Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Стендовый доклад на Четвертой международной междисциплинарной научной конференции "Этика и наука будущего" "ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ", ИВ РАН, г. Москва, 24-26 марта 2004 г.
Тема смерти не нова для исследований паранормальных явлений, т.к. именно она в форме коммуникаций медиумов с душами умерших и посмертного спасения дала исходный импульс систематическим исследованиям паранормального в конце XIX в. Появление экстрасенсов позволило к середине XX века ввести парадигму паранормального, в центре которой находится человек и его способности, проявляющиеся в этом 4-х-мерном мире, а не сверхъестественные силы, активность дополнительных (психических, духовных) пространственно-временных измерений, вторгающихся в этот мир. Место темы смерти в этих двух парадигмах различно. Так, если в парадигме сверхъестественного она является одной из ключевых, то в парадигме паранормального она уходит в тень способностей человека и принимает другие формы.
Рассмотрим некоторые из них [2]. Междисциплинарный предмет исследований паранормального - в первую очередь это явления, контролируемые в лабораторных условиях, т.е. психокинез и экстрасенсорное восприятие - описывается следующим образом: субъект - процесс - объект паранормального влияния/восприятия, - а двумя основными его научно-исследовательскими блоками являются науки о человеке, о живом и физика. В связи с этим первые две формы проявления темы смерти в парадигме паранормального можно видеть в различных аспектах описания состояний субъекта, человека [2.4, 2.5]. Одна из них обнаруживается в условиях, способствующих активизации паранормальных способностей (ПС): одним из таких условий являются близкие к смерти состояния, кома [2.4]. Другая - в гипотезах о возможных механизмах ПС [2.5]. Обсуждается высказанное еще Флуддом де Флуктибусом (1574-1637) предположение о связи механизма левитации с мало исследованным и не общепризнанным явлением изменения веса тела в момент смерти человека и животных [2.5].
Одним из важнейших элементов парадигмы паранормального являются физические подходы к паранормальным явлениям. Поскольку систематические исследования паранормального в определенном смысле вторичны по отношению к естественным наукам, физике, то к паранормальным явлениям применяются те конструкты теоретической физики, в которых сознание присутствует по крайней мере в дискуссионной форме [1]. Некоторые современные физические подходы к паранормальным явлениям, как представляется, позволяют обнаружить тему смерти в парадигме паранормального не только в отмеченных выше формах, но и в связи с этими подходами [2.2, 2.3, 2.6]. В первую очередь это касается поисков общей основы материи и сознания, результат которых часто выражается в отождествлении предельных конструктов теоретической физики (единой поле, физический вакуум, более глубокие уровни организации Универсума) с Сознанием, Богом, Абсолютным Ничто [1, 2.3, 2.6].
Предположение о том, что этот уровень организации Универсума доступен непосредственному человеческому опыту, позволяет рассматривать паранормальные явления как область применения этих идей. В религиозной перспективе такого рода опыт в своих наивысших проявлениях связывается с осуществлением религиозных целей, в которых феномен смерти играет ключевую роль. В связи с этим естественно предполагать, что не только абстрактные, безличные категории сознания, материи, но и процесс смерти существенен для описания, как единой основы материи и сознания, так и по крайней мере некоторых ПС [2.3, 2.6].
1. Ю.П. Карпенко. О способе применения физики к описанию паранормальных явлений// Парапсихология и психофизика. N1, сс. 23-40, 1998.
2. Yu. P. Karpenko. Closing the gap. 1-6. // International Seminar on Earth Fields and Influence on Organism, 26-29.06.03, Kloogarand, Estonia, 2003. Geopathic society, 2003, pp.45-58; Lithuania, Tamosava, june 3-6, 2004; to be published ( http://www.piramyd.express.ru/disput/karpenko/cg/cg.htm)
Можно ли научиться чему-нибудь, чего уже не умеешь делать в какой-то форме или не можешь пережить хоть раз в жизни?
1. Введение.
