Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Институт стран Азии и Африки
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ИСАА МГУ
"_____"__________________20__ г.
программа учебной дисциплины
Религиозно-мистические традиции в классических литературах Востока
Religious-mystical traditions in the Classic Orient Literatures
Направление подготовки
032100 Востоковедение и африканистика
Профиль подготовки
Литературы стран Азии и Африки
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
2011
Курс призван углубить представление студентов об одном из важных аспектов развития классических литератур Востока становлении словесного творчества представителей различных религиозно-мистических течений. Литература, созданная в русле этих течений, сильнейшем образом повлияла на поэтику и эстетику средневековых литератур Востока в целом, поэтому ее изучение расширяет филологический кругозор на стадии обучения в магистратуре.
Познакомить студентов с развитием литературы религиозно-мистических течений в трех регионах Дальний Восток (Япония), Индия, Средний Восток (Иран), где велико было воздействие традиций дзен-буддизма, бхакти, суфизма (и исмаилизма) на литературный процесс. На примере выдающихся представителей названных течений показать, каков был вклад религиозно-мистической литературы в формирование литературного канона. Охарактеризовать основные жанры и наиболее значительные литературные памятники, созданные под влиянием различных религиозных концепций.
а) общекультурные компетенции:
ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-17.
Студент должен представлять роль религиозно-мистических течений в становлении классических литератур Востока, понимать, какие идеологические и культурные потребности средневекового общества призвана была удовлетворить словесность, созданная в русле различных мистических концепций, каково место литературы данных направлений в региональных традициях и мировом литературном процессе.
б) профессиональные компетенции:
ПК-3, ПК-5.
Студент должен понимать специфику религиозно-мистической литературы в сравнении с другими видами средневековой словесности в области эстетики и поэтики, ориентироваться в доктринальных (внелитературных) и художественных принципах построения языка этой литературы.
в) в результате обучения студент
- должен знать основные произведения и авторов, принадлежавших религиозно-мистической литературе трех названных регионов, хронологию развития соответствующих традиций в литературах Востока, характер проявления религиозных концепций в различных жанрах традиционной литературы;
- должен уметь анализировать все жанровые разновидности произведений религиозно-мистической литературы, их аллегорический язык и способы его построения;
- должен владеть литературоведческим, культурологическим и религиоведческим аппаратом, позволяющим интерпретировать соответствующие явления в традиционных и современных литературах Востока.
Курс дает представление об основных мистических течениях в религиях Востока (буддизм, индуизм, ислам), оказавших существенное воздействие на формирование литературного канона. Курс состоит из трех самостоятельных разделов, посвященных религиозно-мистической литературе в Японии, Индии и Иране. Особое внимание уделяется жанровому составу и поэтике религиозно-мистической литературы, созданной в русле дзен-буддизма в Японии, различных направлений бхакти в Индии, суфизма и исмаилизма в Иране. Выделяются особо важные исторические вехи развития религиозно-мистического комплекса в литературах Востока, намечаются общие типологические черты в различных национальных вариантах этой литературы, анализируется роль конкретных авторов и произведений в процессе формирования литературного канона (приоритетные жанры, приемы построения образа, поэтический словарь).
Данный курс связан с общим направлением системы подготовки востоковеда-филолога на магистерской ступени обучения и по своей тематике и проблематике является преемственным по отношению к дисциплинам подготовки бакалавра, таким как «Введение в литературоведение», «История всемирной литературы», «Литература изучаемой страны». На стадии подготовки магистра он связан с курсами «Теория литературы» и «Классическая поэтика Востока». Курс читается в течение одного семестра первого года магистерской программы и является компонентом вариативной части профессионального (общенаучного) цикла.
Трудоёмкость базового обязательного модуля дисциплины составляет 1 зачётную единицу.
Соответствие зачётных единиц и аудиторных академических часов: 36 часов за 1 з.е.
