Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Монетаризм в теории и на практике (британский опыт). 5
80-е годы вошли в экономическую теорию Великобритании как десятилетие торжества принципов монетаризма в теории и на практике. Действительно, придя в конце 70-х гг. к власти, неоконсерваторы выдвинули на передний план "новые ценности" свободу индивидуума и уважение его прав и собственности, снятие ограничений на частную инициативу, предприимчивость, конкуренцию. В основу модели регулирования хозяйственной жизни были положены принципы монетаризма денежно-кредитная политика, а рынок был провозг-
лашен наиболее эффективным инструментом перераспределения ресурсов и стимулирования производства.
Консерваторы возглавили правительство в период стагфляции, когда в стране наблюдались, с одной стороны, серьезный спад производства, с другой быстрое повышение цен. Исходя из того, что в основе всех бед британской экономики лежит инфляция, кабинет Тэтчер провозгласил первоочередной целью своей социально-экономической стратегии борьбу с ростом цен.
Вина за ускорение инфляции возлагалась на разбухшие расходы государства, на непомерные, по убеждению консерваторов, требования и притязания профсоюзов, а также на особенности кредитно-финансовой сферы. Это обусловило специфику подходов правительства к обузданию инфляции. Низкая, а в долгосрочной перспективе даже "нулевая" инфляция должна была создать благоприятные условия для структурной перестройки экономики и ее стабильного роста.
Монетаризм один из вариантов либеральной идеологии свободного предпринимательства, исходящий в основном из способности рыночной экономики к саморегулированию. Однако нет ничего более ошибочного, чем утверждение, будто в условиях господства монетарной теории государство самоустраняется от экономической политики, предоставляя полную свободу действий рыночным механизмам, пуская все на самотек. Опыт Великобритании говорит о другом. И дело не только в том, что прагматические соображения вынуждают правительство прибегать к регулированию различных областей хозяйственной жизни. Как это ни парадоксально, но сам процесс ослабления государственного начала в экономике доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) снизилась с 47,5% в 1982/83 фин. г. до 42% в 1991/92 г. потребовал от правительства разработки продуманной концепции и что, может быть, еще важнее энергичного вмешательства в социально-экономическую сферу, с тем чтобы обеспечить плавный переход экономики от одного состояния к другому, не допустить резкой ломки сложившейся структуры хозяйства. Иными словами, этот переход должен был быть хорошо подготовлен и организован.
Прежде чем приступить к реформам, кабинет сформулировал их концепцию, реализация которой была рассчитана на длительный период (10 и более лет). Правительство объявило об этапах осуществления намеченных целей. Такой подход, получивший название граду-ализма, позволил, с одной стороны, сохранить преемственность в политике, а с другой обеспечить гибкость, возможности корректировать намеченную программу.
Существенные изменения консерваторы внесли в механизм управления хозяйством. Кабинет последовательно, не торопясь осуществлял денационализацию государственной собственности, приватизацию общественных работ и услуг и расширял участие частного сектора в решении социальных вопросов. К 1993 г. в Великобритании денационализации подверглись 46 крупных компаний, в результате число индивидуальных владельцев акций возросло с 2,75 до 9 млн. Выручка в бюджет от реализации их составила 50 млрд ф. ст. Но, помимо привлечения в бюджет дополнительных средств, приватиза-
ция имела целью создать на месте государственных монополий конкурирующие между собой частные фирмы, что, по мнению консерваторов, должно было повысить эффективность производства. В то же время правительство не абсолютизировало этот процесс: расширяя конкурентные начала в экономике, оно в своей практической деятельности исходило из того, что фирмы должны быть достаточно велики, чтобы успешно соперничать с компаниями других стран.
Развивая процесс дерегулирования, государство упразднило контроль над заработной платой, ценами и дивидендами. Для координации этого процесса во всех крупных министерствах были созданы специальные подразделения с широкими полномочиями. Министерство торговли и промышленности стало "министерством предпринимательства": оно приступило к оказанию консультационных услуг фирмам, прежде всего малым и средним, содействовало более широкому применению ими современной техники и технологии, подготовке кадров, повышению уровня управления бизнесом. Среди важнейших задач министерства содействие технологическому развитию и экспорту, стимулирование инвестиционной деятельности, повышение качества деловой информации. Правительство осуществляет общее руководство национализированными отраслями, которые действуют как коммерческие предприятия, определяет их ценовую и инвестиционную политику, контролирует финансовое состояние этих отраслей.
