Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
17. Методы эмпирического познания: наблюдение, сравнение, эксперимент. Наблюдение (как средство познания дает пер-вичную информацию) это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Наблюдение - целенаправленное систематическое восприятие объекта.Процесс на-блюдения свойственен любому живому существу. Однако, для того, чтобы наблюдаемое явление стало объектом дальнейшего научного изучения, должны выполняться строгие требования к самому процессу наблюдения. А именно:1) преднамеренность. Это значит, что наблюде-ние должно вестись для решения конкретной поставленной задачи; 2) целенаправленность. Это требование означает, что внимание сосредоточено только на определенных сторонах явления; 3) планомерность и систематичность. 4) объективность; 5) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента. Только при выполнении всех этих требований одновременно наблюдаемое явление станови-тся научно зафиксированным фактом. Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, к-рые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают на-лет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция изме-рения. Измерение - есть определение отноше-ния одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты на-блюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Измерение есть процедура численного определения некоторой величины, посредством единицы измерения. Измерение предполагает наличие следующих основных элементов: - объект измерения; -единица измерения, то есть эталонный объект;- измерительный прибор; - метод измерения; - наблюдатель. Измерения бывают прямые и косвенные. Прямые - результат получается непосредстве-нно из самого измерения,косвенные - искомая величина получается математическим путем. отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Так, понятие русский является общим по отношению к понятию Иван, но в то же время понятие русский есть единичное по отношению к понятию славянин. Здесь понятие русский, есть особенное. Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным. Данные категории помогают понять процессы и явления реальной действительности и познания, в частности, проблемы, связанные с соотношением общих и специфических законов, общих законов и особенностей их действия в различных условиях. Примером этого является вопрос о соотношении общих для всех стран законов рыночной экономики и их конкретного проявления и особенности применения в разных странах. Общие законы имеют главное, решающее значение для становления нового обществе-нного строя, но действуют они в разных странах с определенными особенностями, в специфических формах, т.к. общественно-исторические условия в разных странах различны. Без использования общих законов рыночная экономика не сложится. Но при этом необходимо вскрывать и учитывать особенности каждой страны, без чего неизбежны серьезные ошибки как догматического, так и волюнтаристского хар-ра. Рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания. А именно, де-йствительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т. е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания.
|
18. Методы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, формализация и др. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Абстрагирование - метод теоретического позна-ния, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств,связей,отношений пре-дметов и одновременном выделении, фиксирова-нии одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Результат,полу-чаемый в процессе абстрагирования - абстракция. Классификация научных абстракций: Абстр-ция отождествления - образование понятий путем объединения в особый класс, путем отождествления предметов, связанных отношением типа равенства. Изолирующая абстр-ция - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными «именами», что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов (например: белизна, электропроводность и т. д.). Абстр-ция актуальной бесконечности - отвле-чение от незавершенности процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее. Абстр-ция потенциальной осуществимости -отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью человеческой жизни в прост-ранстве и времени. ИДЕАЛИЗАЦИЯ.Мысленная деятельность включает в себя особый вид абстрагирования - идеализацию, к-рая представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате идеализ-и могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Пример идеализ-и- широко распространенная в механике «материальная точка», к-рая подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект удобен при описании движения. Идеализация важна для реализации специфического метода теоретического познания - мысленного эксперимента. В мысленном эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится в его сознании, т.е. чисто умозрительно. Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Эйнштейна и др ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании научных теорий. Целесообразность использования идеализации как метода исследований определяется следующими положениями: - когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического; - когда необходимо исключать некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без к-рых он существовать не может, но к-рый затеняет сущность протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение; - когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный хар-р и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры изменяются, что объясняется условиями того или иного процесса. Переход количественных изменений в качестве-нные и наоборот. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (меры) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот Их единство - это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием "скачок" - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Скачок не-льзя представить в виде какого-нибудь мгновения, разового акта. Это временной интервал коренных изменений, к-рые проявляются в несовместимости старых элементов и форм, их организации с новыми условиями функционирования систем (вещей). Важной характерис-тикой является то, что скачок является всеобщей формой развития. А это приводит к разнообразию скачков, к-рые бывают частными и общими. Первые связаны с изменениями отде-льных элементов, сторон и свойств, другие - с переходом всей системы в новое качественное состояние. В общем, развитии выделяются такие виды скачков, как эволюция и революция. Эволюция (- развертывание) означает постепенность количественных изменений при сохранении основного качества. Революция (поворот, переворот) обозначает остановку посте-пенности в развитии, ломку старого. Эволюция и революция взаимосвязаны, образуют единство. Однако нельзя абсолютизировать ни одну из этих форм развития. |
