Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1.Философия, её предмет и место в культуре:
Философия появилась примерно в 8 веке до н.э.
Появлению философии способствовали:
1). Соц. Условия
До сих пор человек стремится к большей индивидуализации
2). Психологические условия
Начало философии- это удивление + отделение физического ума от умственного, которое позволило человеку заниматься теоретической деятельностью.
Философия(от греч.)- любовь к мудрости
Понятие ввёл Пифагор. Он сравнивал жизнь человека с Олимпийскими играми: одни приходят торговать, другие- бороться, а третьи наблюдать. В жизни: одни живут для наживы, другие- ради славы, а третьи, которые наблюдают, они мудры и стремятся только к истине.
«Мудрец- это тот, кто вносит правильные суждения, безошибочно говорит и делает то, что следует.» Демокрит
Мудрость предполагает соблюдение веры.
Мудрец- это тот, кто всё воспринимает с радостью. На Востоке: мудрец- отрешённость от всего, безразличие, невозмутимость к жизненным радостям и страданиям. Философ понимался как деятельный человек.
Университеты появились в 9 веке в Италии, Англии. В них обычно было 3 факультета.
Философ понимался как добродетельный человек.
Э.Кант:
Мир: мир явлений и мир сам по себе.
«Относись к другому человеку как к цели, а не как к средству»
Предметом философии является всё сущное. В результате появляется разделение на части:
Функции в философии как в науке
2.Структура философского знания:
Сомнение- один из методов философии.
Философия тесно связана с понятием мировоззрения.
Мировоззрение может быть обыденным, философским, научным, прогрессивным. Выделяются интеллектуальная составляющая и эмоциональная.
Интеллектуальная составляющая- научная картина мира
Эмоциональная- то, как мы воспринимаем этот мир.
Анемизм- вера в то, что у всего есть душа.
Философия- высшая ступень мировоззрения. Из мифов развивалась наука.
3.Возникновение философии. Основные исторические типы филосовствования:
Во всех учебниках советского периода можно обнаружить расхожее мнение о том, что философия
возникает из мифологии.
Из мифологии же, как утверждают некоторые авторы, возникает и религия.
Таким образом, философия возникает как некое развитие мифологического взгляда на мир и, разумеется, как некоторое следствие практического освоения мира.
Что-то в таком взгляде истинно, но с чем-то мы согласиться не можем.
Этот взгляд подразумевает (см., напр.
, книгу А. С. Богомолова), что религия
возникает из мифологии религия возникает из мифологии как одно из ее следствий, а другим следствием мифологии является философия.
С таким взглядом согласиться, конечно же, мы не можем.
Разумеется, первоначальным знанием человека было его знание о Боге, то знание, которое имели наши праотцы, непосредственно зная Бога и имея возможность с Ним разговаривать.
В дальнейшем же, вследствие и после грехопадения
человек был изгнан из рая и вынужден был жить в совсем Других условиях.
Из поколения в поколение человек терял связь с Богом, но чувствовал в себе эту связь и пытался ее определить.
Многие народы, кроме рода Авраамова, в поисках Бога пошли в неправильном направлении: начали поклоняться идолам и создавать ложных богов.
Следовательно, не религия
возникает из мифологии религия возникает из мифологии, а наоборот, мифология является одним из следствий грехопадения
человека, нарушения связи человека и Бога (вспомним одну из этимологий слова \\"религия\\" - связь человека и Бога).
Люди в своих безуспешных поисках Бога начали обожествлять природу.
Здесь сразу видна вторая ошибка концепций, согласно которым религия
возникает из мифологии, что якобы человек выдумал богов вследствие обожествления природы.
Чтобы природу обожествлять, нужно уже иметь какое-то представление о Боге, это очевидно.
Поэтому вначале у человека должно быть хотя бы смутное представление о Боге, чтобы он, пользуясь своими слабыми силами и разумом, испорченным грехом, видел в природе некоторых духов, демонов и создавал различные извращенные формы религии
.
Такими формами первобытного религиозного сознания являются: тотемизм, состоящий в обнаружении человеком связи своего рода, племени с определенными животными, растениями или явлениями природы;
магия, т.е. вера в то, что при помощи заклинаний, различных слов, люди могут воздействовать на явления природы, поскольку между этими словами и явлениями природы стоят духи
, понимающие эти слова;
фетишизм, т.е. поклонение некоторым вещам, в том числе явлениям природы, обожествление отдельных предметов
, например, Солнца или Других стихий;
анимизм - вера в духов
или в одухотворенность природы.
В анимистической религиозности
уже виден некоторый, как бы предваряющий философию
, взгляд на мир.
Человек смотрит на мир, сначала посмотрев на себя.
Человек видит свою душу, видит, что он движется и мыслит при помощи своей души, и этот же взгляд переносит на внешний мир, считая, что таким же образом происходит движение и развитие всей природы.
Природа, таким образом, населяется различными духами и богами.
Человек объясняет природные явления, предполагая, что связь между ними есть отношение между этими духами
духами и богами, а эти отношения он, соответственно, уподобляет отношениям между людьми.
Таким образом, явления природы антропоморфизируются и даже социоантропоморфизируются (см. учебник А. Н. Чанышева), т.е. особенности человека и общества переносятся на природный мир.
Возникает мифология
Возникает мифология, в которой явления природы описываются при помощи отношений различных богов, управляющих миром.
В этом есть некоторое развитие, поскольку любая мифология есть уже определенная абстракция и обобщение.
Люди видят не просто явления природы, но понимают, что у него есть некая причина, и видят ее в некем боге.
Впоследствии из этого обобщения и начинает возникать философия.
4.Философия Древнего Востока:
Философия Древней Индии
Ригведа- сборник священных текстов.
Яджур-веда- первый сборник.
Ригведа- веда гимнов.
Самоведа- веда песен.
Отхарваведа- веда магических заклинаний.
Варны:
Брахман(жрец)- первое сословие (носим одежду белого цвета);
Шатрии- войны и правители (носили одежду красного цвета);
Вайщьри- торговцы, земледельцы (коричневый цвет одежды);
Шудры- носили чёрную одежду;
Неприкасаемые- не считались людьми.
Варны подразделялись на касты.
Первые три варны были дважды рождённые (имели доступ к знаниям).
Начинается эпоха шраманов. Отрицали авторитет вед, ведические жертвоприношения, существование высшей духовной сущности Брахмы и его воплощение вечной индивидуальной души Атман.
Карма- закон морального воздаяния.
Сансара- круг перерождения.
Всё состоит из 4-х элементов.
Аджива- необычный образ жизни.
Существует всеобщая необходимость неяти, которой подчинены все живые и неживые существа. Она подобна мотку пряжи, который должен размотаться до конца.
Человек не способен изменить свою карму.
Йога- связь, соединение. Основатель- Патанджали.
