У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тело странно реагирует

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Уральский государственный колледж имени

И.И. Ползунова

 

       

Идеомоторная тренировка

                                                                Группа: ВМК-425

Студент: Тепин В.А

 

                                                 

.

Идеомоторные движения - телесные движения, которые совершаются человеком не осознанно, а, например, через представление их. Про идеомоторные движения говорят - "тело странно реагирует".

Идеомоторная тренировка (ИТ)

Это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка.

Освоив идеомоторную тренировку, Вы:

  •  повысите концентрацию внимания;
  •  приобретете уверенность;
  •  сможете управлять своими эмоциональными реакциями во время соревнований;
  •  сможете с помощью своего воображения тренировать необходимые для вашего вида спорта навыки и умения;
  •  получите возможность снимать боль и ускорять восстановление после травмы;
  •  сможете перевоплощаться в образ, который ассоциируется у вас с победителем;
  •  находить и корректировать технические ошибки;
  •  настраиваться перед выступлением.

Идеомоторика и автоматическое рисование

Сам термин состоит из двух частей: "идео" (мысленный) и "моторика" (движение), то есть дословно - "мысленное движение". Идеомоторика является фундаментальным психофизиологическим механизмом, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами. Идеомоторный акт - это непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия. Идеомоторика - это разновидность более широкого психического явления, получившего название психомоторики, в которой, кроме идеомоторики, можно выделить сенсомоторику (движение в ответ на сенсорные сигналы), координацию (дифференцирование и регуляция мышечных усилий), ловкость (по Н.А.Бернштейну - "двигательная находчивость"), психомоторные способности (потенциальные возможности человека в двигательной сфере) и другие.

Каждое наше движение имеет свое представление в сознании и любому движению предшествует создание его мысленного образа, результатом чего являются сигналы к конкретным мышцам нашего тела. При этом выполняется довольно сложный алгоритм анализа текущего состояния и внешних условий, но если движение повторяется часто и в типичных условиях, то наша нервная система сокращает эту процедуру до минимума: "мысленный образ движения" - "комплект сигналов к мышцам". Мысленный образ, при котором сигналы к мышцам идут даже в том случае, если мы не планируем выполнять движение, а только думаем о нем, называется идеомоторным образом действия. И если контроль мышечной активности недостаточно высок (или сознательно ослаблен), эти сигналы могут вызвать различные движения, т.е. произвести идеомоторный акт. Синонимом идеомоторного образа движения является понятие "динамический стереотип", который отражает интеграцию условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий и достигается многократным предъявлением раздражителей.

Автоматизация движения приводит к тому, что фокус внимания при выполнении освоенного упражнения смещается в блок переработки информации с целью создания (а часто просто выбора из имеющихся вариантов) адекватной команды мышцам, дальнейшее выполнение которой уже автоматизировано и практически предсказуемо мозгом. Так происходит формирование идеомоторного образа движения, появление которого в сознании генерирует комплекс сигналов к мышцам. Если нет необходимости выполнения движения, то нервная система снижает интенсивность сигнала до уровня, который не вызывает сокращение мышц, то есть тормозится выполнение движения. Но сигналы от идеомоторного образа воспринимаются и могут осознаваться: каждый, наверное, может вспомнить "мышечный трепет" перед движением, результат которого личностно значим.

Двигательные автоматизмы - это хорошо изученные движения, которые выполняются с минимумом сознательного участия. Основное отличие автоматизма от рефлекторного движения заключается в цели и "пусковом механизме".

Для рефлекса характерно выполнение последовательности движений в ответ на стимул (само слово "рефлекс" означает "отражение"), тогда как автоматизм ориентирован на конечный результат. Рефлекторное движение прекращается с исчезновением стимула, а автоматическое может повторяться до достижения определенной цели или до осознания бессмысленности продолжения. Так, например, задумавшись, мы застегиваем одежду, практически не осознавая выполняемые движения, или продолжаем дергать ручку обычно открытой двери до тех пор, пока не сообразим, что сейчас она все-таки заперта.

