Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

.1. Видеомониторы Видеомонитор дисплей или просто монитор средство отображения текста и графики

Работа добавлена на сайт samzan.net:


  1.  Видеоадаптеры.  Мониторы. Классификация, принципы работы, сравнительная характеристика.

1.1. Видеомониторы

Видеомонитор, дисплей или просто монитор—средство отображения текста и графики. По физическим принципам работы формирователей изображения, используемых в мониторах, различают мониторы на основе ЭЛТ, мониторы на ЖК панелях, газоплазменные и электролюминесцентные мониторы.

По способу формирования цвета мониторы различаются на монохромные и цветные.

По типу входного интерфейса, связывающего монитор с видеоадаптером, мониторы бывают цифровыми и аналоговыми.

По способу синхронизации мониторы делятся на мониторы с фиксированной частотой, с несколькими фиксированными частотами и многочастотные или мультичастотные.

1.1.1. Мониторы на базе электронно-лучевой трубки

Простейшим из мониторов на основе электронно-лучевой трубки ЭЛТ (CRT, Cathode Ray Tube) является цифровой монохромной монитор, структурная схема которого показана на рис. 1.1. Для управления цифровым монохромным монитором на его входное устройство по кабелю от видеоадаптера подаются четыре цифровых сигнала ТТЛ – уровня: Hsync, Vsync, Интенсивность и Видео. Входное устройство монитора осуществляет согласование монитора с видеоадаптером по уровню сигналов и предварительную обработку этих сигналов.Принцип действия монитора заключается в том, что электронный луч ЭЛТ, попадая на экран, внутренняя поверхность которого покрыта люминофором, вызывает его свечение. Люминофор (цвет которого на экране может быть белым, желтым или зеленым) представляет собой совокупность точек, расстояние между которыми называется зерном (зернистостью). У разных мониторов этот параметр лежит в пределах от 0,25 до 0,41 мм. В результате любое текстовое или графическое изображение на экране монитора компьютера (как и телевизора) состоит из множества дискретных точек (пикселей (pixel) - элементов изображения), общее число которых определяет разрешающую способность монитора по горизонтали и вертикали.

У цветного монитора принцип формирования растра такой же, как и у монохромного, а в основу формирования цветного изображения положены два свойства цветового зрения: трехкомпонентность цветового восприятия и пространственное усреднение цвета.

Трехкомпонентность означает, что все цвета могут быть получены путем сложения (смешения) трех световых потоков (аддитивное смешение цветов), в качестве которых были выбраны красный, зеленый и синий. При их смешении в определенной пропорции получаются цвета, приведенные на рис. 1.2. Цветовой оттенок результирующей смеси при этом можно изменять путем изменения интенсивности смешиваемых цветов. 

Пространственное усреднение цвета позволяет формировать на экране ЭЛТ цвет одного элемента изображения из трех цветов рядом расположенных люминофорных зерен, поскольку с большого расстояния цвет отдельных рядом расположенных деталей человеческий глаз не различает, воспринимая всю группу окрашенной в один цвет в соответствии с законами смешения цветов.

В соответствии с рассмотренными особенностями цветного зрения человека в ЭЛТ цветного монитора имеются три электронных пушки с отдельными схемами управления, а на внутреннюю поверхность экрана нанесены цветовые триады зерен красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) люминофоров. Каждая пушка при этом "стреляет" только по своим зернам люминофора. В результате цветной пиксел в отличие от монохромного содержит три точки R, G и B люминофоров.

Простейший цветной цифровой монитор (RGB - монитор) будет отличаться от монохромного (рис. 1.1) тем, что на его вход от видеоадаптера необходимо подавать не четыре, а шесть цифровых сигналов управления. Сигналы синхронизации Hsync и Vsync, цифровые сигналы R, G, и B для управления яркостью соответственно красного, зеленого и синего лучей цветной ЭЛТ, а также цифровой сигнал интенсивности I для управления интенсивностью всех лучей. При этом соответственно изменится блок обработки сигналов цвета и возрастет до трех число видеоусилителей. Блок цветности в этом случае формирует на своем выходе и регулирует яркость, цветовую насыщенность и контрастность цветовых видеосигналы UR, UG и UB, которые через видеоусилители поступают на соответствующие пушки цветной электронно-лучевой трубки. Видеоусилители осуществляют усиление сигналов UR, UG и UB до уровня, необходимого для управления токами лучей электронных пушек цветной ЭЛТ. Число различных цветов, которые будет воспроизводить такой монитор, определяется числом наборов логических уровней четырех цифровых сигналов R, G, B, I равным 24 = 16.

