Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

XIX вв. Она представлена ’’такими выдающимися мыслителями как И

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 10.6.2024

12.Феномен немецкого просвещения и его основные черты

В истории мировой и европейской философии важная роль принадлежит немецкой классической философии, которая формировалась на рубеже XVIII-XIX вв. Она представлена ​​такими выдающимися мыслителями, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Социально-экономическими и историческими предпосылками ее развития были Французская буржуазная революция 1789-1794 гг, промышленная революция в Англии и развитие естествознания. Германия в то время значительно отставала от других стран в экономическом и политическом смысле. Философия развивалась в условиях феодального раздора, буржуазные преобразования осуществлялись очень медленно. Немецкая буржуазия, напуганная буржуазными революциями, с одной стороны, часто шла на компромисс с феодальным дворянством, а с другой - объективно была заинтересована в объединении страны, быстрому развитию буржуазных отношений.

Немецкая классическая философия стала высшим достижением, своеобразным синтезом философской мысли в мировом масштабе и одновременно последней формой классической европейской философии. Вся предшествующая философия, которую можно определить как философию разума и познания, нашла свое логическое завершение в немецкой классической философии. Большое значение имели гуманистические идеи социального прогресса, свободы и активности человека, разработка проблем познания, диалектики и материализма, вера в всемогущество науки и т.д..

Несмотря на своеобразие философских взглядов представителей немецкой классики (Кант был дуалистом, Фихте - субъективным, Шеллинг и Гегель - объективными идеалистами, Фейербах - материалистом), они создали определенную идейную общность. В философских системах немецких мыслителей наблюдается связь, также преемственность. Именно поэтому их объединяют в единый философское направление.

При всем разнообразии идей и концепций, немецкий классику отличает ряд общих черт, а именно: 1) понимание роли философии в истории человечества и развития мировой культуры, 2) рационализм, унаследованный от философов Нового времени и Просвещения, 3) критика материализма XVIII в. по его механицизм 4) разработка теории диалектики и диалектического метода мышления 5) попытки превратить философию в науку, создать единую научную философию в виде целостной системы научных дисциплин, идей, понятий и категорий 6) разработка общих методов подхода к проблеме исторического развития как единого процесса 7) возрождения гуманистического отношения к человеку, ЕЕ активности, свободы и других ценностей; 8) непосредственная преемственность в развитии философских идей 1 .

Всего феномен немецкой классики создал основу для выделения ЕЕ как особого этапа развития новоевропейской философии.

13.Философия жизни (Ницше, Шопенгауэр)

"Философия жизни" как философское направление сложилась в конце 19 в. главным образом в Нимеччнини и Франции.

Она обращалась к жизни как первичной реальности, целостного органического процесса. Философия жизни была попыткой преодолеть обмеженнисть материализма с идеалистических позиций.

Основатель - Шопенгауэр (пессимист). По Шопенгауэра, суть человека составляет независимая от ума воля - слепое хотение, которая является проявлением космической мировой воли, основой и содержанием всего сущего (волюнтаризм).

Он пытался доказать, что все человеческие беды имеют космический характер, и поэтому никакие сусп.-полит. преобразования ничего не изменят.

Основная жизнь, по концепции Ницше, - это воля. Жизнь является проявлением воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли - воли к власти .. Человеческое счастье Ницше видит в чувстве растущей силы, власти, умении преодолевать все перешкоди.Вчення Ницше о сверхчеловеке основывается на следующих положениях : 1) ценность жизни является единственной безусловной ценностью и совпадает она с уровнем "воли к власти", 2) существует естественное неравенство людей ("аристократические" и "серая масса") 3) сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободным и не н 'связывает себя никакими морально-правовыми нормами (Мораль и христианство - мораль рабов)

Ницше назвал себя философом неприятных истин (осн. произведение - "Так говорил Заратустра")

14.Философия жизни (Ницше, Шопенгауэр)

"Философия жизни" как философское направление сложилась в конце 19 в. главным образом в Нимеччнини и Франции.

Она обращалась к жизни как первичной реальности, целостного органического процесса. Философия жизни была попыткой преодолеть обмеженнисть материализма с идеалистических позиций.

Основатель - Шопенгауэр (пессимист). По Шопенгауэра, суть человека составляет независимая от ума воля - слепое хотение, которая является проявлением космической мировой воли, основой и содержанием всего сущего (волюнтаризм).

Он пытался доказать, что все человеческие беды имеют космический характер, и поэтому никакие сусп.-полит. преобразования ничего не изменят.

