Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
[1] Введение [2] Общая характеристика эпохи Возрождения [3] 2. Основные этические учения эпохи Возрождения [4] 2.1. Этическое учение Лоренцо Валлы [5] Заключение [6] Список литературы |
Эпоха Возрождения предстает величайшим переворотом, который ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях науки. Она является одной из ярчайших эпох в развитии европейской культуры. Эпоха Возрождения длилась с XV века до первых дeсятилетий XVII века. Это была эпоха больших перемен в истории Европы, когда менялся духовный мир человека.
В эту переходную эпоху возник новый тип культуры, который поставил в центр своих интересов окружающий мир и, что само важное, человека. Новая, возрожденческая культура опиралась на наследие античности, осмысленное по-иному, нежели в средневековье.
Эпоха Возрождения не только заложила основы современной гуманистической философии, этики, дала толчок развитию естествознания, но и повлияла на дальнейшее развитие этики. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.
Цель данной работы можно сформулировать как раскрытие содержания этических учений эпохи Возрождения.
В рамках данной работы цель достигается посредством решения следующих задач:
Поставленные цель и задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего пять наименований.
Понятие «Возрождение», генетически связанное с религиозно-этическим понятием «обновление», приобрело в XV-XVI вв. принципиально иной смысл подъем литературы, обновление культуры, науки искусства, после их долгого упадка в средние века.
Наиболее полно противопоставление Возрождения «темному» средневековью выражено в либерально-буржуазной историографии XIX в. Еще французский историк Ж.Мишле говорил о перевороте, совершенном Возрождением в мировоззрении эпохи, смысл которого состоял в разрушении духовных оков, наложенных католической церковью. Гуманизм, по мнению Мишле, выдвинул принципиально отличное от средневекового решение проблемы отношения человека к миру.
Эту идею обосновал швейцарский историк Якоб Буркхардт один из самых ярких представителей культурно-исторического направления в историографии XIX в. Бурхард рассматривал Возрождение как самостоятельную культурную эпоху, четко отграниченную от средних веков и нового времени. Важнейшими специфическими чертами ренессансной культуры он считал всестороннее проявление индивидуальности в жизни эпохи (сильная героическая личность) и развитие индивидуализма в сфере мировоззрения, светский характер мышления и поведения общества. Все это в целом придавало Возрождению, по мнению Бурхардта, характер переворота в сложившиеся в средние века образе жизни и феодально-католическом миропонимании.
Как писал Бурхартд, главнейшая заслуга культуры эпохи Возрождения в том, что она впервые открывает весь внутренний мир человека и призывает его к новой, другой жизни.1
Э.Гарэн исследователь эпохи Возрождения отмечает, что на культуру и общество этой эпохи в XV-XVI вв. воздействовала широкая система мышления, а именно гуманизм. Он, по мнению Гарэна, представляет собой не только новое миропонимание, в центре которого находится проблема человека, но и новый научный метод, складывающийся в рамках studia humanitatis (овладение духовной культурой) и повлиявший на развитие естествознания; это также и «новое отношение к материальному миру с целью господствовать над ним и его использовать».2
Э. Гарэн отводит особую роль в гуманистическом мировоззрении этике: проблемы морали выдвигались на первый план практической необходимостью, стремлением переосмыслить в новых исторических условиях систему человеческих отношений, по-новому оценить смысл земного бытия и высшего назначения человека. Этика становится существенным инструментом развития свободной личности и воспитания нового человека.
В этической концепции Валлы проблема земного счастья решается в духе учения Эпикура, где истинное и высшее благо отождествляется с наслаждением. Философским проблемам морали посвящено сочинение «Об истинном и ложном благе».
Неотъемлемым и естественным свойством человека Лоренцо Валла провозглашает право его на наслаждение. По мысли Валлы, главный закон, который направляет жизнь человеческую - это наслаждение, а не христианская аскеза, допускающая как единственно полноценное чувство любовь к богу, и не добродетель.
Наслаждение, включающее как удовольствия чувственные, так и духовные радости, предопределено самой природой. Эта разумная устроительница всего мирского позаботилась о том, рассуждает Валла, чтобы наделить человека чувствами, способными воспринимать красоту вещей и испытывать при этом разнообразные приятные ощущения. В равной мере она предоставила и духовной части человеческой природы возможность испытывать удовольствия от моральных благ (достоинство, почет, дружба, могущество) и познавательной способности разума.3
По мысли Валлы, счастье состоит в том, что человек ощущает себя частью природы единого целого и всемерно наслаждается бесконечным разнообразием благ, в ней заключенных. Стремясь к радостному восприятию мира, которое могут дать чувства и разум, человек как бы приобщается к разлитому в природе божественном благу и становится участником универсальной, мировой жизни.
