Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Художник есть такие слова Художник воспитай ученика Чтоб было у кого потом учиться

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.11.2024

Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства

Введение

В стихотворении Е. Винокурова «Художник» есть такие слова: 

Художник, воспитай ученика,

Чтоб было у кого потом учиться.

Но ведь учитель тоже художник. Только предмет его искусства – душа ребёнка. Задача учителя – вложить в души детей всё самое лучшее; доброе. У художника – кисть, у учителя – слово. Именно словом воспитывает педагог будущего гражданина Земли. Поэтому, перефразируя поэта, я определила ключевую задачу своей педагогической деятельности:

Учитель, воспитай ученика,

Чтоб было у кого потом учиться.

Эта задача видится мне широко: воспитать не только преемников, а привить ученикам определённые навыки поведения, общения, да и просто воспитать высококультурного человека.

Наступившее XXI столетие унаследовало одну из главных закономерностей XX века: в пору чрезвычайного взлёта технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие у нас любовь к прекрасному, к красоте, добру, справедливости. Эти ценности человек может постичь, лишь овладев родным языком, потому что язык – это ключ к познанию окружающего мира, это начало всех начал.

К.Г.Паустовский писал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

Знать, уважать свой язык – это значит знать культуру и историю своей страны, своего края.

Вопрос о приобщении членов общества к родной национальной культуре стоит сегодня особенно остро. Возможно, это связано с тем, что отсутствие четко выраженной национальной идеи призвана восполнить культура. Люди инстинктивно тянутся к прекрасному, к искусству.

Очевидно, применительно к школьному образованию, национальная идея должна выразиться в историко-культурном наполнении содержания обучения. Неслучайно в образовательном стандарте по русскому языку указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа в процессе изучения русского языка, на формирование культуроведческой компетенции, «включающей в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».1

В настоящее время наблюдается низкий уровень общей  речевой культуры общества. Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка. Одним из компонентов этой концепции является овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык. Язык, культура и человеческая деятельность тесно взаимосвязаны:

а) культура не может обойтись без опоры на ту или иную знаковую систему;

б) язык и культура не могут существовать вне сферы человеческой деятельности.

Это «родство» позволяет рассматривать проблему в едином контексте: язык — культура — человек. В методическом плане это можно представить как приобщение учащихся к национально-нравственным ценностям своего народа в процессе изучения родного языка.

Под национальными нравственными ценностями мы понимаем родной язык как высшее проявление духа народа и материализованные произведения культуры, (произведения живописи, скульптура, музыкальные произведения, изделия декоративно-прикладного искусства). При этом имеется в виду, что в основе материальной культуры лежит духовная, плод человеческой мысли. Созданию каждого шедевра предшествует знаковая духовная деятельность, поскольку живописец, скульптор, архитектор, музыкант, мастер-изготовитель произведений декоративно-прикладного искусства, прежде чем создать свое творение, обдумывает его идею.

Исходя из вышесказанного, я сформулировала концепцию своей работы: «Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства».

Данная концепция на практике реализуется в работе по следующим направлениям:

1. Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы.

2. Ознакомление с искусствоведческими текстами.

3. Систематическая работа с поэтическими текстами на уроках русского языка.

4. Использование иллюстративного материала на краеведческую тему, сопровождающегося текстами камчатских поэтов.

К средствам изобразительного искусства относятся произведения живописи известных художников, а также фотографии и иллюстрации.

К средствам художественного слова относятся искусствоведческие тексты, поэтические отрывки русских поэтов, поэтические строки камчатских авторов.

Глава 1.

Использование произведений живописи на уроках

русского языка и литературы.

Работа по первому направлению ведётся с учётом опыта Ходяковой Лии Александровны, доктора педагогических наук, профессора кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета.

Одним из средств, способствующих формированию национального самосознания личности учащихся, безусловно, являются произведения живописи.

Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых, психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.

