Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тесты по курсу «Философия» 2.2. Бытие.
2.2.1.Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов
а) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека;
б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в) единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления;
г) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
2.2.2.Какому философу - Гегелю, Марксу, Платону, Плотину какая трактовка бытия принадлежит?
а) бытие природы, в действительности, небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б) бытие объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи природа; понятие есть истина бытия;
г) бытие это Единое, которое есть все и ничто; оно - потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно - прекраснейшее, совершенное.
2.2.3.Какому философу - Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дж. Беркли, Жан-Поль Сартру - какое определение бытия принадлежит?
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в) быть - это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия - одно и то же;
г) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность.
2.2.4.Онтология как раздел философского знания наука о всеобщем, в истории философии не называлась:
а) первая философия;б) метафизика;в) объективная логика;г) эпистемология.
Правильные ответы по теме 2.2. «Бытие».
2.2.1.Элеаты - (в), брахманизм - (г), даосизм - (а), атомисты - (б).
2.2.2.Трактовка бытия по Гегелю - (в), Марксу - (б), Платону - (а), Плотину - (г).
2.2.3.Бытие по Фоме Аквинскому - (г), Аврелию Августину - (б), по Дж. Беркли - (в), по Ж. П. Сартру - (а).
2.2.4.Эпистемология, или наука о познании (г).
Тесты по курсу «Философия» 2.3. «Сознание».
2.3.1.Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;б) субъективный идеализм;в) диалектическый материализм;г) экзистенциализм.
2.3.2.В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
а) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;б) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;в) высшую функцию мозга, связанную с речью;г) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
2.3.3.Человеческому сознанию присуще:
а) пассивное отражение действительности;б) активная, творческая деятельность;в) непосредственное воздействие на действительность;г) порождение объективной реальности.
2.3.4.Самосознание человека - это:
а) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;б) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;в) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;г) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
2.3.5. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это -
а) рассудок;б) разум;в) мышление;г) ум.
2.3.6.Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
а) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;б) ориентации в обыденной жизни;в) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;г) разложения целостных объектов на составные части.
2.3.7.Что появилось у человека раньше - мышление или язык:
а) мышление;б) язык;в) одновременно;г) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
2.3.8.В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
а) непосредственная деятельность сознания;б) адекватное выражение мысли;в) система естественных и искусственных знаков;г) вторая сигнальная система.
2.3.9.Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:
а) позволяет передавать и распространять информацию;
б) способствует совершенствованию профессиональных знаний;
в) является средством общения всех людей между собой;
г) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
2.3.10.«Бессознательное» в современной философии-это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) все, что не осознается человеком;
г) нечто, присущее только отдельному человеку.
Правильные ответы по теме 2.3. «Сознание».
2.3.1.Сознание как свойство высокоорганизованной материи рассматривается в диалектическом материализме (в).
2.3.2.Материалистическая философия рассматривает сознание как высшую функцию мозга, связанную с речью (в).
2.3.3.Человеческому сознанию присуща активная, творческая деятельность (б).
2.3.4.Самосознание человека - это результат рефлексии, размышления личности о себе самой (г).
2.3.5.Разум есть высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание (б).
2.3.6.Согласно Канту, рассудок есть способность ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам (в).
2.3.7.Мышление и язык появились одновременно, т.е. мышление есть «внутренняя речь», а речь есть озвученное мышление (в). Однако существуют иные философские подходы к проблеме мышления, в соответствии с которыми зачатки мышления есть и у животных, не обладающих развитой речью.
2.3.8.В современной семиотике естественный язык рассматривается как система естественных и искусственных знаков - знаковая система (в).
2.3.9.Каждый национальный язык служит уникальным средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации нации (г).
2.3.10.«Бессознательное» в современной философии - это явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение (а).
Тесты по курсу «Философия» 2.4. «Человек».
2.4.1.Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение:
а) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел;
б) весь земной мир и человек в нем - это момент неуклонного движения к Богу;
в) человек есть совокупность всех общественных отношений;
г) человек есть мыслящая вещь.
