Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 6. Культура во время пробуждения украинского национального самосознания 6

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Тема 6. Культура во время пробуждения украинского национального самосознания

6.1. Основные доминанты культуры эпохи Просвещения.

6.2. Украинское национально-культурное возрождение как отраже- ние идей Просвещения. Формирование национального самосоз- нания.

6.3. Влияние романтической идеологии на украинскую духовную  культуру в первой половине ХIХ ст.

6.4. Шевченко Т.Г. и становление новой украинской культуры.

6.1. Основные доминанты культуры эпохи Просвещения

XVIII ст. получило название «века Просвещения», когда развер-нулось идейное движение, носившее социально-политический характер. Его главной целью было достижение справедливости в обществе, с помощью воспитания и образования.

Начавшись в Англии, оно получило распространение по всем европейским государствам, но высшего пика достигло во Франции. Благо-даря таким просветителям как Д. Дидро, Вальтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, П. Гельвеций и др. расширялись знания в области естество-знания, точных наук, совершенствовалась система образования. Откры-вались новые учебные заведения: французская Академия наук, лондон-ское Королевское общество. По инициативе Д. Дидро и Ж. Д Аламбера стала издаваться многотомная «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», окончательно нанесшая удар по церковной схоластике.

Повышению грамотности и образованности способствовало увели-чение тиражей книг, словарей, газет, журналов и открытие разного уровня учебных заведений.

В это время получило распространение философское учение – деизм, отрицающее вмешательство Бога в повседневную жизнь людей, но оставляющее его как первопричину всего сущего. Такое понимание во многом изменило мировоззрение людей. Все больше стали цениться такие качества в человеке как инициативность, предприимчивость, трудолюбие. Предпочтение отдавалось способностям, а не знатности происхождения. Это нашло отражение в литературе, в искусстве.

Просветители верили в безграничные возможности Разума. Глав-ным злом считали невежество людей, а источником прогресса видели знание. Многие среди них были атеистами и открыто выступали против религиозного мракобесия. Однако их деятельность не получила широкого распространения на все слои общества.

Выступая от «лица» буржуазии они еще больше обострили класс-совые противоречия, что и привело к французской буржуазной революции (1789 г.), главным лозунгом которой стал: «Свобода. Равенство. Братство».

В Искусстве XVII в. получила развитие драматургия, благодаря творчеству таких выдающихся представителей как В. Шекспир в Англии, Ж.-Б. Мольер во Франции, Лопе де Вега в Испании.

Ведущее место среди литературных жанров стала занимать сатира, с помощью которой резко обличали пороки общества. Известными писа-телями сатирической литературы были Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Сервантес.

В XVIII в. представления о доброте и чистоте человека нашли отра-жение в художественном направлении – сентиментализме. Для писате-лей этого направления (Ж.-Ж. Руссо, П. О. Бомарше, Т. Смол-етта, Н. М. Карамзина) главным было показать естественность человека, богатый духовный мир простолюдина. В качестве доминанты они избрали чувства, а не разум. Сентиментальный герой признавал над собой только власть сердца, стремился к естественности и к искренности чувств.

6.2. Основные доминанты культуры эпохи Просвещения 

Из всех славянских народов на рубеже XVIII и XIX веков лишь россияне (русские) сохранили свою государственность. Остальные, в том числе и украинцы ─ на разных этапах своей истории потеряли полити-ческую независимость или автономию. Поэтому процесс их европеизации и дальнейшего развития приобрел черты национального возрождения.

Главным содержанием национального возрождения у славянских народов, в том числе украинского, стал длительный процесс образования нового этносоциального, культурного и политического сообщества людей, что имеет название нации.

Началом национального возрождения считаются последние десяти-летия XVIII ─ первые десятилетия XIX ст.

В это время украинский народ и его культура переживал ряд небла-гоприятных обстоятельств, угрожающих утере своей национальной идентификации.

В 1764 г. российское правительство ликвидировало гетманское правление на Левобережье, а через год упразднило Генеральную воен-ную канцелярию и Генеральный военный суд. Украинское казацкое войско перестало существовать в своем традиционном виде: часть его была преобразована в подразделения регулярной армии и впоследствии в ней растворилась, остальные переведены на положение военных обывателей (государственных крестьян).

С ликвидацией в 1775 г. Запорожской Сечи был уничтожен и тот прообраз, с которого начинало свою историю украинское казацкое госу-дарство, так и не достигнув суверенного и независимого статуса. Правда, остатки Сечи некоторое время продолжали существовать в виде Задунай-ской Сечи, Азовского войска, Черноморского (Кубанского) войска, но они никогда не играли заметную роль в дальнейшей истории украинского народа.

Таким образом, казачество постепенно теряет статус основного, центрального стержня общества и превращается в так называемых военных обывателей, то есть государственных крестьян.

Эти процессы способствовали тому, что украинское общество поте-ряло важный признак своей самобытности.

Крестьянство, то есть абсолютное большинство украинского народа, указом Екатерины II от 1773 г. теряет личную свободу и превращается в крепостных. Несмотря на это, лишенная многих прав и свобод, отлученная от участия в общественно-политической и культурной жизни, крестьянская масса хранила язык, украинский быт и историческую память. Она становилась основным резервуаром, откуда черпался материал для строительства национальной культуры.

Не простой была ситуация и в социальной верхушке украинского Возрождения.

В течение конца XVIII ─ 30-х годов XIX ст. дворянству принадлежала главная роль в процессе развития украинского национального Возрождения. Но с приобретением прав русского дворянства, принятием российской культуры украинская элита в основной своей массе ассимилируется с русским. Его место занимает интеллигенция, в первую очередь научная и творческая.

Во время борьбы за свои права лучшие представители украинского дворянства поднимали и общенациональные вопросы развития образования, культуры на украинских землях, выпуска украиноязычной литературы. Но большинство потомков казацких старшин ограничивались удовлетворением собственных сословных интересов.

Таким образом, социальная база украинского возрождения выгля-дела достаточно узкой. Она включала в себя часть дворянства, инте-ллигенцию, но в ней почти не были представлены такие сословия, как духовенство, предпринимательство, чиновничество высшего и среднего ранга.