Основная жизнь, по концепции Ницше, - это воля. Жизнь является проявлением воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли - воли к власти .. Человеческое счастье Ницше видит в чувстве растущей силы, власти, умении преодолевать все перешкоди.Вчення Ницше о сверхчеловеке основывается на следующих положениях : 1) ценность жизни является единственной безусловной ценностью и совпадает она с уровнем "воли к власти", 2) существует естественное неравенство людей ("аристократические" и "серая масса") 3) сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободным и не н 'связывает себя никакими морально-правовыми нормами (Мораль и христианство - мораль рабов)

Ницше назвал себя философом неприятных истин (осн. произведение - "Так говорил Заратустра")

15.Прагматизм

Прагматизм - доктрина или скорее мировоззрение, ставит все знание и правду в прямое отношение к жизни и действия; прагматизм судит о значении идей, суждений, гипотез, теорий и систем, согласно их способности удовлетворить человеческие потребности и интересы в социальный образ.

Философское движение прагматизма был основан в Америке как теория знания Чарльзом С. Пеирсом (1878) и его главными представителями были Уильям Джеймс (см. Генри Джеймс), Ф. Шиллер, и Джон Дэвей. Прагматизм и гуманизм является так близко родственны, что они могут считаться за одно, последний будучи расширением и экспансией второго. Шиллер объясняет это отношение: "Прагматизм выдается особым применением гуманизма теории знания. Но гуманизма представляется более универсальным. Он кажется имеет метод который применим универсально, к этике, эстетике, метафизики, теологии, к каждой человеческой дела, и тоже теории знания. "Итак гуманизм и прагматизм идентичны в принципе и менее более взаимно заменяемыми терминами.

Прагматизм утверждает, что об истинности учения можно судить лишь через его практические последствия, так восстает вопрос: это должно какое-то значение, если бы оно было истинным? Таким образом, прагматисты утверждают, что комплексные метафизические системы европейских философов не имели никакого значения, поскольку их истинность или ошибочность не влияли на человеческий опыт. В науке, теория истинна если она "действовала" - если наступали ее ожидаемые последствия. В этике и теологии, принцип или верование было истинным, кликнув оно удовлетворяло его владельцев. Так, в прагматизме, истина не является никоим образом постоянной, необходимой, универсальной, объективной, абсолютной, а относительна, переходной, отделенной, субъективной, личной. Если идея, суждение, предположение, аксиома, постулат, теория или система "работает" и удовлетворяет ниши умственные, эмоциональные или социальные потребности, лишь тогда и лишь постольку насколько она это делает, она является ценным и истинной.

16. Психоанализ — направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты.

205

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики:

• топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляет­ся в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изго­няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как сово­купность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

• "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное че­ловеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:

• бессознательного - "Оно";

• внешнего мира;

• норм, запретов - "Сверх-Я";

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"

желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

4. Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психо­аналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системе в основе бессозна­тельного лежит "либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

• в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса

17.Позитивизм О. Конта и Спенсера. Второй позитивизм Р.Авенариуса и Е.Маха

Позитивизм - это направление, предметом которого является прежде философия науки. В своем развитии позитивизм прошел ряд этапов. Первый этап - это начальный позитивизм , представителями которого были О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль. Главная установка - опора на факты. Позитивное знание (отсюда и название - «позитивизм») - это знание опытное, подтверждено фактами. Оно противопоставлялось химерические (под которым часто понимали метафизику). Представление о науке представителей первого позитивизма предполагали, что знание достигается отдельными конкретными науками, а философия рассматривалась как обобщение достижений всех наук. Согласно учению Конта, философия не является наукой с собственным объектом, качественно отличается от объектов конкретных наук. Философия обобщает достижения конкретных наук, или же является обобщенной классификацией всех наук.

Программа начального позитивизма сводилась к таким основ:

познания необходимо освободить от всякой философской интерпретации;

вся традиционная философия должна быть отменена и изменена специальными науками (каждая наука сама себе философия);

в философии необходимо проложить третий путь, который преодолел бы противоречие между материализмом и идеализмом.

Ко второму позитивизма { эмпириокритицизма ) принадлежали Э. Мах, Р. Авенариус, Ж. Пуанкаре. На этом этапе главная задача философии усматривалось не в синтезе знания, а в разработке теории познания. При этом подчеркивалась относительность научного знания, наука не дает истинной картины реальности, а предоставляет только символы, знаки практики. Отрицается объективная реальность наших знаний. Философия сводится к теории познания, оторванной от мира.

