Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

таки такое есть уже многократно упоминавшиеся трансляторы и компиляторы

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

40

  1.  Основные принципы построения трансляторов

Выше были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с теорией формальных языков и грамматик. В этом разделе пойдет речь о том, как эти теоретические аспекты применяются на практике при построении трансляторов.

  1.  Трансляторы, компиляторы и интерпретаторы — общая схема работы
    1.  Определение транслятора, компилятора, интерпретатора

Для начала дадим несколько определений — что же все-таки такое есть уже многократно упоминавшиеся трансляторы и компиляторы.

  1.  Формальное определение транслятора

Транслятор — это программа, которая переводит входную программу на исходном (входном) языке в эквивалентную ей выходную программу на результирующем (выходном) языке. В этом определении слово «программа» встречается три раза, и это не ошибка и не тавтология. В работе транслятора, действительно, участвуют всегда три программы.

Во-первых, сам транслятор является программой — обычно он входит в состав системного программного обеспечения вычислительной системы. То есть транслятор — это часть программного обеспечения (ПО), он представляет собой набор машинных команд и данных и выполняется компьютером, как и все прочие программы в рамках операционной системы (ОС). Все составные части транслятора представляют собой фрагменты или модули программы со своими входными и выходными данными.

Во-вторых, исходными данными для работы транслятора служит текст входной программы — некоторая последовательность предложений входного языка программирования. Обычно это символьный файл, но этот файл должен содержать текст программы, удовлетворяющий синтаксическим и семантическим требованиям входного языка. Кроме того, этот файл несет в себе некоторый смысл, определяемый семантикой входного языка.

В-третьих, выходными данными транслятора является текст результирующей программы. Результирующая программа строится по синтаксическим правилам, заданным в выходном языке транслятора, а ее смысл определяется семантикой выходного языка. Важным требованием в определении транслятора является эквивалентность входной и выходной программ. Эквивалентность двух программ означает совпадение их смысла с точки зрения семантики входного языка (для исходной программы) и семантики выходного языка (для результирующей программы). Без выполнения этого требования сам транслятор теряет всякий практический смысл.

Итак, чтобы создать транслятор, необходимо прежде всего выбрать входной и выходной языки. С точки зрения преобразования предложений входного языка в эквивалентные им предложения выходного языка транслятор выступает как переводчик. Например, трансляция программы с языка С в язык ассемблера по сути ничем не отличается от перевода, скажем, с русского языка на английский, с той только разницей, что сложность языков несколько иная (почему не существует трансляторов с естественных языков — см. раздел «Классификация языков и грамматик», глава 9). Поэтому и само слово «транслятор» (английское: translator) означает «переводчик».

Результатом работы транслятора будет результирующая программа, но только в том случае, если текст исходной программы является правильным — не содержит ошибок с точки зрения синтаксиса и семантики входного языка. Если исходная программа неправильная (содержит хотя бы одну ошибку), то результатом работы транслятора будет сообщение об ошибке (как правило, с дополнительными пояснениями и указанием места ошибки в исходной программе). В этом смысле транслятор сродни переводчику, например, с английского, которому подсунули неверный текст.

  1.  Определение компилятора. Отличие компилятора от транслятора

Кроме понятия «транслятор» широко употребляется также близкое ему по смыслу понятие «компилятор».

Компилятор — это транслятор, который осуществляет перевод исходной программы в эквивалентную ей объектную программу на языке машинных команд или на языке ассемблера.

Таким образом, компилятор отличается от транслятора лишь тем, что его результирующая программа всегда должна быть написана на языке машинных кодов или на языке ассемблера. Результирующая программа транслятора, в общем случае, может быть написана на любом языке — возможен, например, транслятор программ с языка Pascal на язык С. Соответственно, всякий компилятор является транслятором, но не наоборот — не всякий транслятор будет компилятором. Например, упомянутый выше транслятор с языка Pascal на С компилятором являться не будет.

Само слово «компилятор» происходит от английского термина «compiler» («составитель», «компоновщик»). Видимо, термин обязан своему происхождению способности компиляторов составлять объектные программы на основе исходных программ.

Результирующая программа компилятора называется «объектной программой» или «объектным кодом». Файл, в который она записана, обычно называется «объектным файлом». Даже в том случае, когда результирующая программа порождается на языке машинных команд, между объектной программой (объектным файлом) и исполняемой программой (исполняемым файлом) есть существенная разница. Порожденная компилятором программа не может непосредственно выполняться на компьютере, так как она не привязана к конкретной области памяти, где должны располагаться ее код и данные.

Компиляторы, безусловно, самый распространенный вид трансляторов (многие считают их вообще единственным видом трансляторов, хотя это не так). Они имеют самое широкое практическое применение, которым обязаны широкому распространению всевозможных языков программирования. Далее всегда будем говорить о компиляторах, подразумевая, что выходная программа написана на языке машинных кодов или языке ассемблера (если это не так, то это будет специально указываться отдельно).

Естественно, трансляторы и компиляторы, как и все прочие программы, разрабатывает человек (люди) — обычно это группа разработчиков. В принципе они могли бы создавать его непосредственно на языке машинных команд, однако объем кода и данных современных компиляторов таков, что их создание на языке машинных команд практически невозможно в разумные сроки при разумных трудозатратах. Поэтому практически все современные компиляторы также создаются с помощью компиляторов (обычно в этой роли выступают предыдущие версии компиляторов той же фирмы-производителя). И в этом качестве компилятор является уже выходной программой для другого компилятора, которая ничем не лучше и не хуже всех прочих порождаемых выходных программ.

  1.  Определение интерпретатора. Разница между интерпретаторами и трансляторами

Кроме схожих между собой понятий «транслятор» и «компилятор» существует принципиально отличное от них понятие интерпретатора.

Интерпретатор — это программа, которая воспринимает входную программу на исходном языке и выполняет ее.

В отличие от трансляторов интерпретаторы не порождают результирующую программу (и вообще какого-либо результирующего кода) — и в этом принципиальная разница между ними. Интерпретатор, так же как и транслятор, анализирует текст исходной программы. Однако он не порождает результирующей программы, а сразу же выполняет исходную в соответствии с ее смыслом, заданным семантикой входного языка. Таким образом, результатом работы интерпретатора будет результат, заданный смыслом исходной программы, в том случае, если эта программа правильная, или сообщение об ошибке, если исходная программа неверна.

Конечно, чтобы исполнить исходную программу, интерпретатор так или иначе должен преобразовать ее в язык машинных кодов, поскольку иначе выполнение программ на компьютере невозможно. Он и делает это, однако полученные машинные коды не являются доступными — их не видит пользователь интерпретатора. Эти машинные коды порождаются интерпретатором, исполняются и уничтожаются по мере надобности — так, как того требует конкретная реализация интерпретатора. Пользователь же видит результат выполнения этих кодов — то есть результат выполнения исходной программы (требование об эквивалентности исходной программы и порожденных машинных кодов и в этом случае, безусловно, должно выполняться).

  1.  Назначение трансляторов, компиляторов и интерпретаторов. Примеры реализации

Первые программы, которые создавались еще для ЭВМ первого поколения, писались непосредственно на языке машинных кодов. Это была поистине адская работа. Сразу стало ясно, что человек не должен и не может говорить на языке машинных команд, даже если он специалист по вычислительной технике. Однако и все попытки научить компьютер говорить на языках людей успехом не увенчались и вряд ли когда-либо увенчаются (на что есть определенные объективные причины, рассмотренные в первой главе этого пособия).

С тех пор все развитие программного обеспечения компьютеров неразрывно связано с возникновением и развитием компиляторов.

Первыми компиляторами были компиляторы с языков ассемблера или, как они назывались, мнемокодов. Мнемокоды превратили «филькину грамоту» языка машинных команд в более-менее доступный пониманию специалиста язык мнемонических (преимущественно англоязычных) обозначений этих команд. Создавать программы уже стало значительно проще, но исполнять сам мнемокод (язык ассемблера) ни один компьютер неспособен, соответственно, возникла необходимость в создании компиляторов. Эти компиляторы элементарно просты, но они продолжают играть существенную роль в системах программирования по сей день. Более подробно о языке ассемблера и компиляторах с него рассказано далее в соответствующем разделе.