2.4.2.В структуру человека как живой системы сегодня не включается:
а) психическое;б) социальное;в) техническое;г) идеальное.
2.4.3.По мысли Ж.П. Сартра, человек - это:
а) сверхчеловек;б) богочеловек;в) человекобог;г) будущее человека.
2.4.4.С точки зрения Й. Хейзинги, человек - это существо:
а) изготавливающее орудия;б) рациональное;в) играющее;г) символическое.
2.4.5.В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает:
а) Аниму/Анимуса;б) архетипы;в) маску;г) тень.
2.4.6.Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует:
а) защита определенного местообитания;б) семейственность;в) социализация;г) миролюбие.
2.4.7.Социал-дарвинизм признает, что:
а) человек есть и природное, и социальное существо;
б) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;
в) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей;
г) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода.
2.4.8.Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, - это:
а) индивид;б) индивидуальность;в) личность;г) субъект.
2.4.9.С биологической точки зрения, человек - это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду:
а) гоминидов;б) приматов;в) питеков;г) парапитеков.
2.4.10.В материалистической философии душу человека ассоциируют с:
а) психикой; б) сознанием; в) идеальным центром «я»; г) бессознательным.
2.4.11.С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
а) жизнь - это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
б) жизнь - это стремление к счастью как подлинному назначению человека;
в) жизнь - это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
г) жить - значит из всего извлекать пользу.
2.4.12.По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в:
а) саморефлексии;б) самоутверждении;в) сопереживании жизни других существ;г) соучастии в бытии других существ.
2.4.13.С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:
а) необходимость;б) знание;в) волю;г) произвол.
2.4.14.Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как:
а) произвол;б) фатум (рок);в) предопределение;г) отчуждение.
2.4.15.Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии:
а) выбора;б) вины;в) непреодолимой силы;г) необходимости.
Правильные ответы по теме 2.4. «Человек».
2.4.1.Для антропоцентрического мировоззрения, в данном случае, в трактовке Р. Декарта, характерно положение о том, что человек есть мыслящая вещь (г). О том, что человек в древнегреческой культуре живет вещами и существует лишь для космоса физических тел, писал X. Ортега - и - Гассет, имея в виду греческий космоцентризм (а); в теоцентризме весь земной мир и человек в нем - лишь момент неуклонного движения к Богу (б); в марксистском, так сказать, «социоцентризме» человек есть совокупность всех общественных отношений (в).
2.4.2.В структуру человека как живой системы сегодня не включается техническое (до поры?) (в).
2.4.3.По мысли Ж. П. Сартра, человек - это будущее человека (г).
2.4.4.С точки зрения Й. Хейзинги, человек - это существо играющее, homo ludens (в).
2.4.5.В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает архетипы (б).
2.4.6.Согласно учению социобиолога Э. Уилсона, стереотипической формой человеческого поведения является агрессивность и отсутствует миролюбие (г).
2.4.7.Социал-дарвинизм признает, что социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода (г).
2.4.8.Индивидуальность (б).
2.4.9.С биологической точки зрения, человек относится к отряду приматов (б), к которому также принадлежат обезьяны и полуобезьяны, а в этом отряде он относится к семейству гоминидов - человекообразных.
2.4.10.В материалистической философии душу человека ассоциируют с психикой или сознанием (а или б).
2.4.11.С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в наслаждении (в). Аскетизм видит смысл жизни в отречении от мира и умерщвление плоти (а); эвдемонизм - в стремлении к счастью как подлинному назначению человека (б); а утилитаризм полагает, что жить - значит из всего извлекать пользу (г).
2.4.12.По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в соучастии в бытии других существ (г).
2.4.13.С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой необходимость (а).
2.4.14.Отчуждение (г).
2.4.15.Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии вины, как осознания или сознательного допущения человеком последствий своих действий (б).
Тест по философии 2.5. «Познание».
2.5.1.Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
2.5.2.В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;б) рассмотрение объектов познания;в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;г) сомнение в возможности познания.
