У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Урок хореографии как форма учебных занятий

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

"Урок хореографии как форма учебных занятий"

УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:

•  Обучающий

•  Тренировочный

•  Контрольный

•  Разминочный

•  Показательный

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Обучающий урок. Основная задача данного вида урока - освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности.

Обучающий урок присущ в основном подготовительному периоду тренировки. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к "генеральному" движению.

В многолетней подготовке данный вид урока находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

Тренировочный урок. Главная задача этого вида урока - подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня спортивного мастерства. Такой урок можно применять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.

По сравнению с обучающим уроком тренировочный является более узконаправленным, насыщается элементами обязательной и произвольной программы, сокращается по времени за счет уменьшения количества упражнений, проведения их серийно-поточным методом.

Контрольный урок. Задача этого урока - подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов классического танца провести "открытый урок", выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому студенту или спортсмену. Возможно проведение контрольного урока в виде приема нормативов, включая элементы хореографии в тесты по технической подготовка (например, выполнение перекидного прыжка, прыжка шагом, поворота на 360° в равновесие). Оценивается упражнение с учетом требований и сбавок, указанных в правилах соревнований по спортивной и художественной гимнастике, по акробатике, спортивной аэробике.

Разминочный урок. В период непосредственной подготовки к соревнованиям рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности)! Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере усвоения студенты или спортсмены выполняют самостоятельно (индивидуальная разминка).

Показательный урок. С возросшей популярностью зрелищных видов гимнастики большим количеством показательных выступлений появилась необходимость в показательном уроке, где обычно участвует групп; спортсменов в виде шоу-программы. В таком уроке нет необходимости выдерживать "физиологическую кривую", ведь гимнастки выходят на помост, проделав обычную индивидуальную, соревновательную разминку! Главное здесь - это зрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных упражнений, сменой темпа, характера движений! согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством участников.

СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ

Для достижения высоких показателей в соревнованиях немаловажное значение имеет уровень двигательной подготовки спортсменов, которого можно достичь, используя все средства хореографии.

Основное содержание составляют движения классического, народного и современного бального танца. В самостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от канонов классического танца.

Важное значение имеет ритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой.

Следующая группа средств - это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительности движений.

И, наконец, специфические группы движений, такие, как акробатические, полуакробатические, элементы спортивно-гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладные и общеразвивающие упражнения.

Упражнения классического танца могут выполняться у опоры, на середине зала, на гимнастическом бревне:

•  У опоры - лицом или боком к опоре.

•  На середине движения выполняются на месте, в полповорота, с продвижением со сменой мест в шеренгах, по диагонали, по кругу.

•  При выполнении хореографических упражнений на гимнастическом бревне применяются как положения продольно, так и поперек.

Эффективность воздействия элементов классического танца зависит от правильной техники выполнения, которую можно достичь, применяя подводящие упражнения и контролируя работу необходимых групп мышц. Подготовительные упражнения - основное средство хореографической подготовки на этапах начальной подготовки.

 

СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ

 

СТРУКТУРА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ

Структура урока хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия.

Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе народных танцев, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Для проведения упражнений применяются различные методы: раздельный, в движении, игровой (например, в виде музыкальной игры).

Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

В зависимости от применяемых средств основную часть урока можно представить в семи различных вариантах (рис. 2). Данное деление, конечно, является условным, поскольку различные средства хореографической подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.

Подразделяют три вида основной части урока:

•  первый строится на основе классического танца;

•  второй основан на элементах народных, современных бальных танцев;

•  третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.

• 

Варианты проведения основной части урока хореографии

1- на основе движений классического танца

2- на основе движений свободной пластики

3- на основе движений народно-сценических и историко-бытовых танцев

4,5, б, 7 - смешанные типы уроков

Однако в большинстве случаев применяются смешанные вариант, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.

Для воспитания умения слитного выполнения акробатических и хореографических движений (необходимого при выполнении вольных упражнений и упражнений на бревне) в основной части урока следует применять акробатические элементы: кувырки, медленные перевороты, маховые сальто.

Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма - одночастная, когда упражнения проводятся только у опор только на середине или только на бревне. Возможны двухчастная (у опоры, затем на середине; на середине, затем на бревне и т. д.) и трёхчастная формы. При продолжительности урока 25-30 мин. рекомендуется одночастная форма, если же длительность урока 45-60 мин., то применяются двух- и трёхчастные формы. В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации из современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время контрольного урока дается оценка каждому спортсмену.