Страстный пропагандист картины великий русский педагог К.Д.Ушинский видел ее роль в развитии дара слова детей прежде всего в том, что она стимулирует употребление определенной лексики и комментирует значение слов и выражений. Он писал: «Предмет (картина), стоящий перед глазами ученика или сильно врезавшийся в его память, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит ее в естественную, т.е. правильную, систему, если она расположена нелогически». Таким образом, логика, грамматика, лексика, стилистика увязываются между собой самым естественным образом.

Язык живописи по-своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, о природе или событиях, изображенных на полотне. Картина специфически аккумулирует окружающий мир, беря в рамку эпоху. Произведение живописи, используемое в качестве учебного средства, является достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быт, традиции. Вот почему картина имеет огромный культуроведческий потенциал, позволяет соединить в учебном процессе изучение языка с историей и культурой народа. Таким образом, реализуется такой важный принцип в обучении как интеграция.

Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению такой важной социально-языковой функции языка, как кумулятивная, или накопительная. Произведения живописи, представляя собой культурные ценности, накопленные и накапливаемые определенной нацией, умножают духовное богатство человека, познающего язык и культуру своего народа.

Предметная сущность живописи дает материал как для формирования речевых навыков, так и для обогащения словарного запаса учащихся.

Для методики обогащения словарного запаса на уроках русского языка особенно важны лексико-семантические и тематические объединения слов. Выдающийся российский учёный-языковед С.Д.Кацнельсон объясняет это тем, что «знания сохраняются в упорядоченном виде целыми тематическими группами, относящимися к различным сферам житейского опыта». Поскольку произведение живописи создается художником на определенную тему, то, естественно, содержание беседы по картине предполагает употребление тематически обусловленных слов, которые входят в единое поле слов, в одну и ту же лексическую систему. При этом естественным путем происходит обогащение словаря учащихся разного рода эмоционально-оценочными словами.

Успешному проведению словарно-стилистической работы способствует использование толкового словарика на уроке, который постепенно пополняется новыми словами на тему картины, поскольку тематический принцип отбора картин обеспечивает объединение слов в тематические группы. Так, в связи с изучением темы «Имя прилагательное» целесообразно использовать лексику по темам «Природа», «Времена года». В этом случае проводится работа по картинам, изображающим, например, зимний пейзаж (С.В.Герасимов «Зима», И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», К.Ф.Юон «Русская зима», «Лыжная экскурсия. Иней», «Конец зимы. Полдень», Г.Г.Нисский «Зима», «Над снегами», Н.П.Крымов «Зима», «Зимний пейзаж», «Зимний вечер», И.И.Шишкин «Зима» и т.п.) По одной или двум картинам подбираются и записываются слова на тему: «Зима», например: зима — холодная, снежная, вьюжная, седая, морозная, теплая; снег — пушистый, серый, густой, редкий, липкий, чистый, плотный, побуревший; идет — падает, кружится, ложится, сверкает, искрится, лежит, переливается, оседает, тает, метет, покрывает; небо — низкое, серое, облачное, темное, свинцовое, в солнечный день — голубое, ясное розоватое, синее, светлое; лес — редкий, голый, оголенный, темный, дремлющий, грустный, занесенный снегом, засыпанный, запорошенный снегом, пронизанный солнечными лучами, дремучий, стоит непроходимой стеной и т.д.

Тематический словарик может составляться по любой картине, связанной с той или иной лексической темой: «Семья», «Школа», «Спорт», «Внешность человека», «Профессия», «Отдых», «В мире прекрасного», «Человек и природа» и т.д. По перечисленным темам учащимся в той или иной мере придется общаться в жизни.

Произведение живописи дает школьному учителю реальную возможность сделать культуру предметом изучения при обучении языку, расширить культурный кругозор учащихся, соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием, пробудить у обучаемых уважение и любовь к своему народу как создателю шедевров искусства.

В наше время особенно остро стоит такая воспитательная проблема, как развитие эмоциональной культуры и чуткости людей друг к другу. В этом плане живопись, особенно портретная, обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом. Она учит чувствовать другого человека, видеть в глазах изображенного человека страдание, смятение, одиночество (В.Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Дети»).