Следующим этапом стало создание языков высокого уровня. Языки высокого уровня (к ним относится большинство языков программирования) представляют собой некоторое промежуточное звено между чисто формальными языками и языками естественного общения людей. От первых им досталась строгая формализация синтаксических структуру предложений языка, от вторых — значительная часть словарного запаса, семантика основных конструкций и выражений (с элементами математических операций, пришедшими из алгебры).

Появление языков высокого уровня существенно упростило процесс программирования, хотя и не свело его до «уровня домохозяйки», как самонадеянно полагали некоторые авторы на заре рождения языков программирования. Сначала таких языков были единицы, затем десятки, сейчас, наверное, их насчитывается более сотни. Процессу этому не видно конца. Тем не менее, по-прежнему преобладают компьютеры традиционной, «неймановской», архитектуры, которые умеют понимать только машинные команды, поэтому вопрос о создании компиляторов продолжает быть актуальным.

Как только возникла массовая потребность в создании компиляторов, стала развиваться и специализированная теория. Со временем она нашла практическое приложение во множестве созданных компиляторов. Компиляторы создавались и продолжают создаваться не только для новых, но и для давно известных языков. Многие производители от известных, солидных фирм (таких, как Microsoft или Inprise) до мало кому знакомых коллективов авторов выпускают на рынок все новые и новые образцы компиляторов. Это обусловлено рядом причин, которые будут рассмотрены далее.

Наконец, с тех пор как большинство теоретических аспектов в области компиляторов получили свою практическую реализацию (а это, надо сказать, произошло довольно быстро, в конце 60-х годов), развитие компиляторов пошло по пути их дружественности человеку — пользователю, разработчику программ на языках высокого уровня. Логичным завершением этого процесса стало создание систем программирования — программных комплексов, объединяющих в себе кроме непосредственно компиляторов множество связанных с ними компонентов программного обеспечения. Появившись, системы программирования быстро завоевали рынок и ныне в массе своей преобладают на нем (фактически, обособленные компиляторы — это редкость среди современных программных средств).

Ныне компиляторы являются неотъемлемой частью любой вычислительной системы. Без их существования программирование любой прикладной задачи было бы затруднено, а то и просто невозможно. Да и программирование специализированных системных задач, как правило, ведется если не на языке высокого уровня (в этой роли в настоящее время чаще всего применяется язык С), то на языке ассемблера, следовательно, применяется соответствующий компилятор. Программирование непосредственно на языках машинных кодов происходит исключительно редко и только для решения очень узких вопросов.

Несколько слов о примерах реализации компиляторов и интерпретаторов, а также о том, как они соотносятся с другими существующими программными средствами.

Компиляторы, как будет показано далее, обычно несколько проще в реализации, чем интерпретаторы. По эффективности они также превосходят их — очевидно, что откомпилированный код будет исполняться всегда быстрее, чем происходит интерпретация аналогичной исходной программы. Кроме того, не каждый язык программирования допускает построение простого интерпретатора. Однако интерпретаторы имеют одно существенное преимущество — откомпилированный код всегда привязан к архитектуре вычислительной системы, на которую он ориентирован, а исходная  программа — только к семантике языка программирования, которая гораздо легче поддается стандартизации. Этот аспект первоначально не принимали во внимание.

Первыми компиляторами были компиляторы с мнемокодов. Их потомки — современные компиляторы с языков ассемблера — существуют практически для всех известных вычислительных систем. Они предельно жестко ориентированы на архитектуру. Затем появились компиляторы с таких языков, как FORTRAN, ALGOL-68, PL/I. Они были ориентированы на большие ЭВМ с пакетной обработкой задач. Из вышеперечисленных только FORTRAN, пожалуй, продолжает использоваться по сей день, поскольку имеет огромное количество библиотек различного назначения. Многие языки, родившись, так и не получили широкого распространения — ADA, Modula, Simula известны лишь узкому кругу специалистов. В то же время на рынке программных систем доминируют компиляторы языков, которым не прочили светлого будущего. В первую очередь, сейчас это С и C++. Первый из них родился вместе с операционными системами типа UNIX, вместе с нею завоевал свое «место под солнцем», а затем перешел под ОС других типов. Второй удачно воплотил в себе пример реализации идей объектно-ориентированного программирования на хорошо зарекомендовавшей себя практической базе. Еще можно упомянуть довольно распространенный Pascal, который неожиданно для многих вышел за рамки чисто учебного языка для университетской среды.

История интерпретаторов не столь богата (пока!). Как уже было сказано, изначально им не предавали существенного значения, поскольку почти по всем параметрам они уступают компиляторам. Из известных языков, предполагавших интерпретацию, можно упомянуть разве что Basic, хотя большинству сейчас известна его компилируемая реализация Visual Basic, сделанная фирмой Microsoft . Тем не менее сейчас ситуация несколько изменилась, поскольку вопрос о переносимости программ и их аппаратно-платформенной независимости приобретает все большую актуальность с развитием сети Интернет. Самый известный сейчас пример — это язык Java (сам по себе он сочетает компиляцию и интерпретацию), а также связанный с ним JavaScript. В конце концов, язык HTML, на котором зиждется протокол HTTP, давший толчок столь бурному развитию Всемирной сети, — это тоже интерпретируемый язык. Но появляются и  новые интерпретаторы — например, язык С# («си-диез», но название везде идет как «Си шарп»), анонсируемый фирмой Microsoft.

  1.  Этапы трансляции. Общая схема работы транслятора

На рис. 13.1 представлена общая схема работы компилятора. Из нее видно, что в целом процесс компиляции состоит из двух основных этапов — синтеза и анализа.

На этапе анализа выполняется распознавание текста исходной программы, создание и заполнение таблиц идентификаторов. Результатом его работы служит некое внутреннее представление программы, понятное компилятору.

На этапе синтеза на основании внутреннего представления программы и информации, содержащейся в таблице (таблицах) идентификаторов, порождается текст результирующей программы. Результатом этого этапа является объектный код.

Кроме того, в составе компилятора присутствует часть, ответственная за анализ и исправление ошибок, которая при наличии ошибки в тексте исходной программы должна максимально полно информировать пользователя о типе ошибки и месте ее возникновения. В лучшем случае компилятор может предложить пользователю вариант исправления ошибки.

Эти этапы, в свою очередь, состоят из более мелких этапов, называемых фазами компиляции. Состав фаз компиляции приведен в самом общем виде, их конкретная реализация и процесс взаимодействия могут, конечно, различаться в зависимости от версии компилятора. Однако в том или ином виде все представленные фазы практически всегда присутствуют в каждом конкретном компиляторе.

Компилятор в целом с точки зрения теории формальных языков выступает в «двух ипостасях», выполняет две основные функции.

Во-первых, он является распознавателем для языка исходной программы. То есть он должен получить на вход цепочку символов входного языка, проверить ее принадлежность языку и, более того, выявить правила, по которым эта цепочка была построена (поскольку сам ответ на вопрос о принадлежности «да» или «нет» представляет мало интереса). Интересно, что генератором цепочек входного языка выступает пользователь — автор входной программы.

Во-вторых, компилятор является генератором для языка результирующей программы. Он должен построить на выходе цепочку выходного языка по определенным правилам, предполагаемым языком машинных команд или языком ассемблера. Распознавателем этой цепочки будет выступать уже вычислительная система, под которую создается результирующая программа.

Далее дается перечень основных фаз (частей) компиляции и краткое описание их функций. Более подробная информация дана в подразделах, соответствующих этим фазам.

Рис. 13.1. Общая схема работы компилятора

Лексический анализ (сканер) — это часть компилятора, которая читает литеры программы на исходном языке и строит из них слова (лексемы) исходного языка. На вход лексического анализатора поступает текст исходной программы, а выходная информация передается для дальнейшей обработки компилятором на этапе синтаксического разбора. С теоретической точки зрения лексический анализатор не является обязательной, необходимой частью компилятора. Однако существует причины, которые определяют его присутствие практически во всех компиляторах.

Синтаксический разбор — это основная часть компилятора на этапе анализа. Она выполняет выделение синтаксических конструкций в тексте исходной программы, обработанном лексическим анализатором. На этой же фазе компиляции проверяется синтаксическая правильность программы. Синтаксический разбор играет главную роль — роль распознавателя текста входного языка программирования.

