Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Современное население мира составляет более 65 млрд

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Изучение многочисленных народов, населяющих страны Востока, их традиций, обрядов, картины мира, религии, уклада жизни, особенностей сознания и самосознания, а также уникального психологического строя является важной задачей современного гуманитарного знания. Современное население мира составляет более 6,5 млрд. человек. На определенных территориях исторически сложились различные этнические общности, которые представляют собой устойчивые совокупности людей, которые объединены между собой одинаковыми языками, культурами, осознанием того, что входящие в них люди принадлежат к своим общностям и отличаются от других подобных общностей. Характерные этнические черты передаются из поколения в поколение. Современные исследователи насчитывают от 3 до 4 тысяч народов, проживающих на земле. Среди этих народов есть многочисленные и малочисленные. Так, наиболее крупным этносом являются китайцы (более  1,3 млдр. чел.). Из малочисленных народов, состоящих из нескольких сотен, а то и десятков человек, можно назвать кетов в Сибири, ботокудов в Бразилии, ямана в Аргентине и т.д. 80 процентов от всех жителей Земли составляют крупные народы (т.е. 70 народов, численность каждого из которых – более 10 млн. человек). К крупнейшим народам относятся китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, японцы, бразильцы и немцы.


С картой народов мира можно ознакомиться: http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/map028.shtml

Все население земного шара распределяется между более чем 200 государствами.


С политической картой мира можно ознакомиться: http://www.maps-world.ru/polit-map.jpg

По численности населения существуют страны-гиганты и очень маленькие государства. К странам-гигантам относятся: Республика Индия, Китайская Народная Республика, Республика Бразилия. Самыми малыми по численности населения государствами считаются Ждибути, Андорра и Тринидад и Тобаго.
Все заселенное пространство Земли называется ойкумена. По этническому составу страны, образующие ойкумену, подразделяют на две группы: однонациональные и со сложной этнической композицией.
Жизнь, развитие и взаимодействие наций, национальностей и народностей представляют собой очень важную часть социальной жизни. Азия представляет собой обширный регион, в котором проживает много различных народов, народностей и наций.


Этнос (греч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. Ю.Б. Бромлей так определял это понятие: «Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании».

Существует три типа этноса: род и племя; народность; нация. Род – кровнородственная группа людей, связанная единым происхождением по материнской или отцовской линии. Племя – этническая общность, состоящая из родов. Народность – исторический тип этноса, возникающий в результате смешения племен и образования племенных союзов. Нация – большая социальная группа, высший тип развития этноса, представляющий собой чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также тесными экономическими связями.


Этнология как наука начала активно развиваться в середине XIX века.
Этнология изучает:
- Возникновение этносов (этногенез);
- Историческую эволюцию этносов (этническую историю);
- Современную жизнь этносов;
- Возможные пути развития этносов в будущем (проблемы этнического прогнозирования) [Основы этнологии, 2007. С.14].
Этнология изучает этнические процессы, то есть разнообразные стороны жизнедеятельности этносов.


Основными современными научными направлениями в этнологии являются следующие:
- Расселение народов, этнонимия (и экзоэтнонимы), изучение этнических территорий и этнических границ;
- Социальные группы в составе этносов; этнические группы в составе социальных классов, слоев, институтов (этносоциология);
- Демографические процессы и динамика численности населения;
- Субэтнические группы и образования, среди которых выделяются собственно этнические группы, обладающие групповым самосознанием, и этнографические группы, не имеющие ярко выраженного самосознания;
- Различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры – поселения, жилища, орудия труда, утварь, культура трапезы и пища, одежда, украшения, художественная культура;
- Хозяйственные занятия;
- Обряды и обычаи, нравы, этикет, народные верования;
- Язык и речевое поведение;
- Проблемы этнического сознания и самосознания;
- Межэтнические отношения (в том числе и конфликтные) [Основы этнологии, 2007. С.14].


Народы стран зарубежной Азии традиционно подразделяются по территориальному признаку на народы стран:
- Восточной Азии
- Передней (Западной) Азии
- Южной Азии
- Юго-Восточной Азии
- Центральной Азии.
Современные этнологи составили этнографические карты всех регионов Азии, дающие полное представление о проживающих в них народах, народностях и этнических группах.