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ

Построение урока определяется 4 условиями:

•  соразмерностью отдельных частей урока;

•  подбором упражнений и последовательностью выполнения;

•  чередованием нагрузки и отдыха;

•  составлением учебных комбинаций на уроке.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени. Между тем в подготовительном периоде первая часть урока более длительна, чем в соревновательном. Если урок проводится в начале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе на снарядах, не должна быть затянутой и вялой. В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия.

Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку. Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т.е. различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесии, поворотов, акробатических элементов и т. п. Здесь не может быть единого рецепта, многое зависит от квалификации хореографа. Однако и здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

1.Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.

2.Логическую связь движений, а именно:

•  положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего;

•  все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).

3.Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или переоценивать возможности спортсменов и студентов.

4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора - пианиста очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музы кант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведения пластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов и студентов понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией аккомпаниатора пианиста (хорошая, разнообразная импровизация) повышают качество урока. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Если в композиции мы подчиняемся музыке, передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д. В повседневном, тренировочном процессе аккомпаниатор пианист творчески участвует в построении урока и музыкальном воспитании студентов, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальной формы. Очень важна профессиональная подготовка пианиста, умение перейти в необходимый момент на импровизацию.

Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной тренером-преподавателем комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующей характеру движений.

Музыкальный размер

Музыкальный размер (м/р) определяет количество долей в одном такте. В хореографии применяется музыка с м/р. 2/4; 3/4; 4/4; реже 6/8.

М/р 2/4 соответствует счет "раз" - "два", а при более дробном делении движений "раз" - "два" - "три" или "раз" - "и" - "два" - "и".

М/р 3/4 следует считать "раз" - "два" - "три" или "раз" - "и" - "два" - "и" - "три" - "и".

Таким образом, на фразу приходится в музыкальных произведениях двухдольного размера 8 счетов. Трехдольного - 12, четырехдольного -16 счетов по тактам 4 счета. Учитывая построение музыкальных произведений, продолжительность отдельных упражнений и учебных комбинаций может составлять 2, 4, 6, 8,16, 32 счета, а при большей длительности - число кратное 32 (в отдельных случаях - 16). Продолжительность упражнений, выполняемых по музыку трехдольного размера, может быть 3, б, 12, 24,48 счетов, при большей длительности - число кратное 48.

Большое значение для проведения успешного урока хореографии имеет мастерство аккомпаниатора - пианиста, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметь подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и в то же время были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.

 

Характер музыкального сопровождения

№ Упражнение Музыкальное сопровождение 1.

demi plie

grand plie

деми плие

гранд плие

3/4 - вальс

4/4 - адажио

2. battement tendu батман тандю

2/4- полька

4/4 - марш

3. battement jete батман жете 2/4; 4/4 марш полька 4. rond de jamb par terre ронд де жамб пар терр

3/4- вальс

4/4 - адажио

5. battement fondu батман фондю

2/4- полька

4/4 - адажио

6. battement frapper батман фраппе

2/4- полька

4/4 - марш

7. battement soutenu батман сотеню

3/4- вальс

4/4 - адажио

8. rond de jamb en l′air ронд де жамб ан леер

3/4- вальс

4/4 - адажио

9.

developpe

adajio temps lie

девелопе

адажио тан лие

3/4- вальс

4/4 - адажио

10. grand battement гранд батман

2/4- полька

4/4 - марш

11. allegro аллегро

2/4 - полька

4/4 - марш

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В целях лучшего усвоения изучаемого материала, умения анализировать и зрительно воспринимать составляемую композицию студентам предлагается следующая схема записи, при описании которой необходимо указать вид спорта, разряд, применяемый в постановке классический, народный танец или современный стиль движений.

Запись необходимо производить, применяя следующие условные обозначения (первая и конечная цифры обозначают первоначальную и заключительную позы):

При составлении композиции необходимо учитывать перемещение спортсменов по площадке; ракурс каждого элемента, подбор элементов сложности в зависимости от разряда, сбалансированность выполняемых элементов как на полу, так в положении стоя и в воздухе.

 

Варианты рисунков композиции, в/у

При описании элементов классификационной программы указывается название элемента без подробного его описания или символическое обозначение, исходя из требований современных правил соревнований.

При описании акробатических пар, тройки и группового мужского выступления необходимо производить запись схемы передвижения каждого, обозначая их заглавными буквами алфавита или различной цветовой гаммой.