Ниже кратко обсуждается одна из форм проявления темы смерти в парадигме паранормального, связанная с гипотезами о механизмах некоторых ПС. Одна из них связана с феноменом выхода из тела, который в наиболее полной форме наблюдается во время осознаваемой клинической смерти. Многие исследователи полагают, что этот феномен важен для понимания механизмов различных ПС. Например, в случае дальновидения иногда предполагается, что для того, чтобы воспринять удаленные объекты, необходимо каким-то образом поместить центр сознательного восприятия вне тела.
Другая гипотеза связывает левитацию с мало исследованным явлением изменения вес тела в момент смерти. История этой идеи в Европе восходит по крайней мере к знаменитому Флудду де Флуктибусу (1574-1637). В данном сообщении специальное внимание уделено вопросу об основаниях такого сравнения. В качестве одного из них предлагается трактовка некоторых ПС, в частности, левитации в аскетике великих религиозных традиций, в которых эти способности рассматриваются, с одной стороны, как некоторый показатель степени приближения адепта к осуществлению высших религиозных целей, посмертного освобождения или спасения, а, с другой стороны, как средство достижения этих целей. Такая трактовка некоторых ПС позволяет предполагать наличие связи между процессом смерти и механизмами этих ПС.
2. O выходе из тела и изменении процесса обработки зрительной информации.
Известно, что одним из универсальных элементов опыта осознаваемой клинической смерти, описанной Р. Моуди, Э. Кюблер-Росс и др., является выход из тела, т.е. наблюдение своего тела, окружающих событий со стороны, а также восприятие реальных событий, непосредственно с телом не связанных. Считается, что феноменология этого опыта аналогична опыту выхода из тела, который наблюдается в исследованиях ПС и различных духовных практиках, хотя в этих случаях состояние человека и не идентифицируется как клиническая смерть. По мнению многих исследователей [6,7], в том числе основателя трансперсональной психологии С. Грофа, опыт выхода из тела существенен для понимания механизмов различных ПС. Объективная регистрация факта выхода из тела остается, по-видимому, нерешенной задачей, и в качестве его индикатора иногда предлагаются измерения изменений веса тела.
В связи с гипотезой об изменении положения центра восприятия обратим внимание на результаты недавних исследований проф. Ю.П. Пытьева (физфак МГУ). Его ясновидящая может "видеть" с завязанными глазами в магнитном поле, при этом центр ее "зрительного" восприятия, по-видимому, располагается над ее головой, а стереобаза этого "видения" в 2.5-3 раза больше стереобазы (расстояние между зрительными осями глаз) обычного зрения [5].
Рассмотрим также предварительные результаты исследования феномена альтернативного или прямого видения [1], о котором сообщается, что он включает не только распознавание образов через непрозрачную повязку, но также беглое чтение с такой же повязкой на глазах, ясновидение, ориентацию в пространстве и даже чтение книг слепыми подростками [5]. Г.И.Шипов так описывает свои наблюдения феномена прямого видения: "Этот человек (Вячеслав Бронников) учит слепых от рождения детей читать обыкновенные книги! Когда я посетил возглавляемую им организацию "Познай себя", мне показали возможности людей, у которых развиты дополнительные органы чувств. Например, сын В. Бронникова, ученик девятого класса с завязанными глазами бегло читал мою книгу "Теория физического вакуума", которая предварительно была перевернута. Когда я спросил его, как он это делает, он ответил, что при закрытых глазах у него появляется в области "третьего глаза" что-то типа экрана компьютера, на котором появляется текст. Именно тот текст, который находится в данный момент перед завязанными глазами".
На зрелой стадии прямого видения было обнаружено существенное изменение процесса обработки зрительной информации: отсутствие вызванных потенциалов в затылочной области, а также отсутствие видимых ЭЭГ- различий между обычным и прямым зрением [1]. В связи с полученными результатами исследователи подчеркивают, что "если они будут подтверждены и далее, то придется более настойчиво исследовать альтернативные пути обработки зрительной информации" [1].