Реформы царского правительства провели глубокую борозду между прошлым и современным, прервав преемственность исторического разви-тия и поставив под угрозу само существование украинского народа.

Главными центрами развития украинской культуры в начале XIX ст. были университетские города: Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Киев. Роль культурных центров играли также отдельные помещичьи имения, такие как Кручик на Харьковщине, где проживал В. Каразин, Поповка на Сумщине, владельцем которого был А. Палицин, имение В. Капниста Обуховка на Полтавщине, Д. Трощииского с. Кибиници и проч.

Следовательно, во времена национального возрождения украинцы не имели единого общенационального культурного центра. Тем не менее, украинское самосознание пошло по пути эмансипации от общероссийс-кого этнокультурного и конфессионального единства.

С развитием новой, светской культуры в России после Петровских времен и упадком украинской автономии усилился приток украинцев к столицам, где перед ними открывались лучшие перспективы, шире поле деятельности. Как пример, можно вспомнить имена композиторов М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя; художников Д. Ле-вицкого, В. Боровиковского, А. Лосенка, скульптора И. Мартоса; медиков Д. Самойловича, М. Тереховского, М. Амбодик-Макси-мовича; писателей В. Капниста, М. Гнєдича и многих других. Они начинали новое направления в науке и культуре, общественно-полити-ческой и философской мысли, осуществили заметный вклад в станов-ление русского литературного языка. Но это не значит, что все они поте-ряли ощущение собственной этнокультурной принадлежности.

Интеллигенция вела борьбу за утверждение национального языка во всех сферах жизни общества, в частности, в системе образования, науки; возникали национальные пресса и книгоиздательство; образо-вывались организационные формы культурно-национального движения, к которому привлекались представителей всех социальных слоев, нако-нец, провозглашались программы дальнейшего развития нации. Взгляды деятелей национального возрождения теперь направляялись не только к прошлому, но и к будущему Украины.

Таким образом, во времена национального возрождения начинает формироваться новое украинское самосознание, опиравшееся на фоль-клор, простонародный язык и историческую традицию, а своему появле-нию обязано романтично настроенной интеллигенции 30 ─ 40-х гг. XIX ст.

6.3. Влияние романтической идеологии на украинскую духов- ную культуру в первой половине ХIХ ст.

Первая половина XIX в. в Европе прошла под знаком романтизма, который был не только направлением в искусстве, но, в первую очередь, доминирующим умонастроением того времени.

Противоречие между идеалом и действительностью стало главной идеей, определяющая суть романтизма, зачинателями которого были немецкие философы Гете, Шиллер, Шеллинг, Лессинг. Его появление было обусловлено негативной реакцией на французскую буржуазную революцию со стороны демократических слоев общества. Романтизм стал основой всей духовной жизни этого времени. Поэтому его следует рассматривать не только как направление в искусстве, но и как общекультурное движение, охватившее самые разнообразные явления – от философии до моды.

Отличительной чертой романтизма было сопоставление реального и воображаемого. Идеи значили больше, чем действительность. Поэтому неизбежным был уход в мир мечты, отчуждение от реальности. Главной задачей у романтиков ─ это стремление к облагораживанию людей. Писатели создавали исключительные образы людей, наделяя их высо-кими моральными качествами. Большей частью это были героические личности, обладающие сильным, непреклонным характером, остро пере-живающие несовершенство мира и способные отдать жизнь во имя счастья и справедливости.

Несмотря на излишнюю отстраненность от жизни, романтизм актуализировал человеческую свободу, индивидуализм. Утверждал самоценность искусства как уникальную деятельность человека.

Интерес к национальной проблематике был также в поле зрения украинских ученых-романтиков. Под воздействием идей романтизма, которые развивались в Украине в первую очередь усилиями Г. Косто-марова, П. Кулиша и раннего Г. Гоголя, др., в первой половине XIX века началось активное исследование и переосмысление фольклора и нацио-нальной мифологии.

Во многом этому способствовало открытие в 1804 г. Харьковского университета, ставшего центром изучения и пропаганды украинской наци-ональной культуры. Здесь велась активная издательская деятель-ность («Украинский вестник», «Украинский альманах» и др.).

Под крышей университета собрались такие известные деятели украинской культуры, как композитор П. Гулак-Артемовский (автор зна-менитой оперы «Запорожец за Дунаем»), драматург Г. Квитка-Осно-вьяненко; профессорами Харьковского университета были видные ученые: А. Метлинский, И. Срезневский, Н. Костомаров. Значительную популярность приобрела здесь философия немецкого романтизма, переводились труды И. Канта, Г. Фихте и др.

Особый интерес ученые проявляли к истории нашего народа  и исследовали древность не только на основе письменных документов, но и активно изучались «живые памятники» ─ народные песни, фольклор. В 1832 ─ 1838 гг. И. Срезневский издал сборник «Запорожская Стари-на», в которой, кроме фольклорных текстов, нашлось место и для «исто-рических» дум, скомпонованных самим автором издания.

Изучая историческое прошлое украинского народа, М. Костомаров, один из первых сравнил русский и украинский менталитет, в своем эссе «Две русские народности» противопоставляя русскую «общность» и украинскую «личность», русскую нетерпимость к чужим и украинскую открытость в отношении других культур, русскую материальность и укра-инскую духовность.

Исторически сложилось, что именно «низовая» культура – культура простого народа, стала на Украине сферой сохранения национальной культурной традиции, поэтому интерес к ней не удивителен. Под влия-нием этого интереса сложился идеализированный и романтизированный образ украинского человека. Таким было, например, распространенное представление о простом, добром, честном, преданном украинском «казачке».

Таким образом, в эпоху романтизма рождались и серьезные нацио-нальные идеи, и национальные стереотипы, которые в свете романти-ческого сознания содержали в себе отпечаток чего-то необычного, исключительного, далекого от приземленности и серой повседневности.

В целом, философско-мировоззренческие идеи украинского роман-тизма с одной стороны положили, начало научных (в основном историчес-ких и этнографических) исследований национальных истоков, а с другой - начало осознания представителями украинской интеллигенции трагичнос-ти собственного общественного бытия.

