Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
5
4.6. Философия и медицина.
План:
1. Диалектика и системный подход в медицине
2. Философские категории в медицине
3. Философский и медицинский дискурс гармонии души и тела
4. Философские модели врачевания
1. Философия и медицина находятся в тесно взаимодействии. В частности, в современной медицине активно используются диалектический метод и системный подход. ″Вплоть до середины XIX века в познании явлений и процессов жизнедеятельности организма в нормальном и патологическом состоянии акцент делался на качественную сторону изучаемого, так как тогда не были еще доступны методы разложения этого качества, не говоря уже о методах его синтеза. Знание диалектики количества и качества позволило избежать механистического толкования нормальных и патологических процессов. Методологическое значение рассматриваемых категорий заключается в том, что они помогают в каждом новом явлении видеть его специфическую, качественную характеристику. Неумение же видеть в … патологических явлениях специфические черты, качественно отличающие одно явление от другого, делает клиническое мышление врача не способным увидеть … своеобразные явления в другом. В практической деятельности врач должен руководствоваться важной диалектической закономерностью: все количественные изменения беспрерывны, а качественные прерывны. Беспрерывность количественных изменений в некий момент прерывается возникновением нового качества. … Иначе говоря, количественные отклонения физиологических процессов в сторону их увеличения или уменьшения, происходя непрерывно и достигнув определенного предела, порождают качественно новое состояние организма болезнь.″3
″Диалектика целого и части, разрабатываемая философами, стимулирует развитие познавательных методов в науке и медицине, позволяет уточнять проблемы целого и части в терминах системного подхода, создавать научную теорию медицины. Системный подход в медицине направлен на исследование сущности объекта как целостной системы. … Проблема системного подхода в медицине и фармации играет исключительно важную философско-методологическую роль в решении и адекватном понимании, прежде, всего законов эволюционного развития органического мира, в анализе проблем этиологии, патогенеза, диагностики и лечения. В философии медицины системное исследование обеспечивается интеграцией знаний, при этом сохраняя самостоятельность и специфичность научно-медицинского познания. ″4
2. Использование системного подхода в медицине невозможно без обращения к философским категориям. Философские ″категории результат осознания становления и развития предмета … исследования. … Слово «категория» было введено еще Аристотелем для обозначения фундаментальных понятий, отражающих всеобщие свойства и качества бытия, а также процесса его познания. Философские категории … в науке и медицине являются некими ступеньками или узловыми пунктами познания мира, общества и человека. Это всеобщие познавательные структуры о связях и отношениях, присущих всем областям реального мира, такие, как: материя, сознание, движение, пространство, время и многие др. Все они служат и научным средством качественного преобразования мира и жизни людей. Будущий ученый-медик должен различать объективный и всеобщий характер философских категорий и при этом понимать, что все они субъективны по форме, что позволяет ему более успешно познавать все направления мирового развития. Выработка системы философских категорий и понятий есть выражение прогресса в развитии научных знаний. … Они играют роль единого междисциплинарного научного языка медиков. В некоторой мере они нейтрализуют отрицательные последствия … узкой специализации медицинских наук, выступая противовесом узкопрофессиональной замкнутости ученых-медиков. … Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины и фармации.″5
Перечислим наиболее важные для медицины философские категории.
″Категории система и элемент по логическому объему характеризуют главным образом взаимосвязи явлений живой природы, как в нормальном, так и патологическом состоянии. Целое и часть понятия с предельно широким объемом, они отражают взаимосвязи, как в органической, так и в неорганической природе. Медицина использует преимущественно категории общего и местного. Под целым понимают взаимосвязь, взаимодействие и единство частей, входящих в объект. И сам термин система в буквальном смысле означает состоящая из частей. Система (целое) это единство взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, каждый из которых придает какое-то своеобразие, специфику целому. Организм не является арифметической суммой его частей (элементов), так как каждая его часть в то же время выступает как проявление сущности целого, его структур и функций. Организм как целое, как сложно организованная система нечто большее, чем все его части (молекулы, клетки, ткани, органы) в их вещественном проявлении.″6
″Проблема качества здоровья является одной из важнейших … проблем … медицины. На основе познания качественного своеобразия той или иной болезни устанавливается дифференциальный диагноз болезни. Качественная специфичность болезни лежит в основе нозологической классификации болезненных форм и т.д. Качество это относительно устойчивая и относительно существенная определенность явлений и процессов″7, в частности, протекания нормальных и патологических процессов в организме человека, оказания медицинской помощи врачом больному.
