Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство образования РФ
Самарский государственный педагогический университет
Институт филологического образования
Кафедра журналистики
Курсовая работа
«Жанр интервью в региональной прессе»
(на примере городской газеты «Чапаевский рабочий»)
Студент 34 группы
Илясов Денис
Научный руководитель:
К.ф.н., доцент
Выровцева Екатерина Владимировна
Самара 2003
Содержание.
С.
Введение 3
Глава 1. Жанровая характеристика интервью. 6
Глава 2. Место интервью в структуре городской газеты «Чапаевский рабочий» 9
Глава 3. Роль журналиста, его профессиональное мастерство в подготовке интервью. 14
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложения 25
Введение
Отличительная особенность интервью его двуадресность: журналист (интервьюер), обращаясь к своему непосредственному адресату (интервьюируемому), выстраивает особую публицистическую драматургию беседы в расчете на восприятие будущего читателя (адресат массовый).
Особая мера убедительности произведений этого жанра обусловлена тем, что информация идет в «прямом эфире» от политика или экономиста, ученого или художника, чей авторитет в данной области несомненен.
Интервью для журналиста это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть данную тему.
Курсовая работа на тему «Жанр интервью в региональной прессе» на примере городской газеты «Чапаевский рабочий» для меня - возможность проанализировать востребованность жанра интервью в местной прессе. Потому что именно интервью подкупает своей жизнеспособностью и степенью доходчивости. Поэтому тема курсовой работы актуальна для сегодняшнего дня.
«Высшим пилотажем» называют интервью профессиональные журналисты. При подготовке курсовой работы я, руководствуясь теорией журналистики, изложенной в книгах В.А. Аграновского «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике»1, В.И. Антонова «Информационные жанры журналистики»2, «Введение в теорию журналистики»3, В.В. Ворошилова «Журналистика»4, З.С. Смелковой, Л.В. Ассуировой, М.Р. Савовой, О.А Сальниковой «Риторические основы журналистики»1, проанализирую интервью как жанр, его особенности. Это составит теоретическую базу курсовой работы. Анализируя жанровое разнообразие материалов, опубликованных в городской газете «Чапаевского рабочего», хочу определить место этого жанра в региональной печати, имеющей, как известно свои особенности в отличие от СМИ другого масштаба.
Особое значение в подготовке интервью играет сам журналист, его мастерство. Об этом идет речь в книгах Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста»2, У.И. Отта «Вопрос+ответ=интервью»3, М. Шостака «Интервью. Метод и жанр»4.
Эмпирическую базу составят статьи, опубликованные в книге «Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики».
Целью работы является исследование интервью как жанра, который является одним из востребованных в современной журналистике. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи курсовой работы, дается обзор литературы по теме. В первой главе рассматриваются вопросы теории применительно к жанру интервью. Во второй главе анализируются публикации городской газеты «Чапаевский рабочий» в жанре интервью, которые представлены в приложениях. В третьей главе предпринимается попытка проанализировать роль журналиста и его профессиональное мастерство при подготовке интервью для городской газеты. В заключении представлены выводы. Список литературы отражает степень изученности круга проблем, очерченных темой курсовой работы и обоснованности сделанных выводов.
Глава 1.
Жанровая характеристика интервью.
Интервью (английское interview беседа) целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). Жанр интервью является одним из самых популярных в современных средствах массовой информации. И особенно популярен он стал в 90-х годах. Это объясняется многими факторами. Во-первых, с изменением политических условий и началом демократии, у интервьюируемого появилась возможность высказать в беседе с журналистом свою точку зрения. Ведь до этого с 1919 г. существовал институт цензоров, и они могли настоять на том, чтобы в любом материале, в том числе и в интервью, была сделана правка вымарывались строчки и даже абзацы. В советское время собеседник выступал от лица коллектива, рассматривался не как отдельная личность, а как составляющая общества. А отсюда и придирки цензоров. С устранением института цензоров, с восстановлением определенных свобод, журналист получил возможность обращаться к интервьюируемому как к индивидуальности.