6.4. Шевченко Т.Г. и становление новой украинской культуры

Противостоял романтизму – критический реализм, акцентировав-ший внимание на социальные проблемы. Критически оценивал их, а не ограничивался констатацией фактов. Реализм стремился к осмыслению жизненных закономерностей и к художественному отражению их как типических. Авторы (О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Д. Лондон, А. М. Б. Стен-даль) уже не стремились идеализировать героев. Их внимание привлекали все сферы человеческой деятельности и нравственное состо-яние общества.

Именно с этим направлением было связано творчество выдаю-щегося украинского писателя Т. Г. Шевченко, который поднял украинскую литературу на мировой уровень и расширил национальное самосознание украинского народа.

Поэзия великого певца Украины будила национально-патриоти-ческие настроения украинской молодежи, даже инертно-безразличной к родному языку и культуре.

Появление в 1840 г. «Кобзаря» Тараса Шевченко открыла перед украинской культурой новые идейные и художественные горизонты, кото-рые обусловили ее самобытное развитие в будущем. Гениальный поэт, неповторимый по творческой манере художник, активный общественный деятель, который общался с лучшими представителями русской, поль-ской и других культур, человек широких духовных горизонтов, Т. Шев-ченко находился на высотах передовой мысли своего времени.

В своем творчестве он соединил национальное и общечеловечес-кое, «стал великаном в царстве человеческой культуры» (И. Франко).

Т. Шевченко был выдающимся поэтом-романтиком. Примером романтизма являются произведения «Иван Подкова», «Тарасова ночь», «Гамалия».

Но вместе с тем, творчество Т. Г. Шевченко открыло новый, высший этап в развитии украинской культуры. Оно утвердило критический реализм в украинской литературе, который основал ее революционно-демократическое направление. Произведениями реалистического направ-ления является его поэмы «Кавказ», «Служанка» и др., где поэт воспевал борьбу за свободу, славу, национальное самоутверждение («Гайда-маки»).

Всеобъемлющим творчество Шевченко-поэта оставляла долгое время в тени его изобразительное наследство. Академик Петербургской академии художеств Т. Шевченко имел свою неповторимую манеру рисун-ка, что сказывалась во всех тех разнообразных жанрах и техниках испол-нения, которыми богата его изобразительная наследие. 

Воспитанный на традициях академической школы классицизма, Шевченко через романтизм постепенно переходит к реализму в живописи и графике. Наиболее известными являются Шевченко портреты и картины бытовой и исторической тематики, пейзажи («Крестьянская семья», «Катерина», «Дары в Чигирине», «Сваты», «Суда Совет»).

Однако преобладало в нем второе, основное и главное призвание – поэта-новатора, поэта особенной, необычной силы мысли, глубины чув-ства, могущественной революционной страсти.

Таким образом, мысли Шевченко-поэта, борца-революционера всег-да обращены к будущему, они вдохновляют новые поколения. Этот чело-век всегда служил правде и боролся за счастливое будущее своего наро-да. И оружием в этой борьбе поэт сделал слово.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте движение Просвещения и его значение для  европейской культуры.

2. В каких условиях проходило украинское культурное возрождение?

3. Перечислите неблагоприятные факторы, угрожающие потере национальной идентификации украинского народа в ХVIIIIХ вв.?

4. Какова была социальная база украинского возрождения?

5. Почему романтизм можно рассматривать как идейное движение?

6. Назовите основные черты романтизма.

7. Каким образом творчество Т.Шевченко открыло новый этап в раз-витии украинской литературы и культуры в целом?

Литература: основная [1, с. 72–79, 141–157; 4, с. 96–108, 144–152];дополнительная  [22, с. 132–160, 311–332; 11, с. 132–146, 311–346; 7, с. 115–145, 215–231; 21, с. 185–205].

Тема 7. Украинская культура и духовная жизнь в ХХ ст.

7.1. Проблемы мировой культуры к. ХIХ-ХХ ст.

7.2. Модернизм как система художественных ценностей.

7.3. Национально-культурное движение в Украине к. ХIХ-ХХ ст.  Особенности украинского модерна.

7.4. Советский период развития украинской культуры. Соцреализм  как тип тоталитарной культуры.

7.5. Украинская культура во время кризиса советской системы.

7.1. Проблемы мировой культуры к. ХIХ-ХХ ст.

В к. ХІХ – нач. ХХ вв., в результате разочарования от несбывшихся надежд добиться социальной справедливости, в обществе стало рас-пространяться пессимистичное настроение. Люди разуверились, что мож-но изменить жизнь в сторону лучшего. Начавшийся период кризиса духов-ной культуры получил название декаданса (упадка) и был связан с развитием таких направлениях как импрессионизм, постимпрессионизм.

Импрессионизм появился как протест против чрезмерного натура-лизма и академизма. Основателем его является Эдгар Моне. Импрес-сионисты создали в живописи новую технику мелких мазков. Свои картины писали на пленере (открытом воздухе). Художественные приемы позволяли им передавать ощущения света, воздушности, создавать настроение радости, поэтичности. Однако их творчество подвергалось критике за отсутствие социальной проблематики. (Представители: Дега, Ренуар, Сислей, К. Моне).

Постимпрессионизм возник как реакция на импрессионизм с его интересом к мимолетному, случайному. Взяв особую технику мелких маз-ков при создании картин, богатство цветов, постимпрессионисты пыта-лись найти выход из социальных конфликтов, подвергали критике буржуазные ценности. Но реально изменить они ничего не могли, поэто-му ограничивались только формальными приемами. Представители:

В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезан, П. Гоген.

7.2. Модернизм как система художественных ценностей

Как ответ на эти кризисные явления в культуре ХIХ-ХХ вв. возник модернизм − (от ф. мodern ─ новый). Его формирование проходило под влиянием философской мысли, представленной экзистенциализмом, пси-хоанализом, интуитивизмом, феноменологией, волюнтаризмом, филосо-фией жизни. Их размышления о трагедии и крахе традиционного гуманиз-ма, потере идеалов стали результатом восприятия мира как враждебного человеку. Появилась потребность в новых средствах выразительности в искусстве, поиске методов и приемов самовыражения.

