирует жизнь об-ва. Мораль также яв-ся регулятором морал. отнош., осущ-ет оценку политики, в то время как политика не может быть критерием оценки морали. Классовая, революц. мораль усложняет оценки политики, ибо понятие «хороший» «плохой» имеют разный смысл в политике и морали,так же как и понятия «благо», «добро» и «зло». Возник-е п. и м. обусловлены различ. причинами, формы отражения политич. идеологии и морал. сознания также различны. Если в политике оценка дается в категориях власти, революции, диктатуры класса и т. п., то нравств. воззрения находят свое выраж-е в категориях добра и зла, совести и чести, долга и справедливости и др. Политическая идеология вырабатывается отдельными идеологами класса, нормы же морали всем обществом, в том числе представителями существующих классов. То, что делает политика, не делает мораль, поэтому их соединение оказывается столь сложным и нестойким. Мораль форм-ся под сильнейшим возд-ем политики. Политич. элита обладает большими возможн. для насаждения угодной ей морали, используя для этого все рычаги власти, средств массовой информации, пропаганды, покупая ученых, литераторов, артистов. Это воздействие может создавать атмосферу нравственного воодушевления, использовать моральный фактор в политике, а может создавать моральный смог, подрывать нравственные устои нации, чтобы ослабить противодействия масс неугодных политике. Однако ведущее воздействие политики отнюдь не означает отрицание морали как особой формы общественного сознания. Недопустимо смешение политики и морали. Коренной вопрос о власти может быть решен только политической борьбой. Решение политич. проблем не всегда уклад-ся в нормы нравственности. Особенно часто наруш-ся заповедь о неприкосновенности жизни и собственности человека, его прав и свобод.
Дайте анализ основ. концепций происх-я политики
1) Теологич.- объясняющее происхождение ее, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли. 2) Антропологич. - обосновывающая необходимость политики природой человека(рис.). Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение отвечает природе человека и его стремлению к благу. Вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Начальными формами политического общения выступали семья и селение, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственное эгоистическое животное начало и воплотить общую пользу и справедливость. 3) Психологич.- Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия. Оригинальную теорию перехода общества из предсоциального в социальное, в т.ч. и политическое, состояние разработал З. Фрейд. Он исходил из того, что политика есть проявление либидознойэнергии индивидов. Так, государство и право выступают как заменители некогда существовавшего прародителя ("отца"), который был убит сыновьями, восставшими против монополии "отца" на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном - в либидозном комплексе и в чувстве вины. 4) Социологич. - политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально-однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновения государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе вместе с делением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных.
Раскройте смысл основных подходов к сущности политики.
1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятел-ть по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов. 2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает". 3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики. 4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть2. Именно это определение политики мы в дальнейшем будем использовать как рабочее. 5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.
Как проявляется в политике соотношение целей и средств?
В политологии решение вопроса о соотношении целей и средств неразрывно связанно с проблемой разделения морали и политики, ибо это позволяет при выборе способов политического достижения целей освобождаться от моральных норм и запретов. Наиболее рельефные подход к проблеме соотношения целей в политике дал Н. Макиавелли. Главным в политике, по его словам, выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. В новое время формируется убеждение, согласно которому фиксированные цели достигаются любыми эффективными средствами, а используемые средства теряют значение в процессе оправдания целей. Причем последние получают приоритет по отношению к средствам. Однако средства отнюдь не ведут к одной и той же цели, способной меняться в зависимости от набора средств. Цели не реализуются иначе, нежели через соответствующие средства, которые завоевывают благодаря этому опасную самостоятельность, превращаясь в цели. Прогресс цивилизации не привел к гармоническому сочетанию целей и средств в политике. И сейчас политические лидеры и партии пытаются оправдать свои цели и действия ссылками на нравственность, стремятся привлечь людей, чтобы достигнуть своих целей. Политика не всемогуща, мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика стремится освободится от морали. Попытки уклонится от моральных оценок свидетельствуют о слабости политиков, об их стремлении оправдать аморальные действия. Устранение из политики моральных оценок это негативная нравственная установка, иллюзорная и ошибочная ориентация на полную автономию политики.
Влияет ли насилие на эффективность политики? Систематическое применение насилия разрушает нравственные основы общества, совместной жизни людей солидарность, доверие, правовые отношения и т.п. В то же время вследствие несовершенства прежде всего самого человека, а также форм его коллективной жизни общество не может полностью устранить из своей жизни всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и пресечения использовать силу. Проявление насилия и его масштабы определяются многими причинами: экономическим и социальным устройством, остротой общественных конфликтов и традициями их разрешения, политической и нравственной культурой населения и т.д. Эффективность политического насилия чаще всего является иллюзией. Насилие, применяемое одной стороной, как правило, вызывает адекватное противодействие, ужесточает сопротивление противника, масштабы и ожесточенность конфликта, Учитывая социальные реальности, гуманизм (и мораль) допускает применение насилия лишь в качестве ответной или превентивной меры по отношению к уголовным преступникам, террористам, злостным нарушителям законов и т.п. В демократическом правовом государстве само насилие должно быть легитимным, признанным народом и ограниченным правом.
Объясните смысл данного высказывания о сущности политики Г. Лассуэла: «Политика есть процесс определения того, кто, что, когда и как получает».
Широкую известность получила трактовка сущности политики как механизма распределения ценностей в обществе, которая была обоснована Г. Лассуэллом. Он определил политику как процесс определения того, "кто, что, когда и как получает". Подобное понимание политики дает объяснение стремлению индивидов и социальных групп к государственной власти. Именно обладание властью позволяет создать условия (например, принятие законов, установление определенного уровня налогов, социальных программ), обеспечивающие жизнедеятельность и присвоение ценностей определенными социальными группами. Таким образом, политика - это конфликт интересов.
Почему политику сравнивают с двуликим Янусом?
Иногда политический процесс сравнивают с двуликим Янусом римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо которого обращено в прошлое, другое в будущее. Подобно ему, политический процесс связан с прошлым и направлен в будущее, хотя и совершается в настоящем времени. Он отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.
