Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
34. Диалектика Единого и Иного в диалоге Платона «Парменид»
Запутавшись в метафизическом дуализме и придя к невозможным выводам, собеседники диалога вступают на новый путь исследования, а именно на путь диалектики самых общих категорий, и прежде всего одного и иного.
Фактический план диалектики единого и иного:
I. Полагание единого.
A. Выводы для единого:
a) при абсолютном полагании единого:
Раз единое абсолютно, то кроме него, вообще ничего не существует, т.е. нет ничего иного. Однако в таком случае его не с чем и сравнивать. В таком случае ровно никакая категория не характеризует его, ни его качество, ни количество и проч., единое делается абсолютно непознаваемым и, следовательно, перестает быть для нас самим собой, исчезает. Если существует только единое и больше ничего нет, то не существует и этого единого.
b) при относительном полагании единого.
Другое дело относительное полагание единого, когда единое трактуется не просто как единое, но как существующее единое. В этом случае единое уже отличается чем-то от бытия, раз мы говорим, что оно именно "есть". Следовательно, ему свойственна категория различия. В понятии границы единое и иное совпадают. Если что-нибудь единое действительно существует, это значит, что существует все. ЕДИНОЕ СУЩЕСТВУЕТ И ОНО ПОЗНАВАЕМО.
B. Выводы для иного:
a) при относительном полагании единого :
Иное есть, так как иначе единое не с чем было бы и сравнивать. Следовательно, при относительном полагании единого все иное тоже есть, т.е. иное может быть каким угодно.
Если единое действительно существует, то существует и все иное помимо этого единого.
b) при абсолютном полагании единого.
Следовательно из первой гипотезы абсолютного полагания единого: если существует только единое и больше нет ничего, то и не существует иного. Если существует единое и оно есть только это единое, и больше ничего, то это значит, что нет ничего иного, кроме этого единого. ИНОГО НЕТ.
II. Отрицание единого.
A. Выводы для единого:
a) при относительном отрицании единого
Сначала отрицается единое в относительном смысле, т.е. ставится вопрос, что получится, если единого не будет. Ясно, что если единого не будет, то тем самым мы уже устанавливаем какое-то отличие, и притом отличие чего-то иного от нашего отрицаемого единого. Следовательно, если единого нет в относительном смысле, то в нем есть и все иное, т.е. все категории вообще. если одного нет, но не вообще, а в каком-нибудь специальном смысле, то это одно есть всё.
b) при абсолютном отрицании единого.
Если единое отрицается абсолютно, то отрицается и все то, что в нем могло бы быть. Единого нет.
B. Выводы для иного:
a) при относительном отрицании единого
мы отрицаем единое относительно. Это значит, что кроме единого мы допускаем и иное. А всматриваясь в это иное, мы видим, что в нем есть все, что угодно, так как то единое, которому оно противопоставлено, взято не абсолютно, а относительно, т.е. оно не мешает иному быть.
если единое отрицается только в каком-нибудь специальном смысле, то все иное помимо этого единого существует.
b) при абсолютном отрицании единого.
И опять совершенно противоположная картина при абсолютном отрицании единого. Если единого начисто не существует, то о каком же ином для такого одного может идти речь? Если единого действительно не существует, то ничего иного тоже не существует, поскольку оно возникает только в результате противоположения ему единого. А потому и приписывать ему что-нибудь, т.е. находить в нем какие-нибудь категории, тоже бессмысленно.
Кратко: если единое отрицается целиком, то отрицается в нем и все иное, что могло бы быть.