Семантический анализ — это часть компилятора, проверяющая правильность текста исходной программы с точки зрения семантики входного языка. Кроме непосредственно проверки, семантический анализ должен выполнять преобразования текста, требуемые семантикой входного языка (такие, как добавление функций неявного преобразования типов). В различных реализациях компиляторов семантический анализ может частично входить в фазу синтаксического разбора, частично — в фазу подготовки к генерации кода.

Подготовка к генерации кода — это фаза, на которой компилятором выполняются предварительные действия, непосредственно связанные с синтезом текста результирующей программы, но еще не ведущие к порождению текста на выходном языке. Обычно в эту фазу входят действия, связанные с идентификацией элементов языка, распределением памяти и т. п.

Генерация кода — это фаза, непосредственно связанная с порождением команд, составляющих предложения выходного языка и в целом текст результирующей программы. Это основная фаза на этапе синтеза результирующей программы. Кроме непосредственного порождения текста результирующей программы, генерация обычно включает в себя также оптимизацию — процесс, связанный с обработкой уже порожденного текста. Иногда оптимизацию выделяют в отдельную фазу компиляции, так как она оказывает существенное влияние на качество и эффективность результирующей программы.

Таблицы идентификаторов (иногда — «таблицы символов») — это специальным образом организованные наборы данных, служащие для хранения информации об элементах исходной программы, которые затем используются для порождения текста результирующей программы. Таблица идентификаторов в конкретной реализации компилятора может быть одна, или же таких таблиц может быть несколько. Элементами исходной программы, информацию о которых нужно хранить в процессе компиляции, являются переменные, константы, функции и т. п. — конкретный состав набора элементов зависит от используемого входного языка программирования. Понятие «таблицы» вовсе не предполагает, что это хранилище данных должно быть организовано именно в виде таблиц или других массивов информации — возможны и другие методы их организации.

Представленное на рис. 13.1 деление процесса компиляции на фазы служит скорее методическим целям и на практике может не соблюдаться столь строго. Но фазы компиляции могут быть связаны между собой. Рассмотрим только общие аспекты такого рода взаимосвязи.

Во-первых, на фазе лексического анализа лексемы выделяются из текста входной программы постольку, поскольку они необходимы для следующей фазы синтаксического разбора. Во-вторых, как будет показано ниже, синтаксический разбор и генерация кода могут выполняться одновременно. Таким образом, эти три фазы компиляции могут работать комбинированно, а вместе с ними может выполняться и подготовка к генерации кода. Далее рассмотрены технические вопросы реализации основных фаз компиляции, которые тесно связаны с понятием прохода.

  1.  Понятие прохода. Многопроходные и однопроходные компиляторы

Как уже было сказано, процесс компиляции программ состоит из нескольких фаз. В реальных компиляторах состав этих фаз может несколько отличаться от рассмотренного выше — некоторые из них могут быть разбиты на составляющие, другие, напротив, объединены в одну фазу. Порядок выполнения фаз компиляции также может меняться в разных вариантах компиляторов. В одном случае компилятор просматривает текст исходной программы, сразу выполняет все фазы компиляции и получает результат — объектный код. В другом варианте он выполняет над исходным текстом только некоторые из фаз компиляции и получает не конечный результат, а набор некоторых промежуточных данных. Эти данные затем снова подвергаются обработке, причем этот процесс может повторяться несколько раз.

Реальные компиляторы, как правило, выполняют трансляцию текста исходной программы за несколько проходов.

Проход — это процесс последовательного чтения компилятором данных из внешней памяти, их обработки и помещения результата работы во внешнюю память. Чаще всего один проход включает в себя выполнение одной или нескольких фаз компиляции. Результатом промежуточных проходов является внутреннее представление исходной программы, результатом последнего прохода — результирующая объектная программа.

В качестве внешней памяти могут выступать любые носители информации — оперативная память компьютера, различные накопители (p.ex., на магнитных дисках). Современные компиляторы, как правило, стремятся максимально использовать для хранения данных оперативную память компьютера, и только при недостатке объема доступной памяти используются накопители на жестких магнитных дисках. Другие носители информации в современных компиляторах не используются из-за невысокой скорости обмена данными.

При выполнении каждого прохода компилятору доступна информация, полученная в результате всех предыдущих проходов. Как правило, он стремится использовать в первую очередь только информацию, полученную на проходе, непосредственно предшествовавшем текущему, но в принципе может обращаться и к данным от более ранних проходов вплоть до исходного текста программы. Информация, получаемая компилятором при выполнении проходов, недоступна пользователю. Она либо хранится в оперативной памяти, которая освобождается компилятором после завершения процесса трансляции, либо оформляется в виде временных файлов на диске, которые также уничтожаются после завершения работы компилятора. Поэтому человек, работающий с компилятором, может даже не знать, сколько проходов выполняет компилятор — он всегда видит только текст исходной программы и результирующую объектную программу. Но количество выполняемых проходов — это важная техническая характеристика компилятора, солидные фирмы — разработчики компиляторов обычно указывают ее в описании своего продукта.

Понятно, что разработчики стремятся максимально сократить количество проходов, выполняемых компиляторами. При этом увеличивается скорость работы компилятора, сокращается объем необходимой ему памяти. Однопроходный компилятор, получающий на вход исходную программу и сразу же порождающий результирующую объектную программу, — это идеальный вариант.

Однако сократить число проходов не всегда удается. Количество необходимых проходов определяется прежде всего грамматикой и семантическими правилами исходного языка. Чем сложнее грамматика языка и чем больше вариантов предполагают семантические правила — тем больше проходов будет выполнять компилятор (конечно, играет свою роль и квалификация разработчиков компилятора). Например, именно поэтому обычно компиляторы с языка Pascal работают быстрее, чем компиляторы с языка С — грамматика языка Pascal более проста, а семантические правила более жесткие.

Однопроходные компиляторы — редкость, они возможны только для очень простых языков. Реальные компиляторы выполняют, как правило, от двух до пяти проходов. Таким образом, реальные компиляторы являются многопроходными. Наиболее распространены двух- и трехпроходные компиляторы, например: первый проход — лексический анализ, второй — синтаксический разбор и семантический анализ, третий — генерация и оптимизация кода (варианты исполнения, конечно, зависят от разработчика). В современных системах программирования нередко первый проход компилятора (лексический анализ кода) выполняется параллельно с редактированием кода исходной программы.

  1.  Интерпретаторы. Особенности построения интерпретаторов

Интерпретатор — это программа, которая воспринимает входную программу на исходном языке и выполняет ее. Как уже было сказано выше, основное отличие интерпретаторов от трансляторов и компиляторов заключается в том, что интерпретатор не порождает результирующую программу, а просто выполняет исходную программу.

Термин «интерпретатор» (interpreter), как и «транслятор», означает «переводчик». С точки зрения терминологии эти понятия схожи, но с точки зрения теории формальных языков и компиляции между ними большая принципиальная разница. Если понятия «транслятор» и «компилятор» почти неразличимы, то с понятием «интерпретатор» их путать никак нельзя.

Простейшим способом реализации интерпретатора можно было бы считать вариант, когда исходная программа сначала полностью транслируется в машинные команды, а затем сразу же выполняется. В такой реализации интерпретатор, по сути, мало бы чем отличался от компилятора с той лишь разницей, что результирующая программа в нем была бы недоступна пользователю. Недостатком такого интерпретатора было бы то, что пользователь должен был бы ждать компиляции всей исходной программы прежде, чем начнется ее выполнение. По сути, в таком интерпретаторе не было бы никакого особого смысла — он не давал бы никаких преимуществ по сравнению с аналогичным компилятором.

Поэтому подавляющее большинство интерпретаторов действует так, что исполняет исходную программу последовательно, по мере ее поступления на вход интерпретатора. Тогда пользователю не надо ждать завершения компиляции всей исходной программы. Более того, он может последовательно вводить исходную программу и тут же наблюдать результат ее выполнения по мере ввода команд.

При таком порядке работы интерпретатора проявляется существенная особенность, которая отличает его от компилятора, — если интерпретатор исполняет команды по мере их поступления, то он не может выполнять оптимизацию исходной программы. Следовательно, фаза оптимизации в общей структуре интерпретатора будет отсутствовать. В остальном же она будет мало отличаться от структуры аналогичного компилятора. Следует только учесть, что на последнем этапе — генерации кода — машинные команды не записываются в объектный файл, а выполняются по мере их порождения.

