Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Кубанский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»)
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Имиджелогия
На тему: «Особенности саморекламы»
Выполнила:
студентка (СПО) 1 курса ЗФО,
специальности 031600.62 «Реклама и СО»
Бузина Карина Сергеевна
Проверил:
преподаватель КубГУ, фак-та Журналистики
Немец Георгий Николаевич
Краснодар 2012
ВВЕДЕНИЕ
Самореклама является одним из наиболее распространенных и наиболее древних видов рекламной деятельности.
Самореклама - это рекламирование, восхваление само себя, собственных заслуг и достоинств. Иными словами - самопрославление, самовосхваление, саморекламирование, хвастовство, хвастанье.
Так же, как и традиционная коммерческая реклама, она решает три задачи. Занимаясь саморекламой человек стремится:
В первом случае человек демонстрирует нестандартное поведение;
Во втором полное соответствие сложившимся эталонам поведения, нормам, при условии, что они являются значимыми для него;
В третьем он старается работать над собственным имиджем, независимо от наличия конкуренции.
В любом случае в основе поступков человека лежат одни и те же психологические механизмы и, по сути дела, одна и та же мотивация.
Именно эта многоаспектность саморекламы часто вскрывает системные противоречия при изучении данного феномена.
1. САМОРЕКЛАМА КАК ВИД РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2. Личность и самореклама
Мотивация самовыражения и саморекламы, по мнению ряда авторов, обостряется в подростковом и юношеском возрасте. Здесь проявление такой мотивации наиболее очевидно и часто проявляется в открытой вызывающей форме, например, в виде каких-либо социальных движений, микрокультур (хиппи, панки, рокеры, реперы, рейверы и пр.), тенденций демонстративного поведения (тату, пирсинг, скарификация (или шрамирование) и пр.). Это связано с целым рядом факторов. Прежде всего молодые, но постепенно взрослеющие люди таким образом «решают» психологическую проблему повышения своего социального статуса. Им крайне необходимо привлекать к себе внимание и публично демонстрировать свои успехи, неповторимость, индивидуальность и независимость, так как взросление и личностное продвижение предполагает преодоление сильнейшего фактора психологического давления взрослых, невольно унижающих достоинство молодых людей и сдерживающих их амбиции и инициативу.
Взрослые люди, накопившие жизненный опыт, с подсознательной тревогой утратить завоеванные социальные позиции, осознанно или неосознанно рассматривают молодых людей как потенциальных конкурентов. При этом они хотят, чтобы молодые люди были похожи на старшее поколение. В этом случае легче соревноваться в социальных достижениях, ограничивать молодых людей, не желающих «стоять в очереди за социальным успехом». Таким образом, самореклама может выступать источником противоречий и предметом психологических конфликтов не только между отдельными людьми, но и между большими группами.
Юношеский возраст, кроме того, связан с резким обострением фактора полового влечения, а это обязательно приводит к активизации мотивации самовыражения (саморекламы), желания выделиться, привлечь к себе внимание лиц противоположного пола и пр. Здесь самовыражение (самореклама) очень часто проявляется в чрезмерно агрессивной форме и при этом не всегда совпадает с «содержанием».
Постепенно, по мере взросления большинство людей приобретают способность скрывать свое честолюбие, желание нравиться, выделяться. Они научаются объяснять окружающим причины своих поступков иными мотивами. При этом во многом происходит реальное замещение откровенно честолюбивых мотивов иными чувством долга, ответственности и пр. Особенно резко это проявляется после создания семьи, рождения детей, получения образования и достижения успехов в области карьеры.
Следует различать понятия тщеславия и честолюбия при анализе естественного желания каждого социально активного человека отличаться от других людей, привлекая внимание к своей персоне. Так, честолюбие в определенных оптимальных объемах необходимо каждому человеку, занимающему активную социально ориентированную позицию в жизни. При этом честолюбие у хорошо воспитанных людей внешне может быть абсолютно незаметным. Внешне такой человек может выглядеть скромным и даже застенчивым. Честолюбие выявляется лишь при психологическом анализе его действий и поступков.