Таким образом, использование произведений живописи в преподавании родного языка решает следующие задачи:

развитие речи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в высказываниях различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся путем овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих сочинениях;

предупреждение орфографических и грамматических ошибок;

развитие представления учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка.

Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка во многом зависит от их отбора, т. е. от того, какие репродукции картин будут предложены для рассмотрения. Воздействуя на чувства зрителя, вызывая эффект сопереживания, произведение живописи надолго остается в памяти учащихся и тем самым содействует формированию их личности в определенном социальном плане.

При отборе картин важно учитывать:

интерес учащихся к содержанию картины;

ознакомление с историей, культурой, традициями своего народа;

жанровую разновидность произведений живописи, особенности которых способствуют целенаправленному и эффективному решению той или иной учебной задачи.

Восприятие произведения искусства вызывает у школьников собственную потребность в творчестве, которая может быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, рассказа по репродукции картины, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту, разыгрывание ролей ее персонажей, наделение их биографиями, высказывание собственного мнения о том или ином произведении живописи. При этом важно, что учитель выступает в роли посредника, усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения искусства, добиваясь проявления собственных творческих способностей школьников с учетом их возраста и уровня владения речью.

Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, - таким, каким он может стать. Раскрыть то в его личности, о чём он и сам, быть может, не знает. Оценивая воспитательные возможности использования живописи на уроках родного языка, крупнейший отечественный педагог нашего времени, основоположник гуманистического направления воспитания в школе В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» писал, что работа по картине, гармонично вплетённая в ткань урока, составляет целую школу эмоционально-эстетического воспитания, содействует духовно-красивому поведению.

При отборе картин для сочинений следует учитывать требования программы по развитию связной речи. Основные положения методики работы по картине отражены в «Программе работы по картине на уроках русского языка», которая представлена Л.А.Ходяковой в методическом пособии «Живопись на уроках русского языка». Этой программой я пользуюсь при работе над сочинением по картине. (Программа в Приложении). Проведённый отбор картин по жанрам для каждой ступени обучения позволил создать систему работы по картине с учётом концентрического использования определённого жанра живописи во всех классах по нарастающей сложности. В средних классах можно описывать малопредметный натюрморт, изображающий предметы на фоне, пейзажа или интерьера, и пейзаж с элементами жанровых моментов. Учащимся старших классов предлагается составить рассказ или сценарий для ролевой игры на основе жанровой картины с ясно выраженной фабулой и несложной композицией, а также описать портрет (желательно детский) с «говорящим» фоном и динамичной композицией. Затем, следуя принципу концентризма в использовании жанров живописи, следует учить описывать пейзаж лирико-поэтического характера, составлять на основе жанровой картины рассказ, а также сравнительную характеристику, писать отзыв о картине портретного жанра, изображающего портретируемого в каком-либо психологическом состоянии.

Предлагаемая программа опирается на межпредметные связи с уроками изобразительного искусства.

Одной из особенностей программы работы по картине является реализация культуроведческого аспекта преподавания русского языка. Еще в XIX столетии академик И.И.Срезневский отмечал, что народ выражает себя наиболее полно и верно в языке своем.

Практически невозможно хорошо овладеть родным языком, не познакомившись с культурой народа — его носителя. Не случайно в последние годы проблема взаимоотношений языка и культуры стала одной из самых актуальных в методике преподавания русского языка.

В программе показывается связь работы по картине с изучаемой лексической темой, страноведческим материалом, дается представление о том, какие речеведческие понятия и коммуникативные умения можно формировать на родном языке, какие сведения по изобразительному искусству используются в работе с картиной, какой искусствоведческой лексикой обогащается речь учащихся в процессе работы по картине, какому жанру и стилю речи можно обучать, используя определенный жанр живописи, тип и стиль речи искусствоведческого текста, как работа по картине связывается с высказываниями по другим источникам (наблюдения, жизненный опыт, впечатления).

Количество часов, выделенное на каждую тему, используется рассредоточенно на протяжении одной-двух недель в зависимости от задач обучения.

Работа по данной методике не требует специальных средств обучения. Она доступна в любых условиях, поскольку  современные учебники русского языка содержат приложение с репродукциями картин, соответствующих требованиям программы.