Вид учебной работы |
Акад. часов |
З.е. |
Общая трудоёмкость базового модуля дисциплины |
36 |
1 |
В том числе: |
||
Аудиторные занятия (всего) |
18 |
0,5 |
Самостоятельная работа |
18 |
0,5 |
Виды промежуточного контроля зачёт (в 1 семестре).
То же, но с разбивкой по разделам |
Семестры |
Ауд. часов в неделю |
Ауд. часов за семестр |
Самост. раб. за семестр |
Итого за семестр |
З.е. |
Литература Дальнего Востока (Япония) |
1 |
2 |
6 |
6 |
12 |
|
Литература Индии |
1 |
2 |
6 |
6 |
12 |
|
Литература Среднего Востока (Иран) |
1 |
2 |
6 |
6 |
12 |
|
Итого по всей дисциплине |
18 |
18 |
36 |
1 |
Трансформация мифологической картины мира под влиянием индийско-китайских культурных заимствований. Роль тайных языков в словесной магии «котодама» и представление о символическом значении текстов в рамках синто-буддийского мировоззренческого синкретизма. Эволюция риторики от ритуально-магической к научной, политической, художественной и т.д.
Роль эзотерической традиции (миккё) в культуре раннесредневековой аристократии. Различие двух видов эзотеризма таймицу (школа Тэндай) и томицу (школа Сингон). Концепции тождества Сансары и Нирваны, возможности достижения сознания Будды в данном рождении (сокусин дзёбуцу) и синтоистских аватар Будд и Бодхисаттв (хондзи-суйдзяку). Уподобление феноменального мира тайной символической мандале, в которой отражены миры Чрева и Алмазный. Представление о потенциальном сознании-семени алая-виджняна. Практика «трех таинств» в Сингон: тела (мудра), речи (мантра) и сознания (самадхи). Роль трактатов Кукая в формировании теории литературы в Японии. Китаеязычная проза и поэзия Кукая.
Кризис раннесредневекового буддизма и религиозно-этическая доминанта амидаистских школ. Примат веры над таинством. В противовес этому становление сотериологии «самопомощи» в дзэнском буддизме с его практико-медитативной ориентацией. Даосские корни чаньской традиции и причины их естественного усвоения самурайским сословием. Различие теории и практики школ Риндзай, Сото и Обаку и особая роль первых двух в становлении средневековой эстетики. Парадоксальная природа дзэнских текстов и возможные способы их интерпретации.
Литература Пяти гор и ее влияние на все жанры средневековой словесности. Дзэнские жития (гороку) и их структура. Особое значение гатх (гэдзю) в тексте гороку. Эволюция дзэнской китаеязычной поэзии в жанрах четверостиший цзюэцзюй (дзэкку), восьмистиший люйши (рисси) и др. Дзэнская природа мистических драм Дзэами и Компару Дзэнтику. Теории Цветка, Шести кругов и одной росинки и т.д. Место дзэнской литературы в средневековой словесности Японии.
Рост противоречий в дзэнской сангхе. Бунт «юродивых» проповедников (Иккю и др.) как подготовка почвы для становления неоконфуцианского рационализма в период правления ссёгуната Токугава (XVII середина XIX вв.).
Рождение Национальной школы (Кокугаку) в XVIII веке и ее эволюция от ренессансных установок Камо-но Мабути, Мотоори Норинага и др. к религиозно-мистическим представлениям поздних идеологов (Хирата Ацутанэ и др.). Мистические аспекты народного этического учении Сингаку. Начало просветительского движения, ускоренного открытием страны и революцией Мэйдзи (1868г).
Реминисценции религиозно-мистических традиций в литературе классицистов и романтиков в конце 19 в., модернистов в начале XX века и постмодернистов на рубеже XX-XXI вв.
