Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
17. Специфика художественного текста: основные признаки и категории. Типология художественных текстов. В качестве сущностных признаков художественной коммуникации чаще всего называют: 1) отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека; 2)наличие эстетической функции;3) имплицитность содержания (наличие подтекста); 4) установка на неоднозначность восприятия; 5) установка на отражение нереальной действительности (художественные тексты представляют не модель реальной действительности, а сознательно конструируемые возможные модели действительности). Признаки художественного текста (полисемантичность, полифункциональность, антропоцентричность, образность, диалогичность, риторичность, отрицательная энтропия, наличие стилевой доминанты и др.). Структура художественного текста: системная организация (параллелизм, сцепление, изоморфизм) и нарушение системы (эффект обманутого ожидания, отстранение, актуализация, выдвижение). Нарушения системности как смысловые доминанты.
Основные категории (образ автора, точка зрения, хронотоп и др.) художественного текста.
Образ автора идейно-композиционный стержень художественного произведения, вокруг которого организуются его языковые и композиционные элементы, благодаря которому они приобретают целесообразность и своё идейно-эстетическое назначение (В. В. Виноградов).
Орнаментальная проза основана на ассоциативно-метафорическом типе связи; проза «украшенная», с «системой насыщенных образов», с метафорическими красивостями (Н. Лесков, А. Ремизов, Е. Замятин, А. Белый); гипертрофированное ощущение формы, когда слово становится предметом лингвистического эксперимента (Н. Валгина). Приемы создания орнаментальной прозы (Л. А. Новиков ): обращение к простонародной стихии языка (Н. Лесков); чрезмерная метафоричность, образность (ранний М. Горький); повышенная эмоциональность, доходящая до восторженности (фрагменты текстов Н. Гоголя); тяготение к словотворчеству (А. Белый).
Сюжет события в их последовательности, движении, развитии, как они изложены в произведении.
Точка зрения 1) мнение, определенный взгляд на вещи, особые оценки и интонации, то или иное отношение к чему-л. (М. Бахтин); 2) некая условная точка в пространстве и времени, с которой автор или рассказчик видят всё изображаемое (А. Горшков).
Фабула совокупность изображаемых в произведении событий.
Хронотоп времяпространство, неразрывная связь времени и пространства в художественном тексте и концептуальной картине мира.
Категории текста: 1. Образ автора. "Образ автора - это субъект повествования, который сам творит действительность произведения, это намеренно избранная писателем позиция, находясь на которой он получает наилучшие возможности для воплощения идейного замысла своего произведения, это определенная точка зрения, создающая единство самобытного нравственного отношения писателя к предмету. "Образ автора" объединяет все элементы смысла и стиля художественного произведения в текстовое целое. Автором определяется слог, манера речи, отбор лексики, сама структура повествования и даже более того, - способы характеристики действующих лиц, изображения пейзажа и т.д., то есть образ события - сюжет и образы героев порождаются автором. 2. категория времени и пространства Известно, что ощущение времени для человека в разные периоды его жизни субъективно: оно может растягиваться или сжиматься. Такая субъективность ощущений по-разному используется авторами художественных текстов: мгновение может длиться долго или вовсе остановиться, а большие временные периоды промелькнуть в одночасье. Художественное время это последовательность в описании событий, субъективно воспринимаемых. Такое восприятие времени становится одной из форм изображения действительности, когда по воле автора изменяется временная перспектива. Причем временная перспектива может смещаться, прошедшее мыслиться как настоящее, а будущее предстать как прошедшее и т.п. Категория времени в художественном тексте осложнена еще и двуплановостью это время повествования и время события. Поэтому временные смещения вполне закономерны. Удаленные по времени события могут изображаться как непосредственно происходящие, например, в пересказе персонажа. Временное раздвоение обычный прием повествования, в котором пересекаются рассказы разных лиц, в том числе и собственно автора текста. Пространство так же, как и время, по воле автора может смещаться. Художественное пространство создается благодаря применению ракурса изображения; это происходит в результате мысленного изменения места, откуда ведется наблюдение: общий, мелкий план заменяется крупным, и наоборот. Типология текстов. Структурные типы текста Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Поэзия В общем случае, стихотворение это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Типы текста: -Повествование, в котором повествуется(рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности ; - Описание, для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т.к. описывается какой-либо предмет, явление, человек; -Рассуждение, оно имеет определенную структуру:1) Тезис(утверждение!); 2) Доказательства этого утверждения; 3)Вывод.Многие лингвисты при классификации художественных текстов пользуются традиционным разделением литературы на три жанра лирику, эпос и драму, каждый из которых предполагает выделение разновидностей того или иного жанра.