Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
7. Платон: учение об идеях и диалектика
Платон. Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию. Тело человека - временное вместилище души, кот. состоит из огня, земли, воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания: ”зн-е - это воспоминание” того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей: правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и ремесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других. Бытие - тождественное и неизменное, Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. До конца 5 в. днэ основным типом древнегр. Фил. был материализм. (427-347, «Государство, законы»). Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П. считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П., не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е. искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел. душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл. к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Раз части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос. воспитании детей.Сократ не оставил после себя ф-ких произведений и не считал нужным их писать. Платон же оставил большое кол-во работ. Все работы его написаны в форме диалога, нося т.о. полухудожественную форму. Философское наследие Сократа известно из произведений Платона. Сначала Платон увлекался поэзией, после знакомства с Сократом он понял, что поэзия ниже Ф., потом он покидает Сократа и создает свою школу. Создает в рамках школы систему объективного идеализма, исходной точкой которой является признание идеального, как существующего объективно, независимо от человека. Основой этой системы является учение о мировых идеях. Мировые идеи составляют основу мира. Они есть "подлинное бытие". Это материальный мир включая и чувственный мир человека. Т.о. Платон разделяя мир на подлинный и мнимый противопоставляет их друг другу. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Краткий анализ идей. Идея красоты выражается, прежде всего, через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и выражает сущность человеческой души. Платон ставит вопрос о структуре человека : человек это троичное существо. 1) тело или мир чувств, полярным к этому элементу является. 2) душа. 3). связующим элементом между телом и душой является разум. Значение разума в отрегулировании этих двух начал. Большое внимание в отрегулировании сущности человека Платон выделяет строение души. Суть : чел. душа является производной от мира идей, т.е. объективной идеальности, она является частью этого мира, поэтому она вечна. После смерти человека его душа возвращается в исходный мир (мир идей). Реальная жизнь человеческой души на земле есть степень ее воспоминания реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания" отражает духовную сущность человека. Т.О. теория познания Платона базируется на противоречии человеческой души с мировыми идеями. По Платону структура души выражается в следующем, существует высшая часть души, которая характеризуется постоянным стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть души связана с материальным миром, данная часть души не перспективна, поэтому со смертью человека низшая часть души пропадает бесследно, растворяется в материальном мире, не умирает только высшая часть. Та часть души, которая в человеке преобладает выражает его сущность т.е. один человек стремится к бессмертию, другой отказывается от этого. Социальное учение Платона (вытекает из его теории души) выделяет: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость. Данная структура души определяет социальную структуру общества. Платон утверждает, что социальной основой государства являются 3 группы людей : 1) профессиональные управленцы и свободная интеллигенция. 2) воины-защитники. Постоянный слой профессиональных воинов. 3) слой связанный с материальным производством. В первом случае идет обоснование необходимости интеллигенции в обществе как ведущего слоя в социальной структуре. Т.о. теория идеального общества Платона обосновывает необходимость интеллигенции, профессиональных военных и самого большого слоя материальных производителей. Вслед за Сократом, Платон также анализирует государственные формы правления : Делит на 2 формы : 1) приемлемые (монархия и республика). 2) неприемлемые (тимократия власть нескольких личностей, основанная на военной диктатуре. Алигархия власть нескольких личностей основанная на денежном капитале. Демократия тоже отрицательно характеризуется Платоном). Государство является высшей ценностью на земле. Это проявление добра, а земная сущность человека определяется связью с государством и поэтому человека Платон определяет как существо политическое (животное, живущее в государстве). Платон - главный идейный "противник" Демокрита полагал, что существует мир явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостижимый мир истинного бытия. Этот истинный мир идей, который представляет собой самостоятельную сферу и венчается идеей блага. Идеи - суть неподвижные, неизменные вечные сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения добродетели. [ В своей теории государства, которая основана на учении о душе, П. является идеологом реакционно-политического строя, олигархичного режима Спарты, а точнее "казарменного коммунизма"]. П. пришел к двум видам познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П., чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому - мир идей. Каково отношение мира идей к миру вещей? П. ясного ответа не даёт. Он говорит: "мир идей отражается в мире вещей", "мир вещей участвует в мире идей" и т.д. П. полагает, что идеальное, напр. человеческая мысль, представляет собой "воспоминания" душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Само "воспоминание” (анамнезис) происходит тогда, когда мы воспринимаем конкретные вещи, предметы.