Тщеславие, наоборот, использует яркие, бросающиеся в глаза внешние атрибуты, подчеркивающие желание человека слышать в свой адрес приятные слова, хвалебные отзывы. Оно проявляется в демонстрации своего превосходства, высокого социального статуса, причем очень часто в этом случае используются необоснованные преувеличения и т. д.
По сути дела и честолюбие, и тщеславие являются лишь различными внешними проявлениями одной и той же социальной мотивации. Разные люди, стремясь вступить в контакт и завоевать авторитет, выбирают различные формы саморекламы. Очень часто такой выбор определяется представлениями людей о том, чего ждут от них партнеры по общению и что может привлечь внимание последних, вызвать их интерес и уважение, выделив субъекта саморекламы из числа других людей наличием высоко оцениваемых в той или иной социальной общности психологических и других характеристик и свойств.
1.2. Самореклама в наши дни
Самореклама в наши дни отличается от саморекламы прошлого лишь по содержанию, по форме она остается тем же самым явлением, что и сотни тысяч лет назад. Просто сегодня ценными, модными, социально значимыми и социально желательными являются какие-то иные вещи, действия, ритуалы, украшения, одежда, косметика, привычки, поступки, образ жизни и пр. Хотя, по сути, социально-психологические отношения между людьми, их мотивация практически не меняется.
Кроме того, если в древние века люди сами изготовляли то, что являлось предметом их саморекламы, в средние века этим занимались талантливые достигшие высокого мастерства ремесленники, то сегодня предметы достижения, престижа, предметы, используемые для саморекламы, часто создаются поточным конвейерным методом, с применением сложных промышленных технологий, роботов и микропроцессорной техники.
Справедливости ради следует добавить, что в наше время в определенных случаях используются формы самовыражения, которые были известны еще нашим предкам, например, татуировки, пирсинг, скарификация и пр. А также долго остаются в моде золото, красивые женщины, смелые поступки и победы на всевозможных соревнованиях.
Некоторая информация по материалам Книги рекордов Гиннесса
В 1991 году на аукционе Кристи была уплачена самая высокая цена за часы «Картье» под названием «Египетское возрождение». Часы 1927 года выпуска были проданы за 905 882 фунта стерлингов. В 1994 году коллекционер французской старины и искусства, иранец по происхождению, Джанхангир Райяхи за ковер эпохи Людовика XV заплатил рекордную для аукционов сумму - более одного миллиона фунтов стерлингов. Некий коллекционер оружия, пожелавший остаться неизвестным, приобрел однозарядный револьвер «Кольт» 45-го калибра за 242 тысячи долларов. «Ценность» данного «Кольта» состояла в том, что он был выпущен за номером один.
В 1994 году некто Иошихиро Синигучи уплатил на аукционе за плюшевого игрушечного медведя известной фирмы 110 тысяч фунтов стерлингов, что в 18 раз превысило его первоначальную цену. В1991 году в Лондоне за одного игрушечного солдатика была назначена очень высокая цена. Фигурку соратника Гитлера, Рудольфа Гесса в военной форме, купили за 3375 фунтов стерлингов.
С точки зрения современной психологии в основе всех рассматриваемых нами действий человека по самовыражению и саморекламе так же, как и в глубокой древности, лежит все та же социальная мотивация, ориентированность на социальные оценки, желание быть не хуже или лучше других людей, честолюбие, тщеславие и зависть, которую в социально-психологической науке принято называть «социальным сравнением». Людям нравится, чтобы на них обращали внимание, и поэтому они стремятся к этому.
Самореклама также популярна среди рекламных агентств. Это несомненно увеличивает интерес потребителей к товару, повышая тем самым имидж компании. Среди рекламы агентств нередко встречаются, мягко говоря, совпадения. Агентства попросту вруют друг у друга идеи.