Аналоговые мониторы работают с видеоадаптерами, которые с помощью имеющихся в его составе цифроаналоговых преобразователей (ЦАП) формируют и передают в монитор три напряжения - UR, UG и UB. Эти напряжения, как и в рассмотренном ранее простейшем цветном цифровом мониторе, через видеоусилители поступают на соответствующие пушки цветного кинескопа, управляя яркостью его R, G и B лучей. Каждый из ЦАП является n разрядным и может вырабатывать на своем выходе напряжение с 2n различными уровнями. В результате смешения трех лучей точка на экране монитора может быть окрашена в один из 23n цветов. Например, при n=8 это составит 224=16,7 млн.

Рассмотрим основные характеристики мониторов с точки зрения качества воспроизводимого изображения и удобства пользования им.

Размер экрана монитора определяется его диагональю - расстоянием между левым нижним и правым верхним углом электронно-лучевой трубки, измеряемым в дюймах. Чем больше размер экрана, тем дороже монитор. Самыми распространенными являются мониторы с экранами, у которых длина диагонали равна 15, 17, 19 или 21 дюйм. При этом необходимо иметь в виду, что диагональ активной (без черной рамки) области экрана всегда меньше диагонали электронно-лучевой трубки.

Разрешающая способность, или разрешение, характеризуется количеством элементов разложения - пикселей (pixel) по горизонтали и вертикали экрана. Чем больше количество пикселей, тем более детальное изображение формируется на экране.

Необходимое разрешение в значительной степени зависит от конкретного приложения. Символьные приложения (командная строка) требуют невысокого разрешения, в то время как приложения с большим объемом графики (настольная издательская система) нуждаются в более детальных изображениях. Важно также, чтобы детали изображения на экране были достаточно крупными. Поэтому при большом разрешении необходим экран с диагональю не менее 17", а в некоторых случаях и 20". В противном случае мелкие детали изображения, хоть и будут воспроизводиться на маленьком экране, человеческим глазом, как оптической системой с определенным разрешением, различимы не будут. В табл.1. приведены минимальные размеры экрана, рекомендуемые для самых распространенных форматов изображения.

Кадровая развертка. Смена изображений (кадров) на экране с частотой 25 Гц воспринимается глазом как непрерывное движение, но глаз при этом из-за мерцания экрана быстро устает.

Для большей устойчивости изображения и снижения усталости глаза организация VESA (Video Electronics Standarts Association) предписывает использовать для разрешения 640х480 и 800х600 частоту смены кадров (регенерации экрана) не ниже 72 Гц, а для разрешения 1024х768 - 75 Гц при частоте строчной развертки 40-50 кГц. При этом величины частот кадровой и строчной разверток подлежат согласованию с видеоадаптером. В этом аспекте все мониторы можно разделить на три группы:

- мониторы с фиксированной частотой могут принимать от видеоадаптера синхросигналы Hsync и Vsync какой-либо одной частоты и поддерживать всего одни режим изображения;

- мониторы с несколькими фиксированными частотами могут работать с набором из двух или более сочетаний частот кадровой и строчной разверток.

-мультичастотные мониторы (maltisync) автоматически подстраивающиеся под видеоадаптер и поддерживающие большое число видеорежимов (например, мониторы с частотами кадровой и строчной разверток соответственно 50-120 Гц и 30-60 кГц). На аппаратном уровне задача синхронизации решается электроникой мониторов за счет использования в блоках кадровой и строчной разверток (рис. 1.1) соответствующих схем ФАПЧ (фазовой автоподстройки частоты).

Чересстрочная и построчная развертка показывают, какой тип развертывания растра используется в мониторе при его формировании.

Диапазон строчной развертки показывает, какое количество строк изображения способен воспроизвести за одну секунду блок строчной развертки. Считается, что запас по этому параметру должен составлять 5-15%. Если, например, у монитора диапазон строчной развертки 30-54 кГц, то качественно работать на нем при разрешении 1024х768 можно только при частоте кадровой развертки не выше 54000/(768*1.1) = 64 Гц (запас был выбран 10%). У профессиональных моделей этот параметр составляет 115 кГц и выше.

