Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Казанский федеральный Приволжский университет Институт истории Кафедра истории древнего мира и сре

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский федеральный (Приволжский) университет»

Институт истории

Кафедра истории древнего мира и средних веков

Курсовая работа по дисциплине история древнего мира

Скульптурный портрет Древнего Рима и выражения его особенностей в образах правящей верхушки великой Империи – династии Юлиев-Флавиев.

Работа завершена:                                                                         Паршукова Анастасия Вячеславовна

«   »               2013г.                                                                        I курс

                                                                                                        Группа 421Б (04-2102)

Работа допущена к защите:

«   »              2013г.    

Итоговая зачётная оценка:                                                                                                       

Научный руководитель

к.и.н.                                                                                                Шадрина Н.А.                                                                                 

«   »            2013г.

Казань – 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Римский скульптурный портрет и его значение в характерном образе Юлия Цезаря.

1.1Скульптурный портрет – зеркало римской культуры……………………...5

1.2Скульптурный образ Юлия Цезаря – основателя династии Юлиев-Клавдиев ………………………………………………………………………….8

Глава 2. Портрет эпохи империи.

2.1 Портреты продолжателей династии. Развитие скульптурного искусства…………………………………………………………………………11

2.2 Образы последних императоров династии и отражение их особенностей в скульптурном искусстве………………………………………………………...14

Приложение 1…………………………………………………………………...20

Приложение 2…………………………………………………………………...21

Приложение 3…………………………………………………………………...22

Приложение 4…………………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………...24

Список  источников и литературы…………………………………………..25

 

 

 

Введение

    Римский скульптурный портрет – это одно из самых выразительных направлений в искусстве того периода в истории. Оно проходит в своём развитии не малый путь, беря начало от италийской и эллинистической культур, и достигнув своего собственного осмысления. Римское искусство – это искусство синкретическое с самых истоков. Пропитанный различными традициями Рим всегда умел переиначить их по-своему. Скульптура – это то направление, которое смогло выразить и показать римскую культуру с других,  более ярких и разнообразных сторон. Несомненно, именно верховенствующая элита сыграла немалую роль в этом достижении. Изначально лишь правители и их приближённые могли позволить себе такую роскошь. А с течением времени портрет становится уже незаменимой частью римского общества и великой культуры римской Империи.

    Династия Юлиев-Флавиев – это одна из самых заметных и великих династий в истории. Её основателем является всем известный Юлий Цезарь, сумевший завоевать огромную власть и могущество. Его правление связано с непростым периодом в римской Республике – кризис полиса, крушение былых, устоявшихся социально-экономических отношений, многочисленные войны за пределами Рима и внутри его территорий. Всё это не могло не влиять на развитие общества и культуры, в том числе и скульптурного направления. Передача образов императоров через портретное искусство – это не самоцель того времени для мастеров этого направления. Как мы знаем, изначально портрет был идеализированной копией той или иной личности, без намёка на индивидуальные особенности. Но культура развивалась и становилась многообразней и ярче, общество требовало развития во всём. Это не могло не сказаться и на скульптурных образах великих и правящих личностей. И уже к концу правления Нерона мы видим хоть не столь заметные, но все, же примечательные изменения.  

    Проблема развития скульптурного портрета и  выражение  особенностей и индивидуальности каждого взятого лица правящей элиты того времени в портретных копиях – это один из важных вопросов и одно из важных направлений римской культуры. Поскольку скульптурное искусство заполняло далеко немалую долю внимания  римского общества, эта проблема была, и остаётся актуальной по сей день.

    Актуальность проблемы, интерес к той или иной теме является главной  причиной внимания общества к ней. Именно значение скульптурного направления в Риме привело нас к размышлениям о его значении в образах великих императоров. И именно значение того времени для общества завело нас к выводу о непростом пути развития культуры Рима, а значит и скульптурного направления, как одного из её частей.

    Темой работы является скульптурный портрет Древнего Рима и выражение его особенностей в образах правящей верхушки великой Империи – династии Юлиев-Флавиев.

    Объектом курсовой работы является скульптурный портрет как зеркало римской культуры и отражение великой династии в его развитии.

    Предмет работы – долгий путь развития  римской Империи, отражающийся в развитии общества и культуры.

    Цель работы  - выражение развития скульптурного портрета в лицах правящей династии и попытка выявления их индивидуальности в портретных копиях.

    Следующими задачами работы являются:

  1.  Изучить момент зарождения и цепочку развития скульптурного портрета по образам правящей элиты.
  2.  Рассмотреть наиболее яркие скульптурные  бюсты и статуи представителей  династии Юлиев-Клавдиев.
  3.  Выявить крупицы развития портрета в этих образах, проявляющиеся, прежде всего, в выражение портретной индивидуальности каждой взятой личности.