Хорошо известно, что такого рода способности наблюдались и ранее. Например, "Роза Кулешова - не признанный, но и не опровергнутый феномен" [1], известны также случаи их спонтанного проявления под воздействием угрожающих жизни экстремальных обстоятельств, в некоторых сакральных условиях и т.д.
В контексте данного сообщения существенно обратить внимание на следующее. В религиозных традициях спонтанное проявление такого рода способностей связывается с высшими ступенями духовных практик. Вот конкретный пример из традиции чань-буддизма: "Во время своих путешествий Учитель успешно достиг осуществления Единения Ума, и на 56-ом году жизни, в один из вечеров, в монастыре Гао Мян в Янчжоу после длительной медитации, открыв глаза, увидел все внутри и вне монастыря. Сквозь стену он видел монаха, мочащегося снаружи, гостя-монаха в уборной, вдали - лодки, плывущие по реке, а на обеих ее берегах - деревни". В 3-ю ночь в конце долгой медитации он достиг своей заветной цели - просветления.
Не отвергая традиционную трактовку по крайней мере некоторых ПС как своего рода показателя приближения адепта к осуществлению высших религиозных целей, естественно ожидать связи этих способностей с процессом смерти. Эта связь и уточняется в гипотезе о существенности феномена выхода из тела для понимания механизмов некоторых ПС. Ниже такого рода связь рассматривается на примере левитации, йогического полета.
3. Левитация и изменение веса тела в момент смерти.
В парапсихологической литературе можно найти выражение общей убежденности в том, что ПС не являются чем-то дополнительным к человеческой природе, а укоренены в ней, что они имеют биологические корни. Обсуждаемые гипотезы о механизмах некоторых ПС показывают, что эти корни могут быть связаны с процессом смерти.
В том, что касается левитации, описываемого не как физическое явление (см. в этой связи [2.6]), а на языке состояний человека, то известна гипотеза о том, что ее механизм связан с изменением веса тела в момент смерти. История этой идеи в Европе восходит по крайней мере к знаменитому Флудду де Флуктибусу (1574-1637), в полемике с которым католический монах М. Мерсен написал лучшую в XVII веке апологию науки нового времени [2]. Флудд полагал, что в момент смерти тело человека становится необратимо тяжелее, потому что в результате выхода души из тела левитационная сила, притягивавшая душу к Солнцу, перестает действовать на тело. Он даже вычислял конкретные значения увеличения веса тела в момент смерти [2].
Согласно [8], в ХХ веке было выполнено всего несколько экспериментов по измерению изменений веса тела в момент смерти, результаты которых были опубликованы в научной периодике. Первыми в этом смысле и наиболее известными, по-видимому, являются эксперименты Д. МакДугалла [10]. Он сообщил о резком, необратимом уменьшении веса тела человека в момент смерти на 11 - 21 грамм (точность измерения составляет 0.2 унции или 5.67 г) в 4 из 6 измеренных им случаев; данные по 2 случаям он не рассматривал как надежные по техническим причинам. Первые два человека, умиравших от туберкулеза, наблюдались им в течение 3 часов 40 минут и 4 часов 15 минут до момента смерти, который контролировался по дыханию, видимыми движениями лица и измерением пульса после смерти [10].
В настоящее время такого рода экспериментальным данным иногда предлагается следующее объяснение: "Именно во время агонии организм теряет ... 60 - 80 грамм веса (за счет полного сжигания АТФ и истощения клеточных запасов)" [3]. При этом, правда, не указывается, каким образом продукты этих биохимических реакций выводятся из тела умирающего человека, которые, как и продукты любых других биохимических реакций, протекающих в организме человека, могут быть только газообразными, жидкими или твердыми. Возможные физиологические механизмы объяснения данных по уменьшению веса тела обсуждались в [10]. Кроме этого, выведение из организма любых продуктов метаболизма - это длительный процесс, в то время как, согласно [10] и другим аналогичным данным, опубликованным во вторичных источниках, речь идет о резком уменьшении веса тела.