Её задача- соединить все способности человека с целью достижения свободы духа от телесной оболочки.
Ишвара- Бог в йоге. Помогал человечеству.
В йоге был путь освобождения, который состоял из 8-ми ступеней:
Философия Древнего Китая
У них сложился канон книг- пятикнижье.
Философия 100 школ:
1-я школа- Инь-Ян
Инь- тёмное начало, женское, влажное
Ян- светлое, мужское
2-я школа- Конфуцианство
Конфуций- основатель учения, жил примерно с 552 года по 479 г. до н.э.
Его книга «Лунь Юий» (Беседы и рассуждения)
Небо- божественная сила- управляет всем миром
Цзюнь Цзы- Благородный муж, который имеет понятие о справедливости
«Лишь та ошибка, что не исправляется» Конфуций
Мэн-Цзы- ученик Конфуция (378-289 гг.)
Человек по своей природе добрый
Народ занимает главное место,а государь- последнее.
Сюнь Цзы- второй ученик Конфуция
«Небо имеет естественное, а не божественное происхождение»
Человек должен активно вмешиваться в ход событий
Моизм
Мо Цзы- учитель(468-400 гг.)
«Небо всё видит и слышит и является образцом взаимной любви и выгоды между людьми»
Легизм
Основное понятие- закон
Главным средством управления людьми являются принуждение и боязнь наказания.
Задача правителя- ослабить народ.
Основанная добродетель- преданность государю и готовность пойти за него на смерть.
Превыше всего- выгода государства.
Четыре благородные истины
Источник знания об учении Будды
«Трипитака»
(«Три корзины учений»).
Тхарма- мельчайшая частица, которая составляет все наши вещи.
5.Древнегреческая философия:
Античная философия
(философия древней Греции, Рима)
Антигоус- древний.
Фалес
Биант
Хилон
Солон
Питтак
Клеобул
Периандр
«Главное в жизни конец и ничего сверхмеры». Фалес
«Мера превыше всего». Клеобул
«Что тебя возмущает в ближнем, того не делай сам». Питтак
Фалес (625- 545 гг. до н.э.) (посещал милетскую школу)
Анаксимандр (610- 540 гг. до н.э.)
Апейрон- беспредельное.
Он первый создал солнечные часы.
Анаксимен (585- 525 гг. до н.э.)
Первоначалом является воздух.
Пифагор Самоский (570- 497 гг. до н.э.)
Развивал идеи математики. Создал пифагорейский союз.
Этапы обучения:
Человек должен возвысится:
Открытие арифметики, геометрии, астрономии, музыки. Введение понятия «космос».
Гераклит (544- 483 гг. до н.э.)
Тёмный, плачущий.
«В одну реку нельзя войти дважды»
Ксеофан
В эмадской школе служил. Выступал против религии и Богов.
Парменид (540- 480 гг. до н.э.)
Утверждал, что небытия нет, есть только были, нет движения. Небытие немыслимо, поэтому его и нет.
Движение происходит по мнению, а не по истине. Бог один, т.к. бытие немножественно.
У Парменида был приёмный сын Зенон Элейский, известен своими апориями, т.е. Зенон считал, что представимое нельзя помыслить.
1-я апория множественности: если существует множество вещей, то их количество стремится к бесконечности, предел бесконечности стремится к нулю.
2-я апория: если существует много вещей, то их столько, сколько существует и больше,а это противоречие.
3-я апория: доказательство против движения. Движение никогда не начнётся.
4-я апория: Ахилес и черепаха.
5-я апория: против движения, называется стрела.
считалось (по легенде), что он воскрешает мёртвых. Считал, что в мире такое количество вещей, что у них нет первоначала. Земля, вода, воздух, огонь- из них происходят все вещи, но существуют две силы: любовь и ненависть.
История человечества
1-й цикл: здесь властвует любовь, и мир представляет собой шар.
2-й цикл: вражда атакует мир, пытаясь разрушить любовь.
3-й цикл: все вещи разъединяются, подобное объединяется с подобным.
4-й цикл: любовь движет все вещи к тому, что все однородное стремится к воссоединению с противоположным
Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)
Выделил гомеомерии или подобочастные, т.е. семена всех вещей, которые всё образуют. Всё во всём и из всего протекает.
Дкмокрит Абдерский (460- 371 гг. до н.э.)
Написал большое количество сочинений, но спустя 100 лет после его смерти все они были уничтожены. Считал, что существует бытие и небытие, они оба вечны. Существуют наименьшайшие частицы- атомы, они неделимые, которые составляют все вещи. Считал, что душа тоже состоит из атомов, они более лёгкие.
В мире существует причинность и необходимость.
Софисты
София- мудрость.
Софисты были учителями красноречия за деньги и считали, что любое можно доказать. Не существует абсолютной истины.
6.Философия средневековья и Возрождения:
Философия средневековья
Эпоха господства религиозного сознания, когда философия становится служанкой богословия, её задачами становится доказательство истины веры с помощью разума.
Эпоха характеризовалась упадком научных знаний.
Разделяется на:
Познание мира человека отходит на второй план
Августин Блаженный- один из философов (354- 430 гг.)
-это школьная философия. Её представители стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Фома предъявил 5 доказательств бытия Бога:
Телеология- наука о цели.
Философия эпохи возрождения
(конец 14- начало 17 века)
Религиозная сфера отходит на второй план. Человек становится во главе вселенной.
Главная черта эпохи:глубокое почтение к природе и к каждому её проявлению.
Женщину почетали.
Проявляется гуманизм. Известный философ- Мирандола (гуманист).
Провозглашал человека как священное существо, у которого есть возможность выбора.
Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.)
Писатель, известное его произведение- «Похвала глупости». Здесь он производит критику о религии.
Пузанский
«Наши знания- есть предположения»
«Всё состоит из противоположностей, которые сливаются воедино».
Определяет Бога как абсолютного максимума, бесконечность, которая включает в себя всё. Бог есть абсолютный минимум.
Пантеизм: мир развёртывается из Бога. Вся вселенная- развёртывание Бога. В Боге всё свёрнуто.
Джиодано Бруно (1548- 1600 гг.)
Считал, что существует множество планет. Создаёт идею множественности миров.
7.Философия Нового времени:
Философия нового времени
Френсис Бэкон (английский философ)
«Знание- сила».
Эмпирист (знание должно основываться на нашем опыте).
«Новый органон», в котором он описывал индуктивный метод.
Дедукция- вывод от общего к частному.
Индукция- вывод от частного к общему.
Идолы (призраки)- ошибочные предпосылки:
Рене Декарт (фр.)
«Мысли следовательно существуют».
Начало всякой философии- сомнение.
Мышление первично, а бытие- вторично.
В основе мира:
Он философ- диолист, философ- дэист.