    Структура курсовой работы  охватывает основные её задачи и как результат – цель исследования. Состоит из введения, двух глав, 4-х приложений, заключения и списка использованной литературы и источников.

Глава 1. Римский скульптурный портрет и его значение в характерном образе Юлия Цезаря.

  1.  Скульптурный портрет как зеркало римской культуры.

    

    Римский скульптурный портрет – один из самых ярких и важных периодов в истории становления мирового портрета. Само понятие возникло в эпоху республики в Древнем Риме. Становление этого периода связано с ситуацией, возникшей в истории  великого государства. В связи с внутренними и внешними проблемами, с многочисленными войнами за пределами государства и на его территории, смена власти и постоянные и нескончаемые внутренние распри на политической арене не могли не влиять на происходившие изменения в культуре общества.

    Также огромное воздействие на перемены в развитие страны оказала ситуация, связанная с включение Греции в состав Римского государства. Именно влияние эллинистической культуры способствовало кризису староримской идеологии.  Греческий язык, греческая образованность, греческие обычаи, начиная с II века до н.э. все более распространяются среди высших слоев римского общества. В то же время широкие круги народа и часть аристократии, не воспринявшие нововведений, стремились сохранить «нравы отцов», идеализируя ушедшие в прошлое времена Римской республики.3 

    Принимая многие аспекты философии, риторики, литературы, искусства эллинов, римляне пытались сформировать свою собственную культуру, передававшую всю полноту той жизни, в которой они существовали, все беды и трудности той эпохи. Особенно ярко это наблюдается в искусстве. Именно искусство очень чётко показывает и проникает во все уголки того времени. Возможно, потому что люди были настолько пропитаны всеми событиями, происходящими с ними, всеми трудностями, сопровождающие их на протяжении всей жизни, что не хотели видеть очередные замысловатые картинки и нереалистичные сюжеты. Они хотели видеть то, чем жили, чем дышали и что переживали. И именно это и давало искусство и творчество той эпохи.

    Наверное, ни в одном другом направлении изобразительного искусства не  проявилось то влияние Греции, влияние эллинистической культуры, как в скульптурном портрете. Вообще именно портрет играл в римском искусстве доминирующую роль.  Зарождение римского портрета связано, прежде всего, с погребальным культом.  С древних времён в Риме существовал обычай – снимать с покойника восковую маску и хранить её вместе с фигурками домашних богов. Многие историки полагают, что именно этот ритуал способствовал зарождению этого направления и дал толчок к возникновению устойчивой традиции – точной передачи внешнего облика покойного. Отсюда и появился чрезвычайный интерес к воспроизведению похожего облика модели. Кстати, здесь заложено важное различие греческого портрета от римского. В Греции считалось, что увековечения достоин только великий человек, принесший пользу обществу и государству. При создании портрета какой-нибудь личности, например, оратора,  брались во внимание типичные черты лица. Важно было, как должен выглядеть человек, занимающийся той или иной деятельностью. В Риме же иначе всё было. Тут больше обращали внимание на индивидуальность, отмечались особенности внешности человека. В этом также видна структура того общества. Люди стремились познать индивидуальность каждого. Было важно не то, как должен выглядеть человек, а то, какие у него особенности. Портретисты стремились передать в работе характер личности, его нрав. Натурализм – вот, что было важно. Идеализированность греческого портрета стала не актуальна. Именно в этом есть изюминка римского портретного искусства.

    Очень важно также отметить влияние на развитие этого вида творчества ближайших соседей и предшественников – этрусков. Этрусское искусство внесло огромный вклад в скульптурное портретное творчество. И надо заметить, что погребальный ритуал – это одно из самых ярких сходств в развитии двух культур. Хотя сохранилось очень мало сведений о религии этого народа, мы можем сказать, что существование погребального обряда говорит об их заинтересованности в области передачи портретного сходства. Возможно, как и египтяне, они придерживались мнения о сохранении внешнего облика умершего, может быть, как залога его потустороннего бессмертия.4

    Этрусские корни в скульптурной деятельности относят к VI веку до н.э.. Наиболее известным этрусским скульптором был, работавший в Веях, мастер Вулка.  В его работах явно отмечается греческое влияние, но, не смотря на

это в них наблюдается жизнь. Наиболее известными работами этого деятеля являются  монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя входит в композицию многофигурной композиции, изображающей спор Аполлона с Гераклом. Именно эта статуя выражает различие или, по крайней мере,  стремление  к  различию  от  греческой  культуры.  В  чертах  лица Аполлона наблюдается некое разнообразие – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее выражена тяга к отвлечённой орнаментальности (нежели в греческой скульптуре)5.

    Ещё одной яркой работой того времени, касающаяся периода расцвета этрусской скульптуры, является статуя Гермеса из Вей (прил. 1, рис 1). Также особое значение имеют находки статуй воинов, сделанных из глины. Их облик полностью пропитан мощью их характера и силой их оружия.