В целом для модернизма характерно:

1. Отрицание традиционных методов и канонов в искусстве.

2. Отказ от принципа подражания и копирования.

3. Недолговечность направлений.

Этот художественный метод связан с тем, что художники и другие люди искусства в своих произведениях сознательно отказались следо-вать реальному миру, зато начали творить собственный мир, живущий по законам их фантазии и интеллекта. Восприятие такого художественного произведения предусматривает смещение внимания с проблемы «о чем идет речь» на проблему «как это сделано», то есть, если упростить, из содержания на форму.

Это способствовало появлению большого количества в его рамках различных направлений, таких как: авангардизм, натурализм, конструкти-визм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, дадаизм и др.

7.3. Национально-культурное движение в Украине к. ХIХ-ХХ ст.  Особенности украинского модерна

История украинской культуры второй половины ХІХ-ХХ веков разделяется на три хронологических периода:

а) с 50-х годов XIX века по 1917 год;

б) с 1917 по 1991 год;

в) с конца 1991 года до настоящего времени.

Первый из них можно обозначить как «дореволюционный». Это период пребывания украинской культуры в колониальной зависимости от российской и австро-венгерской империй, между которыми были разде-лены украинские земли. Он заканчивается политическим кризисом в кон-це первой мировой войны и следующим развалом обеих империй в 1917 ─ 1918 годах.

Второй период можно условно определить как «советский». Однако, он начинается с первых попыток возрождения национального украинского государства ─ во времена Центрального Совета, Директории и Западно-украинской республики ─ попыток неудачных и потому непродолжитель-ных, охватывает культурную жизнь Украины в советское время, а заканчи-вается распадом Советского Союза.

Третий период есть временем возобновление независимости Украи-ны в 1991 году в результате развала Советского Союза и началом пере-стройки национального украинского государства.

Важным событием в культурной жизни Украины в ХIХ ст. стало открытие в 1834 г. Киевского университета, что усилило роль Киева как культурного центра. Киевский и другие образовательные центры (Харь-ковский, Одесский (Новороссийский) университеты, Нежинский историко-филологический институт, а в Западной Украине – Львовский универси-тет) создавали вокруг себя определенное культурное пространство и стали кузнецей формирования отечественной культурной элиты.

В российской Украине во второй половине XIX ─ в начале XX ст. создавались «Общества» ─ организации украинской интеллигенции, кото-рые вели национально-культурную и общественно-политическую деятель-ность. Они существовали тайно в Киеве, Полтаве, Харькове, Одессе и других городах. Первое «Общество» возникло в 50-х годах XIX ст. в Петербурге (Г. Костомаров, Т. Шевченко, П. Кулеш). Основным зада-нием считалось распространение образования и пробуждения националь-ного сознания украинского народа.

С 1908 г. начинает работу Украинское научное общество, возглав-ляемое Грушевским. Выходит ряд работ по гуманитарным, медицинским, техническим наукам. Но в 1914 г., с началом 1 мировой войной, развитие культуры приостанавливается и вводятся запретные меры для ее даль-нейшего развития. В восточной Украине начался массовый призыв в армию. Все это способствовало распространению социал-демократичес-ких и марксистских идей, что окажет сильное влияние на последующую судьбу украинской культуры.

Особую роль в украинском национально-культурном движении при-надлежала художественной литературе, которая вышла за рамки бил-летристики (просто интересного чтения), а стала мощнейшим оружием борьбы с отсутствием правовой системы в Российском государстве и Австро-Венгерской империей. Яркой страницей украинской культуры ста-ли ее художественные достижения. В произведения Г. Гоголя, Т. Шев-ченко, М. Вовчек, П. Кулиша, Л. Украинки, И. Франка, И.Нечуй-Левицкого, П.Мирного и многих других художников поднимались важней-шие вопросы общественной жизни, связанные с идеями национального самосознания.

Со вт. пол. ХIХ в. литература приобретает реалистический характер  и отражает всю глубину бесправия человека в условиях самодержавия и крепостничества. Именно такая литература сменила романтизм и бурлеск (литературное направление, изображающее украинский колорит, не акцентируя внимания на трагичность положения украинского народа).

К росту национального самосознания привело не только отсутствие государственности, но и гонения на украинскую культуру, усилившиеся со вт. пол. ХIХ в. Запрещается издание украинских журналов, учебной, науч-ной,  популярной и даже религиозной литературы на украинском языке. Этому способствовало появление Валуевского циркуляра в 1863 г. (распоряжение министра внутренних дел России П. Валуева о «приоста-новке» издания религиозной и учебной литературы украинским языком, запрещении учебы детей украинским языком). Начинаются репрессии, высылки и преследования передовых деятелей украинской культуры.

Таким образом, развитие украинской культуры во второй половине XIX ст. проходило в жестких условиях, которые запрещали употребление украинского языка.

В таких условиях выдающиеся украинские деятели культуры вынуж-дены были уехать на Галицкие земли (П. Кулиш, И. Нечуй-Левицкий и др.). Поэтому в Галичине начинает развиваться новая волна украинского национально-культурного движения, выразившаяся в литературной и научной деятельности. Появляется много исследований по украинской истории, этнографии, археологии, филологии, поднимающие вопросы национального самосознания: «Кто мы такие, откуда наши корни, каковы дальнейшие перспективы развития Украины?». Открываются частные средние образовательные школы.

Кроме этого, в дореволюционный период в украинских научных центрах образовались известные научные школы, среди которых стоит отметить: химическую (Г. Бекетов, Ф. Шведов), биологическую

(И. Мечников, Г. Гамалия, В. Палладий), физиологичную (И. Сеченов), а также филологическую (О. Потебня).

Таким образом, дискриминация всего украинского, отсутствие госу-дарственности способствовали распространению идей национального освобождения в литературе, философии и т. д.