Почему политику считают «грязным делом»? Можно выделить целый ряд причин, объясняющих кажущуюся, а очень часто и реальную аморальность политики. К ним относятся: 1. Свойства власти распоряжаться материальными и духовными благами, судьбами людей. Это дает высокий престиж ее обладателям, влечет к государственной «кормушке» жаждущих личной славы и обогащения. Обладающий властью часто испытывает соблазн использовать ее в корыстных целях, а зависящий от нее чувствует почтение к сильным мира сего, стремление угодить, польстить начальству и т.п.
2. Органическая связь политики с насущными интересами людей. В политике реальные, прагматические интересы традиционно стояли на первом плане, оправдывая хитрость, ложь, убийства и другие безнравственные поступки.
3. Обобщенность, безличность, представительность и опосредованность осуществления политических решений, облегчающие отступление от морали. Политические решения обычно принимаются от имени партии, народа, нации, класса и т.п. и касаются не конкретных личностей, а достаточно общих социальных групп и объединений. Те, кто принимает решения, как правило, их непосредственно не исполняют и часто не видят и не чувствуют негативных последствий своей политики. Принять общее решение, например о ликвидации целого эксплуататорского класса, в моральном отношении значительно легче, чем самому уничтожить хотя бы одного его представителя.
4. Влияние на политику групповых ценностей и групповой морали, часто противоречащих общечеловеческим основам нравственности. Попытки создать новую, классовую мораль, отличную от традиционной нравственности, были предприняты в странах бюрократического социализма.
5. Мультипликационный эффект политических злоупотреблений. Он заключается в том, что аморальные действия в высших эшелонах власти имеют свойство умножаться, нарастать подобно катящемуся вниз снежному кому. Реально это проявляется в том, что аморальный высший руководитель обычно стремится освободиться от честных работников или сделать их своими сообщниками, окружает себя угодными людьми, которые, в свою очередь, также плодят себе подобное окружение. 6. Ориентация политики на эффективность, достижение цели. Как уже отмечалось, политические организации и движения создаются для реализации определенных целей. Средства же и способы получения результатов мало кого интересуют и обычно остаются в тени. 7. Конфликтность политики, ее функционирование как отношений друзей (союзников) врагов (соперников), повышающие эмоциональную враждебность или, по меньшей мере, напряженность между субъектами политики. Врагам же или соперникам, как известно, очень редко стремятся делать добро, а это важное требование нравственности.
8. Публичность политики, внимание к ней со стороны общества, а также более высокие нравственные требования, предъявляемые гражданами к политическим лидерам. Политика затрагивает интересы многих людей. Поэтому ее главные творцы на виду у общества. Их считают не только наиболее компетентными, но и лучшими, достойными доверия людьми.
Назовите основные политические проблемы современного российского общества, требующие незамедлительного решения. Высшими целями государства, всей политической жизни демократически организованного общества являются удовлетворение потребностей и чаяний рядовых граждан, обеспечение мира и процветания. Политическая жизнь в России еще далека от решения подобной задачи. Но мировая политическая практика не знает иной дороги на пути к оптимальному обществу, которое не было бы основано на началах нравственности, справедливости, духовном прогрессе. России тоже придется встать на данный путь. Ключевую роль в этом движении должна сыграть реформа сложившейся системы власти. В ее рамках планируется обеспечить новую модель развития, ориентированную на человека. Политические проблемы России XXI века: Совершенствование политической системы (Чтобы она удовлетворяла все слои населения), Политическая стабильность (Многопартийность вызывает споры при принятии решений), Проблема политической культуры (Политическая культура не прививается детям)
Опишите основных политических субъектов.
Субъектами политики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. К ним отн: 1) отдельные индивиды рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений; 2) социальные группы классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы. Осн. субъектами политики всегда являются большие социальные общности классы и слои, народы, нации; существенными средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Политическая элита это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Б. выступает посредником м/у элитой и остал. общ-вом. С 20 в. все более активную роль начали играть различ. лоббистские группы, н-р, банковские, промышл-е. Их интерес к воздействию на власть очевиден сохранить силу своего влияния в об-ве и обесп-ть наиб. благоприят. условия для своего сущест-ния и развития. 3) политические институты государство, политические партии, общественные движения. Государство является наиболее значимым институтом политической системы, ибо оно обладает максимальной концентрацией ресурсов власти в его руках, обладает суверенитетом и осуществ. управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Гос. власть отличается возможностью законного использования силы. Политические партии являются общественно-политическими организациями, которые ставят перед собой задачу борьбы за верховную политическую власть и осуществление своих программных установок и целей. Партии появились значит. позже, чем гос-во. Параллельно с развитием партий начали форм-ся общественно-полит. движения. Как прав, они отражают интересы более широких слоев насел-я, чем партии. Во многих совр. гос-вах значит. место имеет церковь и религия как субъект политики. По врем. появл. одним из самых молодых элементов полит. системы можно счит. СМИ. Они оказ-ют существ. и всевозраст. влияние на развитие и функц-ние совр. общ-ва и его полит. системы. 4) международные организации, транснациональные корпорации (ТНК).
Дайте характеристику бюрократии как политическому субъекту. Б. выступает посредником м/у элитой и остал. общ-вом. Она образует аппарат полит. орг-й, ядро гос. стр-р, выступает как исполнитель воли элиты и непосред. взаимод-ет с населением. Бюрократия как субъект политики, выражая интересы народа, свою политическую деятельность направляет на самосохранение и развитие общества, его политической системы; обеспечивает сдерживание демократических принципов функционирования общества, предоставляет власть своему представителю, который избирается и наделяется необходимыми полномочиями, создает возможность переизбрания его или освобождения избранного руководства на основе реального, а не декларируемого волеизъявления снизу или по решению высшей государственной власти, сурово придерживается законодательства. Класс бюрократии как самостоятельный субъект политики - порождение авторитарно-централистского стиля руководства обществом. Он создает политику, направленную на свертывание всех демократических форм функционирования и постепенное утверждение себя как единственного субъекта власти.