    Скульптура Этрурии имела и самостоятельный характер, а не ограничивалась лишь декорацией зданий. Конечно, как мы уже поняли, важное место в культуре этого народа отводилось именно портретному искусству. И зарождение этого направление связано с глубокой древностью. Одними из самых известных работ, связанных с этим направлением и относящимся к погребальной тематике, являются терракотовые этрусские саркофаги, но ещё раньше стали создаваться бронзовые и глиняные урны.  С VII века д. н.э. появляются  канопы, чьи навершия выполнялись в виде человеческой головы, а ручки выполнялись в форме человеческих рук, а  с VIII-VII века д. н.э.  эти изделия украшались изображениями человеческой головы, которые более близко и примитивно отражали черты лица – грубоватые и крупные.  Были попытки изображения волос – их прочерчивали в глине прямыми линиями.

    Саркофаги в культуре этрусков появляются в VI века д. н.э.. На них изображали, обычно, ещё живого человека, полулежащим на ложе в позе пирующего; на лице активная мимика, часто улыбки. Изображение могло содержать, как и одну личность, так и супружескую пару.

    Вотивные головы – ещё одно из важных открытий этой культуры. Относятся к VI веку д. н.э.. Сделаны из глины, но без столь тонкой обработки.

    В дальнейшем скульптурное портретное направление в искусстве стало играть и политическую роль в государстве. В период Республики стало принято воздвигать статуи в честь политических должностных лиц или военных командиров. Это решение принимал Сенат за какие-то политические достижения, триумфы или победы. Статуя, как правило, сопровождалась посвятительной надписью с полным описанием всех заслуг. В случае преступления человека, его скульптурное изображение уничтожалось. Со временем эта традиция настолько вжилась в культуру Рима, что статуи императора и его семьи стали одной из важных частей пропаганды.

    Мы уже отмечали, что скульптурный портрет имел самостоятельное значение, но возникло оно лишь в период Республики. Развитие направления основывалось на стремлении достижения более реалистичного подобия. Возможность отличить портреты, возможность найти невероятное сходство реального человека и статуи – главные цели портретиста.

 

2.2. Скульптурный образ Юлия Цезаря – основателя династии Юлиев-Клавдиев.

    Достоверных прижизненных изображений его мы не знаем, хотя из сообщений античных авторов известно, что статуи Цезаря воздвигались при его жизни. Существует мнение, что голова в Берлинском музее, выполненная, возможно, в Египте из черного базальта, была сделана при его жизни, но это предположение не получило широкого признания. Одним из самых древних портретов Юлия считается работа, хранящаяся в музее  Торлониа в Риме. Этот портрет был выполнен вскоре после смерти правителя, в 40-ом году д. н.э. Этот портрет отражает Цезаря не как великое божество и великого деятеля, а как простого человека на последних годах своей жизни. Его лицо пропитано печалью и нескончаемыми государственными проблемами, беспокойством и утомлённостью. Но вместе с этим в его облике также отражена сила и невероятная мощь характера. Оно — превосходная иллюстрация характеристики Цезаря, данной Плутархом: «...он сам добровольно бросался навстречу любой опасности и не отказывался переносить какие угодно трудности. Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лишения, которые, казалось, превосходили его физические силы... Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления военную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело...

    Посмертный портрет Цезаря является одним из выразительный работ предавгустовского периода. Подчёркнутые скулы, впалые щёки и набухшие мешки под глазами – всё это ещё раз показывает особенности портретного искусства того времени. Голова Цезаря из музея Торлониа достойно и ярко завершает путь развития республиканского скульптурного направления в искусстве. На этом завершилось банальное изображение лиц известных личностей с подобными и придуманными чертами внешнего облика. Началось время попыток выявления внутреннего мира каждого портретного образа, вливания жизни в каждую отдельную статую (прил. 1, рис 2).

    С развитие скульптурного творчества можно отметить и развитие портрета Юлия Цезаря, его усовершенствования. К периоду правления Августа можно отнести голову в музее Кьяромонте в Ватикане. Эта работа пропитана обожествлением облика его обладателя. Особенностью портрета является его значимость и величие. Формы лица обобщены, облагорожены, сосредоточенный взгляд несёт за собой налёт грусти и небольшой, и чуть заметной печали. Взгляд сосредоточен, а на губах небольшая складка сдержанной улыбки, которую подавляет выражение силы и спокойствия, уверенности в себе и величия (прил. 1, рис 3).