Современному массовому читателю, зрителю, слушателю преимущественно необходимы факты, сообщения о каком-либо событии, минимум или вовсе отсутствие комментариев, глубокого анализа. Кроме того, интервью это жанр, позволяющий получить неискаженную корреспондентом информацию, что тоже немаловажно.
Интервью особый речевой жанр. И строится в форме диалога между журналистом и интервьюируемым, реплики которых, как правило, выделяются в газетном тексте разными шрифтами.
Диалогичность в интервью выступает не только как способ построения газетного текста, но и как способ организации материалов на газетной полосе.
Общая схема текста интервью трехчастна. В основе «логическая схема описательного или событийного типа».
В зависимости от первоначальной коммуникативной цели журналиста будет:
а) либо мотивация общественной значимости проблемы, либо свидетельство компетентности мнения интервьюируемого;
б) та или иная форма представления героя интервью.
Определяя форму «классического интервью» как цепочку из звеньев «вопрос-ответ», М.И. Шостак выделяет такие разновидности (основание цель и характер беседы): информативные, экспертные, проблемные, интервью-знакомства1. На первый план выделяется один из смысловых центров:
Особенность жанра интервью в том, что все формы высказываний корреспондента направлены только на получение информации. Обращение-вопрос, обращение-сообщение, обращение-побуждение к действию, используемые в интервью, помогают донести до читателя дополнительную информацию.
В теории журналистики оговариваются «бинарность понятия «интервью»: универсальный метод получения информации и публицистический жанр, характеризуемый диалоговой формой изложения материала. Нередко, выстраивая текст, располагая вопросно-ответную информацию «по нарастающей», журналист стремится зафиксировать внимание читателя на главном. И на первом плане должны быть ответы. Ведь именно с ответом приходит понимание. А понимание и ответ диалектически слиты и взаимообуславливают друг друга, одно без другого невозможно1».
Глава 2.Место интервью в структуре городской газеты «Чапаевский рабочий»
Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуре городской газеты, надо отметить, что газета, выходящая в маленьком городе, имеет свои особенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают в городе (сослуживцы, соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.) Отсюда и требования к информации: она должна быть доступна и понятна каждому, кто читает газету. И конечно информация не должна содержать тех сведений, которые и так известны и старому, и малому. Интервью, один из тех жанров, которые сохраняют в газетной публикации «эффект подлинности и непринужденности, что так ценят люди, живущие в «глубинке». Проанализировав публикации в номерах газеты за 8 месяцев 2002 г., заметил, что интервью один из популярных в «Чапаевском рабочем» жанров. Еженедельно интервью публикуются в разных формах. По пятницам это блиц-интервью или экспресс-интервью. Как правило, публикуются на первой странице, и от журналиста требуется четко сформулировать вопрос. А затем лаконично и конкретно передать ответы интервьюируемых, чтобы читатель получил представление об их позициях. Такое интервью своего рода инструмент изучения общественного мнения. Пример подобного интервью в приложении №1 С.25
Часто в «Чапаевском рабочем» используются такие формы жанра, как мини-интервью, экспресс-опрос. Особенно если эти материалы предполагается разместить на страницах, обращенных к подросткам и молодежи - «Зебра» и «Молодежный клуб». Почему? Да потому что на вопросы отвечают сверстники, герои этих мини-интервью легко узнаваемы в школьной и студенческой среде. И потому интересны для тех, к кому это интервью обращено. Здесь допустимы выражения и слова, господствующие в подростковой и молодежной среде, сленг. Ведь это мировосприятие делает героя интервью «своим» - он тоже живет среди тех же проблем пьянство, наркомания, тусовки, «стрелки», - но это не мешает ему оставаться собой, дистанцироваться от тех, кто бессмысленно прожигает жизнь. То, как сделан текст в интервью, обращенных к подросткам и молодежи как раз и образует эмоциональный климат беседы. Нарушение традиционных границ предложения, незавершенность фразы, некоторая размытость стиля все это помогает журналистам подчеркнуть характер общения в молодежной среде.