Назовите основные аспекты воздействия экономической системы на политическую.
1) п. нуждается в экон. поддержке (н-р, финансовые средствах, которые требуются для проведения избирательных кампаний); 2) э. испол-ся, чтобы удержать власть (народ, несомненно, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономическую стабильность, рост благосостояния, оптимальную среду для предпринимательской деятельности, социальную защищенность граждан); 3) все крупномасштабные политические решения (проведение реформ, осуществление проектов структурной перестройки хозяйства и др.) требуют надежного и обоснованного экономического обеспечения); 4) уровень и состояние развития экономики инициируют и стимулируют также политические процессы и мероприятия: реформы, перестройки, нэпы. Низкий экономический уровень развития страны, а тем более кризисное состояние экономики с неизбежностью рождают государственно-политические мероприятия, направленные на подъем экономики, выход из кризисного состояния. Высокий экономический уровень развития страны также не оставляет политику безучастной. В этих условиях важной проблемой политической власти становится обеспечение экономической и политической стабильности.
Раскройте связь бизнеса и политики.
Политическое обеспечение бизнеса . На предпринимательскую деятельность оказывает влияние множество различных факторов, как внешних, так и внутренних. К политическим факторам относятся крупные общественные потрясения, войны, гражданские противостояния, региональные конфликты, противоборство в органах государственной власти, забастовки в различных отраслях экономики, выборы. Условия благоприят. политич. обеспечения бизнеса: -обеспечение политической стабильности в стране; -проведение государственной политики эффективного содействия развитию предпринимательства. Политическая стабильность наблюдается в таких общественных системах, где политические процессы регулируются совокупностью институтов и отношений, обеспечивающих социальный порядок. В результате противоречивые и конфликтные политические процессы оказываются упорядоченными. В структуре форм политического обеспечения бизнеса выделяются следующие. Во-первых, государственная политика, направленная на формирование благоприятной среды для бизнеса в целом. Во-вторых, государственная политика создания общей экономической инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование бизнеса. В-третьих, государственная система мер, призванная обеспечить оптимальную структуру национального бизнеса. Разумеется, в каждой стране данная структура имеет свои особенности. В-четвертых, политическое обеспечение бизнеса предполагает дифференцированный подход к различным его группам. Бизнес как субъект политики. Бизнес влияет на правительственную политику в разных формах и направлениях. 1. Представители бизнеса во всех странах оказывают давление на законодательные органы. Они инициируют принятие новых законов (указов и других законодательных актов), направленных на реализацию интересов всего бизнеса, а чаше отдельных его групп. Другой формой выступлений бизнеса как субъекта политики является широкая поддержка и финансирование деятельности политических партий, представленных во властных структурах или претендующих на эту роль. 2. В разных формах представители бизнеса стремятся к получению информации о готовящихся экономических и политических мероприятиях, которые могут так или иначе затронуть их интересы. 3. Миссия предпринимательского слоя как субъекта политики проявляется в его реакции на решения, принимаемые соответствующими государственными органами.
Опишите взаимосвязь политики и религии.
Для государства практическое значение имеет не непосредственно религия, а порождаемый ею нравственный элемент общества, без которого государство не может существовать и исполнять свои функции, и это его заставляет в высшей степени дорожить религией. Потребность государства в этике приводит его к необходимости уважать религию, а так как религия невозможна без церкви, то отсюда государство вынуждено столь же ценить существование церкви. Отношение государства к церкви один из самых сложных и деликатных вопросов политики. С точки зрения интересов государства действие церкви сводится в широком смысле к воспитанию личности. Религия выполняет организационно-политическую функцию. Становится часто мотивацией:1) политических действий, 2) формирует также идеологию и 3) политические доктрины.
Проведите сравнительный анализ геополитических концепций англо-американской и немецкой школ.
Геополитика это наука о взаимоотн-ях гос-в, отлич-ся географ. положением. 1) Англо-америк. школа. Дж. Маккиндор в своей работе приходит к выводу, что геогр. ось пролегает через мир. остров, т.е. часть суши, раздел-я на 3 континента Азию, Африку, Европу. В центре мира нах-ся Евразия. В центре последней нах-ся Хартленд стратегич. важная часть суши. А.Мэхэн утверждает, что морская мощь гос-ва опр-ет его истор. судьбу и выделяет осн. параметры морской мощи: -геогр. полж-е страны, -климат и природ рес-сы, -протяж-ть территории, -числ-сть нас-я, -нац. хар-р. 2) Герман. школа. Хаусхофер яв-ся автором теории континент. блока: глав. движ. силой гос-ва яв-ся борьба за расшир-е жизн. простр-ва. Цель гос-ва достиж-е авторхия независ-ти во всем. Вводит понятие большого простр-ва Гроссраум, кот-е вкл. умерен-тропич. и субтроп. зоны: Иран, Китай, Индию. Наиболее важными хар-ками гос-ва явл-ся его размеры, местополож-е и границы. Ф.Ратцель. Существ. различия м/у морской и военной торговли оказ. влияние на степень военного превосходства. 2 стадии в развитии террит. гос-ва: 1 торговля; 2 военная. Челлен развивает идею Ратцеля о биолог. сущности гос-ва, утверждая, что борьба за сущ-ние гос-ва это борьба за простр-во. 4 геополит. модели мира: 1) Маккиндер Хартленд серединная земля; 2) Хаусхофер Большое континент. объед-е Гроссраум: Евроафрика, Россия, Япония, Сев. и Юж Америка. 3) Дж.Спайкмен серединный океан, омывающий берега Сев. Америки и Зап. Европы; 4) С.Коэн выд. 5 геополит. центров мира: США, Япония, Китай, Европа.
