Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
№26. Римско-католическая церковь и каноническое право.
Церковь до XI в, находилась еще не под контролем римского папского престола, а под эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной властью. Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и, притязаний римских пап, на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально раскол вытекал из расхождений по чисто религиозным вопросам в основе раскола лежали, прежде всего, политические противоречия борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.
Возрастающий авторитет римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих. Он имей под собой и созданную мощную и централизованную церковную организацию. Большую политическую силу папе придавали различные монашеские, а позднее Духовно-рыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные объединения, уставы которых утверждались папством.
В XI-XII вв. римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную над территориальную и общеевропейскую теократическую монархию.
Наибольшего могущества в качестве самостоятельного политического института в западноевропейском обществе католическая церковь добивается в XIII в. при папе Иннокентии III, установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену так называемой духовной инвеституры, т.е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц и вручать им символы духовной власти.
Особый политический симбиоз церкви и государства в Западной Европе в средние века имел своим результатом создание целой системы специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианского вероучения, бороться с еретиками, - инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных доказательств (ордалии и др.), пытались внести рациональное начало в уголовном процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств и т.п.). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого и т.д., что явно выходило за рамки складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе типа политико-правовой культуры.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в среднее века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.
Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов:
Источники канонического права восходят в раннехристианской литературе.
В XI XII вв. в период "папской революции" складывается "новое право". Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельного права системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право". Главным источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах. Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана ("Гармония не согласующихся канонов"), в котором были сведены воедино около 3800 канонических текстов. В последующем знач. вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путем толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).
В XII XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права. Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д. В каноническом праве содержаться нормы, которые относились к уголовному праву (предусматривался список епитимий, налагающийся за убийство, ложную клятву…). Рассматривались брачно-семейные отношения, наследственное право, обязательственное.