Редко, но встречается интервью монолог, когда какое-то лицо отвечает на вопрос, предложенный журналистом, цельным рассказом. В данном случае используется интервью как метод получения информации.
Довольно распространена другая форма: интервью-знакомство. Часто их сопровождает рубрика «Наш гость». При этом на первый план выдвигается особый смысловой центр показать социально-психологический портрет личности человек и его дело. Именно так сделано интервью «Вдохновение Валерия Щежина»1. Журналист сразу объясняет читателю (в аннотации), для чего он берет интервью: «Через месяц Валерию Георгиевичу Щежину исполнится пятьдесят, как раз повод, чтобы подвести некоторые итоги. Не в смысле, что построил, посадил, вырастил, а в плане музыкального творчества, благодаря чему наш собеседник уже состоялся как музыкант и композитор». Интервью разворачивается свободно, непринужденно, журналист мягко вводит героя в разговор, задавая традиционные вопросы и помогая герою сориентироваться, о чем, необходимо обязательно рассказать горожанам, когда-то знавшим его по временам бардов. Используются и вопросы, предполагающие разговор об очень личном: «Если не секрет, поделись как сочиняешь музыку…» , «Не обидно, что многие твои работы остаются невостребованными?», « Как ты планируешь отметить свой юбилей?». Журналист о многом, что касается интервьюируемого, осведомлен. Но это не мешает разговаривать. Даже напротив, способствует раскрытию образа музыканта и певца как фигуры многозначной в искусстве. Характерно, что в этом интервью журналист, задавая вопросы, использует предлог, так называемый информационный повод, что и позволяет выявить «философию личности» на фоне «философии профессии»1:
Наиболее трудная часть интервью личные вопросы - не остаются без ответов. «Новик значит «новый»»2 такой же тип интервью, подтверждающий сказанное.
Журналисты используют подачу материала в форме интервью и как способ знакомства с героем. Пример - «Его Величество Случай». Работает методистом в центре детского творчества Елена Будюкова. Интервью с ней, в Международный день театра, - попытка узнать «каково это, в двадцать два года поступить в профессиональный театр, работать бок о бок с мастерами, с самим Монастырским…»3 Интересное интервью дополняют фотоиллюстрации со сценами из театральных постановок и фотография актрисы.
В тематической полосе «Служба здоровья» под рубрикой «Тема разговора» пример аналитического интервью: «Итоги года. Прогноз на будущее». Его дал газете главный врач ЦГБ. В день памяти воиновинтернационалистов в России» газета поместила интервью «Печальный день», которое дал А.Г. Доронин, возглавляющий Чапаевский городской отдел Российского союза ветеранов Афганистана4. Название интервью эмоциональносмысловой фон публикации.
Другой пример. Интервью под рубрикой «По вашей просьбе». Все вопросы в нем составлены с учетом тех, что задают читатели газеты. Интервьюируемый 1-ый зам. главы администрации города - человек достаточно компетентный, который успел на разных должностях поработать во властных структурах, стоял у истоков многих начинаний. Сегодня он опять во власти. Как же он оценивает сделанное, над чем сегодня считает важным поработать и что предпринимает для решения городских проблем, как лицо ответственное, и авторитетное у большей части горожан.
В интервью собраны те вопросы, которые волнуют в нашем городе всех. И ответы развернуты, понятны. Редакция сумела расположить интервьюируемого к достаточно откровенному диалогу накануне профессионального праздника строителей. Есть в интервью и вопрос, ради которого, возможно, и был задуман материал: «Что в городе делается для того, чтобы поднять авторитет профессии строителя?» Дело в том, что в 80-е годы в городе был трест «Чапаевскстрой» и строительство велось хорошими темпами, но потом все рухнуло и профессионалы-строители, оставшись без работы, стали уезжать из Чапаевска в Самару и другие города, где они оказались востребованы.