    Одним из самых видных скульптурных портретов Юлия Цезаря в настоящее время является статуя, расположенная в Летнем саду, в Санкт-Петербурге. Она играет большую роль в огромной коллекции декоративно-садовой скульптуры. Здесь расположено большое количество свободно стоящих мраморных статуй и бюстов. Большая часть скульптурных образов, украшающих Летний сад, исполнены итальянскими мастерами конца XVII- начала XVIII веков. Скульптурный образ Юлия Цезаря был создан неизвестным скульптором в начале  XVIII века и отражает весь профессионализм и опыт мастера (прил. 1, рис. 4).

    Конечно, невозможно охватить всю полноту и объем различных образов и скульптурных портретов этой великой личности, но зато можно с уверенностью сказать, что каждый бюст, каждая статуя, отражающая    личность Цезаря была наполнена силой и мужеством, уверенностью и верой в себя и свой народ. Каждая работа по-своему отражает характер и особенности этого человека. Каждый мастер со своей стороны смотрит своим индивидуальным взглядом на образ той или иной личности. И это не может не вдохновлять! Также и с образом Юлия. Не смотря на то, что в жизни и на политической арене он был достаточно жесток и монархичен.… И некоторые даже назвали бы его самовлюблённым правителем и властным эгоистом… Скульптурный образ, по крайней мере, того времени – это достаточно скучная и сухая копия. И этого не исправить. Невозможно понять каким был тот или иной человек – правитель огромного государства или простой городской житель среднего достатка. Мастера стремились обожествлять свои статуи, делать их совершенными для глаз наблюдателя. В результате чего, это и привело к типичным образцам скульптурного портрета того времени.

Глава 2. Портрет эпохи Империи.

2.1. Портреты продолжателей династии.

    В эту эпоху получает дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика.  В век Августа резко меняется характер образа – в нем проступает идеал классической красоты и тип нового человека, которого не знал республиканский Рим.  Важное значение для того времени является появление парадных портретов, которые излучали власть и в то же время умеренность своих действий.  Одной из таких статуй является мраморная скульптура Августа из Прима Порта. Она представляет более чем двухметровую статую императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Поза Августа достаточно проста. Атлетичная фигура, опёршись на правую ногу, выглядит властно и лаконично, призывной жест правой руки, обращённый к легионам, выражает всю полноту власти и справедливости.  Чёткое построение головы, черты лица обобщены, объем вылеплен тонко моделированными крупными плоскостями, связанными плавным ритмом и мягкой светотенью. В серьёзном лице, в обжигающем взгляде, в сомкнутых губах отражены всё, что должно быть в императоре. Это сила воли, мужество и стойкость, самообладание и внутренний контроль над собой и своими действиями.6

    Эта статуя была найдена в 1863 году на вилле в Ливии, жены императора августа. Вилла находилась недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта.  Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas.   Статуя была изготовлена по заказу римского сената в 20-м году д. н.э. и сделана копией с бронзового оригинала (прил. 2, рис. 1).    

   Это работа является одной из самых видных и примечательных творений того времени. Она затрагивает фигуру не просто личности принесший пользу и какой-то вклад обществу, она затрагивает портрет императора. Это немало важно, так как образ властителя должен отражать силу и мужество, справедливость и правоту своих взглядов. Это произведение искусства яркий показатель движения и развития скульптурного направления, его постоянного движения и стремления к совершенству.

    Для процесса раскрытия образа Августа очень важен бюст в

Капитолийском музее в Риме, изображающий его, вероятно, вскоре после битвы при Акциуме. Резкий поворот головы, живой беспокойный взгляд под сдвинутыми бровями, беспорядочно извивающиеся пряди волос надо лбом — все напоминает портреты поздней Республики, выполненные под  влиянием эллинистического искусства. Это, пожалуй, наиболее выразительный и жизненный бюст Августа — в этом волевом лице с плотно сжатыми губами чувствуется напряжение борьбы, воля к победе. В то же время образ уже подвергся идеализации, он поднят над общим уровнем, героизирован и в этом отношении предшествует портретам, изображающим Августа в зрелом возрасте. Он близок к ним по пропорциям лица. Форма бюста, охватывающего верхнюю часть груди, характерна для портрета раннеимператорского времени7 (прил. 2, рис 2).

    Существуют достаточно большое количество статуй разного вида этого политического деятеля. В разное время, в разные эпохи мастера этого искусства пытались изобразить Октавиана как можно реалистичней и подобнее, но не всем это удавалось. Мы же затронем сейчас портретную работу, которая была создана лишь после смерти Августа – статуя Августа из Кум. Сейчас она находиться в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге и отожествляет образ Августа как что-то невероятное и божественное. Изображён он в образе Юпитера, сидящем на троне. В правой руке он держит сферу с орлом, а в левой – жезл. Эта фигура полностью отражает августовский период в скульптурном портретном искусстве. Всё выражает  сухость и чёткость линий. Лицо идеализировано, но портретное сходство все, же есть. Вся статуя отражает гордость и могущество императора (прил. 2, рис. 3).