Автоматизированные движения часто входят в состав целостных актов поведения и в отдельности плохо запоминаются. Например, мы можем долго вспоминать, погасили ли свет, уходя из комнаты, вынули ли вилку электроприбора из розетки, положили ли на место предмет после его использования и т.д. Из-за этого нередко приходится создавать новые действия для проверки выполнения предыдущих - например, при выходе из дома останавливаться на пороге и еще раз проверить, выключены ли приборы, закрыты окна и т.п.

Автоматизированное действие, несмотря на его "свернутость" в нашем мысленном представлении, всегда начинается с сознательного принятия решения о выполнении действия и проходит под минимальным, но все же контролем сознания. Рефлекс же является ответной реакцией организма на сигнал, осознание которого часто происходит после выполнения движения. Наша речь тоже является примером автоматизированного действия, в основе которого лежит идеомоторика, так как перед произнесением мы мысленно строим будущую фразу, тем самым создаем идеомоторный образ для мышц, выполняющих произнесение звуков.

Нередко возникает ситуация, когда появление только первых признаков изменения ситуации является "пусковым" механизмом сложного ответного действия. Именно так происходит движение при антиципации, в частности, при реакции на движущийся объект (РДО), когда к мышцам заранее отправляется комплекс команд, чтобы в нужный момент было выполнено нужное действие. В обычной жизни немало примеров антиципации, а, следовательно, и идеомоторики, можно найти в управлении транспортом: от самоката до космического корабля. Так, например, при езде на велосипеде мы должны смотреть не на колесо, а на 5-7 метров вперед, и сам процесс обучения езде сводится к формированию механизма предвидения поворота и компенсации потери равновесия. Да и в управлении собственным телом мы активно используем основанную на идеомоторике установку - замедляем шаг на скользких участках дороги, разбегаемся для прыжка, расставляем руки для балансировки и т.п.

Произвольное и непроизвольное оперирование мысленными образами, в том числе и идеомоторными, приводит к изменению нашего психического состояния. Окружающие объекты, "дорисованные" нашим воображением, увиденная ситуация с ретроспективно восстановленной последовательностью событий, планы на будущее с анализом возможных вариантов - все это может активировать идеомоторные механизмы нашей психики. Нюансы настроения передаются через идеомоторику в двигательную сферу, и возникает "летящая" походка, "груз" неудачи, "дрожь" воспоминания. Для различных состояний у нас имеются свои двигательные программы, которые активируются при появлении образа в сознании.

У различных людей существует разная способность к идеомоторной тренировке, которая обусловлена, на наш взгляд, особенностями нервной системы. Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами. Конкретные особенности и методика проведения идеомоторной тренировки определяется поставленными задачами, имеющимися условиями, опытом работы как ведущего, так и занимающегося и другими факторами.

В отдельных видах человеческой деятельности от исполнителя требуется выполнение действий, которые еще ему не знакомы. В работе актера, педагога, дипломата и т.д. нужна способность к перевоплощению в новые роли, и от достоверности исполнения новых действий зависит общий результат деятельности. В системе актерского мастерства К.С. Станиславского (1863 - 1938) ведущее значение отводится идеомоторике как умению создавать в сознании нужный образ и воплощать его в движениях. С помощью идеомоторного механизма актер может передать такие нюансы позы или движения, которые обычно остаются вне фокуса внимания, но в совокупности повышают достоверность исполняемой роли. История театра знает немало случаев, когда при хорошем "вхождении" в образ роль сама идеомоторно "вела" актера, иногда приводя к отступлению от сценария.

Таким образом, идеомоторика является универсальным психофизиологическим механизмом, который проявляется в различных видах человеческой деятельности. Идеомоторные образы, которые создаются психикой с целью экономии времени и энергетических ресурсов организма при выполнении движений, выступают наглядным примером моделирования, осуществляемого в процессе психической активности.

Мы динамично реагируем на события внешнего и внутреннего мира, и, наверное, каждый может вспомнить ситуации, когда текущее психическое состояние существенно отличалось от привычного. Различные стрессы, трансы и необычные переживания получили название измененных состояний сознания (ИСС). Изменение состояния сознания может происходить целенаправленно, например, при аутогенной тренировке, медитации, музыке или танце, а может быть вызвано случайно - в результате стресса, отравления, болезни и т.п.