В логической схеме интервью «Космический марафон длиною в 747 суток» не только продолжение темы «Наши именитые земляки», которую «Чапаевский рабочий» ведет давно и уже рассказывал о земляке - космонавте Сергее Авдееве. В интервью с этим человеком, предложенном в газете 18 января 2002-го года, подчеркивает журналист, есть ответы на вопросы, касающиеся российских приоритетов перед другими державами. На первый план в этом интервью выдвигается помимо смыслового центра человек и время - анализ явления, которое волнует многих здравомыслящих людей: не уступили ли мы приоритетов в космической науке и практике освоения космоса? Удачно используемый в интервью элемент справка делает все сказанное более достоверным и еще раз подчеркивает, насколько состоятелен авторитет человека, которого газета сделала интервьюируемым.
Интервью в «Чапаевском рабочем» - удачный способ знакомства читателей с героями. И от того, какая коммуникационная задача решается, зависит многое: либо мотивация общественной значимости проблемы, либо свидетельство компетентности мнения интервьюируемого; либо та или иная форма представления героя.
Установить контакт с читателем, подготовить к личному восприятию диалога не простая задача. Помогает решать эту ее эмоционально, конкретно и нестандартно аннотация к интервью. «И звезды становятся ближе» - этому интервью предпослана такая аннотация:
«Поистине, где только ни встретишь выходцев из Чапаевска. Оказывается, есть «наши люди» и в самом крупном Российском научном центре по изучению Вселенной, так называемой Специальной Астрофизической обсерватории РАН (Российской Академии наук), расположенной в горах Северного Кавказа на территории Карачаево-Черкессии»16.
В коллективном опыте ввода в ситуацию, накопленном сотрудниками редакции, используются всевозможные лиды: лид - определение (о герое), лид деталь, лид история, лид вопрос, лид цитата довольно часто применяются в оформлении материалов с пресс-конференций, «Прямых линий» с авторитетными людьми города или со специалистами, способными пролить свет на проблему, волнующую всех.
Роль журналиста, его профессиональное мастерство в подготовке интервью.
Журналист, как правило, стремится построить свою беседу в зависимости от характера конкретного материала и предполагаемой композиции интервью, учитывает индивидуальные качества собеседника, определяет тональность материала, основываясь на собственном творческом опыте. Во всем этом, несомненно, заметную роль играет индивидуальность журналиста.
Важно иметь в виду, что как бы журналист не стремился побыстрее передать в редакцию «горяченькое» интервью, он не должен демонстрировать, что торопится. Суетой, лихорадочными действиями можно «смазать» стремление человека отвечать на вопросы, а именно он, возможно, и есть главный свидетель происшествия, ценный очевидец события. Даже если произошло ЧП и есть объект для интервью, надо успокоиться самому, спокойно заданные вопросы помогут успокоиться и потенциальному интервьюируемому. Для творческого коллектива «Чапаевского рабочего» характерен именно такой подход. Ибо многие опытные интервьюеры подчеркивают как важен душевный настрой журналиста. Ведь тогда можно рассчитывать на доверительность интонации. А это - одна из слагаемых убедительности интервью. Особенно если оно имеет целью «пролить свет» на проблему.
«В психологии под интервью понимают метод сбора информации, когда анализируются речевые высказывания и другие доступные наблюдению реакции интервьюируемого в ходе специально организованной с ним беседы. Каждый из нас считает, что он владеет этим методом в той или иной степени. В повседневной жизни человека, способного с ходу понять, «чем дышит» собеседник, мы называем проницательным, тонким психологом. Развитое «чутье на людей» как характеристика природного ума, как врожденное качество, это явление, которое действительно встречается. Однако таких самородков среди тех, кто проводит интервью не так много, как хотелось бы. Журналист, начав беседу с вопросов о биографии или вопросов, не связанных напрямую с будущей работой, сможет снять напряжение, возникающее в первые минуты общения с незнакомым человеком. Когда интервьюируемый почувствует себя увереннее, можно переходить к более сложным вопросам.