Общая характеристика литературы Индии, ее роль в развитии религиозных течений и духовной атмосферы индийского общества. Индуизм как основная религия Индии. Общий очерк развития индуизма, его многообразие. Понятие «освобождения» (мукти), основной религиозной цели индуиста, ее трактовка в разных течениях индуизма. Наличие многих путей достижения этой цели. Значительная роль мистических и эзотерических школ.
Ранняя стадия индуизма ведийская религия, ее особенности. Поиски единого духовного начала вселенной. Подход к понятию Брахман-Атман. Развитие концепции Брахмана в брахманах и упанишадах. Древний жанр религиозно-философского диалога-словопрения (брахмодья), обмен загадками. Роль и особенности ритуальной загадки.
Тексты брахман и упанишад, направленные на создание иллюзорной реальности и управление ею с помощью внутреннего ментального ритуала. Особенности стиля (символизм, загадочность, дискурсивностЬ), использование диалогов, поучений, притч. Монополизация религиозной деятельности социальным слоем жрецов-брахманов. Кризис брахманизма. Поиски иных способов сближения с богами. Создание антропоморфных фигур, формирование верховной божественной триады Брахма-Вишну-Шива.
Становление нового пути постижения бога путь любви и мистического озарения. Формирование течения бхакти (букв. «сопричастность [богу]»). Бхакти в «Бхагавдгите», его особенности. Любовь к богу как образец служения господину. Рационализм «Бхагавадгиты».
Роль местных, аборигенных культов в становлении эмоционального бхакти. Возможность достичь освобождения от зол профанного мира путем преданной, экстатической любви к богу. Пение религиозных гимнов как один из способов служения богу.
Становление поэтической традиции бхакти. Ранняя поэзия на тамильском языке. Две основные ветви: шиваитская и вишнуитская. Шиваитский канон «Тирумурей» («Священный порядок»), 12 сборников (VI-XII вв.). Некоторые представители традиции поэтесса Карейккал Аммеияр, поэты Аппар, Тирунянасамбандар, Маниккавасахар. Основные идеи религиозной поэзии бхакти. Представление о боге как о космосе и одновременно как о близкой, доступной персоне. Путь любви как путь непосредственного общения с богом. Снятие ритуальных и сословных ограничений при попытке достижения бога. Структура религиозного гимна. Признаки эмоционального стиля (восклицания, обращения, риторические вопросы). Эпитет как свернутый миф. Связь бхактистких гимнов с ведийскими.
Вишнуитский канон. «Четыре тысячи божественных произведений». Двенадцать поэтов, именуемых альварами (альвар букв. «погруженный [в переживание бога]». Поэтесса Андаль как яркий пример бхакта, погруженного в любовь к богу Кришне).
Андаль как мистическая невеста Кришны. Эротический мистицизм как одна из составляющих религиозного переживания, центральный элемент культа Кришны в Индии. Тема любовных взаимоотношений Кришны с пастушками. Появление образа главной возлюбленной Кришны Радхи. Взаимоотношения Кришны и Радхи в поэзии. «Гитаговинда» Джаядевы (XII в.), пады раджастханской поэтессы XVI в. Мирабаи (аналог тамильской Андаль), поэзия Видьяпати (XVI в.). Религиозная интерпретация любовных взаимоотношений (влечение души к богу, религиозное томление, божественная игра и т.п.). Роль кришнаитского проповедника Чайтаньи (XVII в.) в становлении мистического аспекта культа Кришны).
Другая сторона течения бхакти представление о боге как о высшем космическом начале, лишенном атрибутов (ниргуна). Проповедь возможности эмоционального отношения к нему, любви и преданности. Поэты, воспевавшие такого рода любовь (санты). Влияние суфизма на представителей этого течения. Гуру Нанак и возникновение сикхизма как попытка преодоления религиозных противоречий.
Кабир поборник неразличения индуизма и ислама. Синтез индуистских и мусульманских идей и образов в его творчестве. Борьба индуистов и мусульман за наследие Кабира. Возникновение секты «Кабир-пантх» («Путь Кабира»).