Разработке вопросов национального самоопределения также способствовала отмена крепостного права (австрийским правительством в 1848 г., российским ─ в 1861 г.). Свободолюбие украинского народа, который во времена Гетьманщины был свободен (распространение кре-постничества в Украине приходится на 1783 ─ 1796 гг.), с новой силой заявило о себе. Именно поэтому внимание тогдашних мыслителей (Г. Дра-гоманов, Г. Грушевского, И. Франка и др.) было направлено в первую очередь на вопрос национального возрождения.

Михаил Петрович Драгоманов ─ известный украинский обще-ственно-политический деятель, историк, философ, экономист ─ был сторонником идей демократизма и федерализма. Он пытался соединить задание украинского освободительного движения с современными ему западноевропейскими либерально-демократическими и социалистичес-кими течениями в общественной жизни. Был сторонником образования федерального государства, которое решало бы национальные вопросы демократическим путем. Признавая исторические права украинцев на самоопределение, не верил в возможность возобновления национальной государственности. Стремился направить украинское общественное движение на борьбу за федерализацию в пределах Российской и Австро-венгерской империй. Одновременно Драгоманов не отклонял значения широкого влияния национальных традиций на формирование культурного наследия народа.

Михаил Сергеевич Грушевский ─ выдающийся украинский исто-рик, публицист, писатель, общественно-политический деятель – рас-сматривал историческое исследование как теоретическую основу для практической украинской политики. Поддерживал идею украинской автономии в составе Австро-венгерской империи. Политическую плат-форму базировал на принципах конституционного парламентаризма и автономии Украины.

Вместе с тем, период украинской культуры конца XIX ─ начала XX ст. был насыщенный чрезвычайными, нерядовыми событиями.

Именно тогда возникло много новаций, о которых можно сказать «впервые». Впервые было основан постулат политической самосто-ятельности Украины в книге Ю. Бачинского «Украина irredenta». Впервые была создана профессиональная украинская театральная труппа (1883), которую возглавил М. Старицкий (режиссером был

Г. Кропивницкий, актерами: Г. Заньковецкая, И. Карпенко-Карый,

М. Садовский и др.). Впервые была переведена на украинский язык Библия И. Пулюем вместе с П. Кулишом и И. Нечуй-Левицким. Это именно тот Иван Пулюй ─ украинский физик и электротехник, который стал первым изобретателем «рентгеновской трубки» (осуществил откры-тие в 1883 г.).

В США начала выходить первая украинская газета «Америка» (1886 ─ 1890), основанная греко-католическим священником И. Волян-ским. Первой ежедневной украиноязычной газетой в восточной Украине стала газета «Общественное мнение» (1906). Появилась первая украин-ская опера – «Запорожец за Дунаем» композитора и певца С. Гулака-Артемовского. Один из первых профессионалов-композиторов в Гали-чине М. Вербицкий написал музыку на слова П. Чубинского «Еще не умерла Украина», которая стала государственным гимном Украины. Вышел первый в украинской литературе исторический роман «Черный Совет», что принадлежит перу Пантелеймона Кулиша. Впервые было создано украинское физкультурно-спортивное (спортивно-двигательное) общество «Сокол» (1894) во Львове. Впервые возникла детско-молодеж-ная организация «Пласт», призванная воспитывать молодежь на морально-христианских принципах и в патриотическом духе (в 1911 г. во Львове при содействии И. Франка). И этот ряд, безусловно, можно про-должить.

Вместе с тем, в начале ХХ века культура Украины, с одной стороны, продолжала развивать народные, демократические традиции XIX века, а с другой ─ шел активный поиск новых форм, использования достижений других национальных культур. Это конкретно проявилось в двух ориента-циях:

1). Сохранение национально-культурных традиций (народническая теория).

2). Ориентация на западноевропейский процесс в сфере худо-жественной культуры («европеизация», «модернизм»).

Традиционные тенденции в области литературы сочетались с развитием модернистских направлений ─ футуризма, символизма. Выделяется «новая школа» украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Сте-фаник, О. Кобылянская). И. Франко писал, что представители этой шко-лы стремились вполне «модерным» европейским способом изобразить своеобразие жизни украинского народа. Такое направление в украинской литературе, как футуризм прежде всего связан с М. Семенко, который был одним из его главных теоретиков, основателем первого литера-турного объединения футуристов (Киев, 1913 год).

Итак, в к. ХIХ ─ начале ХХ вв. украинская культура развивалась достаточно активно. Большинство новаций возникли в результате роста национального самосознания и были связанны с поиском самоидентич-ности украинцев, с определением своего - украинского поля культуры.

В целом, период конца XIX ─ начала XX ст. знаменательный тем, что именно в нем были сформированы те принципы, которые в будущем стали фундаментами украинского независимого государства.

7.4. Советский период развития украинской культуры. Соц- реализм как тип тоталитарной культуры

После революции 1917 г. на Украине начался культурный подъем, связанный с надеждой на лучшие перемены. Активно начинает издавать-ся украинская литература.

В 1918 г. открылась первая украинская академия наук, однако молниеносный разгром Центральной Рады – нового украинского прави-тельства, привел к закрытию всех этих учреждений.

После 1922 г. (образование СССР) научная жизнь возобновляется в условиях новой социальной стабильности. Этому способствовало возвра-щение из ссылки в 1924 г. Грушевского (первого украинского президента и выдающегося ученого), выходят ряд его фундаментальных работ, имею-щие огромное значение для развития отечественной культуры.

Так, в Киеве и Харькове выходят в свет «Шевченковские чтения». В поэзии заметный след оставили Зиров, М. Хвылевой, В. Сосюра,

П. Тычина, Олесь и др.

В прозе – заметное место занимали писатели, творчество которых в годы советской власти замалчивалась или искажалась. Среди них В. Вин-ниченко ─ деятель Центральной Рады, прозаик, драматург, произведе-ния которого характеризовались разноплановой проблематикой (сельское и городское жизни, изображения различных социальных групп).

Именно в литературных произведениях выражаются надежды, связанные с гуманистическими приоритетами развития личности. Украин-ский язык становится государственным, открываются украинские уни-верситеты (В Киеве, Камянце и др.)