Понятие «наслаждение» приобретает у Валлы оттенок божественного благословения, освящающего полнокровное проявление всех свойств человеческой натуры; наслаждение выступает как цель и награда людей за их добродетельные поступки.
Валла не только призывает к максимальному удовлетворению человеческих потребностей, к использованию всех благ, созданных природой и людьми, но и возводит в моральную категорию сам принцип полезности. Наслаждение потому и есть конечная цель стремлений человека, что оно сопряжено с пользой. Тот, кто осмеливается подавить в себе то, что предписывает природа, поступает против своей пользы.
Полезность важнейший критерий и естественный принцип действий человека, всей жизни его. Отсюда выгода и расчет, которые Валла считает основами добродетели. Он считает жить добродетельно - это значит действовать с пользой для себя. Это не только не исключает милосердия, но предполагает взаимную любовь людей, ибо в этой любви заключено наслаждение.
Отношения людей строятся на взаимной пользе. Принцип полезности лежит в основе всех общественных институтов государства, законов и т.п. Сближая наслаждение с полезностью Валла стремиться оправдать тягу людей к благу мирской жизни благу разностороннему: чувственно осязаемому и духовному, природному и сотворенному человеком.4
Для Валлы наслаждаться красотой природы и человеческого тела, вдыхать аромат садов и полей и получать удовольствие от вкусной пищи, восхищаться дружбой, испытывать радость любви, ценить богатство и стремиться к достатку материальному, а также познавать счастье жизни духовной таков реальный смысл земного существования человека.
Как мы видим, этике Валлы свойственны черты индивидуализма и утилитаризма. Его этическая теория содержала в себе могучий «светский потенциал», она оказала заметное влияние на дальнейшее развитие эпохи возрождения.
2.2.Гуманистическая переработка христианской этики Эразмом Роттердамским
«Философия Христа» Эразма Роттердамского есть переработка христианской этики в соответствии с принципами ренессансного гуманизма. Это система нравственности, согласная с классической древностью и что особенно подчеркивает Эразм находящаяся в соответствии с природой.
В этической концепции Эразма нет места аскетическому отрицанию и осуждению мира, человека и природы. Мир создан прекрасным и благим, прекрасным и благим сотворен и человек, а потому подвиг Христа состоит именно в восстановлении, возрождении этой изначально благой природы. Это есть картина прекрасного и созданного для наслаждения и радости мира.
Хотя Эразм и не отвергал традиционных форм христианского культа и не придавал им существенного значения, он все же видит в христианстве, прежде всего требования человеческой нравственности, которые определяются не догматическими ухищрениями, а реальным соблюдением моральных заповедей Христа. Поскольку природа божества непостижима, постольку человек должен проникнуться любовью к людям и к богу, а также выполнить свой долг милосердия и любви по отношению к ним. Для Эразма проповедовать «философию Христа» означает строго следовать естественным правилам нравственности.
2.3.Этическое учение Томаса Мора
Томас Мор является одним из основателей утопического коммунизма, гуманист и автор знаменитой «Утопии». Эта книга неразрывна связана с этическими идеями гуманизма. В ней воплощена мечта о справедливом общественном строе, которое должно вести к восстановлению истинной человеческой природы, не искаженной несправедливостью классового общества.
Определение счастья как цели человеческого существования является центральной философской проблемой «Утопии». Иной философии, кроме этической, Мор не признает и не знает.5
Главным у утопийцев является спор о том, что есть человеческое счастье. В решении данного вопроса жители справедливого государства склоняются к эпикурейской точке зрения. Ведь только в наслаждении, в удовольствии они полагают преимущественный элемент счастья человеческого. Конечно, счастье заключено не во всяком удовольствии, а только в благородном и честном. Если наслаждение высшее благо, то сама добродетель ведет к нему природу человеческую добродетель, которую они определяют как жизнь, согласованную с природными законами. Жизнь в добродетели и счастье предусматривает помощь всем другим людям, служение на благо другому. Такая жизнь не имеет ничего общего с индивидуалистическим эгоизмом. Если сама природа предписывает людям приятную жизнь, то она же «приглашает смертных к взаимной поддержке для более радостной жизни», и таким образом этический идеал Мора органически сочетается с провозглашенным им социально-политическим коммунистическим идеалом.6
Таким образом, этическое учение Томаса Мора направлено не только против сурового стоицизма, но и против извращенного средневековьем аскетического идеала.
2.4. Этические взгляды Пьетро Помпанацци
Пьетро Помпанацци автор «Трактата о бессмертии души», который посвящен не только обоснованию невозможности философского, рационального доказательства бессмертия души, но также и опровержению общепринятого в средневековой философской и теологической мысли представления о несовместимости нравственности со смертностью души.