1.1.3. Газоплазменные дисплеи

Экран газоплазменного дисплея представляет собой газоплазменную панель, формирование элементов изображения которой основано на разряде в газе, сопровождающегося излучением света.

Принцип работы газоплазменной панели заключается в следующем. Точечный элемент изображения, как и в ЖК экранах, образуется на пересечении двух ортогональных электродов. Пространство точечного элемента заполнено инертным газом, светящимся при приложении к концам проводников переменного напряжения, превышающего некоторое пороговое значение.

Различают два способа управления плазменной панелью: точечная и строчная выборка. В первом способе выбирается горизонтальный и вертикальный проводники и подается на них импульс зажигания (гашения), который с учетом поддерживающего напряжения превышает пороговое значение. При выполнении второго способа, являющегося более быстродействующим, происходит доступ сразу ко всем элементам строки.

Для экрана с разрешающей способностью по вертикали в 1024 строки возможна работа с частотой 50 Гц и изменение яркости свечения точки (получение полутонов).

1.1.4. Интерфейс мониторов

Обычно мониторы подключаются к компьютеру через VGA-вход с помощью стандартного 1,8-м 15-контактного кабеля HD Mini D-Sub.

Технология plug&play для Win95/98 позволяет графической плате получать необходимые данные непосредственно с монитора по нескольким незанятым проводам VGA-кабеля. Способ взаимодействия графической платы и монитора реализован через коммуникационный канал Display Data Channel (DDC), стандартизованный Ассоциацией VESA. Стандарт DDC должен поддерживаться не только монитором, но и видеоадаптером, его BIOS и драйверами.

Простейший вариант DDC - DDC1 поддерживает только однонаправленную передачу информации от монитора видеоадаптеру: о поддерживаемых частотах синхронизации, видеодиапазоне, трехцветных компонентах люминофорного покрытия, коэффициенте нелинейности монитора, энергосберегающих режимах DPMS и других идентификационных данных. Существуют и расширенные варианты DDC - DDC2B и DDC2AB, допускающие двустороннюю коммуникацию.

1.2. Видеоадаптеры

Видеоадаптер-это схемная плата, предназначенная для управления выводом на экран монитора текста и графики. Современные видеоадаптеры называют также графическими адаптерами, видеокартами, картами- ускорителями, так как кроме своей основной функции они часто выполняют операции аппаратного ускорения формирования и отображения разнообразной графики

Обобщенная структура видеоадаптера приведена на рис. 1.9.

Изображение, которое отображается на экране монитора, хранится в видеопамяти (видеобуфере) адаптера, куда его помещает центральный процессор ПР, выполняя соответствующую программу. При этом определенному адресу видеопамяти соответствует конкретная позиция на экране монитора - светящаяся точка (пиксель) или группа пикселей.От ее объема зависит максимально возможное разрешение видеокарты, а значит, и допустимые режимы работы монитора. Объем памяти, необходимый для реализации выбранного разрешения, вычисляется произведением M х N х С, где M — количество точек (пикселей) по горизонтали, N — по вертикали и С — количество бит, выделенных для хранения цвета каждой точки (глубина цвета). Например, для разрешения, соответствующего воспроизведению 16 цветов (4 бита) в размере 640 точек по горизонтали и 480 точек по вертикали, требуется видеопамять объемом не менее 640 х 480 х 4 = 160 Кбайт или (значение должно быть кратно степени двойки) 256 Кбайт.

Периодическое считывание содержимого видеопамяти и помещение его на экран монитора с частотой кадровой развертки монитора Fкадр. (регенерация экрана) обеспечивает контроллер, который в современных видеокартах фактически является специализированным процессором (видеопроцессором). Поскольку обновление информации в видеопамяти производится центральным процессором также с кадровой частотой Fкадр ,то во избежание конфликтов с видеопроцессором оно осуществляется только во время обратного хода луча между строками и кадрами, видеопроцессор имеет отдельный буфер, заполняемый данными из видеопамяти в свободное от обращений центрального процессора время, а для построения памяти в ряде карт применяется так называемая двухпортовая память (VideoRAMVRAM, WindowRAMWRAM), допускающая одновременное обращение со стороны двух устройств.