18. Назовите особенности современной геополитической картины мира. На рубеже XX и XXI вв. сформировался новый миропорядок, новая геополитическая и цивилизационная картина мира. К новому состоянию мировое сообщество пришло благодаря факторам, изменившим геополитические перспективы планеты: -усиление однополярности, преобладания в мире одной сверхдержавы; -глобализаций мировой экономики;
ослабление государств; -поиск разными странами своего места в мировой системе друзей и союзников (т.е. поиск идентичности); -восстание бедного большинства мирового сообщества против богатого меньшинства. В последние годы военная сила начинает выполнять новые геополитические роли. Это связано с тем, что ООН, другие международные организации (например, СНГ) проводят миротворческие операции с привлечением вооруженных сил.
Дайте оценку современному геополитическому статусу России.
1) Ф-ры, окз-ие влияние на геополитику России: -распад СССР и потеря статуса сверхдержавы, -приближ-е НАТО к границам России; -рост кол-ва пригранич. гос-в. 2) Геополит. полож-е Росиии зависит от мощного оборонит. капитала. Нынешнее геополитическое положение нашей страны в мире может рассматриваться с двух точек зрения. В первом случае Россия оценивается как географический центр глобальной системы и интеграционное ядро Евразии. Распространено и представление о России как о своеобразном "мосте" между Европой и Азией. Современная Россия сохраняет свой геополитический потенциал центра Евразии, но с ограниченными возможностями использования, что ведет к ее превращению в региональную державу с тенденцией к дальнейшему снижению геополитического статуса.
Под вопросом геополитическое единство самой Российской Федерации,
Оцените вклад античных философов в развитие политического знания.
Древнегреческие мыслители стремились понять сущность государства, его место и роль в жизни общества. Они формулировали идею о всеобщем благе и общем интересе как основу объединения людей в Государственную общность. Аристотель (типология форм государственного устройства). Аристотель предложил посмотреть на государство с двух позиций: во-первых, с точки зрения, чьи интересы защищает государство интересы всего общества или корыстные интересы правителей; во-вторых, с точки зрения, сколько людей участвуют в принятии управленческих решений. Древнегреческими философами были разработаны многие понятия, которые используются в настоящее время в политической науке: политика, полис, монархия, демократия, аристократия и т. д. Они сформулировали важные нормы морали в политике. Они считали, что только основываясь на справедливых законах, на нравственности, можно создавать гуманное общество. Они искали идеальные модели государственного устройства. Так, Аристотель склонялся к мысли, что в условиях, когда массы не готовы принимать активное участие в управлении делами общества, наиболее оптимальной формой правления является монархия. Платон (теоретич. аспекты форм правл.) называл демократию бедой политики, которая неминуемо ведет к худшей форме правления тирании. Он предложил такую модель идеального политического устройства, где власть принадлежала бы философам, т. е. людям, обладающим истинным знанием и добродетелью. Платон предлагал установить жесткий принцип иерархии, т.е. деления общества на сословия, где каждое сословие выполняло бы свойственные только ему функции. Идеальные модели государственности, созданные древнегреческими философами, кажутся нам сегодня архаичными, надуманными, утопическими. Но эти модели свидетельствовали, что человечество встало на путь поиска оптимальных форм общественно-политического устройства, в наибольшей степени отвечающих интересам и чаяниям многих людей.
Философы Средневековья и Возрождения о власти и государстве.
Главные особ-ти Среднев.: -теократич. происх-е власти, -подчин-е светской власти религиозной (сильное влияние христианства на политическую мысль), -проблема об отн-и морали и власти. признаком этого этапа является. Августин Аврелий. В трактате «О граде Божием» Августин говорит о борьбе двух, царств - Божиего и Земного. Божий град - это те, кто своим поведением заслужили у Бога спасение, земной - это люди алчные; самолюбивые забывшие о Боге. Зримым представителем Божиего града на земле является церковь, занимающая высшее положение, и государство должно служить церкви. Главным условием принадлежности к Божьему граду является смирение и покорность перед Богом и перед церковью. Фома Аквинский считал, что Бог является основой всего сущего на земле. Лучшей формой государства для него была монархия, но монарх должен быть справедливым, добрым, только в этом случае его власть будет отражением власти Бога в мире, только в этом случае государство сможет выполнить свои главные задачи заботиться об общем благе, сохранять мир и обеспечивать благосостояние граждан. Для того чтобы избежать произвола и насилия, Фома Аквинский считал необходимым подчинение власти светской власти духовной, т.е. власти церкви. Христианство формировало и новые нравственные принципы, которые должны были быть положены в основу идеального общественно-политического устройства: забота государства об общем благе, ответственность правителей, справедливость законов. В эпоху Возрождения (Макиавелли, Боден) проблема выбора такой формы гос. устр-ва, при кот-й могли бы обрести свободу и достойно сущ-ть бол-во граждан страны. Политика, по Макиавелли, есть взаимоотн-я разл. соц. сил по поводу осущ-ния власти в об-ве (т.е. соц. природа политики). Четко сформулировано полож-е, что осн. вопрос п. вопрос о власти. М. объясняет происх-е гос-ва исходя из не только естеств. природы человека, но и соц. Необх-ть обузд-я отрицат. кач-в человека определила возник-е гос-ва, с пом. кот-го можно устан. мир и порядок. М. выделяет 3 формы гос. устр-ва: монархия, аристократия и народ. правл-е. Создать единое и крепкое гос-во в сост-и только сильная власть, причем все ср-ва дозволены для достиж-я пол. целей. Основной вклад Бодена в разв. пол. теории постановка и реш-е проблемы гос. суверенитета, к-ый трактовался как незав-ть гос-ва от др. гос-в и как нез-ть в реал. осущ-нии власти на своей территории. Боден предпочитал наследс. монархию и выступал теоретиком абсолютизма. Абс. суверенитет монарха мыслитель обосновывает ссылками на естест. природу человека, к-ый якобы требует формир-я в об-ве именно монарх. формы гос. прав-я.