Работа с произведениями живописи предполагает также разнообразие форм учебных занятий. Это заранее подготовленный учащимися материал о художнике, викторины для внимательных, подготовительные упражнения различной степени сложности (примеры упражнений в Приложении), знакомство с искусствоведческим текстом.

Обязательным компонентом методической системы работы по картине является связь преподавания русского языка и литературы. Филологическое образование в школе реализуется через единую систему учебных предметов, которые изучают духовную культуру народа, выраженную в языке и в литературном творчестве, поэтому одним из наиболее распространенных видов интегративных связей на уроках литературы является содружество словесного и изобразительного искусств. Об использовании живописи на уроках литературы и близкородственных к ней искусств - графики и скульптуры - написано немало методических работ, и это закономерно, так как со времени появления "Великой дидактики" Я.А.Коменского принцип наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе. Наглядность Коменский считал золотым правилом обучения. Он следующим образом определял её значение:

1. «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2. «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать...».

3. То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым  использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.

Отбор картин нужно проводить с учётом их познавательных возможностей, их информативности, имея в виду, что они помогают познавать жизнь через образ, созданный художником. Художественное полотно несёт в себе информацию об определённой эпохе, национально – культурных традициях. Поэтому необходимо отбирать те произведения живописи, которые выдержали проверку временем, так как отражают типичные стороны жизни и представляют наиболее художественную, познавательную и воспитательную ценность.

По мнению психологов и искусствоведов (таких как В.А.Артемов, О.Г.Алавидзе, В.С.Кузин, А.А.Леонтьев, Е.В.Шорохов), только высокохудожественное произведение способно вызвать особую эмоциональную насыщенность реакций и чувств. Исходя из задач, поставленных для реализации концепции по приобщению учащихся к национальной культуре, целесообразно отбирать для уроков произведения преимущественно отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного самосознания русского народа. Следует также иметь в виду, что информация, содержащаяся в произведении художника, должна быть доступна учащимся. В этом плане детям школьного возраста боле понятны произведения реалистического искусства. Психологи утверждают, что подростки проявляют особую склонность к реалистическому искусству, поскольку оно отражает реально существующий мир  и своим конкретным содержанием созвучно собственному опыту учащихся. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у школьников чувство красоты, уважения к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.

Произведения живописи на уроках литературы, обладая зримой отчетливостью, позволяют учащимся конкретно представить портреты героев, быт, обстановку действия, картины жизни, исторических лиц и историческую эпоху в целом. Это работа с портретной живописью, иллюстрациями учебника, репродукциями знаменитых картин. Помимо воспитательных задач, такие уроки приобщают учеников к творческой деятельности. Дети пытаются сами иллюстрировать произведения. Ярким примером такого творчества являются иллюстрации учащихся 10-го класса к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», предложенные в Приложении (ученики получили задание нарисовать герб одного из помещиков, подобрать к иллюстрации соответствующий эпизод из произведения).

Таким образом, использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, помимо воспитательных задач, способствует реализации такого важного дидактического принципа обучения как принцип сознательности и активности, который предполагает осознанное усвоение знаний и навыков. «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)» (Я.А.Коменский).

Глава 2.

Использование искусствоведческих текстов на уроках русского языка.

Следующий этап в реализации концепции – работа с искусствоведческим текстом.

Использование наглядности в сочетании со словом учителя или текстом является прекрасным стимулом для создания на уроке мотива высказывания, наиболее эффективным средством развития речи учащихся. В этих условиях «умственная деятельность учащихся,— пишет известный психолог и педагог Л.В.Занков в книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении»,— характеризуется соединением мышления в понятиях и непосредственного восприятия».

Восприятие школьником произведения живописи, подкрепленное рассказом учителя или текстом, связанным с содержанием картины, значительно обостряет эмоции детей, помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Поэтому при подготовке к сочинению по картине используются тексты-образцы. Картина в сочетании с текстовым материалом гораздо эффективнее воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу учащихся, а значит, и на их речь.