Отсутствие шага оптимизации определяет еще одну особенность, характерную для многих интерпретаторов: в качестве внутреннего представления программы в них очень часто используется обратная польская запись. Эта удобная форма представления операций обладает только одним существенным недостатком — она плохо поддается оптимизации. Но в интерпретаторах именно это как раз и не требуется.

В обратной польской записи знаки выражений записываются непосредственно за операндами. Операнды следуют в том же порядке, а знаки операций – строго в порядке их выполнения. Здесь не требуется учитывать приоритет операций. Скобки не употребляются. Обратная польская запись эффективна, когда используется стек. Например,

6+7*(10+4)=104 ---- 6 7 10 4 + * +

6+(7+10)*4=74 ------ 6 7 10 + 4 * +

Далеко не все языки программирования допускают построение интерпретаторов, которые могли бы выполнять исходную программу по мере поступления команд. Для этого язык должен допускать возможность существования компилятора, выполняющего разбор исходной программы за один проход. Кроме того, язык не может интерпретироваться по мере поступления команд, если он допускает появление обращений к функциям и структурам данных раньше их непосредственного описания. Поэтому данным методом не могут интерпретироваться такие языки, как С и Pascal.

Отсутствие шага оптимизации ведет к тому, что выполнение программы с помощью интерпретатора является менее эффективным, чем с помощью аналогичного компилятора. Кроме того, при интерпретации исходная программа должна заново разбираться всякий раз при ее выполнении, в то время как при компиляции она разбирается только один раз, а после этого всегда используется объектный файл. Таким образом, интерпретаторы всегда проигрывают компиляторам в производительности.

Преимуществом интерпретатора является независимость выполнения программы от архитектуры целевой вычислительной системы. В результате компиляции получается объектный код, который всегда ориентирован на определенную архитектуру. Для перехода на другую архитектуру целевой вычислительной системы программу требуется откомпилировать заново. А для интерпретации программы необходимо иметь только ее исходный текст и интерпретатор с соответствующего языка.

Интерпретаторы долгое время значительно уступали в распространенности компиляторам. Как правило, интерпретаторы существовали для ограниченного круга относительно простых языков программирования (таких, например, как Basic). Высокопроизводительные профессиональные средства разработки программного обеспечения строились на основе компиляторов.

Новый импульс развитию интерпретаторов придало распространение глобальных вычислительных сетей. Такие сети могут включать в свой состав ЭВМ различной архитектуры, и тогда требование единообразного выполнения на каждой из них текста исходной программы становится определяющим. Поэтому с развитием глобальных сетей и распространением всемирной сети Интернет появилось много новых систем, интерпретирующих текст исходной программы. Многие языки программирования, применяемые во Всемирной сети, предполагают именно интерпретацию текста исходной программы без порождения объектного кода.

В современных системах программирования существуют реализации программного обеспечения, сочетающие в себе и функции компилятора, и функции интерпретатора — в зависимости от требований пользователя исходная программа либо компилируется, либо исполняется (интерпретируется). Кроме того, некоторые современные языки программирования предполагают две стадии разработки: сначала исходная программа компилируется в промежуточный код (некоторый язык низкого уровня), а затем этот результат компиляции выполняется с помощью интерпретатора данного промежуточного языка. Более подробно варианты таких систем рассмотрены в главе «Современные системы программирования».

Широко распространенным примером интерпретируемого языка может служить HTML (Hypertext Markup Language) — язык описания гипертекста. На его основе в настоящее время функционирует практически вся структура сети Интернет. Другой пример — языки Java и JavaScript — сочетают в себе функции компиляции и интерпретации. Текст исходной программы компилируется в некоторый промежуточный двоичный код, не зависящий от архитектуры целевой вычислительной системы, этот код распространяется по сети и выполняется на принимающей стороне — интерпретируется.

  1.  Таблицы идентификаторов. Организация таблиц идентификаторов
    1.  Назначение и особенности построения таблиц идентификаторов

Проверка правильности семантики и генерация кода требуют знания характеристик переменных, констант, функций и других элементов, встречающихся в программе на исходном языке. Все эти элементы в исходной программе, как правило, обозначаются идентификаторами. Выделение идентификаторов и других элементов исходной программы происходит на фазе лексического анализа. Их характеристики определяются на фазах синтаксического разбора, семантического анализа и подготовки к генерации кода. Состав возможных характеристик и методы их определения зависят от семантики входного языка.

В любом случае компилятор должен иметь возможность хранить все найденные идентификаторы и связанные с ними характеристики в течение всего процесса компиляции, чтобы иметь возможность использовать их на различных фазах компиляции. Для этой цели, как было сказано выше, в компиляторах используются специальные хранилища данных, называемые таблицами символов или таблицами идентификаторов.

Любая таблица идентификаторов состоит из набора полей, количество которых равно числу различных идентификаторов, найденных в исходной программе. Каждое поле содержит в себе полную информацию о данном элементе таблицы. Компилятор может работать с одной или несколькими таблицам идентификаторов — их количество зависит от реализации компилятора. Например, можно организовывать различные таблицы идентификаторов для различных модулей исходной программы или для различных типов элементов входного языка.

Состав информации, хранимой в таблице идентификаторов для каждого элемента исходной программы, зависит от семантики входного языка и типа элемента. Например, в таблицах идентификаторов может храниться следующая информация:

  •  для переменных:
    •  имя переменной;
      •  тип данных переменной;
      •  область памяти, связанная с переменной;
  •  для констант:
    •  название константы (если оно имеется);
      •  значение константы;
      •  тип данных константы (если требуется);
  •  для функций:
    •  имя функции;
      •  количество и типы формальных аргументов функции;
      •  тип возвращаемого результата;
      •  адрес кода функции.

Приведенный выше состав хранимой информации, конечно же, является только примерным. Конкретное наполнение таблиц идентификаторов зависит от реализации компилятора. Кроме того, не вся информация, хранимая в таблице идентификаторов, заполняется компилятором сразу — он может несколько раз выполнять обращение к данным в таблице идентификаторов на различных фазах компиляции. Например, имена переменных могут быть выделены на фазе лексического анализа, типы данных для переменных — на фазе синтаксического разбора, а область памяти связывается с переменной только на фазе подготовки к генерации кода.

Вне зависимости от реализации компилятора принцип его работы с таблицей идентификаторов остается одним и тем же — на различных фазах компиляции компилятор вынужден многократно обращаться к таблице для поиска информации и записи новых данных. Как правило, каждый элемент в исходной программе однозначно идентифицируется своим именем. Поэтому компилятору приходится часто выполнять поиск необходимого элемента в таблице идентификаторов по его имени, в то время как процесс заполнения таблицы выполняется нечасто — новые идентификаторы описываются в программе гораздо реже, чем используются. Отсюда можно сделать вывод, что таблицы идентификаторов должны быть организованы таким образом, чтобы компилятор имел возможность максимально быстрого поиска нужного ему элемента.

  1.  Простейшие методы построения таблиц идентификаторов

Простейший способ организации таблицы состоит в том, чтобы добавлять элементы в порядке их поступления. Тогда таблица идентификаторов будет представлять собой неупорядоченный массив информации, каждая ячейка которого будет содержать данные о соответствующем элементе таблицы.

Поиск нужного элемента в таблице будет в этом случае заключаться в последовательном сравнении искомого элемента с каждым элементом таблицы, пока не будет найден подходящий. Тогда, если за единицу принять время, затрачиваемое компилятором на сравнение двух элементов (как правило, это сравнение двух строк), то для таблицы, содержащей N элементов, в среднем будет выполнено N/2 сравнений.

Заполнение такой таблицы будет происходить элементарно просто — добавлением нового элемента в ее конец, и время, требуемое на добавление элемента (Тз), не будет зависеть от числа элементов в таблице N. Но если N велико, то поиск потребует значительных затрат времени. Время поиска (Тп) в такой таблице можно оценить как Тп = О(N). Поскольку поиск в таблице идентификаторов является чаще всего выполняемой компилятором операцией, а количество различных идентификаторов даже в реальной исходной программе достаточно велико (от нескольких сотен до нескольких тысяч элементов), то такой способ организации таблиц идентификаторов является неэффективным.

Поиск может быть выполнен более эффективно, если элементы таблицы упорядочены (отсортированы) согласно некоторому естественному порядку.