2.5.3.В современной гносеологии объект познания:
а) существует «сам по себе»;б) противостоит субъекту познания;в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;г) является частью самопознающего субъекта.
2.5.4.Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:
а) чувственное отражение;б) познавательный контакт с объектом познания;в) представление;г) объяснение.
2.5.5.Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным;б) теоретическим;в) обыденным;г) научным.
2.5.6.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;б) объективна;в) субъективна;г) абсолютна.
5.7.
Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
а) ложь;б) заблуждение;в) суждение;г) предрассудок.
2.5.8.Среди современных концепций истины отсутствует:
а) когерентная;б) соответствия;в) системная;г) прагматическая.
2.5.9.Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:
а) прогнозирование;б) предусмотрение;в) целеполагание;г) опережение.
2.5.10.Любое изменение, преобразование, процесс - это:
а) эволюция;б) развитие;в) инволюция;г) движение.
2.5.11.Субъект познания в современной гносеологии - это:
а) абстрактный индивид;б) реальный ученый или философ;в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);г) мыслительный коллектив.
2.5.12.Современные гносеологические исследования предполагают:
а) эмпиризм;б) рационализм;в) интуитивизм;г) теоретико-методологический плюрализм.
2.5.13.Формой практики не является:
а) преобразование природы с помощью орудий труда;
б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;
в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;
г) научный эксперимент.
2.5.14.Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;б) целью познания;в) критерием истины;г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
2.5.15.К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
а) представление;б) восприятие;в) идея;г) ощущение.
2.5.16.Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;б) реализма;в) скептицизма;г) сенсуализма.
2.5.17.Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):
а) понятие;б) категория;в) дефиниция;г) термин.
2.5.18.Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:
а) понятие;б) категория;в) суждение;г) умозаключение.
2.5.19.Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я - человек», сделайте умозаключение:
а) я отношусь ко всем людям;б) все люди похожи на меня;в) я мыслю;г) животные тоже мыслят.
2.5.20.Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:
а) смысл;б) текст;в) «суть дела»;г) контекст.
2.5.21.Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности;б) средних веков;в) Возрождения;г) Нового времени.
2.5.22.В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
а) аналогии;б) индукции;в) дедукции;г) анализа.
Правильные ответы по теме 2.5. «Познание».
2.5.1.Познание - это обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний (г).
2.5.2.«Агностицизм» - это полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания (в). А сомнение в возможности познания -скептицизм (г).
2.5.3.В современной гносеологии объект познания в своем определении зависит от концептуальной системы познающего субъекта (в).
2.5.4.Представление (в).
2.5.5.Обыденное сознание (в).
2.5.6.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она объективна (б).
2.5.7.Заблуждение - понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии (б). Ложь - преднамеренное искажение истины.
2.5.8.Среди современных концепций истины отсутствует системная (в).
2.5.9.Целеполагание есть предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности (в).
2.5.10.Движение (г).
2.5.11.Субъект познания в современной гносеологии - это мыслительный коллектив (г).
2.5.12.Современные гносеологические исследования предполагают теоретико-методологический плюрализм (г).
2.5.13.Воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека формой практики не является, поскольку она предполагает прежде всего человеческую активность в отношении внешнего мира (в).
2.5.14.Практика по своим функциям в процессе познания не является успешной заменой теоретических исследований и научного творчества (г).
2.5.15.Идея не относится к основным формам живого созерцания в теории познания как отражении (в).
2.5.16.Для сенсуализма характерна абсолютизация роли и значения чувственных данных (г).
2.5.17.Категория есть форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах) (б).
2.5.18.Суждение, в данном случае - истинное (в).
2.5.19.«Я мыслю» (в).
2.5.20.Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является «суть дела», т.е. предметное содержание, с осмыслением которого связан определенный текст (в).
2.5.21.Нового времени (г).
2.5.22.В западноевропейской философии рационализм развивался на основе метода дедукции, если иметь в виду, в первую очередь, Р. Декарта (в).
Тест по философии 2.6. «Общество».
2.6.1.Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
а) культурология;б) социальная философия;в) гносеология;г) политология.