Хороший текст-образец, представляющий собой модель высказывания определенного жанра, экономит время, сберегает силы, помогает учащимся осознать особенности содержания, композиции и речевого оформления высказывания с учетом коммуникативной задачи.

При подборе искусствоведческого текста к рассматриваемой на уроке картине необходимо учитывать следующие требования: доступность, информативность; художественная и эстетическая ценность; содержательность и смысловая цельность, композиционная завершенность; жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи; объем текста (в соответствии с возрастными возможностями учащихся и условиями урока).

Искусствоведческие тексты могут быть объединены в группу текстов с общим содержательным планом, типовым значением, жанром и стилем речи. Такая общность этих текстов позволяет на их основе обучать учащихся созданию собственных речевых произведений (сочинений) определенного жанра и стиля. Имея представление об особенностях построения и языкового оформления текста-образца, учащиеся смогут создать собственное высказывание, предварительно осознав структуру, жанр и стиль данного образца.

Помогает школьникам предварительный анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным типам речи (описание, повествование, рассуждение), определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи. В этом плане хорошим подспорьем служат альбомы «Развитие речи. Русский язык и литература»./V-VII классы/ Сост. Л.М.Зельманова, Е.Н.Колокольцев. В них к каждой картине даётся образец искусствоведческого текста. Желательно, чтобы такой альбом был у каждого ученика. Это способствует зрительному восприятию материала.

В этом случае не надо бояться подражания. «Однажды летом в Крыму, - писал А.Толстой, - один поэт читал свои прозаические переводы с французского. Меня поразила яркость и чёткость образов. Мне захотелось написать в подражание слышанному. Я начал с подражания, то есть я уже нащупал какую-то канву, какую-то тропинку, по которой я мог отправить в путь свои творческие силы... Спустя полгода я напал на собственную тему». Таким образом, искусствоведческий образец тоже подсказывает дорогу, по которой ученики могут пойти в своих сочинениях.

В классах со слабой подготовкой целесообразно проводить не сочинение, а обучающее изложение с языковым разбором искусствоведческого текста при одновременном восприятии картины. В этом случае ставится иная задача и подражание исходному тексту полезно, поскольку, приближаясь к оригиналу, учащиеся усваивают новую лексику и, прежде всего, образно – выразительные средства родного языка, убеждаются в необходимости выбирать речевые средства в соответствии с задачами высказывания.

Глава 3.

Роль поэтических текстов в приобщении учащихся

к национальной культуре.

Установление межпредметных связей русского языка и литературы и их учет в учебном процессе — одно из основных требований современной школьной программы. Великий русский драматург А.Н.Островский в «Застольном слове о Пушкине» утверждал: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть.

Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт дает и самые формулы мыслей и чувства: всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим».

Но всегда ли прекрасное, новое, сказанное поэтом, становится достоянием читателя?

К сожалению, опыт показывает, что немногие учащиеся воспринимают произведение в единстве формы и содержания, проникают в глубь поэтической строки.

Одна из причин этого — в недостатке времени, отводимом поэзии программой по литературе.

Есть ряд путей восполнения этого недостатка.

Один из них — постоянное использование поэтических текстов на уроках языка. Программа по русскому языку рекомендует широко использовать на уроках русского языка изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста...

Поэтическая речь позволяет воспитывать языковое эстетическое чувство и раскрывает богатство родного языка.

Мы убеждаем учащихся в том, что недостаточно располагать определенным запасом слов, чтобы считать себя владеющим родным языком. Надо овладевать умением точно и образно выражать свои мысли, чему следует учиться у мастеров слова — поэтов и писателей. Известный советский писатель Чингиз Айтматов пишет:

«Мы не перестаем удивляться чуду родной речи. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости, доставить эстетическое наслаждение многомерностью и многозначимостью языка предков»

В поэтических текстах заключены огромные возможности приобщения юных читателей к «чуду родной речи».