Развитие политического знания в XVII XVIII вв. и его особенности. Осн. черта соц. обусл-сть политики. Мыслителей этого времени волновали проблемы происхождения государства, взаимоотношения правителей и народа, гражданских прав и свобод. Западно-европ. мыслители 17 в. (Гроций, Гоббс, Локк) отразили в своих трудах процессы распада феод. и зарожд-я капиталист. обществ. отн-й, эконом. и полит. борьбу класса феодалов и буржуазии. Гроций основоположник теории естест. и междунар. права. Естеств. право порождено потребностью людей в общении друг с другом. Учение о справед-ти монархи должны соблюдать з-ны так же, как и простые граждане, показ-ть им в этом пример; на основе этой высшей справед-ти должны строиться все отн-я в гос-ве. Гоббс исходил из того, что в своем естеств. состоянии об-во выступает как сов-ть людей, свободных и равных м/у собой по физ. и умств. способностям. Чтобы преодолеть вражду и обрести мир, созд-ся гос-во, кот-му люди передают свои права, несут перед ними обяз-сти. Гос. власть хар-ся как абсол. и безуслов.; она испол-т свою силу и авторитет для созд-я необх. условий нормал. сущ-ния своих граждан. Эти задачи лучше всего может решить абсол. монархия. Локк обосновал необх-ть свободы личности как главного принципа функцион-я гражд. об-ва и гос-ва, подчеркивал необх-ть либерализации деят-ти гос. гос. институтов, расшир-я констит. прав и свобод граждан. В отл. от Гоббса, он исходит из того, что в своем естеств. состоянии люди не испол. друг друга в корыст. целях. Поэтому следствием естеств. рав-ва яв-ся сотруднич-во. Гос-во созд-ся ими для того, чтобы защищать свои ест. права и свободы. Локк выступает против абсол. монархии, обоснов-ет преим-ва конституц. парлам. монархии. Источником пол. власти в стране яв-ся не правит-во, а народ, нация. Монтескье разв-т идею раздел-я властей, говорит о законодат, исполн. и суд. властях, а идеал. формой гос-ва для него была констит. монархия. Монтескьё считал, что есть 2 вида з-в, лежащих в основе деят-ти людей: естеств. (отраж. осн. принципы отн-я человека и природы и естеств. отн-й м/у людьми) и позитив. (созданные людьми и установл-е законодателем). С его т. з., естеств. за постоянное возд-е на общ-во. Тип гос. устр-ва опр-ся климатом страны, строением почвы, характером рельефа. Руссо подверг основат. критике ценности цивилизац. общ-ва. Подобно Локку, он считал, что человек не так зол по своей природе, как предполагает Гоббс, а присущая естественному состоянию людей гармония наруш-ся появлением нерав-ва (физическое, т.е. различия в способностях, и моральное или политическое, проявляющееся в отнош. друг к другу). Последнее и есть соц. нер-во, появившееся в рез-те возник-я частной собст-ти; оно противно естеств. праву, поскольку не совпадает с нер-вом физич. Согласно его уч. об общ. договоре, возможно заключ-е между представителями народа такого договора, при кот-м каждый гражданин оставался бы свобод. и польз-ся соответст. пол. правами (идея народ. суверенитета)
Специфика развития политического знания в России в XVII XVIII вв. С 17 в. начин-ся ослабл-е влияния религ. мировоззр. на российскую пол. мысль, но в ней по-прежнему доминируют идеи необх-сти самодерж. формы правл-я в России. Это отчетливо видно в трактате Крижанича «Политика». Он разграничил «божественный» и «природный» з-ны, но сч. самодержавие наилуч. правлением, позволяющим государю вводить благие з-ны. Однако самодерж. власть, по его мнению, не должна превращ-ся в тиранию, так как безгранич. власть противна божеств. и природ. з-м. Ф.Прокопович, сторонник абсол. монархии, пытался соед-ть идею божест-сти власти с ее разум. использ-ем. Он считал, что гос-во возникает одновременно как рез-т божеств. влияния и как рез-т разум. объед-я людей. В XVIII в. благодаря работам Ф.С. Салтыкова, А.Д. Кантемира, В.Н. Татищева россий. общ-во познакомилось с идеями ранних просветителей о всесилии просвещения, з-в разум. правления. Они рассм. гос-во в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обесп-ть общенарод. пользу. Вместе с тем они не ставили под сомнение идею самодержавия в России. Так, Татищев сч., что в России в силу ее традиций, места положения, огром. территории возможен только самодерж. строй. Однако монарх д. быть просвещенным, должен править, опираясь на з-н. Идеи просвещен. абсолютизма ярко представлены в произвед-х Н.И. Новикова, И.А. Третьякова, Я.П. Козельского, А.П. Сумароковa. Для представителей этого направл-я характерно обращ-е к договор. теории происх. гос-ва, они обсуждали пути повыш-я морал. устоев политики, огранич-я сослов. привилегий, искали пути законодат. закрепления прав гражданина. Особ. место среди российских мыслителей XVIII в. занимает А.Н. Радищев. Он открыто выразил мнение о том, что самодержавная, ничем не огранич. власть противоречит естест. правам человека и заключ-му м/у гражданами и властями договору. Идеалом общественно-политич. устр-ва Радищев считал республику, где народ сам издает з-ны и осущ-ет управл-е. Раскройте позитивистскую концепцию общества и государства. В учении Конта революции, "анархические взрывы" представлены как "патология общественного развития" а социальная солидарность - как необходимая основа нормальной социально-политической жизни, исчезновение которой означает распад общества и государства. В целом Конт выступает противником либерализма, демократии, социализма, прав и свобод личности, мешающих, по его мнению, упрочению солидарности. Сторонник сильной авторитарной власти. Спенсер, сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие - с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Он признавал за гражданами "право игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида. В отличие от Конта, Спенсер выступил как твердый сторонникполитического и экономического либерализма, личной свободы и свободы конкуренции, противник вмешательства государства не только в экономику, но и во все другие сферы жизни общества. В чём сущность социально-экономического подхода к политике? Социально-экономические теории политики объясняют происхождением и развитие политики определяющим влиянием экономических отношений общества. Этой теории долгое время придерживались марксисты, которые рассматривали политику как концентрированное выражение экономики. По Марксу, капиталистическое общество характеризуется двумя видами противоречий. Первый вид противоречие между производительными силами и производственными отношениями. При капитализме производительные силы достаточно развиты, однако производственные отношения (т.е. отношения собственности и распределения) не меняются. Капиталистическое общество способно производить все больше товаров, но уделом большинства остается нищета. Это порождает второй вид противоречий между ростом богатства меньшинства и нищетой большинства населения, что ведет к революционному кризису. Пролетариат превращается в класс, способный взять политическую власть и преобразовать общественные отношения. Раскройте своеобразие культурологического подхода к политике. «политические отношения, политический строй всякого народа имеют в основе своей культуру общества «эмпирическую реальность», рассматриваемую М. Вебером в самом широком плане как система политических, экономических, правовых, религиозных идей, взглядов, мировоззрений и .