Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
№1
1. Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории.
а) Понятие «цивилизация»
Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо (1715-1789) в трактате Друг законов в 1757 г.
б) Развитие подходов к толкованию термина
В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам, не владеющим греческим и латинским языками, не знающим греческой и римской культуры.
Первоначально в 18 веке в это понятие включались нормы поведения, подобающие гражданину (учтивый, приветливый, вежливый).
В период Просвещения этот термин обозначал общий уровень культурного развития. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным народам, темным векам феодализма и средневековья. Понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и имело просветительский смысл. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Смысл слова цивилизация постепенно расширялся. Она отождествлялась уже не только с хорошими манерами, но с богатством, уровнем интеллектуального и социального развития.
В начале 19 века термин «цивилизация» употребляется близко к современному значению. Все чаще применяется к большим эпохам и целым народам как обозначение всей совокупности достижений человека. Большую роль в этом сыграли труды французского историка Франсуа Гизо и английского историка Генри Бокля.
Современное понимание термина «цивилизация»: мировая (глобальная) цивилизация этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков, интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем общественных и политических отношений, уровнем духовного мира. Локальная цивилизация выражает культурно-исторические, этнические, социально-политические, религиозные, географические особенности народов, связанных общей исторической судьбой.
в) История возникновения цивилизационной теории
Еще в 1 веке до н.э. Тит Лукреций Кар в своем сочинении «О природе вещей» отобразил понимание развития человечества как непрерывного совершенствования.
С 18 века формируются цивилизационные теории. Появляется идея исторического прогресса (Фергюсон, Кондорсе). Возникают теории локальных цивилизаций. Ж.Б Вико считал, что история разбита на множество потоков с их особыми культурами; не признавал идею прогресса; все народы проходят 3 века: век богов, век героев (идеи самосовершенствования), век людей (материальные ценности выше духовных). И.О Гердер в каждом народе заложены традиции его предков, и каждый народ развивается по его заветам и единому божественному плану. Франсуа Гизо великая Идея, которая движет человечеством, осуществление которой главная цель человечества. Гегель Идея изначально заложена в человеке природой, осуществляя ее, человечество способствует совершенствованию мира. При этом, у каждого народа своя роль в этом процессе. Выделял развитие цивилизации с развитием человека.
В 19 веке зачастую устанавливались аналогии между живыми организмами и обществом. Стадии развития, которые проходил живой организм (детство, юность, зрелость, старость) переносились и на историю цивилизаций. Согласно Огюсту Конту прогресс истории человечество воплощен в трех последовательных стадиях культуры: теологической (освоение мира), метафизической (познание сущности природы) и научной (познание естественных законов). В развитии цивилизации Конт отдает предпочтение духовному фактору и отмечает, что идеи управляют миром и переворачивают его. Герберт Спенсер считал, что прогресс - это постоянное медленное развитие от простого к сложному. Прогресс это необходимость. Цивилизацию он рассматривал как живой организм, развивающийся по законам биологии и физиологии. Согласно Генри Боклю с наступлением цивилизации главным двигателем становится разум, науки, духовные законы. Законы физические все больше утрачивают свое значение.
Во второй половине 19 века складываются идеи цикличности развития истории. По Данилевскому существуют культурно-исторические типы (группы народов), у каждого свой путь развития, но каждый проходит 4 стадии: становление, юность, зрелость, упадок. Типы не могут смешиваться, после упадка один тип сменяет другой, а развитие человечества совокупность усилий всех народов.
Пять законов исторического развития по Данилевскому:
1. Всякий народ самобытная цивилизация.
2. Цивилизация должна иметь политическую независимость.
3. Цивилизации воздействуют, но не переходят одна в другую.
4. Цивилизации неминуемо погибают.
5. Цивилизация может состоять из нескольких народов.
Американский этнограф Морган предложил схему истории человечества, в которой выделялись три этапа: дикость, варварство и цивилизация (цивилизация замыкает длинную цепь этапов развития первобытного общества). Считал, что этапы развития универсальны и характерны для истории каждого народа. Карл Маркс и Фридрих Энгельс единая теория исторического развития: 1. История смена общественно - экономических формаций (всего комплекса экономических, политических и социальных механизмов общество). 2. Историей движет борьба принципиально непримиримых классов. 3. Формации сменяют друг друга до момента установления социалистической формации. Согласно Питириму Сорокину цивилизация огромный комплекс культурных достижений; рассматривал общества, как большие культурные суперсистемы (цивилизации), определяющие жизнь и поведение людей, множество конкретных исторических процессов и тенденций. Согласно Тойнби: Цивилизация единая сложная система с уникальными механизмами взаимодействующих частей; цивилизация развивается, сталкиваясь с проблемами внешней среды; цивилизации проходят 3 стадии: зарождение, подъем, упадок. Всякая цивилизация конечна. Лев Николаевич Гумилев историей движут пассионари (исключительные люди). Когда их процент в обществе велик, оно меняется; если мало, то общество не меняется.
Вывод: человечество развивается прогрессивно, проходит в своем развитии этапы; существует множественность и разнонаправленность исторического развития; цивилизация сложный комплекс, требующий нормального функционирования каждого из своих элементов.