Видео-ПЗУ (Video-ROM) постоянное запоминающее устройство адаптера предназначено для хранения системы BIOS, которая обеспечивает взаимодействие адаптера с процессора ПР на системной шине. BIOS имеет следующие основные компоненты: программу инициализации адаптера, драйверы управления работой адаптера, наборы знакогенераторов (область ПЗУ, в которой записан вид символов, выводимых на экран в текстовом режиме) для различных режимов с матрицами 8x8, 8x14 и 9x16, а также таблицы видеопараметров для задания специальных режимов БИС адаптера. На многих современных картах видео-ПЗУ выполняется на электрически перепрограммируемых микросхемах (EEPROM, Flash ROM). Для перезаписи содержимого ПЗУ используются специальные программы, поставляемые в комплекте видеокарты.

Видео-ПЗУ необходимо только для первоначального запуска видеосистемы и работы под управлением операционных систем MS DOS, Novell Netware и других ОС, использующих преимущественно текстовый режим. Операционные системы Windows, OS/2 и им подобные, работают через собственные видеодрайверы и не используют ПЗУ для управления адаптером либо используют его только при выполнении программ для MS DOS.

Блок ЦАП (DAC) содержит три цифроаналоговых преобразователя и служит для преобразования цифровых данных уровней интенсивности цвета пикселей, формируемых видеоконтроллером, в уровни напряжений UR, UG и UB красного (red), зеленого (green) и синего (blue) цвета, подаваемых на аналоговый монитор. Большинство ЦАП имеют разрядность 8. Это обеспечивает 256 уровней яркости на каждый цвет. Всего получается 16,7 млн. цветов. Обычно ЦАП совмещен на одном кристалле с видеоконтроллером, однако это делается в основном для недорогих ЦАП, поскольку близкое соседство с интенсивно работающими схемами отрицательно влияет на стабильность работы ЦАП.

В текстовом режиме видеобуфер адаптера хранит коды отображаемых на экране монитора символов и их атрибутов, показанные на рис. 1.10.

Младшие четыре разряда кода атрибута определяют цвет символа (биты I, R, G и B, где I - интенсивность свечения). Старшие четыре разряда задают цвет фона (биты I/B, R, G и B, где I/B - интенсивность или мигание символа). Коды воспроизводимых символов записываются в видеопамять и читаются из неё в порядке, соответствующем их расположению на странице воспроизводимого на экране текста.

Изображение на экране состоит из символов расширенного набора ASCII. Каждый символ формируется в пределах конкретной символьной позиции (знакоместа) из точек матрицы определенного размера с помощью ПЗУ знакогенератора (ПЗУ ЗГ) видеоадаптера. Основным элементом знакогенератора является, В ПЗУ ЗГ хранятся коды матричного представления символов одного или нескольких шрифтов, воспроизводимых видеоадаптером (встроенные шрифты). Схема отображения на экране монитора символа, код и знакоместо которого определяются видеопамятью, показана на рис. 1.11.

ASCII код задает адрес кодов матрицы воспроизводимого символа в ПЗУ знакогенератора, а регистр сдвига РС контроллер видеоадаптера обеспечивают построчное отображение матрично-пиксельного изображения этого символа в заданном месте (знакоместе) экрана монитора.

Цвет пикселов матрицы изображения символа определяется кодом цвета фона или кодом цвета символа, заданных байтом атрибутов кода символа. Управляя электронными пушками трех основных цвета R, G и B и интенсивностью I свечения цветной ЭЛТ, с помощью кода IRGB можно получить 16 цветовых комбинаций для каждого пиксела матрицы изображения символа.

Графический режим - это режим с адресацией всех точек экрана или АРА (All Points Addressable), позволяющий получать цветные и движущиеся изображения и связанный с обработкой процессором больших массивов информации.

В этом режиме видеопамять хранит битовый образ пиксельного представления изображения на экране. Каждый байт видеопамяти хранит значение одного или значения нескольких пикселей. Число одновременно наблюдаемых цветов на экране определяется числом битов, соответствующих каждому пикселю. К стандартным режимам формирования цвета относятся 2-, 4-, 16- и 256-цветовые, когда код пикселя представляется в видеопамяти соответственно 1, 2, 4 и 8 битами.