 

Описание движений

 № Упражнение ОМУ 1. Поза - ИП - упор сидя сзади на левой пятке, правая в сторону на носок, правая рука вверх ладонью вперед пальцы врозь Осанка прямая, нога прямая, носок натянут 1а

1-2 - перекат влево через спину, ноги врозь

3-4 - встать в ОС

Ноги врозь с максимальной амплитудой.

Осанка прямая

5-6 – ра chasse (па шассе) - левая рука

вперед, ладонью книзу, правая рука в сторону

7-8 – entrelesse (перекидной)

С натянутого носка

Прыжок с максимальной амплитудой

 2 Элемент классификационной программы В соответствии с разрядом

Далее описание элементов производится аналогичным способом.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ

(указать год обучения)

Задачи:

I. Образовательная.

а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и на середине (указать перечень элементов).

б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам - малая, средняя, большая).

II. Воспитательная.

Воспитание трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма.

III. Оздоровительная.

а) Совершенствование осанки.

б) Профилактика плоскостопия.

Часть

урока

Муз.

размер

Упражнение Дозировка ОМУ Подготовительная часть

2/4,

3/4,

4/4

Построение, сдача рапорта,

сообщение задач урока.

Элементы хореографической подготовки в соответствии с годом обучения

4-8 раз Осанка прямая, элементы выполнять четко, выразительно

Часть

урока

Муз.

размер

Упражнение Дозировка ОМУ Основная

3/4,

4/4

Экзерсис у опоры

ИП - I позиция ног, руки в подготовительной позиции.

1-4 - demi plie (полуприсед)

5-8 - grand plie (присед)

1-2 - стойка на левой, правую согнуть в сторону

3-6 - держать

7-8 - в ИП

2

1

Осанка прямая,

припорасьон -

1 - правая рука из подготовительной позиции в первую

2 - во вторую позицию

Согнутую правую держать "выворотно". Носок у

колена

Далее описание элементов производится аналогичным способом.

Часть урока Муз. размер Упражнение Дозировка ОМУ 4/4

Экзерсис на середине

temps lie (тан лие, маленькое адажио) с подготовкой к пируэту

2-4 В 1-й половине года обучения подготовка к пируэту, во II-й половине или по мере усвоения 4/4, ¾ adajio (адажио, медленная часть) с элементами избранного вида спорта: стойки на руках, равновесия, перевороты, повороты и т.д.

- пируэт.

В соответствии с требованием классификационной программы.

4/4, 3/4 allegro (быстрая часть) - сочетание хореографических прыжков с элементами избранного вида спорта В соответствии с требованием классификационной программы. 2/4, 3/4, 4/4 этюд – элементы двигательной подготовки в сочетании с элементами избранного вида спорта В соответствии с требованием классификационной программы Заключительная часть

3/4

4/4

пор де бра - упражнения для рук, наклоны, растяжки

Построение и подведение итогов урока

Восстановление кардиореспираторной системы



1. социальная значимость этой патологии объясняется тем скорбным фактом что во всём мире травмы одна из главн
2. Тема- Мы все такие разные посвящённый дню Толерантности Цели- познакомить учащихся с понятием
3. темах и которые определены в теории управления
4. одна из естественных дисциплин которая занимается изучением строения состава и происхождения земли
5. ТЕРАПИИ Цель гештальттерапии не анализ а интеграция находящихся в рассогласованности между собой част
6. Изготовление печатных форм Электрографический способ
7. ВАРИАНТ 1 крупнейшие технополисы ФРГ
8. Реферат- Предмет общения и средства общения
9. тема философскоэстетических взглядов А
10. Остановка в пустыне 1967 Конец прекрасной эпохи Часть речи оба 1972 Урания 1987 осмысление мира как еди
11. Психологічні проблеми сімейного подружжя
12. Прийоми сатиричного зображення у романі Дж Свіфта Мандри Гуллівера
13. либо отрасль промышленности в которой не использовались бы электронные приборы или электронные устройства.
14. Цена и спрос
15. Мина Мазайло в наші дні Микола Куліш був багатогранно обдарованим художником
16. Project is open to young motivted individuls who re involved in youth work in their own country nd who wnt to relize their ledership potentil on interntionl level
17. Дмитрий Беломойцев
18. Лекция 1. Принципы управления2 1
19. Сочинение- Творчество Чингиза Айтматова
20. ТЕМА- ldquo;Створення типових юридичних документів з використанням cистем обробки тексту