Когда вся необходимая информация получена, следуют расслабляющие вопросы, обеспечивающие мягкий, плавный выход из интервью, например, об увлечениях, отдыхе и т.п.»1
Исследователи выделяют следующие средства для стимулирования процесса интервью, которые активно используются профессиональными журналистами:
- выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, словесное поддакивание);
- использование коротких пауз;
- повторение основного вопроса;
- частичное несогласие. («Мне не совсем ясно. Не могли бы Вы объяснить, что вы имеете ввиду?», «Итак, Вы только что сказали… Уточните, пожалуйста»);
- уточнение путем неправильного повторения ответа;
- указание на противоречие в ответах;
- повторение последних слов респондента (так называемый метод «эхо»);
- нейтральное требование добавочной информации;
- требование весьма определенной добавочной информации;
- необходимость разобраться, что скрывается за ответом типа «не знаю»: действительное незнание, непонимание смысла вопроса, боязнь дать неправильный ответ…
Профессионалы советуют выбрать линию поведения:
1) задать несколько прямых, более подробных и детализированных вопросов;
2) повторить вопрос, изменив его формулировку;
- разрыв цепи вопросов.
Вопросник, с которым отправляется журналист на интервью, не жесткий план, от которого нельзя будет отклониться. Вопросник чаще всего нужен для самоконтроля и проверки возможностей общения в течении беседы, которое может уйти, если его не регулировать, в другое русло. Но практика доказывает, что «вопросник это руководство к действию, в котором предусматривается импровизация»1. И успех интервью «без провалов» во многом зависит от умения журналиста подать заготовленный заранее вопрос как импровизированный, объединив его с предыдущим ответом, и представив как логически вытекающий из него.
Для собеседника оскорбительна чрезмерная «игра интеллекта» интервьюера - читатель недоумевает: более половины текста интервью занимают рассуждения журналиста. Хотя «самовыражение интервьюера не в долгих рассуждениях, а в профессиональном умении вытянуть «новость» из собеседника»2 Как же удается решать все эти непростые задачи журналистам городской газеты «Чапаевский рабочий»?
Читая материалы в жанре интервью в «Чапаевском рабочем», отмечаешь, что журналист чаще всего подготовлен к разговору, знает, на какие сведения может рассчитывать.
Материал «Я пришел сюда работать» («Чапаевский рабочий, №8 от 16 января 2002 г») подан в форме интервью знакомства с новым руководителем службы водоканала. Проблема водоснабжения в городе с больной экологией, с почти 100% изношенностью водоводов одна из острейших. Потому понятно желание горожан знать: кто пришел в службу водоканала профессионал или временщик. И журналист, представляя нового руководителя, знакомит его с горожанами, задавая такие вопросы: «А с чего вы начинали в Отрадном?, «И вы надеетесь, что сможете что-то повернуть в заржавевшем механизме ЖКХ?»
Настойчиво ведет газета линию, направленную на повышение информативности материалов информационного жанра. Этой цели отвечают «Прямые линии». В нынешнем году горожане, становясь интервьюерами, имели возможность сами задать интересующие их вопросы, главе администрации города, начальнику паспортно-визовой службы, начальнику департамента культуры и другим. Тема «Прямой линии» объявляется заранее. Так, главе администрации было предложено ответить на вопросы горожан, касающиеся проблем благоустройства города, молодежной политики. Непросто ввести читателей газеты в проблемы такого интервью, обозначить позиции участников, но журналистам «Чапаевского рабочего» это удается. И что несомненно удачно: газета обязательно информирует читателей о том, как глава администрации отреагировал на тот или иной вопрос, какие меры принял.
«Его Величество Случай» - пример интервью-зарисовки. О мастерстве журналиста позволяет судить уже то, что в композиционное построение интервью журналист вводит описание обстановки, в которой происходил разговор, внешности и обаяния героини. Этот помогает раскрытию ее характера, установлению контакта с читателем, готовя к активному восприятию диалога.