Во всем мире активно изучаются особенности работы психики в измененном состоянии сознания, и есть много интересных работ и целых научных направлений в этой области. Идеомоторика является одним из проявлений таких состояний. Возникающие в сознании образы идеомоторно могут вызывать самые разнообразные движения. Как правило, эти движения носят символический характер, т.е. не выполняются полностью, а только "обозначаются" - покачиванием частями тела, напряжением мышц, движениями глазного яблока и т.п. Нередко такие движения не осознаются и не вспоминаются после, что у окружающих людей может вызвать мысль об одержимости. Конечно, идеомоторный акт, который осуществляется на бессознательном уровне, можно интерпретировать как своеобразную "одержимость подсознанием", но тогда в эту же категорию следует отнести наши сновидения, рефлексы и т.п.

Обычно написание текста происходит в такой последовательности: мы осознаем идею-образ, формулируем ее мысленно в словах и выводим наружу в форме речи или письма. Фаза мысленной формулировки может не осознаваться, и тогда создается впечатление прямого переноса идеи в текст. Такое состояние, в частности, достигается поэтами в момент вдохновения - рука словно сама пишет слова раньше, чем происходит их сознательное осмысление.

Объяснением этому явлению может служить идеомоторный акт, возникающий в период вербализации смыслового образа, то есть когда мысль, идея переводится в словесную форму. Но существует и другое явление, связанное с бессознательным написанием осмысленного текста и тоже известное давно - идеомоторное или, иначе, автоматическое письмо, которое имеет явный эзотерический оттенок. В результате научных исследований было сформулировано заключение, что "автоматическое письмо" представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к бессознательному. В последствии "автоматическое письмо", наряду с другими аналогичными явлениями ("автоматический рисунок", "автоматическое музицирование"), стало использоваться как средство самовыражения в искусстве. Идеомоторному рисованию - созданию рисунков в состоянии транса, посвящено одно из наших исследований, которое уже несколько лет продолжается в сотрудничестве с представителями России, Нидерландов, Польши, Англии и других стран.

Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.

Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

В спортивной деятельности с психогигиеническими целями используется и ряд других методик: "наивная психорегуляция" (талисманы, ритуалы, разминки и т.п.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулирующие комплексы физических упражнений.

 Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:

во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;

во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;

в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных - опорных - элементов в отрабатываемом движении.

К четвертому этапу - физическому исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым, и будут хорошо "размяты" мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.
Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод "проб и ошибок".




1. Палеографические условия формирования ястребовской свиты на юго-востоке Воронежской антеклизы
2. Пусть пучок света падает на прозрачную среду не содержащую никаких включений посторонних тел и тщательн
3. Реферат- Формирование российского рынка ценных бумаг.html
4. Особливості технології роботи станції в умовах функціонування АСУ
5. господарської діяльності; оцінка активів і пасивів підприємства; консультування з питань податкового закон
6. ich mu~ dies hinzuf~gen seinen eigenen W~nschen entsprch
7. Статья- Влияние качества кадров на эффективность управления страной
8. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН пп Наим
9. Синее учебное пособие ~ стр
10. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗЛИЧНЫХ РАЙОНОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ВИДЫ
11. ПДТУ повне найменування вищого навчального закладу Освітньокваліфікацій.html
12. Курсовая работа- Личные и имущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства и их охрана
13. Ангелы благовестники воли Божией
14. Екатеринбург 1 2 3 февраля 2012 года 09
15. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
16. Законодательный статус малых предприятий и критерии отнесения к категории малых
17. I В конечном итоге датой для присяги было выбрано 14 декабря
18. Тема- Створення завантажувальних дискет CD-DVDдисків флешнакопичувачів ТЕОРЕТИЧНІ ВІДОМОСТІ Діючи в ра
19. БЕКІТЕМІН Экономика бизнес ж~не ~леуметтік ~ылымдар Жо~ары мектебіні~ проректордиректо
20. определенная вещь