На рис. 1.12 в качестве примера показано, как в адаптере VGA 8-битовое значение пикселя, хранимое в видеобуфере, используется как адрес для выбора одного из 256 6-ти разрядных регистров цветности и формирования цветного пикселя из палитры с 218 цветами. В адаптерах SVGA, а также в графических адаптерах, совместимых со стандартом SVGA, появились режимы HiColor и TrueColr реального представления цвета. Они поддерживают для графического режима 215 = 32768, 216 = 65536 и 224 = 16,7 млн. цветов.Эти режимы используют для представления пикселя в видеопамяти соответственно 15, 16, и 24 бита. Формирование цвета и число бит, отводимых на каждую компоненту цвета для 24-битового режима True Color показано на рис. 1.13.

Существуют видеоадаптеры, использующие для представления пиксела в графическом режиме и 32 бита. Однако они также относятся к категории True Color, поскольку в кодировании цвета пиксела участвуют только 24 из них, а остальные 8 бит используются для служебных целей или для воспроизведения трехмерной графики.

Каждый из двух рассмотренных ранее режимов при текущей работе видеосистемы может определятся следующими характеристиками:

- объем текста на экране монитора, определяемый числом текстовых столбцов (символов в строке) S и текстовых строк Z (SxZ), например 80х25 или 40х25;

- разрешение (или разрешающая способность), определяемое числом выводимых на экран пикселей, например 1024х768;

- число цветов, одновременно используемых для формирования символа или пиксела, например 16, 256 и т.д.;

- число бит (глубина) цвета пикселя в графическом режиме, например 4, 8, 16, 24;

- размер матрицы символа, выраженный через число пикселей ней, например 8х8, 9х14.

В настоящее время выпускаются и практически используются только видеоадаптеры типа SVGA. Они поддерживают разрешение до 2048 х 1536, число цветовых оттенков более 16,7 млн., и имеют емкость видеобуфера до 64 Мбайт.

2. Параллельная обратная связь по току.

Влияние ООС на выходное сопротивление усилителя определяется только способом снятия ОС с выхода усилителя, т. е. зависит от вида связи - по току или по напряжению. При введении ООС по току выходное сопротивление увеличивается, по напряжению - уменьшается.

Обобщенная структурная схема приведена на рис.13.

Рис.13

Коэффициенты передачи тока усилителя и цепи ОС соответственно равны:

.Ki= Im Вых/ I`m Вх

Koc=ImOc/ = Im Вых

В этом случае по аналогии можно записать:

В качестве примера внутренней ОС подобного типа рассмотрим транзистор с общей базой как транзистор с ОЭ и 100% ООС (рис.14,а).

Рис.14,а

Представим схему рис.14,а в следующем виде:

Рис.14,б

Из рис.14,б видно,что:  

  

следовательно транзистор ОЭ охвачен ООС по току (Ki,oc=1). Поэтому:

Часто каскад на транзисторе с ОБ называют токовым повторителем. Входное и выходное сопротивление транзистора с ОБ соответственно равны:

Принципиальная схема простейшего каскада с ОБ представлена на рис.15.

Рис.15

Здесь резисторы Rэ и Rк обеспечивают режим транзистора по постоянному току. Коэффициент передачи по напряжению каскада такой же, как и у каскада с общим эмиттером, однако он не инвертирует фазу, т.е. Kоб =+SRк , коэффициент передачи по току равен примерно единице, входное сопротивление его мало, а выходное практически такое же, как у каскада с ОЭ, т.к. Rк>>Rвых,об .

3. Сплайновая модель пространственных кривых и поверхностей.

Сплайн порядка k - это функция S (t) k , существующая на промежутке [t0,tm]заданными узлами  t0< t1... < t m, k −1- раз непрерывнодифференцируемая на нем и на каждом частичном отрезке [t i, t i+1  ] сов-

падающая с некоторым многочленом степени не выше k .Кубический сплайн - это гладкая кусочно-кубическая кривая,удовлетворяющая следующим свойствам:

− на каждом интервале [t i, t i+1  ] является кубическим полиномом;

− первые две производные  S3 ( t)епрерывны в узлах[t0,tm]

Термин «сплайн» пришел из техники, где он определял название

инструмента - тонкой длинной линейки.Построение В-сплайновой модели поверхности происходит на базе

В-сплайновой модели кривых и полностью аналогично построению мо-

дели по форме Эрмита и Безье.Формат поверхности формы В-сплановой поверхности описывает-