Ввести читателей в ситуацию эмоционально и конкретно помогает здесь лид деталь, воздействия на читателя: «Живет в нашем городе девушка Елена Будюкова. Работает методистом в центре детского творчества. Но это сегодня. А еще вчера… Помните спектакль «Моя жена лгунья», показанный на сцене Дворца культуры имени В.И. Чапаева творческим объединением «Мастера сцены» из Самары, не раз выступавшим в нашем городе? Одну из ролей в нем исполняла Лена. Каково это, в двадцать два года поступить в профессиональный театр, работать бок о бок с мастерами, с самим Монастырским, а в двадцать пять… Но что думает об этом сама Лена? И что для нее театр?»1. Журналист активно использует многомерность и многообразие диалогических единств: вопрос стимул, реплика -размышление.
Последний вопрос в этом интервью помогает поставить логическую точку: «Вы надеетесь вернуться? (в театр авт.). И следует ответ «Когда я ушла со сцены, то первое время не знала, куда себя деть. Весь мир сразу стал пустыней. Все мысли только об одном: театр, театр, театр. Потом вроде нашла, чем заполнить свою жизнь. Старые связи тоже не обрываю. Перезваниваемся. Если вдруг позвонит Петр Львович и предложит работать в Театре на Безымянке полечу как на крыльях. Я верю: судьба есть, и она приведет меня куда-нибудь. Может быть, не в театр. Главное найти свое место в жизни. Свое и только свое. Сыграть одной тебе предназначенную роль»2.
Журналисту удалось убедить читателей, что перед ними неординарная личность, ему удалось показать человека, жизнь и устремления которого интересны если не всем, то многим.
Есть в «Чапаевском рабочем» рубрика «Актуальное интервью», когда речь идет о получении информации на интересующие всех вопросы. Таким получилось интервью «Казначейство от слова «казна»» (7 мая 2002года №70-71).
В аннотации к другому интервью «Особая служба», тоже опубликованному под этой рубрикой (5 июня 2002г, №87), автор активно использует прием провокации, сообщая интервьюируемому информацию, которую получил от горожан, а также собственные наблюдения за тем, как неудовлетворительно вывозится из города мусор. Скорее всего, у читателей составится безотрадная картина, основанная на беспомощности тех, кто призван бороться с мусором. И это подтолкнет к необходимости решать городскую проблему.
Жанр интервью многофункционален. Позволяет быстро и точно рассказать о том, что волнует, - интервью: «В интересах квартиросъемщиков». Газета, выйдя на авторитетного собеседника начальника Жилищной инспекции по г. Чапаевску, помогает горожанам разобраться, где и как они могут получить помощь, если их неудовлетворительно обслуживают служба ЖКХ. Это интервью, традиционный диалог - вопрос-ответ, рассчитано на соучастие читателей в обсуждении проблемы.
Все это позволяет сделать вывод: успех любого материала зависит от мастерства журналиста, его личности. Не даром Ясен Засурский так сказал: «Сегодня люди хотят видеть в журналисте на нахала, который с апломбом разоблачает всех и вся, а честного порядочного человека»1. И при этом необходимо помнить: «Сила информационного воздействия интервью в неформализованности интервью, в умении не подавлять собеседника эрудицией, а «сопрягать его видение предмета со своим собственным, не подталкивать партнера к тем фактам и явлениям, которые могут быть ему неизвестны»… А известный телеведущий Урмас Отт советует: «не смущайся своей неосведомленности в том или ином вопросе: частичное незнание скорее может даже активизировать беседу. Важна искренняя заинтересованность всех участников беседы»2.
Журналисты «Чапаевского рабочего» этим руководствуются и предполагают реакцию скептически настроенных людей, стремясь избегать в интервью высказываний типа «ожидается, что».., «известно, что…», говорят, что…» Ведь иначе скептик обязательно заметит с сарказмом: «Ожидается кем?», «Известно кому?», «Говорят кто?»…
Разные журналисты готовят интервью для «Чапаевского рабочего». Отсюда отличия в комбинации разного рода вопросов, их чередовании, последовательности.
Это подтверждает высказывание Г.В. Лазутиной о том, что интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:
« 1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);
2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;
3.Владеет достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение1».
