Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
http://www.i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-24193.html
Г.Г. Косач
ПРИЧИНЫ ТЕРРОРА В САУДОВСКОЙ АРАВИИ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ «АШ-ШАРК АЛЬ-АУСАТ»
Опубликованная 25 августа 2009 г. в лондонской и финансируемой из саудовских источников газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» статья одного из ее ведущих обозревателей саудовцев Мишари Аз-Заиди «Террор в Саудовской Аравии: кто его развивает, и кто его объясняет?» посвящена недавнему раскрытию саудовской государственной безопасностью действовавшей в королевстве новой террористической организации «Группы 44» (автор этой статьи писал об этом событии на сайте Института Ближнего Востока). Вместе с тем, содержание этой статьи шире, - М. Аз-Заиди ставит в ней более существенный вопрос а, собственно, каковы причины возникновения террора как явления и террористических группировок, которые связаны с этим явлением, становясь орудием его реализации если не в современном мире, то, по крайней мере, в Саудовской Аравии? Уже поэтому статья обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат» заслуживает внимательного прочтения.
Да, отталкивается М. Аз-Заиди от этого обстоятельства, вновь раскрытая в Саудовской Аравии террористическая организация обладала важной характеристикой, - «арестованные имели высокий образовательный статус, а, кроме того, были зрелыми и обладающими большим жизненным опытом людьми». Наконец, из заявления саудовского министерства внутренних дел в связи с арестом «Группы 44» вытекало, что и «образовательный статус» членов этой организации, и их «жизненный опыт» позволили им «занять высокие общественные позиции», - в заявлении министерства отмечалось, что они «дискредитировали оказанное им высокое доверие». Типичное саудовское выражение, означающее, что речь идет о «доверии» со стороны высших представителей политического истеблишмента королевства.
Внимание обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат» к «Группе 44» было привлечено, тем не менее, другим обстоятельством (отмечавшимся и автором этой статьи), - заявление саудовского министерства внутренних дел четко подчеркивало, что члены этой организации «не были группой исполнителей, а “руководящим звеном”, координировавшим деятельность групп и ячеек религиозного насилия». Это «руководящее звено» обладало «высоким опытом и уровнем научной подготовки», его представители были заняты в сфере «университетского образования, государственной службы и даже бизнеса». Иными словами, речь вовсе не идет, продолжал М. Аз-Заиди, о «охваченных религиозным пылом очень молодых людях, которых мы видели раньше и которые перед совершением террористического акта писали завещания самоубийц или, поддаваясь все тому же религиозному пылу, размахивали (на записывавшихся специально для этого видеодисках Г.К.) автоматами или гранатами».
«Группа 44» доказывала, что феномен терроризма вовсе не связан только лишь с «возмущением обездоленных и бедных молодых людей». Этот феномен вовсе не обязательно, по мнению М. Аз-Заиди, вытекает из «жесткой зависимости между ним и бедностью или политическим угнетением», напротив, такая «зависимость ущербна и ошибочна», хотя именно так обычно «объясняется проблема терроризма в мусульманских обществах». Впрочем, такого рода объяснения в немалой степени свойственно и современным российским исследователям этой проблемы, сломавшим слишком много копий, любой ценой выявляя экономический фактор в его качестве важнейшего подхода к вопросу интерпретации тех форм террористической активности, которые стали сегодня едва ли не наиболее яркой чертой общественной жизни в мусульманских странах и обществах.
Да, продолжал обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», «уровень экономического и человеческого развития один из основных и важнейших факторов политики и социальной жизни». Да, разумеется, подчеркивал он, «экономический подход к объяснению истории, как и настоящего, принципиально важен и неизбежен для того, кто действительно хочет понять, что произошло и почему произошло». Проблема же, на самом деле, заключается не в том, чтобы отбросить этот подход, а в том, чтобы «не ограничиваться только им, объясняя явление, поскольку существуют и иные факторы, как и иные причины, проливающие свет на появление политической оппозиции и “покушения” на существующий порядок вещей, как и стремления покончить с этим порядком». М. Аз-Заиди видит эти причины в «психологии», в «личностных качествах» людей, в их «связи с религией, в их самооценках», когда «человек способен реализовать себя только в минуту реализации им того, что он представляет себе утраченным идеалом». Если же говорить «об арабо-мусульманских обществах», добавляет он, то «этот идеал состоит в мечте о государстве шариата, в мечте о потерянном халифате, в стремлении воплотить этот утраченный идеал в реальности».