Помпонацци пытается обосновать превосходство нравственности смертного человека над этической системой, которая опирается на ожидание небесных наград и на страх загробных мучений. Наряду с этим утверждение о смертности души заставляло по-другому решать вопросы о возможности достижения человеком счастья в жизни земной и о цели существования человеческого. Отказ от религиозных представлений о загробной, высшей, цели человечества призывал искать возможности осуществления земного предназначения человека. Опровергая доводы защитников религиозной этики, Пьетро Помпонацци разрабатывает в «Трактате о бессмертии души» свое учение о цели человеческого существования.
Для достижения общей цели, а именно блага всего человечества, люди должны быть причастны трем видам разума практическому, созерцательному, и действующему. Первый для различения добра и зла, второй нужен для разумного познания мира, а третий нужен для развития механических искусств. Именно в причастности всем трем видам разума, а не только в одном интеллектуальном созерцании, доступном лишь философам, заключена цель человеческого сообщества, которая может быть достигнута в земной жизни. Поэтому при допущении смертности души человечество не оказывается лишенным смысла и цели существования, поскольку гармоническое единство человечества достигается как раз благодаря этому разнообразию. Что же касается всех людей в отдельности, то каждый из них, как для собственного блага, так и для блага общества, должен «обладать в совершенстве» вторым «практическим» видом разума, «ибо для сохранения рода человеческого каждый человек должен быть добродетелен в нравственном отношении». И поэтому неверно что, оказавшись смертным, человек будет несчастнее всякого животного. Прeимущество человека заключается не в бессмертии, а в способности к добродетели и познанию.7
Итак, Помпонацци утверждает достижимость земного счастья, заключенного в благе и в добродетели всего человечества, провозглашает благом земную жизнь. Он даже осуществление справедливости переносит с небес на землю, поскольку если награда заключена в самой добродетели, а наказание в самом преступлении, то высшая справедливость осуществляется без посмертного загробного воздаяния, уже здесь, на земле, более того в самом деянии человека. Как мы видим в «Трактате о бессмертии души» Пьетро Помпонацци заложил основы новой, атеистической этики.
2.5.Этическое учение Монтеня
Законы человеческой нравственности, нравственная природа человека, это главнейший предмет книги Монтеня «Опыты». Все остальные затронутые им проблемы существенны для него лишь в той мере, в какой решение их может способствовать выработке разумной практической морали.
Философия Монтеня, это, прежде всего этика, учение о добродетельной и разумной жизни. Монтень считает необходимым нравственное учение строить на природных основаниях. Ни обычаи, ни религия, разных народов не могут здесь послужить выработке правильного поведения, ведь обычаи эти столь же неразумны, традиционны, как и религиозные верования. Поскольку цель всякой истинной философии это добродетель, постольку учение о ней должно составлять основу жизненного поведения человека. Монтень в принципе отвергает бесплодное отвлеченное теоретизирование по поводу этических проблем, чуждое заботам реальной жизни. Он противопоставляет новый гуманистический нравственный идеал ей, призывая говорить о добродетели «любвеобильной, прекрасной, кроткой, торжествующей, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к неудовольствию, злобе, гнету и страху». У этой подлинной добродетели природа - путеводитель, а спутник - наслаждение и счастье. 8
Строящаяся на природных основаниях нравственность исходит из нерасторжимого единства тела и души, духовной и физической природы человека, имея в виду счастье и благо человека как целого. Благо человека не есть благо души, противопоставляемой телу. Душа зависит от тела, связана с ним не только в своей познавательной способности, поскольку все ее действия осуществляются с помощью различных частей тела. Признание этого существенного единства составляет основу этического учения Монтеня.
В этике Монтеня нет места учению о бессмертии души этому главнейшему основанию религиозной нравственности. Нравственность, по его мнению, должна строиться не в уповании и надежде на какое-то иное посмертное существование. Сущность ее состоит в том, чтобы определить разумное, правильное поведение человека здесь - на земле, в отведенное ему время. Человеческая жизнь должна быть цельной и многосторонней, она включает в себя как обязательное условие не только одни удовольствия и радости, но также и страдание, но не страдание как способ, как цель искупления первородного греха, а как неизбежную часть полноценной деятельной жизни. Монтень считает, что страдание тоже должно занять свое место в человеческой жизни. Человек не всегда должен стремиться к наслаждению не всегда должен избегать боли. Принятие жизни во всей ее сложности, достойное перенесение страданий духа и тела, мужественное исполнение своего земного предназначения такова позиция Монтеня.