Диалектика
В повседневном обиходе люди довольствуются первыми двумя формами познания, доверяясь мнениям; математики поднимаются к дианойе, но лишь философы достигают высшей науки, ноэтического знания. В интеллекте и незаинтересованном созерцании, оставив ощущения и все связанное с чувственным, в процессе дискурса и интуитивного проникновения собирают чистые идеи, их позитивные и негативные отношения, связи включения и изъятия, восходят от идеи к идее, пока не достигнут вершины, т.е. Безусловного. Вот этот процесс восхождения и есть "диалектика", а философ, по определению, есть "диалектик". Итак, есть диалектика восходящая, которая, освободясь от чувств и чувственного, ведет от идеи к идее, вплоть до высшей; но есть также диалектика нисходящая, дорога на спуск: от высшей идеи - к идеям общим, через разделение, она ведет к данной идее, которая обнимает некую иерархическую структуру идеального мира. Этот процесс, т.н. диайретический, обстоятельно проиллюстрирован в диалогах последнего периода. Отсюда хорошо видно, что новое значение слова "диалектика" прямо вытекает из "второй навигации" Платона.
Учение Платона об идеях
Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь «тенью» умопостигаемого мира «идей» (по-гречески «эйдосов»). «Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи»1. В то время как «идея» является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. «Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть». Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать свои рассуждения образными сравнениями, это противопоставление вещей и «идей» наглядно объясняет в «Государстве» с помощью символа пещеры. В пещере сидят люди, скованные оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между ним и узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут различную утварь, статуи, всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним спиной и только по теням, отбрасываемым на стену пещеры, могут составлять свое представление о них. Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти узники люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь жалкие тени и подобия, за их сущность. Кроме мира вещей и мира «идей» существует еще мир небытия. Это «материя». Но она не вещественная основа, или субстанция вещей. «Материя» Платона беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует «материю» как всеобщую «кормилицу», как «восприемницу» всякого рождения и возникновения. «Материя» совершенно неопределенна и бесформенна. Чувственный мир то есть все окружающие нас предметы это нечто «среднее» между обеими сферами. Между областью «идей» и областью вещей у Платона посредствует еще «душа мира», или мировая душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира «идей» и мира «материи». Царство «идей» Платона представляет собой определенную систему: «идеи» бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся «идея» истины и «идея» прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является «идея» блага. «То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав» (Гос-во, 307). «Идея» блага стягивает все множество «идей» в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. И хотя «благо» скрывается во мраке непостижимого, некоторые черты «блага» все же могут быть уловлены. В известном смысле Платон отождествил «благо» с разумом. А так как, по Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то «благо» Платон сближает с целесообразным. В «Пире» нет четкой картины строения космоса. Речь в этом диалоге идет о любви и еще шире, о прекрасном, и приходит к описанию сущности «идеи» прекрасного во всей ее безотносительности к чему-либо. Опираясь на это, можно составить представление о сущности платоновских «идей» вообще. Тот, кто познает саму «идею» прекрасного, «увидит вдруг нечто удивительно прекрасное по природе <…>, нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-либо речи или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что-нибудь, а сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая; все же другие разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий она не испытывает» (Пир, 77). Как было сказано в самом начале, философская система Платона, явилась синтезом, существовавших до него идей, которые он развил до качественно нового уровня. Интуитивное привлечение таких досократовских элементов, как земля, вода, воздух и огонь, является для Платона уже некоторого рода примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой абстрактно-всеобщей категорией, как необходимость или беспредельность. Понятие «идеи» уже не отличается у него таким описательным характером, как это было, прежде всего, у Гераклита. Его «идея» уже не наивно-описательно, а с мыслительной необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей.