Бог- перводвигатель, который создаёт мир. Он не участвует в делах мира.
Философия должна строиться на научном методе (как математика).
Человек может всё познать, не существует скрытых истин.
Зная законы природы, мы сможем её приручить.
Спиноза Бенедикт
Философ- монист, который считает, что в основе мира лежит одно начало- это субстанция (или Бог, или природа).
Свобода- познанная необходимость.
Антиномия- противоречие.
Джон Локк (Англия, 1632- 1704 гг.)
Философ- эмпирист.
«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
Описывал душу человека, как чистую доку.
Готфрид Лейбниц (1646- 1716 гг.)
Монады- духовные субстанции, существовавшие независимо друг от друга.
8.Немецкая классическая философия:
Немецкая классическая философия
Эта эпоха начинается с Иммануила Канта.
Родился в 1724 году, умер в 1804г. родился в семье ремесленника. В 1704 году поступил в университет Альбертино. В то время были распространены взгляды Вольфа (который был склонен к идеалистическим взглядам). Кант был приват-учителем. Защитил диссертации→стал приват-доцентом→стал профессомром.
В 1796 году перестал преподавать, но продолжал писать свои работы.
И. Кант придерживался строгого распорядка дня.
Два периода И. Канта:
Вводит понятие вещи как феномена (т.е.явления), а вещи сами по себе- это номены. Понять сущность вещей мы никогда не сможем.
Кант создаёт три философских вопроса:
Как возможны синтетические суждения apriori?- главный вопрос.
Кант выделяет аналитические суждения, в которых мы высказываем нечто, что в них уже содержится.
Синтетические суждения- здесь раскрывается нечто новое, расширяющее познание.
Кант разделяет вещи в себе и вещи для себя. Человек привносит априорные формы чувственности- время и пространство.
Пространство- это внешняя форма, времявнутренняя.
Кант считал, что время и пространство не существует реально, а только в нашем сознании. У Канта существовало учение об антиномии (противоречии). Опытным путём истинность к антиномен нельзя проверить.
1-я антиномия: антиномия конечности и бесконечности, пространства и времени: в нас много противоречия, но никакого дискомфорта мы при этом не испытываем (мир имеет начало, мир не имеет начала);
2-я антиномия: антиномия простого и сложного: всё просто и в то же время всё сложно;
3-я антиномия: антиномия природной причинности и свободы воли: человек как природное существо подчинён природе, в то же время у него есть свобода выбора;
4-я антиномия: антиномия существования и не существования необходимой сущности: всё существует по необходимости, но много случайного в происходящем.
В критике практического разума Кант разрабатывал понятие «этика». Для Канта главным в поведении человека является долг. Он создаёт моральный закон, который называет категорическим императивом: поступай так, чтобы максимум твоего поступка могло стать всеобщим законом.
И. Кант: «У меня вызывает восхищение звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня.»
Иоанн Готлиб Фихте (1762- 1814 гг.)
Он был субъективным идеалистом и испытывал большое влияние И. Канта.
В 1792 году Фихте анонимно опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения». Занял кафедру философии в Йенском университете; выпустил учебник для студентов «Основа общего наукоучения».
Суть философии Фихте: он считал, что истинные достоверные знания даёт нам наука и, создав своё наукоучение, считает, что это наука наук.
Базисным законом нашего мышления является:
1-й принцип: «Я есть я»;
2-й принцип: «Я есть не я»;
3-й принцип: «я противополагает в я, делимому я делимое не я».
Существует эмпирический субъект, которому предметы его восприятия кажутся чем-то внешним.
Абсолютный субъект- Я- охватывает природу, эмпирические субъекты.
Фихте пытается преодолеть дуализм Канта в чувственности и рациональной воле. Фихте считает возможным радостное исполнение морального долга. Фихте считал, что только личности могут поступать морально, и свобода должна охраняться государством, государство должно дать каждому человеку собственность, закрепить её за человеком и уже потом её охранять.
Фридрих Шеллинг (1775- 1854 гг.)
Выдвинул и обосновал идею тождества, бытия и мышления, которую развил в последствии более полно. Считал себя учеником Фихте, но не был согласен с ним в противопоставлении Я и НЕ Я, т.е. мышлении природы. Шеллинг говорит о том, что природа тоже дух, только спящий=> природа рассматривается как мышление. Дух в природе выражается, например, в магнитах. Шеллинг отличал всё большее подчинение материи жизненной форме, т.е. наша эволюция, дух всё больше подчиняют материю.
«Учение об искусстве».
Шеллинг считал, что продукт искусства- это продукт гения, и гений вносит бесконечное в конечное, а бесконечное есть прекрасное, и искусство является инструментом философии.
Шеллинг дал идею абсолюта. Абсолютный Бог стремится к самопознанию => когда это происходит, то он выводит себя из тьмы на свет, т.е. порождает себя. Но так как Бог бесконечен, то этот процесс не проистекает во времени => изначально свет преобладает над тьмой.
9.Современная западная философия: основные школы и направления:
Философское учение
Философское учение- это система определённых логически-связанных друг с другом воззрений, поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, поскольку формируется в философских школах.
Философские школы- это совокупность философских учений, объединённых какими-либо базовыми, идейными принципами.
Совокупность различных модификаций, одинаково идейных принципов называется течением.
Философские направления- наиболее крупные образования в историко- философском процессе, имеющие общие положения и допускающие отдельные участки разногласия.
Направления философии
10.Русская фмлософия: единство в многообразии:
Особенности философии в России
Русская философия.
Особенности философии в России
Славяно- греколатинская академия в 1686 году в Заиконоспасском монастыре была основана братьями Лухудами.
МГУ основан в 1755 году Ломоносовым. Первоначально было 3 факультета:
Сначала обучение было на философском факультете. Далее философия развивалась с помощью отдельных лиц: Ломоносов, Радищев, Сковорода.
Полный рассвет философии приходился на 19 век. Русская философия была идейно- религиозной. Церковь не была отделена от государства. Особенности русской философии: русская культура и история- отсюда философия черпала многое.
Славянофилы и западники.
Направление проявляется в 1930-х годах.
Славянофилы.
Кириевский, Хомяков, Самарин, братья Аксаковы.
Славянофилы ратовали за самобытный путь России, считали, что Россия должна развиваться своим путём ,не оглядываясь на Восток и Запад. Они представляли народ как единый организм, каждый человек только часть организма, должен подчинить свои интересы интересам народа.
Особенности:
Славянофильство создаёт идею цельного верующего разума. Появляется специфическое понятие «живознание»- сочетание веры, разума, любви.
Алексей Хомяков в сових записках о всемирной истории излагал о двух соперничествующих началах: иранстве и кушинстве, основанных на двух типах религии.
Иранство- иудаизм и христианство. Здесь главное- свободное творение Богом мира из ничего.