Недавно Л. Холландер сообщил о результатах мониторинга смерти 12 животных, которые были предназначены к умертвлению. В 7 случаях из 12 были обнаружены временные увеличения веса на 18 - 780 г. в течение 1 - 6 секунд, которые наблюдались в спокойное время в момент смерти, после прекращения дыхания и всех движений. В 5 случаях не наблюдалось необъяснимых изменений веса. Во всех 12 случаях Л. Холландер не обнаружил никаких постоянных изменений веса тел животных после смерти [9]. Д. МакДугалл сообщал об экспериментах с 15 собаками, в которых не было обнаружено необратимых изменений веса тела в момент смерти [10].
Как уже отмечалось, это мало исследованное и не общепризнанное явление трактуется некоторыми исследователями как механизм левитации [8, 9]. В связи с этим естественно возникает вопрос о том, почему это так. Ниже предлагается один из возможных ответов на этот вопрос, основанный на трактовке левитации в аскетике различных религиозных традиций.
4. О некоторых традиционных ценностях.
Поскольку сообщения об аналогах ПС известны из истории всех великих религиозных традиций, а также из истории внеконфессиональных магико-мистических традиций (народное целительство и магическая практика, существующие во всех регионах мира на протяжении многих веков), то не вызывает сомнения тот факт, что исследования паранормальных явлений - это место встречи различных традиций веры и знания. Хорошо известно, что одной из ключевых тем всех мировых религий является смерть человека, обетования о его посмертном освобождении или спасении. Необходимым условием выполнения этих обетований считается соблюдение нравственных норм, заповедей, которые во многом совпадают в различных традициях. Однако длительное историческое развитие религий привело к дифференциации адептов и выделению той ветви религиозных практик, которые связываются с аскезой, т.е. со стремлением вне активной социальной деятельности достичь совершенства в соблюдении заповедей. В целом не вызывает сомнения тот факт, что аналоги всех изучаемых в настоящее время ПС присутствуют в аскетике различных традиций, а также то, что некоторые адепты различных традиций демонстрировали и демонстрируют экстраординарный контроль над жизненно важными функциями организма.
Однако наряду с этими свидетельствами эмпирического характера о связи глубоких стадий религиозного опыта со смертью существуют также общие положения, в которых утверждается, что наивысший духовный опыт не является чем-то внешним по отношению к природе человека, к природе его сознания, но укоренен в самых его основах. А также то, что этот опыт имеет фундаментальный онтологический статус: основы человеческого существования и гарант возможности его освобождения существенным образом связаны с источником всего сущего. В связи с этим для дальнейшего нам будут важны следующие общие для различных духовных традиций положения и факты: 1) высший духовный опыт связан со смертью; 2) возможность его достижения обусловлена природой человека; 3) существуют практики, стабилизирующие этот опыт во время их выполнения и после него, эти практики связаны с раскрытием (по крайней мере некоторых) ПС. Хотя, как говорят те, кто учит таким техникам: "О том, что будет после смерти, мы точно ничего не знаем. Это - мистерия", - но тем не менее такая структура человеческого опыта и практики позволяет понять, как он связан со смертью и, следовательно, с тем, что может быть после нее.
Так, например, согласно [4], просветление, высшая ценность буддизма, артикулируемая как освобождение от колеса рождений и смертей, не является чем-то внешним по отношению к человеческому опыту, но укоренено в самой природе сознания человека. Утверждается существование некоторой иерархии состояний сознания, ведущей человека к просветлению, причем наивысшее из них проявляется в момент смерти и называется Ясным светом смерти, в то же время это состояние фундаментальным образом связано "сущности буддовости", "природы будды" или природы просветления [4]. Ясный свет смерти доступен каждому человеку в течение нескольких мгновений, о некоторых йогинах утверждается, что они способны пребывать в состоянии Ясного света смерти в течение трех дней или даже недели, используя его в целях просветления. Объективным критерием пребывания в этом состоянии является отсутствие признаков разложения тела. Кроме этого, Ясный свет смерти наделен в этом учении наивысшим онтологическим статусом и трактуется как источник всего сущего в этом мире: "... все явления, возникающие и воспринимаемые в сансаре и нирване, являются манифестациями или "игрой" ... этой фундаментальной основы" ([4], с. 169).