Базой для дальнейшего развития культуры в полной мере стала украинская наука, как фундаментальная, так и прикладная. В развитии украинской науки активное участие приняли выдающийся естествоиспы-татель с мировым именем В. Вернадский, микробиолог и эпидемиолог

Д. Заболотный, математик Н. Крылов, экономист М. Туган-Барановский, гигиенист и эпидемиолог А. Корчак-Чепурковский, литературовед С. Ефремов, О. Богомолец, который работал в области экспериментальной патологии, Е. Патон, который предложил принципиально новые методы электросварки. Эти и ряд других ученых широко известны за пределами Украины.

Таким образом, в 20-е годы украинская культура переживает настоя-щий творческий подъем – новую волну национально-культурного возрож-дения. Наиболее ярко это проявилось в развитии украинского театра, связанное с творчестовом Л. Курбаса и его театром «Березиль», в котором на высоком художественном уровне решались задачи обновле-ния украинского сценического искусства.

Всемирная слава пришла к одному из основателей украинского киноискусства А. Довженко вместе с фильмами «Звенигора», «Арсенал», «Земля». Стилистика, созданная Довженко, положила начало направле-нию, которое определяют как «украинский поэтический кинематограф». Заслугой этого выдающегося режиссера было то, что он ввел в театраль-ное искусство много новаторских приемов, к которым позже придут и европейские театры.

Но с 1921 г. культурный процесс был подорван, связанный с эконо-мическим упадком. С к. 20-х гг. усиливаются репрессии против деятелей украинской культуры, а с сер. 20-х гг. в СССР усиливается политика ограничения всех национальных культур, в том числе и украинской.

В 1932 г. появился термин «социалистический реализм», кото-рый был провозглашен единственным правильным методом литера-туры и искусства, что, в свою очередь, обедняло, сужало творческий процесс. Прославление мифических достижений, лакировка действитель-ности, фальсификация истории стали органическими качествами идеоло-гизированной литературы.

Были остановлены авангардные поиски и эксперименты, которые во всем мире продолжали оставаться магистральной линией развития искусства. Диктовалось верховенство историко-революционной, произво-дственной тематики.

В живописи такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет, отодви-гались на второй план потому, что они будто не несли классовой нагруз-ки.

Чтобы подавить свободную мысль, вызвать страх, укрепить по-винновение, сталинский режим развернул массовые репрессии. В совре-менной публицистике, научную литературу это период культуры вошел образ «расстрелянного возрождения». Политические репрессии 30-х гг., коснувшиеся всей культурной элиты СССР, уничтожили 80 процентов украинского культурного потенциала, примерно такие же потери понесли и другие республики.

Кроме этого, украинская культура столкнулась с существованием тоталитарной культуры, при которой культура принимает форму монокультуры, ориентирующаяся на господствующую идеологию. Такая культура убивает дух творчества и приходит к застывшим формам.

Таким образом, в советский период, занявший большую часть ХХ столетия, украинская культура прошла сложный путь, объединяющий достижения и потери, духовные взлеты и трагедии: национальный подъем 20-х годов, трагедию в годы сталинской диктатуры, хрущевскую «оттепель», брежневский «застой», горбачевскую перестройку. Устано-вить с объективностью баланс тех и других процессов ─ прерогатива будущего.

7.5 Украинская культура во время кризиса советской системы

На развитие украинской культуры в советский период решающее значение оказывала государственная политика СССР, в соответствии с которой, любая национальная культура имела формальные права на развитие, но при этом обязательно должна была оставаться социалисти-ческой по содержанию и национальной по форме. Такое разделение культуры на содержание и форму очень пагубно сказалось на ее развитии и привело к развитию монокультуры, к утрате национальных традиций, к забвению украинского языка и фольклора.

Данные процессы обеднили развитие культуры и привели к распространению маргинальности (маргинал – человек, выпавший из мира культуры). Усугубился разрыв между деревней и городом.

В послевоенное время на общественную жизнь Украины заметно повлияло новое поколение деятелей культуры ─ так называемые шестидесятники. Среди его основателей были Л. Костенко и В. Симо-ненко. Эти и некоторые другие деятели культуры, художники (И. Драч,

В. Стус, Г. Табаковод) выступили против искусственных стереотипов «социалистического реализма». Однако реакцией со стороны власти на некоторое оживление художественной и общественной жизни было усиление идеологического давления на интеллигенцию и борьба с «укра-инским буржуазным национализмом».

Идеологические запрещения и репрессии в среде критически мыслящих людей повлекли появление и существование в 60-80-ые годы специфического жанра свободной литературы – «самиздата». Именно таким образом распространялись отдельные художественные, худо-жественно-критичные и публицистические произведения. В этом контек-сте можно вспомнить известный  журнал – «Украинский вестник», который в начале 70-х годов выходил во Львове усилиями В. Черновола.

Таким образом, участие интеллигенции в политической и культурной жизни страны особенно активной была в переломные моменты. Достаточно вспомнить имена выдающегося украинского историка, главы Центральной Рады М. Грушевского, талантливого писателя, председа-теля Генерального секретариата В. Винниченко, участников диссидент-ского движения И. Светличного, В. Симоненко, В. Стуса, современных политиков-поэтов И. Драча, Д. Павлычко, писателя Яворивского.

В период кризиса советской системы приоритетное развитие имели те ее направления, которые были далеки от идеологии: классическая музыка, балет, пейзажная живопись и т. п.

В науке благоприятно развивались те ее сферы, которые способ-ствовали укреплению авторитета и военной мощи СССР – физика, химия, космонавтика, кибернетика (хотя последняя долгое время была объявлена буржуазной наукой вместе с генетикой).

В целом, развитие культуры в  Советской Украине было подчинено жесткому идеологическому контролю, особенно в сфере искусства. Единственно правильным направлением в нем был признан метод  «социалистического реализма», а сама советская эпоха в истории украинской культуры ─ сложный период, характеризующийся определен-ными достижениями и просчетами.