Кушинство- здесь ир твориться по необходимости: буддизм, индуизм.
Западники.
Петр Алексеевич Чаадев- западник, свои идеи изложил в философических письмах в 1829-1831-х годах.
Западничество утверждало, что Россия должна ориентироваться на западные страны. Чаадаев предлагал сменить православие на католицизм, и за это наблюдался у психиаторов в течение 4-х лет.
Виссарион Белинский- литературный критик, закончил философский факультет МГУ; родился на территории Финляндии, критиковал Россию за то, что у нас нет литературы. У Белинского философский интерес представляют интерес к Гоголю. Он считал, что русский народ должен ориентироваться на закон, а не на церковь.
Александр Герцен- атеист, материалист. Его мать была немецкого происхождения. Герцен издавал журналы «Полярная звезда», «Колокол», которые были призваны разбудить Россию от спячки. Россия должна придерживаться срединного положения между личностью и обществом.
Владимир Соловьёв- «Оправдание добра», ученик Янкевича, в 21 год уже был доцентом университета, но оставил академическую профессию, выступал против позитивистских западных идей. Его диссертация называлась «Кризис в западной философии». Создаёт метафизику всеединства. Большое значение занимает его учение о Софии, «Божественная премудрость». Соловьёв пишет о том, что западная философия исчерпала себя, так как была слишком теоретической.
На первый план выходит жизненная философия, которая интересна человечеству, которая делает человека человеком. Историю Соловьёв представляет как от веры человечества к Богу человечеству, то есть обожание человека (человек проникается божественной сущностью). Для него важными понятиями были София, всеединство.
Общинность- некоторая родственная связь между людьми на основе православия.
В конце жизни Соловьёв пришёл к тому, что в России реально существует зло, и не только в России. Считал, что России грозит война (русско-японская война).
Николай Бердеев (1874-1948гг.)
Говорил, что смысл и цель истории- это Богочеловечество. Особенностью этого является абсолютная свобода. Он создаёт метафизику свободы- основное понятие, предшествующее Богу. Человек полностью свободен и поэтому может выбрать путь добра или зла. Оппонирует софиологии, так как она противоречит творчеству свободы личности- «смысл творчества по познанию человека», «философия неравенства».
В 1907 году появляется ещё одно напрвление в русской философии- философия имени. Суть: особое почетание имени божьего. В имени Иисус обнаруживает себя сам Бог, то есть в имени выражается сама сущность вещи, сама вещь.
Флоренский, Лосев- философы имени.
Софиология- М.А. Булгаков. Он видел в России субъект мирового хозяйства, видел цель в возвращении природе её софийной красоты. По-новому изложил христианскую догматику (учения христианства).
Трубецкой софиология. Видел в Софии мир платоновских идей, отказываясь от варной софии.
Русский космизм
Вернадский, Циолковский, Николай Фёдоров, Чижевский.
Проблемы здесь: человек и вселенная, человек и космос, ответственность человека. К.Э. Циолковский видел смысл в распространении человечества за пределами Земли. Считал Землю колыбелью человечества, предполагал, что человечество будет жить на других планетах.
Вернадский создаёт идею ноосферы- сферы разума. В отличие от биосферы (живые организмы), считал, что ноосфера- высшее развитие биосферы. Человек с помощью разума будет управлять всей природой, сейчас в мире отличается господство разума.
Николай Фёдоров- «Философия общего дела». Считал главным проективный подход к истории, человек должен понимать смысл цели, ради которой он живёт. Говорил, что людям положено заботиться о мире и о себе, так как после искупления первородного греха Иисусом Христом спасение мира и спасении человечества становиться спасением самого человека. Человек должен объединиться друг с другом, то есть объединение человечества, необходимо убрать отчуждённость между людьми, преодолеть отсутствие братства, преодолеть забвение усопших. Человек не должен жить эгоистом.
Фёдоров считал, что человеческое родство лежит в основе Бога. Родство предполагает память о своих отцах, мы должны чтить память предков. Наиболее естественной религией должен быть культ предков.
Философия Толстого и Достоевского
Философия Достоевского полностью находиться в его литературных произведениях. Толстой родился в 1828 году, умер 1910 году. Он был отлучён от церкви, так критиковал социальное богословие, по-своему интерпретировал религию.
11.Учение о бытии. Виды, свойства, концепции бытия:
Онтология-учение о бытие
Обыденный смысл понятия бытия: быть, находиться, существовать.
Философский смысл бытия- причина всего сущего.
Различают сущее и бытие. Бытие- это некая основа. Сущее- это многообразие, в котором существует бытие. Бытие это причина самого себя.
Субстанция- причина самой себя. Она является неизменной.
Доказательства бытия:
Бытие- это то, что существует в сознании и порождает особенности:
Формы (виды) бытия:
Относительно первой природы, она является первичной и объективной реальностью. Природа бесконечна во всех её проявлениях. Природа является объективной, так как от ничего не зависит, и первичной, так как порождает все причины бытия. Её объективность предполагается из зависимости от неё человека.
Вторая природа- это комплексная природно-социальная реальность. Может вступать в конфликт с первой природой, к каждому отдельному человеку дана объективно, независимо от него. Бытие отдельного человека предоставляет единство тела и духа, то есть человек- это первая и вторая природа для себя. Человеческая реальность дана человеку независимо от него. Человеческое бытие бесконечно во времени. Человек может познавать бытие и может осознавать свою ответственность.
Субстанциальное бытие Бога выделяют некоторые философы, где индуализированное(Бог как личность) или объективированное.
12.Философское и научное понимание материи. Материальное и идеальное:
Философское понимание материи.
В окружающем нас мире мы наблюдаем бесчисленное множество различных предметов и явлений. Есть ли между ними что-либо общее, какова их природа, что лежит в их основе? Различные попытки решить эти вопросы исторически привели к возникновению понятия субстанции всех вещей. Под субстанцией понималась некая всеобщая первичная основа всех вещей, которая является их последней сущностью. Если различные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она лишь меняет формы своего бытия, переходит из одних состояний в другие. Она причина самой себя и основание всех изменений, самый фундаментальный и устойчивый слой реальности.
Опираясь на данные науки о структурной неоднородности и неисчерпаемости материи, В.И. Ленин формулирует обобщенное философское понятие материи: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
Это определение материи органически связано с материалистическим решением основного вопроса философии. В нем указывается на объективный источник нашего знания, которым является материя, и на ее познаваемость. Вместе с тем, в отличие от предшествующих философских систем, диалектический материализм не сводит материю лишь к каким-либо определенным ее видам частицам вещества, чувственно воспринимаемым телам и т.д. Материя представляет все бесконечное многообразие самых различных объектов и систем природы, которые существуют и движутся в пространстве и времени, обладают неисчерпаемым многообразием свойств. Наши органы чувств могут воспринимать лишь ничтожную часть реально существующих форм материи, но благодаря конструированию все более совершенных приборов, измерительных устройств человек неуклонно расширяет границы познанного мира.