В нашем случае, когда поиск будет осуществляться по имени идентификатора, наиболее естественно расположить элементы таблицы в прямом или обратном алфавитном порядке. Эффективным методом поиска в упорядоченном списке из N элементов является бинарный или логарифмический поиск. Символ, который следует найти, сравнивается с элементом (N+1)/2 в середине таблицы. Если этот элемент не является искомым, то мы должны просмотреть только блок элементов, пронумерованных от 1 до (N+1)/2-1, или блок элементов от (N+1)/2+1 до N в зависимости от того, меньше или больше искомый элемент того, с которым его сравнили. Затем процесс повторяется над нужным блоком в два раза меньшего размера. Так продолжается до тех пор, пока либо элемент не будет найден, либо алгоритм не дойдет до очередного блока, содержащего один или два элемента (с которыми уже можно выполнить прямое сравнение искомого элемента).

Так как на каждом шаге число элементов, которые могут содержать искомый элемент, сокращается наполовину, то максимальное число сравнений равно l+log2(N).

Тогда время поиска элемента в таблице идентификаторов можно оценить как Т = О(log2 N). Метод называют «бинарным поиском», поскольку на каждом шаге объем рассматриваемой информации сокращается в два раза, а «логарифмическим» — поскольку время, затрачиваемое на поиск нужного элемента в массиве, имеет логарифмическую зависимость от общего количества элементов в нем.

Недостатком метода является требование упорядочивания таблицы идентификаторов. Так как массив информации, в котором выполняется поиск, должен быть упорядочен, то время его заполнения уже будет зависеть от числа элементов в массиве. Таблица идентификаторов зачастую просматривается еще до того, как она заполнена полностью, поэтому требуется, чтобы условие упорядоченности выполнялось на всех этапах обращения к ней. Следовательно, для построения таблицы можно пользоваться только алгоритмом прямого упорядоченного включения элементов.

При добавлении каждого нового элемента в таблицу сначала надо определить место, куда поместить новый элемент, а потом выполнить перенос части информации в таблице, если элемент добавляется не в ее конец. Если пользоваться стандартными алгоритмами, применяемыми для организации упорядоченных массивов данных, а поиск места включения вести с помощью алгоритма бинарного поиска, то среднее время, необходимое на помещение всех элементов в таблицу, можно оценить следующим образом:

Тз =  О(N*log2 N) + k*О(N2).

Здесь k - некоторый коэффициент, отражающий соотношение между временами, затрачиваемыми компьютером на выполнение операции сравнения и операции переноса данных.

В итоге при организации логарифмического поиска в таблице идентификаторов мы добиваемся существенного сокращения времени поиска нужного элемента за счет увеличения времени на помещение нового элемента в таблицу. Поскольку добавление новых элементов в таблицу идентификаторов происходит существенно реже, чем обращение к ним, то этот метод следует признать более эффективным, чем метод организации неупорядоченной таблицы.

  1.  Хэш-функции и хэш-адресация
    1.  Принципы работы хэш-функций

Логарифмическая зависимость времени поиска и времени заполнения таблицы идентификаторов — это самый хороший результат, которого можно достичь за счет применения различных методов организации таблиц. Однако в реальных исходных программах количество идентификаторов столь велико, что даже логарифмическую зависимость времени поиска от их числа нельзя признать удовлетворительной. Необходимы более эффективные методы поиска информации в таблице идентификаторов.

Лучших результатов можно достичь, если применить методы, связанные с использованием хэш-функций и хеш-адресации.

Хэш-функцией F называется некоторое отображение множества входных элементов R на множество целых неотрицательных чисел Z: F(r) = n, r R, n  Z. Сам термин «хэш-функция» происходит от английского термина «hash function» (hash — «мешать», «смешивать», «путать»). Вместо термина «хеширование» иногда используются термины «рандомизация», «переупорядочивание».

Множество допустимых входных элементов R называется областью определения хэш-функции. Множеством значений хэш-функций F называется подмножество М из множества целых неотрицательных чисел Z: MZ, содержащее все возможные значения, возвращаемые функцией F: rR: F(r) M. Процесс отображения области определения хэш-функции на множество значений называется «хешированием».

При работе с таблицей идентификаторов хэш-функция должна выполнять отображение имен идентификаторов на множество целых неотрицательных чисел.

Областью определения хэш-функции будет множество всех возможных имен идентификаторов.

Хеш-адресация заключается в использовании значения, возвращаемого хэш-функцией, в качестве адреса ячейки из некоторого массива данных. Тогда размер массива данных должен соответствовать области значений используемой хэш-функции. Следовательно, в реальном компиляторе область значений хэш-функции никак не должна превышать размер доступного адресного пространства компьютера.

Метод организации таблиц идентификаторов, основанный на использовании хеш-адресации, заключается в размещении каждого элемента таблицы в ячейке, адрес которой возвращает хэш-функция, вычисленная для этого элемента. Тогда в идеальном случае для размещения любого элемента в таблице идентификаторов достаточно только вычислить его хэш-функцию и обратиться к нужной ячейке массива данных. Для поиска элемента в таблице необходимо вычислить хэш-функцию для искомого элемента и проверить, не является ли заданная ею ячейка массива пустой (если она не пуста — элемент найден, если пуста — не найден).

На рис. 13.3 проиллюстрирован метод организации таблиц идентификаторов с использованием хеш-адресации. Трем различным идентификаторам А1, А2, А3 соответствуют на рисунке три значения хэш-функции n1, n2, n3. В ячейки, адресуемые n1, n2, n3, помещается информация об идентификаторах А1, А2, А3. При поиске идентификатора А3 вычисляется значение адреса n3 и выбираются данные из соответствующей ячейки таблицы.

Рис. 13.3. Организация таблицы идентификаторов с использованием хеш-адресации

Этот метод весьма эффективен — как время размещения элемента в таблице, так и время его поиска определяются только временем, затрачиваемым на вычисление хэш-функции, которое в общем случае несопоставимо меньше времени, необходимого на многократные сравнения элементов таблицы.

Метод имеет два очевидных недостатка. Первый из них — неэффективное использование объема памяти под таблицу идентификаторов: размер массива для ее хранения должен соответствовать области значений хэш-функции, в то время как реально хранимых в таблице идентификаторов может быть существенно меньше. Второй недостаток — необходимость соответствующего разумного выбора хэш-функции. Этому существенному вопросу посвящены следующие два подраздела.

  1.  Построение таблиц идентификаторов на основе хэш-функции

Существуют различные варианты хэш-функции. Получение результата хэш-функции — «хеширование» — обычно достигается за счет выполнения над цепочкой символов некоторых простых арифметических и логических операций. Самой простой хэш-функцией для символа является код внутреннего представления в ЭВМ литеры символа. Эту хэш-функцию можно использовать и для цепочки символов, выбирая первый символ в цепочке. Так, если двоичное ASCII представление символа А есть 00100001, то результатом хэширования идентификатора ATable будет код 00100001.

Хэш-функция, предложенная выше, очевидно не удовлетворительна: при использовании такой хэш-функции возникнет новая проблема — двум различным идентификаторам, начинающимся с одной и той же буквы, будет соответствовать одно и то же значение хэш-функции. Тогда при хэш-адресации в одну ячейку таблицы идентификаторов по одному и тому же адресу должны быть помещены два различных идентификатора, что явно невозможно. Такая ситуация, когда двум или более идентификаторам соответствует одно и то же значение функции, называется коллизией. Возникновение коллизии проиллюстрировано на рис. 13.4 — двум различным идентификаторам А1  и А2 соответствуют два совпадающих значения хэш-функции n1 = n2.

Естественно, что хэш-функция, допускающая коллизии, не может быть напрямую использована для хеш-адресации в таблице идентификаторов. Причем достаточно получить хотя бы один случай коллизии на всем множестве идентификаторов, чтобы такой хэш-функцией нельзя было пользоваться непосредственно. Но в примере взята самая элементарная хэш-функция. А возможно ли построить нетривиальную хэш-функцию, которая бы полностью исключала возникновение коллизий?

Рис. 13.4. Возникновение коллизии при использовании хеш-адресации

Очевидно, что для полного исключения коллизий хэш-функция должна быть взаимно однозначной: каждому элементу из области определения хэш-функции должно соответствовать одно значение из ее множества значений, но и каждому значению из множества значений этой функции должен соответствовать только один элемент из области ее определения. Тогда любым двум произвольным элементам из области определения хэш-функции будут всегда соответствовать два различных ее значения. Теоретически для идентификаторов такую хэш-функцию построить можно, так как и область определения хэш-функции (все возможные имена идентификаторов), и область ее значений (целые неотрицательные числа) являются бесконечными счетными множествами. Теоретически можно организовать взаимно однозначное отображение одного счетного множества на другое, но практически это сделать исключительно сложно.