Кроме закрепления орфографических и пунктуационных навыков, они дают материал учителю для изучения и углубления сведений по всем разделам лингвистики:

в фонетике помогают выявить звучность и мелодичность звуковой системы русского языка, роль пауз, логического ударения, раз личных видов интонации, повторения слов, звукоподражания;

в лексике — богатство словарного запаса языка, разнообразие синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении;

в морфологии — богатство форм словоизменения;

в синтаксисе — разнообразие синтаксических конструкций, способствующих достижению поставленной автором цели;

в стилистике — уместность отбора и употребления языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

В последние годы издательство «Детская литература» выпустило массовым тиражом сборники стихотворений о природе русских поэтов А.В.Кольцова, И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина и других, а также тематические сборники: «Времена года», «Летние дожди», «Приметы осени», что сделало доступным приобщение к пейзажной лирике большого круга читателей.

В нашем опыте небольшие стихотворения пейзажной лирики и отдельные строфы из них постоянно звучат на уроках, помогая учащимся зорче вглядеться «в очарованье русского пейзажа», через красоту поэтического слова испытать радость от общения с родной природой, т. е. тем самым мы воспитываем патриотическое чувство, в основе которого и любовь к родному языку, и любовь к родной природе.

Работа с поэтическим текстом обычно проводится  следующим образом. Сначала текст выразительно прочитывается. Если это — программное произведение, то его читает ученик. Если новое, неизвестное  ученикам, то сначала читает учитель, а потом ученики. Затем привлекается внимание к изобразительным и выразительным особенностям, использованных поэтом слов, к ритмической организации речи, к известным ученикам видам словесно-предметной изобразительности (олицетворениям, сравнениям и др.).

Естественно, что литературоведческий анализ в данном случае элементарен по своему содержанию и чрезвычайно краток по времени. При этом рассматриваются те языковые средства, которые наиболее ярки в том или ином стихотворении и известны ученикам по курсу литературы. Значительно больше внимания уделяется языковому анализу: объяснению орфограмм и пунктограмм, выделению грамматической основы предложений, а также делению слов по составу и определению частей речи. Если первые два задания по языковому анализу выполняются при записи любого стихотворного текста, то последние — в связи с изучаемой темой урока. Путь приобщения к поэзии долог и труден. Опыт показывает, что учащиеся с удовольствием работают с уже знакомым поэтическим текстом. На каждом новом этапе они располагают новыми теоретическими сведениями, что делает осмысление текста более обоснованным, точным.

В воспитательном значении это - доказательство пользы знаний (сегодня могу объяснить то, что не мог вчера), что создаёт ситуацию комфорта, вызывает желание и стремление у учеников больше знать. В целом такие задания содействуют саморазвитию школьников. Знакомый текст, свободное владение навыками пунктуации доставляют учащимся явное удовольствие, вызывают желание отвечать

С «Песнью о вещем Олеге» учащиеся знакомятся в 6-м классе, а в 8-м классе можно вернуться к этому произведению при изучении синтаксиса простого предложения: главных и второстепенных членов предложения, обращения, прямой речи.

Из всех времен года осень вызвала, пожалуй, наибольшее количество поэтических откликов. В стихотворениях, посвященных осенней природе, нарисован предельно точно знакомый, близкий пейзаж родины.

Звучание этих стихотворений или строчек из них развивает у детей эстетическое чувство природы.

При подготовке дидактического материала я сознательно не определяю темы урока, на котором можно прочитать и записать то или иное четверостишие, поскольку сочетание в них простых и сложных предложений (с союзной и бессоюзной связью) позволяет использовать эти четверостишия как для изучения и повторения синтаксиса и пунктуации в VIII-IX классах, так и для повторения в VVI классах.

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

                                                                                                      (С. Есенин.)

По-разному используется эта строфа: в VVI классах рассматривается первая часть ее как простое предложение, в VII классе — для закрепления сведений о деепричастном обороте, в VIII классе — как пример обособления, в IX классе — как сложносочиненное предложение.

Также при изучении различных тем курса русского языка привлекаются и остальные, данные ниже четверостишия.

Жито убрано, скошено сено.

Отошла и страда, и жара.

Утопая в листве по колено,

Снова осень стоит у двора.

                                                                                                       (М. Исаковский.)