установлений. И эта культура не надстройка по отношению к базису и не его порождение. Она есть основа бытия общества во всех его ключевых проявлениях, включая и экономические. Она есть плод политической деятельности. Отсюда и главным «агентом» политического и исторического процесса является человек во всей сложности его природы, в совокупности рационального и иррационального, материального и духовного, свободы и рабства и т.д. В основе культурологического подхода к изучению социально-политической действительности лежит признание двух факторов: 1) приоритета разумно-духовной стороны жизни человека над материальной. ; 2) необходимости ценностного подхода. Перечислите особенности политического бихевиоризма. Полит. бихевиоризм направлен на изучение пол. повед-я людей. Б. как науч. направ-е в политол. утверждает, что: а) полит. как объективная реал-ть сущ. благодаря многообраз., взаимосвяз. действиям различ. людей; полит. институты, стр-ры сущ-ют, поскольку они воспроизв-ся в действиях и взаимод-х людей; б) чтобы понять политику, надо изучать пов-е людей; в) поведение людей можно и нужно изучать не только теоретич., но и эмпирич. методами, только так можно получить объект. знание. В 1950-1970-е гг. бихевиор. подход занял доминирующие позиции в полит. науке. В это время возн. неск-ко теорий, претендующих на право объясн-я мотивации полит. пов-я. Среди них: теории обмена и политического рынка, политической психологии, коммуникативного действия, политической идентификации и др. Охарактеризуйте психоаналитический подход к политике. Широко распространенные сегодня фрейдистские и неофрейдистские концепции исследуют роль бессознательного в политическом поведении. Человек в понимании Фрейда это изолированный атом. Потребность в объединении с другими людьми принуждает человека сдерживать свои естественные устремления (Эго). Массы всегда ищут вождя, поклоняются ему и жаждут отказа от самостоятельной ответственности. Отождествление вождя с отцом идет из семейных отношений. Эта концепция работает лишь в тех случаях, когда происходит политизация массы, когда идеальный образ лидера проецируется на творимого кумира. Неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести в некоторые его положения общественно-политический контекст. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. Так, Эрих Фромм считал, что психика человека социально обусловлена. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни. Формирование авторитарной личности происходит под влиянием социальных условий: экономической и политической нестабильности, падения жизненного уровня. На основании психоанализа разработан жанр психоаналитического портрета. Г. Лассуэлл он сделал вывод, что стиль политического деятеля напрямую связан с его психологическими особенностями. Лассуэлл выделил три типа политиков: агитатор, администратор, теоретик. Раскройте сущность системного подхода в политологии (Д. Истон, Г. Алмонд). Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия системы. По мнению Истона, политика представляет собой авторитетно-властное распределение ценностей для всего общества. Политическую систему можно определить как совокупность политических взаимодействий в обществе. Распределение ценностей в обществе является одной из функций, необходимых для сохранения общества. Политика относительно самостоятельная сфера, основное значение которой заключается в распределении ресурсов и побуждении к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами. Теория Г. Алмонда характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Раскройте сущность информационного подхода К. Дойча к политике. Теория К. Дойча (кибернетическая теория) рассматривает политическую систему как кибернетическую, в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.
Назовите основные этапы развития политической мысли России.
1) Политическая мысль в Древней Руси зарождается в тесной связи с религиозным сознанием и характеризуется обращенностью к философско-исторической проблематике и задачам становления русской государственности.
На первый план в этот период выдвигаются такие проблемы, как независимость русских земель и необходимость их единения; образ идеального князя, а затем государя-самодержца; сущность и предназначение власти; взаимоотношение государства и церкви; идея великодержавности и пределы царской власти, преграды на пути ее перев тиранию. 2) Политические учения в России ХVII первой половины ХIХ в. В этот период политическая мысль в России развивалась в тесной связи с процессами утверждения централизованного российского государства (ХVII в.), затем формированием и функционированием абсолютизма (ХVIII первая половина ХIХ в). 3) Политические идеи в России второй половины ХIХ первой половины ХХ в. Вторая половина ХIХ и первая половина ХХ в. отличаются богатством и многообразием общественно-политических направлений и политических доктрин в России. Проблемы политики и государства рассматривались большинством теоретиков русского социализма в качестве подчиненных проблемам социальным и экономическим. Рассматриваемый период развития русской общественно-политической мысли характеризуется дальнейшей разработкой консервативного направления Видное место в спектре политических направлений в России конца ХIХ начала ХХ в. занимали либерально-конституционные идеи
В чём различия во взаимоотношениях церковных и светских властей в средневековой России и в Западной Европе?
Зап. Европа. В Средневековье наряду с государством и вне его появляется религиозный институт церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала зарождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утверждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Эта попытка не увенчалась успехом. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что именно в средневековый период обозначился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества. Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства. Россия. Возникновение теократической идеологии в период средневековья было вызвано созданием единого централизованного Московского государства. Образовавшемуся на основе отдельных княжеств государству требовалась идея, способная объединить удельные земли под эгидой набиравшей военно-политическую мощь Москвы. Идейно-теоретические поиски того времени вылились в доктрину псковского монаха Филофея "Москва - третий Рим". Господствовавшее в период средневековья религиозное мировоззрение не могло создать иной идеологии, кроме религиозной. Возникновение теократической концепции было обусловлено также и тем, что носителем знания и всей передовой культуры являлась церковь. Национальная идеология средневековой России была одновременно церковной идеологией. Превосходство церковной иерархии над светской обусловлено тем, что духовенство выполняет более значительные функции, чем мирская власть.