Пропагандируя децентрализацию и развивая отдельные направления региональной политики, М. Тэтчер к концу своего пребывания у власти приступила к осуществлению реформ, нацеленных на лишение каких-либо реальных прав местных органов власти. Стала возрастать административная и финансовая зависимость местных Советов от центра.
Правительство шло на открытую конфронтацию с профсоюзами, не уступало их требованиям о значительном повышении заработной платы. Оно ужесточило законодательство, регламентирующее деятельность профсоюзов. Следствием этого стало сокращение числа их членов и резкое уменьшение масштабов стачечной борьбы.
Успешное решение антиинфляционной задачи напрямую увязывалось с оздоровлением государственных финансов. Финансовая политика осуществлялась в рамках ежегодно пересматривавшейся среднесрочной финансовой стратегии. Администрации не сразу, но все же удалось добиться заметного снижения государственных расходов и бюджетного дефицита, а затем и его ликвидации. Бюджет широко использовался для стимулирования производства; устанавливались дифференцированные ставки налогов, ощутимые льготы предоставлялись мелкому и среднему бизнесу, наукоемким отраслям и производствам.
Особое значение придавалось совершенствованию кредитно-денежных инструментов регулирования. В числе приоритетов правительственной политики постоянно фигурировали контроль за показателями денежной массы, уровней процентных ставок; правительство последовательно проводило линию на торможение темпов эмиссии платежных средств. Консерваторы предпринимали энергичные шаги по поощрению конкуренции между различными звеньями кредит-
но-финансовой политики, преследовавшие цель побудить ее активнее бороться за вкладчика.
Иными словами, о "монетаристском эксперименте" на Британских островах можно говорить с большой натяжкой. В действительности переход к "более рыночной" экономике в Великобритании сопровождался осуществлением таких правительственных мер, которые не ложатся в русло неоконсервативной философии минимального государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.
Оценивая общие итоги хозяйственной деятельности кабинета М. Тэтчер, следует отметить, что на протяжении 80-х гг. в стране происходило улучшение экономического положения. Правда, в какой-то степени оно объяснялось общей в целом благоприятной хозяйственной ситуацией в мире, особенно во второй половине минувшего десятилетия. Однако в самом его конце состояние британской экономики вновь ухудшилось. Произошло снижение темпов роста производства, а затем в конце 1990 г. началось падение производства. В 1991 г. ВВП сократился на 2%, а в 1992 г. на 1%, безработица к началу 1993 г. превысила 9 млн, вновь стал расти дефицит торгового баланса, увеличился дефицит государственного бюджета.
Существенное изменение экономической обстановки побудило консерваторов приступить к обновлению своих социально-экономических установок. Стало очевидно, что посттэтчерская политика не является простым продолжением курса предыдушего кабинета. В политике правительства Дж. Мейджора можно обнаружить новый момент более благожелательное отношение к государственному сектору экономики. Отчасти это отражает изменения в общественных настроениях. Согласно опросу, проведенному организацией МОРИ, доля британцев, выступающих за дальнейшую приватизацию, снизилась с 41% в 1984 г. до 31% в 1992 г. 64% опрошенных высказались против правительственного плана приватизации почты. Успокаивая общественность в отношении законопроекта о денационализации железных дорог, Дж. Мейджор говорит о "полуприватизации", а министр транспорта Дж. Мак-Грегор об их "коммерциализации"; сама программа приватизации железнодорожного транспорта рассчитана на 12 лет. Смену приоритетов в политике (тори) продемонстрировали последние бюджеты правительства они предусматривают значительный рост социальных расходов. И хотя, наверное, было бы недооценкой говорить о том, что консерваторы отказываются от монетаристских рецептов излечения британской экономики, они по-прежнему декларируют свою приверженность борьбе с инфляцией как основной цели правительства. Бесспорно одно кабинет Д. Мейджора осуществляет нужную корректировку своего экономического курса: в регулировании хозяйственных процессов и устранении "дефектов рынка" все более активную роль играет государство, которое, наряду с кредитно-денежными рычагами, все шире применяет инструменты финансовой политики.