Эзотерические мистические учения в индийской литературе. «Чарья-гити» ранний памятник бенгальской поэзии, продукт буддийской секты, пропагандировавшей метод постижения Абсолюта путем мистического проникновения за пределы видимого мира. Тайный язык памятника. Его связь с индуистскими сектами закрытого типа (сиддхи, натхи). Основные характеристики учений этих сект: опора на тайное знание, особые методы овладения телесным началом в человеке (йога, медитация, алхимия, аскеза). Отражение этих идей в памятнике средневековой бенгальской литературы «Победа Горокхо» Шекх Пхойджуллы.
Тамильская средневековая школа сиддхов (XIII-XIV вв.). Понимание бога (Шивы) как высшего принципа вселенной. Отрицание теории кармы, признание единственности человеческой жизни. Борьба за бессмертие. Отрицание идолопоклонства, антибрахманизм. Особенности стиля поэзии сиддхов: простота и доступность, проповеднический пафос, яркая образность, наряду с этим иногда затрудненность и загадочность, использование символических и эзотерических образов. Фигуры поэтов: Сиваваккияр один из самых ярких проповедников пути сиддхов; реалист Паттинатар; Памбатти мистик и йог.
Общие представления о мистических течениях в исламе (суфизм, исмаилизм). Роль аллегорической традиции комментирования Корана (тавил) в развитии принципов построения поэтического языка. Особенности мистического движения в исламе: разнообразие доктрин и суфийских братств, территориальные особенности. Приоритет теоретического направления в арабском (западном) суфизме. Доминирование художественных форм выражения в иранском (восточном) суфизме. Становление религиозно-мистического направления в персидской классической литературе. Ключевые жанры религиозно-мистической литературы на персидском языке и внелитературные основания их формирования. Противостояние придворной и религиозно-мистической литературы в XI в.
Характер трансформации жанров в литературной практике суфиев и исмаилитов. Развитие суфийской лирики, её жанрово-тематические разновидности. Источники пополнения поэтического словаря. Функционирование социальной и конфессиональной лексики в суфийской газели. Ранняя суфийская газель в XI в. (Абдаллах Ансари, Бабá Кухи Ширази) формирование символического языка. Газель как элемент суфийской ритуальной практики. Музыкальная природа газели и ее использование в суфийском ритуале «слушания» (сама). Трансформация любовной и пиршественной (хамрийат) тематики в русле суфийских идей: любовь как Путь совершенствования и познания Бога, вино как символ мистического знания. Атрибуты красоты земной (элементы описания красавицы) как способ отражения красоты Божественной. Роль заимствований из Корана в становлении религиозных коннотаций поэтической лексики. Лирическое и дидактическое начало в суфийской газели. Специфические персонажи суфийской газели. Эволюция поэтического словаря суфийской газели как отражение процесса превращения его в универсальный поэтический язык.
Исмаилитская проповедь в поэзии Насир-и Хусрава. Трансформация касыды в его творчестве. Изменение целевой установки касыды с восхваления на поучение, аллегорическое переосмысление элементов содержательного плана. Роль традиционных мотивов жанра аскетической лирики (зухдийат) в трансформации тематического облика касыды. Концепция «благого слова» и критика придворной поэзии в касыде Насира Хусрава. Метод тавил как способ построения аллегории. Календарные зачины и их интерпретация в касыдах Насир-и Хусрава. Использование пословичного фонда для новых философско-дидактических построений, трансформация смысла афоризма путем новой интерпретации. Место Насир-и Хусрава в истории развития дидактических жанров персидской поэзии. Развитие аллегорий на базе весенней календарной поэзии в творчестве суфийских авторов и придворных поэтов XII в. (Санаи, Хакани). Касыда Анвари в порицание придворной поэзии. Дальнейшее развитие касыды в системе дидактических жанров.