Одной из тех способностей, которые традиционно рассматриваются, с одной стороны, как некоторый показатель степени приближения адепта к осуществлению высших религиозных целей, а, с другой стороны, как средство их достижения, является левитация или йогический полет. Начальные стадии овладения йогическим полетом в последней четверти ХХ века стали доступны большому количеству людей в разных странах мира, благодаря активной деятельности международного социально-политического движения трансцендентальной медитации (ТМ), возглавляемого Махариши Махеш Йоги. В этой школе искусство йогического полета основано на технике ТМ и ее продвинутой программе TM-сидхи. Согласно [12], начиная с конца 70-х и до середины 90-х годов курс обучения этой программе прошли около 100 000 человек в разных странах мира.
Рассмотрим это учение с точки зрения отмеченных выше положений: a) существует состояние сознания, обладающее высшей традиционной ценностью и рассматриваемое как причина посмертного освобождения, спасения; б) это состояние сознания наделено наивысшим онтологическим статусом и в то же время укоренено в человеческой природе; в) существуют медитативные техники, являющиеся средствами его стабилизации в опыте человека.
Нетрудно убедиться в том, что эти положения играют в учении Махариши Махеш Йоги существенную роль. В самом деле, ТМ и ее продвинутые техники трактуются как техники просветления, т.е. освобождения от колеса рождений и смертей. Утверждается существование иерархии высших состояний сознания, которая исследуется средствами науки [13]. В основе этой иерархии лежит состояние чистого или трансцендентного сознания, которое в то же время наделяется наивысшим онтологическим статусом и трактуется как источник всего сущего в мире, как Бытие [12]. Укорененность человеческой природы в чистом сознании видна из модели точек соединения состояний сознания: чистое сознание доступно каждому человеку вне зависимости от его духовного уровня во время переходов между основными состояниями сознания (бодрствования, сна и сновидений) [11].
Согласно этому учению, йогический полет - это действие с уровня чистого сознания, т.к. техника ТМ-сидхи в целом - это осознанное вспоминание с этого уровня сознания некоторых сутр из "Йога-сутр" Патанджали, в том числе и сутры йогического полета [13]. Ниже приведен фрагмент из [12], который показывает, что чистое сознание, чистый разум рассматривается как исходное состояние йогического полета: "Когда полностью оживлен пронизывающий все, бескачественный уровень разума, который является общей основой различных уровней разумности клеток и частей тела, то он активизирует целостный разум всех уровней физиологии и их функционирование подпадает под необратимое высшее влияние (команду) этого пронизывающего все чистого разума, а поскольку сознательный ум достиг того уровня разумности, с которого действует непреодолимое влияние чистой разумности к полету, каждый уровень разумности различных частей тела спонтанно охватывается общей интенцией к полету и в конечном итоге тело как целое спонтанно и очень естественно попадает под влияние этой Сутры (Сутры Йогического Полета): тело поднимается. В воздухе тело поддерживает феномен интенции" ([12], сp. 33, с. 380).
Регулярная практика программы ТМ-сидхи более эффективно, чем ТМ, стабилизирует состояние чистого сознания не только в период медитации, но и после него, в том числе и во время сна. Последнее означает появление способности к осознаваемому сну, являющейся одним из показателей космического сознания, просветления.
Наиболее важный для данного сообщения момент - связь просветления со смертью не только опосредованно, т.е. на основе веры в авторитетные утверждения о том, что регулярная практика этих техник "позволяет достичь просветления за одну жизнь", но и более непосредственно, т.е. из соотнесения с процессом смерти - в традиционных контекстах, как представляется, может быть прояснен из сравнения модели точек соединения состояний сознания и учения о Ясном свете смерти.