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста,

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

                                                                                                        (Н. Заболоцкий.)

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

                                                                                                        (С. Аксаков.)

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

                                                                                                             (И. Бунин.)

Над плотным стареющим тыном

Всю ночь — от зари до зари —

Багряные кисти рябины

Качаются, как снегири.

                                                                                                            (Б.Костров)

Не оставляют равнодушными стихотворения М.Исаковского, передающие элегическое настроение. В нескольких словах рассказываю об авторе, написавшем тексты песен «Катюша», «Снова замерло все до рассвета», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», которые стали народными.

Конечно, стихотворения в полном объеме рассчитаны на взрослого читателя.

Но, размышляя над этими произведениями, мы решаем еще и нравственную проблему, так как учим детей почувствовать состояние души другого человека.

Пушкинскому поэтическому слову отводится особое место на уроках русского языка. Вспоминаем знакомые строки из сказок, «Песни о вещем Олеге», строфы из «Евгения Онегина» для закрепления сведений по орфографии и пунктуации.

Так, на одном из первых уроков в V классе, повторяя изученное в начальной школе, учащиеся читают уже знакомые им пушкинские строки и записывают их (возможен такой вид работы, как письмо по памяти с последующей самопроверкой).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Графически обозначив корни с орфограммами, объясняем написание слов: очарованье, увяданье, багрец.

Уточняем их лексическое значение (очарованье, багрец), подбираем родственные слова, тем самым работаем над расширением словарного запаса. Просим объяснить значение прилагательного унылая — грустная, печальная, мрачная; не противоречит ли это определение картине природы, нарисованной поэтом? Обратим внимание на звучание слов: очей очарованье.

На следующих уроках попросим написать эти строки нескольких учащихся, причем будем предлагать различные задания (не только по орфографии, но и по синтаксису: выделить грамматические основы предложений, произвести синтаксический разбор одного из предложений).

В VIII классе мы снова вспоминаем эти строки, но уже в объеме всей строфы при закреплении сведений об однородных членах предложения, обращаем внимание на роль повторяющегося союза и, отмечаем точность пушкинских определений.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Интересно проходит работа над стихотворениями, не изучающимися в школьной программе. Учитель может записать строфы без знаков препинания и предложить учащимся самим расставить их. Работа с новыми текстами расширяет кругозор учащихся, повышает их эрудицию.

Конечно, круг текстов не ограничивается стихами о природе. Включаются стихи русских поэтов о родине, о героях, о подвиге, о животных о труде, дружбе, а также шуточные стихотворения, которые вызывают добрую реакцию и легко запоминаются. Стараюсь использовать поэтический текст, различный по тематике и объёму, почти на каждом уроке. Выбор зависит от того, к какому сочинению идёт подготовка. Например: за две недели до работы над сочинением по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» вV классе начинаем использовать тексты из тематической группы «Зима». Это позволяет учащимся расширить словарный запас.

В работе с использованием художественного слова систематически реализуется дифференцированный подход к учащимся. Поэтические тексты, осложнённые заданиями различной степени сложности, размещаются на карточках с тематическими иллюстрациями. Это развивает эстетический вкус учащихся, прививает любовь к окружающему. В качестве иллюстраций используются фотографии, открытки, репродукции знаменитых картин.

Глава 4.

Краеведческий материал на уроках русского языка и литературы.

Следующий этап в реализации концепции состоит в использовании на уроках краеведческого материала. Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании. Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами:

формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);

роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально, специфичность территорий (в нашем случае – камчатских): особые условия жизни, своеобразные традиции). Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художником, произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Ведь, как писал Д.С.Лихачёв, понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.

Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Объектом краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура.

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

«Лицом к лицу лица не увидать», - так сказал поэт. Действительно, мы чтим поэтов с мировым именем и не знаем, что у нас на Камчатке тоже есть таланты, имена, пусть пока не такие громкие. Задача учителя-словесника – через различные формы работы приобщать детей к литературе, искусству, культуре родного края.