3. С позиции медицины ″человек объективно целостен. Телесное и одухотворенное, разумное и инстинктивное в нем столь нераздельны, что бессмысленно пытаться найти в каждый отдельный момент жизнедеятельности, как действуют в каком-либо сочетании его внутренние силы. … Вопрос об отношениях тела и души возникает благодаря жизненному опыту, которому человек постоянно подвергает себя. Так, болезнь человеческого тела вызывает глубокие физические терзания, а также душевные переживания.″8
В философии проблема гармонии души и тела решалась двумя способами.
Первый из них психофизическая проблема. Она сводится ″к проблеме: как психическое влияет на физическое и наоборот…?″9 Психофизическая проблема коренится в таких философских принципах, как монизм и дуализм. ″Согласно концепции материалистического монизма [Маркс] реально существует только физическое тело. … Согласно концепции идеалистического монизма [Беркли], реальна психика, а телесная активность … феномен психики.″10 ″Дуализм иллюстрирует … пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон); … дух и материя, … душа и тело, мышление и протяженность (Декарт)…. В теории психосоматики [Франкл]…. начинается … преодоление дуализма: душа тело.″11 Ведь ″с позиции … психосоматики … душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления живого.″12 Основные подходы к решению психофизической проблемы: бихевиористский, функциональный, физикалистский. ″Бихевиоризм … (… Джон Бродес Уотсон (1878-1958) …) … принимает во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать″13. ″Под функционализмом понимают учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностью, а функциями других данностей. Так, … со времени Джемса многие … считают сознание функцией совокупности органов чувств″14. ″Физикализм … взгляд, для которого все то, что не может быть понято при помощи методов физики…, является бессмысленным.″15 С ним связанный ″физиологический материализм … пренебрегает … различием между материальным и нематериальным (Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)).″16
Второй из них поиск должного соотношения души и тела в человеке. ″В древнейших формах системной репрезентации … эпических [в мифах] - … тело являлось собой лишь собственную особую проекцию на внешний мир макрокосм, а тот, в свою очередь, через него репрезентировался своими органами и началами на гармонию микрокосма″17, например, в даосизме, тело и душа не противопоставлялись: утрата человеком целостности считалось аномалией. ″Отказ от всякой преднамеренности и целесообразности в действии … позволяет совершенномудрому приобщиться к «дао» как общемировому естественному ритму событий.″18 ″Согласно постулатам … даосизма, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку «сохранить в целостности свою природу».″19 С античной философии началось обоснование антагонизма тела и души (достигшее апогея в христианской философии). ″Платон дополняет противопоставление идей и вещей противопоставлением души и тела в человеке. Тело смертно, душа бессмертна. … Душа находится в теле, как в могиле. Тело корень всех зол″20. Иначе обосновывает превосходство души над телом Аристотель: ″в его философии душа выступала [целевой причиной], определяющей телесную организацию.″21 В современной философии наблюдается отход от противопоставления тела и души, что заметно по концепциям плоти Мориса Мерло-Понти (1908-1961) и Сартра. По … ″Мерло-Понти, «мое тело» и есть плоть, которую Я замечаю, сталкиваясь с «телом Другого»: идея оптического обмена телами позволяет зародиться идее телесной промежуточности, образу плоти (по Сартру, плоть … это … прослойка между двумя телами в результате обмена касаниями…).″22 В этом русле действует и постмодернизм, ″преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентного [по отношению к объекту, души по отношению к телу], … [он] … переосмысливает феномен интенциональности сознания в качестве направленного вовне желания, - как пишет Феликс Гваттари (1930-1992), «желание это все, что существует до оппозиции между субъектом и объектом».″23
4. ″Моделирование или создание моделей … подобных предмету исследования, применяется в основном в сложных научных изысканиях, где протекающие процессы неочевидны или затруднены для наблюдения. … Модели, основанные на сходстве функций, осуществляемых объектами различной природы (прежде всего живыми организмами) играют большую роль для выработки гипотез в биологии и медицине.″24 Метод моделирования, в частности, успешно применяется в медицинской кибернетике, в протезировании.