ся следующим уравнениями:z( u ,t)= U* Ms *Pz* MsT * T  

y( u, t)= U* Ms * Py* MsT * T x (u, t)= U * Ms * Px* MsT * T

запишем в матричной форме: r (u, t)= U* Ms* P* MsT* T

где U = (u 3u 2u 1) ,T - векторы параметров, Px, Py, Pz -матрицы, определяющие соответственно x-, y- и z-координаты точек аппроксимирующего многогранника по соответствующим координа-там, P=|| P ij ||4×4×3- трехмерная матрица, определяющая полные координаты вершин аппроксимирующего многогранника (геометрическаяматрица В-сплайна), Ms - матрица В-сплайна:

 -1 3 -3 1

Ms =1/6(   3 -6 3 0)

-3 0 3 0

1 4 1 0

Среди сплайновых форм представления кубических кривых наибольшее распространение в технике и художественном проектированииполучили В-сплайны.В связи с этим данная форма кривых получила наибольшее развитие в математическом плане. На практике часто возникает задача, при

которой необходимо скорректировать форму кривой (поверхности) неизменяя исходных данных, т.е. опорных точек. Для решения данной задачи используется такие разновидности В-сплайновых моделей, как рациональные В-сплайны и .-сплайны.Рациональные кубические В-сплайны определяются при помощивыражения, представляющего собой рациональную дробь:

r(t)=∑αiKi(t)Pi /∑ αiKi(t)  , i=[1,4]где Pi - исходные данные - координаты опорных точек, t - параметр сег-

мента кривой (0 ÷1) , αi . - положительные коэффициенты, которые определяются весами или параметрами формы, Ki- функции от параметра,определяемые выражениями:

K1(t) =(1-t)3/6  K2(t) =(3t3  -6t2+6)/6 K3(t) =(-3t3  +3t2+3t +1)/6 K4(t) =t3/6  

Изменяя коэффициенты αiпользователь получает возможностьизменить форму сплайновой кривой. При равном значении коэффициентов i . т.е. α1 = α2 = α3 = α4 рациональный кубический сплайн выро-

ждается в обычную В-сплайновую форму.  β-сплайн. Данная модель предназначена для тех же самых целей,однако использует несколько иные формальные соотношения. Для решения данной задачи используется следующее условие:r 2(0)= r 1 (1); r `2(0)= β1 r `1 (1); r ``2(0)= β1^2* r `1 (1) + β2 r `1 (1)

где β1 и β2 - коэффициенты называемые параметрами формы β- сплай-

на; β1 - параметр скоса (β1>0); β2 - параметр напряжения кривой (β2≥0).

При β1=1 и β2=0 β-сплайн вырождается в традиционный кубический β-сплайн.Кроме приведенной классификации В-сплайнов существует ихделение на однородные и неоднородные. Однородные предполагаютравную величину сплайнового сегмента, это значительно упрощает ма-

тематические выкладки и ускоряет процесс получения результата. Напрактике данное допущение не всегда применимо. Для получения наиболее качественных результатов аппроксимации необходимо рассмот-

реть более общий случай, при котором сплайн сегментов может отличаться. Подобные кривые называются неоднородными рациональнымиВ-сплайнами (Non Uniform Rational B-spline - NURBS ).

4. Выборка данных с помощью оператора SELECT. Использование агрегатных функций в операторе SELECT.

Оператор SELECT – один из наиболее важных и самых распространенных операторов SQL. Он позволяет производить выборки данных из таблиц и преобразовывать к нужному виду полученные результаты. Будучи очень мощным, он способен выполнять действия, эквивалентные операторам реляционной алгебры, причем в пределах единственной выполняемой команды. При его помощи можно реализовать сложные и громоздкие условия отбора данных из различных таблиц.

Оператор SELECT – средство, которое полностью абстрагировано от вопросов представления данных, что помогает сконцентрировать внимание на проблемах доступа к данным. Примеры его использования наглядно демонстрируют один из основополагающих принципов больших (промышленных) СУБД: средства хранения данных и доступа к ним отделены от средств представления данных. Операции над данными производятся в масштабе наборов данных, а не отдельных записей.

Оператор SELECT имеет следующий формат:

SELECT [ALL | DISTINCT ] {*|[имя_столбца

 [AS  новое_имя]]} [,...n]

 FROM  имя_таблицы [[AS] псевдоним] [,...n]

 [WHERE  <условие_поиска>]

 [GROUP BY  имя_столбца [,...n]]

 [HAVING <критерии выбора групп>]

 [ORDER BY имя_столбца [,...n]]

Оператор SELECT определяет поля (столбцы), которые будут входить в результат выполнения запроса. В списке они разделяются запятыми и приводятся в такой очередности, в какой должны быть представлены в результате запроса. Если используется имя поля, содержащее пробелы или разделители, его следует заключить в квадратные скобки. Символом * можно выбрать все поля, а вместо имени поля применить выражение из нескольких имен.