18.Экзистенциализм возник в начале 20 в. в Германии, Франции, Италии, приобретя большое влияние во всем мире, особенно среди интеллигенции. У истоков этой ф-фии был С.К. "Кьеркегор (1813-1855гг.), А среди русских философов - Н.А.Бердяева (1884-1948 гг) Основной категорией екзист. есть категория, или экзистенция, что отождествляется с суб "объективными переживаниями человека, объявляется первичной по бытия, а бытие общества вторичным. Действительность - это внутренний мир. Экзистенция не может быть познана, поняла, объяснена. Она иррациональна в человеческом Я, человек является конкретной и неповторимой личностью. Экзистенциализм противопоставляет человеку общество как нечто чуждое, враждебное, абсурдное, что разрушает внутренний мир индивида, его свободу.

Жить как все - значит втравчаты свою индивидуальной ность, свободу. Отсюда пафос нонконформизма, призыв к бунту в некоторых экзистенциалистов (Сартр, Камю). Крайний индивидуализм неизбежно приводит к разочарованию, к асоциальности. Экзистенциалисты не признают никаких общих принципов морали, они считают, что каждый человек сам решает, что следует считать моральным или аморальным.

19.Постмодернизм - основное направление современной философии, искусства и науки. "Постмодерн" - это определение эпохи, наступившей вслед за модерном, которая является его отрицанием и преодолением. По сути, "пост-модерн" - это значит "пост-запад". Эпоха модерна, с его культом утилитарной рациональности, наивной верой в прогресс, плоским сайентизмом, поклонением технике, превращением человека в одномерную "человека экономического", - это сущность Запада. Отрицание всех этих атрибутов модерна, несет в себе постмодерн, - это отрицание глубинных основ западной цивилизации.

Общий характер пост-модерна представляет сущностную характеристику развития человеческой цивилизации. Этот культурный направление принято условно называть «постмодерном Востока» (или «постмодерном разнообразия»), в отличие от «постмодерна Запада» (или «универсалистского постмодерна»). Если «постмодерн» Запада представляет собой «конец истории» и экстравагантное наложения безсмислових внутренне разнородных этических массивов при отсутствии ценностного центра, то «постмодерн Востока» представляет собой:

- Возвращение к синтетическому, интегрального стиля, воспроизводит на новом историческом уровне целостность, присущую традиционным обществам;

- Отказ от «расистского», «супрематистского» разделения культур на «развитые» и «неразвитые», «прогрессивные» и «архаичные», на «цивилизованные» и «нецивилизованные». Каждая культура должна оцениваться в системе координат, свойственных ей самой, а не якиись абстрактной внешне модели, претендующей на истину в последней инстанции.

Постмодернизм стал проводником нового постиндустриального общества, изменило или хотя изменяет на Западе традиционное буржуазное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности - власть, деньги, обмен, производство - стали подвергаться деконструкции.

Постмодернизм возникает как кризис классического модернизма в конце 1930х гг Впервые постмодернизм стал философским понятием после выхода в свет и широкое обсуждение книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара "Постмодернистская судьба", в которой он критиковал понятие метарозповиди, или метаистории, то есть власти единой стратегии, парадигмы - научной, философской или художественной.

В постмодернизме царит общий микс и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала "культурная опосредованность». Другой фундаментальный принцип постмодернизма - отказ от истины . Немецкий философ Вольфганг Вельш: "Постмодернизм, - пишет он, - это и историческая фаза, при которой радикальный плюрализм становится реальной и общепризнанной признаком социальной жизни ... Он неотделим от настоящей демократии ".

Против экономического монизма либеральной политэкономии выдвигается концепция экономического плюрализма. На практике это означает, что мировая экономическая система состоит из отдельных суверенных хозяйственных единиц, развиваются по своей внутренней логикой и не могут быть оценены исходя из какой-то общей теории. Так же как невозможно доказать на основании абстрактных критериев предпочтение одной культуры над другой, так же невозможно обосновать преимущество одной системы хозяйствования над другой, поскольку это означало бы перечеркивание самобытной экономической истории каждого конкретного народа и государства.

Экономический плюрализм этой модели на хозяйственном уровне отражает принцип многополярности.