    Ещё одной из заметных скульптурных находок, касающихся непосредственно Октавиана Августа, является голова императора, выполненная из массивного почти чёрного  ядра  кристаллизированной фритты. Место находки не известно. Возможно, Италия.

    Голова покрыта стеклом изумрудного цвета, толщина которого на месте скола у уха составляет ок. 0,1 мм. На краю шеи толщина стекла увеличивается до ок. 1 мм, но имеет более светлую окраску. Уже при охлаждении покрытие получило мелкие трещины, похожие на кракелюры. Есть предположения, что работа подвергалась реставрации. Голова вместе с шеей были сделаны отдельно, а потом к чему-то крепились. Очень аккуратно выполнены волосы Октавиана – тщательно причёсаны, от макушки слегка отходят немного вьющиеся пряди, доходящие до затылка, бакенбарды и чёлка, которая образует в середине лба характерные «клещи». Очень характерные черты лица тоже привлекают внимание. Морщинистый лоб, почти горизонтальная линия бровей, слегка приоткрытый рот с энергичным подбородком. Кстати, очень примечательно, что именно это изображение императора мы находим на многих сериях монет Августа, впервые в 27 году до н.э. 8

    Что касается портретного образа второго римского императора из династии Юлиев-Клавдиев, то он требует немалого внимания. Одним из самых главных  произведений этого направления является статуя Тиберия из Привернума. Образ обожествлён. Он изображён, опять же,  сидящем на троне в позе Юпитера. На нём накинут плащ, который закрывает колени и оставляет обнажённым торс и ноги. Не смотря на идеализированность, есть также проявления и индивидуальных черт императора. Упрямый лоб, ястребиный нос, слегка выпуклые глаза, впалый рот с запавшей нижней губой – это и есть несравненные черты Тиберия, которые очень явно и тонко изображены в статуе. Достаточно хладнокровное изображение лица даёт чёткое представление о правителе как носителе идеи величия Империи, хорошо смотрится с героическим обнажённым телом9. (прил. 2 рис. 4).

    Бюст Тиберия, в настоящее время хранящийся в Копенгагене, в новой Карлсбергской глиптотеке.  Голова выполнена из мрамора. Бюст был найден в амфитеатре Фаюма, вместе с портретом Ливии и портретом Августа. Этой работе мастер уделил немало времени, так как образ Императора выполнен очень аккуратно и продуманно. Много внимание уделено положению волос и других частей лица и тела. Этот бюст даёт нам образ Тиберия в его двадцать-тридцать лет. То есть эта работа выражает Императора в его лучшие годы.  История же достаточно двояко нам показывает образ этой личности. Одни называют его жестоким и закрытым, а другие щедрым и милостивым. Что же говорит нам скульптурный образ? Каждый показывает Императора по-своему – в разные годы, разные мастера, разное время выполнение работ.…Но нельзя не заметить, что традиция обожествлять личность правителей все, же оставляет свой яркий след в работе портретистов.

    Из всего выше сказанного можно заметить, что вместе со стремлением мастеров к более реальным изображениям статуй, всё же остаётся отголоски и попытки идеализировать лица или фигуры моделей.  Также важно отметить идею изображать портретные статуи в эту эпоху в виде стоящих героизированных фигур. Одним из самых лучших примеров  такой работы является фигура Германика, рано погибшего племянника Тиберия. Сейчас эта работа находится в Лувре. Фигура Германика изображена идущим, на нём плащ, перекинутый через плечо. Он закрывает нижнюю часть тела. Портретист очень точно и удачно передал стройность и грацию фигуры модели. Лицо Германика немного идеализировано, хотя и наблюдается попытки передачи реального сходства с персонажем (прил. 3, рис.1).

     Кстати, одним из выводов, сделанных историками и касающимися времени Германика, является то, что классицизм того времени намного скучнее и мрачнее классицизма периода правления Августа. Он перестаёт выражать идеалы той эпохи, а больше становится отвлечённым и академическим.

    Одним из ярчайших бюстов Германика является базальтовый бюст. Находится он в Лондоне, в Британском музее. Германик изображен в военной одежде. Бюст находится в хорошем состоянии. Образ Германика прекрасен, но в тоже время очень серьёзен и властен. Кстати, изображение этой личности именно в военной   одежде, не случаен. Как мы знаем, Германик был племянником и приёмным сыном Тиберия. Он командовал восемью римскими легионами на рейнской границе. И одним из его достижений было возвращение двух легионных значка, утраченных после военного разгрома в Тевтобургском лесу, что не могло не вызывать почёт и уважение к этой личности (прил. 3 рис.2).  

2.2 Образы последних императоров династии и отражение их особенностей в скульптурном искусстве.