Становление дидактической и аллегорической поэмы. Первоначальная связь тематики поэм с основными мотивами публичной проповеди (маджлис), ее внелитературные задачи. Соотношение сентенции и иллюстрации в ранних памятниках религиозно-дидактического эпоса. Источники заимствования иллюстративного материала. Роль Священного писания (Коран) и Священного предания (хадисы), суфийской агиографии, традиционной светской дидактики в формировании репертуара иллюстративных вставок в религиозном эпосе. Поэма Санаи «Сад истин». Развитие суфийской аллегорической поэмы в творчестве Фарид ад-Дина Аттара («Язык птиц»). Увеличение доли повествовательного материала, его аллегорическая интерпретация. «Поэма о скрытом смысле» Джалал ад-Дина Руми вершина развития религиозного эпоса на персидском языке. Популярность поэмы в зоне влияния персидской классической литературы.
Становление любовно-мистической поэмы. Роль традиции арабской узритской любовной лирики в формировании концепции мистической любви. Поэма «Лайли и Маджнун» Низами. Продолжение традиции суфийской любовно-аллегорической поэмы в творчестве Амира Хусрава Дихлави и Абд ар-Рахмана Джами.
(дать примеры контрольных вопросов для тестирования, контрольных работ, зачетов, экзаменов)
1.Общие и специфические черты японского архаического мировоззрения в мифах «Кодзики» и словесная магия «котодама».
2.Мистико-символическая трактовка текстов в традиции раннесредневекового буддизма (миккё).
3.Парадоксальный рационализм дзэн и его влияние на средневековую японскую литературу.
4.Мистические тенденции в позднем Кокугаку.
5.Реминисценции средневековых религиозно-мистических традиций в литературе нового и новейшего времени.
1. Особенности религии периода вед и упанишад. Жанр брахмодья. Ритуальная загадка.
2. Становление поэзии бхакти. Особенности эмоционального бхакти. Основные течения тамильского бхакти. Религиозный гимн, его структура, особенности стиля.
3. Вишнуитская поэзия. Эротический элемент как мистическое выражение любви к богу.
4. Творчество Кабира. Его проповедь и особенности поэтики.
5. Творчество поэтов эзотерических сект. Особенности стиля.
1. Религиозно-философские (доктринальные) основания становления аллегорического языка в персидской поэзии XI в.
2. Основные жанры религиозно-мистической литературы мусульманского региона.
3. Особенности построения аллегорического языка в персидской касыде: индивидуально-авторский опыт Насир-и Хосрова и его развитие в поэзии XII в.
4. Символический язык персидской классической газели (XI-XIV вв.): слово и смысл.
5. Становление суфийской дидактической и любовно-романической поэмы (XII-XV вв.): сюжет как основа аллегории.
(пояснить, что используются, например, такие формы как лекции, семинары, тестирование, контрольные работы, эссе, деловые игры и т.д.)
Основной формой занятий являются лекции. В течение семестра целесообразно провести по одному семинару по каждому разделу курса. Можно предложить студентам написание рефератов по выбранным ими темам (из предложенных преподавателями).
Требуется компьютерное оборудование. Раздел 1. Для большей убедительности целесообразно иллюстрировать рассказ о некоторых храмовых церемониях эзотерического буддизма, например, ритуале Сюниэ, или мистико-символических спектаклях театра Но показом видеофрагментов. Раздел 3. Рассказ об исполнении газелей в ритуальных целях может быть проиллюстрирован аудиозаписью пения одной или нескольких газелей. Видеоряд может быть создан за счет демонстрации средневековых персидских миниатюр, являющихся иллюстрациями к суфийским дидактическим и любовно-аллегорическим поэмам, а также современных видеозаписи радения дервишей.
а) основная
Бодхисаттва ада. Сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи. СПб., 2002.
Буддизм. Словарь. М.,1992.
Буддизм в Японии, М.,1993.
Гарри И. Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна. М., 2003.
Дикий плющ (биография Хакуина). М., 2001.