Контрольные вопросы:

  1.  С какими проблемами столкнулась мировая культура в к. ХIХ – нач.ХХ ст.?
  2.  Какие черты присущи модернизму и какие его направления вам известны?
  3.  На какие периоды культурного развития делят украинскую куль-туру ХХ в? Дайте краткую характеристику каждому из них.
  4.  Как происходило национально-культурное движение в Украине в к. ХIХ – нач. ХХ вв.?
  5.  Какие новации возникли в украинской культуре в этот период?
  6.  Каким образом «расстрелянное возрождение» сказалось на развитии отечественной культуры?
  7.  Как развивалась украинская культура в период кризиса социалисической системы?

Литература: основная [1, с. 79–99, 157–171; 4, с. 108–117, 152–161]; дополнительная [22, c.161–180, 347–372; 11, с. 199–336, 7, с. 115–145, 246–275; 21, с. 206–247].

Тема 8. Основные тенденции развития современной украинской культуры

8.1. Наростание кризисных явлений в культуре глобализурующегося  мира.

8.2. Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное  украинское общество.

8.3. Постмодернистская модель мира в мировой и украинской  интерпретациях.

8.4. Новое национальное возрождение в эпоху становления  независимости Украины.

8.1. Наростание кризисных явлений в культуре глобализу- рующегося мира

ХХ в. вошел в историю культуры как век мировых войн и экономии-ческих катастроф, обусловившие изменение парадигмы мышления и системы ценностей. Это изменение может быть определено понятием кризиса гуманизма как системы взглядов, что более всего ценит человека как личность, ее право на свободу и счастье, а нормой отно-шений между людьми считает принципы равенства, справедливости и человечности. 

В рамках ХХ в. выделяют несколько периодов:

Первый период пришелся  на рубеж XIX – н. XX вв. (1917 г.) – в это время шло формирование индустриальной цивилизации. Состоялась вто-рая научно-техническая революция (НТР), давшая миру телефон, теле-граф, радио, электричество, самолет, автомобиль и другие достижения науки. Новые открытия в области различных областей научных знаний нашли применение в техническом производстве. Прогресс в индустрии сопровождался изменениями в финансово-кредитной сфере, социальной структуре общества, политической и культурной жизни.

Второй период это 20 – 30 годы связан с образованием новой политической формы устройства – социалистической, ставшей антагонис-том для капиталистической системы.

Третий период это послевоенные 40-е годы и вся вторая поло-вина ХХ в., когда происходил подъем национального самосознания. Полу-чили распространение гуманистические принципы и идеалы. Ставшая мировой наука, создала условия для интенсивного развития техники. На-чалось активное исследование космического пространства.

Четвертый период – с конца ХХ в. связан с переходом развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. Этот переход был  связан с увеличением роли информации, базирующейся на новой интеллектуальной технологии. Появилась возможность осущест-влять обмен информацией с помощью компьютерных терминалов и добиться широкой социальной однородности. В результате сложилось понятие «информационное общество», для которого характерен высо-кий уровень развития промышленного производства, ориентирован-ного на массовое производство товаров длительного пользования (теле-визоров, автомобилей и т. п.).

Появление телевидения осуществило небывалый по масштабам переворот в сознании, сравнимый разве что с изменением картины мира после полета человека в космос. Однако телевидение не только раскры-ло новые горизонты познания мира (человек получает через него огром-ное количество различной информации), но и сформировало новое мышление, которому присущи фрагментарность, эпатажность, произ-вольность.

Сейчас в развитых странах мира продолжается процесс создания постиндустриального общества, для которого характерны: создание инфраструктуры сервиса, доминирование в обществе научно-технических специалистов, создание новой «интеллектуальной» техники.

Компьютеризация и развитие разветвленных информационных се-тей позволяет говорить «глобальной электронной цивилизации» на базе телевидения, компьютерной службы и энергетики.

Благодаря техническому прогрессу возникли новые формы и виды искусства (электронная музыка, компьютерная графика), приобрели популярность массовые художественные зрелища, спорт стал сближаться с искусством.

Однако, наравне с достижениями современная культура противоре-чива и конфликтна. Можно выделить ряд антиномий: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гумма-низация. Ученые бьют тревогу по поводу экологического состояния плане-ты. Философы, публицисты предупреждают о бедах, связанных с поте-рей духовности людей.

8.2. Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на совре- менное украинское общество

Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное  украинское общество.

Широкое распространение в ХХ в. получила массовая культура.

Ее возникновение обусловило расширение воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации. Своим развитием она обязана процессам «массовизации сознания», когда человек ощущает себя только частью массы, а не отдельной индивидуальностью и процессам коммерциализации, когда произведение искусства становится источником прибыли.

Одним из первых этот феномен исследовал испанский философ

X. Ортега-и-Гассет в знаменитой работе «Восстание масс». Носите-лям «массового сознания» он противопоставил элиту – «творческое меньшинство». Если первые ─ только потребители культуры, не отличаю-щиеся высокими вкусами, то другие ─ творцы культурных ценностей, добровольно берущие на себя ответственность за развитие культуры и состояние общества в целом.

Сегодня массовая культура выполняет важнейшие функции: компен-саторную и развлекательную. Поскольку современный человек живет в очень быстром ритме, затрачивает много физической, психической, интеллектуальной энергии, то при таком ритме человек нуждается в компенсации потраченной энергии, что с успехом и делает массовая культура. Мир массовой культуры очень привлекательный, не вызывает чувства «надлома» и этим сполна помогает «восстановиться» современ-ному человеку.

Кроме этого, позитивным моментом массовой культуры является то, что она первая обратилась к тем темам  и проблемам, которые ранее были запретными (проблемы интимной жизни, пьянства, наркомании, проституции, СПИДа и др.) и обозначила необходимость их решения. В этом состоит одна из специфических черт нашей отечественной массовой культуры.

Но в то же время, массовая культура направлена на удовлетво-рение духовных вкусов и потребностей массового человека и это делает ее уровень усредненным. Поскольку она не глубоко отражает те темы и проблемы, к которым она обращается, то культурная политика в каждом государстве (в т. ч. и Украине) должна поддерживать развитие высокой культуры.

