Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 2
НАУКА ИНРАВСТВЕННОСТЬ. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В
ХХ1 веке №38
Данная проблема может быть рассмотрена в ходе:
1) характеристики такой дисциплины как «этика науки»,
2) анализа структуры этики науки,
3) изложения сути проблемы социальной ответственности ученого,
Во-первых.
Этика науки изучает:
а) моральные основы научной деятельности,
б) ценностные принципы, которые приняты в научном сообществе,
в) социальный и гуманистический аспекты науки.
Этика науки это комплекс правил, предписаний, обычаев, ценностей, принципов, которые считаются обязательными для ученого.
Во-вторых.
Научная деятельность, также как и другие виды человеческой деятельности, подчиняются определенной системе этических норм, правил. Эти нормы формируются и изменяются в процессе развития науки, определяют, что допустимо и что непозволительно для ученого в различных ситуациях.
Рассмотрим структуру этики науки.
1. Во-первых, в нее входят общечеловеческие моральные требования, например, «не лги», «не укради», но только применительно к деятельности ученых.
Например, разновидностью КРАЖИ в научной деятельности является плагиат присвоение чужих научных результатов. В связи с этим следует иметь в виду, что для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Ссылки это «академическая составляющая науки».
Примером этической нормы в науке является требование «не лги». Ложь преднамеренное искажение, фальсификация фактов, данных эксперимента. К сожалению, это явления не исчезает. Так, Чарлз Дарвин писал, что ему известны только три «намеренно искаженных представлений в науке». Но уже его современник, Чарлз Бэббидж, изобретатель первой вычислительной машины, составил целый список мошенничества в науке, посвятив этому свою книгу: «Упадок науки в Англии» (1830 год). В 1976 году в ФРГ было обнаружено, что биохимик Галлис защитил докторскую диссертацию на основе экспериментальных данных и опубликовал более десяти статей в солидных научных журналах. Потребовались длительные исследования ученых-биохимиков из Института в Мюнхене, которые позволили прийти к заключению о том, что эксперименты Галлиса фальсифицированы. Его заставили послать «объяснительное» письмо в научный журнал и публично признаться в фальсификации экспериментальных данных. Свои действия Галлис объяснил тем, что он был так увлечен своей гипотезой, что решил придумать данные, ее подтверждающие, так как верил, что она абсолютно верна. В принципе поступки такого рода можно назвать профессиональным преступлением.
2. Во-вторых, этика науки, наряду с общечеловеческими требованиями, включает этические нормы, специфичные именно для научной деятельности. Например:
Рассуждая о нормах научной этики, уместно обратиться к работе «Нормативная структура науки» (1942 г.) американского социолога, одного из основателей социологии науки Роберта Мертона (р. 1910). В ней он обосновывает идею о том, что нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.
ПЕРВАЯ универсализм, то есть убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.
ВТОРАЯ общность. Ее смысл научное знание должно свободно становиться всеобщим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя и имеет право претендовать на достойную оценку коллегами собственного вклада.
ТРЕТЬЯ незаинтересованность. Первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений завоевания славы, получения денежного вознаграждения. Они - не цель, а возможное следствие научных исследований.
ЧЕТВЕРТНАЯ организованный скептицизм. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников необходимо критическое, скептическое отношение к результатам предшественников.
3. В-третьих, этика науки включает в себя проблему социальной ответственности ученого за полученные им результаты научной работы и нравственно-этической оценки его деятельности. Имеется в виду, что в отличие от профессиональной, социальная ответственность реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее иногда называют внешней этикой науки.
Чрезвычайно актуальной проблема ответственности ученых стала после американских ядерных взрывов над японскими городами.
Социальная ответственность, это, образно говоря, проблема добра и зла в науке. Особое место эта проблематика занимает в таких науках как ядерная физика, генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.
Так, развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию: в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили временный мораторий (запрет), на ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на Земле. Речь шла о возможности создания организмов с совершенно новыми наследственными свойствами, ранее не встречавшимися на Земле и эволюционно не обусловленными.Объявление моратория явилось уникальным событием для науки потому, что впервые ученые по собственной инициативе решили приостановить исследования, сулившие им колоссальные успехи.
Другой пример связан с технологией клонирования. Клонирование это процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родителю. Изучение технологии клонирования началось в 60 - е годы ХХ века. Однако все принципиально изменилось в 90 е годы прошлого века, когда искусственным путем было создано первое млекопитающее овечка Долли (кстати, ее появление последовало после 277 неудачных попыток). В связи с этим событием возникла проблема возможности проведения экспериментов по клонированию человека. Не претендуя на однозначное решение этой сложной проблемы, можно сделать предположение о том, что клонирование, видимо, уместно в растениеводстве, рыбном хозяйстве, животноводстве. Значительно сложнее вопрос клонирования человека. Он имеет медицинский, философский, религиозный, экономический и другие аспекты. Так, Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным образом. Иначе у родившегося не будет души. Клонирование, с позиций католицизма, - это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам.
ВЫВОД:
Социальная ответственность ученых является одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин и исследовательских направлений. Таким образом, она не есть нечто внешнее для научной деятельности, но ее органическая составляющая, ощутимо влияющая на направления проводимых исследований.