Практически существует ограничение, делающее создание взаимно однозначной хэш-функции для идентификаторов невозможным. Дело в том, что в реальности область значений любой хэш-функции ограничена размером доступного адресного пространства в данной архитектуре компьютера. При организации хеш-адресации значение, используемое в качестве адреса таблицы идентификаторов, не может выходить за пределы, заданные адресной сеткой компьютера2. Множество адресов любого компьютера с традиционной архитектурой может быть велико, но всегда конечно, то есть ограничено. Организовать взаимно однозначное отображение бесконечного множества на конечное даже теоретически невозможно. Можно учесть, что длина принимаемой во внимание строки идентификатора в реальных компиляторах также практически ограничена — обычно она лежит в пределах от 32 до 128 символов (то есть и область определения хэш-функции конечна). Но и тогда количество элементов в конечном множестве, составляющем область определения функции, будет превышать их количество в конечном множестве области значений функции (количество всех возможных идентификаторов все равно больше количества допустимых адресов в современных компьютерах). Таким образом, создать взаимно однозначную хэш-функцию практически ни в каком варианте невозможно. Следовательно, невозможно избежать возникновения коллизий.

Пока для двух различных элементов результаты хэширования различны, время поиска совпадает со временем, затраченным на хеширование. Однако возникает затруднение, когда результаты хеширования двух разных элементов совпадают.

Для решения проблемы коллизии можно использовать много способов. Одним из них является метод «рехеширования» (или «расстановки»). Согласно этому методу, если для элемента А адрес h(A), вычисленный с помощью хэш-функции, указывает на уже занятую ячейку, то необходимо вычислить значение функции n1 = h1(A)   и проверить занятость ячейки по адресу n1. Если и она занята, то вычисляется значение h2(A), и так до тех пор, пока либо не будет найдена свободная ячейка, либо очередное значение hi(A) совпадет с h(A). В последнем случае считается, что таблица идентификаторов заполнена и места в ней больше нет — выдается информация об ошибке размещения идентификатора в таблице. Особенностью метода является то, что первоначально таблица идентификаторов должна быть заполнена информацией, которая позволила бы говорить о том, что все ее ячейки являются пустыми (не содержат данных). Например, если используются указатели для хранения имен идентификаторов, то таблицу надо предварительно заполнить пустыми указателями.

Такую таблицу идентификаторов можно организовать по следующему алгоритму размещения элемента.

Шаг 1. Вычислить значение хэш-функции n = h(A) для нового элемента А.

Шаг 2. Если ячейка по адресу n пустая, то поместить в нее элемент А и завершить алгоритм, иначе i:=l и перейти к шагу 3.

Шаг 3. Вычислить ni = hi(A). Если ячейка по адресу ni  пустая, то поместить в нее элемент А и завершить алгоритм, иначе перейти к шагу 4.

Шаг 4. Если n =  ni , то сообщить об ошибке и завершить алгоритм, иначе i:=i+l и вернуться к шагу 3.

Тогда поиск элемента А в таблице идентификаторов, организованной таким образом, будет выполняться по следующему алгоритму.

Шаг 1. Вычислить значение хэш-функции n = h(А) для нового элемента А.

Шаг 2. Если ячейка по адресу n пустая, то элемент не найден, алгоритм завершен, иначе сравнить имя элемента в ячейке n с именем искомого элемента А. Если они совпадают, то элемент найден и алгоритм завершен, иначе i:=l и перейти к шагу 3.

Шаг 3. Вычислить ni = hi(A). Если ячейка по адресу n, пустая или n = ni , то элемент не найден и алгоритм завершен, иначе сравнить имя элемента в ячейке ni  с именем искомого элемента А. Если они совпадают, то элемент найден и алгоритм завершен, иначе i:=i+l и повторить к шаг 3.

Алгоритмы размещения и поиска элемента схожи по выполняемым операциям. Поэтому они будут совпадать и по оценкам времени, необходимого для их выполнения.

При такой организации таблиц идентификаторов в случае возникновения коллизии алгоритм размещает элементы в пустых ячейках таблицы, выбирая их определенным образом. При этом элементы могут попадать в ячейки с адресами, которые потом будут совпадать со значениями хэш-функции, что приведет к возникновению новых, дополнительных коллизий. Таким образом, количество операций, необходимых для поиска или размещения в таблице элемента, зависит от заполненности таблицы. Естественно, функции hi(A) должны вычисляться единообразно на этапах размещения и поиска элемента. Вопрос только в том, как организовать вычисление функций hi(A).

Самым простым методом вычисления функции hi(А) является ее организация в виде hi(A) = (h(A) + pi) mod Nm, где рi — некоторое вычисляемое целое число, a Nm — максимальное число элементов в таблице идентификаторов. В свою очередь, самым простым подходом здесь будет положить рi = i. Тогда получаем формулу hi(A) = (h(A)+i) mod Nm. В этом случае при совпадении значений хэш-функции для каких-либо элементов поиск свободной ячейки в таблице начинается последовательно от текущей позиции, заданной хэш-функцией h(А).

Этот способ нельзя признать особенно удачным — при совпадении хэш-адресов элементы в таблице начинают группироваться вокруг них, что увеличивает число необходимых сравнений при поиске и размещении. Среднее время поиска элемента в такой таблице в зависимости от числа операций сравнения можно оценить следующим образом:

Тп= О((l-Lf/2)/(l- Lf)).

Здесь Lf — (load factor) степень заполненности таблицы идентификаторов — отношение числа занятых ячеек таблицы к максимально допустимому числу элементов в ней: Lf = N/Nm.

  1.  Комбинированные способы построения таблиц идентификаторов

Выше в примере была рассмотрена весьма примитивная хэш-функция, которую никак нельзя назвать удовлетворительной. Хорошая хэш-функция распределяет поступающие на ее вход идентификаторы равномерно на все имеющиеся в распоряжении адреса, так что коллизии возникают не столь часто. Существует большое множество хэш-функций. Каждая из них стремится распределить адреса под идентификаторы по своему алгоритму, но идеального хэширования достичь не удается.

В реальных компиляторах практически всегда так или иначе используется хэш-адресация. Алгоритм применяемой хэш-функции обычно составляет «ноу-хау» разработчиков компилятора. Обычно при разработке хэш-функций создатели компилятора стремятся свести к минимуму количество возникающих коллизий не на всем множестве возможных идентификаторов, а на тех их вариантах, которые наиболее часто встречаются во входных программах. Конечно, принять во внимание все допустимые исходные программы невозможно. Чаще всего выполняется статистическая обработка встречающихся имен идентификаторов на некотором множестве типичных исходных программ, а также принимаются во внимание соглашения о выборе имен идентификаторов, общепринятые для входного языка. Хорошая хэш-функция — это шаг к значительному ускорению работы компилятора, поскольку обращения к таблицам идентификаторов выполняются многократно на различных фазах компиляции.

То, какой конкретно метод применяется в компиляторе для организации таблиц идентификаторов, зависит от реализации компилятора. Один и тот же компилятор может иметь даже несколько разных таблиц идентификаторов, организованных на основе различных методов.

Как правило, применяются комбинированные методы. В этом случае, как и для метода цепочек, в таблице идентификаторов организуется специальное дополнительное поле ссылки. Но в отличие от метода цепочек оно имеет несколько иное значение. При отсутствии коллизий для выборки информации из таблицы используется хэш-функция, поле ссылки остается пустым. Если же возникает коллизия, то через поле ссылки организуется поиск идентификаторов, для которых значения хэш-функций совпадают по одному из рассмотренных выше методов: неупорядоченный список, упорядоченный список или же бинарное дерево. При хорошо построенной хэш-функций коллизии будут возникать редко, поэтому количество идентификаторов, для которых значения хэш-функций совпали, будет не столь велико. Тогда и время поиска одного среди них будет незначительным (в принципе при высоком качестве хеш-функции подойдет даже перебор по неупорядоченному списку).