Формы организации занятий на уроках и во внеурочное время: 

экскурсии ("Камчатка литературная", "Камчатские храмы", "Камчатка в легендах" и так далее);

встречи с камчатскими писателями;

спецкурсы по литературному краеведению;

включение литературного краеведения через внеклассное чтение в систему уроков по литературе;

различные виды анализа текстов на уроках русского языка, подбор текстов камчатских авторов для проведения диктантов, для карточек дифференцированного контроля знаний учащихся (примеры в Приложении);

исследовательская работа (подготовка учащихся к конкурсам чтецов, сочинениям, конкурсам авторских стихов внутри школы и районных).

Результативность метода:

В ходе этой работы школьники учатся самостоятельно работать с книжными и архивными источниками, приобретают навыки сопоставления фактов, явлений, событий, рассматривать их в связи с реальной жизнью.

Таким образом, краеведческое изучение литературных памятников, начиная с мифов и легенд  и заканчивая произведениями современных писателей и поэтов, позволяет учащимся увидеть богатство и многообразие  родного края. Использование дидактических материалов на краеведческой основе воспитывает в детях патриотизм, гордость за свой уникальный край. Эту мысль хочется подтвердить словами писателя С.Никитина. В повести «Живая вода» он писал: «Знать природу своего края, его историю, быт... – это значит укоренять в себе любовь к Родине».

Заключение.

Успешное решение задачи приобщения школьников к национальной культуре всеми изложенными в концепции средствами связано с повышением интереса учащихся к предмету. Ещё К.Д.Ушинский писал, что «...учение, лишённое всякого интереса и взятое силою принуждения..., убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт». В этом смысле большая ответственность лежит на учителе-словеснике, ведь русский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам. Следовательно, надо вызывать у детей интерес к этому предмету. Что такое интерес? Педагог О.К.Тихомиров в книге «Структура мыслительной деятельности человека» даёт определение интереса. Это «...такое эмоциональное отношение к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом... Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании на уроке».

Работа с произведениями живописи, иллюстрациями, поэтическими текстами связана именно с эмоциональным отношением к предмету. Следовательно, на таких учебных занятиях, наряду с приобщением  учащихся к национальной культуре, воспитывается интерес к изучению русского языка, который стимулирует развитие детской познавательной активности.

Из всего вышеизложенного видно, что в основе предлагаемой концепции лежит ведущий принцип организации школы – принцип воспитывающего обучения, который направлен на решение задач всестороннего личностного психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте. Реализация концепции предполагает строить уроки русского языка и литературы на основе традиционно выделяемых в педагогике дидактических принципов обучения:

научности

наглядности

активности и сознательности учащихся в процессе обучения

прочности

индивидуализации обучения

связи теории с практикой, обучения с жизнью.




1. тема воспитания и обучения каноны в Древнем Египте Исторические документы свидетельствуют что в Древнем Ег
2. О Боже Не теперь Уйдите господа натуралисты
3. Задание 4 2 Исходные данные 4 3 Расчеты 5 Заключение 9 Список литературы 10 Введение Светотехни.html
4. 02 Участие в лечебно ~ диагностическом и реабилитационном процессах МДК
5. Тема 4 ДЕРЖАВА ЯК СУВЕРЕННИЙ СУБ~ЄКТ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА
6. Уральский государственный университет Филиал ЮУрГУ в г
7. Система автоматизированного проектирования1
8. Управление и работа менеджера [1
9. ВВЕДЕНИЕ Суть анализа политэкономического развития социализма состоит в том чтобы проследить трансфо
10. Н образный силуэт
11. Пир и Федр1 Картезианство направление в философии и естествознании 17 18 вв
12. теория государства и права1
13. Курсовая работа- Влияние тяжелых металлов на растения
14. Л14 Жиры
15. ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ [2
16. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Экономика организации студента ОЗО 3 года 2 курса
17. кафедрой гражданского права ЮФ ИИ ТУСУР
18. вступающие в контакт между собой могут дать новые вещества если между ними произошло химическое взаимод
19. доверие к договору.html
20. Курсовая работа- Нахождение оптимального плана производства продукции с использованием пакетов прикладных программ Math Cad