Этнографическая карта Китая:

Этнографическая карта Южной Азии:

Этнографическая карта Юго-Восточной Азии:

Источниками этнологических знаний называют всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах (этносах или этнических общностях, субэтносах или этнических группах, об их сторонах, свойствах или характеристиках). [Основы этнологии, 2007. С.14]. Материальные (вещественные) предметы могут выступать в качестве источников. Артефакты (от лат. arte – искусственно и factus – сделанный) описываются и исследуются этнологами в качестве произведений, воплощающих свойства того или иного народа [Основы этнологии, 2007. С.31]. Наряду с артефактами различают такие источники, которые содержат в себе отражения тех или иных сторон этнического объекта. Их иногда называют преданиями, или меморатами (от лат. memoria – память). Сюда можно отнести многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и иные фиксации данных (звукозапись, кино- и видеосъемки), рисунки, устные рассказы и прочие документальные материалы [Основы этнологии, 2007. С.31

– 37].
Этническая культура – это культура, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Этническая культура является культура, носители которой связаны единством «крови и почвы»: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2626/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
Каждый народ обладает собственной, уникальной культурой. Народы Востока (в частности, народы зарубежной Азии) представляют собой обширное этнокультурное пространство. Каждый из народов придерживается своих этнокультурных традиций.
Этнокультурная традиция (от лат. traditio — передача, предание) – «способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Термин «традиция» включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему. <…> В ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. В функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий)».

[Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1236/%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%94%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%AF

В процессе межкультурного взаимодействия большую роль играют традиции вступающих в диалог культур. Например, анализируя специфику межкультурного дискурса времен «культурной революции» в КНР, особенно ту его часть, которая касалась вопросов изучения китайских традиций, П. М. Кожин отмечает: «китайское прошлое давно уже сделалось гигантским вкладом в сокровищницу общечеловеческой мировой культуры, будущие судьбы китайцев и Китая никто не мог отделить от общих судеб человечества» [Кожин П.М. 1982. С. 78]. Обусловленный идеологическими факторами и политическими реалиями, российско-китайский межкультурный дискурс того времени не мог рассматриваться как некоторое целостное образование без учета истории и культурных традиций: «Роль прошлого в настоящем и значение его в будущем, какую часть своей этнической культуры, с ее глубоким гуманизмом, верой в идеалы сумеет пронести китайский народ сквозь тяжкие испытания, выпавшие на его долю, – эти вопросы стояли перед всеми подлинно прогрессивными силами в мире, и они, понятно, прямо связывались с поиском и изучением тех сил и обстоятельств, которые могли помочь китайскому народу в эти тяжелые дни. Наблюдения, исторические примеры из китайского прошлого, сравнительные данные показали, что такой силой, причем необычайно мощной, являются китайские традиции. Это резко активизировало их изучение» [Кожин П.М. 1982. С. 78]. П. М. Кожин акцентирует внимание на том, что «понятие “традиция” включает в себя содержание передаваемого сообщения; внедрение переданного сообщения в массовую и общественную культуру таким образом, что оно становится мерилом лояльности к коллективу со стороны каждого его члена; сознательную и бессознательную переработку сообщения при передаче в связи с историческими переменами в понятийном аппарате и языковых средствах» [Кожин П.М. 1997. С. 7]. Сам язык, который является необходимой базовой составляющей любого межкультурного дискурса, может рассматриваться как традиция. П. М. Кожин подчеркивает, что не отдельные символические элементы языка, а язык в целом является одной из ведущих традиций: «По сути каждая лексема имеет историческую и историко-культурную смысловую нагрузку, а синтаксические реконструкции, выверенные и стандартизованные не только в бытовой речи, но и в ритмико-тонических структурах древнего эпического стихосложения, а также в адаптационных действиях для перевода устной речи в фонетическую запись, организует устойчивую передающую систему» [Кожин П.М. 1997. С. 7]. В межкультурном дискурсе, таким образом, происходит сложное взаимодействие языка-традиции и традиций, выражаемых в вербальных и невербальных семиотических структурах и системах. Через традицию происходит осуществление глубинной устойчивой связи человека с этносом, историей, ценностями, культурой.

Этногенез – (от греч. ethnos - племя, народ и …генез), происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-65870.htm. Этническое сознание – продукт длительного исторического развития, сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных, и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития этноса [В.Л.Цветков. С. 32] Этническое самосознание – ядро этнического сознания; осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической группе, осмысление положения своей этнической группы среди других групп, понимание этнических интересов, взаимоотношений своей этнической группы с другими [В.Л.Цветков. С. 34]
Этнопсихология (от греч. ethnos – племя, народ + psyche – душа + logos – наука, учение) – особая отрасль социальной психологии, которая изучает закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающихся друг от друга [В.Л.Цветков. С. 4] Структура национальной психологии включает системообразующие (статические) и динамические (функциональные) компоненты [В.Г.Крысько. С. 102].
Системообразующие компоненты: национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения,  национальные традиции и привычки.
Динамические компоненты: мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие.
Ментальность (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определенной культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания.