19. Категория качества, количества, меры, их взаимосвязь. Будучи важнейшим универсальным законом объективного мира, закон взаимосвязи кол-ва и кач-ва является также одним из основных принципов диалектич-го метода, всеобщим законом познания. Объективная сторона данного принципа - реальное существование диалектически сложной системы развивающихся, взаимодействующих отношений, процессов, явлений и т.д. каждое из к-рых имеет две стороны: качественную и количественную. Движение материи было бы невозможным, если бы она являлась чем-то неделимым. Дифференциация материи определяется разнообразием вещей и явлений. В данном случае появляется необходимость отграничить, отличить вещь от другой, что можно сделать с помощью категории качество.Во взаимодействии вещи проявляют свои свойства. Свойство и есть то, что позволяет выявить качество, но характеризует только какую-то одну сторону вещи, единого целого. Однако каждая вещь обладает множеством свойств. Поэтому целостной характеристикой вещей является не свойство, а качество. Качество - философская категория, к-рая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих специфических свойств. Качество выражает относительную устойчивость предметов и явлений. Качество - это: 1) внутренняя определенность предмета, к-рая указывает на его границы; 2)то, что неотделимо от бытия вещей, предметов; 3) интегрированная совокупность свойств. Качество имеет свою противоположность - категорию количества.Количество - это философская категория, к-рая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, к-рое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования. Количество выражает: 1) дифференцированность предмета на множество примет; 2) степень отличия свойств предме-тов и явлений; 3) подобие (однородность) вещи, предмета с другими вещами. Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера - это философская категория, к-рая определяет интервал количественных изменений, в границах к-рого основное качество остается прежним. Мера - одна из ФОРМАЛИЗАЦИЯ Под формализацией понимается особый подход в научном познании, к-рый заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Ярким примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений, к- рые основываются на соответствующих содержательных теориях. Для построения любой формальной системы необходимо: 1. задать алфавит, то есть определенный набор знаков; 2. задать правила, по к-рым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»; 3. задать правила, по к-рым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам. В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка. Достоинства этой системы: - возможность проведения в ее рамках исследования объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту; обеспечение краткости и четкости записи научной инф-ции, что открывает большие возможности для оперирования ею. ИНДУКЦИЯ и ДЕДУКЦИЯ Индукция (наведение, побуждение) есть метод познания, ясно выявляющийся на формально ло-гическом умозаключении, к-рое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к об-щему. Индукция,широко применяемая в научном познании, обнаруживая сходные признаки, свойства многих объектов, делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса.Различают следующие виды индукции: Неполная индукция. Общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех предметов класса. Полная индукция. Вывод об общем классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Эмпирическая индукция. Рассуждение, основанное на непосре-дственном (опытном) исследовании элементов относительно небольшого и регистрируемого множества. Популярная индукция. Установление повторяемости признаков у некоторых явлений класса путем их простого перечисления. Научная индукция. Установление повторяемости признака у некоторых явлений класса на основе обнаружения причинной зависимости этого признака от определенных свойств явления. Родоначальником классического индуктивного метода познания является Бэкон, но он трактовал ее очень широко, как универсальный метод познания природы. На самом деле методы научной ин-дукции служат главным образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. Дедукция (выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.В науке Нового времени основным пропагандистом дедуктивного метода был крупнейший французский математик и философ Р.Декарт. Декарт односторонне преувеличивал значение интеллектуальной стороны за счет опы-тной в процессе познания истины. В реальном процессе научного познания индукция и дедукция не используются изолированно друг от друга, а каждый метод применяется на соответствующем этапе исследования. |
20. Категории единичного, общего и особенного, их роль в познании. Для начала следует дать определение понятию отдельного, без к-рого трудно разобраться в соотношении единого и общего. Отдельно - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Так, например, дерево береза есть отдельное. Ей свойственны единичные черты и признаки, присущие только ей и отличающие ее от всех других берез. Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, к-рые есть и у всех других берез, т.е. она обладает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного, то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством переходов связано с другого рода единичным. Например, Иван - человек. Иван уникален, неповторим, хотя бы по отпечаткам своих пальцев. Но он носитель тех черт, к-рые присущи всем людям, в частнос-ти, конкретному Петру. С другой стороны, всякое общее есть частичка, сторона единичного. Понятие береза отражает и то, что присуща каждой березе (цвет коры, узоры листьев, генетический год и т. д. ). Общее так же объективно, как и единичное. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явле-ний, поэтому имеет различную степень общности. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитающее, животное, живое существо, материальное образование. Предельно широкое общее называется всеобщим. Вывод: единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее, по отношению к меньшей общности и в то же время проявляет себя как едини-чное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенной. Таким образом, особенное Сравнение - установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или более предметам или явлениям.К сравнению также предъявляются два требования: - сравниваться должны лишь такие явления, между к-рыми может существовать объективная сущность. - для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (для данного явления) признакам. С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя путями - непосредственным результатом сравнения (первичная информация) либо обработкой данных сравнения (вторичная информация). Сравниваются объекты либо непосредственно между собой: качественная оценка, типа “бо-льше меньше”, “громче тише”, либо с третьим предметом “эталоном” (“шкалирование”). Такой вид сравнения называется измерением. Все три этапа наблюдение, сравнение и измерение служат для изучения любого явления природы. Однако изучение при их помощи является пассивным, когда исследователь не вмешивается в изучаемое явление либо в течение процесса. Но изучение может быть и активным, когда исследуемый объект подвергается определенному воздействию со стороны исследователя. В последнем случае речь идет об эксперименте. Эксперимент это такой метод научного исследования, к-рый пре-дполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон в специально созданных условиях. Эксперимент это: 1) изучение явлений в чистом виде; 2) исследование свойств объекта в специально подобранных («экспериментальных») условиях; 3) повторяемость явления. К эксперименту обращаются, когда пытаются обнаружить те или иные предполагаемые сво-йства, проверить правильность теоретических построений, продемонстрировать явление (в учебных или иных целях).Эксперименты осу-ществляются либо с самим объектом (“натурные”), либо с моделью (“модельные”). |