    Портрет эпохи Юлиев-Клавдиев, нужно заметить, сохраняет классицистическое направление. Традиционным становится изображение обожествлённого императора. Также популярны портретные статуи в виде стоящих героизированных фигур.  Клавдиевский портрет привлекателен ещё и тем, что развивает стремление к индивидуальности портрета. Одним из известных примеров является статуя Клавдия в ротонде Ватиканского музея, где он изображён в виде Юпитера в венке. Именно идеализированность этого портрета привлекает внимание наблюдателя, а именно идеализированность его тела. Он изображён в плаще, перекинутым  через левое плечо, с жезлом в левой руке. Его голову украшает венок из дубовых листьев, рядом с ним орёл – неизменный спутник Юпитера. Особенностью этой фигуры является её нелогичность – пожилая голова императора в соответвие с обожествлённым телом греческого бога представляет собой не совсем понятную для нашего взгляда картину. Формы заимствованы из пластического искусства Греции, фигура переработана мастером и хорошо сочетается с идеализированными чертами лица. Портретная голова Клавдия является работой незаурядного художника. В ней переданы особенности старческого возраста — дряблая кожа, маленькие, глубоко запавшие глаза, морщины на лице. Уши оттопырены, волосы низко зачесаны на лоб. Такое реалистическое изображение старческого лица представляет новое явление в портретах римских императоров. Черты лица Клавдия трактованы мягко и живописно, что характерно для многих портретов того времени10.

    Гай Юлий Цезарь Август Германик Калигула – третий из династии Юлиев-Клавдиев, римский император. Невозможно обойти эту личность. Невозможно не охватить, не взять во внимание скульптурные портреты этого образа императора.

    Бюст Калигула из Национального Римского музея является одним из видных в нашей истории. Маленький бюст с повёрнутой вправо головой. Удлиненное лицо, большие широкие глаза, длинный нос, небольшой рот… Отличительным признаком маленького рта является впалая нижняя губа, которая подчеркивает выступ подбородка. Волосы Калигула не могут не привлечь наблюдателя. Небольшие локоны с прямой чёлкой, отвлекающеё внимание от широкого лба, с пробором, имеющим специфическое название – «ласточкин хвост». Всё это говорит о мастерстве и аккуратности исполнителя, а также его наблюдательности  и несравненном чувстве идеала. Некоторые мнения гласят о том, что работа отображает Императора во время только прихода его к власти, однако многие другие детали портрета отрицают эти мнения, подтверждая, что это образ уже зрелого правителя11.

    Нужно заметить, что лицо императора наполнено и индивидуальными особенностями – вытянутое худое лицо, близко сдвинутые брови. Всё это придаёт императору суровый и слегка мрачный вид, что ещё раз подтверждает схожесть с реальной внешностью личности (прил. 3 рис. 3).

    Также нужно обратить внимание на схожий с предыдущим бронзовый портрет Калигулы, также найденному в Тибре и хранящимся в Цюрихе. Бюст датируется 37-41 гг. н.э. Есть вероятность, что первоначально портрет хранился в одном из роскошных домов Тибра, где изображения правителей служили осязаемым знаком имперского покровительства, которым пользовались владельцы.

    Бюст из Венеции, из Национального археологического музея – ещё один вариант изображения и передачи портретного подобия, сделанного из мрамора. Эту работу относят ко II веку н.э.  Император Калигула является прямым потомком Юлия Цезаря. Правил он около четырёх лет. Историки эпохи, почти все настроенные прореспубликански, подчеркивают его безобразный вид, жестокость и рассказывают о преследующей его мании величия и о его насилиях. Он был убит во дворце в результате заговора, а его портреты уничтожены. Таким образом, до нас дошло мало свидетельств его внешности, если не считать портретов на монетах, которые показывают изображение молодого человека, не являющегося ещё правителем, с причёской, обращающей на себя внимание. Это небольшие пряди, зачёсанные наперёд на висках и раздвинутыми на лбу. Многие особенности этой работы подтверждают схожесть со временем развития скульптурного искусства во времена Тиберия12. (прил. 3 рис. 4).

    Вообще хочется отметить очень неординарную личность Калигула. За время своего правления он прославился не только как ценный политический деятель, но и как гладиатор, певец, танцор, оратор и даже как шизофреник и психопат. Согласитесь, это не скромный список? Сложно отобразить такую разностороннюю личность в одном скульптурном образе. Поэтому не надо винить портретистов, просто искусство того времени было узко и односторонне развито, а значит не способно освятить всю яркость и полноту той или иной фигуры.