Такой подход имеет преимущество по сравнению с методом цепочек: для хранения идентификаторов с совпадающими значениями хэш-функции используются области памяти, не пересекающиеся с основной таблицей идентификаторов, а значит, их размещение не приведет к возникновению дополнительных коллизий. Недостатком метода является необходимость работы с динамически распределяемыми областями памяти. Эффективность такого метода, очевидно, в первую очередь зависит от качества применяемой хэш-функции, а во вторую — от метода организации дополнительных хранилищ данных.

Хеш-адресация — это метод, который применяется не только для организации таблиц идентификаторов в компиляторах. Данный метод нашел свое применение и в операционных системах, и в системах управления базами данных.

  1.  Лексические анализаторы (сканеры). Принципы построения сканеров
    1.  Назначение лексического анализатора

Прежде чем перейти к рассмотрению лексических анализаторов, необходимо дать четкое определение того, что же такое лексема.

Лексема (лексическая единица языка) — это структурная единица языка, которая состоит из элементарных символов языка и не содержит в своем составе других структурных единиц языка.

Лексемами языков естественного общения являются слова. Лексемами языков программирования являются идентификаторы, константы, ключевые слова языка, знаки операций и т. п. Состав возможных лексем каждого конкретного языка программирования определяется синтаксисом этого языка.

Лексический анализатор (или сканер) — это часть компилятора, которая читает исходную программу и выделяет в ее тексте лексемы входного языка. На вход лексического анализатора поступает текст исходной программы, а выходная информация передается для дальнейшей обработки компилятором па этапе синтаксического анализа и разбора.

С теоретической точки зрения лексический анализатор не является обязательной частью компилятора. Все его функции могут выполняться на этапе синтаксического разбора, поскольку полностью регламентированы синтаксисом входного языка. Однако существует несколько причин, по которым в состав практически всех компиляторов включают лексический анализ:

  •  применение лексического анализатора упрощает работу с текстом исходной программы на этапе синтаксического разбора и сокращает объем обрабатываемой информации, так как лексический анализатор структурирует поступающий на вход исходный текст программы и выкидывает всю незначащую информацию;
  •  для выделения в тексте и разбора лексем возможно применять простую, эффективную и теоретически хорошо проработанную технику анализа, в то время как на этапе синтаксического анализа конструкций исходного языка используются достаточно сложные алгоритмы разбора;
  •  сканер отделяет сложный по конструкции синтаксический анализатор от работы непосредственно с текстом исходной программы, структура которого может варьироваться в зависимости от версии входного языка — при такой конструкции компилятора для перехода от одной версии языка к другой достаточно только перестроить относительно простой лексический анализатор.

Функции, выполняемые лексическим анализатором, и состав лексем, которые он выделяет в тексте исходной программы, могут меняться в зависимости от версии компилятора. То, какие функции должен выполнять лексический анализатор и какие типы лексем он должен выделять во входной программе, а какие оставлять для этапа синтаксического разбора, решают разработчики компилятора. В основном лексические анализаторы выполняют исключение из текста исходной программы комментариев, незначащих пробелов, символов табуляции и перевода строки, а также выделение лексем следующих типов: идентификаторов, строковых, символьных и числовых констант, ключевых (служебных) слов входного языка, знаков операций и разделителей.

В простейшем случае фазы лексического и синтаксического анализа могут выполняться компилятором последовательно. Но для многих языков программирования на этапе лексического анализа может быть недостаточно информации для однозначного определения типа и границ очередной лексемы. Иллюстрацией такого случая может служить пример оператора программы на языке FORTRAN, когда по части текста DO 10 1=1 невозможно определить тип оператора (а соответственно, и границы лексем). В случае DO 10 1=1.15 это присвоение вещественной переменной D010I значения константы 1.15 (пробелы в языке FORNTAN игнорируются), а в случае DO 10 1=1,15 — цикл с перечислением от 1 до 15 по целочисленной переменной I до метки 10.

Другим примером может служить оператор языка С, имеющий вид: k=i+++++j:. Существует только одна единственно верная трактовка этого оператора: k = 1++ + ++j: (если явно пояснить ее с помощью скобок, то данная конструкция имеет вид: k = (1++) + (++j);). Однако найти ее лексический анализатор может, лишь просмотрев весь оператор до конца и перебрав все варианты, причем неверные варианты могут быть обнаружены только на этапе семантического анализа (например, вариант k = (1++)++ + j; является синтаксически правильным, но семантикой языка С не допускается). Конечно, чтобы эта конструкция была в принципе допустима, входящие в нее операнды k, i и j должны быть описаны и должны до пускать выполнение операций языка ++ и +.

Поэтому в большинстве компиляторов лексический и синтаксический анализаторы — это взаимосвязанные части. Возможны два принципиально различных метода организации взаимосвязи лексического анализа и синтаксического разбора:

  •  последовательный;
  •  параллельный.

При последовательном варианте лексический анализатор просматривает весь текст исходной программы от начала до конца и преобразует его в структурированный набор данных. Этот набор данных называют также таблицей лексем. В таблице лексем ключевые слова языка, идентификаторы и константы, как правило, заменяются на специально оговоренные коды, им соответствующие (конкретная кодировка определяется при реализации компилятора). Для идентификаторов и констант, кроме того, устанавливается связь между таблицей лексем и таблицей идентификаторов, которая заполняется параллельно.

В этом варианте лексический анализатор просматривает весь текст исходной программы один раз от начала до конца. Таблица лексем строится полностью вся сразу, и больше к ней компилятор не возвращается. Всю дальнейшую обработку выполняют следующие фазы компиляции.

При параллельном варианте лексический анализ исходного текста выполняется поэтапно так, что синтаксический анализатор, выполнив разбор очередной конструкции языка, обращается к сканеру за следующей лексемой. При этом он может сообщить информацию о том, какую лексему следует ожидать. В процессе разбора при возникновении ошибки может происходить «откат назад», чтобы попытаться выполнить анализ текста на другой основе. И только после того, как синтаксический анализатор успешно выполнит разбор очередной конструкции языка (обычно такой конструкцией является оператор исходного языка), лексический анализатор помещает найденные лексемы в таблицу лексем и таблицу идентификаторов и продолжает разбор дальше в том же порядке.

Работа синтаксического и лексического анализаторов в варианте их параллельного взаимодействия изображена в виде схемы на рис. 13.7.

В качестве варианта таблицы лексем можно рассмотреть некоторый фрагмент кода на языке Pascal и соответствующую ему таблицу лексем, представленную в табл. 13.1:

Рис. 13.7. Параллельное взаимодействие лексического и синтаксического анализаторов

Таблица 13.1. Лексемы программы

Лексема

Тип лексемы

Значение

begin

Ключевое слово

X1

for

Ключевое слово

Х2

I

Идентификатор

i : 1

:=

Знак присваивания

:=

1

Целочисленная константа

1

to

Ключевое слово

X3

N

Идентификатор

N : 2

do

Ключевое слово

Х4

fg

Идентификатор

fg : 3

:=

Знак присваивания

:=

fg

Идентификатор

fg : 3

*

Знак арифметической операции

*

0.5

Вещественная константа

0.5

Поле «Значение» в табл. 13.1 подразумевает некое кодовое значение, которое будет помещено в итоговую таблицу лексем в результате работы лексического анализатора. Конечно, значения, которые записаны в примере, являются условными. Конкретные коды определяются при реализации компилятора. Важно отметить также, что для идентификаторов устанавливается связка таблицы лексем с таблицей идентификаторов (в примере это отражено некоторым индексом, следующим после идентификатора за знаком :, а в реальном компиляторе все опять же определяется его реализацией).

Очевидно, что последовательный вариант организации взаимодействия лексического анализа и синтаксического разбора является более эффективным, так как он не требует организации сложных механизмов обмена данными и не нуждается в повторном прочтении уже разобранных лексем. Этот метод является и более простым. Однако не для всех языков программирования возможно организовать такое взаимодействие. Это зависит в основном от синтаксиса языка, заданного его грамматикой. Большинство современных широко распространенных языков программирования, таких как С и Pascal, тем не менее позволяют построить лексический анализ по более простому, последовательному методу, что дает ряд определенных преимуществ.