Границы современного знания материи простираются от масштабов порядка 10-15 см ("керн" нуклона) до 1028 см (примерно 15 миллиардов световых лет). В этом диапазоне материя всюду обладает системной организацией. Можно ориентировочно выделить следующие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи. В неживой природе это элементарные частицы (включая античастицы) и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, агрегаты молекул, макроскопические тела, геологические образования, Земля и другие планеты, Солнце и другие звезды, местные скопления звезд. Галактика, системы галактик, Метагалактика, являющаяся лишь одной из систем бесконечной Вселенной.
В живой природе существуют внутриорганизменные и надорганизменные биосистемы. К первым относятся молекулы ДНК и РНК, как носители наследственности, комплексы белковых молекул, клетки (состоящие из подсистем), ткани, органы, функциональные системы (нервная, кровеносная, пищеварения и др.) и организм в целом. К надорганизменным системам относятся семейства организмов, колонии, различные популяции виды, биоценозы, биогеоценозы, географические ландшафты и вся биосфера.
В обществе также существует большое количество типов взаимопересекающихся систем: человек, семья, различные коллективы (производственные, учебные, научные, спортивные и др.), объединения и организации, партии, классы, нации, государства, системы государств и общество в целом.
Эта классификация является весьма общей и далеко не полной, так как на каждом структурном уровне можно выделить дополнительно большое количество взаимопроникающих материальных систем, возникающих на основе различных форм связей и взаимодействий элементов. Классификация основных форм материи по типам материальных систем и соответствующих им структурных уровней материи является наиболее точной и детализированной. Наряду с этим распространена классификация форм материи по ряду фундаментальных физических свойств. Так, прежде всего, выделяется, вещество совокупность частиц, макроскопических тел и других систем, обладающих определенной массой покоя. Реально существует также антивещество, состоящее из античастиц (антипротонов, позитронов, антинейтронов и др.), которое иногда неправильно называется антиматерией.
Кроме того, существуют невещественные виды материи электромагнитные и гравитационные поля, а также нейтрино и антинейтрино различных типов. Они не обладают конечной массой покоя. Следует отметить, что поле и вещество нельзя противопоставлять, так как поля существуют в структуре всех вещественных систем и объединяют их элементы в единую целостность.
Диалектико-материалистическое учение о материи и формах ее бытия служит методологическим фундаментом для научных исследований, для разработки целостного научного мировоззрения и соответствующей действительности трактовки открытий науки. При этом оно само постоянно совершенствуется и углубляется с прогрессом научного знания, которое, в конечном счете, направлено на все более полное и глубокое отражение законов существования материи.
Научное понятие материи и его роль в формировании научной картины мира
Материя как универсальная естественная (в отличие от сверхъестественной) основа мира. Место понятия материи в научном знании. Историческое развитие представлений о материи. Материя как "архе", первовещество, субстрат в ранней греческой философии. Материя как лишенность смысла, материал для копирования идей у Платона. Материя как субстанция потенциального, материя и форма у Аристотеля. Ничтожность и бренность материального, вещественного - важнейшая аксиома религиозного мировоззрения Средних веков. Механистическое понимание материи в Новое время. Материя как совокупность атомов. Материя как вещество, масса. Материя как совокупность механических свойств, присущих вещам. Французский материализм XVIII века и Л. Фейербах о материи как обо всем том, что воздействует извне на человека и его сознание, как о природе в целом. Идеи диалектического материализма о материи как таковой. Влияние важнейших научных открытий XIX - начала XX века и изменений научной картины мира на понимание материи. Ленинское определение материи; два смысла понятия материи: материя как предельная категория, материя как объективная реальность. Методологическое значение диалектико-материалистического понимания материи для развития естествознания. Принципиальная неограниченность естественно-научных толкований диалектико-материалистического понимания материи. Соотнесенность универсального (быть объективной реальностью), всеобщих (абсолютность, несотворимость, неуничтожимость, неисчерпаемость, единство дискретности и непрерывности, связь с движением, пространством и временем) и конкретно-научных (тяжесть, инерция, форма и др.) свойств материи. Уровни структурной организации материи: механический, физический, химический, биологический и социальный. Важнейшие типы материальных систем: мегамир, макромир, микромир.
13.Концепции пространства и времени:
Концепция пространства- времени
Атрибуты(признаки) бытия: пространство и время.
Два понятия:
Движение и материя существуют неразрывно так же, как и с пространством и временем.
Время- последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и развития, а пространство- как форма бытия она выражает их протяжённости и расположение относительно друг друга.
Свойства пространства и времени:
Особенность социального времени
14.Проблема развития в философии:
Концепция развития в диалектической философии
Развитие- процесс необратимых изменений системы, состоящей в переходе от низшего уровня организации к высшему, и от простого к сложному.
Законы диалектики:
Законы Гегеля:
Самоорганизация систем как основа их развития
Система- взаимодействие отдельных элементов и целого- большие суммы сових частей.
Синергия- коллективные(совместные) усилия.
Флуктуация колебания- отклонение от точки равновесия.
Принципы синергетики:
15.Философское учение о сознании:
Гносеология
Гносеология- наука о сознании.
Сознание-это психическое отражение человеком действительности, не зависимо от того, на каком уровне оно осуществляется: чувственном или рациональном.
В узком смысле сознание- это высшая форма отражения действительности.
Структура сознания или психики разделяется на 3 уровня:
Свойством сознания является его направленность или интенциональность. Сознание всегда направлено на что-то. Направленное сознание происходит благодаря воле человека(усилия). Большую роль в сознании играет память- процессы, обеспечивающие фиксацию прошлого опыта, это сбережение, воспроизведение, идентификация информации.
На данный момент популярна голографическая память, то есть набор голограмм, взаимодействующих между собой. В каждом нейроне содержится информация всей памяти.
Сознание человека всегда эмоционально окрашено. Объекты сознания характеризуются элементами переживания. Подсознание наше какое-то действие содержит как навыки, то есть привычка. Подсознание выступает как помощник сознанию, то есть берёт на себя часть постоянно повторяющихся функций, действий и поэтому многие действия мы делаем неосознанно(ходим, дышим). Подсознание служит фундаментом для чёткой работы сознания. Это совокупность психических явлений, рефлексов, не поддающихся контролю сознания.
В бессознательное включают сновидения, гипнотические состояния, состояние невминяемости, то, что человек с усилием может вспомнить, к бессознательному не относиться.
Платон считал, что бессознательное- это внутреннее скрытое знание.
Августин говорил, что это помещение, скрытое от сознания.
Кант считал, что это интуиция.
Шопенгауэр считал, что это воля.