В целом, массовая культура ─ явление, которое нельзя однозначно интерпретировать как позитивное или негативное. При этом, сегодня, в ХХI в. все более осложняется проблема поиска альтернативы рассчитан-ному на так называемый «массовый вкус»: вплоть до формирования скептического взгляда не только на возможность, но и на необходимость подобного «противовеса», потому что постмодернистская доктрина доста-точно охотно отрицает плодотворность мышления «альтернативами».

8. 3. Постмодернистская модель мира в мировой и украинской  интерпретациях

Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд  его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиаль-но меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида).

Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловлен-ности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культу-ре.

Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как  утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игро-вого начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.

Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.

Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) – вот объективные предпосылки постмодернизма.

Для постмодернизма свойственно:

1. Поиски универсального художественного языка.

2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм,  коллажность, компиляция.

3. Идеи пессимизма и абсурдности.

4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного  результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.

5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).

6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: поли- тику, религию, мораль, философию.

7. Признание невозможности познания и осмысления сущности  человека и культуры рациональным путем;

8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в  пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства,  приближения смерти).

9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение  культуре.

Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным явлением по отношению к западному, так как не вырастает на почве глобальной информатизации общества. Его пространством преобразований становится прежде возрождение содержания национальной традиции, в частности барочной, классической, романтической, авангардной.

Для деятельности отечественных литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Лу-Го-Сад», «Новая дегенерация», «Пропала грамота» и др. характерно карнавальное шутовство, в котором иронической трансформации подвергаются устоявшиеся ценности. Герои романов Ю. Андруховича («Рекреации», «Московиада», «Перверзия»), книг О. Забужко профани-руют мир скорее от неспособности найти общий язык друг с другом, их плетение «словес» ─ скорее способ скрыть пустоту ихобыденности их бытия. Однако та же ирония порождает жизнеутверждающую стихию народного карнавала, как в спектакле «Энеида» в театре им. И. Франко в Киеве.

8.4. Новое национальное возрождение в эпоху становления  независимости Украины

Распад Советского Союза и крах коммунистической системы озна-меновали начало новой исторической эпохи в геополитических, общественных, экономических и культурных процессах всего мира.

Провозглашение независимости Украины (24 августа 1991 г.) и развитие самостоятельного государства «Украина» создали принципиаль-но новые, формально вполне благоприятные условия для развития куль-туры. 19 февраля 1992 Верховная Рада приняла «Основы законодатель-ства о культуре», которыми предусмотрены меры дальнейшего развития украинской национальной культуры.

Бескровное появление почти в центре Европы суверенной Украины, ее политическое возрождение существенно повлияли на общественные и геополитические реалии не только в этом регионе, но и во всем мире: усилился интерес стран мирового содружества к ее экономике, истории, национально-политическому и национально-культурному возрождению, международным связям. Это стало возможным потому, что в среде украинского народа за много веков сконцентрировался огромный потенциал целостной духовной культуры в противовес постоянным посягательствам на колонизацию украинских этнических земель со стороны чужеземных государств.

Независимое Украинское государство стало залогом свободного развития литературы. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в Украину начали возвращаться произведения запрещенных тоталитарным режимом писателей и поэтов с мировым именем: И. Багряного,

У. Самчука, Е. Плужника, Е. Маланюка, О. Ольжича, А. Олеся, Е. Те-лиги, З. Красовского, Б. Антонича и проч.

Появились непредвзятые произведения молодых украинских литераторов, среди которых выделяются П. Селецкий, А. Орос, О. Ви-женко, П. Кралюк, С. Украинский, В. Мастерова, И. Римерук,

О. Забужко, В. Герасимюк и др. Продолжают плодотворно работать в украинской литературе давно признанные мастера слова И. Драч,

В. Крищенко, И. Калинец, М. Луков, Р. Иваничук, П. Пере-бейнос, Р. Федорив, Е. Сверстюк, В. Захарченко и многие другие.

Таким образом, национальная культура призвана открыть новую перспективу духовной консолидации украинской нации, возродить в массовом сознании государственные духовно-нравственные принципы. Подъем украинской культуры в условиях независимости, продвижения ее к европейскому просветительскому уровню неизбежен потому, что укра-инский народ в течение веков создал самобытные ценности, которые щедро вкладывает в мировую сокровищницу цивилизации.

Контрольные вопросы:

1. Объясните причину кризисных явлений культуры современного  глобализирующегося мира.

2. Дайте характеристику современному «информационному» об- ществу.

3. В чем суть массовой культуры? Назовите ее важнейшие функции.

4. Раскройте характерные черты постмодернизма и проанали- зируйте его особенности в современном украинском обществе.

5. Какие перспективы для развития украинской культуры открыла  независимость государства?

Литература: основная [4, с. 117– 30, 161–175]; дополнительная [11, с. 337–355; 7, с. 146–171, 276–319; 21, с. 248–297].




1. Тема- Понятие налога Вопросы- Причины по которым необходимо четкое юридическое определение налога
2. Средняя общеобразовательная школа 4 п
3. Формирование Древнегреческой государственности.html
4. Кинематика материальной точки
5. 10 по 1310 335 16 12
6. Италия кажется такой провинциальной после его смерти писал итальянский критик Дарио Беллецца после уход
7. Полномочия Правительства России
8. 12-59 РУННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В далёкой древности наши предки наблюдая за движением Луны по небу знали что ме
9. І Бібліотека українських підручників ПопередняЗМІСТНаступна 4
10. Анализ финансовый отчетности предприятия ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
11. Методика преподавания биологии Часть 1
12. Яга Цыганка Шапокляк
13. контент означает содержимое или содержание документа
14. кишечное кровотечение.
15. Никель кобальт задача1 задача2 350000079001600740045 351000083001600780046 352000088001600820048 353000094001600860050
16.  Несколько лет назад появился фильм ldquo;Молчание ягнятrdquo; в котором показана история борьбы агентов ФБР
17. Дмитрий Буланов СанктПетербург 2002 Часть первая
18. 1.Готовность ребенка к школе как психологический феномен
19. Тема- Вступ Предмет і завдання фармацевтичної хімії
20. стоимостного анализа