Валерий Аграновский в своей книге «Ради единого слова» тоже изложил ряд принципиальных позиций поведения журналиста:
«1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить).
2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задавать вопросы и по обязанности. Но получать на них ответы он может только при желании собеседника.
3. Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику»2.
Анализируя интервью в «Чапаевском рабочем», замечаешь, что журналисты предварительно обдумывают концепцию интервью, вопросы выстраивают так, чтобы соблюдалась последовательность в ответах.», учитывают, что «… следует развивать в себе умение трудное, но очень выгодное для интервью (жанра личностного, интересного именно «персонификацией» любой проблемы»); умение представить интервьюируемого в выгодном свете, подчеркивать его лидерство в беседе, стараться передать его манеру общения, стиль речи, скрывая, по возможности, намеченные заранее контуры диалогического единства, выстраивать переход от одной мини-темы к другой и т.д.»1.
В каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Что касается интервью, то это самый субъективный источник информации. Ведь разные люди, очевидцы одного и того же события, по разному о нем рассказывают и часто даже расходятся во мнении. Но в этом заключается и положительное свойство этого источника информации возможность узнать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения.
Журналисты городской газеты помнят, что покушение на чью-то репутацию равнозначно вторжению в частную жизнь. При определенных обстоятельствах репутация может пострадать от одного неосторожного замечания или неумело обработанного ответа интервьюируемого, неточно переданного сказанного человеком выражения. Особенно если интервьюер и интервьюируемый живут в одном небольшом городе, как Чапаевск. В редакции «Чапаевского рабочего» считают правилом пригласить интервьюируемого, чтобы он прочитал текст интервью до выхода в свет, сверил цифры и фамилии в своих ответах. И подписал оригинал интервью, дав тем самым согласие на его публикацию.
В журнале «Профессия журналист» было опубликовано выступление Сергея Титова «Визави, визави, визави…» с пометкой «Ода интервью». Так убедительно написал автор: «Интервью мой любимый жанр. Самый лучший. Самый классный, самый красивый. Я говорю про настоящее интервью, когда собеседник незаурядный человек»1. И журналиста Сергей Титов сравнивает с актером. Потому, что «каждый раз должен быть разным. Ведь это не я должен быть перед моим визави. Лично я ему не нужен. Не для меня это интервью, не обо мне. Я лишь сконцентрированный читатель, телезритель, я его лицо, каждый раз разное. Потому что разные собеседники интересуют совершенно разных людей. Я пишу вопросы и чувствую, что я режиссер, я готовлю грандиозный спектакль, поскольку все это слова, слова, как говорил Гамлет.
На самом деле слова это музыка. После встречи, ночью, усядусь за клавиатуру, чтобы перевести все метаморфозы на музыку слов. Хорошее интервью это симфония»2. Но "весь талант журналиста в финальном аккорде. Одна неверная нота и смажется все. Именно финальный аккорд будет еще долго звучать в душе читателя».
Всеволод Богданов, секретарь Союза журналистов РФ, как-то сказал: «Сейчас на разных каналах ТВ есть во многих вариантах интервью с человеком в маске… Интервью дают бандит, проститутка, политик, бизнесмен. Все это завлекательно, как игра, но порой начинаешь сомневаться в достоверности, в искренности того, кто в маске. Серьезные диалоги в телевизионном эфире для меня, как зрителя, сослужили огромную службу. Они помогли мне разобраться, кто есть кто в нашем обществе, кому можно доверять и насколько, помогли сделать выбор»3. В региональной прессе, к которой относится и «Чапаевский рабочий», нет возможности кого-нибудь скрыть под маской. Читатели этого не примут. Им нужен честный и открытый диалог. И четкая оценка фактов, событий.