Фрейд рассматривал, что это комплекс неосознанных влечений- либидо.
Юнг считал, что это коллективное бессознательное, то есть у всех людей есть коллективный бессознательный опыт.
Сверхсознание(или надсознание)- это результаты рождения гипотез, догадок, то есть интуитивное озарение. Работа сверхсознания также не контролируется волевым усилием и поэтому сверхсознание- это высший этап отражения реальности или интуиция.
Самосознание- это осознание человеком окружающего мира или самого себя и связи Я с миром. В самосознание включаются самоидентификация, самоконтроль, самооценка, самопознание. На начальном этапе самосознания человек отождествляет себя с окружающими явлениями, людьми, то есть мы всегда эмоционально реагируем на критику(например, своей школы, своего университета, своего дома).
Общественное сознание-это результат объективирования личного сознания через язык, предметы, культуры и оно относительно независимо от сознания людей, но развивается через сознание каждого отдельного человека. Общественное сознание не существует в виде отдельного субстрата, то есть нет носителя общественного головного мозга, который его порождает.
Сознание и язык
Содержание сознания выражается через язык или речь, то есть мысль всегда осуществляется на каком-то языке. Невозможна фиксация мысли без слов.
Функции языковой деятельности:
Каждый язык накладывает определённый стиль мышления, то есть у каждого свой собственный язык, собственный менталитет.
Мифологический язык- язык сферы бессознательного и единой для всех культур(наличие одинаковых символов).
16.Познание как предмет философского исследования:
Теория познания (гносеология)
Гносеология- от греч. «гносис»-значение.
Гносеология- раздел философии, исследующий природу знания, его возможности, отношения знания к реальности и условия его достоверности.
Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Гераклит: «многознание ничему не научает».
Задачи гносеологии:
Проблемы, которые решает гносеология:
Человек привносит субъективное в объективное.
Существуют первичные объекты отражения- это какая-либо часть материального мира.
Вторичные объекты познания- это сознание и его образы.
Третичные объекты- это идеальные понятия(точка, идеальный газ, плоскость).
Объект и субъект познания
Объектом называют то, на что направлена практическая познавательная деятельность человека. Объект познания для разных ученых может быть разным.
Субъект познания- это носитель познавательной активности, осуществляющий направленную деятельность и оценивающий её результаты.
17.Знание, его природа и типология. Вера и знание:
Формы знания:
Знание:
18.Проблема истины в философии. Различные концепции истины:
Проблема истины в философии и науке. Критерий истины
Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.
Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.
Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.
Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние - задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.
А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.
Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.
Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.
Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.
Концепции истины
Классическая (или корреспондентская) концепция. Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. При этом соответствие знания (идей) действительности может пониматься двояким образом, в зависимости от того, как трактовать саму эту объективную действительность. Это может быть соответствие человеческой мысли объективной природной действительности (Аристотель), а может быть ее соответствие идеальному бытию вечных идей (Платон). Однако, какую бы обще-метафизическую гносеологическую установку мы ни заняли (реалистическую или платоническую) в классическом понимании истины, оба аспекта соответствия обязательно будут присутствовать.
Когерентная теория истины. Она существует в нескольких различных вариантах. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности.
Другой вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если какая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, то есть все основания считать, что она ложна. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит.
Прагматическая концепция. Ее суть сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального общезначимого результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. В принципе, знание, особенно научное, весьма прагматично. Если ученый-теоретик не получает новых результатов, его научная репутация, а потом и квалификация могут быть поставлены под сомнение. Если инженер не изобретает новых технических устройств и приспособлений, ему могут перестать платить зарплату. Прагматисты не обсуждали вопрос и достоверности. Рассматривали ее не через соответствие с реальностью, а через общезначимую полезность.
Конвенциональная концепция. Здесь утверждается, что истина есть всегда продукт гласного (а чаще негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и разных научных сообществах существуют разные «правила игры», а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание; в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и философии.
Релятивистская истина. Признавали полную относительность истины. Нет оснований говорить. Что истина одна. Их может быть много. Мы не имеем инструментов для того, чтобы доказать абсолютность истины. Сознание субъективно.
19.Чувственные и рациональные формы познания:
Знание:
20.Человек как предмет философии. Модели человека в истроико- философском развитии:
Философия человека в истории философской мысли
Человек как личность.
3 подхода:
1-й подход сводит личность к нестандартным, неповторимым характеристикам, то есть индивидуальности.
2-й подход говорит, что личность полностью основывается на общественной жизни, то есть личность рассматривается как производная общественных отношений, существующих в данном обществе.
3-й подход заключается в дуализме личности, то есть дуализм индивидуального и общественного; общего и единичного; человека и коллектива и так далее.
Вывод: личность- это духовное явление, возникшее на основе природных задатков и социальных условий.
21.Проблема смысла человеческого бытия:
Жизнь и смерть в философии человека.
Главный вопрос: в чем смысл жизни?
Негативная позиция в определении смысла жизни, сущность которой заключается в выражении: «всё суета».
Позиция экзистенционализма заключается в философии.
А. Камю :
Он утверждал, что жизнь человека - это абсурд, и сравнивал жизнь человека с человеком, который находится в телефонной будке, которого мы не слышим, и он нас не слышит.
Религиозная позиция, в которой осмысленным признаётся в духовной(внутренней) жизни человека: в достижении вечной жизни, преодолении тварного начала.
Фаталистический подход: судьба человека предрешена. Смысл в том, чтобы найти своё предназначение и следовать ему.
Натуралистический подход: природа не имеет смысла, поэтому жизнь человека не имеет смысла(осуществление природных инстинктов).
Подход геданизма: смысл жизни в духовном наслаждении (невозмутимость, не бояться Богов и Смерти).
Королеталирский подход: смысл жизни в безграничной свободе.
Функционалистический подход: смысл жизни заключается в осуществлении какой-либо цели.
Аксеологический подход: существуют ценности, которые придают смысл жизни.
Ценности:
Смысл жизни формируется по ходу жизни и он заключается в самой жизни.
Понятие «смерть»
В чем смысл смерти?
Бессмертие:
22.Социум как особая реальность и предмет социальной философии:
Философия общества
Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека.
2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне:
Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом.
Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации.
Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека.
Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы.
4 основных характеристики общества:
4 типа общественных отношений:
Деятельность- это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки.
Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества.
В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода:
Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества:
Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы.
Производительные силы- это орудие труда, человек. Базис- это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка- это культура, религия, политика.
К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса , ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства.
23.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций:
Цивилизационность
Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным.
Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения.
Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг.
В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам.
Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23.
Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества.
3 этапа развития общества:
24.Философия истории. Модели исторического процесса:
Философия истории
Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля.
Проблемы философии истории:
Общество движется целенаправленно.
Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного).
В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин.
