Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Политический идеализм в теории международных отношений: иллюзии и реальность*
Как уже отмечалось в предыдущих статьях настоящего раздела, современная международно-политическая наука пронизана борьбой и взаимной критикой различных методологических подходов и теоретических парадигм. Наиболее ожесточенный спор традиционно идет между сторонниками реалистических (неореалистических) и идеалистических (неолиберальных, неоидеалистических) взглядов на природу и характер международных отношений. Представители конкурирующих парадигм расходятся в ответах на такие принципиальные вопросы, как: «кто является главными акторами?», «каковы основные проблемы международной теории?», «что представляют собой основные процессы в международном обществе?» и, наконец, «в чем состоят главные результаты международно-политического развития?» (см. об этом: Ken Booth and Steve Smith (Ed.). International Relations Theory Today. Polity Press, 1995, p. 18-22).
Так, в противоположность сторонникам политического реализма, представители идеалистического направления убеждены в том, что государства не только не единственные, но и не главные международные акторы. Многие из них, в частности авто? ^ цитируемой ниже книги, считают, что эта роль принадлежит международным (в данном случае, межправительственным) организациям. В числе главных проблем теории и практики международной политики реалисты выделяют проблемы реализации и защиты национально-государственных интересов, соперничества и равновесия сил на мировой арене, стратегии достижения и сохранения государственной силы (не в последнюю очередь в ее военном измерении), заключения и пересмотра межгосударственных союзов в зависимости от изменения геополитической (геостратегической) ситуации и т. п. Идеалисты же акцентируют внимание на наличии универсальных, общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов, неотъемлемых прав человеческой
При поддержке РГНФ. Проект М» 98-03-04100.
личности, на необходимости создания всеобъемлющей системы коллективной безопасности в целях их сохранения и защиты. И если политические реалисты настаивают на том, что основные международные процессы представлены конфликтами, то идеалисты отдают предпочтение переговорам и сотрудничеству. Наконец, с точки зрения политических реалистов, неизменность человеческой природы и весь опыт международных отношений показывают, что надежды на изменение их характера и создание нового мирового порядка, основанного на законности и соблюдении интересов личности, не более, чем утопия. Идеалисты же, напротив, верят в достижение мировой гармонии, избавление человечества от кровопролитных и опустошающих вооруженных конфликтов, в созидательные возможности общечеловеческой нравственности и международного права.
При этом, по замечанию А. Вендта, идеалистическое направление в международной теории межвоенных лет было достаточно сильно оболгано, а сам термин «идеализм», начиная с уничтожающей критики Э. Карра (в работе «The Twenty Years of Crisis: 1919-1939», первое издание которой увидело свет в 1939 г.), отождествлялся с умиротворенностью, утопизмом и наивностью, короче с недостатком «реалистического» взгляда на международные отношения. Такая позиция укоренилась настолько глубоко, что многие современные исследователи международных отношений предпочитают избегать использования этого термина. Тем не менее в последние годы наблюдается не только ужесточение критики в адрес политического реализма, но и явное переосмысление сугубо негативного отношения к положениям идеализма (подробнее об этом см.: Вендт А. Четыре социологии международной политики//Международные отношения: социологические подходы/Под ред. П. А. Цыганкова. М., 1998, с. 49, 85-87).
Наследуя традиции мыслителей XV в., провозглашавших моральное и политическое единство человеческого рода; гроцианские идеи о возможности и необходимости правового регулирования межгосударственных отношений; кантовскую веру в достижение вечного мира между народами, идеализм в современной международной науке имеет и более близкие идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX в. Его основная посылка убеждение а необходимости и возможности покончить с
".оо
мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости и создания, таким образом, справедливого международного порядка. Согласно данному направлению, мировое сообщество демократических государств, при поддержке и давлении со стороны общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из приоритетных тем идеалистического направления это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики. В политической практике идеализм нашел свое воплощение, в частности, в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном программе создания Лиги наций, крах которой и испытание вторым всемирным конфликтом не помешали ведущим государствам мира сформировать Организацию Объединенных Наций, призванную служить делу сохранения всеобщего мира и предупреждения войн.
В научной литературе послевоенных лет одной из наиболее влиятельных работ идеалистического направления стала выдержавшая несколько изданий и опровергающая упрощенные и карикатуризированные представления об идеализме книга американских авторов Греневиля Кларка и Луиса Б. Сона «Достижение всеобщего мира через мировое право»*. В книге предложен план поэтапного разоружения и создания системы коллективной безопасности для всего мира за период 1960-1980 гг. (в приводимом издании книги этот срок «продлен» до 1985 г.). Основным инструментом преодоления войн и достижения вечного мира между народами должна стать реформированная ООН, действующая на основе измененного и детально разработанного Устава.
Несколько слов об авторах книги. Один из них Г. Кларк многие годы (с 1906 г.) был практикующим юристом и общественным деятелем. Другой, Л. Б. Сон, эмиг-
* В данном номере журнала публикуются фрагменты написанного Г. Кларком раздела Введения к книге. Раздел называется «Основные характеристики общего плана*.
201
рировавший в США в 1939 г. из Польши, являлся признанным специалистом по истории международного права, в особенности в вопросах правовых способов достижения мира, применяемых в прошлом; преподавал в Школе Права Гарвардского университета.
Совместная работа авторов над книгой началась в 1949 г. Ее первым результатом стал увидевший свет в 1953 г. документ, озаглавленный «Мир через разоружение и пересмотр Устава». В 1956 г. к нему было присовокуплено «Дополнение», а в 1958 г. вышло первое издание самой книги «Достижение всеобщего мира через мировое право». По мнению авторов, ее название отражает изменение, подчеркивающее постепенно укрепляющееся убеждение в том, что необходимость всеобщего и полного разоружения является одним из многих взаимосвязанных и одинаково необходимых элементов мирового порядка, а не всеобъемлющим решением. Основная посылка авторов состоит в том, что если мир действительно хочет мира, то он должен согласиться с необходимостью создания адекватных мировых институтов, при помощи которых можно достигнуть универсального и полного разоружения и осуществлять мировое право в пределах ограниченной области предотвращения войны.
Предоставим нашему читателю возможность самому судить о степени реалистичности и иллюзорности взглядов авторов.