Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

1 Древний Восток и античность

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Курсовая ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Содержание
Введение. 3
Глава I. Проблема человека на ранних этапах развитии философии. 5
1.1. Древний Восток и античность. 5
1.2. Средневековье. От религиозного социоцентризма к религиозному антропологизму 7
1.3. Антропологизм эпохи Возрождения. 10
1.4. Доминирование антропологизма в Новое время. 14
Глава II. Анализ проблемы человека в русле важнейших направлений философии ХХ века 18
2.1. Анализ антропологического смысла цивилизации в русле психоаналитической антропологии. 18
2.2. Анализ проблемы человека в русле концепции Эриха Фромма. 21
2.3. Анализ проблемы человека в русле прагматизма и экзистенциализма. 22
Заключение. 26
Список литературы.. 28Введени
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что высшее звено в цепи развивающегося бытия - человек. Он являет собой особый феномен. При этом для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.
Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. 
Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема человека анализировалась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру. И, тем не менее, полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее истории.
Целью данной курсовой работы является анализ проблемы человека в истории философии.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть проблему человека на начальном этапе развитии философии.
3. Провести анализ проблемы человека в русле важнейших направлений философии ХХ века.
Предмет исследования: проблема человека в истории философии.
Объект исследования: человек как философский феномен.
Во введении необходимо также провести анализ опорных терминов тематики данной курсовой работы.
АНТРОПО ... (от греч. anthropos - человек), часть сложных слов, означающая «относящийся к человеку».
АНТРОПОЛОГИЗМ (антропологический принцип), философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления. Антропологический принцип в философии ввел и обосновал Л. Фейербах, у которого он стал основой критики немецкого классического идеализма. Антропологизм разрабатывался в различных философских концепциях (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, ряд представителей экзистенциализма). В широком смысле слово антропологизм - составная часть философских учений о человеке.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от антропо ... и центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле - учение о природе (сущности) человека; в узком - идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х. Плесснером. Исходило в значительной мере из идей философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии Э. Гуссерля, в дальнейшем получили распространение идеи прагматизма (А. Гелен), «культурантропологии» (Э. Ротхаккер и др.), экзистенциализма. Существуют также попытки эклектичного сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и др.).

Глава I. Проблема человека на ранних этапах развитии философии
1.1. Древний Восток и античность


Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания. 
Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее «стертость» личностного начала, его «безликость» и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное «Я» превалирует над индивидуальным «Я». Если для древних латинян характерно выражение «я и ты» («ego et tu»), то в Индии и Китае предпочитали говорить «мы», ибо каждое «я» мыслилось как продолжение иного «я». Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего. «Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное (существо), узрев истинную (природу) атмана, становится единым, достигает цели и избавляется от печали». [23, c. 21].
Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей Древневосточной философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту. 
В античной философии человек рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе.
Античная философия сформировала основные западно - европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Согласно взглядам Протагора (5 в. до н. э.), человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. [11, c. 149].
Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что «добродетель есть знание», поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии. 
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует «иерархия душ», на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного. [14, c. 99].
Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: «Человек есть общественное животное. «Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами». 

1.2. Средневековье. От религиозного социоцентризма к религиозному антропологизму


Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную - философскую, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении «служанки богословия» и обосновывала идею греховной сущности человека. [34, c. 217].
Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин Блаженный утверждал: «Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине. Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу». Из этой посылки с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил «по человеку». Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания. В данной концепции религиозный социоцентризм представляется как сдерживающий механизм государственной «богоугодной» власти. [38, c. 233].

Заключение


Целью данной курсовой работы выступал анализ проблемы человека в истории философии.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть проблему человека на начальном этапе развитии философии.
3. Провести анализ проблемы человека в русле важнейших направлений философии ХХ века.
И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии - это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса. В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе.
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Философия Нового времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность.
Философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других - к иррациональному. 
В период современной философии, не смотря на борьбу объективизма и субъективизма, проявляется тенденция к доминированию антропологического подхода к цивилизации. Это говорит о том, что при повышении уровня жизнедеятельности человек может обратиться не только к социуму, как необходимому элементу обеспечения жизнедеятельности, но и к своей индивидуальности, внутренней сущности.
Следует отметить, что важнейшие направления философии современности также ориентированы на поиск антропологического смысла цивилизации. Психоаналитическое направление анализирует внутреннюю борьбу глубинной сущности человека, в философии Эриха Фромма развивается идея индивидуальности личности в цивилизационном базисе, прагматистами человек рассматривается как деятельный творец цивилизации, а в экзистенциализме он предстаёт как творец собственной смысложизненной экзистенции. Необходимым будет вывод о том, что высокий уровень культуры и экономики позволяет поставить тематику человека в центр мироздания. И потому в ХХ веке человек принимает на себя дополнительные аспекты аксиологии, как высшая ценность, и потому главенствует в философии подход с антропологических позиций индивидуальности каждой отдельной личности. 




1. Побудова контрольних карт кількісних ознак Контрольні карти індивідуальних спостережень
2. ЧАСТНАЯ БОТАНИКА- МИКОЛОГИЯ И АЛЬГОЛОГИЯ ЭКЗАМЕН БИЛЕТ 1
3. Аквариумное хозяйство рыборазводчика.html
4. Тема Аналіз використання основних фондів Для розуміння сутності господарських процесів які відбув
5. Тема- Сократ и Платон - фундамент классического этапа древнегреческой философии.1
6. Задание 1.3 Задание 2.
7. Курсовая по менеджменту
8. Юнга 1- Анализ Персоны 2- Осознание Тени 3- Встреча с Анимой и Анимусом 4- Анализ Самости Правильная п.html
9. і. В симетричній криптографії такий ключ не має бути відомим обом сторонам і має бути в секреті
10. Среднее профессиональное образование История Рекомендовано Министерством образования Российской Фе
11. Анализ технологических конструкций
12. геометрический напор
13. Гидроэлектростанция на Гольфстриме
14. магия философия ~ религия философия ~ наука сравнительный анализ1
15. Тема 8- Социальная философия- специфика социальной реальности
16. тематику кібернетику філологію мистецтво психологію економіку тощо
17. на тему- Анализ слабых и сильных сторон предприятия на примере компании Кокакола Выполнила- сту
18. Тема 1 Теоретический аспект государственного управления[-] Теоретический аспект государственного упр
19. Фирма и рынки
20. Апирогенность как одно из основных требований к качеству парентеральных лекарственных форм. Пирогенные вещества. Способы депирогенизации