    Также хочется обратить внимание на один из бюстов сестры Калигулы – Юлии Друзиллы, Юлии Ливиллы или Агриппины Младшей. Одна из таких работ выполнена из полудрагоценного зелёного халцедона. Находиться она в Лондоне, в Британском музее и относится к 37-39 гг. н.э. (прил. 4 рис. 1) Или можно вспомнить одну из мраморных статуй Юлии, находящейся в Риме, в Ватиканском музее. Статуя изображает Друзиллу стоя, с повёрнутой в левую сторону головой и согнутыми в бока руками. Впрочем, портретных статуй и бюстов этой  женщины довольно много, но не на всех можно точно определить именно её внешность. Поэтому историки очень часто сомневаются в том, с кого точно сделана та или иная статуя, а из-за отсутствия каких-либо объективных доказательств, эта неизвестность иногда затягивается на долгие годы.

    Существует также большая коллекция различных скульптурных портретов и других близких родственников императора, но мы не будем охватывать всю полноту этого направления. Наше внимание обращается на другую величественную политическую фигуру того времени. Личность, которая  требует уважения и поклонения. Это последний римский император из династии Юлиев-Клавдиев, это человек невероятной жестокости и строгости своих взглядов это Нерон Клавдий Цезарь Август Германик. Его фигура весьма неоднозначно оценивается его современниками, скорее из-за того, что он славился непростым и весьма вспыльчивым нравом. Считается даже, что ради своего удовольствия он поджог Рим в 64-м году.  

    Но, не смотря не на что, Нерон считается и считался во все времена одним из самых выдающихся императоров своего времени. Он также известен как олимпийский чемпион, певец, поэт и даже не ушло от глаз и его любвеобильный нрав.  Хочется также отметить, что скульптурных портретов этого человека в истории достаточно много, однако только некоторые из них оказались способны выразить весь нрав Нерона, всю силу и разнообразие его характера, его жизни.

    Хочется в первую очередь освятить один из древнейших бюстов молодого императора – римская мраморная голова Нерона. Работу относят к ок. 59-64 г.  Внешность его не выдаёт особо всю сущность его характера, она привлекательна, но суховата и пресна. Лицо полновато, волосы зачёсаны вперёд, слегка волнисты, глаза хороши и выразительны, губы не примечательно сомкнуты. Весь облик отражает лишь какое-то презрение, особенно, губы. В общем, этот бюст пропитан лишь поверхностными особенностями императора, а не его сущностью (прил. 4, рис. 2)13.

    Намного больший интерес ещё один привлекает мраморный бюст Нерона, который в настоящее время находится в Риме, в Капитолийском музее (Новый дворец, зал императора). В этом скульптурном образе чувствуется какая-то скрытость и внутренняя страсть Нерона. Его сдержанная ухмылка или притягивающие глаза…. Не скажешь сразу, что именно так привлекает, но в скульптуре, определённо, есть изюминка. Конечно, возможно, кто-то скажет, что это лишь первое впечатление, что это не что иное как ещё один скучный образ очередного тщеславного императора. Да, в этом есть доля правды, бесспорно. Но мы и не будем отрицать тот факт, что Нерон – это та личность, которой не достаточно простого первого впечатления. Это человек, которого невозможно понять одним взглядом, как и его  различные скульптурные подобия. Увидев однажды, вы скажете лишь банальные слова, подтверждающие вашу не особую заинтересованность, но поглядев и присмотревшись внимательней и  ближе, возможно, сможете увидеть нечто такое, что не даст вам оторваться. Каждая чёрточка лица, каждый изгиб, поворот, местоположение рук, какие-то иные детали – всё это имеет значение и составляет целостный и полный образ. Каждая работа мастера пропитана его взглядом на определённую личность. Это его образ, его работа, а значит и его особенный стиль, и  индивидуальный скульптурный портрет14 (Прил. 4, рис,3).

 

 

Приложение 1

Рис.1                                                        Рис.2


Рис. 3                                                        Рис. 4

Приложение 2


Рис. 1                                                            Рис. 2


Рис. 3                                                         Рис. 4

Приложение 3


Рис. 1                                                    Рис. 2

Рис.3                                                              Рис. 4

Приложение 4


Рис. 1                                                           Рис. 2

Рис. 3

Заключение

    Становление римского скульптурного портрета напрямую связано с развитием общества римской Империи. Если в начале своего развития это был лишь обожествлённый и идеализированный образ той или иной личности, то к концу правления династии Юлиев-Флавиев скульптурное творчество стало принимать совсем иные краски.

    Время перехода римской государственности из статуса Республики в Империю один из самых сложных и запутанных периодов в развитии римской культуры. Правление Юлия Цезаря положило начало новой правящей династии, а значит и новой верхушки власти, что не могло не влиять на изменения в обществе.