История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Маркс.
У Гейгеля выделяют принцип историцизма- сводится к признанию субстанциальности истории. В ней признаётся наличие разумного начала.
Субъекты истории- кто творит историю- масса или личность? К великим личностям относят политических деятелей, великих полководцев, монахов, писателей, музыкантов, учёных.
25.Наука как вид познания и форма культуры:
Научное познание как особый вид деятельности
Наука (лат.)- «знание».
Наука- теория любой деятельности.
В современном понимании наука появляется в 16-17 веках как естествознание. Её появление связано с именами Гука, Галилея, Ньютона.
Философия и наука начинают различаться в XIX веке.
Впервые в античной философии появляется натурфилософия.
Философы пытались найти естественное объяснение различных явлений, а не приписывали всё Богам.
Натурфилософы: Фалес, Пифагор. Они искали элемент, из которого всё создалось.
Аристотель делит науки на умозрительные (наука о божественном, наука о природе- физика, математика) и практические (этика, политика, экономика),
низшие науки- творческие (все ремесленные искусства- врачевание, строительство, военное дело).
Для аристотеля наука- это теория деятельности.
Вебер делит науки на 3 раздела:памяти соответствует история, разуму- философия, воображению- поэзия.
Философию Вебер разделил на 3 вида:
Декарт говорил: «Всё знание подобно дереву, корни которого- метафизика, ствол- физика, ветви- медицина, механика, этика».
Сдвиг в разделении философии происходит в середине 19 века, когда появляется направление «философия как позитивизм», который был основан французским философом Контом. Он разделял 3 периода в развитии знания:
Конт резко отличал философию от науки.
Философия науки занимается общемировоззренческими вопросами.
Наука- это деятельность по производству объективно- истинного знания, в результате которого появляется достоверное систематизированное практически проверенное знание.
Науке интересно знание причин, выраженных законом, от которого даётся возможность предвидения будущего и его сознательного формирования.
Идеал науки- стройное, логически непротиворечивое, организованное в систему знание, примером которого служит математика.
Характеристики науки:
Классификация наук:
Методы науки
Метод- это система приёмов, принципов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Методы делятся на:
Методы наук:
Философия является всеобщим знанием.
26.Философская, научная и религиозная картины мира:
Религиозная, философская и научные картины мира.
I. НКМ целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. НКМ исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху.
Разновидности: 1) общенаучная обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке; 2) социальная и естественнонаучная КМ; 3) специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук.
Специальная НКМ создается на основе представлений: a) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; b) о типологии изучаемых объектах; c) об особенностях их взаимодействия; d) о пространственно-временной организации реальности.
Т.о., НКМ является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности.
Функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, включение научных знаний в культуру.
Научные открытия, включаясь в НКМ, влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой деятельности.
Следует помнить, что историчны и сами формы НКМ. Так, в 17 веке, в эпоху возникновения естествознания механическая картина была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С обособлением научных дисциплин возникает ряд специально-научных картин мира. Возникает проблема построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук.
II. В философии дано концентрированное выражение мировоззрения конкретной исторической эпохи.ФКМ можно понимать в двух смыслах. 1)как основа и источник формирования представлений общенаучной и более частных НКМ. 2)как специальная картина мира философии как науки, изучающей вопросы онтологии, гносеологии, логики, философской антропологии, социального устройства, этики, эстетики. Основное понятие категория бытия. Философы исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея итд.)
III. Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые определяются верой в существование «иного» мира и существ, разумно творящих все материальные и духовные формы бытия; совокупность ритуалов, обеспечивающих связь чела с потусторонними силами. Религия специфическая форма культуры. Религия есть также система норм и ценностей, регулирующих общественные отношения. РКМ, как и НКМ объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. При этом существует взаимное влияние РКМ, ФКМ и НКМ, так как все они представляют собой мировоззрение конкретной эпохи. РКМ исторична как все иные формы общественного сознания.
В истории европейской цивилизации прослеживается конфронтация религии и науки, которая обусловлена наличием двух различных функций культуры: познавательной и регулятивной.
Относительно будущего РКМ можно сказать: пока НКМ не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные проблемы, переживаемые каждым, для значительной части вера в Бога останется основой надежды на приобщенность к вечным истинам бытия. Т.о., РКМ является такой же важной частью мировоззрения, как и др КМ.
27.Понятие техники. Техника и общество:
Техника и технология
Техника- от греч. «техне»- умение, мастерство.
Техника- это совокупность технических устройств (машин).
С другой стороны- техника- совокупность приёмов деятельности.
Техника- некое совершенствование различных органов человека.
Техника помещается между человеком и природой, это и не природа, и не человек.
Существует принцип дополнения техники и человека, так как техника без человека мертва, а человек без техники слаб.
Технология- отождествляется техникой; последовательность трудовых операций, общий тип деятельности, характерный для определения социума.
Технологии разделяют на
Этапы развития техники:
28.Глобальные проблемы современности и глобализация в филосовском контексте:
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы современности - (от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само существование, сохранение и развитие цивилизации.
Отличительная черта современной цивилизации - нарастание глобальных угроз и проблем. Речь идет об угрозе термоядерной войны, росте вооружений, неразумной трате природных ресурсов, болезнях, голоде, нищете и т.п.
Немаловажное значение в концепции глобальных проблем придают вопросу об их объективной "иерархии", т.е. о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Иерархия глобальных проблем не сводится к их формальной научной классификации, она диктует определенную последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом решении.
Специалисты выстраивают глобальные проблемы в следующем порядке:
Сохранение мира и обеспечение необратимости процессов ограничения вооружений и разоружение;
Охрана окружающей среды;
Демографическая проблема человечества;
Проблемы обеспечения сырьем и энергией;
Использование ресурсов Мирового Океана;
Освоение космического пространства;
Устранение голода и болезней;
Преодоление отсталости.
Самые серьезные опасности для человечества не сопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой войны, которая в потенции угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. А.Эйнштейн, великий ученый, сказал по этому поводу: "Человек сначала должен обеспечить собственное выживание; только потом он может задать себе вопрос, какой вид существования он предпочитает".
Поэтому безъядерный, ненасильственный мир - не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем. Конечно, ситуация в мире в 90-е годы изменилась, и в обществе растет понимание того, что в настоящее время мировые державы вряд ли прибегнут к помощи оружия, тем более ядерного, для решения тех или иных вопросов.
Вопросы обороны и "холодной войны", ужасов атомной войны уже меньше волнуют мир, на смену им пришла озабоченность разрушением среды обитания, другими формами кризиса цивилизации.
Центральной проблемой является гармонизация отношений общества и природы, поэтому экологическая безопасность рассматривается как одна из приоритетных задач.