Это означает лишь, по словам обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат», что «Усама бен Ладен это не озлобившийся против всех человек, это не человек, призывающий к вооруженному перевороту в силу того, что наступил экономический кризис, в силу того, что он ненавидит состояние материальной нищеты, в котором он оказался». Равным образом это относилось «к Айману Аз-Завахири», к иным ведущим фигурам религиозной оппозиции (имена которых М. Аз-Заиди перечисляет в его статье) как в арабо-мусульманском мире, так и в самой Саудовской Аравии. Их «материальное положение» никогда не было вопиюще нищенским!
Да, продолжал М. Аз-Заиди в статье, опубликованной 25 августа 2009 г. в «Аш-Шарк Аль-Аусат», после «11 сентября … многие западные специалисты, как и противники режима у нас (в Саудовской Аравии и других странах арабо-мусульманского мира Г.К.), стали говорить о том, что причиной терроризма является отсутствие демократии». Стоило бы добавить, что эта точка зрения принципиально важна и для многих российских исследователей феномена терроризма в мусульманском мире (черпающих свои постулаты из все тех же исследований западных авторов). Однако, продолжает обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», «опровергнуть эту мысль крайне легко, поскольку борьба за демократию не есть цель фундаменталистов, - их цель создание новой идентичности и методы действия в этом направлении». По мнению М. Аз-Заиди, «фундаменталистские группировки, от “Братьев-мусульман” до “Аль-Каиды”, отрицают основополагающие принципы демократии». Для того, чтобы понять это, достаточно обратиться «к хотя бы одному из сочинений Аймана Аз-Завахири или к публикациям журнала “Саут аль-джихад (Голос джихада)”, органа отделения “Аль-Каиды” в Саудовской Аравии», в свою очередь, хотя “Братья-мусульмане” временно и поверхностно и обратились к демократической практике, на самом же деле, в глубине они были и остаются сторонниками “государства права и истины шариата”».
Итак, как считает М. Аз-Заиди, «арест “Группы 44” дипломированных специалистов, обвиняемых в поддержке и финансировании терроризма, показал, что в Саудовской Аравии существует прочная основа антигосударственного и фундаменталистского сопротивления». Эта «основа» «нарост» на самой саудовской государственности. Антигосударственное «сопротивление» в королевстве это «не прежние действия молодых людей из “Аль-Каиды”, сегодня в игру вступили не мальчишки, взрослые и пожилые люди». Именно они, «люди опыта» способны «в будущем привести в действие мину, заложенную в наросте на теле государственности». Быть может, добавляет М. Аз-Заиди, «эта мина будет взорвана и с территории другого государства». Во всяком случае, как отмечает обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», «Саудовская Аравия противостоит “вирусу”, который развивается и сам способен развивать». Этот «вирус» способен «бросить вызов всей существующей (в королевстве Г.К.) системе безопасности». А происходит это потому, что «обладающий идеологией, способной опровергнуть фундаментализм, врач, который возьмет в руки скальпель и срежет нарост, все еще не появился в операционной».
Что ж, действительно важная статья! Но ее значение состоит не только и не столько в том, что сказал М. Аз-Заиди, а в том, что он (в силу понятных причин) был вынужден оставить за скобками. Впрочем, для того, чтобы понять, что осталось за этими скобками, необходимо всего лишь размышлять, анализируя факты и события, происходящие в этой стране (как и в других странах арабо-мусульманского ареала), в том числе, и те, которые имеют непосредственное отношение к проблеме причин религиозного экстремизма и терроризма.
На фото AFP с сайта news.yahoo.com саудовские полицейские в районе Эр-Рияда
^