Если обрабатывается ряд таблиц, то (при наличии одноименных полей в разных таблицах) в списке полей используется полная спецификация поля, т.е. Имя_таблицы.Имя_поля.

Предложение FROM

Предложение FROM задает имена таблиц и представлений, которые содержат поля, перечисленные в операторе SELECT. Необязательный параметр псевдонима – это сокращение, устанавливаемое для имени таблицы.

Обработка элементов оператора SELECT выполняется в следующей последовательности:

FROM – определяются имена используемых таблиц;

WHERE – выполняется фильтрация строк объекта в соответствии с заданными условиями;

GROUP BY – образуются группы строк, имеющих одно и то же значение в указанном столбце;

HAVING – фильтруются группы строк объекта в соответствии с указанным условием;

SELECT – устанавливается, какие столбцы должны присутствовать в выходных данных;

ORDER BY – определяется упорядоченность результатов выполнения операторов.

Порядок предложений и фраз в операторе SELECT не может быть изменен. Только два предложения SELECT и FROM являются обязательными, все остальные могут быть опущены. SELECT – закрытая операция: результат запроса к таблице представляет собой другую таблицу. Существует множество вариантов записи данного оператора, что иллюстрируется приведенными ниже примерами.

Параметр WHERE определяет критерий отбора записей из входного набора. Но в таблице могут присутствовать повторяющиеся записи (дубликаты). Предикат ALL задает включение в выходной набор всех дубликатов, отобранных по критерию WHERE. Нет необходимости указывать ALL явно, поскольку это значение действует по умолчанию.

SELECT Клиент.Фирма FROM Клиент

Результат выполнения запроса может содержать дублирующиеся значения, поскольку в отличие от операций реляционной алгебры оператор SELECT не исключает повторяющихся значений при выполнении выборки данных.

Предикат DISTINCT следует применять в тех случаях, когда требуется отбросить блоки данных, содержащие дублирующие записи в выбранных полях. Значения для каждого из приведенных в инструкции SELECT полей должны быть уникальными, чтобы содержащая их запись смогла войти в выходной набор.

Причиной ограничения в применении DISTINCT является то обстоятельство, что его использование может резко замедлить выполнение запросов.

С помощью WHERE-параметра пользователь определяет, какие блоки данных из приведенных в списке FROM таблиц появятся в результате запроса. За ключевым словом WHERE следует перечень условий поиска, определяющих те строки, которые должны быть выбраны при выполнении запроса. Существует пять основных типов условий поиска (или предикатов):Сравнение: сравниваются результаты вычисления одного выражения с результатами вычисления другого.Диапазон: проверяется, попадает ли результат вычисления выражения в заданный диапазон значений.Принадлежность множеству: проверяется, принадлежит ли результат вычислений выражения заданному множеству значений.Соответствие шаблону: проверяется, отвечает ли некоторое строковое значение заданному шаблону.Значение NULL: проверяется, содержит ли данный столбец определитель NULL (неизвестное значение).

СравнениеВ языке SQL можно использовать следующие операторы сравнения: = – равенство; < – меньше; > – больше; <= – меньше или равно; >= – больше или равно; <> – не равно.

С помощью оператора LIKE можно выполнять сравнение выражения с заданным шаблоном, в котором допускается использование символов-заменителей:

Символ % – вместо этого символа может быть подставлено любое количество произвольных символов.Символ _ заменяет один символ строки.

[] – вместо символа строки будет подставлен один из возможных символов, указанный в этих ограничителях.[^] – вместо соответствующего символа строки будут подставлены все символы, кроме указанных в ограничителях.

5. Геометрические преобразования на плоскости. Вращение вокруг начала координат

Для осуществления преобразований геометрических объектов на

плоскости (или в пространстве) выделяется базовое множество геомет-

рических операций. Из практических соображений это базовое множе-

ство должно удовлетворять условию эффективности реализации на ап-

паратных средствах компьютерной графики. Более сложные геометри-

ческие преобразования получаются путем комбинаций (композиций) ба-

зовых операций.

В качестве базовых операций будем рассматривать следующие:

1. Перенос геометрического объекта вдоль осей координат.