2.6.2.В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
б) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
в) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
г) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
2.6.3.Согласно концепции М. Вебера, общество - это:
а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;
б) понимающее «бытие-в-мире»;
в) свободный практический и творческий выбор;
г) система социальных действий и их смыслов.
2.6.4.В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
а) жизни людей согласно их речевым актам;
б) истолкования смысла социальных действий людей;
в) формы материального производства;
г) соответствующего общественного договора.
2.6.5.В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это:
а) воплощение совершенной идеи справедливости;
б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;
в) продолжение природы и космических закономерностей;
г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
2.6.6.Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
2.6.7.К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:
а) антропосфера;б) социосфера;в) ноосфера;г) техносфера.
2.6.8.К источникам саморазвития общества не должно относиться:
а) взаимодействие общества и природы;
б) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;
в) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;
г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
2.6.9.В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
а) циклов;б) стрелы;в) спирали;г) маятника.
2.6.10.Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:
а) немецкого философа К. Ясперса;б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;
в) французского историка и культуролога Ф. Броделя;г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
2.6.11.В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:
а) Ф. Бродель;б) П. Сорокин;в) Ф. Фукуяма;г) А. Тойнби.
2.6.12.Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;в) К. Маркс и Ф. Энгельс;г) Ф. Ницше и А. Камю.
2.6.13.Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
а) герменевтики;б) структурализма;в) постмодернизма;г) синергетики.
2.6.14.Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является:
а) популяция;б) семья;в) группа (община, анклав и т.д.);г) субэтнос.
2.6.15.Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
а) семья;б) государство;в) собственность;г) власть.
2.6.16.На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция:
а) «заслужи любовь ближнего»;б) «путь ненасилия»;в) «благоговение перед жизнью»;г) «цель для человечества».
2.6.17.В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
а) государству;б) нации;в) экономике;г) науке.
Правильные ответы по теме 2.6. «Общество».
2.6.1.Социальная философия (б).
2.6.2.В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями (б). А для учений Гегеля и Маркса было характерно рассмотрение общества как совокупности объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находился на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей (в).
2.6.3.Согласно концепции М. Вебера, общество это система социальных действий и их смыслов (г).
2.6.4.В марксизме структура общества определяется формой материального производства (в).
2.6.5.В русском космизме общество есть продолжение природы и космических закономерностей (в).
2.6.6.Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе (б). Непрерывное самовопроизводство человека (а) - это социальное самоосознание; освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов (в) - это преодоление отчуждения; тогда как превращение выработанных культурой стереотипов деятельности для отдельного человека - в его собственный способ жизнедеятельности в обществе, есть процесс социализации (г).
2.6.7.«Ноосфера» есть центральная идея учения В.И. Вернадского (в).
2.6.8.Саморазвитие техносферы и искусственной реальности, начинающее диктовать ему новые условия существования и низводящее его на уровень выживания, не должно относиться к источникам саморазвития общества (в).
2.6.9.В марксизме процесс развития общества описывался в виде спирали (в). Циклическое понимание развития общества характерно для мифологического и религиозного мировоззрения. Прогресс общества в новоевропейском мышлении виделся в виде целеустремления вперед («стрела»). В некоторых концепциях развитие цивилизаций рассматривается как качание маятника - от одного крайнего состояния к другому.
2.6.10.Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался преимущественно в трудах новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта (б).
2.6.11.Ф. Фукуяма выдвинул концепцию о «конце истории» (в).
2.6.12.Ф. Ницше и А. Камю выступали против самой идеи прогресса в человеческой истории (г).
2.6.13.Современное направление синергетики придает основное значение в саморазвитии общества фактору случайности (г).
2.6.14.По Л.Н. Гумилеву, популяция не является уровнем организации этноса (а). Популяция, согласно этой концепции, может стать этносом (с присущим ему уровнем организации) только при воздействии на нее энергии космоса.
2.6.15.Собственность (в).
2.6.16.Альберт Швейцер разработал концепцию «благоговения перед жизнью» (в).
2.6.17.В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке (г).