Раскройте содержание просветительских идей в политической мысли России XVIII века.
В XVIII в. благодаря работам Ф.С. Салтыкова (1661-1715), А.Д. Кантемира (1708-1744), В.Н. Татищева (1686-1750) российское общество познакомилось с идеями ранних просветителей о всесилии просвещения, законов, разумного правления. Они рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспечить общенародную пользу. Вместе с тем они не ставили под сомнение идею самодержавия в России. Так, Татищев считал, что в России в силу ее традиций, место положения, огромной территории возможен только самодержавный строй. Однако монарх должен быть просвещенным, должен править, опираясь на закон.
Идеи просвещенного абсолютизма ярко представлены в произведениях Н.И. Новикова (1744-1818), И.А. Третьякова (1735-1776), Я.П. Козельского (1728-1794), А.П. Сумароковa (1717-1777). Для представителей этого направления характерно обращение к договорной теории происхождения государства, они обсуждали пути повышения моральных устоев политики, ограничения сословных привилегий, искали пути законодательного закрепления прав гражданина. Особое место среди российских мыслителей XVIII в. занимает А.Н. Радищев (1749-1802). Он открыто выразил мнение о том, что самодержавная, ничем не ограниченная власть противоречит естественным правам человека и заключенному между гражданами и властями договору. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он гневно обличал самодержавие и крепостной строй. Он говорил, что народ, отстаивая свои права, может поднимать восстание против власти. Идеалом общественно-политического устройства. Радищев считал республику, где народ сам издает законы и осуществляет управление. Не случайно Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».
Основные направления политической мысли в России в 19 веке и их особенности
Основные направления политической мысли в России в XIX веке и их особенности
В XIX в. в России сложились три направления общественно. политической мысли: дворянско-либеральное, консервативно-охранительное и революционно-демократическое. Среди наиболее известных представителей российского либерализма были М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский, П.В. Анненков. М.М. Сперанский подготовил по его поручению план государственных преобразований в России. Он считал, что необходимо постепенно отменить крепостное право и установить конституционную монархию. В основу системы государственной власти он предлагал положить принцип разделения властей. В работах П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, Т.Н. Грановского, П.В. Анненкова излагались не только идеи правового государства, граждан. прав, но и суждения о том, что путь развития западных стран более эффективный, прогрессивный, что России следовало бы перенять ряд основополаг. принципов западноевроп. гос-обществ. устройства. Консервативно-охранительное направление политической мысли сложилось как своеобразная реакция российского дворянства, а возможные изменения в связи с последовательной реализацией буржуазно демократических преобразований в обществе. Его представители стремились обосновать принципиальные различия в развитии Запада и России, они идеализировали историческое прошлое страны и ратовали за сохранение вековых традиций, самобытности России. Данное идейно-политическое течение получило название славянофильства. Революционно-демократическое направление в российской политической мысли в XIX в. представлено В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским, М.А. Бакуниным, П.А. Кропоткиным. Революционеры-демократы считали, что переход России к демократии необходим и будет совершен так же, как и на Западе, путем революционных преобразований. Однако в понимании, кто будет главной движущей революц. силой, каков должен быть характер изменений, у революционеров-демократов были серьезные расхождения. В конце XIX в. в России складываются социалистические теории марксистского направл-я. Их отличало, негативное отношение к идеям либерализма, к буржуазному, частнокапиталистич. способу производства, вера в возможности нарождающегося пролетариата построить справедливое демократическое общество, где нет места эксплуатации и где существует подлинное народовластие. Г.В. Плеханов считал, что социализм как конечную цель рабочего движения российский пролетариат сможет построить только тогда, когда пройдет школу политического воспитания в зрелом капиталистическом обществе. Особенно значим вклад в развитие социалистических теорий В.И. Ленина. Он разрабатывал теорию социалистической революции, теорию государства, социалистической демократии, которые впоследствии легли в основу идеологической доктрины советского государства.
Раскройте своеобразие консерватизма и либерализма в России. В оценке основополагающих идей прав и свобод человека, взаимоотношений отдельно взятой личности, общества и государства, развития социальной и экономической сфер российский либерализм формировался и развивался в одном направлении с западным. Однако нельзя не отметить тот факт, что в силу экономической отсталости, сохранения крепостного права и других пережитков феодализма, господства самодержавия и целого комплекса других причин либеральное мировоззрение в России характеризовалось некоторыми специфическими особенностями и окончательно укоренилось лишь во второй половине XIX начале XX в. Особенно большая заслуга в этом отношении принадлежит Т. Грановскому, Б. Чичерину, П. Струве, П. Милюкову, П. Новгородцеву и др., попытавшимся развить и применить принципы либерализма к российским реальностям. В частности, именно ими были заложены основы русского конституционализма, идеи правового государства и гражданского общества применительно к российским реальностям. Их заслуга состояла также в практической постановке проблем прав и свобод личности, подчинения государственной власти праву, верховенства закона.