  1.  Принципы построения лексических анализаторов

Лексический анализатор имеет дело с такими объектами, как различного рода константы и идентификаторы (к последним относятся и ключевые слова). Язык констант и идентификаторов в большинстве случаев является регулярным — то есть может быть описан с помощью регулярных грамматик. Распознавателями для регулярных языков являются конечные автоматы. Существуют правила, с помощью которых для любой регулярной грамматики может быть построен недетерминированный конечный автомат, распознающий цепочки языка, заданного этой грамматикой. Конечный автомат для каждой входной цепочки языка дает ответ на вопрос о том, принадлежит или нет цепочка языку, заданному автоматом.

Однако в общем случае задача сканера несколько шире, чем просто проверка цепочки символов лексемы на соответствие ее входному языку. Кроме этого, сканер должен выполнить следующие действия:

  •  четко определить границы лексемы, которые в исходном тексте явно не заданы;
  •  выполнить действия для сохранения информации об обнаруженной лексеме (или выдать сообщение об ошибке, если лексема неверна).
    1.  Определение границ лексем

Выделение границ лексем представляет определенную проблему. Ведь во входном тексте программы лексемы не ограничены никакими специальными символами. Если говорить в терминах программы-сканера, то определение границ лексем — это выделение тех строк в общем потоке входных символов, для которых надо выполнять распознавание. В общем случае эта задача может быть сложной, и тогда требуется параллельная работа сканера (лексического анализатора), синтаксического разбора и, возможно, семантического анализа. Для большинства входных языков границы лексем распознаются по заданным терминальным символам. Эти символы — пробелы, знаки операций, символы комментариев, а также разделители (запятые, точки с запятой и т. п.). Набор таких терминальных символов может варьироваться в зависимости от синтаксиса входного языка.

Важно отметить, что знаки операций сами также являются лексемами и необходимо не пропустить их при распознавании текста.

Как правило, сканеры действуют по следующему принципу: очередной символ из входного потока данных добавляется в лексему всегда, когда он может быть туда добавлен. Как только символ не может быть добавлен в лексему, то считается, что он является границей лексемы и началом следующей лексемы (если символ не является пустым разделителем — пробелом, символом табуляции или перевода строки, знаком комментария). Такой принцип не всегда позволяет правильно определить границы лексем в том случае, когда они не разделены пустыми символами. Например, приведенная выше строка языка С k=1+++++j; будет разбита на лексемы следующим образом: k = 1++ ++ + j; — и это разбиение неверное, компилятор должен будет выдать пользователю сообщение об ошибке, хотя правильный вариант распознавания строки существует.

Однако разработчики компиляторов сознательно идут на то, что отсекают некоторые правильные, но не вполне читаемые варианты исходных программ. Попытки усложнить лексический распознаватель неизбежно приведут к необходимости его взаимосвязи с синтаксическим разбором. Это потребует организации их параллельной работы и неизбежно снизит эффективность работы всего компилятора. Возникшие накладные расходы никак не оправдываются достигаемым эффектом — чтобы распознавать строки с сомнительными лексемами, достаточно лишь обязать пользователя явно указать с помощью пробелов (или других незначащих символов) границы лексем, что значительно проще.

Не для всех входных языков такой подход возможен. Например, для рассмотренного выше примера с языка FORTRAN невозможно применить указанный метод — разница между оператором цикла и оператором присваивания слишком существенна, чтобы ею можно было пренебречь. Здесь придется прибегнуть к связи с синтаксическим разбором. В таком случае говорят о непрямой работе лексического анализатора.

Лексический анализатор работает прямо, если для данного входного текста (цепочки символов входного языка) и текущего положения указателя в нем он определяет лексему, расположенную непосредственно справа от указателя, и сдвигает сам указатель вправо от части текста, образующей эту лексему. При прямой работе лексического анализатора возможно его последовательное взаимодействие с синтаксическим распознавателем.

Лексический анализатор работает непрямо, если для данного входного текста (цепочки символов входного языка), заданного типа лексемы и текущего положения указателя в нем он определяет лексему, расположенную непосредственно справа от указателя, и если она соответствует требуемому типу, то сдвигает указатель вправо от части текста, образующей эту лексему. В отличие от прямого варианта данному лексическому анализатору на входе требуется задавать также и тип ожидаемой лексемы. Поэтому при непрямой работе лексического анализатора требуется его параллельное взаимодействие с синтаксическим распознавателем.

  1.  Выполнение действий, связанных с лексемами

Выполнение действий в процессе распознавания лексем представляет для сканера гораздо меньшую проблему. Фактически КА, который лежит в основе распознавателя лексем, должен иметь не только входной язык, но и выходной. Он должен не только уметь распознать правильную лексему на входе, но и породить связанную с ней последовательность символов на выходе. В такой конфигурации КА преобразуется в конечный преобразователь.

Для сканера действия по обнаружению лексемы могут трактоваться несколько шире, чем только порождение цепочки символов выходного языка. Сканер должен уметь выполнять такие действия, как запись найденной лексемы в таблицу лексем, поиск ее в таблице символов и запись новой лексемы в таблицу символов. Набор действий определяется реализацией компилятора. Обычно эти действия выполняются сразу же по обнаружению конца распознаваемой лексемы.

В КА сканера эти действия можно отобразить сравнительно просто — достаточно иметь возможность с каждым переходом на графе автомата (или в функции переходов автомата) связать выполнение некоторой произвольной функции f(q,a), где q — текущее состояние автомата, а — текущий входной символ. Функция может выполнять произвольные действия, доступные сканеру, в том числе работать с хранилищами данных, имеющимися в компиляторе (функция может быть и пустой — не выполнять никаких действий). Такую функцию, если она есть, обычно записывают на графе переходов КА под дугами, соединяющими состояния КА.

  1.  Построение лексических анализаторов

Теперь можно рассмотреть практическую реализацию сканеров. В принципе компилятор может иметь в своем составе не один, а несколько лексических анализаторов, каждый из которых предназначен для выборки и проверки определенного типа лексем.

Таким образом, обобщенный алгоритм работы простейшего лексического анализатора в компиляторе можно описать следующим образом:

  •  из входного потока выбирается очередной символ, в зависимости от которого запускается тот или иной сканер (символ может быть также проигнорирован либо признан ошибочным);
  •  запущенный сканер просматривает входной поток символов программы на исходном языке, выделяя символы, входящие в требуемую лексему, до обнаружения очередного символа, который может ограничивать лексему, либо до обнаружения ошибочного символа;
  •  при успешном распознавании информация о выделенной лексеме заносится в таблицу лексем и таблицу идентификаторов, алгоритм возвращается к первому этапу и продолжает рассматривать входной поток символов с того места, на котором остановился сканер;
  •  при неуспешном распознавании выдается сообщение об ошибке, а дальнейшие действия зависят от реализации сканера — либо его выполнение прекращается, либо делается попытка распознать следующую лексему (идет возврат к первому этапу алгоритма).

В целом техника построения сканеров основывается на моделировании работы детерминированных и недетерминированных  конечных автоматов с дополнением функций распознавателя вызовами функций обработки ошибок, а также заполнением таблиц символов и таблиц идентификаторов. Такая техника не требует сложной мат. обработки и принципиально важных преобразований входных грамматик. Для разработчика сканера важно решить, где заканчиваются функции сканера и начинаются функции синтаксического разбора.




1. 9 Введение
2. Налоговые правоотношения
3. Доказування у кримінальному процесі
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора історичних наук Дніпропе
5. тема синтезированная методами оптимальной линейной фильтрации обеспечивает 1
6. Тема 1 Роль и место политики в жизни общества
7. Европейский парламент.html
8. негативную ответственность за уже совершенные деяния и позитивную ответственность за надлежащее исполне
9. Молодежный центр ЧМР А.html
10. Конфлікт парламентської та президентської влади
11. Особое производство понятие признаки особенности
12. Мета заняття- Розглянути загальні засади обчислення і сплати акцизного податку- платники база об~єкти о
13. Опис місцевості розташування ГЕС Кірєнга річка в Іркутській області правий приплив Лєни
14. Негатроника Исторический обзор
15. комунікативного дидактичного матеріалу сприяти осмисленню основних цінностей людини
16. на тему- Фуллерены Выполнил- Neur013[zc0m] студент группы xxxx-x
17. Манифест систем объектно-ориентированных баз данных
18. продажи. На рынке перемещается как в экономическом так и в географическом пространстве огромная масса разно
19. Гамлет принц датский Уильям Шекспир Гамлет принц датский Максим Бычков www
20. 28 недель. Каждую минут выполняется 56 абортов