Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Семинар
Тема «Философия Древнего Востока»
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
Характеристика сущности и основных категорий школы имен.
Характеристика сущности и основных категорий школы инь ян..
Характеристика основных школ древнеиндийской философии (ортодоксальные, неортодоксальные).
Характеристика буддизма (колесо причинности, путь спасения Будды).
Практические задания к семинарскому занятию
Школа |
Основные положения |
Школа Инь-Ян |
|
Конфуцианство |
|
Моизм |
|
Школа имен |
|
Легизм |
|
Даосизм |
Вопросы для самостоятельной подготовки
Изучив основные положения концепции «благородного мужа», заполните следующую таблицу:
Иероглифы |
Основные качества |
Направленность деяний благородного мужа |
Направленность деяний низкого мужа |
Жэнь (гуманность) |
|||
Сяо (сыновья почтительность) |
|||
Ли (этикет) |
|||
И (долг, справедливость) |
|||
Мин (знание судьбы, или Воли Небес) |
|||
Выделив основные положения даосизма, опираясь на высказывания Лао-цзы, представьте тезисный конспект (см.. Приложение).
Основные положения природы человеческого «я» школы йоги (состояния ума-читты и средства просветления читты).
Тесты для самопроверки
Древнеиндийская и древнекитайская философия1 вариант |
Древнеиндийская и древнекитайская философия 2 вариант |
1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную:
|
1. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни создатель:
|
2. Укажите древнекитайский философский текст:
|
2. «Теория недеяния» основной принцип:
|
3. Умеренность и избегание крайностей у Будды это:
|
3. Впервые изречение «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» прозвучало в трудах:
|
4. Высшая ступень нравственного совершенства души (в Индийской философии):
|
4. Путь постепенной трансформации сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны это:
|
5. «Хинаяна» и «Махаяна» это направления:
|
5. В V в. до н. э. существовало 100 философских школ:
|
6. Стихии или первоэлементы природы: вода, огонь, металл, земля и... :
|
6. Два духа Инь и Ян управляют:
|
7. Дао это:
|
7. Основоположник даосизма:
|
8. Основной принцип даосизма:
|
8. Принуждение вместо убеждения в системе государственного управления это один из принципов:
|
9. Книга «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») написана:
|
9. Образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению это:
|
10. В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание:
|
10. Восточная философия отличается от западной:
|
Приложение
Выделите основные положения даосизма, опираясь на высказывания Лао-цзы
Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао».
«Из бытия и небытия произошло всё; из невозможного и возможного исполнение; из длинного и короткого форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.»
Свое учение Лао-Цзы называл Путем (дао). “Дао есть нить пустоты и несуществования, корень творения, основание духовного, начало неба и земли: нет ничего вне его, нет ничего такого сокровенного, что бы не заключалось в нём”.
"Входить в жизнь, значит входить в смерть. Кто, пользуясь истинным просвещением, возвращается к своему свету, тот ничего не теряет при разрушении своего тела. Это значит облечься в вечность".
Лао-Цзы учил: “Предаваться роскоши - это всё равно, что хвастаться наворованным”, "Нет греха тяжелее страстей. Нет большего преступления, как признавать похоть вседозволенной".
"Я имею три сокровища, которыми дорожу, - говорил Лао-Цзы, - первое - человеколюбие, второе - бережливость, а третье - состоит в том, что я не смею быть впереди других".
“Если бы князья и цари блюли во всей чистоте дао, то все существа сами собою соблюдали бы его, небо и земля слились бы, расточая освежающую росу, никто не приказывал бы народу, но он сам бы творил справедливое”.
"Когда цари и князья заботятся об обороне, то сама природа сделается помощницей их".
"Мудрец заботится о внутреннем, а не о внешнем.