Консерватизм отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России; проимператорское направление в него входили Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев). консервативная традиция развития политической мысли, представленная как идеологами реакционного толка (С.С. Уваров, К.П. Победоносцев), так и реформаторски настроенными поздними славянофилами (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев). Последние из славянофилов, оказавших существенное влияние на общественное мнение страны, Данилевский и Соловьев стали основоположниками консервативной русской идеи, в которой, однако, были отражены существенные моменты русской культуры, всегда формировавшей и питавшей менталитет народа, в связи с чем и их вариант народной идеи получился привлекательным и авторитетным; В чём суть радикального направления в политической мысли России? Вера в самостоятельность России, ее особый путь развития в целом не противоречила идее революционного переустройства общества. Условия для распространения радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т.д. Вместо монархии Радищев предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру древнего Новгорода и Пскова. Во главе федерации, по его мнению, должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. После А.Н. Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту П.И. Пестеля, должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но полагал, что высшие органы власти (Народное Вече, Державная Дума, Верховный Собор) должны формироваться посредством всеобщего избирательного права. Во второй половине 19 в. политическая мысль России испытала значительное влияние европейского социализма, анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся формы государственности. Однако теперь представители радикальной политической мысли стали больше уделять внимание не столько формированию идеалов государственного устройства, сколько определению средств реализации своих идеалов. Перечислите основные тенденции в развитии современной политической мысли в России. В целом для российской политической мысли в н.в. характерны следующие черты: 1) устремленность к крайностям - радикализму и шовинизму; 2) односторонность, категоричность, нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма; 3) тесная взаимосвязь, неотделимость политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций; 4) своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых проблем; 5) чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого - консерваторами, будущего - радикалами); 6) недостаточная экономическая и политическая обоснованность выдвигаемых идей и путей их практической реализации. В н.в. в проц. осущ-ния радик. экон., полит. реформ остро стоит вопрос об актуализации, расширении и углублении научно-правов. исследований. Осн. вопросы, кот-ые занимают сегодня политологов: полит. система общ-ва, роль и соотнош-е гос-ва, партий и общ. орг-ций, содер-е политич. власти, способы разработки и провед-я в жизнь гос. пол., формы и методы управ-я, участие разл. классов и слоев в политике, пол. сознание людей и воспитание, вопросы демократии, внеш. политика, междунар. отнош-я, вопросы полит. культуры, участия, пол. норм, процесса принятия и проведения в жизнь полит. реш-й, прав. свобод, обязанностей граждан, проблемы соотнош-я политики и экономики, пол. и права т.д. Теорет. и практические важными вопросами яв-ся проблемы межнац. отнош-й, соотнош-я национал. и интернац., класового ии общечелов-го, гос. суверенитета и самоопр-я наций, однопартийности и многопар-ти и т.п. Раскройте сущность политической жизни как человеческого измерения политики. Понятие п. жизни вкл. как структуры, так и процессы, а также многообраз. формы активности граждан и орг-ций, так или иначе влияющие на принятие и осущ-ние пол. реш-ий. Именно специфические интересы разнообразных соц. общностей, а также отдел. личностей придают политике тот или иной религ., нац., регионал., а иногда и личностный хар-р, опр. цели и способы осущ-ния. Поэтому многомерность п.ж. проявл. в том, что она имеет не только соц.-груп., но и личностное измерение. Не случайно взаимод-е личности и гос-ва станов. все более значимым в пол. науке. К индив-личност. кач-вам, определ-им степень полит. активности отд. человека, обычно отн: 1) соц. статус личности; 2) уровень пол. культуры; 3) полит. стандарты и установки индивида. Уровень активности повыш-ся, если в п.ж. в целом склад-ся для этого благопр. условия: 1) обесп-ся необх. уровень благосостояния людей; 2) сущ-ет законодат. база, стисул-я эту активность. В зав-сти от степени развития этих усл-й в об-ве форм-ся и преобладают разл. образцы, стандарты, типы пол. сознания и поведения: 1) активистский тип проявл-ся в выс. заинтересованности в пол. участии; для этого типа людей хар. спос-сть к четкому опр. своей личной позиции; 2) тип наблюдателя отлич. несистемат. интересом к пол. событиям и выборам; принимает участие в пол. жизни время от времени; 3) аполитич. тип хар-ся безразл. к политике, он не интер. политикой и не участвует в ее осущ-нии. Охарактеризуйте цели, типы и основные стадии политической социализации личности и ее значение. Чаще всего под п. с. понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества, т.е. процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы. Эффективная п. с. способствует полноправному вхождению личности в общество, обеспечивая воспроизводство политической и культурной системы данного общества. В ходе исследования процесса п. с. П.Бергер и Т.Лукман выделили 2 этапа: первичную и вторичную социализации. Первичная социализация включает приобретение индивидом политических норм и ценностей общества при передаче их от старшего поколения к младшему. На этом этапе индивид «вбирает» ценности и нормы общества в процессе общения со значимыми «другими»: семьей, церковью, школой. Особенность данного этапа заключается в том, что ребенок усваивает различные политические нормы, но еще не понимает их сущности и значения. Этап вторичной социализации означает приобретение индивидом новых политических знаний и опирающегося на них опыта, что возможно при участии индивида в политической жизни страны или под воздействием различных факторов. Оба этапа тесно переплетаются в реальной жизни и, взаимодействуя друг с другом, способствуют стабильности политической системы общества. 4 типа п. с: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский. Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества. Плюралистический тип п. с. отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную п. с. индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей. Конфликтный тип п. с. формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур. Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Перечислите основные права и свободы человека. Классиф-я основ. прав человека свзана со сферами общ. жизни, в кот-х они реализ-ся. 1) Гражданские права: на жизнь, свободу, лич. неприкосновенность, на имущество; 2) политические: на свободу мысли, совести, религии, политич. деят-ти, приним. участие в управ. своей страной, равного доступа к гос. службе; 3) экономические: на труд, свобод. выбор работы, благоприят. условия труда, на равную оплату за равный труд, на справедл. и удовлетвор. вознаграждение, на создание профес. союзов и участие в них для защиты своих инстересов; 4) соц-е: на отдых досуг, на уровень жизни, к-й необходим д/поддерж-я здоровья и благосостояния его самого и его семьи, на обесп-е на случ. безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступл-я старости, на одинак. соц. защиту всех детей, родив-ся в браке или вне брака; 5) культурные: на образ-е, кот-е д.б. беспл. (начал. и общее); свободно участ-ть в культ. жизни общ-ва, в науч. прогрессе и польз-ся его благами, на защиту своих морал. и материал. интересов.