Как мы видим этика Монтеня также индивидуалистична. Главное ней это признание самодостаточности жизни человека, цель которой заключается не вне ее, а именно в ней самой. Результат жизни, как подчеркивает Монтень, не деяния и творения человека, хотя они имеют смысл и значение. Но лучшее творение человека это жизнь согласно разуму. Таким образом, именно нравственное содержание придает оправдание и смысл жизни человеческой. Жизнь это не орудие искупления и спасения первородного греха, она также и не орудие каких-то иных, превышающих самого человека целей. Жизнь в себе самой должна получить достойный смысл и оправдание.
Рассмотрев этическое содержание гуманистической идеологии эпохи Возрождения, нужно отметить то, что с самого начала она формировалась в русле двух направлений, одно из которых отражало интересы растущей поднимающейся буржуазии, а другое - интересы угнетенного трудящегося большинства. Хотя эти направления и разделяли основные установки и цели гуманизма на признание прав на счастье в земной жизни, на возвышение человека, прославление его достоинства и величия, деятельного характера бытия, избавление от невежества и темноты, тем не менее они расходились в средствах достижения своих целей.
Первое направление, к которому относилось большинство гуманистов, можно назвать либерально-буржуазным. Оно выражало интересы собственников, исходило из интересов отдельного человека, чьи свободы и достоинства должны быть главной ценностью общества. Достигаться они должны через упрочение частной собственности, идей выгоды и пользы как критериев суверенитета личности и человеческой автономии, уважение к земным благам. Эти гуманисты открыто осуждали пренебрежение имуществом, жизненными благами, пренебрежение к собственности, выгоде и пользе, рассматривая их как важнейшие средства для добродетельной, полезной и активной обществу, а также и самому человеку жизни.
Логику данного движения мысли от христианского понимания добродетельной жизни как преддверия небесного блаженства через распространение его на земную жизнь человека в русле идей Эпикура и отождествление этого наслаждения жизнью с интересами личности и пользой, мы можем проследить у Лоренцо Валлы в его сочинении «О наслаждении как истинном благе».
Второе направление в русле гуманизма, которое можно назвать радикально-народным, связано с именем Томоса Мора. Оно выражало интересы большинства неимущего населения, далекого от идей наслаждения. Мор считал основой счастливой и нравственной жизни общественную собственность и одинаковые, общие для всех условия жизни. Эти условия включали всеобщий строгую регламентацию личной жизни, принудительное воспитание в духе абсолютной верности государству, принудительный труд. В таком обществе, где ни у кого ничего нет, а все принадлежит в равной степени всем, никто не беспокоится и не боится о завтрашнем дне, живет без тревог и нужды, не испытывает чувств жадности и зависти, поскольку желать чего-то и завидовать здесь просто некому и не в чем.
Таким образом, можно сказать, что возрожденческий гуманизм в силу логики исторического развития порождает из себя социально-этические концепции так называемого «социалистического гуманизма» и соответственно «буржуазного» гуманизма.
Первый базируется на основе устремлений широких масс трудящегося народа к избавлению от зависимого, униженного, беспросветного и подавленного существования и неизбежно тяготеющего к насильственному способу реализации, ибо здесь личность выступает средством достижения общественной гармонии,
Второй же формируется в русле идей, основывающихся на признании ценности индивидуальной человеческой жизни и интересов абстрактной личности, частной собственности как гаранта независимости, свобод и прав этой личности, на принципах индивидуализма. Решение основной нравственной проблемы - согласования общественного и личного блага гуманизм мыслит на путях разумного сочетания этих ценностей, рассматривая при этом общество как условие обеспечения развития личности.
Эпоха Возрождения стал существенным шагом в деле утверждения нравственной сущности человека, его прав на счастливую жизнь и достоинства. Моральная сущность человека теперь становится формой его самоутверждения во всем богатстве его жизненных проявлений и внутренних сил. Человек теперь предстает не как мелкий единичный индивид, а как высшее существо, стремящееся своими силами выразить свою же деятельную, творческую натуру.
1 Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков / Л.М. Брагина. М.: Высшая школа, 1977. С.8
2 Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков / Л.М. Брагина. М.: Высшая школа, 1977. С.10
3 Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков / Л.М. Брагина. М.: Высшая школа, 1977. С. 138
4 История этических учений / А.А.Гусейнов. М.: Гардарики, 2003. С.223
5 Кондрашов В.А. Очерк истории этических учений / В.А. Кондрашов Гальперин [Электронный ресурс] Режим доступа: [http://zhurnal.lib.ru/k/kondrashow_w_a/ocherk14-1.shtml]
6 Хвостов В.М. Очерк истории этических учений / В.М. Хвостов. М.: КомКнига, 2006. С. 115
7 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. М.: Высшая школа, 1980. С. 170
8 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. М.: Высшая школа, 1980. С.227