2. Масштабирование по координатам.

3. Вращение вокруг осей координат.

4. Линейная трансформация.

Вращение вокруг начала координат.

Для того чтобы определить формулу, по которой рассчитываются

координаты вращаемого объекта, рассмотрим простейший пример

- вращение точки P1(x, y) в плоскости XOY вокруг начала сис

темы координат О (0,0). В общем случае преобразование на плоскости

описывается сиситемой  ур:y2= bx1+ dy1 ;x2= ax1+ cy1

Определим значения коэффициентов a, b, c и d при вращении

объектов. Для этого рассмотрим два частных случая, позволяющие со-

кратить число неизвестных в системе уравнений (2.4) и вычислить ве-

личины коэффициентов.Сначала рассмотрим поворот на угол α точки P1(1,0), лежащей

на оси OX. Так как x1=1, а y1=0, то:x2 = a, y2 = b. (2.5)

Значения синуса и косинуса угла α составят: Sin α= AP2/OP2 ; Cos α= AO/OP2

Учитывая что OP2 = OP1 = 1, AP2 =y2 и AO = x2, получаем: a= Cos α ; b= Sin α

Аналогично для Oy … получим систему уравнений,

определяющих преобразование вращения

вокруг начала координат:  x2=x1 Cos α –y1 Sin α; y2=x1 Sin α+y1 Cos α

6. Синтаксические диаграммы.

С.Д. представляют собой средство для формального описания языков и их отдельных конструкций. Такой способ описания предложил автор паскаля проф. Вирт. С.Д. представляют собой графич представление которые содержат элементы 2х видов: прямоугольники (не терминальные символы) и овалы (терминальные.)

Эти элементы связ линиями со стрелками , напр целое со знаком.

Чтобы получить правильный вариант соотв конструкций необходимо пройти от входа до выхода. Название конструкции на входе диаграммы . Для получения С.Д. удобно исп описание языковых конструкцийс помощью расширенной формой Бекуса-наура.

Замечание: расширенная БНФ упрощает описание и делает его более наглядным и компакт. Однако любое описание в расширенной бНФ всегда м.б.представл в стандартной БНФ и наоборот. Исп доп мета-символы {},[],(). В фигурных скобках указывается фрагмент конструкции кот Мб повторяться произвольное число раз. Квадратные скобки чтобы выделить необязательную часть . В круглых через вертикал черту перечисл альтернативные фрагменты конструкции из кот дБ выбран только один.

Правила по кот описание в расшир БНФ можно представить в виде С.Д.:

Последовательность элементов в правой части металингв формулы представл 1последовательностью соед соотв элементов диаграммы <A>::=<b1><b2><b3>..

2конструкция предполагает выбор представления элементов<A>::=<b1>/<b2>/<b3>/..

3 повторение фрагмента произвол число раз <A>::={<b>}

4 необязат элемент<A>::=[<b>]

Замечание: основные символы языка совпадающие по начертанию с метасимволами заключ в кавычки, описание выражения единой <A>::={<b>} невозможно из за наличия рекурсии в этом описании.

EMBED Visio.Drawing.11  

EMBED Visio.Drawing.11  

EMBED Visio.Drawing.11  

EMBED Visio.Drawing.11  




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата наук з фізичного виховання і спорту1
2. Тест для охранника
3. Социально-психологические особенности воздействия рекламы на поведение потребителей
4. Полимер К обратился 10 января 2008 г
5. Введение4
6. мотивы диверсификации производства Можно выделить три процесса мотива диверсификации
7. 203040 Серия 203040 ~ революционный подход в создании косметических средств
8. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОПРОС ’ 25 АНАЛИЗИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ- О
9. Оптимизация освещения помещений
10. швейная машина 2 паровая машина 3 легковой автомобиль 4 школьный токарновинторезный станок 5 н.
11. кто презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости присутствия духа и самоотвержени
12. Криминалистическая габитология и габитоскопия
13. Реферат- Создание искусственного интеллекта
14. 21 Правительство в зарубежных странах
15. Реферат- Экологическое законодательство зарубежных стран
16. Мотивация персонала
17. Frmer Boys
18. Статья 145 Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщ
19. Разноспоровость у высших растений
20.  Арджуна сказал; ким что; тат тот; брахма Брахман; ким что; адхьятмам душа; ким что; карма кармическая де