Глобальная проблема кроется и в <завоевательском> отношении к природе. Отходы промышленного производства и применение химии в сельском хозяйстве чрезвычайно загрязнили окружающую среду. За последние 30-40 лет исчезли многие виды растений и животных, кислотные дожди уничтожили до половины лесов в ряде стран Западной Европы и Северной Америки. В России также наблюдаются все эти явления.
Весьма пессимистичны прогнозы ученых относительно возможности необратимых изменений в климате Земли в результате деятельности человека. Защита водных бассейнов и мирового океана является общепланетарной задачей.
Угроза кризиса цивилизации, вызванная глобальными проблемами - не только в системе международных отношений во всех ее параметрах, но и в региональных военных конфликтах, в хронической обездоленности двух третей человечества. Глобальная угроза - в воспроизводстве самого человека. Как урбанизация, технизация и другие аспекты современной цивилизации отразятся на самом человеке, его биологии и генетике, психофизиологических качествах - это вопросы фундаментальной важности, приобретшие глобальный характер.
Сложность и масштабность проблемы выживания человечества определяют острую необходимость в международном сотрудничестве. Актуализируется вывод Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) о том, что на пороге XXI века <человечество переживает решающий момент в своей истории>. В Концепции устойчивого развития мира, принятой международным сообществом, нашли отражение три следующих положения: 1) признание того факта, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; 2) охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития, она не может рассматриваться в отрыве от последнего; 3) необходимо в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений.
Характерной тенденцией развития современной цивилизации является упрочение мировых связей и взаимозависимостей. Есть ли связь между усилением взаимозависимости и обострением глобальных проблем? Самая непосредственная. Для того, чтобы глобальные проблемы проявили себя как таковые, необходимо вступление всего человечества в новое состояние - систему всеобщей взаимозависимости. В свою очередь, в основе дальнейшего усиления и углубления всемирной взаимозависимости и взаимосвязи лежат процессы интернационализации. Поэтому не случайным стало проявление в ряду законов общественного развития закона глобализации и интернационализации.
29.Особенности современной техногенной цивилизации:
Современная техногенная цивилизация это уже власть машин. Мы, сами того не замечая, стали заложниками достижений человеческой мысли. Мы объединяем себя с ними. Человечество уже не сможет прожить без электричества, а ведь каких то сто лет назад почти все мы жили при свечах и ничего. Тайны древней истории продолжают раскрываться и мы узнаём какой силой обладали наши предки. Наши предки обладали знаниями о сути окружающей нас реальности, обладали мудростью. Но техногенная цивилизация это власть агрессии, хамства и силы. На смену богам природы современная техногенная цивилизация изобрела и поставила во главу угла машины и устройства. Люди, которые обладают мудростью, обладают знанием ходят среди нас. Их вид обыденный, в отличие от сторонников техногенного знания. Они не вещают с экранов телевизорах о своей точке зрения, не вступают с каждым несогласным в полемику, не лезут всем и каждому доказывать свою правоту. Сколько примеров знает наша история, когда приплывали якобы “цивилизованные” люди и стирали с лица земли целые народы, разрушали храмы, уничтожали знания, которым не одна сотня лет, только потому что они расходились с их собственным мнением, религией. Сила и грубость всегда побеждали знание и мудрость. Но приходит время нам всем понять, что у современной техногенной цивилизации нет будущего впереди только гибель.
30.Философия и образ будущего:
Философия и образы будущего
В.С.СТЕПИН
Сегодня, на рубеже двух столетий, мы вправе говорить об особом этапе в развитии цивилизации и культуры. В истории человечества было немного таких периодов, которые связаны с переломными состояниями цивилизации, с радикальной перестройкой самих оснований человеческой жизнедеятельности.
В такие эпохи всегда идут напряженные поиски новых мировоззренческих ориентиров, новых ценностей. Философия в такие переломные периоды человеческого развития играет особую роль.
Смысл философского исследования всегда состоял в том, чтобы не только прояснить те мировоззренческие структуры, которые определяют образ мира и образ жизни людей в ту или иную историческую эпоху, но и, рефлектируя над этими (глубинными) структурами, предложить возможные варианты новых жизненных смыслов и новых ценностей.
Решая эти проблемы, философия выступает, с одной стороны, как критическое осмысление глубинных оснований культуры каждой конкретной исторической эпохи, а„с другой, как своеобразный проект ее возможных изменений. Эту сторону дела я хотел бы обсудить специально.
Мировоззренческие универсалии как основания культуры
Жизнедеятельность человека развертывается в трех основных формах человеческой активности: деятельности, поведения и общения. Они обеспечивают воспроизводство и развитие всех компонентов человеческого мира: искусственно созданной. человеком предметной среды (второй природы), сложной системы человеческих отношений, социальных институтов и духовной жизни общества.
Предпосылкой и условием этого воспроизводства и развития является существование надбиологических программ поведения, общения и деятельности, которые в своей, совокупности образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Эти программы представлены образцами, предписаниями, знаниями, навыками, социальными целями и ценностями, идеалами и нормами деятельности и т.д.
Они и составляют «тело» культуры, которая их хранит, транслирует, а также генерирует как результат человеческого творчества.
Передача от поколения к поколению исторически сложившихся и меняющихся программ поведения, общения и деятельности (накопленного социального опыта) возможна только благодаря их закреплению в знаковой форме, их функционированию как семиотических образований. Такими образованиями могут выступать любые фрагменты человеческого мира: сам человек, его действия и поступки, когда они становятся образцом подражания, предметы созданной человеком
второй природы, естественный язык, различные виды искусственных языков и т.д.
Все это многообразие культурных феноменов, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организованы в целостную систему. Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой исторически определенной культуры, представленные мировоззренческими универсалиями, которые в своем взаимодействии и сцеплении задают целостный обобщенный образ человеческого мира.
Мировоззренческие универсалии это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта.
Категориальные структуры, обеспечивающие рубрикацию и систематизацию человеческого опыта, давно изучает философия. Но она исследует их в специфическом виде, как предельно общие понятия. В реальной же жизни культуры они выступают не только как формы рационального мышления, но и как схематизмы, определяющие человеческое восприятие мира, его понимание и переживание. Они фиксируют наиболее общие характеристики как субьект-обь-ектных, так и субъект-субъектных отношений человеческой деятельности, служат своеобразной матрицей их воспроизводства на конкретных этапах их исторического развития.
Можно выделить два больших и связанных между собой блока универсалий культуры. К первым относятся категории, которые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать предметами деятельности. Их атрибутивные характеристики фиксируются в категориях пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т. п.
Но, кроме них, в историческом развитии культуры формируются и функционируют особые типы категорий, посредством которых выражены определейия человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют второй блок универсалий культуры, к которому относятся категории: «человек», «общество», «я», «другие», «сознание», «добро», «красота», «вера», «надежда», «добро», «совесть».