Вместе с тем существуют и философские модели врачевания. ″У философии и медицины есть нечто общее, что их роднит. Это человеческая жизнь.″25 Недаром и ″философы, и врачи-мыслители с древности подразделяли проблемы всех недугов людей и их смерти на три большие группы. Первая группа причин заболеваний и наступления смерти связывалась ими с разного рода личными свойствами (небрежность, недосмотр, невежество). Вторая группа причин - … объективная, т.е., когда недуг, а затем и смерть наступали вследствие некой внутренней врожденной патологии. Третья группа причин заболеваний и смерти людей восходит к условиям жизни, которые объективно воздействуют на людей как бы извне. Это тяжелые природные или социальные условия жизни, порой трагически складывающиеся обстоятельства, злые помыслы и действия недругов.″26 Соответственно, при лечении - и особенно в целях предотвращения - каждого из этих типов заболеваний к больному нужно выбирать особый подход.
Этот союз философии и медицины дополнился с XVII века наукой: с тех пор господствующий тип научной рациональности (в свою очередь, обоснованной философами) в значительной степени формирует доминирующую модель врачевания соответствующей эпохи. Классическому типу рациональности соответствовала и классическая (сугубо медицинская) врачевания: активный субъект врач воздействовал на пассивный объект больного, чтобы победить чуждое обоим явление болезнь. Неклассическому типу рациональности соответствовала так называемая социально-психологическая модель, когда уже не подчеркивалась иерархия между врачом и больному: один из равных (активный врач) помогал другому (пассивному больному). И, наконец, постнеклассическому типу рациональности соответствует экзистенциальная модель врач и больной объединяются в совместной борьбе против болезни.
Литература:
Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб: Прайм-еврознак, 2007. 672 с. - С. 451.
Грицанов А.А. Даосизм // Новейший философский словарь. 3-е издание, исправленное. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 288. С. 288.
Грицанов А.А. Плоть // Новейший философский словарь. 3-е издание, исправленное. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 764. с. 764.
Грицанов А.А. Тело // Новейший философский словарь. 3-е издание, исправленное. - Мн.: Книжный дом, 2003. С. 1026-1030. - С. 1026-1027.
Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2005. 732 с. С. 115.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. 2-е издание. СПб.: Прайм-еврознак; Харвест, 2007. 783 с. - С. 698.
Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М., 2007. - 576 с. С. 45, 76, 109, 145, 259, 479, 498.
Фурс В.Н. Китайская философия // Новейший философский словарь. 3-е издание, исправленное. - Мн.: Книжный дом, 2003. С. 483-484. - С. 484.
Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. - 2-е издание, исправленное. - М.: Гэотар-Медиа, 2007. 640 с. С. 335-336, 563.
Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. М.: Гэотар-Медиа, 2009. 784 с. С. 421-422, 433-435, 462-463, 546.
Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармацеи, а также их научных руководителей. - М.: Гэотар-Медиа, 2007. 512 с. С. 239.
3 Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. М., 2009. С. 434-435.
4 Там же. С. 462-463.
5 Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. С. 421-422.
6 Там же. С. 462-463.
7 Там же. С. 433.
8 Хрусталев Ю.М. Философия. 2-е изд., испр. - М., 2007. С. 335-336.
9 Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. С. 76.
10 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб, 2003. - С. 451.
11 Философский энциклопедический словарь. С. 145.
12 Там же. С. 109.
13 Там же. С. 45.
14 Там же. С. 498.
15 Там же. С. 479.
16 Там же. С. 259.
17 Грицанов А.А. Тело // Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. Мн., 2003. С. 1027.
18 Фурс В.Н. Китайская философия // Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. - Мн., 2003. С. 484.
19 Грицанов А.А. Даосизм // Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. - Мн., 2003. С. 288.
20 Ильин В.В. История философии. СПб., 2005. С. 115.
21 Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. 2-е изд. СПб., 2007. С. 698.
22 Грицанов А.А. Плоть // Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. - Мн., 2003. С. 764.
23 Грицанов А.А. Тело. С. 1026.
24 Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. С. 546.
25 Хрусталев Ю.М. Философия: учебник. С. 563.
26 Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармацеи, а также их научных руководителей. - М., 2007. - С. 239.