20.Структурализм как философское направление возник в 50-е гг. во Франции. С его появлением французская философия совершает радикальный поворот, который многими исследователями сравнивается с поворотом от физики Ньютона к теории относительности и квантовой механике. Речь идет о переоценке ценностей западной философской традиции последних трех столетий (однородность мышления, абсолютное знание, смысл, истина, субъект). Наряду с работами Леви-Стросса (антропология) этот поворот был подготовлен также творчеством других представителей структурализма и постструктурализма — Мишеля Фуко (культурология), Жака Лакана (психоанализ), Ролана Барта (семиология). Структурализм является неоднородным течением, сфера интересов его представителей разнообразна и говорить о нем как о единой философской школе некорректно. Как отмечают сами структуралисты, правильнее вести речь о структуралистской деятельности как “упорядоченной последовательности определенного числа мыслительных операций”.

Клод Леви-Стросс — крупнейший представитель французского структурализма. Он родился в 1908 г., в Брюсселе. Творчество К. Леви-Стросса представлено большим количеством работ (общее число книг, сборников, статей, принадлежащих его перу, приближается к полутора тысячам), среди которых особо стоит выделить следующие: “Элементарные структуры родства” (1949) — работа, которая была темой его докторской диссертации, “Печальные тропики” (1955), “Структурная антропология” (1958), “Неприрученная мысль” (1962), “Мифологики”: В 4 т. (1964-1971), “Путь масок” (1975).

Леви-Стросс обратил внимание на тот факт, что в исследуемых культурах разных народов существуют скрытые основания, упорядочивающие случайные, на первый взгляд, человеческие феномены. Он обнаружил в содержании мифов общие формы, которые он назвал “бессознательными структурами, лежащими в основе каждого социального установления и обычая”. Эти структуры можно обнаружить во всех сферах культуры, понимаемой в тэйлоровском смысле, в виде сложного целого, включающего любые способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

Специфика культуры такова, подчеркивает французский философ, что когда человек рождается, он приходит, так сказать, на все готовое. Ему остается только ее усвоить. Это хорошо видно на примере языка. Индивиду не нужно выдумывать язык для выражения личного опыта. Язык всегда предшествует. Произнося словами, мы говорим, не столько то, что подсказывает сердце, сколько то, что диктует язык. Как “означающее” он знает все, что я могу сказать; единственное, что он не знает, так это то, о чем пойдет речь в конкретный момент. Что такое разговор? Это “обмен знаками, уже зафиксированными и учтенными в коде обычаев и хороших манер. Если вы говорите собеседнику определенную фразу, то он обязательно ответит другой определенной фразой”.

Согласно Фуко, смысл исходит не от людей, а от отношений, связей между элементами. В этом основная идея структурного подхода.

Г. Ж. Делез полагал, что наличие структуры характеризуется существованием “означающего” и “означаемого”, взаимоотношением между их элементами, на основе соприкосновения. Выяснение особенностей структур культурных образований предоставляет возможность постичь их сущность.

Идея сходства методов структурной лингвистики и этнографии привела Леви-Стросса в работе “Элементарные структуры родства” к гипотезе, что по типу словесных обменов должны быть построены и все остальные типы обменов, например, обмен материальными ценностями, дарами, взаимными услугами.

Еще одним видным представителем структурализма является Мишель-Поль Фуко (1926 — 1984), — французский философ, историк, культуролог. Он применил структуралистский подход на область истории культуры. (Сам он не признавал себя структуралистом, но указывал, что со структурализмом его объединяет “общий враг” в лице “философии субъекта”.)




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук12
2. Виктория расположен на первом этаже бизнес ~ центра Виктория находящийся на проспекте Победителей59
3. ТЕМА 6 У другій половині вагітності жінка приймала транквілізатори групи бензодіазепинів
4. ТЕМА Жизненный цикл гостиничного продукта Жизненный цикл гостиничного продукта это концепция которая пы1
5. философия жизни ее представители также Фр
6. Легитимность политической власти
7. Тюменский коммерческофинансовый колледж облпотребсоюза НОУ СПО Тюменский коммерческофинансовый ко
8. Операционные системы ЭВМ и трансляторы
9. Способствовать формированию представления о детской йоге у детей дошкольного возраста
10. Бобруйский государственный медицинский колледж __________________Н
11. это совокупность допустимых в языке символов
12. кафедрой- дмн профессор Ганцев Ш
13. Коммерческая компания Антивирус ПРОТОКОЛ 25
14. Приемы безопасного программирования веб-приложений на PHP
15. Подготовительный этап 1.html
16. Курсовая работа- Причины и этапы вступления России в Болонский процесс
17. 11 Лабораторная работа 21
18. Правоведение для специальности ЭУ Факультет ГО курс 4 Форма обучения очная-заочная Составитель-
19. Дано натуральное число n.html
20. Пищевые машины Дистанционное Пищ