Так, самореклама The Martin Agency показала как это происходит на самом деле. Агентство The Martin Agency (США) обратилось к одному из агентств для создания серии постеров на базе "Коллекции совпадений".
В печатной серии для целей саморекламы агентства, показаны рекламные совпадения. Идею подчеркивает слоган кампании: "Рекламные агентства неплохо научились перерабатывать идеи. Давай работать над чем-то другим".
Агентство называет такие совпадения вторичными идеями, которые надо пускать в переработку (recycle), а не использовать для бизнеса.
Самореклама агентства BBDO Athens демонстрирует свою зависимость от рекламы. «У кого-то идеи в голове не помещаются, а кому-то приходится запускать идеи себе по венам.» Агентство не может жить без креатива, не в состоянии прожить без карандаша и идей.
Также самореклама может оказаться провальной.
Например, человек продает книги собственного сочинения и рядом вешает табличку: “Сам издал, сам продаю, вам автограф подарю”. Ясно, что такая самореклама принесет обратный результат просто потому, что впечатление от рекламного текста повлечёт за собой сильные подозрения в качестве самого продукта.
Но вспомним способы саморекламы.
Одним из наиболее «щадящих» способов саморекламы является доверчивое убеждение в том, что достаточная самореклама это то, что ты уже сделал (“меня знают, меня помнят”). Так в небольших фирмах, скупящихся на рекламу, можно услышать: ”Лучшая реклама для нас это рекомендации наших клиентов”.
Такая практика хороша в деревне, где, скажем, имеется два кузнеца, и об одном идет молва, что он лучше другого. Но в условиях большого города, точнее большой страны (потому что компания рассчитывает на заказы из регионов), молва о кузнеце быстро стихнет. На рынок выходят новые рекламные агентства, у агентств меняются руководители, а реклама, как известно, анонимна. И если утрачена нить личного контакта, то вспоминают уже не о вас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, самореклама является одним из наиболее распространенных и наиболее древних видов рекламной деятельности. Занимаясь ею, человек стремится: в условиях конкуренции выделиться среди тех людей, которых он оценивает как равных себе; представить себя как человека равного по статусу тем, кто достиг какого-либо успеха и является законодателем некоей моды; продемонстрировать себя в наиболее выгодном свете, создать достойный образ, понравиться окружающим, иногда несколько преувеличивая свои возможности.
Некоторые люди, желая выделиться и обладая развитым честолюбием или тщеславием, сами абсолютно не чувствительны к каким бы то ни было объективным доказательствам огромной роли саморекламы в их жизни. Психологически защищаясь, люди чаще всего апеллирует к духовным субстанциям, объясняя свои поступки и поступки других людей либо бескорыстным стремлением к знаниям, либо этикой или неким «высшим смыслом», например, служением идеалам, соблюдением божественных заповедей, рассматривающих честолюбие и тщеславие как один из самых страшных смертных грехов, за который человек никогда не сможет получить прощения.
Нельзя отрицать многообразия причин тех или иных поступков человека, обусловленных стремлением к знаниям, любовью, совестью, чувством справедливости и пр. Но поступки под воздействием честолюбивых мотивов, как правило, объясняются и самими людьми, и учеными-психологами более «достойными» причинами, поэтому на них чаще всего не обращают внимания. В науке ситуация осложняется еще и тем, что эмпирически (например, экспериментально) исследовать подобные формы мотивации и поведения в психологии крайне непросто.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2003 с. 53
2. Маррас Н. Психология рекламной деятельности, СПб. М. 2002. с. 215
3. Обломцев А.В. История развития саморекламы 2002 с. 4
4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». 2002. с. 123
5. Рошель Б. Блэш, Руководство по саморекламе, Мск . 2006 . с.128
6. Самореклама в современном обществе. М.:«Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000. с. 52