Икэгути Экан. Подвижник огня Республика М.,1996.
Избранные сутры китайского буддизма. СПб., 1999.
Киддер Дж. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами. М.,2003.
Мудрость Дзэн. 100 историй пробуждения. СПб., 2001.
Нерожденный (жизнь и учение Банкэя). М., 2000.
Пять домов Дзэн. М., 2001.
Сибаяма Д. Цветок безмолвствует. Очерки дзэн. М.,2003.
Синто путь японских богов. Т.1-2. СПб., 2002.
Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии. М., 2009.
а) основная
Бычихина, Дубянский А.М. Тамильская литература. М., 1987.
Джаядева. Гитаговинда. М., 1995.
Голоса индийского средневековья. М., 2002.
Гафурова Н.Б. Кабир и его наследие. М., 1976.
Кабир. Грантхавали. М., 1992.
Кабир. Лирика. Пер. С. Липкина. М., 1965.
Мира Баи. Стихи. Пер. Н.М. Сазановой // Литература Востока в средние века. М., 1996.
Пятигорский А.М. Материалы по истории средневековой индийской философии. М., 1961.
Шекх Пхойджулла. Победа Горокхо. М., 1988.
а) основная
Бертельс Э.Е. Основные линии развития суфийской дидактической поэмы в Иране. // Избр. Труды. Суфизм и суфийская литература. М.: ГРВЛ, 1965. С. 63-83.
Бертельс Э.Е. Заметки по поэтической терминологии суфиев. // Избр. Труды. Суфизм и суфийская литература. М.: ГРВЛ, 1965. С. 109-125.
Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
Рейснер М.Л. Трансформация традиционных мотивов в поэтических произведениях Абдаллаха Ансари (XI в.) // Поэтика средневековых литератур Востока. Традиция и творческая индивидуальность. М.: «Наследие», 1994. С. 137-170.
Рейснер М.Л.,Чалисова Н.Ю. «Я есмь Истинный Бог»: образ старца Халладжа в лирике и житийной проза Аттара. // Семантика образа в литературах Востока. М.: «Восточная литература» РАН, 1998. С. 121-158.
Рейснер М.Л. Метод аллегорического комментирования Корана (тавил) и символический язык персидской поэзии XI-XII вв. // Вестник Московского университета, сер. 13, Востоковедение, № 4, 2003.
Рейснер М.Л. Насир-и Хусрав (1003/4- 1077): поэзия как проповедь. // Вестник Московского университета, сер. 13, Востоковедение, № 4, 2004.
Рейснер М.Л. Персидская лироэпическая поэзия X начала XIII века: генезис и эволюция персидской классической касыды. М.: «Наталис», 2006. С. 269-324.
Рейснер М.Л. Средневековый город в «сокровенном языке» персидской поэзии (XI XIV вв.): социальная и конфессиональная лексика. // Культурно-историческая парадигма и языковые процессы. Слово, язык, словесность в истории и культуре. М.: Институт языкознания РАН, 2011.
Чалисова Н.Ю., Русанов М.А. Горе от безумия: печальная повесть о Лайли и Маджнуне // Низами. Лайли и Маджнун. М.:РГГУ, 2008. С. 5-76.
б) дополнительная:
Бертельс А.Е. Художественный образ В искусстве Ирана IX XV вв. (Слово, изображение). М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1997. С.154-289.
Шиммель, Аннемари. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. М.: «Алетейа», «Энигма», 1999.
Хисматулин А.А. Суфизм. СПб., 1999.
Разработчики:
Дубянский Александр Михайлович, к.ф.н., доцент кафедры индийской филологии ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова;
Мазурик Виктор Петрович, к.ф.н., доцент кафедры Японской филологии ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова;
Рейснер Марина Львовна, д.ф.н., профессор кафедры иранской филологии ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова.
Рецензент:
Смирнов Андрей Вадимович, доктор философских наук, профессор, Институт философии РАН.