Платон (427 - 347 г. д н э) - философ Др Греции, ученик Сократа, основоположник идеалистического направ-я в ф-ии. П является основателем идеализма. Гл-ми положениями его идеалистического учения явл-ся след-е: 1)материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое сущест-ие; 2) окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не сущест-т как самостоятельная субстанция; 3) реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); 4) чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; 5) любая существующая вещь явл-ся всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (напр, кони рождаются и умирают, но они лишь явл-ся воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна); 6) весь мир явл-ся отображением чистых идей (эйдосов). Также П выдвигает ф-ое учение о триаде, согл кот-му все сущее состоит из 3-х субстанций: 1) "единого"; 2) "ума"; 3) "души". "Единое ": 1. явлся основой всякого бытия; 2. не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содерж-я); 3. есть ничто; 4. выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; 5.первоначало всего всех идей, всех вещей, всех явл-й, всех свойств (как всего хорошего с т зрения ч-ка, так и всего плохого). "Ум": 1. происходит от "единого"; 2. разделен с "единым"; 3. противоположен "единому"; 4. Явл-ся сущностью всех вещей; 5.есть обобщение всего живого на Земле. "Душа": 1. подвижная субстанция, кот-я объединяет и связывает "единое ничто" и "ум все живое", а также связывает между собой все вещи и все явл-я; 2. душа может быть мировой и душой отдельного ч-ка; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; 3. душа ч-ка (вещи) есть часть мировой души; 4. душа бессмертна; 5. при смерти ч-ка умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; 6. постоянство души и смена телесных форм естественный закон Космоса. Касаясь гносеологии (учения о познании), П исходит из созданной им идеалистической картины мира: 1) поскольку материальный мир явл-ся всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; 2) "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение "докса"); 3) "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деят-ти (идеалистическому познанию); 4) высшей духовной деят-ю могут заниматься только люди подготовленные образованные интеллектуалы, ф-фы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи". Особую роль в своей ф-ии П уделил проблеме гос-ва. П выделяет 7 типов гос-ва: идеальное "гос-во будущего", кот-го пока не сущ-т и в кот-м отпадет необходимость в гос--ой власти и законах, и 6 типов ныне существующих гос-в. Среди 6 существующих типов П указываются: 1) монархия - справедливая власть одного ч-ка; 2) тирания - несправедливая власть одного ч-ка; 3) аристократия - справедливая власть меньшинства; 4) олигархия - несправедливая власть меньшинства; 5) демократия - справедливая власть большинства; 6) тимократия несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия явл-ся несправедливыми формами гос-ва, а демократия власть большинства редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами гос-ва могут быть только аристократия и монархия. Также П выдвигает собственный план гос-го устройства, согл данному плану: 1) все население гос-ва (полиса) делится на 3 сословия ф-фы, воины, работники; 2) работники (крестьяне и ремесленники) заним-ся грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; 3) воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в гос-ве порядок, в случае необходимости участвуют в военных действиях; 4.ф-фы (мудрецы) разрабатывают фил-ие теории, познают мир, учат, управляют гос-м; 5) ф-фы и воины не должны иметь ч. с.; 6) жители гос-ва вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают; 7) не сущ-т брака, все жены и дети общие; 8) допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем П пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую ч. с. и личное имущество для всех сословий, однако др положения данного плана были сохранены. Ист-е значение ф-ии П в том, что: 1) впервые оставлено целое собрание фундаментальных произведений; 2) положено начало идеализму как крупному фил-му направлению (так наз-я "линия Платона" противоположность материалистической "линии Демокрита"); 3) впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общ-ва гос-во, законы; 4) были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить фи-ие категории (бытие становление, вечное временное, покоящееся движущееся, неделимое делимое); 5) была создана фил-я школа (Академия) религиозно-фил-ая школа, созданная П в 387 г . в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет. Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явл-сь: Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы. Академия была закрыта в 529 г . византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою ист-ю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европ-й ф-ии.