    Скульптурные портреты представителей этой династии – это ещё один путь рассмотрения перемен в Риме. Если первоначальные бюсты и статуи Юлия не могли вызывать у наблюдателя особого интереса, по причине отсутствия индивидуальных черт  в образе, то один из последних портретов  Нерона, в настоящее время хранящийся в Риме, уже притягивает внимание и заинтересованность. Попытки выражения облика, не только внешнего, но и внутреннего мира человека – одна из задач скульптура. По причине различных традиций и запретов, устоев общества в начале эпохи Империи это было невозможно. Этот факт можно заметить в любой работе того времени. Но мастерство и талант скульпторов, их стремление охватить образ целиком, вместе со всеми его индивидуальными признаками, повлияло на развитие скульптурного направления в искусстве. Что в результате привело к тому, что в настоящее время мы можем наблюдать и наслаждаться работами, в которых скрыта изюминка. Каждый из этих портретов по-своему уникален и выразителен, каждый пропитан жизнью и внутренней страстью личности, с которой он сделан.  

Список использованных источников и литературы

Литература.

  1.  Р.Б. Климов. «Всеобщая история искусств», том 1. Госуд изд-во «Искусство», М.; 1956г. – 920 стр.
  2.  Н.Н. Бритова, Н.М. Лосева, Н.А. Сидорова. «Римский скульптурный портрет». Госуд. Изд-во «Искусство», М.; 1975г. -  384стр.
  3.  Е.В. Фёдорова. «Императорский Рим в лицах». Изд-во «Феникс», Р-на-Д.; 1998г. – 352стр.
  4.  А.И. Вощинина. «Очерк истории древнеримского искусства». Изд-во «Госуд. Эрмитаж», Л.; 1947г. – 82стр.
  5.  А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. «История Древнего Рима». ООО «Изд-во АСТ», М.; 2001г. – 864стр.
  6.  А.Д. Чемоданова. «Всеобщая история искусства», том 1 – «Искусства Древнего мира». Госуд. Изд-во «Искусство», М.; 1956г. – 469стр.
  7.  Г.И. Соколов. «Римский скульптурный портрет III века». Изд-во «Искусство», М.; 1983г. – 155стр.  

Источники.

  1.  URL: http//ancientrome.ru 
  2.  URL: http://en.academic.ru
  3.  URL: http://pspu912-952.my1.ru

 

3 История Древнего Рима\\ Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. – Москва: ООО «Изд. АСТ»; 2001г

41 Всеобщая история искусств. Том 1' \\Ред. Р.Б.Климов - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1956 

5 Римский скульптурный портрет \\ Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. – Москва: Изд.  «Искусство»; 1975г.

6Очерк истории древнеримского искусства \\ Вощинина А.И – Ленинград: «Госуд. Эрмитаж»; 1947г

7  URL: http//ancientrome.ru/fon/css/art.css"

8 URL: http//ancientrome.ru/fon/css/art.css"

9 Римский скульптурный портрет \\ Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. – Москва: Изд.  «Искусство»; 1975г.

10 Римский скульптурный портрет \\ Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. – Москва: Изд.  «Искусство»; 1975г.

11 Императорский Рим в лицах \\ Фёдорова Е.В.  - Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс»; 1998г.

12 История Древнего Рима\\ Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. – Москва: ООО «Изд. АСТ»; 2001г.

13 Императорский Рим в лицах \\ Фёдорова Е.В.  - Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс»; 1998г.

14 Римский скульптурный портрет \\ Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. – Москва: Изд.  «Искусство»; 1975г.




1. політичної доктрини українського консерватизму з її опорою на авторитет традиції закон релігію мораль то
2. Микроинтерферометрия для контроля и оценки трехмерных дефекто
3. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина
4. ~Р~ мемлекеттік т~уелсіздігі туралы конституциялы~ за~ ~ашан ~абылданды 1991 ж 1 желто~сан; B 1991 ж 16 же
5. Гражданское право Украины
6. Стеклянные и керамические издели
7. Лекція 2 Фальсифікація харчових продуктів
8. Видеоматериалы Глоссарий Персоналии
9. Острый флегмонозный аппендицит
10. фашистских захватчиков закончился первый этап НовгородскоЛужской наступательной операции
11. Философия Проблемно тематический курс
12. Нарушения сознания
13. Это обусловлено прежде всего нехваткой дополнительных ресурсов.html
14. на тему- Эксплуатация машин в районах пустыннопесчаной местности
15. тематизированы все важные нормативные документы высших органов законодательной и исполнительной власти
16. НОРМИРОВ ПОКЛЕЙ СОСТ И СВВ СТОЧН ВОД 1По хим показтакже 2сод NPКне прев вынос 3м-бтакже Условия испЗПО 1
17. Лабораторная работа 1 По дисциплине Обогащение полезных ископаемых
18. тема набрала форм так званого романського стилю а на другому готичного
19. Наука Содержание главы десятой раздела второго- Наука в современном мире Научное познание и его
20. Лекция 8 Лекция 8 Векторный оператор набла С помощью этого оператора можно сравнитель