Разумеется, тибетский буддизм и учение Махариши Махеш Йоги принадлежат разным религиозным традициям, но тем не менее в том, что касается просветления в этих учениях можно обнаружить несколько важных для данного сообщения сходных моментов. В обоих случаях высшей духовной ценностью является просветление, трактуемое как освобождение от колеса рождений и смертей, т.е. как опыт существенным образом связанный со смертью. Смерть просветленного и смерть простого смертного должны чем-то отличаться друг от друга, иначе непонятно, почему первый обретает посмертное освобождение, а второй - нет.
В обоих учениях просветление не является чем-то внешним по отношению к человеческой природе, но укоренено в ней, т.е. в некотором смысле доступно каждому человеку вне зависимости от его убеждений и уровня духовного развития. В обоих случаях соответствующее просветлению состояние сознания наделяется наивысшим онтологическим статусом и трактуется как источник всего сущего. Единственное различие состоит в характере того естественного, доступного каждому человеку опыта, углубление и осознавание которого связывается с просветлением. В тибетском буддизме это - Ясный свет смерти, в учении Махариши Махеш Йоги - это переходное состояние между основными состояниями сознания. Хотя умирание и засыпание - это не одно и то же, но тем не менее для понимания последнего используется первое, как это было показано в предыдущем пункте, - в традиционных источниках можно найти сопоставление умирания и засыпания, и в такой перспективе эти два подхода не противоречат друг другу. Кроме этого, современные исследования показывают, что ответственные за поддержание и переключение основных состояний сознания центры мозга человека остаются активными вплоть до его смерти.
5. Заключение.
Кратко рассмотрены две гипотезы о механизмах некоторых ПС, которые трактуются как проявление темы смерти в парадигме паранормального. В связи с этими гипотезами обратим внимание на известную общую убежденность многих исследователей ПС в том, что эти способности не есть нечто внешнее, дополнительное по отношению к природе человека, но имеют биологические корни. Обсуждаемые гипотезы напоминают о том, что эти корни, по крайней мере в некоторых случаях, могут быть связаны с процессом смерти. Представляется, что это не противоречит современным подходам к ПС и практикам различных медитативных техник как к средствам расширения сознательного опыта, позволяющим более полно использовать потенциал мозга, позитивно влияющим на состояние здоровья, развивающим альтернативные органы чувств и, как это имеет место в методе В. Бронникова, дающим слепым людям уникальные возможности.
Литература
1. Бехтерева Н.П., Ложникова Л.Ю., Данько С.Г. и др.О так называемом альтернативном зрении или феномене прямого видения// Физиология человека, 2002, т. 28, N1, с.23-34.
2. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени// Философско-религиозные истоки науки. М., ИФ РАН, сс. 88-141, 1997.
3. Губин Н. Г. Терминальные состояния и клиническая смерть. Август-декабрь, 2000. http://www.scientific.ru/paranor/term_1.html
4. Далай-Лама. Мир Тибетского буддизма. Oбзор его философии и практики. СПб, "Нартанг", 1996.
5. Исхаков Р. Зрение вне глаз. Казань, ООО "Издательство Эксклюзив", 2002, 324 с.
6. Рицль М. Парапсихология. Факты и мнения. Л.: Инициатива, 1999, 368 с.
7. Родштат И.В. Структурно-функциональные предпосылки сверхчувственного восприятия. Москва, препринт ИРЭ РАН, 1996. 17 с.
8. Carpenter D.G. Physically weighing the soul. 1998. Electronic book: http://www.1stbooks.com/
9. Hollander L. Unexplained weight gain transients at the moment of death// Journal of scientific exploration, 2001, v. 15, N 4.
10. MacDougall D. Hypothesis concerning soul substance together with experimental evidence of the existence of such substance// American medicine, 1907, v. II, april, N4, pp. 240-243.
11. Maharishi Mahesh Yogi. Science of Being and art of living. N.-Y., Penguin Books, 1968.
12. Maharishi Mahesh Yogi. Maharishi-s absolute theory of goverment. Automatition in administration. 2-nd edition, Maharishi Prakashan, India, 1995.
13. Wallace R.K. The Maharishi technology of the unified field: the neurophysiology of enlightenment. Faierfield, 1987.