Заключение
Жанр интервью имеет поистине неограниченные возможности. Недаром журналисты высказывают такую точку зрения на интервью: «Это возможность продемонстрировать высший пилотаж, естественно не превращая его в самоцель»1. В интервью проявляются характеры, время. И даже то, что не всегда могут объяснить историки и философы. Жанр интервью многофункционален. Он позволяет быстро и точно рассказать о взволновавшем событии, задав несколько вопросов очевидцам, и выйдя на авторитетного собеседника, развеять взбудоражившие многих слухи…
Для верного поведения, гибкости интервьюера важны зоркость наблюдения за поведением и реакциями собеседника. Но это не помешает самой беседе. Интервьюируемый должен высказаться. Но неопытный журналист может допустить ошибку: не добившись внятных высказываний, передаст их, во многом присочиняя. А одно из главных качеств хорошего интервью - реализованное, хотя бы отчасти, отражение высказываний интервьюируемого»2.
При полном доверии к интервьюеру может получиться исповедальный характер у интервью. И не поверить напечатанному будет уже невозможно. Только бы не слетались, как воронье, журналисты на беду, случившуюся в жизни человека или потрясшую страну, как было в Норд-Осте, только бы не смаковали леденящие душу подробности…
И тогда достоверность будет обеспечена. А именно достоверность позволяет жанру интервью оставаться доступным и понятным для читателя с любым образовательным уровнем.
В отношении интервью справедлива оценка журналистов-профессионалов и читателей: самый востребованный сегодня жанр в СМИ.
Список использованной литературы:
3 Введение в теорию журналистики. /Сост. Прохоров Е.П. М., 1992.
4 Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник СПб., 2001
5 Гаврилов Э. Законодательство и практика СМИ. М., 2000.
6 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
7 Отт У.И. Вопрос+ответ=интервью. М ., 1993.
8 Шостак М. Интервью. Метод и жанр. М., 1997.
9 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000.
10 Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. 2т Издание СЖ России, 1998.
13 Газета «Чапаевский рабочий». Выпуски номеров с 1 января по 30 июня 2002 года.
1 Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.
2 Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. Саратов, 1994.
3 Введение в теорию журналистики. /Сост. Прохоров Е.П. М., 1992.
4 Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник СПб., 2001
1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000.
2 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
3 Отт У.И. Вопрос+ответ=интервью. М ., 1993.
4 Шостак М. Интервью. Метод и жанр. М., 1997.
1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000. С. 165
1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000. С. 168
1 Газета «Чапаевский рабочий». «Вдохновение Валерия Щежина»». Приложение №2. С.26
1 «Профессия журналист». «Дирижирование беседой». №10. 2002. С. 48
2 Газета «Чапаевский рабочий». «Новик значит «новый»». Приложение №3. С.27
3 Газета «Чапаевский рабочий». «Его Величество Случай». Приложение №6. С.30
4 Газета «Чапаевский рабочий». «Печальный день». Приложение №4. С.28
16 Газета «Чапаевский рабочий». «И звезды становятся ближе». Приложение №5. С.29
1 Девятко В.В. «Как подготовиться к интервью» www.arsenalgroup.ru 1999.
1 «Профессия журналист.» «Дирижирование беседой». 2002. №10. С. 47
2 «Профессия журналист». «Дирижирование беседой». 2002. №10. С. 47
1 Газета «Чапаевский рабочий». «Его величество случай». Приложение №6. С.30
2 Газета «Чапаевский рабочий». «Его величество случай». Приложение №6. С.30
1 «Власть, зеркало или служанка?» Энциклопедия жизни современной российской журналистики. Т. 2. Издание СЖ России.
2 Отт У.И. Вопрос + ответ = интервью. М. 1993. с. 9
1 Лазутина В.Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С. -55
2 Аграновский В. Ради единого слова. М. 1988.
1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. «Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты». М. 2000. С. 198
1 Титов С. «Визави, визави, визави…» «Профессия - журналист». 2002. №7-8
2 Титов С. «Визави, визави, визави…» «Профессия - журналист». 2002. №7-8
3 «Репортаж и интервью: с чего начинается журналистика». Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия жизни современной российской журналистики, издание СЖ России, 1998. С.180
1 Т. Мишина. «Убийство жанра». Профессия-журналист. 2002. №9 С.45
2 Шостак М. «Дирижирование беседой». «Профессия-журналист» 2002. №10 С.47