См.подробнее: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/509/%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC
Под ментальностью также понимают систему образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире; своеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иную эпоху [В.Л.Цветков. С. 46].
Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и проявляющийся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям [В.Г.Крысько. С. 102]. Национальный темперамент предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их поведенческой активности [В.Г.Крысько. С. 102].
Этническая идентичность личности – осознаваемая и ощущаемая личностью совокупность этноотличительных черт, признаков, социально-психологических характеристик, присущих той или иной этнической группе [В.Л.Цветков. С. 36].
Инкультурация – процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре [Культурология. XX век. Словарь. С.147].
Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. На базе культурной трансмиссии формируется такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени [Кравченко А.И. Культурология: Словарь. 2000]: http://www.countries.ru/library/terms/culttrans.htm
Этнография детства – направление в этнологии и этнопсихологии, которое изучает закономерности и особенности становления личности носителя этнической культуры на начальном этапе его жизненного пути.
Межкультурная коммуникация – это непосредственное или опосредованное (во времени и в пространстве, вербальными и / или невербальными, материальными и / или нематериальными средствами) взаимодействие двух или более субъектов (индивидов, групп, сообществ), обладающих выраженной культурной идентичностью, поведение которых обусловливается закрепленными культурой мировоззренческими и поведенческими установками (на понимание, познание, управление, манипуляцию и т.д.); сознательно или бессознательно транслирующих и воспринимающих информацию о языке, ценностях, нормах, моделях поведения, формах, стереотипах, научном, религиозном, философском и художественном наследии своей и другой культуры; стремящихся либо к взаимопониманию, либо к достижению прагматических результатов, выгоды [Нестерова О.А.].
Адаптация (от лат. adaptare – приспособление) культурная – приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде [Теория культуры /под ред. С.Н.Иконниковой. С.  570 – 571].
Аккультурация – в современном значении процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций – принципиально нового культурного синтеза [Культурология. XX век. Словарь. С.21].
Ассимиляция культурная – процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, в которой они находятся в непосредственном контакте [Культурология. XX век. Словарь. С.55].
Этнические стереотипы – схематизированные образы своей или чужой этнической общности, которые отражают упрощенное (иногда одностороннее или неточное, искаженное) знание о психических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которых складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе [В.Г.Крысько. С. 133]. Стереотипы этнического поведения – устойчивые, схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные всем представителям данной этнической общности. Стереотипы этнического поведения в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального (этнического) этикета [В.Г.Крысько. С. 137]. Национальные (этнические) стереотипы подразделяются на две группы: автостереотипы (оценочные суждения о своем народе) и гетеростереотипы (оценочные суждения о других народах).
Межэтнические конфликты – конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов; конфронтация двух или нескольких этносов. Этнический конфликт всегда представляет собой явление политическое [В.Л.Цветков. С. 94].

Литература:

1.     Основы этнологии. Учебное пособие / Под ред. Проф. В.В.Пименова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 7 – 90.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г.Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. Учеб. Пособие для студентов вузов / Т.Г.Стефаненко. М.: Аспект Пресс, 2008.

4.    Кожин П.М. Проблемы изучения традиций КНР. Информационный бюллетень № 32. / Отв. ред. Л.С. Переломов. – М.: Академия наук СССР; Институт Дальнего Востока, 1982.

5. Кожин П.М. Традиции в системе этноса // Этнографическое обозрение. – 1997. – № 6 (ноябрь – декабрь).

6.     Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.Г.Крысько. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

7.     Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология: Альбом схем. М.: Издательство «Щит-М», 2009.

8.     Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса/ Послесл. Н.Я.Бромлей. Изд. 3-е, испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. С. 7 – 87.

9.     Лурье С.В. Историческая этнология. 2-е изд. М., Аспект Пресс, 1998. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lyrie/index.php




1. Всякая власть преступна.html
2. Лабораторная работа 01 1
3. З КУРСУ ПОЛІТОЛОГІЯ Історія виникнення предмет функції та методи дослідження політології як на
4. тема стандартов по информации библиотечному и издательскому делу ОТЧЕТ О НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ Р
5. Мониторинг состояния атмосферы
6. ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
7. за возникающих перенапряжений может быть повреждена изоляция трансформатора с вытекающими отсюда последст
8. .П. Калашникова И.
9. на тему- ldquo;ІІМечников ~ видатний вчениймікробіологrdquo; Мечников Іл
10. то делать Это пусть философы психологи всякие там гносеологи и прочие бездельники делают как раз для них
11. Тема занятия- Острые пневмонии Продолжительность занятия ~ 69 часа Вид занятия ~ практическое Це
12. Тема 7 Политические партии и общественные объединения
13. Тема- Дослiдження трифазного кола змiнного струму
14. тема ~ це одна з компонент суспільного ладу функціями якої є виробництво і розподіл багатства
15. Норманнская теория происхождения русской государственности ее апологеты и критики
16. 1 Общие требования безопасности5 1
17. Иностранные студенты в российских вузах мотивы приезда и перспективы трудоустройства
18. This mens tht lnguge is not only prt of how we define culture it lso reflects culture.
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук
20. 301 ББК 31211 К32 Составители- канд